Доклад на тему пластические свойства материалов глина тесто пластилин

Обновлено: 17.05.2024

Пластили́н — материал для лепки. Ранее изготавливался из очищенного и размельченного порошка глины с добавлением воска, животных жиров и других веществ, препятствующих высыханию. В настоящее время при производстве пластилина используют также высокомолекулярный полиэтилен (ВМПЭ), поливинилхлорид (ПВХ), каучуки и другие высокотехнологичные материалы. Поэтому в отличие от гипса или глины, пластилин пригоден для многократного употребления и длительной работы с перерывами. Это качество делает пластилин удобным в учебной практике, в любительских занятиях лепкой. Окрашивается в различные цвета. Служит для выполнения фигур эскизов для скульптурных работ, небольших моделей, произведений малых форм. Поначалу пластилин изготавливался только в сером цвете, но и в таком варианте приобрел невероятную популярность. Ведь в отличие от глины, он не лип к рукам, не твердел на воздухе, был абсолютно безвреден и к тому же срок его годности был не ограничен. Благодаря этим свойствам, и сейчас пластилин используют не только дети, но и взрослые для создания объемных картин и даже мультфильмов.

Основное свойство это, конечно же, пластичность.

Существуют несколько видов пластилина:



3. Шариковый пластилин, состоящий из маленьких поролоновых шариков, соединенный клеевыми нитями. Он не липнет к поверхностям и рукам, не пачкает и также может застывать на открытом воздухе.

4. "Умный пластилин", который может принимать любую форму, тянуться, магнититься и рваться. Его используют для укрепления пальцев и мышц рук.

5. Отскакивающий пластилин, который после непродолжительного разогрева в руках при бросках отскакивает от поверхности. Его любят дети, которые не только лепят, но и играют со своими поделками.

6. Скульптурный пластилин отличается от обычного, в первую очередь, тем, что его пластические свойства выше. Цвета схожи с природными оттенками. Можно, например, слепить из него маску, по цвету схожую с естественным оттенком кожи, или фруктовые и овощные плоды.


7. Плавающий пластилин.Очень похож на самый обычный пластилин, но он мягкий и как по мне, даже мягче чем обычный мягкий пластилин. Еще один нюанс его это то, что если его поддержать над горячей водой или опустить, то он начинает "плавится" . Этот пластилин действительно плавает. То на сколько он будет хорошо плавать зависит от самого изделия.


Достоинства пластилина

Пластилин является популярным материалом для лепки. Поделки из пластилина имеют ряд преимуществ по сравнению с глиняными изделиями. Гина - быстро сохнет, а пластилин – не сохнет и не твердеет.

1. Глина – крошится, растрескивается, а пластилин – нет.

2. Глина – теряет свои качества при длительном хранении, а у пластилина – срок годности не ограничен.

3. Глина - бесцветный материал, а пластилин – цветной.

4. Глина – сильно прилипает к рукам, а пластилин – не прилипает.

5. Глина - могут жить там разные червячки и их личинки, а пластилин – экологически чистый, безвредный.

· легко разрезаться пластмассовым ножичком;

· быстро согреваться в руках и становиться мягким;

· не крошиться, но и не размазываться;

· легко отмываться с рук теплой водой.



тогда как другой претендент на авторство в Великобритании- Уильяма Харбутт запатентовал в 1899году изобретённую им в двумя годами ранее не засыхающую глину

Существует ещё одна версия создания пластилина, согласно которой это вещество придумал Джо Маквикерр. Первоначально пластилин должен был использоваться для очистки обоев от пятен. Родственница Маквикера, работающая в детском саду, получив посылку с пластилином, показала его детям, которые по достоинству его оценили. И через некоторое время пластилин стали использоваться повсеместно, вытеснив глину, которой раньше отдавалось предпочтение ином.


Для многих детей этот материал превращается из хобби в настоящее творчество. Пластилин оказался настолько удачным материалом, что, начиная с двадцатого века, ни один скульптор уже без него не обходился. Так, например, восстановление знаменитой янтарной комнаты в Царском Селе мастера начинали с того, что вылепили ее из пластилина в натуральную величину. Да, именно в натуральную величину!



Известный голландский дизайнер Маартен Баас умело и с интересом создает и выставляет на всеобщее обозрение пластилиновую мебель и муляжи бытовой техники: стулья, столы, вентиляторы и радиоприемники.


Испанская художница Ирма Грюнхольз делает из пластилина реалистичные объемные картины-сюжеты.




Лепка из пластилина отлично подходит как и для детского, так и взрослого творчества. В процессе лепки дети и взрослые учатся быть старательными, аккуратными, внимательными, усидчивыми и изобретательными. Лепить из пластилина очень полезно еще и потому, что это развивает координацию движений и мелкую моторику, фантазию и творческое мышление.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Пластичные материалы на уроках ИЗО и технологии

Лепка - один из видов изобразительного искусства, создание скульптуры из мягких материалов. Этот вид искусства доступен для занятий как в детском саду и школе, так и в клубной работе. Занятия по лепке способствуют формированию умственных способностей детей, расширяют их художественный кругозор, содействуют формированию творческого отношения к окружающему миру.

Н.М. Конышева выделяет следующие основные задачи, которые необходимо решать на уроках лепки в начальной школе: развитие творческих способностей учащихся; эстетическое воспитание; воспитание трудолюбия; развитие умения наблюдать предметы окружающей действительности, выделять главное, наиболее характерное; художественное просвещение детей, развитие у них интереса к искусству; развитие трудовых умений и навыков.

Различают следующие виды пластичных материалов.

Пластилин (итал. — пластический) изготавливается из очищенного и размельченного порошка глины с добавлением воска, сала и других веществ, препятствующих высыханию. Окрашивается в различные цвета. Служит для выполнения фигур эскизов для скульптурных работ, небольших моделей, произведений малых форм.

Пластилин — прекрасный пластический материал, позволяющий учащимся начальной школы лепить разнообразные объемные предметы. В процессе лепки дети получают практическое представление о пропорциях, форме и соотношении предметов. В то же время лепка является активным средством эстетического воспитания школьников. Она развивает координацию движений рук и пальцев. На занятиях лепкой у школьников формируется способность объемного видения предметов, осмысливаются пластические особенности и формы, развивается чувство цельности композиции.

Для лепки фигурок хорошо подходит пластилин отечественного производства, который достаточно липкий, чтобы вылепленные детали склеивались между собой. Единственный его недостаток в том, что он не очень пластичен. Перед тем как начать лепить, его нужно долго разминать в руках, чтобы сделать мягче. Маленьким детям это не под силу.

Восковой пластилин — предназначен для еще не окрепших детских рук. За счет своей восковой основы он мягче и пластичнее обычного и безопасен при использовании по назначению. Кусочки воскового пластилина хорошо прилипают друг к другу. Восковой пластилин отлично подходит для изготовления пластилиновых панно.

Шариковый пластилин — состоит из маленьких шариков, соединенных между собой клеевым раствором, его структура отлично скрывает небольшие неровности на детских поделках.

Плавающий пластилин — не прилипает к рукам, хорошо смешивается, не высыхает и плавает, если вылепленная фигура имеет плоское и широкое основание и детали распределены сбалансировано.

Глина — мелкозернистая осадочная горная порода, пылевидная в сухом состоянии, пластичная при увлажнении. Глина – это природный материал, который встречается повсеместно, легко обрабатываемый, долго сохраняющий форму изготовленного изделия. Самый древний материал для лепки. Для уроков труда в начальных классах по работе с глиной необходимо: глина, блюдце с водой, подкладная доска, стеки, тряпочки для рук для каждого ученика. Занятия проводятся в классе или обычной комнате.

Чтобы придать изделию прочность, поделки из глины нужно обжигать минимум при 900 °С, т.е. в специальных печах для обжига. Если просто высушить изделие из глины, оно, конечно, затвердеет, но будет очень хрупким. Так что если необходимо сохранить поделку, то можно облить ее клеем ПВА. Он чуть впитается, высохнет, станет прозрачным и блестящим и сделает игрушку не такой хрупкой.

Глина служит хорошим материалом для изготовления игрушек и поделок на уроках труда и внеклассных занятиях. Это прекрасный пластический материал, позволяющие учащимся лепить разнообразные объемные предметы.

На уроках труда, посвященных работе с глиной, дети учатся объемно лепить посуду, овощи, фрукты, животных, растения и т.п. Лепить ученикам легче, чем рисовать. Наблюдения показывают, что после лепки сложных объемных форм животных и зверей ученики уверенно и даже по памяти изображают их на плоскости.

Лепить можно различными способами: раскатыванием, оттягиванием, налепливанием, штамповкой, продавливанием.

Методов лепки – два.

Первый метод – изучение внешнего строения объекта: определяем упрощенную форму его основной массы – туловища. Затем придаем пальцами глине приблизительную форму туловища и сохраняя ее способом оттягивания, лепим сначала приблизительно, а затем точнее – форму головы, хвоста, конечностей. Во время лепки обращаем внимание на соотношение размеров головы, хвоста, конечностей, туловища. Обучать таким методом лепке сложных форм, безусловно, трудно.

Поэтому можно пользоваться другим методом: он заключается в пропорциональном делении предназначенной для лепки массы глины на все главные части объекта, который предстоит лепить. От точного определения массы тут зависит многое: экономия материала, точность изготовления. Последовательность лепки вторым методом такая:

1. Изучение внешнего строения избранного для лепки объекта.

2. Определение массы глины для лепки всего объекта и его пропорциональное расчерчивание и разрезание на части.

3. Упрощенная лепка формы туловища, головы, конечностей до доступных детям объемных форм, лепка всех частей.

4. Сборка и выполнение детализации.

Таким образом, обобщая вышесказанное, можно сделать вывод о том, что процесс работы с природным материалом глиной является мощным источником всестороннего развития личности ребенка.

В первом классе учащиеся уже познакомились с основным свойством этих материалов – пластичностью, которое позволяет использовать их для лепки. Во втором классе целесообразно изучать состав и свойства глины, сравнивая ее с кварцевым песком.

Нужно провести опыт, в ходе которого дети рассмотрят комочек сухой глины и сухой песок, определят их цвет, затем разотрут эти материалы в ладонях и сделают вывод, из чего они состоят: глина – из мельчайших пылинок, песок – из отдельных крупинок. Кроме того, наблюдение покажет, как изменяется пластичность глины и песка при увлажнении, что происходит с ними после высыхания: они становятся темнее, глина превращается в пластичную массу, а крупинки песка только слипаются между собой.

Рассказать ученикам, что сухая глина бывает разных цветов: белого, серого, коричневого, красного и даже черного.

Сырая глина и песок могут принимать любую форму, так как они обладают пластичностью. Но глина более пластична, чем песок: после сушки глина затвердевает и не меняет обретенной формы, песок же рассыпается на отдельные частички.

Второклассники осваивают простейшие приемы декоративной отделки изделий из глины – рельефную (тиснение, лепные узоры) и роспись.

Тиснение осуществляют пальцами и с помощью различных штампиков, пробойников. Лепные украшения (жгуты, шарики, бусины и т.д.) делают пальцами. Расписывают глиняные изделия в начальных классах наиболее доступной росписью гуашью с добавлением клея ПВА.

Роспись изделия осуществляется после того, как оно полностью готово. Если работа над изделием продолжается несколько дней, то глину надо опрыскивать водой, покрывать мокрой тканью и заворачивать в целлофановую пленку.

Сушка – очень сложный процесс. Сначала изделие сушат под навесом 2–3 суток без сквозняков, а затем обжигают в русской печи, в горнах или на костре. Обжиг должен осуществляться только с помощью учителя и под его контролем. Оценивая работы учащихся, нужно обратить внимание на их оригинальность, соответствие образу, чувство меры в декоративной отделке и ее соответствие форме и назначению изделия, а также степень самостоятельности при выполнении изделия.

Пример: Лепка Дымковской или Филимоновской лошадки из глины

Ход выполнения работы.

Чтобы слепить игрушку лошадки, надо разделить кусок глины на две части (рис. 2).

Из первого куска мы слепим туловище и ноги (рис. 3).

Второй кусок (рис. 2 б) поделим на две неравные части (рис. 6),

из большого куска (рис. 7) сделаем шею и голову.

У Дымковской лошадки вытягиванием и прищипыванием сделаем гриву. Из второй части (рис. 6 б) – сделаем хвост.

И так, раскатаем первый кусок в виде цилиндра, оба конца разрежем стеком 1/3 куска пополам (рис. 3).

Затем придать форму дуги, т.е. поставить туловище на ноги (рис. 5).

Начинаем работать со вторым куском глины (рис. 2 б)

делим его на две неравные части (рис. 2).

Из большего куска делаем шею лошадки (рис. 7),

не забывайте у Филимоновской лошадки шея гораздо длиннее (рис. 7), чем у Дымковской,

вытягиваем голову лошадки, оттягиваем ушки и гриву у дымковской лошадки.

Напоминаю – голова и шея лепиться из одного куска глины. Смачиваем туловище и шею водой и соединяем части, тщательно заглаживаем место соединения (рис. 8).

Меньшую часть глины раскатываем в виде конуса и делаем из него хвост лошадке (рис.9).Если вы считаете что кусок глины больше нормы, оторвите лишнюю глину, и наоборот, если глины не хватает, то нужно добавить.

hello_html_m3a678c2a.jpg

hello_html_m1b908f0f.jpg

Пластилин-глина, или паста для моделирования — пластичная, приятная на ощупь, легко разминающаяся. По своим свойствам похожа на глину, но имеет одно существенное отличие — паста отвердевает на воздухе и не требует обжига.

Соленое тесто для лепки можно купить, а можно приготовить самостоятельно. Тесто для лепки мягче пластилина, поэтому оно лучше подходит для учащихся 1—2 классов. Дети могут использовать формочки для теста и скалку. При высыхании тесто твердеет. Можно лепить из неокрашенного теста, а получившиеся фигурки раскрашивать. Можно подкрашивать тесто при его замесе.

Масса для лепки — мягкая, легкая, бархатистая, приятная на ощупь. По пластичности ее можно сравнить с жевательной резинкой, она хорошо растягивается, но не прилипает к рукам. Кусочки массы разных цветов можно смешивать. Поделка такой массы высыхает на воздухе в течение 6 — 8 ч.

Масса для лепки, не достигшая полного высыхания (наступает за 12 ч), способна восстанавливаться — для этого ее надо сбрызнуть водой из пульверизатора (некоторые оборачивают влажной тканью) и герметично закрыть. Так же советуют поступать для исправлений при изготовлении поделок.

1. Поскольку существует множество разновидностей пластичных материалов, есть широкие возможности развития воображения и художественного вкуса у детей. Использование всего богатства материалов не является насущной потребностью в начальной школе. Тем не менее, будущему учителю необходимо ориентироваться в них для обучения детей на кружковой работе.

Скульптура — один из видов искусства, создание объемных произведений (так называемых круглых скульптур — статуй, бюстов и прочих рельефов). Скульптуру, выполненную из твердого материала, называют ваянием, из мягкого — лепкой.

Все дети любят играть и у каждого ребенка есть любимые игрушки. Чем старше становится ребенок, тем больше ему хочется не просто играть игрушками, но и самому творить и создавать что-то новое. Поэтому дети старшего возраста увлекаются разными творческими направлениями: рисование, вышивание, вырезание из дерева, лепка и прочие. Творчество развивает фантазию, мышление, разные умения и навыки.


Лепка - одно из направлений творчества, которое известно всем детям. Слепить можно что угодно, даже новую игрушку. Многие ребята лепили из пластилина ещё в детском саду и знают, какой это интересный процесс. Пластилин очень пластичный и лепить из него просто, но он оставляет следы на мебели и теряет форму при нажатии. Поэтому слепленные из пластилина фигуры не пригодны для игр. Игрушки из пластилина быстро приходят в негодность.

Актуальным становится вопрос: А можно ли научиться создавать своими руками новые игрушки, занимаясь лепкой? В данной работе мы рассмотрим разные варианты лепки для получения пригодных для игр игрушек.

Цель данной работы выяснить, можно ли использовать результаты лепки для активных игр, то есть из какого материала лучше лепить и как сделать слепленную фигурку прочной и долговечной. Дополнительно необходимо узнать, насколько такое творчество полезно и безопасно.

Гипотеза исследования: Слепленные фигурки могут быть пригодны для игр, если:

1. Заморозить пластилиновые фигурки;

2. Использовать для лепки материал, который затвердевает.

Для реализации поставленной цели нами были выдвинуты следующие задачи:

В теоретической части:

1. Дать определение лепки и описать её пользу.

2. Перечислить и описать разные материалы, которые можно использовать для лепки, а также их основные свойства.

В исследовательской части:

3. Провести социологический опрос учеников 1 класса, проанализировать результаты опроса и выяснить актуальность выбранной темы.

4. Провести эксперимент, подтверждающий первую гипотезу (заморозка пластилина).

5. Провести сравнительный анализ описанных в теоретической части материалов и выбрать наиболее подходящий материал для создания игрушек.

6. Провести опыт по созданию игрушки из выбранного материала в домашних условиях. Подтвердить вторую гипотезу (о выборе материала).

7. Провести наблюдение за тем, что станет со слепленными игрушками с течением времени.

8. Проанализировать результаты исследования, сделать выводы

9. Оформить результаты исследования и создать презентацию.

10. Рассказать одноклассникам о своих исследованиях и предложить самый интересный вариант создания игрушек своими руками.

Методы исследования,использованные в работе:

· Наблюдение и опыты;

Теоретическая часть

Польза лепки.


Лепка — придание формы пластическому материалу (пластилину, глине, пластике и др.) с помощью рук и вспомогательных инструментов — стеков и т. п.

Польза лепки для умственного развития:

• Когда ребенок разминает пластилин (или другой материал) в руках, создает из него детали разных форм, присоединяет их друг к другу, сплющивает, вытягивает, развивается мелкая моторика рук. Научно доказано, что она напрямую влияет на развитие речи ребенка, координацию движений, память и логическое мышление.

• Когда ребенок концентрируется на своем занятии, он учится терпению и усидчивости.

• Когда он создает из стандартных кусочков пластилина новые формы или смешивает цвета, развивается образное, абстрактное и логическое мышление, проявляются творческие способности.

• Когда ребенок двумя руками катает шарик или колбаску, у него работают оба полушария мозга, укрепляются межполушарные связи, что, в свою очередь, способствует развитию внимания и саморегуляции.

• Лепка по образцу развивает память, способность сопоставлять факты и образы, логическое мышление, терпение, умение собраться, сосредоточиться, довести начатое до конца и оценить полученный результат, сравнив его с оригиналом.

• Когда ребенок лепит то, что сам придумал, развивается воображение, творческие способности и образное мышление.

Для здоровья и эмоционального состояния

• Занятия лепкой благотворно влияют на нервную систему, психическое и эмоциональное состояние ребенка.

• Регулярные занятия спокойными играми способствуют нормализации сна и понижению чрезмерной активности, уменьшают возбудимость и раздражительность.

• При необходимости, лепка помогает детям невербально выразить существующие внутренние конфликты и противоречия.

• Занятие лепкой связано с целой гаммой чувств: от тактильных ощущений, восприятия цвета и запаха до сложных внутренних состояний — волнения, интереса, радости от того, что все получается, и огорчения, если ожидания не совпадают с результатом.

• Произведения, которые создает ребенок, помогут взрослым разобраться в его духовном состоянии и оценить наличие эмоциональных или личностных проблем.

• Создавая очередную фигурку или картину из пластилина, ребенок может расслабиться, снять напряжение, успокоиться и избавиться от плохого настроения.

• Для маленьких мечтателей лепка становится своеобразным мостом из мира собственных фантазий в реальную жизнь. Она помогает принять существующий мир и свыкнуться с его несовершенством.

• Психологи активно используют лепку как одно из направлений арт-терапии, которая обращается к внутренним скрытым самоисцеляющим ресурсам ребенка.

• Опыт создания шедевров из обычных материалов убеждает ребенка в его значимости и нужности, учит смотреть на вещи под другим углом и находить оригинальные решения даже в самых безвыходных ситуациях.

Для развития личности

• Лепка — простой и эффективный способ выявить скрытые способности и развить естественные навыки ребенка, продемонстрировать ему собственную уникальность и творческое начало.

• Лепка знакомит детей с понятиями формы и цвета.

• Работа с материалом, которому при желании можно придать любую форму, а потом, если нужно, изменить эту форму на новую, развивает у ребенка уверенность в собственных силах, ответственность и любознательность. Он экспериментирует, забыв о том, что что-то может не получиться.

• Ребенок учится новому и пытается осознанно использовать свое умение для достижения нужного результата.

• Помимо основных моторных навыков, лепка развивает целеустремленность, усидчивость и аккуратность.

• Работая над объёмными образами, дети изучают характерные особенности предметов, уточняют детали, осмысливают основные качества объектов. У них формируются знания о свойствах и законах окружающего мира, тренируется зрительное восприятие.

• Лепка играет существенную роль в эстетическом воспитании ребенка и развитии у него чувства прекрасного.

Материалы для лепки. Свойства и использование.

Лепить можно из различных материалов: пластилина, природной глины, полимерной глины, клеевых смесей(холодный фарфор), соленого теста. Далее рассмотрим описанные материалы и расскажем их свойства и особенности.

Природная гли́на — мелкозернистая осадочная горная порода, пылевидная в сухом состоянии, пластичная при увлажнении. Свойства глины: пластичность, огнеупорность, спекаемость, водонепропускаемость. Природная глина имеет красновато-коричневый цвет, добывается с поверхности Земли.

Благодаря сочетанию таких свойств как пластичность и спекаемость глину начали использовать ещё в древности, когда не было бумаги и папируса, и используют до сих пор.


Глина использовалась как один из первых материалов для книг. Около 3500 лет до нашей эры люди писали на плоских глиняных табличках, которые назывались туппумы. На увлажненные таблички наносились надписи, рисунки специальными палочками, а затем таблички высушивались на солнце или обжигались в огне. Готовые таблички одного содержания укладывались в определенном порядке в деревянный ящик — получалась глиняная книга. До сих пор археологи находят древние письмена, сохранившиеся на глиняных табличках. То есть запеченая глина может храниться несколько тысяч лет. (см.Приложении 5).

Глина всегда была доступным и дешевым материалом, поэтому гончарное дело всегда было популярным ремеслом. И сейчас мы каждый день кушаем из керамических тарелок, основой которых также является глина. Из глины производят кирпичи, трубы, черепицу и проч. Глина - самый пластичный природный минерал на Земле.


Пластилин - материал для лепки, созданный в конце 19-го века. Ранее изготавливался из очищенного и размельченного порошка глины с добавлением воска, животных жиров и других веществ, которые не давали глине высохнуть и затвердеть. В настоящее время при производстве пластилина используют также высокомолекулярный полиэтилен, поливинилхлорид , каучуки и другие высокотехнологичные материалы. Окрашивается в различные цвета. Служит для выполнения небольших фигур и моделей, а также для эскизов скульптурных работ. Бывает твердый и мягкий пластилин. Но любой вид обладает высокой пластичностью, и такими недостатками, как:

· Выцветание на свету;

· Расплывание на жаре;

· Загрязнение рук вследствие работы с пластилином;

· Некоторые виды пластилина горят.


Холодный фарфор

В основе холодного фарфора - любой крахмал и столярный клей. Крахмал и клей смешиваются, добавляется акриловая краска, для придания смеси нужного цвета и длительное время смесь разминается. Через некоторое время смесь становится пластичной и из нее можно лепить. На воздухе такая смесь застывает. Хранить смесь можно только в закрытом пакете, в который не проникает воздух.

Холодный фарфор не нужно запекать и застывший фарфор уже не тает и не деформируется. Но изготовление смеси требует достаточно много времени и опыта, самостоятельно сделать смесь ребенку очень сложно. Иногда смесь может сильно липнуть к рукам. А также смесь плохо храниться и перед каждой лепкой нужно готовить новые смеси.

Соленое тесто. готовится из муки, соли и воды, окрашивается с помощью пищевых красителей или красок. Оно абсолютно безопасно для детей, но даже после запекания может деформироваться. хранить тесто нельзя, перед каждой лепкой необходимо замешивать новое тесто. В отличие от современного пластилина, цвета слоеного теста не такие яркие и разнообразные.


Полимерная глина для лепки или пластик - пластичный материал для лепки небольших изделий (украшений, скульптур, кукол и др.) и моделирования, затвердевающий при нагревании до температуры 100-130°C. Иногда полимерной глиной называют самозатвердевающие массы, которые не нужно запекать. В составе полимерной глины нет природной глины, основой является поливинилхлорид(ПВХ).

Разные производители предлагают полимерную глину не только различных ярких цветов, но и с добавлением блесток, металлического отлива и проч.

Во время лепки полимерная глина абсолютно безопасна, вся продаваемая глина проходит специальные проверки. Но при запекании важно соблюдать температурный режим. Использование духового шкафа или электрической духовки не безопасно для детей, поэтому запекать необходимо только в присутствии взрослых. Но запекание происходит очень быстро (не более 15 минут). После полного остывания, фигурка становится твердой и прочной.


По толковому словарю русского языка С. И. Ожегова лепка — вид пластики — создание скульптурных произведений из пластических материалов [1]. В современной литературе по художественному творчеству лепка определяется как придание формы пластическому материалу (пластилину, глине, пластике и др.) с помощью рук и вспомогательных инструментов — стеков и т. п. Один из базовых приемов широкого жанрового диапазона станковой и декоративно-прикладной скульптуры [2]. Значение лепки для развития ребенка огромно. Это — искусство детей — очень живое, непосредственное, с реалистическим или экспрессивным отношением к действительности.

Лепка в силу своей специфики является эффективным средством познания объемно-пространственных форм действительности — важного фактора в общем развитии ребенка. В педагогическом отношении роль лепки также важна, как и других общеобразовательных предметов. В раннем возрасте она нередко представляет собой более активное развивающее начало, чем рисунок. Трехмерное изображение объемных предметов помогает школьникам познать объекты в реальной полноте их формы. Работа с материалами лепки, учащиеся расширяют круг знаний о свойствах материалов, овладевают полезными техническими навыками, тренируют руку и глаз, а пространственное мышление [3].

Лепка — самый осязаемый вид художественного творчества. Ребенок не только видит то, что создал, но и трогает, берет в руки и по мере необходимости изменяет. Разные фигурки легко объединяются в интересные композиции. С ними можно играть и показывать спектакли. А лепные картинки или интерьерные поделки очень украсят любое помещение. Все, что видит и о чем мечтает ребенок, может воплотиться в лепных образах. Так рождается особый мир — маленький, игрушечный, но как настоящий. Лепка дает удивительную возможность моделировать мир и свое представление о нем в пространстве [4].

Техника лепки — самая безыскусная, но при этом самая развивающая. В лепке синхронно работают две руки, и координируется работа двух полушарий. Лепка — это не только забавные игрушки и радость совместного общения, это и:

 координация движений обеих рук и развитие мелкой моторики;

 разнообразие сенсорного опыта (чувство пластики, формы, материала, веса);

 возможность создания объемных поделок;

 умение планировать работу и доводить ее до конца;

 богатое воображение и эстетический вкус.

В лепке, как и в любой творческой деятельности, ярко выражена направленность на конечный результат. Лепка содействует гармоничному развитию личности ребенка, помогает создавать обстановку эмоционального благополучия, обеспечивать развитие у детей способностей к эстетической деятельности. Дети лепят людей, животных, посуду, транспорт, овощи, фрукты, игрушки и другие предметы окружающего мира. Разнообразие тематики связано с тем, что лепка, как и другие виды художественной деятельности, в первую очередь выполняет воспитательные задачи, удовлетворяя познавательные и творческие интересы ребенка.

Пластичность материала и объемность изображаемой формы позволяют ребенку овладеть некоторыми техническими приемами в лепке скорее, чем в рисовании. Например, передача движения в рисунке является сложной задачей, требующего длительного обучения. В лепке решение этой задачи значительно облегчается. Ребенок сначала лепит предмет в статичном положении, а затем сгибает его части в соответствии с замыслом. Передача пространственных соотношений предметов в лепке также упрощается — объекты, как в реальной жизни, расставляются друг за другом, ближе и дальше от центра композиции. Вопросы перспективы в лепке попросту снимаются [5].

Уникальная методика лепки проста в освоении и ни с чем несравнима по воздействию на творческое развитие ребенка любого возраста. Этот вид деятельности доступен для индивидуальных и групповых занятий как в детском саду и школе, так и в клубной работе. При планировании занятий по обучению детей лепке необходимо учитывать, что на конечный результат в большей степени влияет выбор материала для работы. Какими же принципами следует руководствоваться при выборе материала?

  1. Поставленные педагогические и воспитательные цели и задачи.
  2. Учет возрастных особенностей и потребностей детей.
  3. Экологичность и доступность материалов.
  4. Технические возможности.

Каждый пластичный материал имеет свои особенности и возможности, поэтому не следует заменять их друг другом, а необходимо использовать разные материалы.

Сейчас продаются различные виды натуральной глины и гипсовый порошок, можно купить и готовые формы для отливки из гипса (делать их самим непросто). К наборам прилагаются подробные инструкции с описанием процесса работы (читайте внимательно!). Натуральная глина эластична, хорошо формуется; высохшее изделие обладает достаточной крепостью, сохраняет форму, хорошо принимает любую краску. Глина, добытая в разных местах, имеет свой индивидуальный цвет: желтовато-коричневый, красноватый, серо-белый, зеленовато-голубой, бурый. Некоторым детям не нравиться лепить из глины, потому что исходный материал темный некрасивый. Требует подготовительной работы по счистке и замачиванию.

Для предохранения рук от прилипания глины, перед началом занятия следует слегка смазать руки подсолнечным маслом. С самых первых занятий следует приучать детей аккуратно обращаться с глиной: не крошить, не сорить ею, не отщипывать крохотные кусочки. Если глина и попала на одежду — это не страшно, после высыхания она легко стряхивается. Легко смывается водой с рук.

Конечно, особенное удовольствие дети получают от росписи готовых изделий. Можно купить специальные краски — восковые, для декоративной росписи. Но сгодится и обычная гуашь.

Пластилин. Искусственная, долго не сохнущая пластическая масса. Пластилин применяется в основном при лепке мелких орнаментированных деталей. Пластилин тверже глины, поэтому его перед лепкой необходимо хорошо размять в руках. Главное преимущество пластилина, по сравнению с глиной, в том, что он не сохнет и всегда сохраняет пластичность, необходимую для лепки. Основной плюс пластилина — разнообразие цветов. Создавая работы из пластилина, дети самостоятельно решают не только задачи по созданию объёма, но и задачи, связанные с выбором цвета. Пластилин прекрасно смешивается и получается большое разнообразие оттенков. Пластилин можно многократно использовать.

Но пластилин имеет ряд недостатков. Он требует предварительного согревания, в то же время как в сильно разогретом состоянии он теряет пластичность, прилипает к рукам, вызывая неприятные ощущения, оставляет жирные, трудноудаляемые пятна.

Виды пластилина.

Пластилин обычный (наш отечественный, Гамма, например), который сильно липнет, но зато и при склеивании хорошо крепится. Пластилин восковой. Вот его-то и рекомендуют для лепки с малышами! Потому как он мягче и пластичнее обычного пластилина и создан специально для неокрепших рук малыша. Из него, кстати, можно делать отличные пластилиновые панно. Правда, вот фигурки лепить практически невозможно в связи с тем, что поделки быстро деформируются из-за мягкости материала. Шариковый пластилин, который появился в продаже не так давно. Он состоит из маленьких шариков, скрепляемых между собой тонкими клеевыми нитями. При смешивании цветов получаются очень интересные варианты разноцветной шариковой массы. Этот пластилин не липнет к рукам. Готовые поделки высыхают на воздухе в течение 24 часов.

Скульптурный пластилин. Этот материал предназначен для более серьезных работ. При его использовании можно уже более детально прорабатывать некоторые элементы. Пластилин отличает особая эластичность. Данное свойство позволяет использовать его для скульптурной миниатюры и медальерных работ. Не оставляет пятен и не прилипает к рукам и специальным материалам, используемым в работе.

Сейчас в магазинах имеется пластилин не только различных сортов, но и с различными свойствами. Например, немецкий формпласт после окончания работы погружают на несколько минут в горячую воду — и он затвердевает. Правда, такой пластилин второй раз уже не используешь [8].

Соленое тесто. Материал приятный на ощупь, теплый, нежный, совершенно безвредный с точки зрения экологии и аллергенов. Если вам удастся правильно вымесить тесто, возможности его становятся практически неограниченными. Поэтому лепить из соленого теста можно даже с самыми маленькими детьми (от года) Техника работы с солёным тестом несложна. Она не требует значительных денежных затрат, не занимает много времени на подготовку исходного материала. Приёмы изготовления из солёного теста очень схожи с приёмами работы с пластилином. Но нужно учитывать, что тесто более нежный материал и отдельные детали примазывать не надо, а просто смочить водой.

Преимущества соленого теста перед пластилином:

 можно приготовить в любой момент, не тратя лишних денег;

 легко отмывается и не оставляет следов;

 безопасно при попадании в рот (если не добавлять клей) — обычно один раз попробовав тесто на вкус, ребенок больше не пытается взять его в рот — невкусно.

 лепится оно замечательно, к рукам не липнет (если правильно замешано);

 можно сушить в духовке, а можно и без — просто на воздухе;

 краска пристает любая, а возможности для росписи — практически неограниченные;

 поверх краски хорошо еще покрывать лаком — сохранится на века.

 фигурки могут деформироваться при высыхании — особенно если тесто недостаточно крутое — пластилин сохраняет форму;

 поделки хрупкие — часто бьются и ломаются;

 тесто — материал одноразового использования, хороший пластилин можно использовать сколько угодно;

 срок хранения теста короче (хотя уложенное в пластиковый пакет, в холодильнике оно хранится довольно долго).

Из солёного теста можно изготовить простые фигурки и изделия, например листочки, грибочки, яблочки, и достаточно сложные варианты — деревья, фигурки животных и людей, а также различные многоплановые композиции. Отличительной особенностью при работе с этим материалом является то, что в процессе работы не требуется никаких специальных инструментов и приспособлений. Лучше всего лепить руками или использовать примитивные инструменты, которые всегда под рукой.

Оконченное произведение можно раскрасить, добавляя в краску клей ПВА. Тогда высохшая краска держится прочно, не смазывается, не растирается. А для придания глянца и лучшего внешнего вида, а также увеличения срока службы изделия из теста покрывают лаком.

Поделки из солёного теста следует хранить в сухом месте, обращаться с ними нужно осторожно, так как высохшее тесто довольно хрупко. А уж если отломался какой-то элемент, его можно приклеить клеем ПВА.

Полимерная глина (пластик, пластика) это пластичная масса, по внешнему виду и на ощупь напоминает пластилин, обладает характерным травяным запахом. Не прилипает к рукам и к рабочим материалам. Используется для создания небольших украшений, скульптурок, брелков, пуговиц. В зависимости от вида застывает на воздухе или при нагревании. Для нагревания пластики подойдет обычная духовка, разогретая до 100–130 градусов. После застывания изделия можно раскрасить акриловыми красками, а также склеить друг с другом. Прежде, чем приступить к работе, необходимо глину хорошо размять, сделать материал мягким и пластичным и выдавить пузырьки воздуха, которые при запекании, оказывается, могут создать бугорки на вашей поделке. При этом глина, которая застывает на воздухе (самозатвердевающая), по виду напоминает гипс или дерево и обрабатывается соответственно. А глина, запекаемая в духовке, более плотная, напоминает пластмассу.

Единственный недостаток этого материала — высокая стоимость и не доступность приобретения.

Масса для лепки. Идеальна для обучения лепке детей с 3 лет. Масса пластична и приятна на ощупь. Лепится легко и приятно. Застывает в течение 2 часов, полностью в течение суток. Готовое изделие получается легким и упругим, стойким к повреждениям. Масса сохраняет свою эластичность при правильном хранении в герметично закрытой упаковке. Если масса стала терять свою эластичность, рекомендовано сбрызнуть ее водой из пульверизатора и герметично закрыть баночку.

Снег. Зимой во время прогулок материалом для создания лепных скульптур может быть снег. Лепка из снега — очень интересное и увлекательное занятие. Но обязательным условием для этого материала является достаточная влажность. Начинается работа с того, что скатывается снежный ком. Если поделка высокая, то друг на друга ставятся несколько комков. Эта конструкция укрепляется в стыках (похлопыванием, налепами), а затем отсекается лишнее и дополняется отдельными частями.

Песок. Любимое занятие детворы на прогулке летом — игры с песком. Лепить из песка можно как отдельные постройки, так и целые города. Пользоваться для создания объёмных фигур различными формочками, ведерками, лопатками. Как и для снега, так и для песка обязательное условие — достаточная влажность. Песок поливается рано утром водой и ко времени наступления прогулки он становится достаточно хорошим для лепки. Лепить из песка нужно быстро и сильно не прихлопывать, так как он может обсыпаться, и постройка рухнет на глазах.

Воск. Очень приятен на ощупь и на запах, но он очень быстро остывает и твердеет, поэтому из воска хорошо лепить с детьми постарше, так как маленькие не успевают сообразить, что нужно сделать. Воск разрезают на кубики 3см на 3 см и погружают в горячую воду и лепят пока он теплый. Воск остается мягким 3–4 минуты, потом застывает.

Изделия из папье-маше легкие и прочные, а в случае поломки реставрируются очень просто: достаточно иметь под рукой клей и бумагу. Процесс оклеивания модели кусочками бумаги называется машированием или формовкой [8, с.21].

Лепка из различных материалов — как один из видов художественной деятельности несёт огромные возможности для развития личности ребёнка. Задача педагога, зная и грамотно используя эти возможности, построить учебный процесс с учётом возрастных, индивидуальных особенностей детей. Лепкой дети начинают заниматься уже с младшего возраста, осваивая простейшие приемы работы с глиной, пластилином, соленым тестом и др.

Занятие лепкой является эффективным средством познания объемно-пространственных свойств действительности. Трехмерное изображение объемных предметов помогают детям познать объекты в реальной полноте их формы. Также эти занятия дают им хорошую возможность в овладении навыками работы с различными материалами и инструментами, которыми пользуются во многих видах трудовой деятельности. Занятия скульптурой развивают чувство материала и пластической формы, совершенствуют глазомер и тренируют способность к тонкой ручной работе.

Творческое начало заложено в каждом ребенке, и важно искать способы его раскрытия. Главным моментом поддержания интереса ребенка к занятиям является его творческая активность. Ребенка должен увлекать сам процесс овладения тем или иным навыком. Поэтому при освоении лепки с детьми первоочередную роль играет выбор материала.

Основные термины (генерируются автоматически): лепка, материал, ребенок, соленый тест, пластилин, глина, рука, натуральная глина, работа, выбор материала.

Читайте также: