Как оппонировать доклад пример

Обновлено: 05.07.2024

1. Выберите тему реферата. Она должна быть актуальной, проблемной и конкретно сформулированной. Необходимо четко представлять, какой смысл кроется в формулировке темы, какого теоретического и фактического материала она требует.

2. Составьте план реферата.

3. Подберите литературу по заявленной теме. Сделайте все необходимые выписки.
При работе с первоисточниками нужно помнить следующее:

o Необходимо использовать несколько источников. Практика показывает, что их должно быть не менее трех.

o Учитывайте сроки издания различных источников и их восприятие через призму времени и событий.

o Обратите внимание на цель, время и историю написания первоисточника.

o Прочитайте текст. Разбейте его на смысловые части, выделите непонятные слова, найдите их значение.

o Сформулируйте вопросы и найдите в тексте ответы на них.

o Сделайте все необходимые выписки, запищите цитаты (обязательно укажите страницу). Стремитесь к кратким записям. Отделяйте одну мысль от другой.

o Материал из каждого источника лучше записывать на отдельном листе.

Памятка для сравнительной характеристики:

o Установите цель сравнения.

o Убедитесь, что материала достаточно, чтобы проводить сравнение.

o Найдите черты сходства и различия в объектах или явлениях.

o Запищите выводы.

4. Напишите реферат, используя рекомендации по составлению конспекта.
Конспект - краткое письменное изложение содержания текста, более полное, чем тезисы. Конспект полно отражает главное в содержании текста. Помните, что полно не означает подробно.
Конспект должен быть небольшим по объему. Записать текст кратко - значит, изложить его содержание больщей частью своими словами (исключение составляют цитаты, правила, законы и т. п.).

o Определите цель составления конспекта.

o Внимательно ознакомьтесь с текстом первоисточника.

o Свои выводы подтверждайте цитатами. Не искажайте мысль автора.

o Выделите слова, фразы, абзацы.

o Пишите четко и разборчиво.

o Выделите главное текстовыделителем.

Реферат всегда имеет введение, основную часть и заключение.
Введение объемом до 2-3 страниц содержит мотивацию и актуальность выбранной темы, цель написания реферата.
Основное содержание темы раскрывается на 10-15 страницах. Обязательно нужно показать различные точки зрения или разные подходы к трактовке выбранной проблемы (темы реферата). Материал нужно разбить на смысловые части - главы. Каждая глава имеет свое название и заканчивается выводом.
В заключение обязательно выразите свое отношение к изложенной теме. Выводы заключения не должны противоречить выводам по каждой главе.

5. Прочитайте реферат и отредактируйте его. В тексте нельзя допускать сокращений в написании наименований, названий, слов. Текст записывается на одной стороне листа формата А-4.

Защита реферата

2. Выступление должно быть не более 10-15 минут. Автор называет тему реферата и объясняет свой выбор и актуальность темы. Далее необходимо кратко охарактеризовать использованные источники. Затем кратко изложить основные идеи работы и выводы. В ходе выступления нужно обязательно высказывать свое аргументированное мнение.

3. Затем слушатели задают вопросы. Отвечать на них следует корректно, кратко и четко.

4. Если была рецензия, ее зачитывает учитель. В противном случае выступает оппонент.

5. Автор реферата выступает с заключительным словом.

Памятка для оппонента (референта)

1. Выскажите сначала общее впечатление о работе или устном выступлении.

2. Оцените знание материала, логику его изложения.

3. Отметьте умение сравнивать, выделять главное, отстаивать свое мнение, а также охарактеризуйте речь: эмоциональность, грамотность, образность.

4. Сделайте вывод о работе и оцените ее.

© 2014-2022 — Студопедия.Нет — Информационный студенческий ресурс. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав (0.004)

Далее заслушиваются отзывы оппонентов (10 минут), которые предварительно изучают знакомятся с работой и готовят письменные или устные рецензии.

Оппонирование - особый вид самостоятельной критической работы. Основу рецензии составляют квалифицированный анализ, точная характеристика, обоснованные критические замечания и рекомендации, направленные на улучшение качества рецензируемой работы. Задача оппонента - дать всестороннюю оценку, с наибольшей полнотой и объективностью раскрыть достоинства и недостатки работы.

Оппонирование в условиях семинарских занятий выполняет две функции:

1. способствует улучшению, совершенствованию работы в процессе ее подготовки и доработки;

2. служит средством освоения лекторского мастерства и научной квалификации автора, оппонента, всех участников дискуссии по обсуждаемой работе.

Работа оппонента состоит из двух этапов: подготовительного и основного. На первом изучается рецензируемая работа, делаются пометки, замечания. Оппонент анализирует выбор автором аспектов изучения темы, степень ее изученности в литературе и в связи с этим вклад автора работы в разработку тех или иных вопросов, аспектов, проблем. Отмечаются литературные достоинства и недостатки. По ходу чтения и анализа работы оппонент делает практические замечания, предложения, пожелания. Все они должны быть обоснованными и доказательными. Необходимо оценить композицию (структурное решение), помочь автору избежать повторов. Оппонент обязан проверить степень точности фактических данных (даты, формулировки, цифры и т.д.), приводимых в работе. Следует помочь автору устранить стилистические погрешности. Наконец, определить, соответствует ли (и в какой мере) содержание произведения его названию и плану. Делается вывод о теоретическом, научно-познавательном, практическом значении работы.

На втором этапе работы оппонента с авторской работой составляется план рецензии и пишется ее текст. Рецензия должна состоять из 2-х частей, между которыми должно быть логическое единство:

1. характеристика (описание работы, ее содержания, формы изложения);

2. оценка (определение достоинств, недостатков, общий вывод).

Таким образом, можно предложить следующий примерный план рецензии:

1. Тема и ее обоснование автором.

2. Структура (композиция) работы. Соответствие название содержанию отдельных частей.

3. Научная сторона работы, ее достоинства, рекомендации автору по совершенствованию.

4. Фактический материал, проверка данных (можно выборочным путем)

5. Научно-справочный аппарат ( библиография, приложения).

6. Язык, стиль работы.

7. Авторские выводы, их значение для разработки темы исследования.

Рецензия должна быть выдержана в доброжелательном (но не поучительном) тоне, носить характер конструктивной критики, направленной исключительно на помощь автору в его дальнейшей научной работе.

Таким образом: самостоятельная работа обучающегося по подготовке доклада-презентации является принципиально важной, поскольку в ее процессе закладываются и формируются основы исторического мышления, вырабатывается профессиональный подход к исследуемым проблемам, прививаются и осваиваются первые навыки исторического исследования, необходимые в дальнейшей научной работе.

Образец

МИНОБРНАУКИ РОССИИ

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования

(РГГУ)

ФАКУЛЬТЕТ ИСТОРИИ ИСКУССТВА

Кафедра истории России средневековья

и нового времени

Иванов Иван Иванович

Сидорова Екатерина Александровна

Этнокартина линейных крепостей (XVIII-нач.XIX в.)

Направление подготовки 50.03.03 История искусств (бакалавриат)

Доклад - презентация обучающихся 1-го курса очной формы обучения

Научный руководитель канд. ист. наук, доц. Е.А. Антонова

Образец

Список источников и литературы

Источники

1. Акты, издаваемые Комиссиею, высочайше учрежденною для разбора древних актов в Вильне. – Вильна : тип. А.К. Киркора, 1865-1915. – 39 т.

2. Акты исторические, собранные и изданные Археографическою комиссиею. – Санкт-Петербург : тип. Экспедиции заготовления гос. бумаг, 1841-1842. – 5 т.

3. Российское законодательство X - XX веков : [тексты и комментарий] : в 9 т. / под общ. ред. [и с предисл.] О. И. Чистякова. – Москва : Юрид. лит., 1984-1994. – 9 т.

4. Иосиф Волоцкий (Санин И.И.). Послания Иосифа Волоцкого / подгот. текста А. А. Зимина и Я. С. Лурье. – Москва ; Ленинград : Изд-во АН СССР, 1959. – 468 с.

Литература

5. Амосов А. А. Архивы двинских монастырей : автореф. дис. . канд. ист. наук / Амосов Александр Александрович. – Ленинград, 1975. – 24 с.

6. Вовина В. Г. Новый летописец: итоги и проблемы изучения / В. Г. Вовина // Исследования по источниковедению истории СССР дооктябрьского периода : сборник статей / АН СССР, Ин-т истории СССР. – Москва : [б. и.], 1987. – С. 61-88.

7. Зимин А. А. Дмитровский удел и удельный двор во второй половине XV – первой трети XVI в. / А. А. Зимин // Вспомогательные исторические дисциплины. – Ленинград : Наука, 1973. – Вып. 5. – С. 182-195.

8. Зимин А. А. Основные этапы и формы классовой борьбы в России конца XV - XVI в. / А. А. Зимин // Вопросы истории. – 1965. – № 3. – С. 40-57.

9. Каштанов С. М. Из истории последних уделов / С. М. Каштанов // Труды / Моск. гос. ист.-арх. ин-т. – Москва : [б. и.], 1957. – Т. 10. – С. 275-302.

10. Флоря Б. Н. О путях политической централизации Русского государства (на примере Тверской земли) / Б. Н. Флоря // Общество и государство феодальной России : сборник статей / отв. ред. В. Т. Пашуто. – Москва : Наука, 1975. – С. 281-290.

11. Черепнин Л. В. Образование Русского централизованного государства в XIV - XV веках / Л. В. Черепнин. – Москва : Соцэкгиз, 1960. – 899 с.

12. Черепнин Л. В. Спорные вопросы изучения Начальной летописи в 50-70-х годах / Л. В. Черепнин // История СССР. – 1972. – № 4. – С. 46-64.

13. Шахматов А. А. "Повесть временных лет" и ее источники / А. А. Шахматов // Труды Отдела древнерусской литературы / АН СССР, Ин-т рус. лит. – Москва ; Ленинград : Изд-во АН СССР, 1940. – Т. 4. – С. 9-150.

Оппонент диссертации: кто это, для чего он нужен, требования ВАК 2022 + пример отзыва

Просто написать докторскую или кандидатскую диссертации еще недостаточно для того, чтобы успешно её защитить. Нужно еще уметь грамотно общаться с оппонентом диссертации.

На нашем телеграм-канале мы постепенно раскрываем тайны и секреты о постдипломном образовании и первых шагах в мире науки. А вот тут еще и скидки анонсируем, так что следи и разбирай все самое интересное первым.

Сегодня наша цель – рассказать вам, кто такой оппонент диссертации, какую роль он выполняет в процессе защиты и как с ним общаться так, чтобы без труда защитить работу.

Кто такой официальный оппонент диссертации

Оппонент на защите диссертации – это приглашенный эксперт с определенной репутацией в научном сообществе. Мнение и отзыв официальных оппонентов на диссертацию оказывают существенное влияние на итоговую оценку работы. К решению этого человека будут прислушиваться члены высшей аттестационной комиссии.

Задача этого человека состоит в том, чтобы тщательно ознакомиться с исследованиями кандидата и написать подробный отзыв, где будут отражены:

  • степень актуальности и новизны исследования;
  • значимость исследования для науки и общества в целом;
  • слабые и сильные стороны труда.

В конце документа оппонент ставит личную оценку с рекомендацией присвоения автору той или иной степени/звания.

Основные задачи оппонента:

  1. Объективно оценить работу соискателя.
  2. Оценить важность и значимость работы для научного мира.
  3. Проявить собственный профессионализм.
  4. Найти достоинства работы и по заслугам оценить труды автора.

Кто может быть оппонентом кандидатской/докторской диссертации в 2022 году?

Диссертационный совет может назначить оппонентом диссертации только компетентного в данной сфере науки ученого, который даст на это свое согласие.

Требования к оппоненту докторской диссертации:

  1. Диссертационный совет выбирает трех ученых.
  2. У каждого выбранного ученого есть докторская степень.
  3. Один из ученых с докторской степенью является членом диссертационного совета, который принимает диссертацию к защите.

Требования к официальным оппонентам кандидатской диссертации 2022 (ВАК):

  1. Диссертационный совет выбирает двух ученых.
  2. Один из ученых имеет докторскую степень, второй является доктором или кандидатом наук.

Если в данной отрасли науки недостаточно ученых, можно пригласить представителей смежных специальностей.

Но чаще всего отзывы оппонентов на кандидатскую или докторскую диссертацию пишут сами соискатели, позже отдавая оппоненту документ только на подпись.

Кто не может быть официальным оппонентом диссертации

Есть определенные ограничения для тех, кого можно назначить оппонентом диссертации. Так, писать отзыв не могут:

  • сотрудники кафедр, лабораторий, секторов, отделов, где соискатель работал над диссертацией;
  • авторы диссертации по совместительству (соавторы);
  • ученые, которые принимали участие в создании диссертации;
  • ученые из разных организаций, но которые по совместительству работают в одной организации;
  • министр образования и науки РФ;
  • муниципальные и госслужащие, у которых есть вероятность конфликта интересов и прямого/косвенного влияния на решение;
  • участники аттестационной и диссертационной комиссии (если речь идет не о защите докторской);
  • научруки и консультанты соискателей степени.

Процедура утверждения оппонента

Когда диссертационному совету удалось найти оппонентов, за месяц до защиты оппонентам выдают материалы соискателя – диссертацию и автореферат.

Параллельно с этим оппоненту нужно дать документальное согласие на участие в защите. Он пишет заявление по форме с отображением следующей информации:

  • ученая степень/звание оппонента;
  • научная специализация;
  • место работы;
  • перечень опубликованных научных работ по аналогичной или схожей тематике диссертации (не менее 3-х);
  • должность оппонента;
  • подпись с заверением в отделе кадров по месту работы.

Для защиты магистерской, докторской или кандидатской диссертации ректор высшего учебного заведения утверждает оппонента диссертации не позднее чем за 1,5 месяца до предполагаемой даты защиты. Оппонент в свою очередь обязуется предоставить отзыв в течение 10 дней после приказа о назначении.

Что будет, если на защите не будет оппонента

По веским причинам (по болезни или из-за командировки) оппонент может пропустить непосредственную процедуру защиты. Тогда текст отзыва зачитает ученый секретарь диссертационного совета.

В любом случае перед началом защиты председатель комиссии знакомит присутствующих с причиной отсутствия оппонента и предъявляет документ, доказывающий истинность его слов.

Требования ВАК к оформлению отзыва оппонента на кандидатскую/докторскую диссертацию + образец

Отзыв оппонента – это открытый документ. Поэтому его можно передать напрямую комиссии или сделать это через соискателя научной степени.

Составляют его в двух экземплярах, один из которых прикрепляют к стенограмме дела диссертанта ВАК, а другой – к личному делу соискателя.

Готовый отзыв обязательно заверяют в отделе кадров и проставляют на нем гербовую печать.

Если оформление или содержание отзыва не соответствует официальным требованиям, диссертационный совет имеет право вернуть документ на доработку или вовсе сменить оппонента, если сомневается в его компетентности. Если же отзыв содержит грубые нарушения, дату защиты могут перенести.

Структура отзыва оппонента

Этот документ на 4 страницах содержит ответы на следующие вопросы:

  • Насколько актуальна тема исследования и как связана с перспективами развития научной сферы?
  • Какова степень новизны/уникальности/значимости результатов исследования?
  • Соответствует ли работа основным требованиям ГОСТ и ВАК?
  • Есть ли рекомендации по практическому применению на конкретном предприятии?

Оформлять сам отзыв можно в произвольном стиле. Обычно для этого используют 14 шрифт и полуторный интервал.

А теперь давайте посмотрим на наглядный пример отзыва оппонента на кандидатскую диссертацию:


Как общаться с оппонентом соискателю

Не стоит его бояться. Он – всего лишь представитель комиссии и будет задавать вопросы по теме вашего исследования. Тут всё точно так же, как при защите дипломной работы: достаточно отвечать.

Задача оппонента – определить ваш уровень владения темой, знаний и навыков. При ответе на вопросы оставайтесь спокойны, вежливы и сдержанны. Отвечать нужно строго по делу, без воды.

Ответ на вопросы оппонента должен быть простым, емким, кратким и максимально аргументированным.

Надеемся, у вас не возникло вопросов о том, как, кем и с какой целью пишут отзыв оппонента на диссертацию. Мы желаем вам успехов в защите и счастливого научного будущего! А если постоянно отвлекают бытовые или учебные дела, сервис студенческой помощи будет рядом.

Значение слова оппонент. Синонимы, примеры употребления. Как правильно писать: оппонент или аппонент? Официальный оппонент при защите диссертации - кто это и в чем его задачи? Отзыв оппонента, ответ оппоненту.

Фото Оппоненты в споре и на защите диссертации. Кто такой оппонент

Оппонент - это противник в споре. Оппонент выступает с возражениями в научной или общественно-политической дискуссии, в публичном диспуте. В этом значении оппонент - книжное слово, известное с XVIII века, в разговорной речи его употребляют редко.

В широком смысле оппонент - это противник чего-либо или кого-либо. Частичные синонимы: критик, возражающий, соперник, участник конфликта.

Глагол оппонировать означает либо публично спорить, выступать с возражениями, либо быть оппонентом на защите диссертации.

Слово происходит от латинского глагола opponere - возражать, противопоставлять, размещать напротив чего-либо. Ударение ставится на третий слог - оппон е́ нт.

Кто такой оппонент на защите диссертации

В специальном значении оппонент - это человек, заранее назначенный для оценки научной диссертации и выступления на ее защите. Без отзывов официальных оппонентов невозможно защитить кандидатскую или докторскую диссертацию.

Моими оппонентами на защите были профессор Иванов и доцент Петров .

Слово предоставляется оппоненту.

Мне еще не назначили официальных оппонентов.

Она была оппонентом, когда он защищал кандидатскую в 2000-м.

Отзыв оппонента на диссертацию, ответ оппоненту

Несмотря на свое название, оппонент на защите диссертации не является противником диссертанта, не спорит и не старается раскритиковать его работу. Задача оппонента - дать оценку научной работе, объяснить, почему соискатель заслуживает научной степени.

Как выбирают оппонентов

Поскольку диссертант и научный руководитель обычно сами приглашают оппонентов, на эту роль зовут людей компенентных и достаточно благожелательных. Оппоненту придется потратить время на чтение и анализ диссертации, написать отзыв, а затем выступить на защите.

Официальные оппоненты - при защите кандидатской диссертации их должно быть двое - утверждаются заранее. Один из оппонентов должен быть доктором наук, второй - доктором или кандидатом наук. Для защиты докторской диссертации нужно три официальных оппонента - все они должны быть докторами наук.

О чем пишут в отзыве официального оппонента на диссертацию

В официальном отзыве оппонент подтверждает актуальность выбранной темы, указывает на научную новизну и практическую значимость исследования. Отмечает обоснованность и достоверность научных положений и выводов.

Оппонент указывает на сильные, а затем на слабые места диссертации (делает замечания). Наконец, он дает общее заключение: оценивает диссертацию положительно и сообщает, что считает возможным присвоить соискателю научную степень.

Некоторые оппоненты ленятся сами писать отзыв и просит диссертанта подготовить текст за них.

Отзыв оформляется в произвольной форме, 14-м шрифтом через 1,5 интервала. Объем - обычно не менее 4 страниц. Согласно требованию ВАК, оппонент подписывает отзыв не менее чем за 10 дней до защиты.

Что говорить в ответе оппоненту

Начинать ответ оппоненту принято с благодарности. Затем соискатель обязан дать аргументированный ответ на замечания. Это делается кратко, диссертант и оппонент не вступают в дискуссию. Поскольку замечания известны заранее, не составляет большого труда ответить на них вежливо, коротко и по делу. При этом соискатель вправе не отвечать на замечания официального оппонента, если их не было в тексте предоставленного отзыва.

Читайте также: