Итоги петровских реформ доклад

Обновлено: 05.07.2024

Петровские реформы грандиозны по своим масштабам и последствиям. Эти преобразования способствовали решению стоявших перед государством задач. Однако они не смогли обеспечить долговременный прогресс страны, так как проводились в рамках существующего строя.

Оценивая реформаторскую деятельность Петра, с точки зрения как изменилось политическое устройство страны, как пошло ее экономическое развитие, как изменилась социальная структура общества, насколько поднялся культурный уровень страны, развитию каких слоев населения реформы помогли и, наконец, какой ценой достигнуты были результаты, можно сделать следующие выводы.

Реформы были направлены на создание стройного, слаженно действующего, государственного механизма. Но решить эту задачу не удалось вследствие ошибок самого Петра; несоответствия замыслов и реальности (не было высококвалифицированной бюрократии); русские купцы, которых Петр хотел ввести в органы государственного управления, не прошли многовековой школы западноевропейского управления.

Число государственных чиновников увеличилось. Их содержание съедало значительную часть доходов государства. Например, в 1704 г. доходы государства составили 3 063 525 рублей (рубль эпохи Петра равен примерно 330 руб. 1951 г.), а расходы – 3 515 553 рубля. Из них свыше 40% ушло на военные расходы, свыше 37% – на содержание государственного аппарата. Эта бюрократия была реакционна, продажна.

Реформируя государство, Петр недооценил роль правовой системы. Новые указы просто возникали рядом со старыми правовыми нормами и часто противоречили друг другу, т.е. правовая система осталась во многом старой. Сам царь руководствовался не правовым подходом к решению общественных проблем, а соображениями пользы. Сама высшая власть закон не уважала, постоянно пренебрегала. Это формировало правовой нигилизм исполнителей закона, низших чиновников, подданных.

Свойственное Петру прагматическое отношение к закону как к инструменту власти, во многом определило дальнейшее развитие российской государственности. Она очень медленно обретала правовые черты.

Результаты реформ в области экономики. Была создана крепкая экономическая база. Появилось около 100мануфактурных предприятий.

В целом, промышленность подвинулась вперед ненамного. Она была основана на крепостном труде, поэтому была мало эффективна. Рост производительности труда был невысоким. С 1660 по 1723 гг. производительность выросла всего на 6%.

Наибольшие результаты удалось достичь только в черной и цветной металлургии. Европейские заводчики, чтобы выжить в конкуренции, вынуждены были тратить высокую часть прибыли на расширение производства и техническое переоборудование заводов. А уральская металлургия была монополистом, защищена от конкуренции. Поэтому заводчики основную часть получаемой прибыли тратили на себя, а на развитие производства выделялось совсем мало средств. Вследствие этого вскоре начался застой в производстве. Вырвавшись на первое место в мире по уровню черной металлургии, Россия потом резко начала отставать от всех промышленных стран Запада. В XIX веке Россия стала импортером черных металлов.

Продвинув вперед тяжелую промышленность, реформы на многие годы задержали развитие сельского хозяйства – основы народной жизни. В сельское хозяйство не проникали достижения промышленности. Пахали по-прежнему деревянной сохой. Металл, из которого можно было бы делать приспособления для облегчения сельского труда, вывозили за границу, чтобы на вырученные деньги привозить предметы потребления для дворян.

Попытки в развитии ремесел не дали результатов. Главной причиной стали крепостнические преграды. К 1744 году, когда реформы уже должны были дать результаты, в Петербурге насчитывалось всего 709 ремесел, а в Москве - 117.

Государственное вмешательство в экономику, отсутствие рынка рабочей силы тормозили вступление России на путь, по которому уже шли многие европейские страны.

Социальные последствия реформ. Усилилось закрепощение основной массы населения – крестьян. В 1721 г. вышел указ, разрешавший купцам покупать к заводам крестьян. Крестьянские тяготы при Петре возросли втрое. 3,5 млн. крепостных были закреплены за 140 тысячами дворян. Прежнее, сравнительно щадящее обложение крестьян, было заменено новым, значительно более жестким (подушная подать).




В этот период отмечается рост народного недовольства.

Реформы не давали свободно развиваться русской буржуазии, задержали ее самоопределение. Русская буржуазия не принимала активного участия в общественных движениях XVIII века, в войне 1812 г. и в революционном движении после нее. Следовательно, она не накапливала политического опыта, не создавала политические организации, не выдвигала ярких общественных фигур.

Классфеодалов, дворян еще больше укрепился. Они стали монополистами в экономике и общественной жизни. Тем самым было продлено существование феодального общества, которое на Западе постепенно перерождалось.

Необходимо отметить появление в обществе широко образованных людей. Но в целом, уровень грамотности общества оставался низким. Экономика Петровской эпохи, основанная на труде крепостных, не испытывала острой потребности в грамотных людях. Сплошная неграмотность крестьян предрешала высокую долю неграмотности и среди купцов. Через полвека после петровских реформ даже дворянство так и не дошло до сплошной грамотности. Были районы (Оренбургская область), где 60% дворян были неграмотны.

Существует две точки зрения на Петровские реформы, в основе которых лежат традиции славянофилов и западников. Славянофилы отстаивают мысль об особом пути развития России и поэтому считают, что реформы Петра I стали искусственным вмешательством в ход российской истории, навязали России чужеродные идеи, обычаи.

Западники считали, что в основе развития России лежат общие для всех народов закономерности, поэтому, по их мнению, реформы Петра ускорили развитие России, уменьшили ее отставание от Запада.

На самом деле, таких однозначных оценок видимо делать нельзя. Реформы Петра привели к сложным и неоднозначным изменениям в России.

Средства для развития страны получали за счет ограбления и закрепощения крестьян.

Бюджет страны за счет увеличения налогов вырос по сравнению с XVII веком в несколько раз. Из огромного бюджета страны ¾ части шли на содержание армии и только ¼ часть – использовалась для других нужд государства.

В результате реформ была создана структура империи добуржуазного типа, которая была способна существовать и конкурировать с более развитыми странами. Основные черты этой модели империи: выборочное заимствование технологических достижений Европы в обмен на сырье; ужесточение эксплуатации народа добуржуазными деспотическими методами; растущая централизация и бюрократизация управления.

Для того времени эта модель государства могла работать и обновляться. Но уже через 150 лет она показала свою несостоятельность. Россия уже не могла перенимать западный опыт, оставаясь в рамках этой модели. Началось отставание от Запада.

Петровские реформы грандиозны по своим масштабам и последствиям. Эти преобразования способствовали решению стоявших перед государством задач. Однако они не смогли обеспечить долговременный прогресс страны, так как проводились в рамках существующего строя.

Оценивая реформаторскую деятельность Петра, с точки зрения как изменилось политическое устройство страны, как пошло ее экономическое развитие, как изменилась социальная структура общества, насколько поднялся культурный уровень страны, развитию каких слоев населения реформы помогли и, наконец, какой ценой достигнуты были результаты, можно сделать следующие выводы.

Реформы были направлены на создание стройного, слаженно действующего, государственного механизма. Но решить эту задачу не удалось вследствие ошибок самого Петра; несоответствия замыслов и реальности (не было высококвалифицированной бюрократии); русские купцы, которых Петр хотел ввести в органы государственного управления, не прошли многовековой школы западноевропейского управления.

Число государственных чиновников увеличилось. Их содержание съедало значительную часть доходов государства. Например, в 1704 г. доходы государства составили 3 063 525 рублей (рубль эпохи Петра равен примерно 330 руб. 1951 г.), а расходы – 3 515 553 рубля. Из них свыше 40% ушло на военные расходы, свыше 37% – на содержание государственного аппарата. Эта бюрократия была реакционна, продажна.

Реформируя государство, Петр недооценил роль правовой системы. Новые указы просто возникали рядом со старыми правовыми нормами и часто противоречили друг другу, т.е. правовая система осталась во многом старой. Сам царь руководствовался не правовым подходом к решению общественных проблем, а соображениями пользы. Сама высшая власть закон не уважала, постоянно пренебрегала. Это формировало правовой нигилизм исполнителей закона, низших чиновников, подданных.

Свойственное Петру прагматическое отношение к закону как к инструменту власти, во многом определило дальнейшее развитие российской государственности. Она очень медленно обретала правовые черты.

Результаты реформ в области экономики. Была создана крепкая экономическая база. Появилось около 100мануфактурных предприятий.

В целом, промышленность подвинулась вперед ненамного. Она была основана на крепостном труде, поэтому была мало эффективна. Рост производительности труда был невысоким. С 1660 по 1723 гг. производительность выросла всего на 6%.

Наибольшие результаты удалось достичь только в черной и цветной металлургии. Европейские заводчики, чтобы выжить в конкуренции, вынуждены были тратить высокую часть прибыли на расширение производства и техническое переоборудование заводов. А уральская металлургия была монополистом, защищена от конкуренции. Поэтому заводчики основную часть получаемой прибыли тратили на себя, а на развитие производства выделялось совсем мало средств. Вследствие этого вскоре начался застой в производстве. Вырвавшись на первое место в мире по уровню черной металлургии, Россия потом резко начала отставать от всех промышленных стран Запада. В XIX веке Россия стала импортером черных металлов.

Продвинув вперед тяжелую промышленность, реформы на многие годы задержали развитие сельского хозяйства – основы народной жизни. В сельское хозяйство не проникали достижения промышленности. Пахали по-прежнему деревянной сохой. Металл, из которого можно было бы делать приспособления для облегчения сельского труда, вывозили за границу, чтобы на вырученные деньги привозить предметы потребления для дворян.

Попытки в развитии ремесел не дали результатов. Главной причиной стали крепостнические преграды. К 1744 году, когда реформы уже должны были дать результаты, в Петербурге насчитывалось всего 709 ремесел, а в Москве - 117.

Государственное вмешательство в экономику, отсутствие рынка рабочей силы тормозили вступление России на путь, по которому уже шли многие европейские страны.

Социальные последствия реформ. Усилилось закрепощение основной массы населения – крестьян. В 1721 г. вышел указ, разрешавший купцам покупать к заводам крестьян. Крестьянские тяготы при Петре возросли втрое. 3,5 млн. крепостных были закреплены за 140 тысячами дворян. Прежнее, сравнительно щадящее обложение крестьян, было заменено новым, значительно более жестким (подушная подать).

В этот период отмечается рост народного недовольства.

Реформы не давали свободно развиваться русской буржуазии, задержали ее самоопределение. Русская буржуазия не принимала активного участия в общественных движениях XVIII века, в войне 1812 г. и в революционном движении после нее. Следовательно, она не накапливала политического опыта, не создавала политические организации, не выдвигала ярких общественных фигур.

Классфеодалов, дворян еще больше укрепился. Они стали монополистами в экономике и общественной жизни. Тем самым было продлено существование феодального общества, которое на Западе постепенно перерождалось.

Необходимо отметить появление в обществе широко образованных людей. Но в целом, уровень грамотности общества оставался низким. Экономика Петровской эпохи, основанная на труде крепостных, не испытывала острой потребности в грамотных людях. Сплошная неграмотность крестьян предрешала высокую долю неграмотности и среди купцов. Через полвека после петровских реформ даже дворянство так и не дошло до сплошной грамотности. Были районы (Оренбургская область), где 60% дворян были неграмотны.

Существует две точки зрения на Петровские реформы, в основе которых лежат традиции славянофилов и западников. Славянофилы отстаивают мысль об особом пути развития России и поэтому считают, что реформы Петра I стали искусственным вмешательством в ход российской истории, навязали России чужеродные идеи, обычаи.

Западники считали, что в основе развития России лежат общие для всех народов закономерности, поэтому, по их мнению, реформы Петра ускорили развитие России, уменьшили ее отставание от Запада.

На самом деле, таких однозначных оценок видимо делать нельзя. Реформы Петра привели к сложным и неоднозначным изменениям в России.

Средства для развития страны получали за счет ограбления и закрепощения крестьян.

Бюджет страны за счет увеличения налогов вырос по сравнению с XVII веком в несколько раз. Из огромного бюджета страны ¾ части шли на содержание армии и только ¼ часть – использовалась для других нужд государства.

В результате реформ была создана структура империи добуржуазного типа, которая была способна существовать и конкурировать с более развитыми странами. Основные черты этой модели империи: выборочное заимствование технологических достижений Европы в обмен на сырье; ужесточение эксплуатации народа добуржуазными деспотическими методами; растущая централизация и бюрократизация управления.

Для того времени эта модель государства могла работать и обновляться. Но уже через 150 лет она показала свою несостоятельность. Россия уже не могла перенимать западный опыт, оставаясь в рамках этой модели. Началось отставание от Запада.

В конце XVII века было ясно, что Россия отстаёт от европейских держав. Отставание в развитии обусловливалось неразвитостью экономики, военной сферы, культуры. Российский правитель Пётр I понимал, что страна нуждается в реформах.

Петровские преобразования

Первым действием Петра I стало укрепление южных границ России. С этой целью в 1695 году царь решил взять турецкую крепость Азов. Попытка была неудачной. Правитель понял, что для ведения победных военных действий, а также для защиты государства нужен флот. Пётр I немедленно приступил к его построению. В качестве места построения был выбран Воронеж. Строительство шло в ускоренном темпе. Всего за год удалось построить 2 больших судна, около 20 галер, около 1000 барок. За это время возросла и численность сухопутной армии. Уже в 1696 году Петр I предпринял вторую попытку взятия Азова. На этот раз крепость перешла в руки русской армии.

Следующим действием царя стала поездка в Европу в составе Великого посольства 1697-1698 годов. Целью посольства был поиск союзников для войны с Турцией. Во время поездки царь посетил:

  • Голландию;
  • Вену;
  • Англию;
  • Ригу;
  • Кёнигсберг.

В Европе русский царь вызывал недоумение. Он всё хотел попробовать сам, своими руками. В Голландии и Англии он под видом урядника Петра Михайлова нанялся плотником на судостроительную верфь. Он хотел самостоятельно пройти все стадии строения корабля. Также его интересовали многие другие области: артиллерия, медицина, изготовление бумаги. Удивление вызвало то, что ему нужно было всё попробовать самостоятельно, всему научиться и научить своих людей.

Различных мастеров Пётр и уговаривал ехать в Россию. Многих уговорить получилось. Но главной цели достигнуть не удалось. Этому помешал бунт стрельцов, организованный царевной Софьей.

Вернувшись домой, Петр I немедленно занялся этим вопросом. Однако он не оставил идею модернизации России по европейскому образцу.

Реформы Петра I

Петр первый

Реформы, проводимые Петром I, имели масштабный характер. Преобразования коснулись многих областей. Еще одной отличительной чертой было то, что правитель не имел конкретного плана действий. Все преобразования проводились бессистемно.

Военная реформа

Была сформирована регулярная армия, созданы рекрутские наборы. Офицеры стали проходить специальную подготовку. Старое снаряжение и экипировка заменялись на новые, по европейскому образцу. В военных преобразованиях Петр I отличился тем, что построил военно-морской флот. Общая численность армии на фоне изменений достигла 200000 человек.

Реформа государственного управления

В 1711 году Боярская дума была заменена на Сенат. В него входили 9 самых приближенных к царю чиновников.

  • разрабатывание законов;
  • контроль финансов;
  • контроль административных органов.

В 1722 году у Сената появился руководитель – генерал-прокурор.

Что касается местного управления, были созданы 8 губерний, которые делились на провинции и уезды.

Приказы заменились коллегиями. Первые коллегии:

  • Военная (вопросы армии);
  • Коллегия иностранных дел (международные и политические вопросы);
  • Берг-мануфактур-коллегия (промышленность);
  • Адмиралтейств-коллегия (вопросы военно-морского флота);
  • Ревизион-коллегия (движения средств казны);
  • Коммерц-коллегия (международные торговые вопросы);
  • Штатс-коллегия (вопросы государственных расходов).

Каждая коллегия имела право заниматься только вверенными ей делами. Позднее по мере необходимости создавались и другие коллегии.

Церковная реформа

В церковном управлении царь тоже провел изменения. В 1721 году для этой цели он создал Святейший синод. Это было нужно, чтобы подчинить церковную власть. Отныне за работой церкви следил обер-прокурор.

Социальная реформа

Культурные реформы

Происходило создание школ различных направлений, появилась Академия наук. Выезд за границу для получения образования поощрялся.

Интересный момент! 1699 год стал самым коротким для русских людей. Он длился всего 4 месяца. В это время Петром I было перенесено празднование Нового года с 1 сентября на 1 января. Также был принят Юлианский календарь. До этого страна жила по Византийскому летоисчислению. По этой системе 1699 год приходился на 7208 год. А 7209 год так и не наступил из-за перехода на Европейское летоисчисление. Вместо него наступил 1700 год.

Экономические реформы

Происходило развитие промышленности. В этом вопросе выделились Урал и Петербург. Успехи были достигнуты в следующих областях:

  • текстильная промышленность;
  • металлургия;
  • шелкопрядие;
  • изготовление бумаги;
  • изготовление стекла.

Появилось много новых отраслей, например, судостроение. Со временем из промышленников стал образовываться костяк буржуазии.

Итогом реформ стало то, что Россия приблизилась в развитии к европейским государствам. Военная мощь страны заметно возросла.

Однако были и отрицательные стороны. Противостояние между верхними и нижними слоями общества усилилось. Обострился вопрос крепостничества.

Абсолютизм

Итогом проведенных реформ стал абсолютизм. Это явление означает сосредоточение всей полноты власти в руках одного человека – монарха.

Позднее абсолютизм существовал еще при нескольких поколениях Романовых, пока развитие общественной мысли не положило ему конец.

На рубеже XVII-XVIII вв. засилье феодально-крепостнических порядков, неразвитость капиталистических отношений, отсутствие выхода к морю сделали очевидным существенное отставание России от ведущих европейских государств. Страна остро нуждалась в реформах.

Миссию утверждения России в качестве ведущей европейской державы предстояло осуществить Петру I Алексеевичу, находившемуся во главе государства с 1689 по 1725 гг. Первостепенной задачей для нового царя стало обеспечение безопасности южных рубежей государства. С этой целью была предпринята осада турецкой крепости в устье Дона — Азова (1695). Её неудача подтолкнула Петра к началу строительства собственного флота. Строительство флота развернулось на реке Воронеж, в том месте, где она впадала в Дон. Только за год удалось соорудить пару больших кораблей, более 20 галер и около тысячи барок и мелких судов. Все они были спущены вниз по течению Дона. За этот же период времени в два раза возросла численность сухопутной армии. Уже в 1696 г., после того как корабли блокировали город с моря, Азов был взят.

Пётр Великий

Пётр Великий (1672-1725) — выдающийся государственный и политический деятель. Последний правитель, носивший титул царя всея Руси (с 1682 года) и первый, принявший титул Императора Всероссийского (с 1721 года). Его реформаторская деятельность заложила основы современного российского государства, а активная внешнеполитическая деятельность превратила Россию в одно из ведущих государств континента.

На становление царя-реформатора огромное влияние оказала его длительная поездка за границу в составе Великого посольства (1697-1698). Участники посольства посетили Ригу, Кёнигсберг, Голландию, Англию и Вену. Пётр занимался изучением основ кораблестроения, военного дела. Молодой царь с интересом знакомился с новинками военной техники. Его можно было увидеть на верфях и в арсеналах, мануфактурах и школах, на монетных дворах и в крепостях, театрах и музеях, в парламенте и обсерватории. Несколько месяцев Пётр, посещая верфи голландской Ост-Индской компании, осваивал профессию плотника и корабельное дело, в результате получив диплом плотника-корабела.

Участие в Великом посольстве убедило Петра I в необходимости модернизации России по европейскому образцу.

Главные реформы Петра I

Военная реформа

Введение рекрутских наборов (1705) и формирование постоянной армии; ставка на подготовку отечественных офицерских кадров; создание военно-морского флота; экипировка по западному образцу и модернизация вооружений. Элитой армии считались Преображенский и Сёменовский полки. Общая численность сухопутной армии к концу правления Петра I достигла 200 тыс. человек, на флоте проходило службу около 28 тыс. воинов.

Франц Лефорт

Франц Лефорт (1656-1699) — русский государственный и военный деятель швейцарского происхождения. С 1690-х гг. входил в ближайшее окружение царя Петра I, выступая в качестве его помощника и советчика. В 1693-м г. был возведён в генералы, а в 1695-м — получил чин адмирала. Сыграл значительную роль в модернизации российского войска.

Реформа государственного управления

Вместо Боярской думы — Сенат (1711), составленный из девяти ближайших к царю чиновников. Члены Сената разрабатывали новые законы, следили за государственными финансами и работой административных органов власти. С 1722 г. непосредственное руководство Сенатом осуществлял генерал-прокурор.

Замена приказов десятью коллегиями (иностранных дел, военная, адмиралтейская, вотчинная и др.); перенесение столицы в Санкт- Петербург (1712); создание 8 губерний (1708) во главе с губернаторами — Московской, Петербургской, Киевской, Архангелогородской, Смоленской, Казанской, Азовской и Сибирской. Губернии делились на провинции и уезды; появление фискалов и прокуратуры, составивших систему контроля над функционированием органов государственного управления.

Таким образом, произошла унификация единой для всей страны централизованной административно-бюрократической системы управления, в которой ключевая роль принадлежала монарху, опиравшемуся на поддержку дворянства. Существенно выросла армия чиновников. В конце царствования Петра только органы центральных учреждений насчитывали их свыше 3 тыс. человек. Увеличились и государственные траты на содержание аппарата управления.

Церковная реформа

Упразднение патриаршества; для управления церковными делами — Святейший синод (1721). Эта реформа способствовала подчинению духовной власти светской. Работу Синода курировал специальный государственный чиновник — обер-прокурор.

Социальные реформы

Указ о единонаследии (1714), приравнявший поместья дворян к боярским вотчинам и запретивший их дробление при переходе по наследству. Дети дворян, которым не доставалось наследства, должны были служить в армии, на флоте или заниматься государственной службой.

Завершение процесса формирования дворянского сословия произошло путём создания нового иерархического деления внутри дворянского сословия, разделившего военную, гражданскую и придворную службы — Табель о рангах (1722). Всё остальное население, кроме дворян и духовенства, обязано было выплачивать подушную подать в пользу государства.

Реформы в области культуры и образования

Традиционные порядки и крепостничество в условиях развёртывания модернизации

Многие традиционные порядки были пересмотрены и упразднены. В то же время обязательным стало ношение западного платья (для дворян), бритьё бород, празднование Нового года (с 1 января 1700 г.) и т. д.

Происходили изменения в промышленности. Значительно возросло количество мануфактур, начали формироваться новые промышленные районы: Урал, Петербург. Среди отдельных отраслей наибольших успехов достигли металлургия (Екатеринбургский, Нижне-Тагильский, Каменск-Уральский заводы), текстильная промышленность (Московский суконный двор, Большая Ярославская мануфактура). Начали развиваться такие новые отрасли, как судостроение (Архангельск, Петербург), шелкопрядение, изготовление стекла и фаянса, производство бумаги.

Развитие промышленности тормозилось наличием крепостничества. На предприятия приглашались мастера из-за границы, солдаты, каторжники, беглые крестьяне, но свободных рабочих рук катастрофически не хватало. В 1721 г. появился указ, который разрешал владельцам заводов недворянского происхождения покупать и переселять крестьян на свои предприятия. Таких крестьян называли посессионными. Подобные шаги способствовали сближению мануфактур с крепостными вотчинами. Вольнонаёмный труд на них практически не использовался. Крупнейшие русские промышленники (Демидовы, Строгановы, Мясниковы) со временем получали дворянские титулы, составив костяк зарождавшейся национальной буржуазии.

Петровские реформы мало повлияли на состояние сельского хозяйства. Из положительных моментов стоит отметить продолжение процесса освоения сельскохозяйственных угодий в Поволжье, Сибири и на юге страны. Больше земель стали отводить под технические культуры (табак, лён, конопля). Определённые успехи были достигнуты в выведении новых пород скота. Однако аграрный сектор продолжал развиваться экстенсивным путём, при котором основным методом повышения производительности являлось усиление крепостного гнёта. Каждый помещик сам определял размер повинностей, налагаемых на крестьян. В 1724 г. император издал Указ, запрещавший крестьянам уходить на заработки, не получив письменного согласия от своего помещика.

Господство крепостничества время от времени вызывало мощные народные выступления: восстание стрельцов и крестьян в Астрахани (1705-1706 гг.); выступление казаков на Дону под предводительством Кондратия Булавина (1707-1708) — участники восстания требовали сохранения донских вольностей и старых порядков на Дону; волнения в Башкирии (1705-1711).

Северная война. Провозглашение Российской империи

Изначально война Швеции была объявлена Северным союзом в составе Саксонии, Речи Посполитой, Датско-Норвежского королевства и России. В первые годы войны шведам удалось одержать несколько убедительных побед, выведя из войны Данию и Саксонию и нанеся тяжёлое поражение русским войскам под Нарвой, что привело к распаду Северного союза. Основной театр военных действий переместился в Польшу.

Наступление на Москву было приостановлено, и войска Карла XII отправились на зимовку в Украину. Однако надежды шведского короля на массовую поддержку со стороны казачества себя не оправдали. Гетмана И. Мазепу, перешедшего на сторону шведов, поддержала лишь незначительная часть украинского казачества.

Длительное время Россия фактически самостоятельно противостояла Швеции. Коалиция была восстановлена только в 1709 г. после поражения войск короля Карла XII в Полтавской битве, окончательно переломившей ход войны. В этой битве шведы потеряли треть своей армии. 9 тыс. шведов были убиты, а 3 тыс. оказались пленёнными прямо на поле сражения. Ещё 16 тыс. вражеских солдат были взяты в плен русскими в процессе преследования. Шведский король Карл XII и перебежчик И. Мазепа были вынуждены выехать на территории, контролировавшиеся Османской империей.

От окончательного разгрома шведов спасло объявление войны России со стороны Турции. В результате неудачного Прутского похода (1711) Пётр I был вынужден согласиться на возвращение Азова туркам.

На завершающем этапе Северной войны основные боевые действия развернулись на море. Победы в Гангутском (1714) и Гренгамском (1720) сражениях покончили с господством шведского флота на Балтике, а также стимулировали дальнейшее развитие отечественного флота, который вскоре уже насчитывал вдвое больше боевых кораблей, чем у шведов. Швеция стала уязвимой с моря.

На разных этапах в войне участвовали: на стороне России — Ганновер, Нидерланды, Пруссия; на стороне Шведского королевства — Англия, Османская империя. Ощутимую поддержку Петру I в войне оказало украинское казачество.

Итоги войны. Провозглашение империи

Согласно Ништадтскому миру, заключённому 30 августа 1721 г., Россия возобновила контроль над древними русскими землями в Прибалтике: от Выборга до Риги. За эти земли Россией была выплачена сумма в размере 1,5 млн руб. Шведам возвращали территорию Финляндии. Прибалтийским дворянам и горожанам, большинство из которых были немцами, гарантировались их права и привилегии. Был отвоёван выход к морю, что привело к интенсификации морской торговли с Европой.

Россия получила статус Великой европейской державы, что нашло своё отражение в провозглашении 22 октября 1721 г. Российского государства империей.

В то же время затяжная война обернулась огромными и экономическими, и демографическими потерями. Налоги с населения за период 1701-1724 гг. увеличились в 3,5 раза. Перепись населения 1710 г. показала сокращение общей численности населения на 20 % , а в областях, затронутых войной, — до 40 °%.

Ключевые даты

  • 1682-1725 — царствование Петра I Алексеевича (до 1689 г. под регентством царицы Софьи, а до 1696 г. — совместно с братом Иваном V).
  • 1682, 1689, 1698 — стрелецкие бунты.
  • 1697-1698 — Великое посольство.
  • 1700-1721 — Северная война.
  • 16 мая 1703 — началось строительство Санкт-Петербурга.
  • 27 июня 1709 — Полтавская битва. Перелом в Северной войне.
  • 1711 — учреждение Правительствующего Сената.
  • 1712 — перенесение столицы в Санкт-Петербург.
  • 1721 — создание Святейшего синода.
  • 22 октября 1721 — провозглашение Российской империи.
  • 1722 — принятие Табели о рангах.
  • 1725 — учреждение Академии наук в Петербурге.

Основные понятия

Задания для подготовки к ЕГЭ и ОГЭ

Какое значение для дальнейшего развития государства имели реформы управления, осуществлённые Петром Великим?

Ответ. Произошла унификация единой для всей страны, централизованной административно-бюрократической системы управления, в которой ключевая роль принадлежала монарху, опиравшемуся на поддержку дворянства.


В 1689 году на российском престоле утвердился Петр Алексеевич (Петр I), получив возможность принимать самостоятельные решения, а не просто числиться царем. С 1682 года ввиду своего малолетнего возраста вместе со своим братом Иваном они были правителями при регентстве старшей сестры Софьи. В истории это явление называется двоевластие. Потомкам он запомнился как противоречивый и властный человек, затеявший в стране глобальные преобразования. Об этих исторических реформах и пойдет речь в нашей статье.


Условия осуществления перемен

Обретя истинную власть, царь сразу же приступил к управлению страной. Основных причин для этого несколько:

  • ему досталось государство, довольно сильно отстающее в экономическом развитии от европейских держав;
  • он понимал, что такие большие и плохо освоенные территории нуждаются в постоянной защите, налаживании новых экономических и политических связей.

Чтобы достойно содержать армию, нужно поднимать уровень жизни всей страны, менять устои и укреплять власть. Это стало основной целью и задачами реформ Петра Первого.

Далеко не всем нравились нововведения Петра I. Некоторые слои населения пытались оказывать сопротивление реформам Петра Великого. Бояре и высшее духовенство лишились особого статуса, а небольшая группа дворян и купцов боялась отступать от старых обычаев. Но из-за отсутствия достаточной поддержки они не могли остановить изменения, только замедляли процесс.

Первый русский император Петр Великий

Рис. 1. Первый русский император Петр Великий.

Суть преобразований

Государственные реформы в России времен Петра Ι условно можно разделить на две стадии:

которые читают вместе с этой





  • С 1696 по 1715: изменения проводились поспешно, под давлением; являлись плохо продуманными, часто безрезультатными. Основные мероприятия этого периода были направлены на получение ресурсов для участия в Северной войне.
  • С 1715 по 1725: преобразования были запланированы, проходили более успешно.

В 1698 году Петр Великий, переняв опыт Западной Европы, приступил к активному преобразованию как государственной, так и общественной сферы. Для удобства назовем главные изменения по пунктам:

Серьезное негодование у знати вызывала необходимость привести свой внешний вид в соответствие европейским стандартам.

Бояре при Петре Ι

Рис. 2. Бояре при Петре Ι.

Последствия реформ

Было бы неправильно преуменьшать значение проведенных Петром Ι реорганизаций. Они способствовали всестороннему развитию Русского государства, что позволило сделать его в 1721 году империей. Но не стоит забывать, что не все результаты оказались положительными. Преобразования привели к таким итогам:

  • Усиление власти при помощи нового государственного аппарата (укрепление самодержавия);
  • Строительство флота, усовершенствование армии, получение выхода к Балтийскому морю, следствие которых стало повышение международного авторитета России (но за счет введения рекрутской повинности – служба длилась 25 лет);
  • Протекционизм – защита и развитие отечественной промышленности (использование бесплатного труда крепостных);
  • Улучшение условий для развития науки, образования (практически не касались простого народа);
  • Распространение европейской культуры (угнетение национальных традиций);
  • Жалование дворянского титула за служебные заслуги в соответствии с Табелью о рангах (дополнительные обязанности для всех слоев населения );
  • Введение новых налогов (особенно облагались налогами нерусские народы – башкиры, татары).

Масштабные строительства привели к немалым человеческим жертвам, поскольку большинство работников не имели нужного опыта.

Строительство Петербурга

Рис. 3. Строительство Петербурга.

Что мы узнали?

В статье рассказано кратко о реформах Петра I (курс истории 8 класс), которые он активно проводил с 1698 года. Перечислены названия, указаны предпосылки для осуществления основных преобразований. Из текста мы узнали, в чем состояли реформы Петра I. Определили, каково их значение для России.

Читайте также: