Доклад упч саратовской области

Обновлено: 13.05.2024

от 5 сентября 2018 года N 492-П

На основании Устава (Основного Закона) Саратовской области Правительство области ПОСТАНОВЛЯЕТ:

2. Министерству информации и печати области опубликовать настоящее постановление в течение десяти дней со дня его подписания.

3. Настоящее постановление вступает в силу со дня его официального опубликования.

Губернатор области
В. В. Радаев


Приложение
к постановлению
Правительства области
от 5 сентября 2018 года N 492-П

1. Общие положения

1.1. Цели и задачи Стратегии.

Стратегия направлена на обеспечение более полной реализации норм Конституции Российской Федерации и Устава (Основного Закона) Саратовской области, относящихся к правам и свободам человека и гражданина, а также на совершенствование общественных отношений в сфере реализации и защиты прав человека.

повышение качества жизни населения и уровня социальной справедливости;

достижение системности и эффективности государственных механизмов реализации и защиты конституционных прав и свобод человека, укрепляющих доверие к государственной власти;

создание условий, обеспечивающих гражданам и их объединениям возможность реализации своих прав;

активизация институтов гражданского общества, участвующих в правозащитной деятельности на территории Саратовской области.

Приоритетные направления дальнейшего совершенствования реализации конституционных прав и свобод человека и механизмов их защиты:

совершенствование механизмов восстановления нарушенных прав и свобод человека и гражданина;

повышение эффективности работы органов исполнительной власти области и органов местного самоуправления области (по согласованию) в интересах граждан;

повышение прозрачности деятельности органов исполнительной власти области и органов местного самоуправления области (по согласованию) для общества;

гармонизация отношений государственных и общественных институтов;

развитие системы общественного контроля;

совершенствование механизмов правовой помощи и правового просвещения в сфере прав и свобод человека и гражданина, форм и методов их защиты.

Ключевыми принципами Стратегии являются конституционно закрепленные принципы реализации прав человека: человек, его права и свободы являются высшей ценностью;

признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства;

каждый гражданин Российской Федерации обладает на ее территории всеми правами и свободами и несет равные обязанности, предусмотренные Конституцией Российской Федерации;

права и свободы человека являются непосредственно действующими;

основные права и свободы человека неотчуждаемы и принадлежат каждому от рождения;

произвольное ограничение прав и свобод недопустимо;

осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц.

Способы достижения целей:

совершенствование межведомственной координации в вопросах реализации и защиты прав человека;

контроль доступности получения достоверной и своевременной информации о деятельности органов исполнительной власти области и органов местного самоуправления области (по согласованию);

поддержка общественных инициатив по защите прав человека;

инициирование общественных проверок и общественных экспертиз;

организация различных форм правовой помощи и правового просвещения среди молодежи и других категорий населения.

Анализ состояния сферы прав человека на территории Саратовской области и предлагаемые направления увеличения их защищенности, изложенные в Стратегии, базируются на:

Стратегии социально-экономического развития Саратовской области до 2030 года, утвержденной постановлением Правительства Саратовской области от 30 июня 2016 года N 321-П;

Ежегодных докладах о деятельности Уполномоченного по правам человека в Саратовской области.

Реализация Стратегии осуществляется с учетом следующих положений:

задачи и ожидаемые результаты Стратегии являются ориентирами для органов исполнительной власти области и органов местного самоуправления области (по согласованию) при планировании и выполнении мероприятий в соответствующих сферах деятельности;

меры по реализации Стратегии, находящиеся в ведении Саратовской области, реализуются органами исполнительной власти области и органами местного самоуправления области (по согласованию);

реализация мер, предложенных в Стратегии, происходит на основе ежегодного планирования;

изложенные в Стратегии оценки ситуации в сфере прав человека, а также конкретные задачи и способы их решения подлежат периодической корректировке по мере достижения определенных результатов и появления существенных изменений в политической и социально-экономической областях.

1.2. Общая характеристика состояния защищенности прав человека в области.

Оценка состояния сферы прав человека в области в целом показывает, что при продолжающемся воздействии неблагоприятных факторов на международном и внутрироссийском уровнях произошло снижение уровня защищенности прав граждан. В основе большинства нарушений прав человека лежат экономические и организационные проблемы.

Одним из факторов, определяющих социальный "климат" области и влияющих на защищенность прав человека, является уровень развития гражданского общества.

В этой сфере происходили как положительные, так и отрицательные изменения. К положительным можно отнести усиление поддержки социально ориентированных некоммерческих организаций со стороны органов исполнительной власти области и органов местного самоуправления области, активную работу Общественной палаты Саратовской области и повышение внимания средств массовой информации к проблематике прав человека. К отрицательным - попытки политизации деятельности некоторых правозащитных некоммерческих организаций и недостаточное информирование о процессе государственной поддержки социально ориентированных некоммерческих организаций.

2. Совершенствование системных подходов в сфере развития и защиты прав человека(системные основы Стратегии)

2.1.Совершенствование нормативно-правового регулирования обеспечения и защиты прав и свобод человека. Основной задачей Стратегии по совершенствованию нормативно-правового регулирования является оптимизация законодательства области с учетом критерия качества обеспечения и защиты прав человека.

устранение пробелов либо изменение отдельных положений в действующих нормативных правовых актах области, негативно влияющих на защиту прав человека;

внесение в действующие нормативные правовые акты области (либо принятие новых) положений, направленных на повышение защищенности прав человека в наиболее чувствительных для населения сферах;

повышение доступности и открытости для населения механизмов разработки проектов и принятия нормативных правовых актов органов исполнительной власти области, затрагивающих права человека;

повышение роли общественных советов, создаваемых при органах исполнительной власти области.

Пути и способы достижения ожидаемых результатов:

проведение системного анализа действующих нормативных правовых актов, регулирующих деятельность органов исполнительной власти области и органов местного самоуправления области (по согласованию) в сфере реализации прав человека, в том числе нормативных правовых актов, утверждающих административные регламенты оказания государственных и муниципальных услуг, с целью устранения противоречий, необоснованных административных барьеров и иных недостатков, создающих населению дополнительные сложности в реализации прав.

2.2.Повышение эффективности деятельности органов исполнительной власти области и органов местного самоуправления области (по согласованию) по реализации прав человека.

Для перехода области на передовые позиции в сфере развития и защиты прав человека необходимо повышение эффективности деятельности органов исполнительной власти области и органов местного самоуправления области (по согласованию) по следующим основным направлениям:

повышение приоритетности прав человека;

совершенствование взаимодействия органов исполнительной власти области и органов местного самоуправления области (по согласованию);

повышение открытости для общества деятельности органов исполнительной власти области и органов местного самоуправления области (по согласованию).

2.2.1.Повышение приоритетности прав человека.

Основная задача - повышение эффективности деятельности органов исполнительной власти области в интересах граждан.

Ожидаемый результат - уменьшение числа жалоб Уполномоченному по правам человека в Саратовской области на действия (бездействие) органов исполнительной власти области. Пути и способы достижения ожидаемого результата:

оптимизация организационных форм и методов деятельности органов исполнительной власти области в направлении повышения доступности государственных услуг;

выполнение мероприятий, предусмотренных Стратегией социально-экономического развития Саратовской области до 2030 года и действующими государственными программами Саратовской области;

увеличение количества предоставляемых в электронной форме государственных услуг, повышение простоты и удобства их получения.

2.2.2.Совершенствование взаимодействия органов исполнительной власти области и органов местного самоуправления области (по согласованию).

создание межведомственной постоянно действующей комиссии по вопросам реализации Стратегии; совершенствование межведомственной координации в вопросах реализации и защиты прав человека; оптимизация межведомственного информационного обмена в сфере оказания государственных и муниципальных услуг. Ожидаемый результат - устранение существующих проблем межведомственного взаимодействия в сфере реализации прав человека.

Пути и способы достижения ожидаемого результата:

мониторинг проблем межведомственного взаимодействия в сфере реализации прав человека, организация экспертного обсуждения и планирование совместных мероприятий;

развитие механизмов, упрощающих межведомственное электронное взаимодействие в процессе предоставления государственных и муниципальных услуг.

2.2.3. Повышение открытости для общества деятельности органов исполнительной власти области и органов местного самоуправления области (по согласованию).

обеспечение максимальной доступности, достоверности, своевременности получения информации о деятельности органов исполнительной власти области и органов местного самоуправления области (по согласованию);

развитие активных форм разъяснения направлений и результатов деятельности органов исполнительной власти области и органов местного самоуправления области (по согласованию) в информационном пространстве;

активизация информирования населения о формах и способах реализации прав человека и изменениях в указанной сфере.

Ожидаемый результат - высокий уровень информированности населения о деятельности органов исполнительной власти области и органов местного самоуправления области (по согласованию). Пути и способы достижения ожидаемого результата:

обеспечение постоянного внимания органов исполнительной власти области и органов местного самоуправления области (по согласованию) к развитию своих официальных интернет-ресурсов, полноте и актуальности размещаемой на них информации;

повышение оперативности реагирования органов исполнительной власти области и органов местного самоуправления области (по согласованию) на критические публикации в средствах массовой информации (далее - СМИ) в пределах своей компетенции;

популяризация оказания получения услуг в электронной форме и проведение разъяснительной работы среди населения о преимуществах использования Единого портала государственных и муниципальных услуг (функций);

Уполномоченный по правам человека в Саратовской области

Сухова Надежда Ивановна

Назначена на должность: 24 марта 2021 года Постановлением Саратовской областной Думы.

Дата и место рождения: родилась 21 марта 1977 года в д.Ночка Никольского района Пензенской области.

С 2002 года по 2005 год прошла обучение в очной аспирантуре Саратовской государственной академии права по кафедре теории государства и права.

Кандидат юридических наук.

Профессиональная деятельность.

Работала куратором в Юридической клинике Саратовской государственной юридической академии, оказывая юридическую помощь гражданам в защите их прав и свобод, обеспечивая повышение правовой культуры граждан, формирование традиций безусловного уважения закона и прав и свобод человека и гражданина.

Членом политической партии не является.

Предшественник в должности Уполномоченного Журик Т.В.

Журик Татьяна Владимировна


Назначена на должность: 29 января 2014 года. Переизбрана на второй пятилетный срок 22 февраля 2019 года.

Освобождена от должности досрочно 23 декабря 2020 года по собственному желанию.

Дата и место рождения: 29 августа 1969 года в г. Новоузенск Саратовской области

Профессиональная деятельность: с 1992 по 1997 годы — преподавала в Пугачевском гидромелиоративном техникуме.

С 1999 года работала старшим преподавателем Поволжского кооперативного института МУПК (г. Энгельс). А с 2003 — старшим преподавателем кафедры частного права Саратовского государственного социально-экономического университета.

В 2005 году перешла на работу в аппарат Правительства Саратовской области. Работала заместителем начальника отдела, затем начальником отдела комитета по работе с органами местного самоуправления правительства Саратовской области. В 2007 году была назначена на должность начальником правового отдела избирательной комиссии Саратовской области.

В 2008 году перешла на работу в управление Минюста России по ПФО в качестве начальника отдела законодательства субъектов РФ и ведения федерального регистра по Саратовской области. В том же году получила назначение в управлении Министерства юстиции Российской Федерации по Саратовской области. Работала заместителем начальника управления, а с марта 2010 года стала исполнять обязанности начальника управления. 4 мая 2012 года — утверждена в должности начальника управления.

Лукашова Нина Федоровна


Назначена на должность: 28 января 2004 года; 28 января 2009 года избрана на второй срок.

Оставила должность по истечению срока службы 29 января 2014 года (5+5 лет)

Дата и место рождения: 20 июля 1948 года в г. Саратове.

Образование: окончила Саратовский юридический институт на вечерний факультет в 1971 году.

Ученая степень: Кандидат юридических наук.

Профессиональная деятельность: Работала следователем прокуратуры Калининской (ныне Тверской) области.

В течение 5-ти лет работала в должности следователя прокуратуры Западнодвинского района, а затем — помощника прокурора Зубцовского района Калининской области.

В 1976 году возвратилась на постоянное место жительства в г.Саратов к престарелым родителям. В октябре того же года поступила на работу в прокуратуру Саратовской области на должность прокурора отдела общего надзора, а в феврале 1986 года переведена на должность заместителя начальника этого отдела.

С августа 1993 года по июнь 2000 г. работала старшим помощником прокурора области по рассмотрению писем и приему граждан, а затем старшим помощником прокурора области по правовому обеспечению.

В июне 2000 года возглавила в прокуратуре области вновь созданный приказом Генерального прокурора РФ отдел по надзору за исполнением налогового и таможенного законодательства.

Имеет в настоящее время классный чин старшего советника юстиции.

Первый Уполномоченный по правам человека в Саратовской области

Ландо Александр Соломонович


Назначен на должность: 19 января 1999 года по 28 января 2004 год.

Освобожден от должности в связи с истечением срока службы (5 лет).

Дата и место рождения: 15 мая 1943 года в с. Чкалово Чкаловского района Северо-Казахстанской области.

Образование: в 1969 году окончил Саратовский юридический институт им. Д.И. Курского. Был именным стипендиатом.

Ученая степень: кандидат юридических наук

Профессиональная деятельность: В 1969-1999 гг. – аспирант, преподаватель, доцент кафедры уголовного процесса Саратовского юридического института ( в настоящее время Саратовская гос. юридическая академия).

В 1990-1993 гг. – депутат Саратовского городского Совета народных депутатов, председатель Комиссии по законности.

В 1995-1999 гг. занимался адвокатской деятельностью.

В 1997-1999 гг. – председатель Саратовской областной комиссии по правам человека.

В настоящее время возглавляет институт законотворчества при Саратовской государственной академии права (СГАП).

2 декабря 2007 года избран депутатом Саратовской областной думы 4 созыва.

Член Совета думы, председатель комитета по регламенту и организации работы Саратовской областной думы, член комитета по государственному строительству.

В документе федеральный омбудсмен обратила внимание на нарушения прав адвокатов, внесение поправок в КоАП и УПК, создание института региональных омбудсменов и рост случаев домашнего насилия в период действия режима самоизоляции


К Уполномоченному по правам человека стали чаще обращаться по поводу нарушений уголовно-исполнительного законодательства

При этом, согласно ежегодному докладу Татьяны Москальковой, обращения по вопросам нарушений в сфере уголовно-процессуального законодательства стабильно занимают первое место

В сфере права на защиту семьи, материнства, отцовства и детства Уполномоченный указала, что пандемия новой коронавирусной инфекции обострила такие проблемы, как задержки или невыплата зарплаты либо дополнительных стимулирующих мер, рост безработицы, ограничение доступа к госорганам, трудности в дистанционном образовании, сужение сферы санаторно-курортного обеспечения и иные негативные явления. Всего поступило 2060 обращений от семей, что на 10% превышает показатели 2019 г. (1866).

Уполномоченный также посчитала, что в целях повышения эффективности правозащитной деятельности на региональном уровне целесообразно проводить изучение общественного мнения по вопросам соблюдения и защиты прав человека и гражданина в регионах.

По мнению Антона Лебедева, особую пользу могут принести профессиональные объединения специалистов, обладающих познаниями в области правовой защиты, – ассоциации юристов и адвокатские палаты. Например, может формироваться объединение, состоящее из юристов и адвокатов, желающих осуществлять правозащитную деятельность на условиях pro bono. Для специалистов интерес может представлять освещение этой деятельности в СМИ, а для доверителей – возможность получить бесплатную квалифицированную юридическую помощь.

В докладе омбудсмена отмечается, что в 2020 г. апелляционной инстанцией отменено 16 284 обвинительных (в 2019 г. – 4393) и 521 оправдательный (в 2019 г. – 424) приговор. В этот же период изменено 12 253 приговора (в 2019 г. – 12 386). Судом кассационной инстанции по жалобам и представлениям рассмотрено 21 857 уголовных дел, из них 11 350 удовлетворены. Причиной обращений участников уголовного процесса в апелляционные и кассационные инстанции послужило отсутствие в приговорах мотивов, по которым отвергаются представленные ими доказательства.

Тем не менее, указал юрист, как минимум одна из обозначенных проблем была упомянута сугубо декларативно. Речь идет о жалобах участников уголовного процесса, связанных с отсутствием в приговорах мотивов, по которым отвергаются представленные ими доказательства, а также о немотивированном отказе суда в приобщении к делу материалов, поддерживающих доводы в пользу невиновности обвиняемого.

Юрист полагает, что бороться с данной проблемой можно, например, с помощью введения самостоятельного состава преступления. Однако каких-либо конструктивных предложений, кроме указания на необходимость судов следовать разъяснениям Пленума Верховного Суда РФ, в докладе не приводится, заметил Андрей Коновалов.

Согласно докладу по вопросам соблюдения прав участников уголовного процесса в связи с пандемией в адрес уполномоченного поступило 306 обращений. Самая большая группа обращений касалась объективности, полноты и сроков предварительного расследования (125 обращений). По вопросам объективности, полноты и сроков проведения доследственных проверок, а также обоснованности избрания и продления меры пресечения в виде заключения под стражу на горячую линию Уполномоченного поступило 110 обращений. Указывается, что по вопросам законности, обоснованности и справедливости приговоров по уголовным делам на горячую линию поступило 48 обращений.

По мнению Татьяны Москальковой, необходимо внести изменения в уголовно-процессуальное законодательство, которые позволят учитывать процессуальные особенности расследования уголовных дел в случае возникновения эпидемий или иных чрезвычайных ситуаций, представляющих угрозу безопасности человека. Нормы могли бы устанавливать возможность приостановления производства по уголовному делу по специальному основанию, связанному с особым режимом, которое предусматривало бы также возможность возобновления производства после окончания такого режима или до его окончания по мотивированному ходатайству участников уголовного процесса; процедуры, обеспечивающие непрерывное производство по уголовному делу с лицами, которым избрана мера пресечения в виде заключения под стражу (с применением видеосвязи, электронного документооборота и т.п.). Кроме того, омбудсмен считает необходимым расширить возможности применения видео-конференц-связи в уголовном процессе при производстве следственных действий.

В отзыве правительства, в частности, отмечено, что отнесение ряда преступлений к уголовным проступкам нецелесообразно

Отмечается, что принципиальное значение для развития уголовной политики России по пути гуманизма и справедливости имеет скорейшее принятие внесенного в Госдуму проекта поправок в УК и УПК РФ в связи с введением понятия уголовного проступка (законопроект № 1112019-7). Федеральный омбудсмен неоднократно указывала на своевременность принятия данной законодательной инициативы.

Виктория Шевцова отметила, что в период пандемии возбуждено огромное количество уголовных дел, расследование по которым не только идет очень медленно, но и не всегда эффективно. Таким образом, нарушаются права сразу широкого круга лиц.

В рамках взаимодействия с общественными наблюдательными комиссиями к Уполномоченному поступило 11 обращений, касающихся отказов в допуске членов ОНК и адвокатов в учреждения УИС, оказания медпомощи осужденным, перевода осужденного в другое учреждение, совершенствования законодательства в части условий содержания заключенных.

Отмечается, что почти на 50% возросло число обращений, в которых заявители выражали несогласие с действиями сотрудников правоохранительных органов при пресечении публичных мероприятий. Граждане преимущественно сообщали о необоснованных, на их взгляд, задержаниях участников акций и митингов. По данным ГИАЦ МВД России, было задержано 2452 человека. Многие жалобы задержанных на несанкционированных митингах были связаны с недопуском к ним адвокатов.

Согласно докладу в конце 2020 г. на общественное обсуждение был представлен разработанный Минюстом России проект поправок в УК и УПК, устанавливающий режим уголовно-правовой охраны профессиональных прав адвокатов от преступных посягательств.

По мнению омбудсмена, целесообразно рассмотреть вопрос о присоединении России к Европейской конвенции о выплате компенсации жертвам тяжких преступлений от 24 ноября 1983 г. Ее сторонами на сегодняшний день являются 26 стран. Источниками формирования компенсационного фонда, указано в докладе, могли бы служить средства, получаемые в результате уплаты штрафов, внесения залогов, а также конфискации имущества осужденных и имущества госслужащих, которые не могут обосновать его происхождение, и т.п.

Андрей Коновалов поддержал инициативу омбудсмена по созданию государственного фонда, целью которого была бы выплата компенсаций жертвам преступлений. Как справедливо отмечено в докладе, размер компенсаций, которые удается получить потерпевшим непосредственно с причинителей вреда, в настоящее время крайне низок, и, по мнению эксперта, государству следует рассмотреть данное предложение.

В докладе отмечается работа Уполномоченного по принятию Закона об уполномоченных по правам человека в субъектах РФ.

Илья Сливко указал, что федеральному омбудсмену представлено право обращаться в суд с административным исковым заявлением в защиту нарушенных прав как отдельного гражданина, так и неопределенного круга лиц, а также право обращаться в прокуратуру с ходатайством о проверке вступившего в законную силу приговора суда, знакомиться с материалами гражданских и административных дел, решение по которым вступило в законную силу, и т.п.

В докладе также отмечается, что ввиду обращения Уполномоченного в Минздрав России препарат для лечения граждан, страдающих спинальной мышечной атрофией, включен в Перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов на 2021 г.


Уполномоченный по правам человека в Саратовской области Татьяна Журик уходит в отставку. Прекращение ее полномочий досрочно должны рассмотреть завтра, 22 декабря, на комитете Саратовской облдумы по госстроительству.

Как заявил спикер облдумы Александр Романов, свой пост Татьяна Журик покидает по собственному желанию, председатель областного парламента получил ее заявление. Чтобы рассмотреть его, комитет проведет внеочередное заседание.

Татьяна Журик стала омбудсменом в январе 2014 года. Ее предшественницей на этой должности была Нина Лукашова, работавшая уполномоченным на протяжении 10 лет. Нина Лукашова скончалась нынешним летом, 8 июля, в возрасте 71 года.

В 1992 — 1997 годах она работала в Пугачевском гидромелиоративном техникуме, затем была старшим преподавателем Поволжского кооперативного института в Энгельсе, оттуда перешла в 2003 году в Саратовский Эконом, где работала на кафедре частного права. Из экономического вуза Татьяна Журик в 2005 году ушла на госслужбу, работала в аппарате правительства Саратовской области. В 2007 году она возглавила правовой отдел в облизбиркоме, через год перешла на работу в управление Минюста РФ по ПФО, потом в управлении Минюста по Саратовской области, которое в мае 2012 года возглавила. С должности руководителя управления Татьяна Журик и ушла в 2014 году на пост омбудсмена.

На посту уполномоченного Татьяна Журик отметилась участием в разборе ситуации с реабилитационным центром для наркоманов, пациенты которого жаловались, что их там удерживают силой. Омбудсмен призывала проработать для подобных заведений законодательные нормы, защищающие права пациентов.

Также обмудсмен занималась проблемами ЖКХ и вопросами выделения квартир малоимущим, утверждая, что ей практически не жалуются на ущемление политических прав, зато на коммунальные проблемы — постоянно. Бизнес Татьяна Журик, судя по поднимаемым ее аппаратом инициативам, не очень жаловала. Так, в 2018 году, она ставила на круглом столе вопрос, нарушают ли права граждан любые коммерческие заведения в жилых домах, неважно, о пекарне речь или о магазине.

Читайте также: