Психология в наше время доклад

Обновлено: 02.07.2024

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

От того , какое место отводится психологии в системе наук , во многом зависит понимание возможностей использования пси хологических данных в других науках и , наоборот , понимание того , в какой мере правомочна психология использовать их ре зультаты . Сле дует отметить , что в истории духовного развития общества ни одна отрасль знания не меняла своего места в системе наук так часто , как психология . В настоящее время наиболее общепри нятой считается классификация , предложенная ака демиком Б . М . Кедровым . Предложенная схема имеет форму треугольника , вершины ко торого представляют науки естественные , социальные и фило софские . Такое положение обусловлено реальной близостью предмета и метода каждой из этих основных групп наук с пред метом и методом психологии , ориентированным в зависимости от поставленной задачи в сторону одной из вершин треуголь ника .

Важнейшая функция психологии в общей системе научного знания состоит в том , что она , синтезируя достижения ряда других областей научного знания является , по выражению Б . Ф . Ломова , интегратором всех научных дисциплин , объектом исследования которой является человек .

Остановимся подробнее на описании харак теристик связи психологии с названным треугольником наук . Основной задачей психологии является изучение законов пси хической деятельности в ее развитии . Эти законы раскрывают , как объективный мир отражается в мозгу человека , как в силу этого регулируются его действия , развивается психическая дея тельность и формируются психические свойства личности . Пси хика , как известно , есть отражение объективной действитель ности , и потому изучение психологических законов означает прежде всего установление зависимости психических явлений от объективных условий жизни и деятельности человека .

В то же время любая деятельность людей всегда закономер но зависит не только от объективных условий жизни человека , но и от соотношения их с субъективными моментами .

Таким образом , устанавливая закономерные зависимости пси хических явлений от объективных и субъективных условий жизни и деятельно сти человека , психология должна вскрыть и физиологические механизмы отражения этих воздействий . Следовательно , пси хология должна сохранять самую тесную связь с физиологией , и в частности , с физиологией высшей нервной деятельности .

Физиология занимается механизмами , осуществляющими те или иные функции организма , а физио логия высшей нервной деятельности — механизмами работы нервной системы . Можно увидеть , что для того чтобы психолог , изучив ший основные виды психической деятельности человека , не ог раничивался их простым описанием , а представлял , на какие механизмы опираются эти сложнейшие формы деятельности , необходимы знания физиологии . Но для овладения основами психологической науки зна ния только физиологии совершенно недостаточно .

Превращению психологии в самостоятельную науку способ ствовал ее союз со всем естествознанием .

Психолог должен достаточно отчетливо представлять разли чия в существовании растений и животных . Нужно ясно пред ставлять , что именно меняется в условиях жизни с переходом от существования одноклеточных в однородной вводной среде к более сложным формам жизни многоклеточных . Нужно усвоить различия в прин ципах существования , между миром насекомых и высших по звоночных . Без таких знаний общих биологических принципов приспособления невозможно отчетливое понимание особенно стей поведения животных , а всякая попытка понять сложные формы психической деятельности человека потеряет свою био логическую основу . При этом надо всегда помнить , что факты , составляющие предмет психологической науки , ни в какой ме ре не могут быть сведены к фактам биологии .

Решающее значение для психологии имеет ее связь с обще ственными науками . Исследование процессов и явлений , изучаемых историей , экономикой , социологией , ис кусствоведением , юридической и другими общественными на уками , приводит к постановке проблем , по существу , психоло гических . Нередко социальные процессы и явления не могут быть достаточно полно раскрыты без привлечения знаний о ме ханизмах индивидуального и группового поведения людей , за кономерностях формирования стереотипов поведения , привы чек , социальных установок и т . д . Ко ротко говоря : в исследованиях социальных процессов возника ет необходимость учета психологических факторов . Психологические факторы сами по себе не определяют социальных про цессов , и , напротив , сами они могут быть поняты только на основе анализа этих процессов . Основные формы психической деятельности человека возникают в условиях общественной ис тории , протекают в условиях сложившейся в истории предмет ной деятельности , опираются на те средства , которые сформи ровались в условиях труда , употребления орудий и языка .

Сказанное делает ясным , какое огромное значение для пси хологии имеет ее связь с общественными науками . Современная психологическая наука не может сделать ни одного шага без учета данных , полученных от общественных наук . Толь ко тщательный учет общественных условий , формирующих пси хическую деятельность человека , позволяет психологии обре сти прочную научную основу .

Особо следует остановиться на связи психологии с педаго гикой . КД . Ушинский говорил : “ Чтобы всесторонне воспитать человека , его на до всесторонне изучить ”. В том случае , если педагогика не опирается на знания о природе психологических явлений , она превращается в простой набор педагогических советов и рецептов и перестает быть подлинной наукой , способной по мочь учителю . В развитии всех областей педагогики возни кают проблемы , требующие психологического исследования . Знание закономерностей протекания психических процессов , динамики , формирования знаний , навыков и умений , природы способностей и мотивов , психического развития человека в це лом имеют существенное значение для решения педагогических проблем , таких , как определение содер жания образования на разных ступенях обучения , разработка наиболее эффективных методов обучения и воспитания и т . д .

В настоящее время накопилась масса проблем , которые вызывают острые дискуссии по вопросам : чему учить совре менного школьника ? что и как отбирать из огромной массы информации , которая накапливается наукой , для школы ? Именно психология должна определить , каковы возможно сти и резервы психического развития человека на разных воз растных ступенях и где их границы .

Не менее остро потребность в психологии обнаруживается , когда педагогика обращается к проблемам воспитания . Целью воспитания является формирование личности , соответствующей требованиям развивающегося общества . А достижение этой це ли предполагает изучение закономерностей формирования лич ности : ее направленности , способностей , потребностей , миро воззрения и т . д . Все сказанное свидетельствует о том , что современная психология находится на стыке наук . Она занима ет промежуточное положение между философскими науками , с одной стороны , естественными , с другой , и социальными , с третьей .

Роль психологии в жизни современного человека и общества.

Я считаю, что для современного мира психология очень необходима.

В современном мире, в котором активно развиваются все сферы общественной жизни, жизненная потребность в психологии постоянно возрастает. Психология играет важную роль в жизни общества и человека, знание психологии делает жизнь человека ярче, успешнее и с личными проблемами.

Основной задачей психологии является изучение законов психической деятельности в ее развитии.

Так как в последнее время, люди ведут однообразный образ жизни, многие ничем не интересуются, ничто их не увлекает, у многих депрессия от того, что они не могут никуда сходить, особенно у бедных малоимущих людей пропадает интерес ко всему, потому что у них нет денег, не потому что они не работают, а потому что получают очень маленькую зарплату, денег едва хватает на еду. Дни у таких людей проходят скучно, однообразно. Они постоянно впадают в депрессию, и вместо того, чтобы радоваться жизни они начинают зацикливаться на своих проблемах. Многие на ровном месте начинают себя загружать разными негативными мыслями, жизнь им кажется в чёрных красках. Иногда доходит до того, что без психолога им просто не обойтись. И они начинают искать помощи у психолога.

Кто же такие психологи? Психологи это специалисты в своём деле.Психологи это люди,которые готовы прийти на помощь к нуждающимся в их помощи людям, в разных проблематичных ситуациях,например:сложности в отношениях,сложности в семье, сложности с детьми,проблемы в карьере,финансах и планах на жизнь, сложности в отношении с собой,вредные привычки и зависимость,неуверенность в себе, прокрастинация, эмоциональное выгорание, непонятные эмоции, разлука с любимым человеком, тревоги и страхи, депрессия,стресс,панические атаки,плохой сон, ссоры и конфликты, агрессия,потеря аппетита, обесценивание жизни и мн. др. психологические проблемы.

После 4-5сеансов проведения психологического лечебного воздействия на клиента(пациента) с психологическими проблемами происходит выравнивание психоэмоционального состояния пациента - что очень радует специалиста-психолога.Психолог понимает что он востребован среди людей,нуждающихся в его помощи.После работы с психологом пациентам становится гораздо лучше,в основном,многие проблемы уходят из жизни людей. Люди, обратившиеся к психологу смотрят на мир и ситуации другими глазами, не так болезненно воспринимают то что до обращения казалось ужасным. У них пропадает депрессия, апатия и появляется интерес к жизни, а с ним и аппетит. Человек успокаивается, у него становится нормализуется сон, становится глубоким, спокойным. Жизнь человека после обращения к психологу становится лучше, ярче, наполняется приятными эмоциями и ощущениями.

Так что роль психолога в современном мире крайне необходима. Она спасет жизнь многим людям. Даже имея небольшие, незначительные проблемы, просто поговорив с психологом человеку становится легче на душе, он получает значительное облегчение. У человека появляется настроение, он чаще улыбается, его лицо покрывается здоровым румянцем. И такое чувство что не было у человека никаких проблем.

Я также хочу добавить, что роль психологии в жизни человека действительно важна. Развитие современного российского общества с его постоянно увеличивающимися ритмами и трудностями требует высокого уровня психологических знаний человека независимо от того, в какой сфере он работает.

Психология сохраняет свои теоретические принципы и методы исследования во всех отношениях с другими науками. В нашей стране в последнее время особенно велик интерес к психологии,так как ей начинают уделять соответствующее внимание практически во всех отраслях современного образования и экономики. И сегодня мы ощущаем, что психология растёт как наука, потому что это сфера жизни, в которой каждый человек находится в современном обществе. Психология - это область науки, поэтому она содержит все исследовательские требования и отвечает этим требованиям.

Гост

ГОСТ

Психология — это наука, выявляющая и изучающая закономерности возникновения, развития и проявления психики и сознания индивида. Психика является свойством головного мозга, которое обеспечивает людям и животным способность отражать воздействие предметов и явлений окружающего мира.

Предмет и задачи психологии

Психология — это наука, которая, в первую очередь, занимается исследованием психики человека. Психика характерна не только для человека, следовательно, в психологии в любом случае необходимо учесть общность психики животного и человека. Психика отличается многообразием в своих формах и проявлениях.

Человеческая психика включает в себя все сознательное, в том числе ощущения и восприятие, внимание и память, представления и воображение, память и мышление и др. Она состоит из всего того, что составляет субъективный и полностью контролируемый внутренний мир личности, проявляющийся через действия и поступки, взаимоотношения и взаимодействие с другими людьми.

В целом сознание индивида считается высшей стадией развития психики и продуктом общественно-исторического развития, результатом всестороннего совершенствования в процессе труда.

Психология также исследует такие явления, как личность, бессознательное, деятельность, поведение. Бессознательное в соответствии с определением психологии является формой отражения действительности, в процессе которого человек не осознает источники, а отражаемая реальность сливается с переживаниями.

Психологической наукой рассматривается каждый человек в качестве самостоятельной личности, для которой характерны соответствующие индивидуальные и социально-психологические особенности. Личность занимается конкретной деятельностью, которая состоит в совокупности действий, сконцентрированных на удовлетворении его потребностей и интересов. В свою очередь поведение является внешним проявлением психической активности человека. Оно состоит из непосредственных поступков и действий.

Основная задача психологии в качестве науки представлена исследованием объективных закономерностей формирования, развития и проявления психических явлений и процессов. Они представляют собой отражение непосредственного воздействия объективной действительности и взаимодействия людей.

Готовые работы на аналогичную тему

Есть еще ряд других задач, которые ставит перед собой психология:

  • Исследование качественных (структурных) особенностей психических явлений и процессов;
  • Анализ становления и развития психических явлений и процессов;
  • Изучение физиологических механизмов, которые лежат в основе психических явлений;
  • Помощь в планомерном внедрении научных знаний и представлений психологической науки в практическую жизнь и деятельность людей и др.

Роль психологии в жизни общества

В последние годы можно увидеть активное развитие психологии как научного направления. Развивается ее академическое и прикладное направление, что связано с появлением многообразия теоретических и практических задач. В России интерес к психологии очень велик, что характерно для всех отраслей современного общества (например, образование, политика, медицина, спорт, экология, искусство, бизнес и др.).

Основная задача психологии — это исследование законов психической деятельности в ее развитии. На протяжении последних десятилетий существенно расширяется диапазон и направления психологических исследований благодаря появлению новых научных психологических дисциплин. Происходит изменение понятийного аппарата психологической науки, разработка новых парадигм, выдвижение новых гипотез и концепций. Теоретическая и практическая психология непрерывно обогащается новыми эмпирическими данными, которые получены в ходе научных исследований. Сегодня также растет потребность в последующей, более глубокой разработке методологических проблем.

Что касается предмета изучения, области явлений, которые изучает психология, то они огромны. Психология рассматривает процессы, состояния и свойства человека, которые обладают различной степенью сложности, начиная с элементарного различения отдельных признаков объекта, воздействующего на органы чувств, и заканчивая борьбой мотивов личности. Некоторые явления и процессы достаточно хорошо исследованы, другие же только лишь находятся на этапе изучения. Здесь имеет большое значение не просто обобщённое абстрактное описание исследуемых проблем, а процесс сопоставления и интеграции накопленных знаний, включая их систематизацию. Конечной целью научного направления считается раскрытие сущности изучаемых процессов и явлений. По этой причине проявляется множество проблем, имеющих методологический характер.

Для общества имеет огромное значение близкая связь психологии с педагогикой. В этой связи особенно наглядно можно увидеть практическое (прикладное) значение психологии. Если педагогика не будет брать за основу знания о природе психологических процессов и явлений, то она может превратиться в простую систему педагогических советов и рецептов, переставая быть подлинной наукой, которая способна оказать эффективную и действенную помощь.

В развитии всех сфер педагогики появляются проблемы, которые требуют тщательного психологического исследования. Учет законов протекания психических процессов, динамика формирования знаний, навыков и умений, природа способностей и мотивов, психического развития человека в целом имеет существенное значение для решения фундаментальной педагогической проблемы. Она состоит в определении содержания образования на соответствующих этапах обучения.

Современная психология располагается на пересечении многих наук, поэтому играет большую роль для общественной жизни. В большинстве своих связей с другими научными направлениями психология сохранила собственный предмет, теоретические принципы и методы.

Краткая история психологии: от Античности до наших дней

Вы слышали о Зигмунде Фрейде? Наверняка да. Кто-то даже сможет щегольнуть цитатой знаменитого психоаналитика. Но ведь не единым Фрейдом жива психологическая наука! Она развивалась на протяжении многих веков и богата людьми, которые размышляли и делали выводы о природе души, разума, психики.

Мы предлагаем вам расширить свой кругозор и познакомиться с идеями выдающихся мыслителей, а также узнать, как психология из умозрительной дисциплины превратилась в настоящую науку.

Психология в Античном мире

История психологии начинается с Древнего Египта. Именно там примерно в 1550 году до н. э. был создан папирус Эберса – сборник медицинских текстов, один из старейших трудов, содержащих медицинские знания. В нем впервые упоминается о психических состояниях, таких как слабоумие и депрессия.

Если рассматривать психологию, как дисциплину, изучающую разум, то философы Древней Греции, безусловно, были первыми, кто внес лепту в ее развитие. Для них понимание устройства души и разума являлось важной частью интеллектуального исследования. Теории древних греков были тесно связаны с этическими, физическими и метафизическими концепциями. Давайте проследим, как развивалась их мысль.

Фалес и Анаксимен

Фалес и Анаксимен – греческие мыслители, которые больше интересовались космогонией и космологией, чем изучением человека. Фалес Милетский полагал, что весь мир обладает душой. Он рассматривал ее, как источник жизни и движения.

Соотечественник Фалеса Анаксимен конкретизировал эту концепцию, проведя аналогию между человеческой душой и веществом, которое, по его мнению, окружало космос. И то и другое он отождествлял с воздухом или дыханием. Такое сравнение означало, что душа человека выполняет жизненно важную функцию.

Представление о единой природе космического пространства и человеческой души принадлежит к той совокупности идей, которые породили веру в душу как элемент Бога в человеке.

Гераклит

Гераклит Эфесский был философом, который развил перечисленные выше концепции. В отличие от Анаксимена он полагал, что основным материалом души является огонь. Под огнем он, скорее всего, понимал нечто похожее на энергию, а не огонь как материальный элемент.

Гераклит считал, что чувства – первый источник информации
о мире, но они могут вводить в заблуждение, когда неверно интерпретированы. Если же душа правильно трактует чувства, то человек способен познать Логос – принцип организации всего в мире или истину.

Здесь можно отследить ряд фундаментально новых идей для того времени. Во-первых, психика (душа) начала восприниматься, как получатель чувственных впечатлений. Во-вторых, интерпретируя их, человек мог понять принцип устройства мира, который не поддается строго эмпирическому исследованию. В-третьих, психика и Логос становились тождественными понятиями. Таким образом, Гераклит хотел сказать, что душа (психика) обладает глубинами, которые невозможно постичь [Green C. D.].

Эмпедокл

Философ и врач Эмпедокл дал чуть более подробное описание процесса чувственного восприятия и мышления. По его мнению, Вселенная представляла собой смесь четырех элементов: огня, воды, земли и воздуха, а управляли ею две полярные силы: любовь и борьба.

Модель восприятия, по Эмпедоклу, выглядела так: каждый предмет непрерывно источал крошечные частицы, а человек впитывал их через поры в органах чувств. Например, огненные и водянистые выделения от внешних объектов входили в огненные и водянистые поры глаз.

Говоря о мышлении, философ утверждал, что кровь вокруг сердца является средоточием человеческой мысли, а темперамент зависит от того, насколько сбалансированы в ней четыре элемента сущего [Kingsley K. S., Parry R., 2020]. Сегодня подобные умозаключения кажутся наивными, но идеи Эмпедокла и других античных философов были важным этапом в истории становления психологии как науки.

Анаксагор и Демокрит

В отличие от Эмпедокла Анаксагор рассматривал восприятие, как результат взаимодействия противоположностей, полагая, что человек способен распознать внешнее тепло благодаря холоду внутри себя.

В философской системе Анаксагора доминирующее положение занимала концепция Разума, который представлял собой управляющую силу, сотворившую космос из хаоса путем вращения ранее неподвижных масс. Согласно Анаксагору, Разум уникален, изначален, вечен, автономен, неограничен и самодостаточен, а также является частью человеческого существа и действует как ведущая сила души, которая преобладает над телом и полностью настраивает его функции.

По мнению же философа Демокрита, душа представляла собой сеть из сферических и подвижных атомов, пронизывающих всю структуру тела. Он также поддерживал ранее сформировавшуюся идею о том, что она схожа по субстанции с космосом.

Сократ

Используя диалектику в качестве основного метода поиска знания, Сократ утверждал, что лучший способ познать собственный внутренний мир – это задавать себе вопросы и осознанно размышлять над ответами. Легко заметить, что подобный подход является основой современного самоанализа и неотъемлемой частью любой психотерапии.

Платон

Платон был учеником Сократа. Опираясь на философию учителя, он полагал, что все знания даны человеку от рождения, а их постижение возможно путем интроспективного исследования своего внутреннего опыта. Платон являлся родоначальником дуализма в психологии, разделяя человека на два независимых и антагонистических элемента: материальное, несовершенное тело и душу, содержащую чистое знание.

Аристотель

Дуализм Платона был в некоторой степени преодолен его учеником Аристотелем, который придерживался идеи о нераздельности души и тела.

Он предполагал, что разум является результатом психической деятельности, и отводил большую роль пониманию психических процессов, происходящих внутри личности, включая работу органов чувств, благодаря которым человек познает окружающую среду.

Аристотель сделал важный вывод о целях, которым служат наши действия, таким образом, предвосхитив идеи, выдвинутые в 20 веке выдающимися психологами Альфредом Адлером и Эдвардом Толменом. Древнегреческий философ утверждал, что действия человека не являются бессмысленными, а всегда преследуют достижение какой-то цели, поэтому понять поведение без ссылки на это намерение непросто.

Также Аристотель считал, что каждый человек стремится реализовать свой потенциал. В этой мысли прослеживаются нотки самоактуализации – концепции, впоследствии исследуемой психиатром Куртом Гольдштейном и психологом Абрахамом Маслоу.

Как видите, античные философы внести существенный вклад в наше понимание мира и самих себя. Некоторые из их идей сегодня могут показаться странными, но они легли в основу многих областей знания, включая и психологию.

Психология в Средние века

Период Средневековья зачастую ассоциируется с охотой на ведьм, суевериями и одержимостью демонами. Во многом так и есть, но это не вся правда. Давайте узнаем, как в те времена обстояли дела с изучением разума и развитием психологической науки.

В Средние века исследователи стремились понять связь между человеком и Богом, поэтому теологические взгляды распространились и на психологию. Западноевропейские богословы придерживались идеи, что Бог был творцом, возвышающимся над всеми существами, а люди, являясь вершиной его творения, обладали душой, которая связывает их с божественным. Согласно христианским представлениям, человек был наделен внутренним духом, который отделен от души и тела, что отражало веру в трехстороннюю природу Бога.

Августин пришел к следующим умозаключениям из разных областей психологии:

Психология в эпоху Ренессанса

Большое влияние на развитие психологии как науки, оказали прогрессивные идеи гуманизма, появившегося в эпоху Возрождения. Его последователи отвергали веру в божественность как источник человеческого сознания, утверждая, что люди обладают самосознанием и самоопределением. Такая концепция стимулировала интерес ученых к анатомическим и психологическим исследованиям: изобретатель Леонардо да Винчи и другие начали проводить эксперименты, чтобы понять, как рассуждают люди.

В эпоху Ренессанса было много ученых, которые внесли вклад в становление современной психологической науки, однако ключевыми фигурами стали:

Рене Декарт

Томас Гоббс

Томаса Гоббса можно назвать первым социальным психологом, поскольку он считал, что понимание психологии людей необходимо для эффективного управления государством. Гоббс пришел к выводу, что личные интересы определяют человеческое поведение, например, жажда удовольствия стимулирует движение к желаемому объекту, а боязнь боли или отвращение приводят к избеганию объекта. Теперь доктрина Гоббса известна как психологический гедонизм.

Джон Локк

Джордж Беркли

Отчасти взгляды британского философа Беркли совпадали с идеей Локка о том, что знание есть результат чувственного опыта. Однако развивая свою теорию, Беркли пришел к захватывающему дух выводу: мира физических объектов не существует, есть только мир идей. Т.е. представление о том, что материальные предметы существуют, а взаимодействуя с ними, человек переживает некие ощущения, – это всего лишь акт веры, игра разума.

Дэвид Юм

Психология как самостоятельная дисциплина

Основным методом исследования Вундта была интроспекция или самонаблюдение, при котором испытуемые концентрировались на собственных психических процессах и сообщали об этом опыте ученым. Такой подход до сих пор используется в нейробиологии, хотя многие специалисты критикуют интроспекцию за отсутствие объективности.

Тысячи студентов посетили лекции Вундта, сотни получили научные степени по психологии, а ученик Вундта Эдвард Титченер стал основоположником структурализма.

Структурализм

Структуралисты считали, что самый лучший способ понять, как функционирует разум – это разбить его на основные элементы и исследовать каждый из них. Титченер пришел к выводу, что существует три группы ментальных компонентов, которые формируют сознательный опыт:

  1. Ощущения.
  2. Образы.
  3. Привязанности (чувства, эмоции).

В качестве единственного метода исследования этих элементов он использовал интроспекцию (самоанализ), полагая, что те процессы, которые нельзя исследовать с помощью этой техники, не относятся к сфере психологии. В итоге чрезмерная зависимость структуралистов от сомнительной и строгой методологии завела их в бесплодный тупик. По сути, структурализм умер вместе с Титченером, а на смену ему пришел альтернативный подход, известный как функционализм.

Функционализм

В отличие от структуралистов, которые стремились обнаружить компоненты сознания и понять, как они организованы, функционалистов больше интересовало, как работает разум, какие психические процессы в нем протекают и какую роль сознание играет в поведении человека.

Одним из главных представителей функционализма был выдающийся психолог и философ Уильям Джеймс. Он продвигал идею о том, что разум и самосознание служат некой практической цели. Т.е. функционалисты рассматривали мышление и поведение с точки зрения того, как они помогают человеку адаптироваться к окружающей среде, успешно функционировать в мире и добиваться успеха. Такой подход к психологии сформировался под влиянием теории эволюции Чарльза Дарвина.

В конце концов функционализм потерял свое господство, а на смену ему пришли другие психологические теории.

Появление психоанализа

Как вы могли заметить, ранняя психология была ориентирована на изучение сознательного ума. Но в конце 19 века австрийский врач Зигмунд Фрейд выдвинул теорию о важности бессознательного, подорвав тем самым веру в рациональную природу разума.

Согласно Фрейду, поведение во многом определяется прошлым опытом (в том числе ранними детскими воспоминаниями) и внутренними импульсами, о которых человек даже не подозревает. Бессознательное формируется путем вытеснения – процесса, при котором тревожные переживания и подавленные чувства уходят из сознательного ума в некий резервуар, становясь частью бессознательного. Чтобы исследовать его содержимое, отец психоанализа полагался на гипноз и сновидения, пытаясь расшифровать скрытый в них смысл.

Кратко об истории отечественной психологии

В нашей стране психология как самостоятельная дисциплина начала развиваться в 19 веке. Среди множества талантливых ученых мы выделим лишь несколько ключевых фигур:

Лев Семенович Выготский

Выготский считал, что формирование привычек и поведения происходит в результате социокультурного взаимодействия. Важную роль в процессе человеческого обучения он отводил игре, считая, что она помогает ребенку усваивать культурные нормы и социальные навыки, а также контролировать собственное поведение.

Самая известная теория Выготского в области психологии – это зона ближайшего развития. Она иллюстрирует процесс обучения ребенка и предполагает, что дети учатся решать более сложные задачи с помощью знающих взрослых, осваивая новое под их руководством.

Александр Романович Лурия

Лурия утверждал, что психические процессы и сознательная деятельность человека протекают благодаря работе трех единиц мозга:

  • блока регулировки пробуждения;
  • блока получения, анализа и хранения информации;
  • блока программирования, регулирования и проверки активности.

Интересный факт: если проанализировать работы советского ученого, можно обнаружить сходство между его теорией и популярной (более поздней) гипотезой о триедином мозге нейрофизиолога Пола Маклина.

Иван Петрович Павлов

В 1904 году Павлов получил Нобелевскую премию по физиологии и медицине. Он проводил эксперименты на собаках и известен благодаря открытию классического обусловливания. Ученый обнаружил, что условный раздражитель (звонок), который ассоциировался у собак с видом еды, способен сам по себе вызывать условный рефлекс (слюноотделение).

Павлов не был психологом, но предположил, что обусловливание может вызывать определенное поведение не только у собак, но и у людей. Он оказался прав. Его открытие оказало существенное влияние на развитие психологической школы бихевиоризма.

Бихевиоризм

В начале 20 века подход ученых к психологии резко изменился. Они отказались от акцента на сознательном и бессознательном, направив внимание на изучение поведения. Так появлялся бихевиоризм. Цель его сторонников заключалась в исследовании только полностью объективных и наблюдаемых процессов: никакого самоанализа и обсуждения ментальных концепций.

Одним из самых ярых сторонников бихевиоризма был американский психолог Джон Уотсон, который, придерживаясь чисто научного подхода, стремился изучать поведение, не делая никаких предположений, выходящих за рамки опыта, доступного органам чувств.

Уотсон придерживался мнения, что контекст и окружающая среда, в которых находится человек, полностью определяют его поведение. Эту идею впоследствии развил психолог Беррес Фредерик Скиннер. Он ввел в оборот понятие оперантного обусловливания и продемонстрировал на крысах, как наказание и подкрепление влияют на поведение.

Гуманистическая психология

Бихевиоризм и психоанализ сохраняли доминирующее положение до второй половины 20 века, пока не появилась новая школа мысли, известная как гуманистическая психология. И родилась она благодаря американскому психологу Карлу Роджерсу, который твердо верил в силу свободы воли и самоопределения. Гуманисты во главе с Роджерсом утверждали, что:

  • на поведение человека, в первую очередь, влияет его восприятие окружающего мира;
  • свобода воли и осознанный выбор существуют;
  • потребность в реализации своего потенциала (самоактуализация) естественна для каждого человека;
  • любой опыт уникален, поэтому психологи должны осуществлять индивидуальный подход к каждому клиенту.

Важный вклад в развитие гуманистической психологии внес американский психолог Абрахам Маслоу. Он считал, что психоаналитическая теория Фрейда и бихевиористическая теория Скиннера слишком зациклены на патологических аспектах поведения. Поэтому Маслоу углубился в изучение того, что приносит людям счастье: мотивирует, удовлетворяет потребности и приводит к самореализации.

Монополия поведенческой психологии сохранялась до тех пор, пока в конце 1950-х годов не случилась когнитивная революция.

Когнитивная психология

Основные идеи когнитивной революции заключались в том, что человеческий разум работает подобно компьютеру и его можно изучать, как самодостаточную логическую систему независимо от социальных, культурных, ситуационных факторов, а также без ссылки на его физическую основу.

Датой рождения когнитивной психологии принято считать 11 сентября 1956 года. В тот день выдающиеся ученые Джордж Миллер, Ноам Хомский, Аллен Ньюэлл и Герберт Саймон выступили с докладами на симпозиуме по теории информации, проходившем в Массачусетском технологическом институте (Кембридж).

Профессор лингвистики Ноам Хомский утверждал, что ментальная структура языка имеет в основе универсальные, врожденные принципы, которые передаются генетически, и способность к его изучение невозможно объяснить одним лишь подкреплением, раскритиковав тем самым поведенческую теорию Скиннера.

В 1956 году когнитивный психолог Аллен Ньюэлл совместно с политологом, экономистом и социологом Гербертом Саймоном разработали первую рабочую компьютерную программу, которая имитировала способность человека решать сложные проблемы. Она могла доказывать теоремы так же, как и талантливый математик.

С тех пор когнитивная психология стремительно развивается. Благодаря инструментам визуализации мозга, таким как функциональная магнитно-резонансная томография и позитронно-эмиссионная томография, у исследователей появилась возможность изучать его внутреннюю работу. А при помощи генетики современные психологи стремятся понять, каким образом физиология и наследственность влияют на психологическое состояние человека.

Друзья, желаем вам быть в ладу с собой, и в случае необходимости не пренебрегать помощью такой великолепной науки, как психология. Успехов!

Читайте также: