Небольшой доклад на тему природоохранное законодательство в россии

Обновлено: 30.04.2024

Природоохранная политика охватывает широкий круг вопросов, связанных с оценкой качества окружающей природной среды и нормированием этого качества, организацией экологического мониторинга, экологической экспертизы и экологического аудита, определением уровня природоохранной деятельности, природоохранным законодательством.[ . ]

Природоохранные мероприятия и элементы ОВОС присутствуют в нормативных документах по освоению месторождений. Однако действующая нормативная база не отражает изменений природоохранного законодательства, новых тенденций в экологическом менеджменте, экономике, управлении ресурсами и социальных изменений.[ . ]

Природоохранное законодательство устанавливает юридические (правовые) нормы и правила, а также вводит ответственность за их нарушение в области охраны природной и окружающей человека среды. Природоохранное законодательство включает в себя правовую охрану природных (естественных) ресурсов, природных охраняемых территорий, природной окружающей среды городов (населенных мест), пригородных зон, зеленых зон, курортов, а также природоохранные международноправовые аспекты.[ . ]

Природоохранное законодательство регулирует общественные отношения, действия должностных лиц и отдельных граждан, направляя эти действия в интересах государства и общества.[ . ]

Природоохранное законодательство выделяется социалистическим государством целостно, как комплексная интегральная отрасль законодательства [22]. Составными частями этой отрасли стали: земельное и водное законодательства, сформированные в Основах земельного (1968 г.) и водного (1970 г.) законодательств Союза ССР и союзных республик. Эти и другие важные законодательные акты регулируют вопросы охраны и использования природных ресурсов комплексно.[ . ]

Природоохранное законодательство развивается, но не всегда выполняется как отдельными странами, так и в случаях межгосударственных проектов. С 1992 г. 5 стран (Китай, Россия, Северная Корея, Южная Корея и Монголия) при поддержке Организации ООН по промышленному развитию (ЮНИДО) участвуют в реализации крупнейшего проекта в Тихоокеанском регионе — ТРАОР. Проект охватывает международную зону свободной торговли в бассейне реки Тумыньцзян (Туманган), впадающей в Японское море. В пределах бассейна находятся природные объекты международного значения — 30 озер, лагуны, водно-болотные угодья, где обитает до 100 тыс. мигрирующих птиц (лебеди, журавли, утки). Здесь находится морской заповедник (278 видов рыб), обитает дальневосточный леопард. Китай уже развивает здесь текстильную промышленность и фармацевтику, имеет предварительные договоренности с западными химическими, горнодобывающими, деревообрабатывающими и судостроительными компаниями о развитии соответствующих производств.[ . ]

Природоохранное право — совокупность правовых норм, регулирующих охрану окружающей среды, объектов охраны окружающей среды (ст. 4 Закона об охране окружающей природной среды); основным его источником является природоохранное законодательство РФ; природоохранное право входит в комплексную отрасль П. э.[ . ]

Природоохранное законодательство должно обеспечивать права человека на здоровую среду обитания, чистые продукты питания и жилье, свободный доступ к информации о состоянии окружающей среды и здоровья населения, рациональное использование природных ресурсов, а также гарантировать права будущих поколений.[ . ]

Природоохранное законодательство непрерывно развивается и, надо полагать, в дальнейшем будет все более совершенствоваться, охватывая сложный комплекс взаимозависимых, основополагающих и принципиальных положений, обеспечивающих в конечном итоге сохранность природы, ее богатств, чистоту окружающей человека среды. Без преувеличения можно сказать, что в Советском Союзе создано научно обоснованное передовое природоохранное законодательство, основанное на преимуществах социалистического строя.[ . ]

Природоохранным законодательством называется совокупность юридических норм, принятых государством и направленных на охрану и сбережение природных ценностей, рациональное использование и воспроизводство природных ресурсов, обеспечение, формирование и улучшение качества окружающей среды в интересах настоящих и будущих поколений.[ . ]

Система природоохранного законодательства в России имеет четыре уровня: законы, правительственные нормативные акты, нормативные акты министерств и ведомств, нормативные решения органов местного самоуправления. Вершиной этой пирамиды является Конституция, в которой декларируются права человека на благоприятную окружающую среду, отражаются положения об охране природы и рациональном использовании природных ресурсов.[ . ]

Отраслевое природоохранное законодательство имеет четырехзвенную структуру, подразделяясь на законы, правительственные постановления, нормативные акты министерств и ведомств, акты местных органов власти. Отраслевой принцип правового регулирования охраны природной среды господствует в законодательстве Российской Федерации. Основные природоохранные законы РФ посвящены использованию и охране отдельных объектов природы.[ . ]

Соблюдение основ природоохранного законодательства зависит в значительной степени от квалификации и дисциплины эксплуатационного персонала.[ . ]

По своей структуре природоохранное законодательство состоит из головного (основного) закона и отраслевых законодательных актов. Основной природоохранный закон носит комплексный характер, т.е. он по своему содержанию охватывает не один или группу, а всю совокупность объектов либо всю окружающую природную среду в целом. Характерной чертой этого закона является соединение природоохранного интереса с хозяйственной деятельностью, влияющей на природную среду, экологизацию промышленной деятельности, подчинение требованиям охраны здоровья.[ . ]

Главной особенностью природоохранного законодательства на современном этапе является возрастание его активной роли в регулировании хозяйственных отношений, во внедрении экологических правил в нормативные акты, регламентирующие планирование, проектирование, строительство, ввод в эксплуатацию, эксплуатацию предприятий, оборудования и иных объектов, оказывающих прямое и косвенное воздействие на окружающую среду.[ . ]

Так возникает система природоохранных норм и правил (ПНиП), действующая как правовой институт в сфере проектирования и строительства хозяйственных объектов. ПНиП можно трактовать также как результат преобразования общих требований природоохранного законодательства в систему регламентов, содержащихся в нормативно-правовой, инструк-тивно-методической и нормативно-технической документации по ведению хозяйственной деятельности и позволяющих осуществлять размещение, строительство, эксплуатацию и ликвидацию будущих и действующих предприятий с учетом экологического фактора [148].[ . ]

Традиционно экологическое законодательство (законодательство об окружающей среде) включает в себя две подсистемы — природоохранное и природоресурсное. Если природоохранное законодательство состоит из актов, регулирующих отношения по охране окружающей среды, то природоресурсное содержит акты, регулирующие отношения по ее использованию. Природоресурсное законодательство как неотъемлемая часть экологического законодательства устанавливает условия, порядок, механизм использования отдельных природных ресурсов.[ . ]

Широко распространенный дефект современного природоохранного законодательства и создаваемых на его основе эколо го-правовых систем - низкая эффективность. Системы эти плохо работают. Однако удивляться этому не следует: разработке правовых систем в экологии не уделялось должного внимания.[ . ]

Исключительно важную роль в реализации основ природоохранного законодательства играют органы управления, контроля и надзора в области охраны окружающей природной среды России. Действующей структурой органов управления охраны окружающей природной среды предусматриваются две категории: органы общей и специальной компетенции.[ . ]

Анализ федеральных ассигнований на выполнение природоохранного законодательства в США дает множество примеров, подтверждающих вышесказанное [127].[ . ]

Гражданско-правовая ответственность за нарушение природоохранного законодательства заключается в возложении на правонарушителя обязанности возместить потерпевшей стороне имущественный вред в натуре (реальное возмещение) или в денежной форме (убытки). Для исчисления убытков используется таксовый метод, главной функцией которого является компенсация вреда. Имущественная (таксовая) ответственность возникает в случаях уничтожения или порчи объектов природы и носит как договорный, так и внедоговорный характер, т.е. наступает за нарушение обязательств, связанных с использованием природных ресурсов, либо за невыполнение обязанностей, вытекающих из иных установленных законом оснований. Суммы возмещения вреда должны, как правило, взыскиваться за счет его причинителя, а в конечном итоге за счет виновного лица и расходоваться на ликвидацию вредных последствий экологических правонарушений, удовлетворение интересов не только потерпевшего природопользователя, но и собственника — государства, общества в целом, юридического или физического лица.[ . ]

При разработке раздела ООС следует руководствоваться природоохранным законодательством России, требованиями нормативно-методических документов по охране окружающей природной среды, положениями различных глав СНиП, инструкций, стандартов, ГОСТов, регламентирующих или отражающих требования по охране природы при строительстве и эксплуатации объектов различного назначения.[ . ]

Главной целью деятельности М. о. является обеспечение соблюдения природоохранного законодательства РФ, сохранение природных богатств и естественной среды обитания человека, предотвращение экологически вредного промышленного воздействия, оздоровление и улучшение качества природной среды. В зону деятельности Кубанского М. о. (местоположение — г. Краснодар) входят г. Краснодар и еще восемь городов с соответствующими р-нами.[ . ]

Специальный анализ, проведенный в [206], дает следующую картину нарушений природоохранного законодательства (по числу случаев, %): отсутствие разрешения на выброс, сброс, размещение отходов - 100; эксплуатация неисправных очистных сооружений - 79; несоблюдение регламента применения гербицидов, пестицидов, минеральных удобрений - 79; несоответствие проектов строящихся и эксплуатируемых объектов требованиям экологической экспертизы - 74; превышение нормативов по загрязняющим веществам - 65; нарушение условий сброса, утилизации и обезвреживания отходов вредных веществ - 62; несоблюдение установленных требований в водоохранных зонах водных объектов - 53; превышение норм радиоактивного загрязнения - 39; нарушение условий согласования на природопользование (водные, земельные, лесные ресурсы, животный мир) - 36; аварийные и залповые сбросы, выбросы - 35.[ . ]

В материалах раздела следует привести выводы о соответствии принятых проектных решений существующему природоохранному законодательству и рациональном использовании природных ресурсов, подтвердить экологическую безопасность намечаемой деятельности, либо заявить, что уровень воздействия на окружающую среду является допустимым, а также конкретизировать полученные результаты для облегчения экспертизы и согласования проектной документации с органами надзора.[ . ]

Для России наиболее актуальными являются следующие положения в контексте стратегии: разработка общих принципов природоохранного законодательства; разработка общих принципов экологической этики; сохранение общей системы экологического мониторинга; разработка интегрированной системы мер для сохранения и рационального использования биологического разнообразия; выполнение обязательств по международным договорам в области охраны окружающей среды.[ . ]

Наиболее дорогостоящим и требующим длительных сроков реализации является устранение несоответствий требованиям природоохранного законодательства и другим нормативным требованиям путем строительства сооружений и устройств природоохранного назначения. Очевидно, что эти действия реализуются в той мере, в которой позволяют финансовые возможности, конъюнктура рынка и т.д. Стандарты ИСО серии 14000 не требуют безусловного осуществления таких действия в кратчайшие сроки, но должны быть разработаны программные мероприятия, включающие, в частности, и строительство необходимых очистных сооружений и пылегазоулавливающих установок для устранения существующих несоответствий требованиям экологических нормативов.[ . ]

Плата за загрязнение ОПС реализует принципы платности природопользования и экономической ответственности за нарушение природоохранного законодательства и является одним из экономических методов управления в сфере природопользования.[ . ]

Бензидин и 3,3’-дихлорбензидин — ядовитые канцерогенные соединения, образующиеся в качестве промежуточных продуктов при синтезе красителей. Природоохранное законодательство ограничивает их поступление в объекты окружающей среды, и оба эти вещества включены в приоритетные списки ЕРА США и ЕС.[ . ]

С началом реформаторской деятельности Петра I наступает и период развития законодательного регулирования охраны природы, -поскольку именно Петр I заложил основы лесной политики, лесного и природоохранного законодательства и лесоуправления в России, предписав строгие меры не только по охране лесов у рек, но и отдельных природных достопримечательностей и вод Невы.[ . ]

Объективная сторона подразумевает поведение субъекта экологического правонарушения, носящее противоправный характер. Противоправность поведения проявляется в двух формах: активной - в нарушении природоохранного законодательства - и пассивной - в несоблюдении, невыполнении его требований. Предмет посягательства - экологический правопорядок.[ . ]

Одна из важных жизненных природных сред — атмосферный воздух. Воздух — это смесь определенных газов в атмосфере, важнейшим из которых является кислород. Охрана атмосферного воздуха (атмосферы) — одна из важнейших задач природоохранного законодательства РФ, регулируется Законом об охране атмосферного воздуха.[ . ]

Все экологические правонарушения подразделяются на 2 группы — проступки и преступления. К проступкам относятся невыполнение планов мероприятий, нарушение нормативов качества окружающей среды, несоблюдение требований природоохранного законодательства при выполнении служебных (договорных) обязанностей.[ . ]

Деградация земель, всей природы несовместима с благоприятной для здоровья и жизни людей окружающей средой. Поэтому необходимы меры ее оздоровления, улучшения. На содействие достижения этих целей направлено экологическое природоресурсное законодательство РФ и природоохранное законодательство РФ.[ . ]

Таким образом, проведение полной реконструкции трубопроводных систем на сегодняшний день является единственным решением, позволяющим дальнейшую экономически и экологически грамотную эксплуатацию месторождений и обеспечивающим соблюдение природоохранного законодательства в районах нефтедобычи. При этом выбор труб при реконструкции месторождений должен осуществляться на основании технико-экономических расчетов с учетом экологического состояния территории и технологических параметров разработки месторождения.[ . ]

К концу 60-х годов экономические потери, обусловленные загрязнением природной среды, стали в развитых странах настолько ощутимыми, что рост расходов на борьбу с загрязнением стал характерной чертой национальной экономики во всех этих странах. Если в 1970 г. природоохранные расходы в развитых странах составляли 0,3% ВНП, то к концу 70-х годов они достигли 1,5 - 2%. Причем основной объем расходов осуществлялся в частнопредпринимательском секторе, прежде всего в промышленности. Государственное финансирование экологической деятельности в основном ориентировалось на строительство водоочистных предприятий, на прочие сферы государственные средства выделялись в существенно меньших размерах. Как правило, их не хватало даже для того, чтобы обеспечить выполнение требований природоохранного законодательства в сфере экологического контроля.[ . ]

Природопользование и охрана природы представляют собой общественные отношения между людьми в области природопользования и охраны природы. Эти две отрасли считаются двумя отраслями зак-ва; вместе они как две неразрывно взаимосвязанные отрасли образуют комплексную отрасль законодательства экологического.[ . ]

Другое важное обстоятельство, которое влияет на способы возмещения вреда природной среде, состоит в делении этого вреда на правомерный и противоправный. Правомерный вред разрешается законом в силу неизбежности хозяйственной деятельности. Неправомерный или противоправный вред возникает в результате нарушения природоохранного законодательства в хозяйственной деятельности.[ . ]

Применяемая в нашей стране практика предоставления территорий и производственных площадок в бессрочное пользование кажется ущербной и в конечном счете даже порочной, так как не порождает у землепользователя чувства ответственности за предоставляемую территорию, не стимулирует бережного к ней отношения. Одним из важнейших принципов природопользования должен быть такой: право пользования природными ресурсами всегда является платным и временным. Применение этого принципа в российском природоохранном законодательстве пока весьма ограничено. Первые шаги в этом направлении сделаны в Законе об аренде и арендных отношениях. Между тем, для земель несельскохозяйственного назначения, в частности, для земель, занятых промышленными объектами, упомянутый принцип не работает. Использование американского опыта здесь могло бы быть полезным. Лицензионный порядок использования территорий как, впрочем, и других природных ресурсов, с ограниченным сроком действия разрешений и его продлением на условиях строгого соблюдения экологических требований может стать исключительно эффективным правовым инструментом перестройки природопользования в соответствии с критериями устойчивого развития. Бывают, впрочем, случаи (даже в практике США), когда срок действия разрешающих документов не ограничен. Это относится к разрешениям на строительство новых промышленных предприятий, к регистрационным документам на пестициды. Зато разрешения на сброс сточных вод в водоемы подлежат пересмотру каждые 5 лет.[ . ]

ЛИМИТЫ НА ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЕ — важный элемент экономического механизма охраны окружающей среды (ст. 19 Закона об охране окружающей природной среды). Л. на п. представляют собой систему экологических ограничений, устанавливаемых для всех природопользова-телей, во-первых, на объемы предельного использования (изъятия) природных ресурсов, во-вторых, на вы-бросы и сбросы загрязняющих веществ в окружающую среду и, в-третьих, на размещение объектов производства. Указанные отношения регулируются как природоресурсным законодательством РФ, так и природоохранным законодательством РФ.[ . ]

Решение задачи охраны окружающей среды и рационального использования природных ресурсов сопряжено с регулированием взаимоотношений человека и природы, подчинением инструкциям и правилам. В РФ такая система установлена в законодательном порядке.

Правовая охрана природы представляет собой совокупность установленных государством правовых норм и возникающих в результате их реализации правоотношений, направленных на выполнение мероприятий по сохранению естественной среды, рациональному использованию природных ресурсов, оздоровлению окружающей человека среды в интересах настоящего и будущих поколений людей [44].

В систему правовой охраны природы России входят четыре группы юридических мероприятий:

1. Правовое регулирование отношений по использованию, сохранению и возобновлению природных ресурсов.

2. Организация воспитания и обучения кадров, финансирование и материально-техническое обеспечение природоохранных действий.

3. Государственный и общественный контроль за выполнением требований охраны природы.

4. Юридическая ответственность правонарушителей.

Совокупность природоохранных норм и правовых актов, объединённых общностью объекта, предметов, принципов и целей правовой охраны, образует природоохранное (экологическое) законодательство. Объектами природоохранного законодательства являются земля, недра, воды, леса и иная растительность, животный мир, атмосферный воздух, памятники природы, курортные местности, пригородные зелёные зоны.

Основой системы экологического законодательства является Конституция РФ, принятая 12 декабря 1993 г. В ней отражены основные положения экологической стратегии государства и главные направления укрепления экологического правопорядка.

Центральное место среди экологических норм Конституции РФ занимает статья 9, часть 1, где указано, что земля и природные ресурсы в РФ используются и охраняются как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующих территориях.

Статья 42 Конституции РФ закрепляет право каждого человека на благоприятную окружающую среду и на возмещение ущерба, причинённого его здоровью или имуществу, а статья 9, часть 2 провозглашает право граждан на землю и другие природные ресурсы.

Согласно статье 72 Конституции РФ, пользование, владение и распоряжение землёй, недрами, водными и другими природными ресурсами, природопользование, охрана окружающей среды и обеспечение экологической безопасности являются совместной компетенцией Федерации и субъектов Федерации.

Именно для предотвращения подобной ситуации, для устранения существующих дефектов российская правовая система и вырабатывает собственное природоохранное законодательство.

Все законодательные акты о природе в зависимости от объекта правового регулирования можно подразделить на:

  1. об окружающей среде, предметом которой является вся окружая среда в целом ;
  2. природоресурсное, предметом являются отдельные природные ресурсы;
  3. о природных комплексах, предмет – различные природные комплексы.

Вообще, всю правовую систему Российской Федерации можно отнести к относительно новой, ведь ей нет еще и 25 лет, но экологическое законодательство можно выделить как еще более новое, ведь оно начало стремительно развиваться только с началом 20 века. Связано это прежде всего с появлением раньше несуществующих проблем в данной сфере жизнедеятельности людей, с научно-техническим прогрессом и развитием промышленности.

Так, к основным правовым актам данной сферы можно отнести Федеральные законы об экологической экспертизе, отходах производства и потребления, об особо охраняемых природных территориях, а также о континентальном шельфе РФ.

Причем первые три были приняты еще в 90-е годы 20 века, когда Российская Федерация только набирала свою нормативную базу, но они актуальны и на сей день. В стране продолжает активно нарабатываться база законов об охране окружающей среды, эта проблема остается актуальной и сегодня, юристы всего мира не только России обеспокоены этим вопросом.

Доклад №2

Сейчас в современное время, из-за огромных химических выбросов, экология нашей планеты идет на спад. Здесь играют роль и маленькие предприятия и крупные корпорации. Чтобы, как можно сильней приостановить спад экологии, государство разработало экологическое законодательства. Под этим понятием подразумевается административные либо же уголовные наказания людям, которые наносят вред окружающей среде. Все эти законы стоят на защите природы.

До середины прошлого столетия, под словом защита природы, все понимали охрану животных или растений от вымирания. В тот период экология была значительно лучше, а сейчас положения намного ухудшилось. Все эти факторы свидетельствуют, что природе впервые понадобилась помощь человека. Раньше природные загрязнения не были повсеместными, а очистку территории проводили адресным путем. Сейчас же нет не какого самоочищения, даже экосистема реки не может этого сделать, так как приток вредных веществ не прекращает свое пребывания. Что там река, даже почва не в силах сама себя очистить. Современные ученые начали бить тревогу, а государство перешло к решительным действиям.

Экологическое законодательство это не только права и наказания, но это еще и целая государственная программа по защите окружающей среды. Это программа подразумевает инженерную охрану и профилактические работы. За нарушения данного законодательства, нарушитель в частности будет караться материально. Сумма будет напрямую зависеть от нанесенного ущерба, а максимальный штраф равен миллиону рублей. Эти законы должны выполнять все граждане страны, начиная от 14 лет и выше. Из-за этого могут потерпеть убытки множество компаний, но зато мы будем знать, что наша планета в безопасности.

Под охрану государства попадают все сферы биологической жизни человечества. Также все растения и животные, а также и микроорганизмы. Если все обобщить, то можно сказать что вся живая и не живая природа находится под защитой. Также нужно сказать, что подземный мир тоже не остался без защиты. Все эти законы направлены, чтобы улучшить пребывание в этом мире.

Экологическое законодательство РФ

Экологическое законодательство РФ

Уссурийский или амурский тигр - крупнейшая дикая кошка на Земле. Рост взрослого хищника равен 120 см. Он весит до трехсот килограммов и достигает трёх метров в длину. Его длинные крупные лапы позволяют ему достигать скорости до 80 км/ч,

Наверное, нет такой профессии, которая была бы не нужна человеку. А вот без помощи электрика вы не сможете включить ни один прибор, и придется сидеть в темноте. У него должно быть острое мышление, зоркий глаз и самое главное,

ЮНЕСКО – это Организация Объединённых Наций по вопросам науки, образования и культуры. С 1978 года ЮНЕСКО создает Список всемирного наследия, в котором числится болеет тысячи объектов: более 800 памятников культуры


Понятие природоохранного законодательства отечественной доктриной определяется через предмет правового регулирования двояко: в узком и широком смыслах. В первом случае оно представляет собой совокупность законодательных и иных актов, содержащих правовые нормы, регулирующие только охрану окружающей среды. Во втором случае в предмет правового регулирования включается использование природных ресурсов, обеспечение экологической безопасности и правопорядка.

Природоохранное законодательство представляет собой результат, конечный продукт правотворчества, осуществляемого на разных уровнях различными субъектами. В то же время оно является упорядочивающим поведение людей фактором, более или менее согласованной системой дозволения, запретов, ограничений и санкций.

Построение системы (другими словами — обоснование структуры) природоохранного законодательства — достаточно сложная задача. Дело не только в том, что ее можно конструировать, исходя из нескольких критериев, например юридической силы актов, их формы, или временного действия, классификации источников права, видов правовых норм, наборов правовых институтов или инструментов (средств) регулирования, уровня кодифицированности и др. Приходится учитывать факторы интенсивности развития, размытость границ между старыми и новыми, фундаментальными и комплексными отраслями права, а также постоянно возникающие проблемы; проявление не осознаваемых ранее признаков глобального, региональных и национальных экологических кризисов, что, как правило, ставит создателей экологических норм перед необходимостью решать все новые задачи, надстраивая, изменяя действующую систему.

В настоящее время систему российского экологического законодательства можно представить, выделив в ней международноправовые акты (одной из сторон которых является Российская Федерация), содержащие нормы, имеющие либо прямое действие на территории России, либо в той или иной форме и степени инкорпорированные в российское законодательство, и национальное законодательство РФ.

Рассматривать систему законодательства удобнее с помощью классификаций составляющих ее актов. Для этого обычно используются разные критерии. Например, выделяют следующие акты:

1) по юридической силе и форме — Конституцию, конституционные законы, законы и подзаконные акты, указы Президента и акты губернаторов, мэров, акты Правительства, а также ведомственные акты;

2) по территориальному действию — распространяющиеся на все страны, группу стран, территорию Российской Федерации в целом и действующие на территории отдельного субъекта РФ или нескольких субъектов РФ, локальные;

3) по предмету регулирования — общие экологические, специальные экологические и содержащие отдельные экологические нормы или обеспечивающие реализацию, защиту экологических предписаний, но относящиеся к другим отраслям законодательства нормы;

4) по объекту регулирования — устанавливающие правила: а) охраны и использования средообразующих элементов (земель, лесов, недр, вод, воздуха, животного мира); б) осуществления отдельных видов деятельности (например, биотехнологий и генной инженерии, мелиорации, рекультивации земель, ветеринарии ); в) функционирования отдельных групп объектов или отраслей народного хозяйства (например, регулирующие промышленную безопасность опасных производственных объектов, безопасность гидротехнических сооружений); г) обращения с отдельными видами материалов, веществ, отходов производства и потребления, пестицидов и агрохимикатов; к этой группе относятся и акты, в которых содержатся обеспечивающие нормы, устанавливающие ответственность за нарушение экологического законодательства (УК РФ, КоАП РФ) ;

5) по субъекту принятия — принятые парламентом, главой исполнительной власти, правительством, руководителем (или коллегией) министерства, ведомства, высшим судебным органом

Наконец, необходимо учитывать, что по источникам права в массиве экологических норм выделяются предписания, содержащиеся в: а) законодательных актах; б) нормативных актах органов управления (исполнительной власти); в) правовых обычаях; г) судебной практике и судебном прецеденте; д) правовой доктрине (юридической науке); е) нормативных актах частных организаций; ж) договорах; з) актах общественных организаций, в том числе программах партий, уставах ;

Специальные законы с определенными оговорками можно сгруппировать в зависимости от основного объекта регулирования, выделяют, в частности, законы, регламентирующие следующее:

Рассмотрим государственную политику охраны окружающей среды на примере некоторых её элементов.

Правовая охрана вод:


Вода, водные объекты, являются важнейшими компонентами окружающей среды, необходимым условием жизнедеятельности человека. Поэтому российское законодательство уделяет значительное внимание правовому регулированию использования и охраны вод, водных ресурсов (подземных и поверхностных вод, водосборов, источников питьевого водоснабжения). В многочисленных законодательных и подзаконных актах регламентируются вопросы водопользования и охраны вод от загрязнения, истощения, неправомерного использования путем создания разрешительной системы (лицензирования), введения ряда ограничений и запретов, мер юридической ответственности, установления платежей

Правовая охрана атмосферного воздуха:

Правовая охрана атмосферного воздуха осуществляется в глобальном, региональном и национальном масштабах для борьбы с его загрязнением, изменениями климата, трансграничными переносами вредных веществ и другими негативными явлениями и процессами, которые сказываются не только на состоянии окружающей среды, но и непосредственно на здоровье людей, качестве жизни.

Законодательство РФ последних лет развивается в соответствии с требованиями и нормами. В Российской Федерации используется ряд современных правовых инструментов, например установление нормативов качества атмосферного воздуха и нормативов выбросов и вредных физических воздействий; государственная регистрация загрязняющих и потенциально опасных веществ; получение разрешений на выброс и оказание вредного физического воздействия; государственный учет вредных воздействий, ведение мониторинга атмосферного воздуха, инвентаризация выбросов, вредных физических воздействий и их источников; взимание платы за загрязнение атмосферного воздуха. Указанные правовые инструменты приспособлены ко всем стадиям хозяйственной деятельности (проектированию и размещению предприятий, их строительству, реконструкции, вводу в эксплуатацию и эксплуатации), к этапам обращения опасных веществ (производству, хранению, транспортировке и использованию пестицидов и агрохимикатов, озоноразрушающих веществ, отходов и др.), к функционированию отдельных групп экологически опасных объектов (автомобильного и иного транспорта, опасных производственных объектов, объектов атомной энергетики, ТЭЦ ). Кроме того, законодатель устанавливает достаточно жесткую систему ограничений и запретов. Например, запрещаются: производство и эксплуатация транспортных и иных передвижных средств, содержание вредных веществ в выбросах которых превышает установленные технические нормативы выбросов; проектирование, размещение и строительство объектов, не имеющих установок для очистки газов и средств контроля за выбросами, которые могут привести к изменениям климата или озонового слоя Земли, Правительством РФ принято решение прекратить с 1 июля 2000 г. создание новых мощностей по производству озоноразрушающих веществ, а их ввоз и вывоз из страны осуществляется по квотам на основе расчетных ставок, сроков и других требований Монреальского протокола. Производство же озоноразрушающих веществ в нашей стране начиная с указанной даты возможно только в тех случаях, когда они используются исключительно в качестве сырья для получения других химических веществ и в особых случаях, предусмотренных Монреальским протоколом. Транзитные перевозки их через территорию РФ возможны лишь из государств и в государства, являющиеся сторонами Монреальского протокола. Установлен запрет на такие воздействия на погоду, которые могут вызвать неблагоприятные изменения климата. Органы государственной власти субъектов РФ могут вводить ограничения въезда транспортных средств в населенные пункты, места отдыха и туризма.

Правовое регулирование использования и охраны недр:

Российское законодательство детально регулирует правовую охрану недр, в том числе вопросы права собственности на недра и права недропользования, разную по содержанию деятельность, связанную с использованием недр и содержащихся в них минеральных ресурсов, а именно: геологическое изучение недр; добыча полезных ископаемых (на суше, континентальном шельфе, в исключительной экономической зоне); строительство подземных сооружений, связанных и не связанных с добычей полезных ископаемых; использование недр, выработанных шахт, естественных пустот для захоронения или временного хранения отходов и др.

Правовая охрана морской среды, континентального шельфа, исключительной экономической зоны РФ:

Охрана этих объектов, входящих в экосистему Мирового океана, их неживых и живых ресурсов, а также правомерных видов пользования ими и экологической безопасности регулируется многочисленными актами международного, регионального и национального права в области морского, экологического, торгового, уголовного и иных отраслей законодательства. Постоянное внимание к практике реализации имеющихся норм и их совершенствованию объясняется значением ресурсов моря, континентального шельфа и исключительной экономической зоны как средообразующих элементов, производителей кислорода и иным вкладом в процессы жизни на Земле, ролью, которую они играют в экономике многих стран, опасностью катастроф и другими факторами. Российское законодательство последних лет детально регламентирует понятия, статусы, режимы охраны, дозволения, ограничения и запреты в использовании морской среды, открытого, внутреннего и территориального моря, прилегающей зоны, континентального шельфа и исключительной экономической зоны, взятых в целом как компонент окружающей среды, их живые и неживые ресурсы и порядок предметно выраженных видов деятельности, например, по добыче нефти на шельфе, прокладке подводных трубопроводов.

Правовая охрана лесов:


Право лесопользования осуществляется по разрешительной системе, в соответствии с выдаваемыми в специальном порядке лицензиями, лесорубочными билетами, лесными билетами, ордерами, а также на основании договоров аренды, концессии, безвозмездного пользования. Разрешение требуется на заготовку древесины, живицы, второстепенных лесных ресурсов, на побочные лесные пользования, па пользование лесным фондом для нужд охотничьего хозяйства, в , , туристических и спортивных целях. При этом не требуется специального разрешения на бесплатное пребывание граждан в лесах для отдыха (публичный лесной сервитут) и на сбор ими для личного пользования грибов, ягод, орехов и пр., лекарственного и технического сырья. Право публичного лесного сервитута может быть ограничено в целях пожарной безопасности, ведения орехового промысла и иного хозяйствования, на особо охраняемых природных территориях и по иным законным основаниям.

Читайте также: