Кардинальные добродетели амвросия медиоланского доклад

Обновлено: 01.05.2024

предпринявших попытку систематизировать христианское нравственно-аскетическое учение: в его литературных трудах большое внимание уделяется вопросам христианской нравственности.

Именно эти сочинения святителя Амвросия являются наиболее читаемыми из его трудов: они были весьма популярны в средневековье, их переиздавали большими тиражами, они востребованы и остаются актуальными в наше время. Их анализу и описанию наиболее ярких нравственно– аскетических тем, затронутых святителем, и посвящена настоящая работа. На становление богословских взглядов, литературных форм и принципов святителя Амвросия Медиоланского повлияли авторы Востока и Запада, как христианские – Ориген, Афанасий Александрийский, отчасти святитель Климент Александрийский, святитель Василий Великий, святой Ипполит Римский, – так и в некоторой степени языческие – Цицерон и стоики. Его воззрения, касающиеся нравственно-аскетической проблематики, представляют нам картину первохристианского единения взглядов Восточной и Западной Церквей на богословие, нравственность и аскетизм.

16–17). Далее в Ветхом Завете Господь дает избранному народу через вождя Моисея десять заповедей и законы, которые были нормой нравственного и морального поведения в обществе древнего Израиля (Исх. 19: 20–24). На протяжении истории всего Ветхого Завета нравственный закон поддерживался богоизбранными людьми: вождями, судьями, пророками, царями, первосвященниками. Пророк Божий Иеремия говорит следующее:

«Вот наступают дни, говорит Господь, когда Я заключу с домом Израиля и с домом Иуды новый завет, не такой завет, какой Я заключил с отцами их в тот день, когда взял их за Мисюк, Н. Ф. Православное нравственное богословие для 2-го курса Минской духовной семинарии. Основные понятия нравственного богословия / Н. Ф. Мисюк. – Жировичи, 2008. – С. 9.

Вестник Студенческого научного Минских духовных академии и семинарии. 2014. № 1 (1).

36–40). Именно этот закон является основой всей христианской Церкви.

«Одна из первых попыток изложить христианское нравственное учение в определенной системе относится к концу IV века, когда святой Амвросий Медиоланский Зарин, С. М. Аскетизм по православно-христианскому учению. Этико–богословское исследование / С. М. Зарин. – Санкт-Петербург, 1907. – Т. 1. – Кн. 1-2. – С. II.

Сидоров, А. И. Древнехристианский аскетизм и зарождение монашества / А. И. Сидоров. – Москва, 1998. – С. 9.

Дергалев, С., священник. Введение в православную Аскетику / священник С. Дергалев. – Белгород, 2005. – С. 2.

Вестник Студенческого научного Минских духовных академии и семинарии. 2014. № 1 (1).

На нравственно-аскетическое учение святителя Амвросия повлияли следующие восточные авторы: Филон Александрийский, Ориген, святитель Афанасий Александрийский, отчасти – Климент Александрийский и святитель Василий Великий. Из западных писателей – святой Ипполит Римский, а также Цицерон и стоики.

Мисюк, Н. Ф. Указ. соч. С. 5.

Клеман, О. Истоки / О. Клеман. – Москва, 1994. – С. 194.

Скурат, К. Е. Воспоминания и труды по патрологии (I – IV век) / К. Е. Скурат. – Москва, 2006. – С. 458.

Прохоров, Г. В. Нравственное учение св. Амвросия, епископа Медиоланского / Г. В. Прохоров. – Санкт-Петербург, 1912. – С. 100.

Вестник Студенческого научного Минских духовных академии и семинарии. 2014. № 1 (1).

Четырем основным добродетелям – мудрости, мужеству, здравомыслию, справедливости

Некоторые философы мыслили добродетель под четырьмя главными формами, и святитель Амвросий также употребляет эти четыре кардинальные добродетели, которые он считает основополагающими (virtutes cardinales, virtutes principales). Это: (1) лат. prudentia

– благоразумие, греч. – целомудрие, (2) лат. justitia – справедливость, греч.

– праведность, (3) лат. fortitudo – мужество, греч. – мужество, отвага, Гусейнов, А. А. Античная этика / А. А. Гусейнов – Москва, 2003. – С. 215 – 216.

Утченко, С. Л. Две шкалы римской системы ценностей / С. Л. Утченко // Вестник древней истории. – 1972. – № 4. – С. 29.

Адамов, И. И. Святитель Амвросий Медиоланский / И. И. Адамов. – Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 2006. – С.

Вестник Студенческого научного Минских духовных академии и семинарии. 2014. № 1 (1).

Филон Александрийский. О рождении Авеля и о том, как приносили жертвы Богу он и брат его Каин / Филон

Александрийский // Библиотека Руслана Хазарзана [Электронный ресурс] – 2013. – Режим доступа:

Амвросий Медиоланский, святитель. Собрание творений: На латинском и русском языках. T. I. / святитель Амвросий Медиоланский. – Москва, 2012. – Т. 1. – С. 38.

Четыре кардинальные добродетели в творчестве свт. Амвросия Медиоланского.

Вестник Студенческого научного Минских духовных академии и семинарии. 2014. № 1 (1).

И действительно, если мы подробнее изучим творчество этого святого отца, то увидим, что собственного направления, как такового, у него не было, и своей школы на Западе он не создавал. В основу его творчества лег личный духовный опыт, который он приобрел благодаря постоянному совершенствованию себя самого и посредством изучения Священного Писания и исполнения его на практике.

БИБЛИОГРАФИЯ 27 Библия. Священное Писание Ветхого и Нового Завета. – Москва : Издание Московской Патриархии, 1992. – 1372 с.

1. Адамов, И. И. Святитель Амвросий Медиоланский / И. И. Адамов. – СвятоТроицкая Сергиева Лавра, 2006. – 584 с.

2. Гусейнов, А. А. Античная этика / А. А. Гусейнов – Москва, 2003. – 264 с.

3. Дергалев, С, священник. Введение в православную Аскетику / священник С.

Дергалев. – Белгород, 2005. – 52 с.

5. Клеман, О. Истоки / О. Клеман. – Москва, 1994. – 667 с.

6. Мисюк, Н. Ф. Православное нравственное богословие для 2-го курса Минской духовной семинарии. Основные понятия нравственного богословия / Н. Ф. Мисюк. – Жировичи, 2008. – 88 с.

7. Прохоров, Г. В. Нравственное учение св. Амвросия, епископа Медиоланского / Г. В.

Прохоров. – Санкт-Петербург, 1912. – 438 с.

8. Сидоров, А. И. Древнехристианский аскетизм и зарождение монашества / А. И.

Сидоров. – Москва, 1998. – 545 с.

9. Скурат, К. Е. Воспоминания и труды по патрологии (I – IV век) / К. Е. Скурат. – Москва, 2006. – 568 с.

10. Утченко, С. Л. Две шкалы римской системы ценностей / С. Л. Утченко // Вестник древней истории. 1972. № 4. С. 1933.

11. Четыре кардинальные добродетели в творчестве свт. Амвросия Медиоланского [Электронный ресурс] – – Режим доступа:

Выдающееся место в истории становления средневековых морально-религиозных дисциплин принадлежит епископу миланскому Амвросию - учителю и духовному наставнику Августина. В своем трактате "Об обязанностях священнослужителей" ("De officiis ministrorum"), написанном в 386 г. н.э. и направленном к миланскому духовенству, Амвросий структурно и лексически обнаруживает зависимость от трактата Цицерона "Об обязанностях", но наполняет свое произведение принципиально новым содержанием. "Высшее благо" (sum-mum bonum), к которому стремится человек, он располагает за пределами мира, а нравственные обязанности служат только средством его достижения.

Амвросий задает весьма значимое для всей средневековой, особенно католической, традиции, различение двух родов обязанностей - заповедей, предписаний (praecepta) и советов (consilia), обозначенных в стоическом духе соответственно как "средние" и "совершенные" обязанности. Они относятся к содержательно разным классам действий - заповеди носят обязательный характер (они собственно и суть обязанности как таковые), это предписания Декалога Моисеева, позволяющие предотвратить зло. Исполняющий их избегает греха, но не имеет возможности накопить заслуги для спасения. Советы же как совершенные обязанности только рекомендуются к исполнению, но зато благодаря им "исправляются все дела, имеющие какой-либо изъян". Это так называемые "сверхдолжные" (super-rogatoria) деяния добродетели, составляющие содержание новозаветной морали Христовой - милосердие, сострадание, кротость. Именно в их исполнении за человеком оставлена свобода выбора, но они же дают ему право заслужить божественную милость и удостоиться особых даров.

По Амвросию, естественный закон, существующий в мире, не может сам по себе быть достаточным для падшего человека и нуждается в дополнении писаным религиозным законом. Отсюда и две формы оправдания человека - закон государства и Закон Моисея, и две соответствующие им силы - гражданская и церковная власть (различение "Богова" и "кесарева"). Епископ Амвросий прославился не только как выдающийся организатор церкви, но и как крупнейший христианский апологет, автор многочисленных аскетических трактатов, названия которых говорят сами за себя, в частности, "О бегстве от мира", "О даре смерти". Высокий моральный авторитет снискала ему и его практика действенного христианского милосердия - известно, что он отдал золотые церковные чаши, чтобы выкупить у варваров христианских пленников: "Если кровью Христовой были выкуплены их души, то разве чаши, которые заключают в себе эту кровь, не стоят того, чтобы ими были выкуплены их тела?" (Ibid. II, 1

Похожие работы

. . Очевидно, его отношения с Амвросием сразу не сложились, и их личная неприязнь могла сказаться на общем отношении нового епископа Медиолана к арианству. Скоро в истории Поздней Римской империи произошли события, которые оказали сильнейшее воздействие и на Амвросия, и на всех его современников. В середине 370-х годов резко обострилась обстановка на дунайской границе империи. Теснимые наступавшими .

. антиохийской церкви (386 г.), а спустя 12 лет, благодаря своей огромной популярности и по протекции придворного евнуха Евтропия, был рукоположен архиепископом г. Константинополя. Взгляды свв. Иоанна Златоуста и Амвросия Медиоланского на задачи и цели монашеской жизни можно выяснить на примере сопоставления отдельных мест из их творений разных лет, которые так или иначе касаются темы монашества и .

. и цель каждого верующего – превозмогать всеми силами главное дьявольское искушение, соблазнившее первого человека – Адама – себялюбие. Августин внес некоторые заблуждения в развитие западной ветви христианского вероучения. Миросозерцание этого отца церкви содержит в себе немало субъективной и местной лжи. Он не вполне преодолел в себе манихейский дуализм, и единство, которое он противопоставляет .

Учение о четырех родовых добродетелях в трактате De virtutibus et passionibus и его место в греческой патристической традиции

Родовые добродетели (γενικαὶ ἀρεταί) в трактате De virtutibus et passionibus

Из всех творений богатого и разнопланового греческого корпуса прп. Ефрема Сирина только в трактате De virtutibus et passionibus (далее – VP) 1 дважды говорится о четырех родовых добродетелях – в начале и в конце трактата 2 . Очевидно, что родовые (они же главные, или самые главные, или кардинальные) 3 добродетели не находятся в центре внимания авторов, писавших по-гречески под именем прп. Ефрема. Тем не менее упоминание о родовых добродетелях позволяет задаться вопросом о том, каковы особенности учения автора одноименного трактата и насколько это учение вписывается в предшествующую – античную, христианскую 4 – и последующую традиции.

Далее мы проанализируем два фрагмента из VP, в которых встречается упоминание о четырех родовых добродетелях. Вот первый фрагмент:

Второй фрагмент завершает основную часть трактата. В нем, в отличие от первого, родовые добродетели приводятся после перечня главных христианских добродетелей:

Для греческого корпуса прп. Ефрема слово γενικός является крайне редким и помимо данного трактата встречается всего лишь один раз в другом смысловом блоке, обозначая обычное человеческое счастье и благоденствие 11 . Напротив, слово ἀρετή используется часто – в общем 432 раза. Следует также отметить, что во всем греческом корпусе прп. Ефрема все четыре добродетели перечисляются вне анализируемого трактата только один раз – как то, чего лишаются любящие богатство и ради него боящиеся смерти 12 .

Ниже мы приводим таблицу, в которой отмечена частота использования каждой из четырех добродетелей, а также основополагающей добродетели смирения в греческом корпусе под именем прп. Ефрема Сирина 13 .

Добродетель Использование
1) φρόνησις благоразумие 42
2) σωφροσύνη умеренность 77
3) ἀνδρεία мужество 30
4) δικαιοσύνη справедливость 175
5) ταπείνωσις смирение 108

Четыре главные/родовые добродетели в античности

В античной, а потом христианской традиции число четыре 19 имело широкий спектр значений. Символика числа четыре была особо плодотворна, поскольку существовали представления о мире как состоящем из четырех элементов и имеющем четыре части света, а также отдельные представления о четырех животных, болезнях 20 и др. Данные воззрения были восприняты христианской традицией, для которой число четыре получило дополнительный авторитет в силу четверичного числа Евангелий после окончательного формирования канонического списка книг Священного Писания.

Христианская патристическая традиция

Четыре главные добродетели приводят к обретению мудрости и господству над страстями 30 .

К IV в. учение о четырех главных добродетелях прочно завоевало свое место в христианской этике. Святитель Василий Великий пишет о них в произвольном порядке – и о прочих, от них зависящих. Хотя в вышеприведенном списке разумение на последнем месте, но, скорее всего, святитель не рассматривает этот перечень как перечисление по иерархии. О разумении в другом произведении он пишет особо, используя библейские цитаты и ссылаясь на античное стоическое учение о четырех добродетелях 31 .

В приписываемом свт. Иоанну Златоусту сочинении по поводу воскрешения Лазаря говорится о четырех главных добродетелях, из которых состоит разум и которые соответствуют четырем элементам, составляющим тело 32 .

Трактат VP в общем контексте

В целом в античной и христианской греческой литературе можно выделить разные подходы к изложению четырех главных добродетелей в системе аретологии.

  1. Четыре главные добродетели как единственные и основные добродетели души.
  2. Четыре главные добродетели как первоначальные добродетели для четырех групп, зависящих от них.
  3. Четыре главные добродетели как первые в перечне добродетелей.
  4. Перечень добродетелей, в котором четыре главные добродетели в полном составе или по отдельности занимают те или иные места 33 .

Очевидно, что античное учение о четырех добродетелях оказалось жизненно важным и в поздней Византии, где продолжались попытки дать им максимально глубокое духовное осмысление.

В начале VP содержится фрагмент, в котором четыре главные добродетели признаются ядром христианской аретологии. Другие ключевые христианские добродетели происходят от них, составляя основополагающую для веры и нравственной жизни цепочку. Ясная зависимость от античной традиции при наличии сильной и не зависимой от нее аскетики делает данный фрагмент ценным и значимым, хотя и трудно сопоставимым с оригинальным наследием прп. Ефрема Сирина.

В основной части трактата подробно излагается христианская аскетика применительно к трем частям души: их болезненное состояние во грехах и уврачевание, в котором участвуют разные добродетели, но не четыре главные, или античные, о которых автор как будто забывает. Также излагаются восемь страстей, или страстных помыслов по терминологии Евагрия, и предлагаются соответствующие христианские добродетели 34 .

Завершается трактат описанием образа Божия в человеке, который дан всем, и подобия, которое приобретается добродетельной жизнью лишь святыми 44 .

Очевидно, что для автора VP четыре главные добродетели оказываются рамками повествования о преодолении страстей и очищении. Такой ограниченный подход указывает, насколько значимым для христианской аскетики оставалось наследие античной этики.

Родовые добродетели по отдельности в греческом корпусе, приписываемом св. Ефрему

Сама же справедливость все более ассоциируется с Божественным судом, вразумлением и воздаянием 46 .

Учение о главных добродетелях у прп. Максима Исповедника как возможный источник для VP

Соотношение четырех добродетелей с тремя силами души, основанное на предшествующей традиции, раскрывается у прп. Максима Исповедника с максимальной полнотой 51 . Он описывает, в том числе, соотношение четырех добродетелей и четырех элементов, из которых составлено тело 52 .

1 Οσίου ᾿Εφραίμ τοῦ Σύρου ῎Εργα / ῎Εκδ. Κ. Γ. Θραντζολας. Θεσσαλονίκη, 1994. T. 5. Σ. 392–410. О прп. Ефреме Сирине см.: Ефрем (Лэш), архим. Ефрем Сирин // ПЭ. 2008. Т. 19. С. 79–105. О трактате VP в составе греческого корпуса прп. Ефрема см.: Hemmerdinger-Iliadou D. Ephrem, Les versions, I, Ephrem Grec // DSp. 1960–1961. 4. Col. 788–800; Eadem. Ephrem: versions grecque, latin et slave. Addenda et corrigenda // EHBS. 1975–1976. 42. P. 320–373.

3 О кардинальных добродетелях в западной патристике на примере наследия свт. Исидора Севильского см.: Воронцов С. А. Преломление стоической и патристической традиций понимания схемы четырех добродетелей в сочинениях Исидора Севильского // Вопросы философии 7 (2014). С. 108–114. О кардинальных добродетелях в средневековье см.: Mähl S. Quadriga virtutum: Die Kardinaltugenden in der Geistesgeschichte der Karolingerzeit. Cologne, 1969.

6 Nicetas Stethatus. Centuria 1, 96 // PG 120, 897. Слав. пер.: Добротолюбие или словеса и главизны священного трезвения, собранные от писаний святых и богодухновенных отец / Переведено с греческого языка. М., 2001. Т. 2. С. 393.

7 Nicetas Stethatus. Centuria 1, 96 // PG 120, 897. Рус. пер.: Добротолюбие в русском переводе дополненное. М., 1900. Т. 5. С. 109.

8 Nicetas Stethats. Centuria 2, 12 // PG 120, 905:19. Рус. пер.: Добротолюбие в русском переводе дополненное. Т. 5. М., 1900. С. 115.

10 Цитируется по переводу свт. Феофана (Добротолюбие. Т. 2. С. 376; выделение наше). Греч. текст: Ephraem Syrus. De virtutibus et passionibus (Т. 5. Σ. 405:1–10).

12 Οὐχ ὅπως κατορθωθῇ αὐτῶν ἡ σωφροσύνη καὶ ἡ φρόνησις, δικαιοσύνη τε καὶ ἀνδρεία·οὐ περὶ γεέννης καὶ δικαιοκρισίας Θεοῦ – Ephraem Syrus. De recordatione mortis et de virtute ac de divitiis // Ibid. T. 4. Σ. 251:1.

13 Статистика приводится с учетом данных, полученных при обращении к ресурсу: TLG on-line.

14 См.: Joannes Damascenus. De virtutibus et vitiis (fragmenta) [Sp.] // PG 95, 85–98. В статье: Фокин А. Р., Платон (Игумнов), архим. Добродетель — это различие не отмечено.

16 Ephraem Syrus. De recordatione mortis et de virtute ac de divitiis // Ὁσίου Ἐφραίμ τοῦ Σύρου ῎Εργα … T. 4. Σ. 251:1.

18 См. изложение сочинений, приписывавшихся св. Ефрему: Photius. Bibliotheca 196 Ephrem // Photius. Bibliothèque / Ed. R. Henry. Paris, 1962. Т. 3. P. 89–92.

19 Четверица добродетелей описывается при помощи слов τετράς и τετρακτύς.

21 Согласно Платону, трем силам души соответствуют три основные добродетели: рассудительность – разуму; мужество – воле; умеренность (σωφροσύνη) – чувству, а справедливость, четвертая добродетель, является их синтезом (см.: Фокин А. Р., Платон (Игумнов), архим. Добродетель. С. 472).

23 Plato. Phaedo // Platonis opera / Ed. J. Burnet. Vol. 1. Oxford, 1900. P. 69b. См. также: Plato. Leges // Platonis opera / Ed. J. Burnet. Vol. 5. Oxford, 1907. P. 965d.

24 Sedley D. The speech of Agathon in Plato’s Symposium // The virtuous life in greek ethics / Ed. B. Reis. Cambridge, 2006. P. 47–69, особенно: P. 58.

25 См.: Aristoteles. Politica // Aristotelis politica / Ed. W. D. Ross. Oxford, 1957. P. 1323a.

26 Marcus Aurelius Antoninus. Τὰ εἰς ἑαυτόν 5, 12, 1:3.5.12 // The meditations of the emperor Marcus Aurelius / Ed. A. S. L. Farquharson. Vol. 1. Oxford, 1944.

27 Прем. 8:6–7: Если же благоразумие (φρόνησις) делает многое, то какой художник лучше ее? Если кто любит праведность (δικαιοσύνην), — плоды ее суть добродетели: она научает целомудрию и рассудительности, справедливости и мужеству, полезнее которых ничего нет для людей в жизни.

28 Philo Judaeus. Legum allegoriarum 1, (19) 63–66 // Philonis Alexandrini opera quae supersunt / Hrsg. von L. Cohn. Berlin, 1896. Bd. 1. S. 77–78.

29 Clemens Alexandrinus. Stromata 1, 20, 97, 3:3–4:1 // Clemens Alexandrinus (Die griechischen christlichen Schriftsteller 15) / Hrsg. von O. Stählin. Berlin, 1906. Bd. 2. S. 62.

30 Clemens Alexandrinus. Stromata 7, 3, 17, 3:5–4:2 // Clemens Alexandrinus (Die griechischen christlichen Schriftsteller 17) / Hrsg. von O. Stählin. Leipzig, 1909. Bd. 3. S. 13.

4 // Οσίου ᾿Εφραίμ τοῦ Σύρου ῎Εργα… T. 6. Σ. 367:6–368:2, особенно: Σ. 367:16.

34 См.: Ephraem Syrus. De virtutibus et passionibus // Ibid. T. 5. Σ. 402–403.

36 Ephraem Syrus. De virtutibus et passionibus // Οσίου ᾿Εφραίμ τοῦ Σύρου ῎Εργα… T. 5. Σ. 406.

38 Ср. слова Сократа о пользе от разумения: Plato. Meno // Platonis opera / Ed. J. Burnet. Vol. 3. Oxford, 1903. P. 88c:4–d:3. Ср. у Аристотеля: Aristoteles. Protrepticus Fr. 38 // Aristotle's Protrepticus / Ed. I. Düring. Stockholm, 1961.

39 Ephraem Syrus. De virtutibus et passionibus // Οσίου ᾿Εφραίμ τοῦ Σύρου ῎Εργα… T. 5. Σ. 408:12–14.

41 Εἶπεν γέρων· ὅτι μεῖζον πασῶν τῶν ἀρετῶν ἐστιν ἡ διάκρισις – Apophthegmata. Сollectio anonyma (e cod. Coislin. 126) 106:1. См. также: F. Nau. Histoires des solitaires égyptiens // Revue de l'Orient Chrétien 12 (1907). P. 402.

43 φῶς δὲ νοερὸν ἀρετῶν τῶν θείων διάκρισις – Joannes Climacus. Scala paradisi 26 // PG 88, 1036.

44 Ephraem Syrus. De virtutibus et passionibus // Οσίου ᾿Εφραίμ τοῦ Σύρου ῎Εργα… T. 5. Σ. 409–410. В переводе свт. Феофана это описание опущено.

47 Maximus Confessor. Ambigua ad Joannem 21, 9:1–5 // On Difficulties in the Church Fathers: The Ambigua / Ed. N. Constas. Cambridge (MS.), London, 2014. P. 432.

48 Maximus Confessor. Quaestiones ad Thalassium 40:61–66 // Maximi confessoris quaestiones ad Thalassium. (Corpus Christianorum. Series Graeca 7) / Ed. C. Laga, C. Steel. Vol. 1. Turnhout, 1980. P. 269–270.

50 ἡ τοῖς ἁγίοις Εὐαγγελίοις τῶν τεσσάρων γενικῶν ἀρετῶν ἰσάριθμος δύναμις — Maximus Confessor. Quaestiones ad Thalassium 63:463–464 // Ibid. P. 175.

51 Maximus Confessor. Quaestiones et dubia 41:13–17 // Maximi confessoris quaestiones et dubia (Corpus Christianorum. Series Graeca 10) / Ed. J. H. Declerck. Turnhout, 1982. P. 35. См. также о равновесии сил души и добродетелей, достигаемом благодаря справедливости: Maximus Confessor. Quaestiones et dubia 48:6–14 // Ibid. P. 40–41.

В искусстве Средних веков и Возрождения встречаются изображения персонифицированных добродетелей. Обычно это женские фигуры с соответствующими атрибутами: Справедливость — с мечом и весами, Умеренность — с уздой, дешёвыми продуктами, разбавляющая вино водой, Мужество — в доспехах, со львом и пальмовой ветвью, Благоразумие — с книгой или свитком, зеркалом, змеёй.

Связанные понятия

Благоразу́мие — качество личности, группы, позволяющее выбирать правильные средства, и действовать сообразно c целью достижения собственного блага, счастья. У Платона принадлежит к одной из кардинальных добродетелей, относится к одной из семи добродетелей.

Щедрость — добродетель, связанная со способностью оказывать бескорыстную помощь другим, антоним скупости и скаредности. Часто щедрость проявляется в подарках и неразрывно связана с благотворительностью.

Благоро́дство (от др.-греч. eugenes, также как и благодетель и благополучие) — высокая нравственность, самоотверженность и честность; великодушие, рыцарство, возвышенность, святость . Также Благородный — исключительный по своим качествам, изяществу; отличающийся ценностью. В дореволюционном значении — относящееся ко дворянам.

Семь добродетелей — в западном христианстве совокупность главных положительных черт человеческого характера. Подразделяются на кардинальные и теологические и традиционно противопоставляются семи смертным грехам.

Справедли́вость — понятие о должном, содержащее в себе требование соответствия деяния и воздаяния: в частности, соответствия прав и обязанностей, труда и вознаграждения, заслуг и их признания, преступления и наказания, соответствия роли различных социальных слоёв, групп и индивидов в жизни общества и их социального положения в нём. В экономической науке — требование равенства граждан в распределении ограниченного ресурса. Отсутствие должного соответствия между этими сущностями оценивается как несправедливость.

Смирение, кротость — религиозное сознание человека со скромным отношением к самому себе. Проявляется в почтительности, вежливости и отсутствии гордыни.

Наде́жда — положительно окрашенная эмоция, возникающая при напряжённом ожидании исполнения желаемого и предвосхищающая возможность его свершения; философский, религиозный и культурный концепт, связанный с осмыслением состояния человека, переживающего этот эмоциональный процесс.

Вездесу́щность (лат. omnipraesentia) — свойство присутствовать везде. Понятие обычно используется в религиозном контексте, и большинство доктрин приписывают это свойство высшему существу, называемому монотеистами Богом. Вездесущность следует отличать от пантеизма.

Благоче́стие — это истинное почитание Бога в исполнении всех Его законов и постановлений, это нравственная жизнь, обнаруживающая себя в христианском самообладании и терпении, равно как и в практических плодах братолюбия и внимания к нуждам ближних (2Пет. 1:6-7; Иак. 1:27; 1Тим. 3:16).

Порок — этический термин, обозначающий укоренённость в грехе и недолжном поведении. Впервые порок (греч. κακία) осмысливает Аристотель в своем трактате Никомахова этика, где это слово является антонимом добродетели. Термин используется и в средневековой этике (Пьер Абеляр) и обычно сопоставлялся с грехом. Если грех воспринимался как поступок и результат выбора, то порок (лат. vitium) трактовался как аморальная склонность, которая превращается в пагубную привычку.

Целомудрие (по-видимому, калька с софросюне, греч. σωφροσύνη + σώφρων) — моральная добродетель, означающая контроль сексуальных желаний. Исторически требования целомудрия основаны на религиозных этических представлениях и нравственных заповедях.

Слава Господня (Слава Божия) — христианский термин библейского происхождения, восходящий к иудейскому понятию Шхина и в большинстве случаев означающий форму полного присутствия Божества. Именно в этом значении использует это слово апостол Иоанн, когда говорит.

Смире́ние — добродетель, противоположная гордыне, и одна из самых главных добродетелей в христианской жизни. В духовной жизни христианина проявляется в том, что человек в любых обстоятельствах пребывает в мире с самим собой и Богом, не возвышает себя над кем бы то ни было, имеет в своём сердце убеждение, что все духовные заслуги дарует ему только Бог, а также пребывает в любви по отношению к ближним.

Провиденциализм (от лат. providentia — провидение) — историко-философский метод, рассмотрение исторических событий с точки зрения непосредственно проявляющегося в них Провидения, высшего Промысла, осуществления заранее предусмотренного Божественного плана спасения человека.

Горды́ня — непомерная гордость, заносчивость, высокомерие, эгоизм, зазнайство. Может скрываться под личинами филантропии и протекционизма, преследующих на деле цель политического самопревозносения и саморекламы.

Провиде́ние (промысел Божий, или промысл Божий, греч. πρόνοια, лат. Providentia) — целесообразное действие Высшего Существа, направленное к наибольшему благу творения вообще, человека и человечества в особенности.

Дела милосердия (иногда также акты милосердия) — вид христианских поступков. Дела милосердия исполняются в христианстве и в воздаяние грехов, и из любви к ближнему.

Предсуществова́ние душ — одна из трёх теологических концепций о возникновении человеческой души; религиозно-философское учение о существовании определенного числа индивидуальных душ, созданных Творцом изначально, следовательно раньше их физического рождения на земле. Представители этого учения — пифагорейцы (VI—IV вв. до н. э.), Платон (V—IV века до н. э.), Ориген (III век) и другие.

Изобилие (ст.-слав. обилъ, греч. δαΨιλής, ἄφθονος - много) — это большое количество, обилие, множество.

Халдейские оракулы (греч. Τα των Χαλδαίων λόγια: от халдеи и оракул) — восстанавливаемый по цитатам более поздних авторов текст последней четверти II века, сакрализировавший платонизм в его среднеплатонической традиции. Представляет собой собрание гекзаметров (ок. 350 строк по современным изданиям, разделенные на 190 фрагментов).

Фа́тум (лат. fatum) — в Древнем Риме олицетворение судьбы. Фатами назывались также божества, подобные греческим мойрам, и определявшие судьбу человека при его рождении; у стоиков — сила, управляющая миром.

Идеа́л (лат. idealis от греч. ἰδέα — образ, идея) — высшая ценность, наилучшее, завершённое состояние того или иного явления — образец личных качеств, способностей; высшая норма нравственной личности (личностный идеал); высшая степень нравственного представления о благом и должном (аксиологический идеал); совершенство в отношениях между людьми (этический идеал); наиболее совершенное устройство общества (социальный идеал).

Свя́тость (праслав. svętъ, svętъjь) — одно из наиболее фундаментальных понятий иудаизма, христианства, ислама, буддизма, индуизма. Святое — являющееся Богом или Божественным, происходящее от Него, отмеченное Его присутствием или действием Божественной Благодати, посвящённое Ему в служение и отделённое от всего сотворённого и мирского. Понятие "святость" используется также в других религиях, в частности, для выражения высокой степени духовного совершенства аскетов и монахов. В расширительном смысле.

Добро — общее понятие морального сознания, категория этики, характеризующая положительные нравственные ценности.

Искуше́ние (испытание) — внешний повод или влечение (соблазн) согрешить под влиянием порочной наклонности или страсти, изменить сознанному идеалу, отступить от усвоенных убеждений и принципов, нарушить собственный обет, близкая опасность потерять веру или впасть в тяжкий грех. Искушение есть влечение к какому-либо ненравственному действию, вследствие чего обнаруживаются скрытые в человеке добрые или злые свойства.

Добро́ и зло́ — дихотомия в философии, этике и религии нормативно-оценочных категорий, относящихся к социальным явлениям, действиям и мотивам людей, и означающих в обобщённой форме, с одной стороны, должное и нравственно-положительное, а с противоположной — нравственно-отрицательное и осуждаемое.

Нравственность — моральное качество человека, некие правила, которыми руководствуется человек в своём выборе. Термин, чаще всего употребляющийся в речи и литературе как синоним морали, иногда — этики. Нравственность является предметом этики как учебной дисциплины, тем, что изучается этикой. В ряде философских систем понятие нравственности обособляется от морали, хотя такая концептуализация носит авторский характер и не всегда соответствует обыденному словоупотреблению. В таком, более узком, смысле.

Читайте также: