Какое место в развитии личности занимает родной язык доклад

Обновлено: 18.05.2024

Роль родного языка в развитии личности дошкольника.

Кушнерук Т. Н., воспитатель

МДОУ Детский сад №3

г. о. Власиха Московской области

Исключительное место в развитии личности ребенка отводится родному языку. Через него происходит межличностный контакт, ознакомление с окружающим нас миром, во всем его многообразии, узнавание действительности. Это путь соединения человека с великими традициями духовно-нравственной культуры общества и одно из важнейших правил воспитания и обучения. Развитие устной монологической речи в дошкольном детстве – фундамент успешного обучения в школе.

В младшем возрасте ребенок активно усваивает разговорный язык, его речь формируется с различных сторон : фонетической, лексической, грамматической. В сенситивный период полноценное владение родным языком в дошкольном детстве является необходимым условием для решения задач умственного, эстетического и нравственного воспитания детей.

В современном обществе лишь немногие дети достигают высокого уровня в развитии речи, поэтому необходимо проводить целенаправленное обучение овладения языком.

Учитывая психолого-педагогические особенности дошкольников, система обучения родному языку включает в себя :

-выбор речевого содержания, понятный ребенку дошкольного возраста

- приоритет в освоении речи смысловой стороне слова, формированию языковых обобщений, структуре связного высказывания

-выделение связующего звена в разделах речевой работы

-осуществление преемственности содержания речевой работы в детском саду и в начальной школе

-раскрытие характерных особенностей овладения языком

-наличие взаимосвязи речевой и художественной деятельности в творчестве дошкольников

Постижение основ родного языка рассматривается как базис полноценного воспитания личности ребенка-дошкольника, умственного, эстетического и нравственного.

Речевое и интеллектуальное развитие находится в постоянной взаимосвязи. Для того, чтобы у ребенка сформировалась связная речь, он должен представлять себе предмет, событие рассказа, уметь анализировать различные отношения между предметами и явлениями, уметь выражать мысли, слова, строить простые и сложные предложения.

Развитие речи тесно связано и с эстетическим развитием. Чтение и пересказ фольклорных и литературных произведений знакомит ребенка с изобразительно-выразительными средствами (синонимами, антонимами, сравнениями и др.) Отношение ребенка к языку в его эстетическом назначении проявляется в выборе им средств для воплощения художественных образов.

Обучение дошкольников родному языку имеет огромное воспитательное значение. Рассматривание и описательный рассказ по картинам, чтение литературных произведений нравственного содержания развивают у детей любознательность, гордость, уважение. Овладение смысловой стороной слова, обогащение словаря детей, коллективное рассказывание позволяет решать нравственные, воспитательные задачи (любовь и интерес к родному языку, его красоте и богатству).

Для развития речи детей важнейшими остаются задачи: воспитание звуковой культуры, словарная работа, формирование грамматического строя речи, ее связанности с высказываниями. Решение их усложняется по мере перехода от одной возрастной группы к другой. Воспитателю надо четко представлять основные линии преемственности задач по развитию речи, которые решаются в каждой возрастной группе:

-Заботиться о том, чтобы ребенок, пополняя свой словарный запас, понимал смысл слова, его значение.

-Ориентировать детей на понимание значения слова и развитие точности его употребления.

-Использовать лексические упражнения для выбора наиболее точного слова из своего словаря, вопросы

-Применять игры, помогающие усваивать падежи, множественное число слова, наклонение глаголов.

-Игры, направленные на обучение детей рассказыванию, а также дидактические игры.

Следовательно, специально предназначенные занятия, игры и упражнения помогают успешно решать проблемы в речевом развитии детей.

2. Сохин. Ф. А. Психолого-педагогические основы развития речи дошкольников. М., 2002.

Роль семьи в развитии личности Цель и мотив воспитания ребенка - это счастливая, полноценная, творческая, полезная людям жизнь этого ребенка. Несомненно, педагогические.

Социоигровые технологии в развитии личности ребенка-дошкольника Муниципальный университет непрерывного образования педагогов Образовательная программа повышения квалификации «Педагогические технологии.

Виды дидактических игр и их роль в развитии личности дошкольника Традиция применения дидактических игр с целью воспитания и обучения детей в дошкольном возрасте, получила развитие в трудах многих ученых.

Родной язык как форма мысли, средство накопления, сохранения и применения знаний. Его значение для идентификации и развития личности и народа как субъекта исторической деятельности. Свобода родного языка – исходное условие существования государства.

Рубрика Иностранные языки и языкознание
Вид реферат
Язык русский
Дата добавления 30.05.2010
Размер файла 12,7 K

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

РОДНОЙ ЯЗЫК И ЕГО МЕСТО В ЖИЗНИ ЛИЧНОСТИ И НАРОДА

Теперь тебе не до стихов,

О слово русское, родное.

21 февраля - День родного языка. Казалось, можно было бы петь родному языку задушевную песню, но ситуация с ним в стране такова, что приходится говорить о нём с болью и горечью. В общем, рана на сердце.

Родной язык - орудие и материал мышления, главное средство самовыражения, идентификации и развития личности и народа как субъекта исторической деятельности. Утрачивая его, люди утрачивают всё и теряют себя. Без родного языка у них, их детей и внуков нет будущего.

Безусловно, можно общаться и на чужом языке, если с ним достаточно знаком, но творчески мыслить и созидать можно только на родном. Каждому малышу с первых дней его жизни мир открывается в средствах родного языка, в них он и закрепляется в его сознании навсегда. В словах родного языка у ребёнка формируются представления и понятия, все знания о жизни и окружающем мире.

Родное слово отражает каждому человеку мир не только через своё значение, но и звучание - через каждую частичку своей материи. Мы не раз убеждались в том, что человек, не знающий слов или забывший их по какой-либо причине - болезни, травме, - это затерявшийся в незнакомом лесу путник, а точнее - никто.

Для людей русской культуры жизнь интересна уже тем, что в ней есть великое чудо - родной русский язык, который открывает каждому пытливому человеку целую вселенную. Стоит только захотеть. Кто и кем сможет заменить нам Пушкина, Лермонтова, Гоголя, Чехова, Толстого, Бунина, Куприна, Блока, Есенина, Мандельштама, Пастернака, Ахматову, Булгакова, Шолохова, Сулейменова и многих других Мастеров русского слова и мысли, осветивших бескрайние просторы и глубины человеческой души? К этой плеяде можно лишь добавлять звёзды. Погасить их или заменить невозможно.

Я назвал людей разных национальностей. И не случайно. Их всех объединяет одно: это Мастера русской культуры. В русском сознании не национальность объединяет людей, а культура, образование, интеллектуальная, созидательная деятельность, - словом, духовность. Это главное цивилизационное достижение русского мира, цену которому многие узнают лишь тогда, когда его теряют.

Родной язык не только орудие и материал, но и форма мысли, средство накопления, сохранения и применения знаний. А знания - главный способ самозащиты и самоутверждения. Поэтому родной язык - важнейшее средство развития и защиты отдельного человека и народа в целом. Он позволяет ежедневно и ежечасно общаться с лучшими представителями своего народа и человечества в целом.

Можно не есть и не пить несколько дней, но нельзя не пользоваться родным языком даже в течение часа. Потому что человек не может не мыслить. А мыслит он на родном языке. Как необходим воздух, чтобы дышать, так необходим родной язык, чтобы мыслить. Что естественно, то часто выпадает из сферы внимания. Родной язык -- естественное дыхание мысли. Он сопутствует каждому мгновению жизни, каждому действию, делу и занятию. Дышать можно свободно, легко, всей грудью, но можно дышать с усилием и надрывом. Чужой язык -- для мышления аппарат искусственного дыхания. Запрещая родной язык сограждан, политические насильники коверкают их судьбы, не дают людям развиваться, а значит, становятся разрушителями страны, как бы они ни кричали при этом о своей любви к ней. Патриоты не будут бороться с языком сограждан: умственная ущербность, предательство несовместимы с патриотизмом. Зло несёт только ущербный ум. А все поступки и действия человека - результат работы его ума: доброго или злого, образованного или дремучего, хуторянского.

Мышление подогнано под категории, структуру и систему родного языка, его словарь и грамматику. Родной язык не только освещает и объясняет окружающий мир, но и формирует психологию, систему знаний и ценностей, понятий и представлений. К зрелому возрасту каждый человек имеет накопленный запас знаний, установившиеся взгляды и принципы, вполне овладевает родным языком как способом познания мира и средством самовыражения. Родной язык - это летопись деяний всех предыдущих поколений. На нём накоплен огромный запас знаний, духовных, научных и культурных ценностей. Он является формой порождения, существования и хранения всех этих ценностей. Поэтому он становится для человека главным инструментом развития. Лишиться его - значит превратиться в жалкое, беззащитное существо.

Формы человеческой мысли обусловлены установившимися языковыми законами, структурами, схемами и моделями. И каждый язык - целая система своих образцов и аналогий. В нём организованы и систематизированы не только те формы и категории, с помощью которых люди общаются, но и те, с помощью которых они анализируют события окружающего мира, устанавливают типы отношений, определяют факты и явления, дают им оценку, строят суждения и умозаключения.

Отражение того или иного факта в разных языках часто предстаёт перед нами самым невероятным образом.

Наблюдая, например, за обычным падением камня, носитель английского языка выразит этот факт, отразив субъект, его действие, определённость-неопределённость субъекта и время действия.

В немецком и французском языках при передаче этого факта придётся выразить ещё и категорию рода, причём в одном языке - мужского, а в другом - женского.

В языке индейцев чиппева, чтобы построить соответствующую структуру, нужно обязательно отметить, что камень - неодушевлённая реалия, хотя для других языков такое уточнение не имеет никакого значения, как не имеет для них значение определённость-неопределённость, характерная для английского языка (the stone или a stone).

Сочетание камень падает естественно для носителя русского языка или латинского, отражая субъект, падеж, число, действие, время и лицо. А вот индеец квакиутл в соответствующей структуре обязательно должен отразить факт видимости или невидимости падающего камня для говорящего в момент речи, да ещё к тому же отметить, к кому этот камень находится ближе - к говорящему, слушателю или третьему лицу. Зато он может игнорировать категории времени и числа (один камень или несколько - для его языка совершенно неважно).

В китайском языке отразится весьма простая форма - что-то вроде камень падать. А в языке индейцев нутка факт падающего камня представлен так, что про сам камень вовсе не обязательно говорить. Достаточно использовать особую глагольную форму. Суть её в том, что она объединяет в себе лексические значения и глагола, и существительного. Сочетание камень падает здесь будет представлено в виде камнит. Так передаётся свойство камня как падающего предмета. В этом языке вообще нет глагола, в полной мере соответствующего значению `падать'. В подобных ситуациях структура каждый раз будет варьироваться - в зависимости от того, что или кто падает. Будет модифицироваться форма и значение глагола.

Если даже в передаче такого весьма простого факта видим существенные различия в языках, то трудно представить, какие различия в них существуют в отражении, передаче и восприятии сложных мыслей, чувств, их оттенков и тончайших движений души.

Наивно полагать, что люди мыслят и общаются только при помощи слов и установившихся в языке структур. Они это делают на основе всех полученных знаний, закреплённых в их сознании на родном языке. При этом ассоциативные и аллюзивные моменты в их мышлении, творчестве и общении занимают ведущие позиции.

Государства появляются и погибают - особенно быстро те, которые не защищают интересы своих граждан. А люди и их родной язык остаются. Люди создадут новое государство. Все мы не только свидетели, но и участники такой ситуации.

Если государство, называя себя родиной, пытается лишить своих граждан родного языка, то не важно, чем оно это мотивирует и как себя называет, важно, считают ли граждане его своей родиной или их мысли заняты тем, чтобы оно как можно быстрее развалилось, как это мы видим во многих уголках земли, например, в выступлениях фламандцев в Бельгии, курдов в Ираке и Турции.

Не так уж редки ситуации, когда человеку приходится вступать в конфликт с несправедливыми законами государства, а родной язык помогает ему отстаивать свои гражданские и человеческие права.

Родной язык -- тот, на котором человек мыслит, создаёт духовные, научные и культурные ценности, которым владеет на подсознательном уровне и видит на нём сны. Он может совпадать с языком национальности, но может и не соответствовать ему. Особенно если учитывать миграционные процессы, характерные для ХХ века. Только сам человек определяет, какой язык для него родной. Им пользуются свободно, непринуждённо, автоматически, спонтанно, упуская из виду, что вообще используют язык. При этом вся умственная энергия сосредоточена на содержании и мыслях.

Помнится, на последней пресс-конференции перед выборами В.Ф. Януковичу был задан вопрос о перспективах развития угольной промышленности. Он начал говорить на украинском, хотя его представления и знания о предмете разговора сформированы на русском языке. Было наглядно, что он мыслит на уровне походящий украинских слов. Вскоре он сбился, потому, что вопрос касался не бытовой темы - потребовалось знание терминологии и другой соответствующей лексики, навыки особенностей её сочетания. Поэтому он, махнув рукой, перешёл на родной русский язык. Может, этот факт заставит нашего нового президента более внимательно взглянуть на сущность и место родного языка в жизни сограждан.

Родной язык -- это факел, освещающий человеку мир, помогающий ему в нём разобраться и найти себе достойное применение. Нельзя гасить этот факел, нельзя заменять его спичкой или лучиной чужого языка.

Исторически так сложилось, что украинский и русский - родные языки нашего народа. Они оба должны быть государственными, чтобы нести народу знания и культуру, способствовать экономическому развитию и процветанию. Они должны объединять граждан, а не разъединять, как это делается сейчас. Не языками нужно гордиться, а культурными и цивилизационными ценностями, которые на них получены и представлены.

Запрещать родной язык - значит пытаться заменить людям способ мышления, форму восприятия мира. А когда этих людей более половины населения, что станет со страной, если у неё появилось столько внутренних врагов? Покушаться на родной язык сограждан - значит покушаться на жизнь народа и права личности. Людей можно сделать рабами, но нельзя уничтожить их язык, не уничтожив сам народ.

Запрет родного языка изначально нарушает основной принцип демократии: предоставление всем субъектам государственного объединения равных прав и возможностей. Свобода родного языка - исходное требование любого государственного строительства. Главным принципом объединения народов Европы является равенство и уважение языковых прав каждого из них. Если в нашей стране во всю мощь используется государственная машина, чтобы запретить миллионам граждан говорить на родном языке, т.е. откровенно нарушается основной принцип европейского единства, о какой Европе может идти речь? Как нужно быть хитрым и тупым, чтобы, не уважая сограждан, заливать их таким пустым политическим трёпом!

Из всех чудес мира самое замечательное - родной язык. Это истинное богатство, которое развивает душу и разум, формирует принципы жизни и деятельности, оберегает от недостойных действий, вселяет уверенность, помогает добиться взаимопонимания с другими людьми, позволяет общаться с мудрыми предками и будущими потомками. Его богатством можно делиться с каждым, и оно будет лишь увеличиваться. Родное слово лечит и поддерживает, воодушевляет и зажигает, становится надёжным ключом к сердцам других людей. Нет более надёжного средства воспитания и обучения детей, чем доброе, умное родное слово.

Свобода граждан начинается со свободы их родного языка. А его свобода - исходное условие существования государства.

Праздник родного языка должен быть не один день в году, а ежедневно. Потому что это праздник, который должен быть всегда с тобой. И лучший праздник - когда ты свободно пользуешься родным языком и никто не заклеивает тебе рот.

Подобные документы

Язык - лучший, никогда не увядающий и вечно вновь распускающийся цветок народа и всей его духовной жизни. В языке одухотворяется весь народ, вся его жизнь, история, обычаи. Язык- это история народа, путь цивилизации и культуры от истоков до наших дней.

реферат [17,5 K], добавлен 06.03.2009

Русский язык – это национальный язык великого русского народа. При помощи русского языка можно выразить тончайшие оттенки мысли, раскрыть самые глубокие чувства. Лингвистический вкус, как и весь культурный облик человека,— результат опыта, жизни.

лекция [19,9 K], добавлен 26.03.2007

Родной язык – главный фактор развития человека. Из истории древнерусского языка: дописьменный и письменный периоды. Сопоставление древнеславянской (древнерусской) буквицы и алфавита современного русского языка. О введении в русский алфавит новых букв.

реферат [12,4 M], добавлен 06.12.2010

Сущность языковедческой компетенции. Эволюция языка в связи с изменением человеческого сознания и мышления. Тесная взаимосвязь языка и истории общества. Зависимость структурных особенностей отдельных языков от конкретных форм культуры данного народа.

реферат [23,9 K], добавлен 29.10.2012

Философские основы лингвистической концепции Гумбольдта. Определение сущности языка. Учение о внутренней форме языка. Проблема соотношения языка и мышления. Учение о происхождении и развитии языка. Морфологическая классификация языков. Антиномии языка.

реферат [47,7 K], добавлен 31.03.2008

Тайны языкознания и их значение для восприятия русского языка. Признаки, свойства предмета или явления действительности, отличающие его от других окружающих предметов или явлений. Значение знаний истоков возникновения лексики родного языка.

сочинение [15,6 K], добавлен 01.12.2007

Определение понятий "культура речи", "языковая норма". Роль литературного языка в жизни народа. Изучение правил ударения. Составление рекламного текста. Особенности употребления заимствованных слов. Комментирование содержания крылатых выражений.

Национальный(родной) язык – это ценность народа, которая формировалась веками, одна из форм духовного наследия.

ВложениеРазмер
tema_vystupleniya.docx 27.41 КБ

Предварительный просмотр:

Язык – прирожден, свойственен человеку, это не дар с небес. Язык – отражает многовековой опыт духовной жизни народа. Язык- это важнейший народный наставник. Язык – это средство познания себя. Стоит помнить, что творцом языка является народ. Язык народа – это не просто средство общения. Конечно, эту функцию он выполняет прежде всего. В языке отражаются результаты жизни каждого народа, жизни многих и многих его поколений. Вот почему К. Д. Ушинский считал необходимым бережно относиться к родному языку, не коверкать его, понимать суть исторического словообразования, не навязывать языку какой-то субъективной логики. «Не раз приходится благодарить родный язык, что он не поддался улучшениям логики и вопреки ей сохранил свои кажущиеся нелогичности, которые вдруг оказываются потом глубоко логическими. Язык народа – источник для языка науки.

Работая учителем родного ( мокшанского) языка и литературы на протяжении двадцати четырёх лет, всегда ставлю перед собой цель: привить к ученикам уважение и любовь не только к своему языку, но языкам других народов. Ведь знание языка является необходимостью в наши дни

Мои ученики – будущие граждане многонациональной республики, которые владеют наряду со своим родным языком несколькими другими языками.

Язык – душа народа, это не просто крылатое выражение. С помощью языка любой народ из поколения в поколение передает свое мировоззрение, свое воспитание окружающей деятельности, ценностные ориентиры. С помощью языка мы не только общаемся, передаем свои мысли, но и выражаем образовательный, духовный и культурный уровень. Сегодня уже не осталось сомневающихся по поводу необходимости изучать родной язык, как язык матери.

Ребенок должен знать свой национальный язык, это закон жизни и природы .

Национальный(родной) язык – это ценность народа, которая формировалась веками, одна из форм духовного наследия.

Национальное воспитание немыслимо без изучения истории своего народа, невозможно развить чувство патриотизма у подрастающего поколения без знания прошлого. Воспитание должно базироваться на общечеловеческих ценностях принятых в обществе на протяжении многовековой истории, примерами должны служить выдающиеся исторические личности, внесшие весомый вклад в развитие республики, сохранении мира, развитии культуры и искусства.

Современный подход к обучению родного языка состоит в том, что в идеале мы учим не столько общению, сколько воспитываем личность, гармоничную, и, как того требует жизнь, социально-адаптированную. Воспитание личности требует, чтобы мы говорили с детьми на родном языке так, и на такие темы, когда они не могут оставаться равнодушными к происходящему на уроке. Этого можно добиться более успешно с привлечением таких дидактических материалов, как хорошие тесты, произведения живописи, музыки. Они помогают ребятам выражать свое мнение по теме разговора, формировать свои мысли, сформированная мысль - это и есть настоящая речь.

Для того, чтоб ребенок успешно учился, нужен не только определенный запас знаний и умений. Гораздо важнее желание и умение учиться. А для этого в свою очередь необходимо развивать у ученика такие качества, как память, внимание, умение анализировать.

С раннего детства мы слушали сказки, рассказы, предания наших бабушек и дедушек, в которых ярко воссоздается красота родных гор и рек, озер и лесов.

Бабушки исполняли нам песни, рассказывали сказки, учили нас жизни своими пословицами, поговорками, объяснили приметы, которые несут не только познавательный, но и эстетический потенциал. Но ситуация сегодня изменилась. Современные условия почти полностью вытеснили из жизни детей школу бабушек и дедушек, которая играла огромную роль в воспитании, любви к родному языку, истории, традициям. И сегодня, уже ни у кого не вызывает сомнения та огромная роль, которую играет урок родного языка в развитии личности ученика.

Основная цель обучения родному языку состоит в формировании у учащихся речевых умений в различных видах речевой деятельности. Речевые навыки и умения достигаются путем определенной системы упражнений Чем раньше начинать грамотное и осознанное обучение родному языку, тем свободнее ученик будет им пользоваться в дальнейшем. При этом следует принимать во внимание своеобразные и неповторимые особенности речи каждого ребенка, проявляющиеся в способе выражения мыслей, умении использовать имеющиеся у него в запасе речевые средства, а также в особенностях оформления высказывания (мимика, интонация, жесты).

В первоначальном обучении детей родному языку К. Д. Ушинский видел три цели. Первая — развивать дар слова, т. е. умение выражать свои мысли. Для этого важна наглядность обучения, опора на конкретные образы, воспринимаемые ребенком (явления природы, картины). Вторая цель — учить ребенка облекать свои мысли в наилучшую форму. Идеальными образцами такой формы служат художественные произведения, как народные, так и авторские. Ушинский четко определил требования к отбору произведений для детей: положительные идеи, художественность, доступность содержания. Третья цель — практическое усвоение грамматики, предшествующее изучению ее как науки. Этой цели могут служить разнообразные упражнения — придумывание предложений с заданным словом, подбор слов в нужной форме и др. Все три цели должны осуществляться одновременно

Язык в то же время является средством и источником интеллектуального, нравственного, эстетического воспитания, который формирует ученика как личность.

Педагоги не должны допускать речевые ошибки учеников, запускать дефекты звукопроизношения, следует своевременно исправлять недостатки в развитии речи, пока они не стали привычной формой общения для них.

Особое внимание следует обращать на становление и развитие всех сторон речи — фонематической, лексической, грамматической. В этом отношении перед семьей и школой стоит важная задача — контролировать выработку, закрепление, соблюдение правил и законов грамотной речи ученика на родном языке, т. е. точность, полноту, логичность выражений.

Задача педагога в том, чтобы ученики вступали в сознательное духовное обладание сокровищами родного слова. Изучение организации языка, по Ушинскому, является лучшим средством духовного развития ребенка. Учитель, раскрывая детям богатство родного слова, тем самым раскрывает им богатство их собственной души. Изучение родного языка - это верный путь к самопознанию человека. Если язык, на котором начинает говорить ребенок, противоречит его врожденному национальному характеру, то он никогда не окажет такого сильного влияния на его духовное развитие, какое оказал бы родной ему язык.

Родной язык является неисчерпаемо богатым. Существует связь между историей народа и развитием его языка. Через родной язык связываются отжившие, живущие и будущие поколения народа. Усваивая родной язык, каждое новое поколение усваивает мысли, чувства, историю тысяч предшествующих поколений. Изучая родной язык, ребенок учит не условные звуки, а впитывает духовную жизнь народа. Родное слово объясняет ребенку окружающую его природу, знакомит с деятельностью и характером людей, с обществом и его историей, дает представления и понятия о нравственности и эстетике. Язык – величайший народный наставник.

Поэтому большую роль в сохранении родного языка приобщении детей к культурному наследию, духовным ценностям народа, населяющих Мордовию, играют уроки родного языка, на которых изучаются традиции, обычаи, обряды того или иного народа.

Следует помнить, что без знания языка, без уважительного отношения к духовным ценностям, созданным в течении тысячелетий, невозможно формировать личность гражданина многонационального государства. А будущий гражданин – наш сегодняшний ученик.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Муниципальное общеобразовательное учреждение - средняя общеобразовательная школа п. Спутник Можайского района Московской области

ДОКЛАД на РМО

« Роль родного языка

в развитии и воспитании

Мельникова Марина Владимировна ,

учитель начальных классов

МОУ- СОШ п. Спутник

«Роль родного языка

в развитии и воспитании

Любой народ по-своему велик,

Бесценен вклад его в наследство вековое.

Так сбережем свою культуру и родной язык,

Как самое на свете дорогое.

(Николай Доризо)

Мы только нащупываем пути преподавания этого предмета. Не всё понятно с учебниками. Учебные пособия есть, и неплохие, но они ещё не до конца прошли экспертизу. Поэтому мы ждём, какое пособие взять в качестве основного. А пока учителям приходится работать и как методистам, то есть изучать большое количество дополнительного материала, перерабатывать его для доступного изложения детям.

— Современные дети рождаются чуть ли не с гаджетами в руках, они не умеют общаться, не знают культуры русского языка,

— На уроках родного языка мы будем говорить о традициях русского народа, будем учиться правильно разговаривать. Надеюсь, что благодаря этим урокам мои ученики через какое-то время станут больше общаться вживую, потому что поймут: это намного интереснее, чем нажимать кнопки мобильных телефонов.

Нет у педагогов и чёткого понимания, как действовать, если в школу приходит ребёнок, для которого русский язык не является родным и его родители настаивают на изучении именно своего языка. Примерные школьные программы по новым предметам утверждены по 18 национальным языкам. Но по факту большинство уроков ведут на русском, причём даже в тех регионах, которые исторически являются многонациональными.

Язык – душа народа, это не просто крылатое выражение. С помощью языка любой народ из поколения в поколение передает свое мировоззрение, свое воспитание окружающей деятельности, ценностные ориентиры. С помощью языка мы не только общаемся, передаем свои мысли, но и выражаем образовательный, духовный и культурный уровень.

Ребенок должен знать свой национальный язык, это закон жизни и природы .

Национальный(родной) язык – это ценность народа, которая формировалась веками, одна из форм духовного наследия.

Национальное воспитание немыслимо без изучения истории своего народа, невозможно развить чувство патриотизма у подрастающего поколения без знания прошлого. Воспитание должно базироваться на общечеловеческих ценностях принятых в обществе на протяжении многовековой истории, примерами должны служить выдающиеся исторические личности, внесшие весомый вклад в развитие республики, сохранении мира, развитии культуры и искусства.

Для того, чтобы ребенок успешно учился, нужен не только определенный запас знаний и умений. Гораздо важнее желание и умение учиться. А для этого в свою очередь необходимо развивать у ученика такие качества, как память, внимание, умение анализировать.

С раннего детства мы слушали сказки, рассказы, предания наших бабушек и дедушек, в которых ярко воссоздается красота родных гор и рек, озер и лесов.

Бабушки исполняли нам песни, рассказывали сказки, учили нас жизни своими пословицами, поговорками, объяснили приметы, которые несут не только познавательный, но и эстетический потенциал. Но ситуация сегодня изменилась. Современные условия почти полностью вытеснили из жизни детей школу бабушек и дедушек, которая играла огромную роль в воспитании, любви к родному языку, истории, традициям. И сегодня, уже ни у кого не вызывает сомнения та огромная роль, которую играет урок родного языка в развитии личности ученика.

Основная цель обучения родному языку состоит в формировании у учащихся речевых умений в различных видах речевой деятельности. Речевые навыки и умения достигаются путем определенной системы упражнений. Чем раньше начинать грамотное и осознанное обучение родному языку, тем свободнее ученик будет им пользоваться в дальнейшем. При этом следует принимать во внимание своеобразные и неповторимые особенности речи каждого ребенка, проявляющиеся в способе выражения мыслей, умении использовать имеющиеся у него в запасе речевые средства, а также в особенностях оформления высказывания (мимика, интонация, жесты).

В первоначальном обучении детей родному языку К. Д. Ушинский видел три цели. Первая — развивать дар слова, т. е. умение выражать свои мысли. Для этого важна наглядность обучения, опора на конкретные образы, воспринимаемые ребенком (явления природы, картины). Вторая цель — учить ребенка облекать свои мысли в наилучшую форму. Идеальными образцами такой формы служат художественные произведения, как народные, так и авторские. Ушинский четко определил требования к отбору произведений для детей: положительные идеи, художественность, доступность содержания. Третья цель — практическое усвоение грамматики, предшествующее изучению ее как науки. Этой цели могут служить разнообразные упражнения — придумывание предложений с заданным словом, подбор слов в нужной форме и др. Все три цели должны осуществляться одновременно

Язык в то же время является средством и источником интеллектуального, нравственного, эстетического воспитания, который формирует ученика как личность.

Педагоги не должны допускать речевые ошибки учеников, запускать дефекты звукопроизношения, следует своевременно исправлять недостатки в развитии речи, пока они не стали привычной формой общения для них.

Особое внимание следует обращать на становление и развитие всех сторон речи — фонематической, лексической, грамматической. В этом отношении перед семьей и школой стоит важная задача — контролировать выработку, закрепление, соблюдение правил и законов грамотной речи ученика на родном языке, т. е. точность, полноту, логичность выражений.

Задача педагога в том, чтобы ученики вступали в сознательное духовное обладание сокровищами родного слова. Изучение организации языка, по Ушинскому, является лучшим средством духовного развития ребенка. Учитель, раскрывая детям богатство родного слова, тем самым раскрывает им богатство их собственной души. Изучение родного языка - это верный путь к самопознанию человека. Если язык, на котором начинает говорить ребенок, противоречит его врожденному национальному характеру, то он никогда не окажет такого сильного влияния на его духовное развитие, какое оказал бы родной ему язык.

Родной язык является неисчерпаемо богатым. Существует связь между историей народа и развитием его языка. Через родной язык связываются отжившие, живущие и будущие поколения народа. Усваивая родной язык, каждое новое поколение усваивает мысли, чувства, историю тысяч предшествующих поколений. Изучая родной язык, ребенок учит не условные звуки, а впитывает духовную жизнь народа. Родное слово объясняет ребенку окружающую его природу, знакомит с деятельностью и характером людей, с обществом и его историей, дает представления и понятия о нравственности и эстетике.

Язык – величайший народный наставник. Поэтому большую роль в сохранении родного языка, приобщении детей к культурному наследию, духовным ценностям народа играют уроки родного языка, на которых изучаются традиции, обычаи, обряды того или иного народа.

Следует помнить, что без знания языка, без уважительного отношения к духовным ценностям, созданным в течении тысячелетий, невозможно формировать личность гражданина многонационального государства. А будущий гражданин – наш сегодняшний ученик.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Языки всегда изменялись: разделение, поглощение и исчезновение языков может быть названо естественным явлением, однако исчезновение языков в наши дни приобрело беспрецедентный масштаб. Причины многочисленны и сложны , как правило люди утрачивают, потому что принадлежат к немногочисленным группам, оказавшимся в иной благоприятной культурной языковой среде, либо потому, что вступают в контакт с экономической более сильной культурой. В подобных ситуациях взрослые, совершенно не заботясь о собственном языке, поощряют детей изучать язык доминирующей культуры не только для того, чтобы стать конкурентноспособными на рынке труда, но и в целях приобретения социального статуса.

РОЛЬ РОДНОГО ЯЗЫКА В ФОРМИРОВАНИИ ЛИЧНОСТИ ШКОЛЬНИКА Судьба народа неразрывно связано с судьбой языка. Язык народа является тем стержневым элементом, на котором основывается культурная самобытность любого народа. Поэтому сохранение языка должно быть приоритетным направлением в сохранении и развитии народа. Специалисты ЮНЕСКО считают, что погибающие или даже исчезнувшие языки могут быть спасены. Необходимо создать специальные целевые программы, направленные на сохранение языков, ведь каждый язык несет в себе уникальный исторический и культурный опыт. Ежегодно 21 февраля во всем мире отмечается День родного языка, провозглашенной Генеральной конференцией ЮНЕСКО для содействия языковому и культурному разнообразию и многоязычию. Роль родных языков невозможно переоценить: он объединяет, воспитывает, обучает, хранит традиции и обычаи народа. Так почему же родные языки стали исчезать?

Языки всегда изменялись: разделение, поглощение и исчезновение языков может быть названо естественным явлением, однако исчезновение языков в наши дни приобрело беспрецедентный масштаб. Причины многочисленны и сложны , как правило люди утрачивают, потому что принадлежат к немногочисленным группам, оказавшимся в иной благоприятной культурной языковой среде, либо потому, что вступают в контакт с экономической более сильной культурой. В подобных ситуациях взрослые, совершенно не заботясь о собственном языке, поощряют детей изучать язык доминирующей культуры не только для того, чтобы стать конкурентноспособными на рынке труда, но и в целях приобретения социального статуса.

На первом месте среди составляющих содержание нашего наследия стоит родной язык, ибо он является специфической формой национальной культуры, несущей информацию из глубины веков.

Ещё К. Д. Ушинский обратил внимание на то, что родной язык есть самая живая связь, соединяющая отжившие, живущие и будущие поколение народа в одно великое историческое целое. В языке народа сокрыты все его думы и чаяния, его характер, его стремления. С уверенностью можно сказать, что народ, чьи дети не говорят на родном языке и не знают традиций, обычаев своих предков, не соприкасается с художественными промыслами, обречен на постепенную духовную гибель. В этих условиях одной из важных проблем в обучении и воспитании является сохранение и развитие родных языков, культур, традиционных промыслов, поэтому работу по обучению родных языков надо начинать с разъяснения того, что овладение своим национальным языком любому человеку необходимо, чтобы не потерять духовные связи со своим народом, с национальной культурой.

Все знают, что во многих семьях родители общаются с детьми только на русском языке. Зачастую они не желают, чтобы их детей обучали в школе родной язык. Такое "воспитание" - фактически отчуждение молодого поколения от родных духовных корней, которое нередко ведет к пренебрежительному отношению к своей культуре, традициям, славному прошлому народа. Вспоминаются слова педагога - демократа дореволюционной России И. Я. Яковлева: " Русский язык не вместо родного, а вместе с родным". Если бы провести "Тотальный диктант" среди ногайской аудитории, то результат не был бы лучше, чем по русскому языку. Сегодня мы не только грамотно писать, но даже грамотно говорить на родном языке не умеем. Сама того не замечая , молодежь разговаривает на каком-то слэнге, как отметил Мурад Заргишиев в своей статье на страницах газеты "Эдиль" от 6 апреля 2013г. Например в Дагестане слова "барарык", "келерик", "ашарык" стало нормой ногайской речи вместо правильного ли в семьях на родном языке? Прививаем любовь к родному слову? Есть о чем задумываться, и молодым, и пожилым.

Утеря языка - это гибель народа.

Сегодня перед школой стоит приоритетная задача - воспитание культурной, образованной, творческой личности, умеющей найти свое место в постоянно меняющейся действительности. Найти нравственную основу для воспитания и развития подрастающего поколения, сформировать общую культуру личности - вот одна из задач нынешних учителей. И работу эту надо начинать с народных истоков, как любовь к своей Родине, а оно начинается с любви к земле, где ты родился. У каждой былинки на земле есть свое место, откуда она взяла свою жизненную силу. Так и человек. У каждого есть свои корни, что дают ему жизнь. Изучение языка, культуры, истории своего народа - святая обязанность каждого из нас.

Освоить родной язык учащимся помогает и проводимая учителями работа по их подготовке к районным и республиканским конкурсам чтецов и олимпиадам . Так ученик 11 класса Култаев Сабир занял 1 место в республике по родному языку, Оразова Фаина 2 место на районной олимпиаде по родному языку, Сабитова Элина 3 место на районной олимпиаде по родной литературе, Янакаев Ильяс занял 1 место на районном конкурсе чтецов и другие. Активное участие принимают на районном конкурсе "Тулпар".

По словам Халиловой С.М. , трудно учить детей не только из-за языкового барьера, но и из-за отсутствия учебных программ, методических разработок и нехватки учебников. Учителям самим приходиться подбирать материалы для занятий с учащимися и много работать над собой, чтобы уроки были интересными и занимательными. Вышеназванными учителями составлены нестандартные уроки по родному языку для 5-9 классов и распространены учителям района. Учащиеся школы, выпускники хорошо отзываются об уроках родного языка и литературы, проводимые этими учителями и учителями, которые сейчас находятся на заслуженном отдыхе: Шандиевы Зиявдин Ваисович и Ашухан Арслановна. Особенно нравились уроки литературы, где узнавали много нового о жизни и творчестве ногайских писателей и поэтов. Для того, чтобы получить "5" нужно было усердно учить правила, читать художественную литературу, запомнить стихи наизусть. Учителя - ветераны переживают, что в последние годы молодежь теряет интерес к родному языку.

При изучении известных ногайских произведений рассматриваем героев, их поступки, раскрываем любовь к малой родине, к родной, уважение к родителям, к традициям и культуре. На таких уроках во взаимосвязи с фольклором пытаемся осмыслить отношение детей к устному народному творчеству, выявить степень влияния народных идеалов, народной культуры на формирование мировоззрения. Такой урок воспитывает уважение у школьников к народным идеалам, бережное отношение к фольклору, любовь к искусству слова. Главное на уроке создать положительный эмоциональный настрой, побудить учащихся к творческой деятельности Время требует от нас поиска новых форм и приемов работы, чтобы прививать любовь к родному языку. Приобщение учащихся к миру словесного искусства происходит через произведения художественной литературы и устного народного творчества.

Для успешного преподавания родных языков очень важна преемственность в работе старших классов, начальных классов, дошкольного образовательного учреждения и семьи. Если ребенок вначале дома, а затем в детском саду лишен речевой практики на родном языке, то о каком развитии речи может идти разговор? Формирование мотиваций - одна из главных задач для успешной реализации учебно - воспитательных целей. Откуда взяться мотиву к изучению родного языка, если его знание не востребовано в той социальной среде, где живет ребенок и общается.

Мы обладаем богатейшим духовным наследием, которым практически не пользуемся. На каком языке мы читаем своему ребенку первую книжку? На каком языке наши дети слушают народные сказки? Не на родном, на родных языках у наших родителей особых желаний и возможностей нет читать, поскольку нет красочной, привлекательной детской литературы. Так давайте же, будучи разумными людьми патриотами своего народа не дадим случиться этой страшной катастрофе - наш язык может войти в историю как некогда существовавший, но вымерший из-за не востребованости, а с языком исчезнет сам народ. Я предлагаю издать детские книжки на родных языках с яркими иллюстрациями, небольшими текстами для дошкольного и младшего школьного возраста. Содержание книг может быть самое разнообразное, но устное народное творчество должно стать основным в содержании таких книг. Иллюстрации в книгах должны соответствовать стилю и образу наших народов и отражать быть и культуру, традиции и обряды нашего народа. Еще одно из направлений подготовки к школе - это карточки с изображением предметов и трудными ногайскими буквами (нъ, аь, оь, уь), чтобы у ребенка еще до школы было представление об этих буквах. Лишь тесное сотрудничество родителей, воспитателей и учителей сможет дать хорошие показатели в изучении и освоении детьми родного языка. Такое взаимодействие между родителями и педагогами возможно только при условии понимания остроты проблемы, наличия доверия друг к другу и взаимного желания разрешить эту проблему, достичь определенных положительных результатов. Преемственность начальной школы и дошкольного учреждения в вопросах овладения детьми родного языка возможна только при заинтересованности всех сторон и наличии тесного контакта между педагогами и родителями. Думаю, что для развития родного языка необходимо тесно сотрудничать со средствами массовой информации, Язык является основой основ, ибо без него не будет национальных газет, театров, теле и радио - передач, школы, писателей, учебников, культуры, да и народа в целом. От знания и владения родным языком любой ученик ничего не потеряет, наоборот, приобретает необходимый уровень грамотного общения. Это поможет ему лучше знать, понимать историю своего народа, его культуру и национальные ценности.

"Языком матери" называют ногайцы родной язык. Сохраним же язык передающий духовные ценности каждого народа грядущим поколениям. Только культура, обретенная в первую очередь через родной язык, может предотвратить нравственное падение человека, огрубение его души.

Межитова С. Б. – учитель культуры и традиции народов Дагестана, Почетный работник общего образования РФ, победитель президентского гранта РД в 2010г.

Читайте также: