Доклад на тему багдад

Обновлено: 16.05.2024

По мере становления могущества династии Аббасидов Б. превратился в центр политической, религиозной, интеллектуальной и экономической жизни халифата. В 827 халиф аль-Маамун создал в Б. Дом Мудрости (Бейт аль-хикма). Он представлял собой объединение переводчиков с греческого на арабский научных сочинений по математике, астрономии, медицине, трудов по астрологии и алхимии, философии и логике. При Доме была богатая библиотека (Хизанат аль-хикма). В 945 Б. взяли штурмом войска горцев-дейлемитов под руководством шиитской династии Буидов (945—1056). Светской власти халифов пришел конец (с этого момента они лишь исполняют функции духовных владык), как и самому халифату. К середине XI в. Б. выходит из-под контроля буидских султанов, и халиф, опираясь на горожан-суннитов, вновь ненадолго обретает реальную силу. В 1055 город захватило войско Великого сельджука Тугрил-Бека. Господство сельджукидов также оказалось недолговечным, и уже при халифе ал-Мустади (1170—1180) Багдадский халифат вновь на короткое время обрел независимость. В 1258 30-тысячное монгольское войско под командованием Хулагу-хана после недолгой осады ворвалось в Б., перебив за 40 дней почти всех местных жителей, за исключением христиан и иудеев. Большая часть города сгинула в пламени пожаров.

С этого момента Б. надолго становится разменной картой в военных кампаниях новых владык региона. В 1393 и 1401 город был захвачен и жестоко разграблен ордами Тимура, затем в 1534 его заняли войска Сулеймана I, включив в состав Осман­ской империи — самой могущественной державы Востока того времени. В 1623—1638 Б. находился в руках Сефевидов, правителей Ирана. С 1638 по 1917 Б. был центром одной из многочисленных провинций Османской империи — Багдадского вилайета. В 1917 на место османской администрации пришла английская. В 1920 в Ираке началось национальное восстание, целью которого было обретение независимости. Б. стал ареной ожесточенных уличных боев между иракцами и англичанами. Англичане утопили восстание в крови и, не желая допустить повторения подобных событий, сменили форму своего правления в Ираке.

В 1921 было провозглашено подмандатное Королев­ство Ирак. Спустя 9 лет Ирак обрел формальную независимость, вступив в Лигу Наций, но на деле продолжал оставаться британской колонией. С 1930 Б. вновь обрел статус ключевого центра как иракской, так и региональной политики. В 1936 в нем произошел переворот Бакра Сидки и Хикмет Сулеймана, в 1941 — антианглийский государственный переворот Рашида Али аль-Гайлани, в 1948 — новое антибританское восстание, в 1955 — оформлен Багдадский пакт. В ночь с 13 на 14 июля 1958 националистически настроенные военные под руководством Абд аль-Керима Касема и Абд ас-Саляма Арефа захватили важнейшие объекты города, включая королевский дворец, убив короля Фейсала II, регента Абду аль-Илаха и других членов королевской семьи. Спустя несколько дней та же участь постигла премьер-министра Нури Саида.

По итогам революции Ирак был объявлен республикой. С 1958 по 2003 Б. интенсивно строился и развивался, став одним из красивейших городов современного Востока. Американская оккупация Ирака в 2003 превратила Б. в зону ожесточенных боев между повстанцами, силами международной коалиции и иракскими армией и полицией. Город оказался отброшен в своем развитии на многие десятилетия назад.


Багдад является одной из первых исламских столиц, построенных на новом месте и задуманных как города совершенно нового типа, не отягченные наследием доисламских культур и языческих империй. Архитектура исторического Багдада отражает все основные вехи развития исламской архитектуры.

Багдад был основан аббасидским халифом Аль-Мансуром в 762 году. Согласно историческим данным, Аль-Мансур построил круглый город с четырьмя воротами, в центре которого располагались дворец и мечеть. От четырех ворот до центра тянулись улицы с магазинами и рынками, а всю площадь между этими улицами занимали кварталы, предназначенные для представителей разных профессий.

Круглая форма города возможно восходит к центральноазиатской планировке и может иметь некоторое символическое значение. В любом случае на данном участке было дешевле построить круглую городскую стену, к тому же ее легче было защитить. Оборонительный характер города также подчеркивают изогнутые входы и двойная стена. К сожалению, от города Аль-Мансура ничего не осталось, за исключением михраба, хранящегося в Национальном музее Ирака.

Madinat as-Salam: The history of Baghdad

Круглый город был построен на западном берегу Тигра, а вскоре после этого на восточном берегу было основано еще одно поселение, известное как Муаскер аль-Махди. В 773 году Аль-Мансур перенес рынки из города в место, которое называлось Аль-Карх. С 836 по 892 год столица находилась в Самарре из-за возникших в Багдаде беспорядков. Когда халиф Аль-Мутамид вернул столицу в Багдад, он поселился на восточном берегу Тигра, который до сих пор остается центром города.

Династия Буидов построила в Багдаде ряд значимых сооружений, таких как Бимаристан аль-Адули (больница) и Дар аль-Ильм (дом науки). Однако сельджуки, после завоевания города, обнаружили его в достаточно запущенном состоянии. Он пострадал в ходе конфликта, произошедшего между буидскими эмирами и их солдатами. В 1056 сельджукский султан Тогрул-бек отделил свою резиденцию от остального города широкой стеной.

В период позднего халифата Аббасидов (XII-XIII вв.) вокруг восточного Багдада была построена массивная оборонительная стена, которая на протяжении веков обозначала границу города. Стены имели четыре входа с воротами, из которых сохранились только одни – Баб аль-Вастани (Средние ворота). Ворота находились в центральной части рва и соединялись с городской стеной и внешними пределами двумя кирпичными мостами. Арку главного входа украшают геометрические узоры и два рельефа с изображениями льва.

Картинки по запросу bab al-wastani

Баб аль-Вастани – единственные сохранившиеся ворота старого Багдада / Источник: Pinterest

Также с этого периода сохранились мавзолей Зумруд-хатун, медресе Мустансирия, здание, известное как Дворец Аббасидов и два минарета. Мавзолей Зумруд-хатун, построенный в 1209 году, венчает конический купол, который украшает мукарнас. Купол установлен на восьмиугольном основании. Стороны основания украшены декоративной кирпичной кладкой, а под ними имеются несколько глухих ниш. До XVIII века рядом с мавзолеем находились рибат и медресе, построенные по просьбе Зумруд-хатун (мать аббасидского халифа Ан-Насира).

Медресе Мустансирия было построено между 1227 и 1233 годами. Оно является самым известным сохранившимся зданием в Багдаде. Медресе было построено халифом Аль-Мустансиром. В нем располагались ученые всех четырех суннитских правовых школ (Шафии, Ханафи, Малики и Ханбали). Медресе представляет собой прямоугольное здание с внутренним двором. В здании есть четыре портала – по одному для каждой правовой школы. Двор и порталы были украшены декоративной кладкой хазарбаф и резными узорами.


Мавзолей Зумруд-хатун / Источник: Wikipedia

В здании, ныне известном как Дворец Аббасидов, вероятно, первоначально располагалось медресе Аш-Шарабийя, построенное Шариф ад-Дином Икбалом в 1230 году. Здание представляет собой прямоугольный корпус площадью 430 квадратных метров, в котором находится сводчатый зал высотой более 9 метров. Здания украшено кирпичной кладкой подобно той, которую можно увидеть в мавзолее Зумруд-хатун.

Сохранившиеся домонгольские минареты – это минареты мечетей Джами аль-Хаффафин и Ами-Кумурия. В обоих этих квадратных по форме сооружениях есть карнизы, украшенные мукарнасами, которые поддерживают балконы.

Самые важные сохранившиеся памятники относятся к периоду Ильханидов. Это Хан-Марджан и медресе Мирджания. Постоялый двор (хан) был построен в 1359 году для поддержки медресе, строительство которого было завершено в 1357 году. Медресе в своей основе разрушено. От него остались только ворота, которые представляют собой монументальный портал с резной кирпичной кладкой, похожей на ту, которая есть во Дворце Аббасидов. Хан-Марджан – выдающаяся постройка. Внутри нее находится центральный крытый двор. Крыша двора сооружена из гигантских поперечных сводов. Такая технология позволяла не только охватить огромное внутреннее пространство, но также осветить интерьер (через окна, установленные между поперечными сводами).

Картинки по запросу ‫خان ٠رجان في بغداد‬‎

Хан Марджан в Багдаде / Источник: Wikipedia

Многие из сохранившихся зданий относятся к периоду Османской империи. Самые значительные из них – святилище Аль-Казимия, в котором находятся гробницы имамов Мусы аль-Казима и Мухаммада Джавада. Храм несколько раз перестраивался, и большая часть нынешнего строения относится к XVIII или к XIX веку. Святыни стоят посреди большого двора, выстроенного аркадами в два этажа. Гробницы увенчаны высокими золотыми куполами и окружены четырьмя минаретами. Вокруг трех сторон гробницы располагается портик, а на южной стороне – мечеть.

Традиционные багдадские дома построены из кирпича. Внутри них имеются небольшие центральные дворики. Многие дома имели деревянные балконы, часто с резными деревянными решетками. В большинстве домов были т.н. ловцы ветра (мулькаф), благодаря которым в домах, несмотря на гнетущую летнюю жару, было всегда прохладно.

Если сейчас Багдад олицетворяет собой распад и насилие, то 1250 лет назад его основание, наоборот, знаменовало веху в истории градостроения. Более того, рождение города, который быстро стал культурной путеводной звездой для всего остального мира, стало знаковым событием в истории цивилизации.

А в сравнении с Уруком, древним городом-государством шумеров в Южной Месопотамии, основанным в третьем тысячелетии до н. э. и считающимся одним из первых городских поселений на земле с населением около 80 тыс. человек, Багдад просто малыш. Некоторые считают, что арабское название Вавилонского царства, аль-Ирак, восходит именно к Уруку.

Благодаря детальному описанию процесса строительства, мы много знаем о том, насколько тщательно и вдохновенно был спланирован Багдад. Например, известно, что, когда Мансур плавал вниз-вверх по реке Тигр в поисках места для новой столицы, несторианские монахи, жившие там задолго до мусульман, рассказали ему о прекрасном месте с благоприятным климатом.

Впрочем, это было несколько запоздалое одобрение. К моменту, когда Якуби писал свою книгу, Багдад, город мира, уже стал его центром, столицей выдающегося Дар аль-ислама, домом ученых, астрономов, поэтов, математиков, музыкантов, историков, законников и философов.

Как только Мансур утвердил место, настало время приступать к градопланированию. Говорят, что это тоже полностью заслуга халифа. Под его строгим приглядом рабочие чертили планы круглого города на пыльной земле. Идеальный круг стал данью учению Евклида, которого Мансур знал и которым восхищался.

Затем он прошелся по размеченным улицам, выказал свое одобрение и приказал скатать хлопок в небольшие шары, смочить их нафтой (бензином), разместить в нужных местах и поджечь, чтобы оценить расположение укрепленных двойных наружных стен.

30 июля 762 года, в день, который придворные астрологи назвали самым благоприятным для начала строительных работ, Мансур вознес молитву Аллаху, заложил первый церемониальный кирпич и приказал рабочим приступать.

Этот масштабный, великий городской проект является одной из ключевых вех в истории Багдада. 6,5-километровые массивные кирпичные стены, поднимающиеся от берегов Тигра, стали визитной карточкой Круглого города Мансура.

Над строительством города трудилось колоссальное количество человек. Тысячи архитекторов и инженеров, юристов, геодезистов, плотников и кузнецов, землекопов и обычных рабочих прибыли со всех концов империи Абассидов.

Сначала они заложили фундамент. Потом с помощью обожженной на солнце смеси глины с соломой, которая всегда была основным строительным материалом на залитых рекой месопотамских равнинах, они кирпичик за кирпичиком возвели городские стены. Безусловно, Багдад стал самым большим проектом в исламском мире: Якуби насчитал 100 тыс. рабочих, занятых на стройке.

Ворота Куфы на юго-западе и Басры на юго-востоке выходили на Персидский залив, ключевую точку пересечения водных торговых путей, где сливались Евфрат и Тигр, что и сделало место столь привлекательным для строительства города. Ворота Дамаска (Сирийские) на северо-западе вели к городу Анбар, который граничил с Сирией. Ворота Хорасана на северо-востоке выходили на Тигр и понтонный мост.

На протяжении большей части городской истории судовые мосты из связанных между собой лодок, закрепленных с каждого берега, были визитной карточкой Багдада; не было в городе более постоянного вида, чем вид на эти мосты, пока в XX веке не пришли англичане и не заменили их железными.

Над каждыми воротами возвышалась проездная башня. Оттуда открывался великолепный вид на город, пальмовые рощи и изумрудные поля, окаймляющие воды Тигра. Большой зал на крыше проездной башни Хорасанских ворот был излюбленным местом Мансура для послеполуденного отдыха.

Четыре прямые дороги, ведущие от ворот к центру города, были обрамлены сводчатыми пассажами, где располагались магазины и базары. Меньшие улицы разбегались от четырех основных артерий и перетекали в площади и жилые кварталы. Мансур пожелал сохранить сердце города как королевский заповедник и окружил его внутренней стеной.

Центр Багдада представлял собой большой отгороженный участок земли — около двух километров в диаметре — с королевским двором в самом сердце заповедника. По краям этой территории располагались дворцы детей халифа, дома для обслуги, кухни, казармы для конной охраны и другие государственные учреждения.

В самом же центре не было ничего, кроме двух прекраснейших зданий: Великой мечети и дворца Золотых Ворот халифа, классическое для ислама сочетание символов светской и духовной власти. Никому, кроме Мансура, не дозволялось проезжать на коне по центральной части комплекса, даже родному дяде халифа, страдающему подагрой и просившему о привилегии в виду плохого здоровья, было отказано.

Дворец Мансура был великолепным зданием в 110 тыс. м². Его отличительной чертой стал 40-метровый зеленый купол над залом для аудиенций, увенчанный фигурой всадника с копьем, которого было видно за многие километры. Хатиб говорил, что фигура поворачивалась на ветру как флюгер и копьем указывала направление, откуда явятся враги халифа.

Строительство Круглого города завершилось к 766 году. По общему мнению, это был триумф. Аль-Джахиз, эссеист IX века, эрудит и полемист, не скупился на похвалу:

Последние следы Круглого города Мансура были стерты с лица земли в начале 1870-х, когда Мидхат-паша, османский государственный деятель и модернизатор, снес широкие городские стены в порыве реформаторского рвения. С тех пор багдадцам снова пришлось привыкать к недоступности центра своей выносливой столицы.

Как и при Мансуре, когда они были отстранены от святая святых своего города, так и в XX веке при Саддаме Хусейне они не могли пройти по сердцу Багдада под страхом смерти.

Район Карада Мариам к югу от первоначального Круглого города на западном берегу находился под усиленной охраной и стал штаб-квартирой поборников режима, отделением гигантской машины, настроенной на подавление, контроль и убийство населения с помощью множества служб безопасности, которые позволили стране сожрать себя изнутри.

В период американской оккупации в 2003 году этот район превратился в еще более закрытую зеленую зону, сюрреалистическую антиутопию на 10 км², в которой сами иракцы были нежеланными гостями.

Сегодня, по прошествии 12 лет, зеленая зона вновь открыта для багдадцев. Но, как это часто бывало в их невероятно кровавой истории, иракцы понимают, что поводов для радости мало, ведь страна просто разрывает себя на части. Великий город Багдад переживет и это, но его народ вновь охвачен волной страшного насилия.

Общие данные о городе

В пустынях Месопотамии, на берегах библейской реки Тигр ныне располагается огромный город Багдад. Столица какой страны еще может радовать нас таким изобилием архитектурных и культурных памятников, которые своими корнями уходят в далекое прошлое? Пожалуй, никакой. Этот город расположился в географическом центре страны Ирак, в долине двух рек, о которых упоминает сама Библия, – Тигра и Евфрата. Помимо того что город полон старинных архитектурных памятников, сегодня он также является главным транспортным узлом государства. Тут расположены международные аэропорты, вокзалы, а также речпорт, из которого нередко по течению Тигра отправляются суда к водам Персидского залива.

багдад столица

Древний Багдад: история, достопримечательности

Ни для кого не секрет, что нынешняя столица восточного государства Ирак построена на осколках древней цивилизации. Именно тут, в Месопотамии, возникли первые на планете общины, которые совсем скоро преобразились в города и страны. Народ, который ранее населял эти земли, носил имя шумеров. Именно им принадлежит изобретение знаменитых клинописных табличек, при помощи которых нынешние археологи смогли восстановить множество страниц из истории тех времен. Еще во 2-м тысячелетии до н. э. на этих территориях образовалось Шумеро-Аккадское царство. Первым правителем, который был упомянут в письменных источниках, является Уруинимгина. Шли годы и века, и постепенно самый древний народ Земли (то бишь шумеры) начал вымирать. Месопотамию полностью облюбовали аккадцы. По своим внешним данным они имеют много общего с современными арабами, которые ныне и заселяют Багдад. Столица, которая выросла на этих землях в период их властвования, известна всему миру, и имя ее – Вавилон.

багдад столица какой страны

Царства, которые живут до сих пор

Центр Вавилонского царства, одноименный город с его легендарной башней был построен в 100 километрах от современного Багдада. Мегаполис Древнего Мира, который был оснащен системой ирригации, имел четкую структуру и план улиц и площадей, которые, кстати, освещались факелами. Город, который в те времена был крупнейшим портом и центром кораблестроения, ныне полностью засыпан песками Востока. На территории Вавилона ведутся раскопки, благодаря которым историки уже выяснили, что город пережил три падения. Его отстраивали и буквально воскрешали из пепла после многочисленных войн и набегов. В период его последней эпохи – Нововавилонского царства - местные жители пытались добраться до Бога, занимаясь постройкой знаменитой башни. Исход истории известен всем, а ныне, кроме фундамента этого громадного сооружения, мы ничего не имеем.

город багдад искусство ислама

Как появился город Багдад

Столица какой страны только ни была построена на пепле и осколках былых цивилизаций. И Ирак в этом плане не исключение. Это один из немногих городов, который сильно отличается от традиционных исламских поселений. Он словно впитал в себя атмосферу всех тех религий и традиций, которые царствовали на его землях ранее. Так, в 762 году на берегах реки Тигр появляется доживший до наших дней город Багдад. Искусство ислама, стоит отметить, пришло на эти земли куда раньше, а именно – на сто лет. Сам город был построен в качестве столицы, которая должна была стать оплотом новой религии, новых традиций и обрядов, каковым, по сути, он и стал. Официально основателем Багдада считается некий калиф Аль-Мансур. Под его руководством тут возводились крупнейшие порты, крепости, собиралась армия. На протяжении 9-10-го столетий Багдад был не только крупнейшим портом Ближнего Востока, но и одним из красивейших городов, куда приезжали люди со всех уголков планеты. В 20-м веке было решено и официально зафиксировано, что город Багдад – столица Ирака, а также культурный центр всего исламского мира.

багдад столица ирака с богатой и непростой судьбой

Климат и погода

Отправляясь на экскурсию в любое новое место, важно изначально знать, какая погода вас там ожидает. Ведь чувство комфорта во время передвижений и путешествий – это самое главное, в противном случае все впечатления будут испорчены. Итак, столица Ирака – Багдад, город, который лежит в пустынной зоне, в местности, где очень часто случаются сильные ветра, засухи, и очень редко при этом выпадают осадки. В силу того, что город находится в удалении от моря, климат тут немного тропический, немного континентальный. Зимой температура воздуха может опускаться до 10 градусов днем, и даже до 5 ночью. Летом солнце припекает сильно, и воздух прогревается до +44 о С и выше. Декабрь и январь – это то время, когда дожди и туманы полностью накрывают Багдад. Столица всего исламского мира в это время холодная и сырая, потому отправляться сюда зимой не рекомендуется. Лучше всего посещать этот город осенью, когда жара спадает, или же весной, когда тут теплые деньки только начинаются. Что касается лета, то, помимо зноя, тут также случаются хасмины – песчаные бури, которые могут быть опасными для жизни.

багдад история достопримечательности

Наследие былых веков

Каждый прекрасно знает, что Багдад – столица Ирака с богатой и непростой судьбой. Проследить историю города можно, рассматривая его памятники архитектуры, среди которых преимущественное большинство – это мечети, построенные в различные эпохи. Главная из них – Золотая мечеть Мусы аль-Кадима, при которой имеется мавзолей. Находится этот памятник архитектуры в центре города, потому найти его будет не сложно. За пределами старой части мегаполиса расположились не менее красивые мусульманские храмы: мечеть Бунние и Рамадан, Эль-Кадимайн, Умм-аль-Махар, Аль-Джаваат, Аль-Рахман и многие другие. Наряду с ними представлены мавзолеи, в которых погребены правители и деятели религии. Христианскими памятными сооружениями также может похвастаться Багдад. Информация о городе и его истории содержит в себе тот факт, что здесь неоднократно создавали свои общины армяне и прочие жители соседних стран. Потому важным памятником является церковь Св. Девы Марии, а также католический храм Сен-Томас.

 город багдад столица ирака

Современность и ее отпечатки

Очень своеобразный, оригинальный и нестандартный современный Багдад. Столица иракского государства в наши дни – это город с множеством узких ровных улочек, которые со всех сторон окружены глинобитными невысокими домишками. Примечательной чертой также являются шумные рынки, на которых можно купить практически все. Как и все столицы мира, Багдад может похвастаться роскошными резиденциями, в которых проживали известнейшие политические деятели. Среди них выделим дворец Саддама Хусейна Ар-Рихаб, куда сегодня можно попасть просто на экскурсию. Наряду с ним в городе есть еще восемь дворцов, которые принадлежали ранее этому правителю, они разбросаны по разным районам. Не менее роскошными являются здания Парламента и Правительства страны. Также в столице Ирака имеется множество музеев. Среди них можно найти военный, археологический, музей древних арабских артефактов, музей современного искусства и этнографический. Их посещение стоит совсем немного, а впечатлений остается более чем достаточно.

багдад информация о городе

Местная кухня

Развлечения в Багдаде

Несмотря на то что город этот сугубо исламский, и различных вольностей тут не терпят, найти себе развлечение по душе все-таки можно. Луна-парки, уголки с живой дикой природой, зоопарки, живописные аллеи и шумные рынки – такими достояниями славится Багдад. Столица Ирана, Тегеран, также является одним из центров мусульманского вероисповедования, но отметим, что в том городе дела обстоят куда более скучно. Нередко туристы путают эти две страны, и ошибочно полагают, что Иран преподнесет им больше сюрпризов, но на деле все как раз таки наоборот. Тут можно отдохнуть с детьми, покататься на аттракционах, отведать местные сладости, а после прогуляться по одной из живописных зеленых аллей, окруженных финиковыми пальмами. Не менее достойным способом отлично провести время будет поход в зоопарк. В Багдаде представлены самые редкие и экзотические обитатели тропической фауны.

В завершение скажем…

Не таким уж мрачным, страшным и депрессивным, как нам часто описывают его в новостях, является на самом деле город Багдад. Столица какого государства, где он находится и чем славится, знает не каждый, но если вникнуть в его историю, изучить традиции и хотя бы разок побывать там, можно убедиться в обратном. Это настоящий исламский музей, который сочетает в себе и черты старинных верований арабов, и отпечатки современных событий.

Читайте также: