Карфаген империя торговцев и мореплавателей доклад

Обновлено: 16.05.2024

Влияние финикийцев на культуру и достижения Античности неоценимо. Увы, они не выиграли гонку за господство над Средиземноморьем у греков и римлян, но внесли значительный вклад в облик их культур. Общеизвестно, что финикийцы изобрели такую, казалось бы, сегодня обыденную, но очень нужную вещь, как стекло. Именно благодаря финикийцам греки научились писать, то есть переняли у них слогово-фонетический алфавит. В таком алфавите каждый символ или слог (сочетание букв) обозначает отдельный звук. Если на основе финикийского алфавита появился греческий, то на основе греческого — латинский и кириллический.

Вообще, финикийцы были во многом изобретателями и первопроходцами. Именно они совершили важные открытия в области географии еще задолго до эпохи Великих географических открытий. В 1500 г. до н. э. им удалось выйти через Гибралтар в Атлантический океан из Средиземного моря и достичь побережья Западной Африки и Канарских островов. Около 600 г. до н. э. они обогнули Африканский континент, то есть за 2 тыс. лет до Васко да Гамы. Путь от Красного моря до пролива Гибралтар занял целых три года.

Финикийцы слыли лучшими моряками и торговцами древности. Помимо восточного побережья Средиземноморья, прародины финикийцев, этот народ основывал колонии по всем берегам этого моря, а также на побережье и островах Северо-Западной Африки. Наибольшего успеха добилась финикийская колония Карфаген, которая смогла после порабощения финикийцев стать центром их культуры и крупнейшим городом древности.

Древний Карфаген

Руины древнего Карфагена

В XIII в. до н. э. финикийцы создали на территории Ближнего Востока мощное государство. В IX в. оно было завоевано ассирийцами. В то же время в ближневосточном финикийском городе Тире возникла внутренняя смута. Брат царицы Элиссы (по другим источникам — Дидоны) и соправитель города убил всех ее родственников, а ее вынудил бежать. Спасая свою жизнь, Элисса и ее последователи отправились вдоль северного африканского побережья.

Прибыв на место, где сейчас находится побережье Туниса, бежавшие жители Тира создали Карфаген. Основанию города предшествует легенда, которая показывает, что смекалка и деловая сноровка всегда были особенными чертами характера этого народа.

Итак, оказавшись на месте будущего города, финикийцы во главе с Элиссой обратилась к одному из местных вождей. Однако он, не особо желая терпеть по соседству чужаков, поставил жесткое условие: участок, отводимый Элиссе под аренду, должен иметь ровно такие же размеры, которые может покрыть кожа одного быка. Хитрые финикийцы взяли кожу и разрезали ее на тончайшие лоскуты. Они окружили ими холм, позднее названный Бирса (то есть шкура), который и стал впоследствии карфагенским акрополем. Вскоре на месте этого поселения вырос новый город, что на финикийском языке и означает Карфаген. Датой его основания считают 814 г. до н. э.

Элисса, или Дидона, — мифическая основательница Карфагена, Лувр

Карфаген очень быстро превратился в один из крупнейших городов античного мира. Это был мощный торговый порт, чему способствовало, прежде всего, вполне удачное географическое расположение, сделавшее его лидером морской торговли всего Средиземноморья. Все дело в том, что суда, пересекавшие море, неизбежно проходили между Сицилией и побережьем Туниса, то есть Карфагеном. Таким образом, выгодное географическое положение позволило этому городу стать крупнейшим в Западном Средиземноморье и объединить вокруг себя финикийские колонии в Северной Африке и Испании, а также вести обширные завоевания и колонизацию новых земель.

Карфаген построили на основании, которое заложили еще финикийцы. К середине I тыс. карфагеняне создали широкую торговую сеть (в основном город занимался ввозом металлов) и развили ее до небывалых размеров. Свою монополию на торговлю Карфаген поддерживал с помощью мощного флота и преимущественно наемного войска.

Период VI–IV вв. до н. э. — время высочайшего расцвета Карфагена. Помимо торговых успехов карфагенянам в этот период сопутствуют и военно-территориальные удачи. Так, частично благодаря союзу с этрусками, частично — наемной армии финикийцы смогли в VI в. до н. э. лишить греков их главных колоний и перспективы дальнейшей экспансии в Западное Средиземноморье. К этому периоду они также захватывают богатые серебром рудники на испанском побережье и главнейшие острова Средиземного моря. Во время греко-персидских войн Карфагенское государство состояло в союзе с Персией и совместно с этрусками попыталось захватить Сицилию. Впрочем, после нескольких поражений от коалиции греческих полисов-государств, в конце V в., борьбу приостановили.

В III в. до н. э. интересы Карфагена входят в конфликт с усилившейся к тому времени Римской республикой. Отношения между этими государствами, прежде союзнические, стали ухудшаться. В результате это привело к серии войн, названных Пуническими (римляне называли финикийцев пунами). Эти войны длились на протяжении 264–146 гг. до н. э.

Несмотря на успех первой и второй войн, в которых римляне вышли вроде бы победителями, они все-таки потерпели несколько обидных экономических поражений от Карфагена, что позволило финикийцам быстро восстановиться после их окончания. Римляне боялись возрождения города, что привело к желанию полного уничтожения и отмщения за все потери. Таким образом, в результате третьей, и завершающей, Пунической войны Карфаген пал и был разрушен. Великолепно укрепленный город римлянам удалось захватить только через три года изнурительной осады и тяжелых боевых действий. Уничтожение Карфагена сопровождалось массовыми убийствами его жителей.

Руины жилых кварталов Карфагена

В конечном итоге полумиллионный город уничтожили полностью, а оставшуюся в живых малую долю жителей продали в рабство. Место, где располагался город, засыпали солью. Впрочем, через 100 лет после этих событий римляне вновь заселили Карфаген, который стал главным городом римской провинции Африки и одним из крупнейших городов империи, процветавшим до конца VII в., когда его вновь разрушили, но уже арабские завоеватели.

Облик Карфагена

Как уже отмечалось, географическое положение Карфагена было перекрестно — он располагался на перепутье главных торговых путей Средиземноморья, что и стало залогом его успеха. Город основали на западном мысе Тунисского залива с выходами к морю как на севере, так и на юге. Помимо естественного выхода к морю, в черте города вырыли две огромные искусственные гавани: одна предназначалась для военного флота и была способна вместить до 200 военных кораблей, другая же — для торговых судов. На перешейке, отделявшем гавани, построили огромную башню, служившую маяком, которую окружала высокая стена.

Неудивительно, почему римляне так долго осаждали Карфаген, — он был, пожалуй, наиболее укрепленным городом Античности. Протяженность его массивных стен составляла 37 км, а их высота в некоторых местах подчас достигала 12 м! Большинство оборонительных стен располагалось вдоль берега, и это делало Карфаген практически неприступным со стороны моря. Римляне захватили город скорее числом и терпением, нежели тактической смекалкой.

Тунисский залив, побережье Карфагена и бухта древнего города. Современный спутниковый снимок

Карфаген славился и своими огромными книгохранилищами с богатыми рукописными работами о морских путешествиях, сочинениями античных историков, учебниками по различным предметам. Увы, все эти издания уничтожили римляне при взятии города. Сохранились только отдельные книги, переведенные на латынь или греческий язык.

Самую интересную находку древнего города сделали археологи в 20-х гг. ХХ в. Они обнаружили место расположения нескольких десятков рядов урн с обуглившимися останками животных и маленьких детей. Исследователи назвали это место Тофет. Захоронения находились под каменными стелами, на которых записывали просьбы, сопровождавшие жертвоприношения. Подсчитано, что здесь находились останки более 20 000 детей, которых убили всего лишь за 200 лет. Приношение в жертву живых детей — пожалуй, самая печально известная особенность религии карфагенян, а Тофет — жестокое тому свидетельство. Впрочем, для самих финикийцев принесение невинного ребенка в жертву считалось искуплением грехов и величайшим актом ублажения богов.

Тофет — кладбище древнего Карфагена и место массовых человеческих жертвоприношений

Стелы из карфагенского Тофета

Карфаген финикийцев и Карфаген римского времени — города разные, и их памятники, хотя и расположенные подчас в одинаковых местах, принадлежат все же к разным эпохам. Все дело в том, что 100 лет спустя после разрушения Карфагена на его месте Юлий Цезарь решил создать римскую колонию, однако это осуществилось только после его смерти. В честь основателя новую колонию назвали Colonia Julia Carthago (карфагенская колония Юлия).

Вот что сделали римляне. Они убрали около 100 тыс. м 3 земли и таким образом разрушили вершину холма Бирса, уничтожив все следы ненавистного им великолепного прошлого города. На новом месте они возвели свои храмы и величественные общественные здания. Спустя время Карфаген вновь стал одним из самых роскошных городов, но уже римского мира. В этот период он уступал по величине только Риму — на рубеже эр в Карфагене проживало 300 тыс. жителей. К этому времени относятся архитектурные памятники, которые в том или ином виде дошли и до нас, — цирк на 60 тыс. человек, театр, амфитеатр, термы (бани) и даже 132-километровый акведук.

Впрочем, и этот Карфаген ожидала трагическая судьба. Он был взят при нашествии вандалов в 439 г., и хотя эти вар вары не разрушили его, арабское нашествие 698 г. навсегда исполнило предначертанное Катоном. Карфаген пал.

Заключение

Сегодня руины древнего города находятся практически в черте Туниса — столицы одноименного государства — и являются объектом для туристического паломничества. Падение Карфагена совпадает с приходом арабов, которые начали его массовое разрушение. Так, камни домов послужили материалом для строительства нового города — Туниса. В следующих веках мрамор и гранит, когда-то украшавшие великолепный римский город, украли и увезли далеко за моря. Ученые установили, что позднее их использовали для строительства средневековых соборов в Генуе, Пизе и даже Кентерберийского собора в далекой от побережья Северной Африки Англии.

Руины финикийских построек

Древнеримский амфитеатр Карфагена на фоне городского ландшафта

История этого древнего города вызывает восхищение у каждого, кто соприкасается с ней. Удивительное, насыщенное яркими событиями, прошлое Карфагена будоражит сознание каждого, кто узнал, что это был за город. Карфаген должен был пасть. Предание же о нем останется навечно.


В мировой истории немало народов и государств, что остались в памяти лишь благодаря эпизоду из своей истории. Ацтекская империя известна большинству лишь тем, что её когда-то завоевали конкистадоры. Пресловутые половцы с печенегами — что враждовали с русскими княжествами. О древнем африканском городе Карфагене если и вспоминают, то только как о непримиримом враге Рима.

Для самого Карфагена три войны с римлянами стали лишь развязкой почти 700-летней собственной истории. За это время город прошёл путь от маленькой колонии до столицы могущественной державы.

Римские войска уничтожили Карфаген в 146 году до нашей эры. Тогда победители и сожгли все городские хроники. Поэтому карфагенская история для учёных — это до сих пор что-то вроде повреждённых водой писем жюльверновского капитана Гранта. Одни сведения не поддаются однозначной трактовке, другие — совсем непонятны, а третьи — утеряны безвозвратно.

Примерно в 815 году до н.э. город основали финикийцы, представители жившего на месте современного Ливана семитского народа. Их жизнь тесно зависела от моря. В историю финикийцы вошли как неутомимые торговцы-мореходы, не брезговавшие пиратством и захватом рабов.

С основанием Карфагена связана популярная у поздних римских авторов легенда о Дидоне-Элиссе. Якобы эта женщина, не то вдова, не то сестра казнённого царём верховного жреца, вынужденно бежала из финикийского Тира вместе со сторонниками. Приют эмигранты нашли в Северной Африке. Местные племена издевательски предложили им взять участок земли размером с бычью шкуру.

Хитроумная Дидона тогда разрезала шкуру на тонкие ремни и связала их воедино. Получившегося каната хватило, чтобы опоясать небольшой холм, на котором и построили город. Жизнь его основательницы кончилась трагически: Дидона якобы добровольно бросилась в огонь. Согласно одним авторам — от грубых ухаживаний некого местного правителя, согласно другим — из-за неразделённой любви к полулегендарному Энею, праотцу будущего Рима.



Дидона — основательница Карфагена. Картина начала 19 века. Художник Уильям Тёрнер (William Turner)

Предание о Дидоне — скорее всего, эксплуатационный по отношению к настоящей истории миф от знаменитого римского поэта Вергилия. Нет никаких доказательств тому, чтобы человека с именем Дидона или Элисса действительно хоть как-то почитали в Карфагене.

Из колоний — в метрополии

Археологические данные говорят, что вплоть до 700 года до н.э Карфаген представлял собой не полноценный город, а перевалочную базу для финикийских мореплавателей. Затем центр будущей державы начал расти.

В африканских колониях от захватчиков-ассирийцев укрывалось всё больше финикийцев. Карфаген стал главным бенефициаром этого процесса. Сказывались географические преимущества нового города по отношению к другим колониям. Река Меджерда обеспечивала его пресной водой. Обширную карфагенскую бухту со всех сторон закрывали утёсы. Рядом простирались обширные пастбища и пригодные для земледелия поля.

Но карфагеняне дорожили не столько землёй, сколько морем. Они наладили выгодную посредническую торговлю между средиземноморскими регионами. Африка давала Карфагену рабов, слоновую кость и шкуры животных. Испания — серебро и бронзу. Сардиния — хлеб и медь. Сицилия — оливковое масло и греческие предметы роскоши.



Карфагенская статуя богини Таниит. Из экспозиции Каталонского музея в испанской Барселоне

В середине 5 века до н.э. карфагеняне Ганнон Мореход и Гимилькон совершили два беспримерных для своего времени плавания. Их флотилии вышли через Гибралтарский пролив и отправились на север и юг. Античные авторы утверждали, что Ганнон достиг Гвинейского залива, а Гимилькон — Британских островов. Оба вернулись домой с богатой добычей. Современные учёные сомневаются в истинности масштабов путешествий, но сам их факт неоспорим, что показывает способности карфагенян в морском деле.

Город ощутимо доминировал над другими финикийскими колониями. Примерно к 500 году до н.э. Карфаген уже обладал сетью владений на африканском и европейском побережьях Средиземного моря и островах между ними. Бывшая колония превратилась в метрополию.

Однажды на Сицилии

Фатальной для города едва не стала борьба за стратегически и экономически важную Сицилию. В 5-4 веках до н.э. на будущей родине мафии бушевали корлеоновские страсти. За остров боролись финикийские и греческие колонисты при участии коренных этносов и наёмных отрядов. В этих войнах нормой стали предательства союзников, убийства военнопленных и осквернения храмов.

Свободные полноправные граждане Карфагена традиционно не служили в армии. Войска державы комплектовали из принудительно мобилизованных ливийцев и нумидийцев (туземцев Северной Африки) и наёмников из разных стран. С одной стороны, все они умели хорошо сражаться. С другой — наёмная армия оказывалась ненадёжной при неудачах или невыплатах жалованья.

В 480 году греки нанесли врагу решающее поражение. В Гимерской битве они полностью уничтожили карфагенское войско в несколько десятков тысяч воинов. Поражение сильно ударило по позициям державы в Средиземноморье.

Карфаген временно отказался от экспансии в пользу внутреннего развития. И здесь его жители преуспели. Они добились полной экономической самодостаточности. Из посредников они стали производителями: керамики, оружия, доспехов, предметов роскоши. Местные ремесленники не достигли высот своих греческих или египетских коллег, но научились на приемлемом уровне копировать их продукцию: керамику, украшения, скульптуры.

В городе начали чеканить собственную монету, что для тех времён считалось атрибутом исключительно развитого государства. Также Карфаген подчинил себе соседние ливийские племена и установил торговые отношения с государствами Чёрной Африки.



Химерская битва. Картина конца 19 века. Художник Джузеппе Скьюти (Giuseppe Sciuti)

В 410 году до н.э. набравшиеся сил карфагеняне вернулись на вожделенную Сицилию. За последующие сто лет они с переменным успехом ещё трижды воевали с греческими колонистами. Итогом стал раздел острова на карфагенскую западную и греческую восточную части.

Сточетырёхбоярщина

Первоначально жившие в Африке колонисты максимально воспроизводили порядки исторической родины — финикийского города Тира. По мере развития Карфагена его культура, религия и политическое устройство вобрали в себя многое из опыта египтян, римлян и греков.


Сохранившаяся карфагенская ритуальная стелла со знаком богини Таниит

В 550-390 годах Карфагеном правили цари из династии Магонидов. Они никогда не обладали абсолютной властью: их полномочия ограничивал аристократический Совет старейшин. А в начале 4 века до н.э. династия пресеклась. Институт царя, правда, некоторое время сохранялся, но уже только как церемониальный пост. Карфаген стал тем, что античные философы называли олигархиями — государством, где правил узкий круг богачей.

Ключевыми органами власти стали Совет старейшин и особый Суд ста четырёх. Суд избирал и контролировал работу суффетов (высших должностных лиц) и военачальников. Его участников назначали из узкого круга высшей знати. Для волеизъявления свободных полноправных граждан существовало Народное собрание. Однако созывали его только по решению Совета ста четырёх. Иными словами — очень редко.

В те времена в Карфагене господствовало сословие судей; они были тем сильнее, что их должность была пожизненной. Имущество, доброе имя, сама жизнь каждого — всё было в их власти. Если кто задевал кого-нибудь одного из их сословия, против него ополчались все; при враждебности судей на такого сразу находился и обвинитель.

К началу 3 века до н.э. Карфаген располагал сетью владений на двух континентах и островах между ними. Городу подчинялось североафриканское побережье (от современного марокканского Танжера до египетско-ливийской границы), южная Испания, Балеарские острова, Корсика, Мальта и частично — Сицилия с Сардинией.

Некоторыми льготами пользовались жители других бывших финикийских колоний — Утики, Хадрумета и Большого Лептиса. А иноязычные подчинённые народы лишь несли одни обязанности. Они не имели самоуправления, платили налоги и поставляли молодых людей для военной службы. Особенно от угнетения Карфагена страдали коренные жители Северной Африки.

Иностранцы часто обвиняли карфагенян в безнравственности, жестокости и поклонении тёмным силам. Поводом для упрёков служили их доставшиеся от финикийцев сомнительные ритуальные практики, такие как храмовая проституция или культовые детоубийства.

Вопрос о детских жертвоприношениях в Карфагене остаётся дискуссионным среди историков и археологов. Некоторые учёные полагают, что всё это — не более чем кровавый навет со стороны греков и римлян. Но на то, что финикийцы приносили детей в жертву своим божествам, указывают не только античные писатели. О культовых детоубийствах среди семитов-язычников писали и составители ветхозаветных текстов, едва ли заинтересованные в обслуживании греко-римских интересов.

Участие в жуткой церемонии было не просто добровольным, но даже считалось привилегией знати и богачей. В Финикии молк запретили только в начале 5 века до н.э, по воле персидских завоевателей. В колониях, в том числе Карфагене, эта практика жила намного дольше. В 310 году до н.э., во время неудачной осады города греко-сицилийцами, карфагеняне принесли в жертву около 300 мальчиков из знатных семей.

Карфагеняне отказались от молка только к 3 веку до н.э. Культ Баал-Хаммона пришёл в упадок, а поклонение Тиннит стало гуманнее: в жертву богине приносили уже домашних животных. Самые продвинутые из карфагенян почитали уже греко-римских богов, вроде Деметры и Гермеса, покровителей земледелия и торговли.

Лучшие враги — бывшие друзья

С Римской республикой Карфагенскую державу на протяжении трёх веков связывало крепкое партнёрство. Известно о двух договорах между государствами о взаимопомощи, сотрудничестве и признании сфер влияния. Рим и Карфаген активно торговали между собой и помогали друг другу во время конфликтов с другими странами.

В 264 году до н.э. римские легионы под предлогом защиты своих сограждан высадились на Сицилии. Это вторжение нарушило условия заключённых раньше римско-карфагенских договоров, и в Африке этого не стерпели. Между двумя державами началась война, вошедшая в историю как Первая Пуническая.


Римская республика и Карфагенская держава перед началом первой войны. Жёлтым цветом выделено независимое Сиракузское царство на юго-востоке Сицилии

Боевые действия растянулись на 23 года. Война шла как на суше, так и на море: от Корсики и до Северной Африки. Инициатива несколько раз переходила от римлян к карфгенянам и обратно, пока пунийский флот не разгромили в 241 году до н.э. у Эгатских островов. Остававшиеся на Сицилии войска оказались блокированными и вынужденно сдались.

Условия завершившего первую войну Лутациева мира напоминали почётную капитуляцию карфагенян. От побеждённых потребовали лишь передать Сицилию и выплатить контрибуцию. К негодованию римских ура-патриотов, пунийских воинов выпустили с острова при оружии, даже не потребовав выдать перебежчиков.

От римских стен — к безоговорочной капитуляции

Для восстановления мощи Карфагену требовались новые земли. Гальмикар Барка увидел их в Испании. В 230-х годах до н.э. он завоевал большую часть Пиренейского полуострова. Его преемники, зять Гасдрубал и сын Ганнибал, продолжили агрессивную политику на юге Европы. Они хотели захватить богатые металлами земли, подчинить местные воинственные племена и начать новую войну с Римом.

В 220 году Ганнибал нашёл повод для большого конфликта. Он осадил союзный врагу город Сагунт, а прибывшим из Рима послам объяснил, что проблема в них самих. Сагунт карфагеняне взяли и показательно уничтожили, после чего римский Сенат вынужденно объявил их государству войну — к радости Ганнибала.


Ганнибал переходит Альпы на слоне. Картина середины 17 века. Художник Николя Пуссен

Ганнибал собрал широкую антиримскую коалицию, куда вошли разные силы, от полудиких галлов до греческих полисов. Однако ненавистный Рим карфагеняне и их союзники так и не взяли. В 213-209 годах до н.э. война приняла затяжной характер. И на длинной дистанции стали заметны принципиальные преимущества Римской республики перед Карфагенской державой.

Римская армия уже тогда была слаженной боевой машиной, которой командовали не гении, но грамотные военачальники, учившиеся на своих ошибках, вроде Квинта Фабия Максима, Марка Клавдия Марцелла и Публия Эмилия Сципиона. Большую часть войны римляне сражались у себя дома: их армию регулярно пополняли свежие силы, а их противник оказался отрезанным от своих баз в Африке и Испании.

Римская республика ещё оставалась более-менее равноправным союзом культурно близких народов, и большинство итальянцев понимали, за что они воюют. А Карфагенская держава так и не превратилась в нечто большее, чем рыхлый разноязыкий конгломерат. С первыми неудачами начались переходы целых народов и городов на сторону врага. В самом Карфагене против Ганнибала интриговали политики-олигархи, считавшие войну с Римом губительной авантюрой.


Карфагенские боевые слоны против римской пехоты в битве у Замы. Гравюра начала 20 века. Автор Поль-Анри Мотте (Henri-Paul Motte)

В 209-202 годах до н.э. карфагенян лишили всех европейских завоеваний и отбросили в Африку. В 202 году враг разбил армию Ганнибала в решающей битве на реке Зама. Новый мир с Римом стал для Карфагена безоговорочной капитуляцией. Обложенному контрибуциями, лишённому колоний, военного флота и права воевать городу оставили только возможность существовать — на полвека.

Римляне уничтожили Карфаген в 146 году до н.э. после трёхлетней Третьей Пунической войны. Город сожгли и разрушили, а немногих выживших жителей обратили в рабство.

Отношения Рима и Карфагена перед последней войной сильно напоминали конец шахматной партии. Побеждающий игрок ставит проигрывающему ловушку за ловушкой, а тот лихорадочно пытается отстоять фигурку короля. Рим навязывал карфгенянам одно унизительное требование за другим, желая спровоцировать конфликт. Но жители африканского города покорно терпели нападения ливийских племён, сдали римлянам всё оружие и казнили наиболее патриотически настроенных политиков. Лишь когда римские власти издевательски приказали пунийцам перенести город от побережья вглубь континента, те начали войну.

К тому времени Рим победоносно завершил серию конфликтов против царств-осколков империи Александра Македонского. Республика уже контролировала почти всё Средиземноморье и скромный купеческий город не представлял для неё реальной угрозы.


Сохранившиеся развалины древних карфагенских зданий. На заднем плане — город Тунис, столица Тунисской республики

Видимо, римляне держали в уме способность пунийцев восставать с новыми силами после неудач. Поэтому власти Вечного города решили, что только руины Карфагена полностью безопасны для них. Выжженную землю на месте африканского города римляне и засеяли солью — чтобы даже растения здесь никогда не могли зацвести.

Гост

ГОСТ

Карфаген — это финикийское государство, существовавшее в древности на территории современного Туниса.

История Карфагена

Карфаген основали колонисты из финикийского города Тир в IX веке до н. э. (обычно в литературе приводится дата 814—813 г. до н. э.).

Согласно преданиям, Карфаген основала царица Дидона, бежавшая из Тира, когда царь Тира Пигмалион, убил её мужа, чтобы завладеть его богатствами. Жители Карфагена всегда славились деловой хваткой.

После падения финикийского влияния в Западном Средиземноморье Карфаген переподчинил себе бывшие колонии Финикии благодаря своему удачному географическому положению. К III веку до н. э. он подчинил Южную Испанию, Северную Африку, Корсику, большую часть Сицилии и Сардинии, став крупнейшим государством в западной части Средиземного моря. После Пунических войн Карфаген потерял все завоевания и в 146 году до н.э. был разрушен, его территория стала римской провинцией Африкой.

В 420-430-е годы контроль Рима над провинцией был потерян вследствие мятежей и захвата племенем вандалов, основавших королевство со столицей в Карфагене. После завоевания Юстинианом I Северной Африки Карфаген стал столицей основанного Карфагенского экзархата. Окончательно город утратил своё значение после арабского завоевания в конце VII века н. э.

Географическое расположение

Карфаген располагался на мысе с двумя выходами к морю. Расположение сделало город лидером торговли Средиземноморья. Все суда проходили между Сицилией и Тунисом.

В черте города были вырыты две большие гавани: одна вмещала 220 военных кораблей, другая использовалась для коммерческой торговли. На перешейке, разделявшем гавани, была возведена огромная башня.

Протяжённость городских стен равнялась 37 километрам, в некоторых местах их высота достигала 12 метров.

Город имел кладбище, рынки, культовые места, муниципалитет и театр. Он разделялся на четыре жилых района. В центре его стояла цитадель – Бирса.

Карфаген был одним из крупнейших городов в эллинистические времена (больше была лишь Александрия).

Готовые работы на аналогичную тему

Государственное устройство

Характер карфагенского государственного устройства сложно определить вследствие скудности источников. Вместе с тем, его политическая система была описана Аристотелем и Полибием.

Власть в Карфагене принадлежала аристократии, разделённой на враждебные друг другу торгово-промышленную и аграрную фракции. Первые были сторонниками экспансии за пределы Африки, вторые придерживались идеи расширения территорий на континенте.

Высшим органом власти был совет старейшин, который возглавляли 10 человек. Исполнительную власть осуществляли два суффета, которые подобно римским консулам избирались ежегодно. У карфагенского сената была законодательная власть, сенаторов было 300, эта должность являлась пожизненной. Из сената выделялся комитет из 30 членов, который вел текущую работу. Формально народное собрание играло значительную роль, однако фактически к нему прибегали редко, лишь в случае разногласий между сенатом и суффетами.

В 450 году до н. э. для создания противовеса стремлению некоторых родов получить полный контроль над сенатом был создан совет судей, состоящий из 104 человек. Он первоначально был должен судить должностных лиц по истечении их полномочий, но впоследствии стал заниматься контролем и судом.

От подчинённых городов Карфаген получал воинские контингенты и выплату налога. Такая система дала Карфагену финансовые средства и возможности сформировать сильную армию.

Религия

Финикийцев, живущих разрозненно по всему Средиземноморью, объединяли верования. Карфагеняне от финикийских предков унаследовали ханаанскую религию. На протяжении веков Карфаген ежегодно отправлял в Тир посланников для совершения жертвоприношения в храме Мелькарта. Главными божествами Карфагена были Баал-Хаммон и Танит.

Печально известной особенностью карфагенской религии было приношение в жертву детей. Согласно Диодору Сицилийскому, в 310 году до н.э., чтобы умиротворить Ваал Хаммона во время атаки города, карфагеняне принесли в жертву 200 детей из знатных семей. Принесение в жертву невинного ребёнка считалось актом умилостивления богов. Этот акт должен был обеспечивать благосостояние как отдельной семьи, так и общества.

Социальная система

Всё население делилось на группы по этническому признаку:

  • Ливийцы;
  • Сикулы;
  • Вольноотпущенники, переселенцы;
  • Выходцы из финикийских городов.

Во избежание волнений беднейшее население периодически высылалось в подвластные области.

Экономика

Город находился в северо-восточном Тунисе, в глубине залива, недалеко от устья реки Баграды. Тут проходили морские пути, Карфаген стал центром обмена ремесленных изделий Востока на сырьё Запада и Юга. Купцы Карфагена торговали собственным пурпуром, рабами и слоновой костью из Судана, золотым песком и страусовым пером из центральной Африки. В обмен шли хлеб из Сардинии, серебро и солёная рыба из Испании, оливковое масло и художественные изделия с Сицилии. Из Финикии и Египта в Карфаген шли керамика, ковры, эмаль и стеклянные бусы.

Помимо торговли, в экономике Карфагена важную роль имело сельское хозяйство. В равнине Баграды располагались поместья карфагенских землевладельцев, обсуживавшиеся местным ливийским населением или рабами. Мелкое свободное землевладение не играло в Карфагене заметной роли.

Карфагенские купцы искали новые рынки. В 480 году до н. э. мореплаватель Гимилькон высадился в Британии на берегу полуострова Корнуолл, богатого залежами олова. Через 30 лет Ганнон, выходец из влиятельной семьи, возглавил большую экспедицию из 60 кораблей с 30 000 мужчин и женщин. Люди высаживались в разных частях побережья, основывая новые колонии.

Предприимчивость и хватка его жителей помогли Карфагена стать богатейшим городом Древнего мира. К началу III века до н. э. благодаря торговле, технологиям и флоту город выдвинулся на передовые позиции.

Государство могло сокрушить Рим и изменить ход истории, но осталось в нескольких шагах от победы. И затем само стало жертвой разорения.

В мировой истории немало народов и государств, что остались в памяти лишь благодаря эпизоду из своей истории. Ацтекская империя известна большинству лишь тем, что её когда-то завоевали конкистадоры. Пресловутые половцы с печенегами — что враждовали с русскими княжествами. О древнем африканском городе Карфагене если и вспоминают, то только как о непримиримом враге Рима.

Для самого Карфагена три войны с римлянами стали лишь развязкой почти 700-летней собственной истории. За это время город прошёл путь от маленькой колонии до столицы могущественной державы.

Основные источники статьи:

Римские войска уничтожили Карфаген в 146 году до нашей эры. Тогда победители и сожгли все городские хроники. Поэтому карфагенская история для учёных — это до сих пор что-то вроде повреждённых водой писем жюльверновского капитана Гранта. Одни сведения не поддаются однозначной трактовке, другие — совсем непонятны, а третьи — утеряны безвозвратно.

Примерно в 815 году до н.э. город основали финикийцы, представители жившего на месте современного Ливана семитского народа. Их жизнь тесно зависела от моря. В историю финикийцы вошли как неутомимые торговцы-мореходы, не брезговавшие пиратством и захватом рабов.

С основанием Карфагена связана популярная у поздних римских авторов легенда о Дидоне-Элиссе. Якобы эта женщина, не то вдова, не то сестра казнённого царём верховного жреца, вынужденно бежала из финикийского Тира вместе со сторонниками. Приют эмигранты нашли в Северной Африке. Местные племена издевательски предложили им взять участок земли размером с бычью шкуру.

Хитроумная Дидона тогда разрезала шкуру на тонкие ремни и связала их воедино. Получившегося каната хватило, чтобы опоясать небольшой холм, на котором и построили город. Жизнь его основательницы кончилась трагически: Дидона якобы добровольно бросилась в огонь. Согласно одним авторам — от грубых ухаживаний некого местного правителя, согласно другим — из-за неразделённой любви к полулегендарному Энею, праотцу будущего Рима.

Предание о Дидоне — скорее всего, эксплуатационный по отношению к настоящей истории миф от знаменитого римского поэта Вергилия. Нет никаких доказательств тому, чтобы человека с именем Дидона или Элисса действительно хоть как-то почитали в Карфагене.

Археологические данные говорят, что вплоть до 700 года до н.э Карфаген представлял собой не полноценный город, а перевалочную базу для финикийских мореплавателей. Затем центр будущей державы начал расти.

В африканских колониях от захватчиков-ассирийцев укрывалось всё больше финикийцев. Карфаген стал главным бенефициаром этого процесса. Сказывались географические преимущества нового города по отношению к другим колониям. Река Меджерда обеспечивала его пресной водой. Обширную карфагенскую бухту со всех сторон закрывали утёсы. Рядом простирались обширные пастбища и пригодные для земледелия поля.

Но карфагеняне дорожили не столько землёй, сколько морем. Они наладили выгодную посредническую торговлю между средиземноморскими регионами. Африка давала Карфагену рабов, слоновую кость и шкуры животных. Испания — серебро и бронзу. Сардиния — хлеб и медь. Сицилия — оливковое масло и греческие предметы роскоши.

В середине 5 века до н.э. карфагеняне Ганнон Мореход и Гимилькон совершили два беспримерных для своего времени плавания. Их флотилии вышли через Гибралтарский пролив и отправились на север и юг. Античные авторы утверждали, что Ганнон достиг Гвинейского залива, а Гимилькон — Британских островов. Оба вернулись домой с богатой добычей. Современные учёные сомневаются в истинности масштабов путешествий, но сам их факт неоспорим, что показывает способности карфагенян в морском деле.

Город ощутимо доминировал над другими финикийскими колониями. Примерно к 500 году до н.э. Карфаген уже обладал сетью владений на африканском и европейском побережьях Средиземного моря и островах между ними. Бывшая колония превратилась в метрополию.

Фатальной для города едва не стала борьба за стратегически и экономически важную Сицилию. В 5-4 веках до н.э. на будущей родине мафии бушевали корлеоновские страсти. За остров боролись финикийские и греческие колонисты при участии коренных этносов и наёмных отрядов. В этих войнах нормой стали предательства союзников, убийства военнопленных и осквернения храмов.

Свободные полноправные граждане Карфагена традиционно не служили в армии. Войска державы комплектовали из принудительно мобилизованных ливийцев и нумидийцев (туземцев Северной Африки) и наёмников из разных стран. С одной стороны, все они умели хорошо сражаться. С другой — наёмная армия оказывалась ненадёжной при неудачах или невыплатах жалованья.

Тут были люди разных наций — лигуры, лузитанцы, балеары, негры и беглецы из Рима. Слышался то тяжёлый дорийский говор, то кельтские слова, грохотавшие, как боевые колесницы, ионийские окончания сталкивались с согласными пустыни, резкими, точно крики шакала. Грека можно было отличить по тонкому стану, египтянина — по высоким сутулым плечам, кантабра — по толстым икрам.

В 480 году греки нанесли врагу решающее поражение. В Гимерской битве они полностью уничтожили карфагенское войско в несколько десятков тысяч воинов. Поражение сильно ударило по позициям державы в Средиземноморье.

Карфаген временно отказался от экспансии в пользу внутреннего развития. И здесь его жители преуспели. Они добились полной экономической самодостаточности. Из посредников они стали производителями: керамики, оружия, доспехов, предметов роскоши. Местные ремесленники не достигли высот своих греческих или египетских коллег, но научились на приемлемом уровне копировать их продукцию: керамику, украшения, скульптуры.

В городе начали чеканить собственную монету, что для тех времён считалось атрибутом исключительно развитого государства. Также Карфаген подчинил себе соседние ливийские племена и установил торговые отношения с государствами Чёрной Африки.

В 410 году до н.э. набравшиеся сил карфагеняне вернулись на вожделенную Сицилию. За последующие сто лет они с переменным успехом ещё трижды воевали с греческими колонистами. Итогом стал раздел острова на карфагенскую западную и греческую восточную части.

Первоначально жившие в Африке колонисты максимально воспроизводили порядки исторической родины — финикийского города Тира. По мере развития Карфагена его культура, религия и политическое устройство вобрали в себя многое из опыта египтян, римлян и греков.

В 550-390 годах Карфагеном правили цари из династии Магонидов. Они никогда не обладали абсолютной властью: их полномочия ограничивал аристократический Совет старейшин. А в начале 4 века до н.э. династия пресеклась. Институт царя, правда, некоторое время сохранялся, но уже только как церемониальный пост. Карфаген стал тем, что античные философы называли олигархиями — государством, где правил узкий круг богачей.

Ключевыми органами власти стали Совет старейшин и особый Суд ста четырёх. Суд избирал и контролировал работу суффетов (высших должностных лиц) и военачальников. Его участников назначали из узкого круга высшей знати. Для волеизъявления свободных полноправных граждан существовало Народное собрание. Однако созывали его только по решению Совета ста четырёх. Иными словами — очень редко.

В те времена в Карфагене господствовало сословие судей; они были тем сильнее, что их должность была пожизненной. Имущество, доброе имя, сама жизнь каждого — всё было в их власти. Если кто задевал кого-нибудь одного из их сословия, против него ополчались все; при враждебности судей на такого сразу находился и обвинитель.

К началу 3 века до н.э. Карфаген располагал сетью владений на двух континентах и островах между ними. Городу подчинялось североафриканское побережье (от современного марокканского Танжера до египетско-ливийской границы), южная Испания, Балеарские острова, Корсика, Мальта и частично — Сицилия с Сардинией.

В то время, как каждая из союзных с Римом общин рисковала только потерять, если бы пало правительство, которое так заботилось о её интересах, в карфагенском государственном союзе положение каждой общины могло только улучшиться с падением Карфагена.

Некоторыми льготами пользовались жители других бывших финикийских колоний — Утики, Хадрумета и Большого Лептиса. А иноязычные подчинённые народы лишь несли одни обязанности. Они не имели самоуправления, платили налоги и поставляли молодых людей для военной службы. Особенно от угнетения Карфагена страдали коренные жители Северной Африки.

Иностранцы часто обвиняли карфагенян в безнравственности, жестокости и поклонении тёмным силам. Поводом для упрёков служили их доставшиеся от финикийцев сомнительные ритуальные практики, такие как храмовая проституция или культовые детоубийства.

Вопрос о детских жертвоприношениях в Карфагене остаётся дискуссионным среди историков и археологов. Некоторые учёные полагают, что всё это — не более чем кровавый навет со стороны греков и римлян. Но на то, что финикийцы приносили детей в жертву своим божествам, указывают не только античные писатели. О культовых детоубийствах среди семитов-язычников писали и составители ветхозаветных текстов, едва ли заинтересованные в обслуживании греко-римских интересов.

Устроили капища Ваалу, чтобы проводить через огонь сыновей своих и дочерей своих в честь Молоха, чего Я не повелевал им.

Участие в жуткой церемонии было не просто добровольным, но даже считалось привилегией знати и богачей. В Финикии молк запретили только в начале 5 века до н.э, по воле персидских завоевателей. В колониях, в том числе Карфагене, эта практика жила намного дольше. В 310 году до н.э., во время неудачной осады города греко-сицилийцами, карфагеняне принесли в жертву около 300 мальчиков из знатных семей.

Карфагеняне отказались от молка только к 3 веку до н.э. Культ Баал-Хаммона пришёл в упадок, а поклонение Тиннит стало гуманнее: в жертву богине приносили уже домашних животных. Самые продвинутые из карфагенян почитали уже греко-римских богов, вроде Деметры и Гермеса, покровителей земледелия и торговли.

С Римской республикой Карфагенскую державу на протяжении трёх веков связывало крепкое партнёрство. Известно о двух договорах между государствами о взаимопомощи, сотрудничестве и признании сфер влияния. Рим и Карфаген активно торговали между собой и помогали друг другу во время конфликтов с другими странами.

В 264 году до н.э. римские легионы под предлогом защиты своих сограждан высадились на Сицилии. Это вторжение нарушило условия заключённых раньше римско-карфагенских договоров, и в Африке этого не стерпели. Между двумя державами началась война, вошедшая в историю как Первая Пуническая.

Римская республика и Карфагенская держава перед началом первой войны. Жёлтым цветом выделено независимое Сиракузское царство на юго-востоке Сицилии

Боевые действия растянулись на 23 года. Война шла как на суше, так и на море: от Корсики и до Северной Африки. Инициатива несколько раз переходила от римлян к карфгенянам и обратно, пока пунийский флот не разгромили в 241 году до н.э. у Эгатских островов. Остававшиеся на Сицилии войска оказались блокированными и вынужденно сдались.

Условия завершившего первую войну Лутациева мира напоминали почётную капитуляцию карфагенян. От побеждённых потребовали лишь передать Сицилию и выплатить контрибуцию. К негодованию римских ура-патриотов, пунийских воинов выпустили с острова при оружии, даже не потребовав выдать перебежчиков.

Для восстановления мощи Карфагену требовались новые земли. Гальмикар Барка увидел их в Испании. В 230-х годах до н.э. он завоевал большую часть Пиренейского полуострова. Его преемники, зять Гасдрубал и сын Ганнибал, продолжили агрессивную политику на юге Европы. Они хотели захватить богатые металлами земли, подчинить местные воинственные племена и начать новую войну с Римом.

Ведь никогда ещё более мощные государства и народы не поднимали оружие друг против друга, и сами они никогда ещё не достигали такой силы и такого могущества. И до того изменчиво было военное счастье, что катастрофу потерпели те, кто побеждали.

В 220 году Ганнибал нашёл повод для большого конфликта. Он осадил союзный врагу город Сагунт, а прибывшим из Рима послам объяснил, что проблема в них самих. Сагунт карфагеняне взяли и показательно уничтожили, после чего римский Сенат вынужденно объявил их государству войну — к радости Ганнибала.

Ганнибал собрал широкую антиримскую коалицию, куда вошли разные силы, от полудиких галлов до греческих полисов. Однако ненавистный Рим карфагеняне и их союзники так и не взяли. В 213-209 годах до н.э. война приняла затяжной характер. И на длинной дистанции стали заметны принципиальные преимущества Римской республики перед Карфагенской державой.

Римская армия уже тогда была слаженной боевой машиной, которой командовали не гении, но грамотные военачальники, учившиеся на своих ошибках, вроде Квинта Фабия Максима, Марка Клавдия Марцелла и Публия Корнелия Сципиона. Большую часть войны римляне сражались у себя дома: армию регулярно пополняли свежие силы, а их противник оказался отрезанным от своих баз в Африке и Испании.

Римская республика ещё оставалась более-менее равноправным союзом культурно близких народов, и большинство итальянцев понимали, за что они воюют. А Карфагенская держава так и не превратилась в нечто большее, чем рыхлый разноязыкий конгломерат. С первыми неудачами начались переходы целых народов и городов на сторону врага. В самом Карфагене против Ганнибала интриговали политики-олигархи, считавшие войну с Римом губительной авантюрой.

Карфагенские боевые слоны против римской пехоты в битве у Замы Гравюра начала 20 века. Автор Поль-Анри Мотте (Henri-Paul Motte)

В 209-202 годах до н.э. карфагенян лишили всех европейских завоеваний и отбросили в Африку. В 202 году враг разбил армию Ганнибала в решающей битве на реке Зама. Новый мир с Римом стал для Карфагена безоговорочной капитуляцией. Обложенному контрибуциями, лишённому колоний, военного флота и права воевать городу оставили только возможность существовать — на полвека.

Римляне уничтожили Карфаген в 146 году до н.э. после трёхлетней Третьей Пунической войны. Город сожгли и разрушили, а немногих выживших жителей обратили в рабство.

Отношения Рима и Карфагена перед последней войной сильно напоминали конец шахматной партии. Побеждающий игрок ставит проигрывающему ловушку за ловушкой, а тот лихорадочно пытается отстоять фигурку короля. Рим навязывал карфгенянам одно унизительное требование за другим, желая спровоцировать конфликт. Но жители африканского города покорно терпели нападения ливийских племён, сдали римлянам всё оружие и казнили наиболее патриотически настроенных политиков. Лишь когда римские власти издевательски приказали пунийцам перенести город от побережья вглубь континента, те начали войну.

К тому времени Рим победоносно завершил серию конфликтов против царств-осколков империи Александра Македонского. Республика уже контролировала почти всё Средиземноморье и скромный купеческий город не представлял для неё реальной угрозы.

Сохранившиеся развалины древних карфагенских зданий. На заднем плане — город Тунис, столица Тунисской республики Фото BishkekRocks

Видимо, римляне держали в уме способность пунийцев восставать с новыми силами после неудач. Поэтому власти Вечного города решили, что только руины Карфагена полностью безопасны для них. Выжженную землю на месте африканского города римляне и засеяли солью — чтобы даже растения здесь никогда не могли зацвести.

Статья создана участником Лиги авторов. О том, как она работает и как туда вступить, рассказано в этом материале.

А вообще статья очень хорошая, спасибо! Даже побудила зарегистрироваться, а то когда ещё мне выпадет шанс выпендриться этими совершенно бесполезными знаниями)

Спасибо за отзыв! :)

классные знания! Спасибо!

Большое спасибо за текст про Карфаген! Он в целом хороший, только в конце мб стоило бы добавить деталей про Ганнибала, который после Второй Пунической Войны сумел сохранить армию, стал главой Карфагена и занялся раскулачиванием олигархов (нужны были деньги на выплату контрибуции Риму, а господа толстосумы разворовали предназначенные для этого деньги). Раскулачивание завершилось успешно, но олигархи в ответ настучали в Рим, сказав, что Ганнибал готовится к новой войне. Из-за этого римляне потребовали выдать Ганнибала и тому пришлось бежать в Сирию.

Ну и еще стоило бы написать побольше про Третью Пуническую Войну, которая, несмотря на несомненную слабость Карфагена, продолжалась три года и была далеко не простой даже для римлян (не говоря уже о карфагенянах, которые проявили чудеса доблести).

Тем не менее текст все равно получился хорошим, познавательным и легко читаемым для тех, кто никогда не слышал про Пунические войны, про финикийцев и про Карфаген. За что Вам большое спасибо!

Читайте также: