Карл густав юнг архетипы и коллективное бессознательное доклад

Обновлено: 02.07.2024

КОНЦЕПЦИИ ПСИХОАНАЛИЗА

С точки зрения Фрейда инстинкты являются каналами, по которым проходит энергия, формирующая нашу деятельность. Либидо, о котором так много писал и сам Фрейд и его ученики и является той специфической энергией, которая связана с инстинктом жизни. Для энергии, связанной с инстинктом смерти и агрессии Фрейд не дал собственного имени, но постоянно говорил о ее существовании. Он также считал, что содержание бессознательного постоянно расширяется, так как те стремления и желания, которые человек не смог по тем или иным причинам реализовать в своей деятельности вытесняются им в бессознательное, наполняя его содержание.

Существует антагонизм между природным началом чело­века (сексуальными и агрессивными импульсами) и культу­рой с ее идеалами и нормами, противоречащими желаниям, которые вызваны бессознательным началом. Культура осно­вана на отказе от удовлетворения желаний, она уменьшает счастье человека и увеличивает чувство вины, тревоги в че­ловеке из-за невозможности реализовать желания. Методология психоанализа требовала при познании явлений социума исходить из позиций бессознательных механизмов, ле­жащих в основе феноменов религии, искусства, науки, политики, морали.

В 1903 году Юнг сознает в городке Бурхгельцы лабораторию экспериментальной пси­хопатологии, где были проведены первые рабо­ты, позволившие ему обосновать ядро своей философии — учение о коллективном бессознательном.

«Исследования показывают, что существует огромное количество способов, которыми бессознательное не только влияет на сознание, но и полностью управляет. Но существует ли доказательство того предположения, что поэт, будучи в ясном сознании, может оказаться подвластным собственной работе? Доказательство это может быть двух видов: прямое и косвенное. Прямым доказательством может стать поэт, уверенный, что он знает, что он говорит, но на деле говорящий больше, чем ему известно. Косвенные доказательства можно обнаружить в тех случаях, когда за видимой доброй волей поэта стоит высший императив, который вновь предъявляет свои безапелляционные требования, если поэт волюнтаристски обрывает творческий процесс, или наоборот, создает ему физические трудности, из-за которых работа должна быть прервана против его воли.

Не только элементарные поведенческие ак­ты вроде безусловных рефлексов, но также восприятие, мышление, воображение находят­ся под влиянием врожденных программ, универсальных образцов. Архетипы суть прообразы, праформы поведения и мышления. Это система установок и реакций, которая незаметно определяет жизнь человека.

«Воздействие архетипа, независимо от того, принимает ли оно форму непосредственного опыта, или выражается через слово, сильно потому, что в нем говорит голос более мощный, чем наш собственный. Кто бы ни говорил в первобытном образе, он говорит тысячью голосов; он очаровывает и порабощает, и в то же время несет идею, которая через частное посылает нас в область неизбывного. Он трансмутирует нашу личную судьбу в судьбу человечества и будит в нас благодатные силы, которые всегда помогали человечеству спастись от любой опасности и пережить самую долгую ночь.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Аналитическая психология – одна из школ глубинной психологии, базирующаяся на понятиях и открытиях человеческой психики, сделанных швейцарским психологом Карлом Густавом Юнгом. В результате переработки Юнгом психоанализа появился целый комплекс сложных идей из разных областей знаний: психологии, философии, археологии, мифологии, теологии, литературы.

Рассмотрим структуру личности по Юнгу. Он утверждал, что душа состоит из трёх отдельных взаимодействующих структур: эго, личного бессознательного и коллективного бессознательного. Эго является центром сферы сознания и включает в себя все мысли, чувства, воспоминания и ощущения, благодаря которым мы чувствуем свою целостность. Эго служит основой нашего самосознания. Личное бессознательное вмещает в себя конфликты и воспоминания, когда-то осознававшиеся, но теперь подавленные и забытые. Юнг ввёл понятие комплекса, или скопления эмоционально заряженных мыслей, чувств и переживаний, вынесенных индивидуумом из личного или наследственного бессознательного опыта. Комплексы могут возникать вокруг самых обычных тем и оказывать сильное влияние на поведение. Юнг утверждал, что материал личного бессознательного уникален и доступен для осознания. Наконец, более глубокий слой в структуре личности – коллективное бессознательное, представляющее собой хранилище латентных следов памяти человечества. В нём отражены мысли и чувства, общие для всех человеческих существ. Эта концепция была основной причиной расхождений взглядов Юнга и Фрейда. Также принципиальной линией размежевания З.Фрейда и К.Юнга является толкование “либидо”, или психической энергии.

Юнг высказал гипотезу о том, что коллективное бессознательное состоит из мощных первичных психических образов – архетипов. Архетипы – врожденные идеи или воспоминания, которые предрасполагают людей воспринимать, переживать и реагировать на события определённым образом; иначе говоря, это универсальные модели восприятия, мышления и действия в ответ на какой-то объект или событие. Среди архетипов, описанных Юнгом, есть мать, ребёнок, герой, мудрец, Солнце, плут, Бог, смерть и т.д. Наиболее важные архетипы – персона (наше публичное лицо), тень (подавленная, тёмная сторона личности), анимус/анима (внутренний образ женщины в мужчине и наоборот, внутренний образ мжчины в женщине), самость (сердцевина личности, вокруг которой организованы и объединены все другие элементы).

Коллективное бессознательное — элемент психоанализа, открытый Карлом Юнгом. Проще говоря, это часть подсознания, состоящая из жизненного опыта предыдущих поколений. По мнению Юнга, она оказывает сильное влияние на то, как мы живем, как ведем себя в тех или иных ситуациях. Так ли это на самом деле? Действительно ли жизнь наших предков влияет на нас?

Что такое коллективное бессознательное

что такое коллективное бессознательное

Согласно теории Юнга в психологии, коллективное бессознательное — это один из пластов или слоев подсознания. Если сказать по-другому — это информационное поле, в котором находится большое количество самых разных данных. Что формирует структуру коллективного бессознательного по Юнгу? Жизненный опыт, но не каждого отдельного человека, а всего общества.

По словам ученого, коллективное бессознательное представляет собой информацию психического мира, накопленную за тысячелетия, на протяжении которых существует человечество. Индивидуальное же бессознательное — это информация психического мира конкретного человека.

История открытия понятия

Карл Густав Юнг

Как сказано выше, автор идеи коллективного бессознательного — Карл Густав Юнг, швейцарский психоаналитик. Он был самым известным и вместе с тем самым противоречивым учеником Зигмунда Фрейда. Его теория такая же противоречивая, но оттого не менее интересная.

Фрейд

В одной из своих работ Фрейд сказал, что душевная жизнь человека во многом зависит не только от того, что пережил лично он. На нее оказывают влияние усвоенные при рождении элементы, наследие общества.

Характеристики коллективного бессознательного

Абернети

  1. Развивается не индивидуально, а передается по наследству.
  2. В его состав входят так называемые архетипы или модели и образцы инстинктивного поведения.
  3. Также состоит из однотипных образов поведения, одинаково присутствующих у всех людей.
  4. Коллективное бессознательное идентично для каждого человека. А значит, можно назвать его основанием душевной жизни всего человечества в целом.
  5. Имеет мифологические элементы.
  6. Состоит из отдельных образов, у которых нет расовых или кровных различий. Они принадлежат всем живущим на планете.
  7. Коллективное бессознательное — это своеобразное хранилище воспоминаний о далеком прошлом. Его нельзя контролировать или менять с помощью силы воли.

И еще один факт — коллективное бессознательное активизируется только в больших группах людей. Это приводит ко всеобщему помешательству, результатом которого являются революции и войны.

Архетипы коллективного бессознательного

Архетипы коллективного бессознательного

По мнению Юнга, архетипы помогают человеку освоиться во внешнем мире. Существует 3 главные модели поведения:

  1. хаос — стремление воевать;
  2. порядок, нейтралитет — стремление к порядку, сотрудничество;
  3. гармония — процветание, гармоничные взаимоотношения, красота.

Архетипов, определяющих, как человек будет жить, тактику его поведения в тех или иных ситуациях, тоже несколько:

  1. Анима, Анимус — женское и мужское начало.
  2. Тень — часть психики, скрытая и охраняемая бессознательным;
  3. Герой — активизируется в опасных ситуациях.
  4. Мудрый старец — наставник, тот, кто учит, воспитывает.
  5. Трикстер — архетип, связанный с хитростью, коварством.

И, пожалуй, самый главный архетип — персона. Это маска, которую человек надевает для того, чтобы предстать перед обществом.

Примеры коллективного бессознательного

митинг

В реальной жизни концепция коллективного бессознательного проявляется в 2 формах поведения людей, являющихся частью толпы:

  1. Объединение. Благодаря одинаковому эмоциональному состоянию или идеям разрозненная толпа становится единым целым. Так бывает, например, на митингах или на религиозных собраниях.
  2. Разъединение. В этом случае коллективное бессознательное заставляет паниковать, создавать хаос. Люди находятся в состоянии стресса, они не могут принимать адекватные решения. Главное, что они хотят сделать, — выжить. Со стороны кажется, что человек просто не в себе.

Наверняка вы встречали и то, и другое проявление коллективного бессознательного в своей жизни.

Проблема и критика

Главная проблема теории Юнга — использование биологических, а иногда даже и мистических объяснений человеческого бытия. Религия и мифы всегда казались ему чем-то, что тесно связано с человеческой психикой, тем, что является частью коллективного бессознательного.

Возможно, именно из-за этого теория не была принята коллегами ученого. По их мнению, это не что иное, как попытка оправдать асоциальное поведение.

Есть и другая причина, почему коллективное бессознательное не пользуется популярностью — эту теорию нельзя ни доказать, ни опровергнуть. В нее можно только верить.

Заключение

Стоит ли говорить, что человеческая психика многогранна? Уже давно ученые разделили ее на несколько составляющих, одна из которых — коллективное бессознательное. Сложно сказать, действительно ли оно оказывает влияние на наше поведение и жизнь в целом. Известно лишь одно — опыт человечества в той или иной мере отражается на сознании каждого из нас.


Карла Густава Юнга можно по праву назвать одним из самых выдающихся психотерапевтов и психологов современности. Будучи перспективным и многообещающим учеником самого Зигмунда Фрейда, Юнг не побоялся бросить вызов своему учителю и отойти от созданной знаменитым австрийским психологом классической теории личности. Благодаря возникшим между учителем и учеником в 1912 году разногласиям мир узнал о необычной и довольно-таки глубинной юнговской теории личности.

В персонологической традиции теория личности Юнга является наиболее сложной, полемической и неортодоксальной. В отличие от Зигмунда Фрейда, теория личности которого базируется на агрессии и подавленных влечениях сексуального характера, свою теорию личности Карл Юнг построил на основе сформировавшихся в процессе эволюции глубинных образов или архетипов.

Юнгу удалось создать уникальную, оригинальную и представляющую колоссальный научный интерес теорию, которая заметно отличается от всех остальных существующих подходов к детальному изучению личности. В данной статье рассмотрим основные положения теории личности Карла Юнга.

Несколько интересных биографических фактов из жизни Карла Густава Юнга

Теория личности Карла Юнга

Карл Густав Юнг родился в 1875 году в Швейцарии в семье пастора реформаторской церкви. В 1895 году юноша поступил в Базельский университет и начал изучать там медицину. Через пять лет, в 1900 году, Юнг не только занимал должность ассистента известного швейцарского психиатра Эйгена Блейлера в одной из психиатрических клиник Цюриха, но и начал общаться с австрийским психиатром Зигмундом Фрейдом.

После написания Юнгом в 1903 году диссертации, в которой речь шла о патологии и психологии оккультных феноменов, и публикации научного труда о словесных ассоциациях в 1906 году, между уже пожилым Фрейдом и молодым Карлом сложились тесные отношения не только профессионального, но и чисто дружеского характера.

Ученые общались, дружили и работали вместе до тех пор, пока Юнг в 1912 году не опубликовал свой очередной труд о психологии бессознательного, либидо, символах и метаморфозах. Теоретические различия между основными идеями Фрейда и Юнга, которые были выявлены в новой работе Карла Густава, стали причиной разрыва личных и профессиональных отношений.

Ни Фрейд, Ни Юнг, невзирая на ранее существовавшую тесную дружбу, не смогли признаться в том, что они могут просто ошибаться. Хотя Карл и не отказался полностью от основных позиций фрейдовского психоанализа, но он никак не мог согласиться с тем, что доминирующую роль в мотивации личности любого человека играют сексуальные влечения и агрессия. У Юнга были собственные взгляды на такие концепции, как либидо и бессознательное.

Благодаря этим отличающимся от точки зрения Фрейда взглядам Юнг сумел создать уникальную теорию личности и основанную на избранных положениях классического психоанализа аналитическую психологию.

После непродолжительной болезни в 1961 году Карл Густав Юнг покинул этот мир.

Суть теории личности Юнга

Чтобы понять, в чем же именно заключается суть теории личности Юнга, необходимо вспомнить основные положения фрейдовского психоанализа. Фрейд утверждал, что поведение любой личности обусловлено теми бессознательными мотивами, которые основываются на сексуальном влечении. Причиной же неврозов, депрессий и прочих внутренних конфликтов являются неизбежные противоречия между осознаваемой и неосознаваемой частями одной и той же личности.

Выдвинутые же Карлом Юнгом идеи, касающиеся бессознательного и либидо, далеко не во всем совпадали с идеями Зигмунда Фрейда. Некоторые же взгляды швейцарца на бессознательное основывались на довольно-таки экзотических и не совсем приемлемых для того времени принципах.

Хотя Карл Юнг и соглашается с фрейдовской идеей либидо, но он утверждает, что сексуальная функция не является основной функцией либидо. Согласно Юнгу, либидо как источник естественного противоречия – это не только сексуальная энергия, а какая-то определенная психическая энергия. Сексуальная же энергия является всего лишь частью некой психической энергии. Сексуальная потребность, как и любая другая необходимость, выходит на первый план лишь тогда, когда становится актуальной и приоритетной для той или иной личности.

Если рассматривать либидо с точки зрения Карла Юнга, то источником психологических проблем может стать не только неудовлетворенная сексуальная необходимость, но и любая другая потребность, выходящая за рамки неосознанных животных порывов. Юнг утверждал, что животная или базовая энергия проявляется не только в области неосознанных животных потребностей, но и в тех видах деятельности, где человек действует на осознанном уровне.

Мотивы развития личности, в отличие от Фрейда, Юнг рассматривал в совершенно ином контексте. Созданная Фрейдом идея о комплексе Эдипа объясняется Юнгом следующим образом: ребенок ощущает сильную привязанность к матери, так как именно мать удовлетворяет базовые потребности малыша в тепле, безопасности, пище и т.д. Сексуальная же энергия как мотив становится актуальной в период полового созревания ребенка, а не в первые годы его жизни. Хотя Юнг и не отрицает, что дети могут испытывать сексуальное влечение и до наступления полового созревания, но такие проявления швейцарец относит к фрагментарным. Юнг рассматривает их не отдельно, а сквозь призму других потребностей психического характера.

Говоря о том, чем именно определяются порывы и мотивы личности в текущий момент времени, Фрейд утверждал, что детский период развития и полученный в прошлом опыт является основой человеческой личности. Согласно Юнгу, развитие личности продолжается на протяжении всей её жизни, а не останавливается в детском или подростковом возрасте.

Юнг утверждал, что любой человек может в любом возрасте поменяться самым кардинальным образом, поэтому его порывы и мотивы определяются не только полученными в детском возрасте эмоциональными травмами, но и теми актуальными задачами и мотивами, которые существуют сейчас или будут существовать в будущем.

Структура личности по Карлу Юнгу

При поверхностном ознакомлении со структурой личности Юнга можно решить, что она ничем не отличается от структуры личности, придуманной Фрейдом. На самом деле между ними есть определенные различия.

Юнг утверждает, что личность, душа или психика человека состоит из таких трех элементов, как ЭГО, Личное бессознательное и Коллективное бессознательное. Рассмотрим каждый из элементов более детально.

• ЭГО

ЭГО является центральной частью человеческого сознания. Эта часть сознания человека отвечает за идентификацию личности, так как она включает в себя ощущения, воспоминания, мысли и чувства. Именно благодаря центральной части сознания человек воспринимает себя как отдельно существующую личность, рационально смотрит на мир и ведет себя сознательно, а не подчиняется животным инстинктам.

• Личное бессознательное

Личное бессознательное можно сравнить с вместилищем, в котором хранится когда-то осознаваемая, но по тем или иным причинам вытесненная и забытая информация личного характера. Юнг, в отличие от Фрейда, утверждал, что личное бессознательное содержит в себе комплексы – эмоционально заряженные частички психики, которые существуют практически автономно. Комплексы, являясь отдельными психическими сущностями, оказывают существенное влияние на общее состояние и поведение человека.

Почему эти комплексы возникают? Причиной их возникновения являются те личные травмирующие ситуации, которые находились по отношению к человеческому эго в оппозиции, а поэтому не могли быть им осознаны и приняты. Такие неосознанные травмирующие ситуации со временем перемещаются в подсознание.

Юнг верил, что каждому помещенному в личное бессознательное комплексу соответствует убеждение или идея антагонистического характера. Такое убеждение, которое по праву можно назвать одним из важнейших элементов перемещения комплекса в личное бессознательное, в явном виде присутствует в осознаваемой человеком части психики.

Свобода воли человека из-за помещенных в личное бессознательное комплексов нарушается. Человек, попав в какую-то определенную жизненную ситуацию, не ведет себя так, как того требует существующая реальность, а попадает под влияние того или иного внутреннего комплекса, приобретенного в прошлом.

Чтобы удерживать травмирующий материал в подсознании, человеку необходимо постоянно тратить большое количество психической энергии. Потеря психической энергии становится причиной возникновения психологического напряжения, которое негативно влияет на повседневное существование человека и значительно ухудшает качество его жизни.

Хранящиеся в личном бессознательном комплексы деструктивно влияют не только на поведение, но и на мироощущение человека. Под влиянием комплексов у индивида меняется стиль жизни, его образ мышления и поведение.

• Коллективное бессознательное

Если в личном бессознательном хранятся травмирующие комплексы личного характера, то коллективное бессознательное является вместилищем общей базы данных всего человечества. В коллективном бессознательном хранится накопленная за тысячи лет эволюции информация о всеобщей памяти человечества.

Эта информация является коллективным наследием всех тех людей, которые жили на Земле до нас. Она существует в подсознании каждого из нас в виде образной скрытой формы. При наступлении определенных условий эта информация становится доступной для осознания, но только в виде тех или иных образов (во время сна, гипноза и т.д.).

У коллективного наследия есть свои носители. Носителями образов коллективного бессознательного являются обладающие энергетической мощностью и особым (сакральным) значением архетипы – первичные модули или образы психики, несущие ответственность за поведение людей на инстинктивном уровне, восприятие ими окружающего мира при помощи тех базовых принципов и идей, которые, не имея между собой никаких прямых связей и невзирая на существующие культурные различия, практически ничем не отличаются друг от друга.

Благодаря коллективному бессознательному представители совершенно разных культур одну и ту же жизненную ситуацию воспринимают практически одинаково. Юнг утверждал, что каждый архетип несет определенную ответственность за то, как именно будет вести себя определенный человек или группа людей в тех или иных жизненных ситуациях.

Основные архетипы по Карлу Юнгу

Так как существует неограниченное количество повторяющихся (схожих, типовых) жизненных ситуаций, то нет ничего удивительного в том, что и количество архетипов соответствует количеству жизненных ситуаций. Из всех существующих архетипов Карл Юнг выделял такие основные архетипы: Персона (Маска), Тень, Анима, Анимус, Самость. Рассмотрим каждый из архетипов более детально.

Архетипы Карла Юнга

✔ Персона

Персона (Маска) – один из самых важных архетипов в развитии личности. Персоной является та часть личности человека, которая направлена на взаимодействие с социумом.

Благодаря Маске человек может вступать в контакт и находить общий язык с окружающими его людьми.

Существует множество разновидностей Персоны. В зависимости от сложившихся обстоятельств человек может использовать ту или иную разновидность Маски.

Основная функция Персоны заключается в том, чтобы отыскать и сымитировать тот приемлемый образ самого человека, который смогут принять остальные члены общества. Персона не только способствует созданию нужного социального образа, но и помогает спрятать от окружающих людей то, кем человек является на самом деле.

Маску по праву можно назвать той частью личности индивида, которая отвечает за успех в социальной сфере. Но данный архетип иногда несет в себе не только пользу, но и вред. Многие люди настолько сливаются с этой частью своей личности, что забывают о том, кем они являются на самом деле. Маска начинает порабощать человека и превращает его в своего раба.

Суть Персоны заключается в том, чтобы постоянно меняться и приспосабливаться к тем новым условиям, которые то и дело возникают в жизни каждого человека.

✔ Тень

Тень – это архетип личности, который несет ответственность за её животную и инстинктивную часть. Тень представляет собой те сексуальные, эгоистичные, агрессивные и прочие естественные импульсы, которые отвергаются и самим человеком, и другими представителями социума.

Согласно Карлу Юнгу, Персона и Тень – это два важнейших для личности архетипа, которые являются базисным ядром (структурой) коллективного бессознательного. Дело в том, что Маска и Тень, в отличие от других существующих архетипов, несут ответственность за самосознание индивида, поэтому проявляются как в личном бессознательном, так и на сознательном уровне.

Задача же ЭГО заключается в том, чтобы установить оптимальный баланс между Персоной и Тенью и создать определенную гармонию. Такое может произойти лишь в том случае, если энергия Тени не растрачивается зря, а направляется в нужное русло, а Персона используется лишь как практичный инструмент для комфортной социальной жизни.

✔ Анима

Анима – это мужской архетип, который связан с образами матери и женщины. Данный архетип для представителей мужского пола является идеалом материнства и демонстрирует все те качества, которыми, согласно мужской логике, обязана обладать идеальная женщина.

Анима представляет собой не только идеал женственности и материнства, но и олицетворяет ту женскую сторону любой мужской сущности, которая находится на бессознательном уровне. Именно Анима оказывает особое влияние на мужчину тогда, когда он находится в поиске подходящей именно ему партнерши.

Анима в мужском характере проявляется в виде иррациональной и алогичной импульсивности, чувственности и чрезмерной эмоциональной активности. Если же мужчина будет подавлять в себе Аниму, то он потеряет важную часть самого себя, перестанет гармонично и правильно развиваться, будет ощущать внутри себя гнетущую пустоту и не сможет построить гармоничные отношения с представительницей противоположного пола.

✔ Анимус

Анимус – это женский архетип, который представляет собой идеальный образ мужчины, отца, мужа, брата. Анимус является и мужской частью личности любой представительницы женского пола.

Анимус в женском характере проявляется в виде активного стремления к доминированию, агрессивного и вызывающего поведения в кругу близких людей и обществе, логичного и рационального мышления, самостоятельности. Если женщина будет подавлять в себе Анимуса, то в развитии её личности будут возникать серьезные сбои, что приведет к тому, что качество жизни такой женщины заметно ухудшится.

✔ Самость

Самость – архетип, который демонстрирует то, каким человек является на самом деле. В обычных жизненных условиях данный архетип личности практически не проявляется. Чтобы Самость стала ядром всей личностной структуры индивида, человеку необходимо пройти определенный обряд, который Юнг назвал Индивидуацией.

Индивидуация – это особый акт, благодаря которому все противоречивые в обычных условиях внутренние структуры сначала приходят в равновесие, а затем соединяются и становятся единой гармоничной и сбалансированной структурой. Только после Индивидуации Самость становится определяющим архетипом.

Юнг утверждал, что архетип Самость, хоть и является главной целью существования любого человека на планете Земля, но встречается крайне редко. Самость – это воплощение естественной человеческой религиозности в её первозданном виде.

Благодаря Самости, которая на бессознательном уровне способствует внутреннему развитию личности, качество жизни индивида существенно улучшается. Человек, познавший Самость, наслаждается каждым днем своей жизни и всегда стремится к лучшему.


В 1914 году Юнг перестает применять на практике метод психоанализа, изобретенный Фрейдом, и начинает развивать направление, которое в дальнейшем получило название "аналитическая психология". В чем состоит суть этой школы, а также психологии архетипа, и что значит данный термин?

Роль коллективного бессознательного в понимании термина "архетип"

По мнению Юнга, бессознательная часть человеческой психики является ее неотъемлемой составляющей. Она никак не связана с личным опытом человека, с его переживаниями и эмоциями, с его знаниями. Она дана ему от рождения.

Если личная бессознательная часть строится на основе информации, которую человек знал, но поместил на задворки своей памяти (забыл, вытеснил), то коллективная основана на том, что пережили предки этого человека. Она основана исключительно на наследственности, и изменить ее нельзя.

Если личная бессознательная часть состоит из эмоций, которые составляют интимную часть жизни человека, то коллективная строится на основе архетипов по Юнгу. Последние иногда называют архетипическими мотивами.

как определить свой архетип

Архетипы

Чтобы лучше понимать данный термин, стоит заметить, что ближайшее похожее на него понятие – это инстинкты. Они так же имеют большое влияние на личность, но являются безличностными факторами, которые обуславливают мотивацию.

Суть архетипов по Юнгу состоит в следующем: как только в жизни человека возникает ситуация, которая свойственна тому или иному архетипу (их виды будут рассмотрены ниже), активируется своеобразный шаблон поведения, похожий на набор инстинктов, который сложно подавить усилиями воли.

Случаются ситуации, когда инстинкты находятся в подавленном состоянии. Тогда образы архетипов коллективного бессознательного (по Юнгу) человека проявляются не наяву, а в сновидениях.

Если инстинкты человека подавлены, то есть он не реализует то, что действительно хочет, желает, то ему начинает это сниться. Сон – своеобразная параллельная реальность, где сознание делает то, что захочет. Поэтому сновидения видятся тем чаще, чем человек не желает соответствовать шаблонам архетипов.

Архетипы, сознательное, бессознательное: связь терминов

Каким же образом архетип связан с понятиями сознательного и бессознательного?

При подавлении шаблонов архетипов коллективного бессознательного по Юнгу, фантазии или желания ищут способ стать осознанными, проявиться хотя бы где-то. В частности, удается им это во снах благодаря образам и различной символике.

Часть образов и символических обозначений в тех же снах нельзя трактовать буквально. Отсюда и появились различные вариации сонников.

Образы и символы, в свою очередь, это проявление бессознательной части структуры психики. Соответственно, через архетипы личности Юнга взаимодействуют друг с другом сознательное и бессознательное.

Почему эта связь трех терминов важна в учении Юнга?

У людей в глубокой древности бессознательная и сознательная часть не различались от природы. Это не актуально для современного человека, у которого степень дифференциации достигла довольно высоких показателей. Тем не менее ее все равно не хватает для того, чтобы люди могли пренебрегать бессознательной частью как балластом (про пользу бессознательного написано далее) и принимать решения исключительно на основе сознательной части.

Каждый же конкретный архетип выражает в себе бессознательное содержание, которое под действием временных изменений стремится превратиться в нечто осознанное.

Из этого можно сделать вывод, что архетипам необходима актуализация, они подстраиваются под текущее время, чтобы люди могли их превращать из бессознательного в осознанное. Именно поэтому постоянная эволюция (актуализация) архетипов необходима человеку.

Польза бессознательного

Если упростить рассмотрение термина и не вдаваться в научную терминологию, то бессознательное – набор инстинктов. Да, инстинкты ассоциируются с чем-то животным, диким. Вряд ли многие гордятся тем, что отчасти они схожи с животными.

Хотя на самом деле наличие инстинктов приносит человеку огромную пользу. Например, в опасных ситуациях, когда требуется молниеносная реакция, именно инстинкты могут спасти от удручающего исхода.

Хотя, разумеется, полностью предоставлять жизнь человека инстинктам не стоит, если он хочет нормально жить в обществе людей.

Символика, применяемая для трактовки архетипов

Как связал Карл Юнг архетип и символ?

Важное наблюдение: вся культура (абсолютно любая ее часть) человечества построена на основе архетипов. Они проявляются в мифах, в архитектуре и литературе, обрядах и танцах, одежде и т.д. При этом важно понимать, что архетип хотя и заключает в себе какие-либо символы, не является ни одним из них на 100%, потому что отображает лишь какое-то конкретное качество.

Последнее утверждение лучше пояснить на примере: символ огня – зигзаг. Чтобы его передать, на костюмах, использующихся для выполнения танцев, передающих страсть и бурные эмоции (сгорание человека в переносном смысле, что явно подразумевает огонь), используют воланы характерных окрасов, которые передают движение языков пламени.

Чем ближе символ к первоначальному образу, заложенному в далеком прошлом, тем более сильные эмоции он вызывает у человека.

В чем состоит опасность архетипов?

Юнг утверждал, что человек строит свою судьбу на основе переживаемых им образов. То есть каждому из людей присущи какие-то формы или образы, которые сильно влияют на восприятие мира этим человеком, даже если последний этого не осознает. Этот набор, что логично, индивидуален.

В связи с этим возникает опасность попасть под сильное влияние архетипов. Этого допускать нельзя. У бессознательного, которое хочет стать осознанным (это и есть архетип), должен быть сознательный ограничитель.

Если этого ограничителя нет, и архетипичные (это факт) образы начинают действовать, игнорируя сознание. Бессознательное начинает одерживать верх над сознательной частью, и в поведении человека начинают преобладать инстинкты.

Как понять, что архетипы действуют помимо сознания? Достаточно оглянуться и проанализировать предметы и явления, которые окружают человека. Что-то может не вызывать никаких эмоций, а что-то, напротив, сильно влияет на восприятие окружающей действительности. На этом принципе, к слову, отчасти и построена хорошая реклама.

психологический архетип

Парадокс архетипов

Воздействуя на подсознание личности, различные архетипы вызывают совершенно противоположные ощущения с эмоциональным окрасом. Многим знакомо ощущение восторга и ужаса, которое к тому же часто описывается в книгах, или благоговения и страха.

Такое мироощущение сформировалось под действием некоего мистического восторга, который охватывал древнего человека при виде того, что могло ассоциироваться с близким присутствием божественного.

Мифы, религия – культура

Как было отмечено, культура сформировалась под действием архетипов. Культура как явление, по мнению Юнга, существует для того, чтобы научить человека разделять сознательное и бессознательное или, во всяком случае, максимально ограничивать действие бессознательного.

Логично, ведь цель культуры – просвещение, а инстинкты ассоциируются с животными, в поведении которых не наблюдается проявлений человеческой культуры.

Хотя если культура абсолютно достигнет своей цели, то человек будет нежизнеспособен. Его инстинкты перестанут работать. Человек перестанет размножаться, защищать себя, потомство. Следовательно, люди вымрут.

Важный вывод из этих утверждений: жизнеспособность человеческого рода зависит от взаимодействия сознательной и бессознательной части психики.

Принцип золотой середины Аристотеля никто не отменял.

Геометрические фигуры как символы

Что означают те или иные геометрические фигуры, согласно рассуждениям Карла Юнга:

  1. Крест. Строй и порядок. Во снах людей крест проявляется как четырехконечная мандала, трактующаяся как предельная концентрация на себе. Это символ самоконтроля.
  2. Квадрат (четверица). Целостность. Это внешняя часть мандалы, символ Бога, который проявляет себя в творениях.
  3. Круг. Примеряющий символ. Внутренняя часть мандалы, характеризующая божество или человека в его зависимости от расположения небесных созвездий.
  4. Троица. В природе этот символ характеризует стихии воды, воздуха и пламени. Изначально это символ мужского характера, который бессознательная часть психики дополнила до четверицы. Четвертая часть – земля (аналогично, тело), символ земли – дева.

Таким образом, получается, что четверица получилась из Анимы – женской фигуры, которая является олицетворением бессознательной части. Анимус – мужской аналог.

Если Анимус символизирует порядок, то Анима – противоположность Анимусу – жизнь в чистом проявлении, то есть в той форме, в которой отсутствует порядок и смысл. Анима проявляется в таких состояниях, как депрессия и экстаз, блаженство и какой-либо неуправляемый эффект.

Анима самостоятельна. На нее сложно воздействовать сознанием. Анима и Анимус – это и есть некоторые виды архетипов. Какую классификацию архетипов в целом создал Карл Юнг?

Карл Юнг видел опасность в чрезмерной дифференциации сознательного и бессознательного. Чтобы этого не допустить, он советовал познать свою темную сторону, подразумевая архетип Тени.

Данный архетип символизирует желания, переживания, которые, не реализовавшись, вытесняются в бессознательную часть. Если не познать свою Тень, можно стать ее заложником. В этом был уверен основоположник аналитической психологии.

Юнг сравнивал знакомство с Тенью со взглядом в воду, в глубинах которой кроются тайные желания, узнав которые, можно понять собственное истинное лицо, которое обычно никогда не демонстрируется публично, а скрывается за некоторой маской.

Персона

Под маской, упомянутой в предыдущем предложении, как раз и подразумевается архетип Персоны. По мнению Юнга, в данном архетипе отражено то, как человек взаимодействует с другими людьми, с какой стороны он им открывается.

Данный архетип жизненно необходим людям для того, чтобы нормально выстраивать общение друг с другом, с окружением. Однако преобладание данного архетипа над другими влечет за собой отчуждение человека от истинных эмоций, потерю глубины мысли, преобладание поверхностных суждений.

Матерь

Данный архетип нельзя воспринимать буквально (как и все остальные). Он, конечно, может проявляться и в маме, но может и в бабушке. Иными словами, во всем, что ассоциируется со словом богиня.

Данный архетип отражается в вещах, которые вызывают чувство благоговения. Для всех они разные: для одних – государство, для других – церковь, для третьих – университет.

Архетипы вызывают противоположение эмоции. Так что, кроме благоговейных символов, выделяют и злые. Среди них ведьмы, смерть и приведения, домовые, саркофаги и глубокие воды.

Из добрых символов можно отметить заботу и сочувствие, женскую мудрость, поддержку.

Данный архетип ассоциируется с воскрешением, а также с магией.

Младенец

Архетип младенца ассоциируется с будущим. Например, герои мифов часто предстают как боги-младенцы, которым, чтобы достичь цели, нужно пройти через мрак. Мраком в данном случае выступает бессознательная часть, от которой архетип стремится избавиться.

Иными словами, младенец – покоритель темноты. Его часто изображают содействующим развитию культуры. Характерные атрибуты: огонь и металл (кузнечное дело) или зерно и кукуруза (сельскохозяйственное окультуривание).

Также младенца часто ассоциируют со спасением, потому что по Юнгу этот символ появился в результате взаимодействия двух противоположностей – бессознательного и сознательного, а как было выяснено ранее, именно эта связь дает возможность человеку быть жизнеспособным, спасает его от смерти.

Правда, есть и другая сторона архетипа, которая проявляется в покинутости и незащищенности. Будучи плодом взаимодействия двух противоположных начал, младенец сперва был покинут и бессознательным, и сознательным. Отсюда и возникают негативные ассоциации архетипа.

Самость

Целостность, отраженная в архетипе, – это самость. Это центральный архетип, центр личности, вокруг которого образованы другие ее качества. Самость состоит в стремлении человека достичь гармонии, ощутить единство.

Символы данного архетипа могут быть разнообразными, но основной – мандала. Этот символ подробно описан выше.

Мудрец

Данный архетип активизируется, когда человека ставят перед выбором. Чем больше подобных жизненных ситуаций он переживает, тем сильнее в нем укореняется архетип Мудреца.

В теории архетипов Юнга это высший архетип. Ему предшествует Мудрец. В архетипе Бога отражается понимание человеком всего: всего, что есть вокруг; всего, что есть внутри у человека, в его голове.

В результате стоит уяснить следующие важные моменты:

  1. Архетип – это понятие, зародившееся в рамках школы аналитической психологии. Ее основал Карл Густав Юнг, когда обнаружил разногласия с учениями своего ментора Зигмунда Фрейда.
  2. Ближайшее понятие к архетипу – инстинкт.
  3. Архетип – это связующее звено между сознательным и бессознательным.
  4. Нельзя позволить, чтобы сознательная и бессознательная части психики абсолютно дифференцировались, а также чтобы архетипы сильно влияли на жизнь человека.
  5. Архетип – это основа мировой культуры. Все символы и образы возникли в результате воздействия архетипов, характеризующихся как бессознательные проявления, стремящиеся стать осознанными.
  6. Архетипы стремятся стать осознанными, реализоваться в жизни, если их подавлять, то они станут реализовываться в сновидениях, например.
  7. Существуют различные виды архетипов. Карл Юнг составил для них собственную классификацию и каждый из видов охарактеризовал. Стоит заметить, что описанием архетипов занимались и другие психологи.

Важно знать, каким архетипом обладает тот или иной человек, какой архетип в конкретной личности преобладает. Это позволит понимать сильные и слабые стороны личности.

Как определить свой архетип? Можно, например, пройти один из онлайн-тестов. Для того чтобы получить максимально достоверные результаты, стоит пройти данные тесты на разных сайтах.

Читайте также: