Вечные человеческие ценности доклад

Обновлено: 18.05.2024

Есть ценности, которые принято называть общечеловеческими. Это те ценности, которые важны во все времена и важны для всех людей. К ним относятся свобода, истина, красота, справедливость, добро и польза.

Это те ценности, которые важны для духовно развитого человека. И во все времена, для всех наций и для всех видов обществ эти ценности были вечными.

Ценности семейной жизни тоже немаловажны. Это верность и преданность, любовь к детям и своим близким. Есть переходящие ценности, которые меняются наряду с культурным и духовным развитием общества.

Какие же ценности у современных подростков? Больше всего подростки восхищаются вымышленными героями, которые предпочитают заботиться о других, более слабых людях. Этому типу героя присуще чувство коллективизма – общности с другими членами общества.

Важно, что такие герои просто не могут оставаться равнодушными к страданиям другим, они сочувствуют слабым и стараются им помочь. Это показывает их нравственные ценности.А вот для тех, кто постарше, например, студентов, интереснее наблюдать за героями, которые уже что-то достигли в своей жизни. Их интересуют реальные ценности современной жизни, а не сказочные персонажи. Таких героев больше интересует материальная выгода и стабильности.Но именно на вечных ценностях держится мир. И чтобы в мире не происходило, какие бы технологические и материальные новшества не придумывали бы, вечные ценности отыгрывают важную роль в жизни каждого человека.Без них человек не может духовно развиваться и чувствовать себя нравственно удовлетворенным. В добре и истине, справедливости и честности раскрыватся полнота жизни человека, и даже если его идеалы материальны и не отличаются высокой нравственностью, он приходит к осознанию того, что без высших ценностей прожить жизнь достойно невозможно.Чаще всего такие ценности проявляются в переходные исторические периоды, во время войны или революции, когда людяи необходимо строить новый мир и новый уклад жизни.

Основные типы жизненных стратегий в современном обществе: стратегии благополучия, успеха и самореализации. Понятие "стратегия" сформировалось в сфере военного искусства. Стратегия изучает закономерности и характер борьбы в военной области, в бизнесе, разрабатывает теоретические основы планирования и проведения операций на полях сражений, в сфере бизнеса и часто между людьми. Стратегия вытекает из политики, обслуживает ее. Стратегии разрабатывают и реализуют по заказу политиков.

Сегодня не существует сложившихся понятий стратегии и стратегического управления. Многочисленные определения стратегии сформулированы на основании анализа эмпирического материала, полученного односторонним наблюдением за деятельностью стратегов, стратегических управленцев, аналогично легенде, как слепые изучали слона. Повышенное внимание к стратегическому управлению кадрами сегодня объясняется пониманием важности и сложности проблем в сфере управления трудовыми ресурсами, необходимостью занятости населения и управления персоналом. Теоретически под стратегией можно понимать категорию теории управления, показывающую организационную и технологическую взаимосвязи целей организации, создаваемых структурами и средствами достижения цели (методами, технологиями).
Стратегия — организующее начало деятельности людей, обеспечивающее целостность организации и ее направленность на достижение стратегических целей. Анализ практики показывает, что существуют статическая и динамическая составляющие как в стратегии, так и в деятельности персонала, являющейся объектом стратегии. Стратегия действует совместно с методом реализации интегрирующей и координирующей функций в сфере управления. Стратегия — это модель достижения потребностного будущего, динамически изменяющаяся во времени и сохраняющая пространственную ориентацию, заданную системой координат, базовыми и индивидуальными ценностями. Стратегия реализуется в тактике, в повседневной деятельности через комплекс социальных и психологических технологий, приемы и способы управления персоналом, механизм управления организацией. Стратегия — это абстрактная норма, задаваемая в виде плана, программы, проекта, технологии и т. п.
Трудности разработки и реализации стратегий объясняются необходимостью наличия у людей, занимающихся стратегическим управлением, стратегического мышления. "Секрет" стратегического управления состоит в наличии соответствующего мышления, позволяющего осуществлять стратегическое видение, принимать стратегические решения (на основе анализа обстановки соответствующего уровня), видеть взаимосвязи стратегии и политики, управлять ими. Стратегическое мышление базируется на развитых рефлексивных способностях, навыках, приобретенных эмпирически (в управленческой практике) или на специальных занятиях (организационнодеятельностных, мыслительных играх). Абстрактность, присущая стратегии, затрудняет ее описание привычным языком человеческого общения. Логическое мышление, которое тщательно развивается у человека в течение столетий, не обеспечивает полноты понимания возникающих проблем и последующего их решения.
Стратегии объединяют людей в деятельности по достижению общих целей, используя арсенал средств (социальные и психологические технологии, методы и приемы и т. п.) управления этой деятельностью, направляя ее на реализацию стратегической цели. При этом учитывается весь возможный комплекс внешних и внутренних факторов реальной действительности, создающий определенную обстановку на театре войны или на рынке.
Элементы стратегии обосновываются расчетами и учитываются во взаимосвязи. Стратеги всех времен выделяли в стратегическом управлении статическую и динамическую составляющие, центральной составляющей стратегии определяли человека, придавали большое значение форме (соотношению характеристик противоборствующих сил) и главным системообразующим фактором считали цель деятельности.
В процессе стратегической деятельности решают проблемы, а в тактической — повседневные задачи, определенные стратегией. Стратегия совместно с методом исходит из концепции коллективных и индивидуальных ценностей. Реализация стратегии начинается со стратегического самоопределения (деятельности по выявлению и утверждению собственной позиции стратега и подчиненных ему людей, вошедших в организацию), где, прежде всего, осознаются цель и смысл дальнейшей жизни.
Наглядным и наиболее приемлемым для управленческой деятельности является последовательный тип классификации стратегий. Он охватывает всю область стратегического управления, базируется на иерархическом принципе управления и наглядно интерпретирует совокупность используемых стратегий в виде генеалогического дерева. На высшем (планетарном) уровне размещается стратегия развития человеческой цивилизации, определяющая организационно-управленческие требования к транснациональным, государственным, корпоративным стратегиям. На каждом иерархическом уровне необходимо выделять стратегии управления в политической, материальной и духовной сферах.

9. Для достижения тех или иных целей человек использует различные стратегии. В основе классификации стратегий — определенные признаки: социально-экономическое положение человека; способ разрешения им жизненных противоречий (стратегии защиты, отказа и приспособления); вид действий в борьбе (стратегии наступательные или оборонительные). Наиболее известные стратегии — жизненного благополучия (направление деятельности на достижение жизненных благ), успеха (достижение преуспевания в жизни) и самореализации (смысл жизни в самореализации внутренних потенций).

Проблема смерти в духовном опыте человечества. Жизнь и смерть вечные темы духовной культуры человека. Во всех философских системах осмысливалась и, в той или иной форме, решалась данная проблема. Это обусловлено тем, что жизнь и смерть есть противоречивое единство. Нет жизни без смерти как нет смерти без жизни. Многие мыслители исходят из того, что смерть есть важнейший фактор нашего понимания сущности жизни. Жизнь трактуется как определенная форма бытия. А чем является смерть? Это небытие или бытие, но в иной форме?

Исследуя проблему жизни и смерти, всегда присутствует бессмертие. Можно говорить о триаде : жизнь-смерть-бессмертие. К последнему тоже не однозначное отношение. В иных культурах оно воспринимается как благо, заветная цель, к которой необходимо стремиться. А в других – по-иному. К примеру, в древнегреческой мифологии самое страшное наказание, к которому боги могли приговорить человека - это бессмертие.

Представьте себе, что вы бессмертны. Умерли уже все ваши родные, друзья, дети ваших детей, а вы все живете. Абсолютно одиноки, забыты, неизвестны, где все чужое и непонятное: ни время, ни культура.

Вместе с этим, идея бессмертия жива. Выделяют несколько видов бессмертия.

Первый – в детях, внуках, правнуках, т. е. в генах потомства.

Второй – мумификация тела с расчетом на вечное его сохранение.

Четвертый – связан с результатами жизненного творчества человека, плодами материального и духовного производства, которые входят в копилку человечества (научные открытия, произведения литературы и искусства и др.).

Шестой – связан с достижениями техники конца ХХ века. Стала возможной и уже применяется в США криогенезация (глубокое замораживание) тел умерших с расчетом на то, что медики будущего оживят и, если необходимо вылечат от ныне неизлечимых болезней, тем самым дадут новую жизнь в будущем нашему современнику.

Итак, можно сформулировать несколько подходов к пониманию проблемы жизни и смерти.

1. Жизнь и смерть являются различными сторонами одного феномена. В мире ничего нет вечного. Есть его величество – цикл, которому все подчинено. С этим надо мириться и принимать как должное.

3. Нужно каждому дать право выбора – жить или умереть. Проблема эвтаназии (греч. еuthanasia –тихая, легкая, блаженная смерть ) - в последние годы дискутируется довольно активно с целью прекращения страданий при неизлечимых болезнях. Нравственно ли это? Как избежать злоупотреблений, когда вопрос о праве на жизнь должны решать другие лица?

Принято различать несколько видов эвтаназии:

Решая проблему эвтаназии, медики стоят на распутьи: с одной стороны, врач не должен быть убийцей, даже по просьбе пациента, а с другой стороны, он должен облегчить участь страждущего. В мире пока только два государства, где эвтаназия разрешена законом (Нидерланды и Австралия).

Однако, проблема существует и требует своего решения

Таким образом,можно отметить, что смысл смерти и бессмертия, как и пути его достижения, являются обратной стороной проблемы смысла жизни. Эти вопросы решаются различно, в зависимости от духовной установки той или иной цивилизации.

Познание мира. Знания об окружающем мире и о самом себе необходимы человеку во всех видах деятельности. Знания дают возможность человеку ориентироваться в мире людей, вещей, природных явлений, помогают объяснить и предвидеть события. В знаниях спрессован тысячелетний опыт материальной и духовной культуры. Процесс познания предполагает две стороны: одна сторона – познающий человек (субъект познания), вторая – познаваемый предмет (объект познания). Познание бывает чувственное и рациональное:

1) Чувственное познание: Нормальная работа органов чувств, осуществляемая в следующих формах:

а) Ощущения – непосредственное воздействие на органы чувств, свойства предметов и процессов.

б) Восприятие – воздействие на органы чувств целостного образа предмета.

в) Представление – чувственный образ предметов и явлений, сохраняемых в сознании без их непосредственного воздействия.

2) Рациональное познание: /От лат. ratio – разум/ Необходимый этап познавательной деятельности человека.

а) Сравнение – выделение общих существенных черт. В результате сравнения формируется понятие.

б) Понятие – мысль, отражающая предметы или явления в их общих или существенных признаках.

в) Суждение – такая форма мысли, в которой через связь понятий или утверждается, или отрицается что-либо. Логически связанные суждения – это умозаключение.

Истинное и ложное: Истина – достоверное правильное знание. Философы-агностики отрицают возможность получения человеком истинного знания (агностицизм – недоступный познанию). Критерии истины: В XVII – XVIII веках: спор ученых об источниках знаний и о том, разум, или чувства являются определяющими в познавательной деятельности человека. Мнения разделились:

1) Рационалисты (разум): есть некие врожденные идеи, задачи мышления, независимые от чувственного познания. Критерием истины считают разум и за истинные принимают теоретически обоснованные знания.

2) Эмпирики (от греч. эмпирио – опыт): решающая роль в познании – чувственный опыт.

Истинность знания обеспечивается опытными данными: что дается нам в ощущениях, то есть в действительности. Цель науки в чистом описании фактов чувственного познания. Критериями истины также могут считаться практика, как материальное производство, опыт и научный эксперимент. Практические нужды вывели к жизни многие отросли научных знаний. Знания о предметах и явлениях могут считаться правильными, если с их помощью можно сделать те или иные вещи.

Объективна ли истина (?): Многие ученые считают, что знания субъективны, т.к. зависят от познающего субъекта. Другие философы считают, что существует истина объективная, независимая от произвола людей и их интересов. Абсолютная истина – несомненное, неизменное, раз и на всегда установленное знание. Она не может быть опровергнута при дальнейшем развитии познания. На пути к абсолютной истине мы получаем относительные истины.
Интуиция. Интуиция – своеобразная форма сопряжения чувственного и рационального в познании

Ценности – это те явления и предметы, которые наиболее важны для человека. Причем явления могут быть материальными и духовными. Важно отметить, что ценности определенного общества или человека говорят сами за себя – по этой причине тема ценностей особенно актуальна в переходные времена общественного развития.
Зачастую ценность рассматривают как полезные предмет, который способен удовлетворитьпотребности человека и его идеалы. Ценность можно назвать своеобразным ориентиром в жизни каждого человека, и даже если ценность представлена в виде нематериального объекта – в виде веры и любви, - она также является реальной и может выступать в роли жизненного ориентира определенной группы людей.
Во многом именно идеалы и ценности обусловливают поведение человека, мотивы его поступков и направлениеего мыслей. Есть ценности, которые принято называть общечеловеческими. Это те ценности, которые важны во все времена и важны для всех людей. К ним относятся свобода, истина, красота, справедливость, добро и польза.
Это те ценности, которые важны для духовно развитого человека. И во все времена, для всех наций и для всех видов обществ эти ценности были вечными.
Ценности семейной жизни тоженемаловажны. Это верность и преданность, любовь к детям и своим близким. Есть переходящие ценности, которые меняются наряду с культурным и духовным развитием общества.
Какие же ценности у современных подростков? Больше всего подростки восхищаются вымышленными героями, которые предпочитают заботиться о других, более слабых людях. Этому типу героя присуще чувство коллективизма – общности с другими членами общества.Важно, что такие герои просто не могут оставаться равнодушными к страданиям другим, они сочувствуют слабым и стараются им помочь. Это показывает их нравственные ценности.
А вот для тех, кто постарше, например, студентов, интереснее наблюдать за героями, которые уже что-то достигли в своей жизни. Их интересуют реальные ценности современной жизни, а не сказочные персонажи. Таких героев большеинтересует материальная выгода и стабильности.
Но именно на вечных ценностях держится мир. И чтобы в мире не происходило, какие бы технологические и материальные новшества не придумывали бы, вечные ценности отыгрывают важную роль в жизни каждого человека.
Без них человек не может духовно развиваться и чувствовать себя нравственно удовлетворенным. В добре и истине, справедливости и честности раскрыватсяполнота жизни человека, и даже если его идеалы материальны и не отличаются высокой нравственностью, он приходит к осознанию того, что без высших ценностей прожить жизнь достойно невозможно.
Чаще всего такие ценности проявляются в переходные исторические периоды, во время войны или революции, когда людяи необходимо строить новый мир и новый уклад жизни.
За долгую историю существованиячеловеческого общества выработаны основополагающие общечеловеческие ценности и нормы нравственного поведения. В обществе всегда ценились и ценятся доброта, верность, честность, взаимопомощь и отвергаются цинизм, обман, жадность, тщеславие,преступления.
Развитие общечеловеческих ценностей, формирование личности нового типа – важнейшая веха развития человечества. Мы сегодня способствуем развитию моральногопрогресса, совершающегося под знаком общечеловеческого гуманизма, неотделимого от формирования личности гармонически развитого человека, от совершенствования его морального сознания, благородной целеустремленности его исканий, замыслов и дел.
Основным стержнем в общей системе развития личности является обучение и воспитание на основе нравственных общечеловеческих ценностей. Раньше мы говорили об обучении ивоспитании, сегодня главное – обучение и развитие. Ведь воспитание- это тоже развитие личности, особенно в нравственном аспекте. И в нынешних условиях следовало бы говорить не столько о воспитании, сколько о самовоспитании. Человеческие основы для развития самостоятельного мышления и отношения к миру, поиска собственного пути, умения критически мыслить и.

Чтобы читать весь документ, зарегистрируйся.

Связанные рефераты

Вечные ценности

. Вечные ценности Есть ценности, которые принято называть.

Булгаков о вечных ценностях.

. Существуют вечные цен¬ности, не зависящие от исхода гражданской войны. Звезды — это символ.

3 Стр. 77 Просмотры

Вечная тема

. а Статус социологии в системе социального знания Социология в структуре социально-гуманитарных наук Место.

9 Стр. 6 Просмотры

Человечество

. республики Коми расположены за полярным кругом, в пределах вечной мерзлоты. Для большей части.

16 Стр. 113 Просмотры

Человечество

. Введение. Человечество ежедневно сталкивается со множеством суровых природных явлений.


О том, что такое жизненные ценности человека задумывается каждая зрелая личность. Они становятся для неё путеводной звездой, ориентиром. В итоге осмысления человеческих ценностей объект делает сознательный выбор в пользу того или иного решения.

Важно, что данные установки сказываются на качестве жизни человека. Они определяют его характер, взаимоотношения с другими людьми и, в конце концов, делают его таким, каков он есть на самом деле.

Что такое жизненные ценности?

Жизненные ценности – это те вещи, которыми дорожит человек. Они служат ему ориентиром, являются целями и стремлениями.

Жизненные ценности помогают человеку определиться с приоритетами в жизни. Интересно, что жизненные ценности меняются с возрастом. Опыт, полученный с годами, влияет на все ориентиры.

В некоторых ситуациях личность способна полностью пересмотреть свою жизнь, осознать её неправильность и установить для себя другие ценности. Теперь они будут приоритетами. Если такое происходит, о человеке говорят, что он изменился. При этом изменения могут быть как негативными, так и положительными.

Допустим, алкоголик со стажем в 15 лет, сталкивается с уходом жены, с ненавистью детей, потерей работы. Его не устраивает подобная ситуация. Он проводит глубокую внутреннюю работу и принимает решение полностью изменить жизнь. Пьяница отказывается от пагубных привычек, устраивается на работу, налаживает взаимоотношения со своей семьёй. Он поменял свои ориентиры, сделал приоритетными такие ценности, как семья, карьера, здоровье.

У каждого человека имеется собственная система жизненных ценностей. Навязать свои приоритеты другому невозможно. Но всегда удаётся найти единомышленников, то есть тех, кто живёт по тем же принципам, придерживается тех же правил.

Жизненные ценности — мотивационный фильм

Какие бывают жизненные ценности?

Какие бывают жизненные ценности?

Базовые ценности человека закладываются ещё в детстве. Поначалу в приоритете те ориентиры, которыми руководствуется семья ребенка. В детстве родители прививают своим детям правила поведения в обществе, дома. Эти нормы, требования служат предпосылками для формирования жизненных ценностей.

Система жизненных ценностей становится более полной, насыщенной по мере взросления. Общеобразовательные учреждения уделяют внимание нравственному воспитанию детей. Кроме того, уже в подростковом возрасте и даже раньше, ребёнок сталкивается с социальными нормами.

В результате формируется представление о том, как полагается вести себя в обществе, в коллективе. Взрослеющая личность устанавливает для себя запреты и разрешения. Руководствуется ими, когда делает тот или иной выбор.

Психологи говорят о том, какие могут быть ценности у человека. Виды условны. В каждую категорию может входить по несколько подвидов, каждый из которых, в свою очередь, входит в иерархию. Какие-то категории выходят на первое место, какие-то – на последнее.

Условно жизненные ценности делят на общечеловеческие (культурные) и индивидуальные. Первый вид важен для общества в целом. Общечеловеческие ценности формируются в процессе воспитания в семье, в школе, в вузе и т.д.

К общечеловеческим приоритетам относят:

  • здоровье и жизнь;
  • образование;
  • социальное положение;
  • семью и т.д.

Чаще всего эти ценности важны для большинства людей. Мало кто из нас, например, намеренно готов уничтожить себя или ещё в детстве решить никогда не обзаводиться семьёй.

К индивидуальным жизненным ценностям относят те приоритеты, которые формируются на протяжении всей жизни личности. Они последствие опыта, приобретённого с годами. Это личные установки индивида.
Их также условно делят на две группы:

1. Материальные жизненные ценности. Человек определяет для себя границы финансовой комфортности. В эту категорию входит всё, что связано с материальными благами. Это и жильё, и зарплата, и многое другое. Для некоторых людей материальные ценности становятся приоритетными. В этом случае они живут ради собственной выгоды. Их называют расчётливыми людьми.

2. Духовные жизненные ценности. Сюда входит всё то, что невозможно потрогать или ощутить. Это ментальные категории. К данной группе относится отношение к семье, здоровье, любви и т.д.

Виды индивидуальных жизненных ценностей всегда тесно связаны и переплетены. Они не могут существовать отдельно друг от друга.

Так, если в приоритете находится благополучие семьи, то человек вынужден позаботиться и о её финансовой обеспеченности. Он работает, продвигается по службе, а всё для того, чтобы его дети и другие близкие ни в чём не нуждались.

Список жизненных ценностей

Каждый человек выбирает для себя собственные ценностные ориентиры. Их список обширен. В процессе жизни он может расширяться, дополняться или, наоборот, сужаться.

Некоторые из ориентиров становятся приоритетными. Личность живёт так, чтобы добиться того, что для неё главное. Например, человек ценит покой. Он строит свою жизнь так, чтобы всегда находиться в гармонии с самим собой, он избегает конфликтов, ссор, общения. Он может стремиться к жизни за городом, в отдалённой местности. Для этого он много работает, чтобы купить дом и переехать. Так или иначе, его жизнь определяется приоритетом – стремлением к покою.

Назовём основные ценности в жизни человека:

  • семья;
  • здоровье;
  • дети;
  • душевный комфорт;
  • карьера;
  • финансовое благополучие;
  • успех;
  • развитие;
  • образование;
  • независимость;
  • свобода;
  • покой;
  • активность;
  • решительность;
  • честность;
  • самопожертвование;
  • стабильность;
  • благотворительность;
  • щедрость;
  • прагматизм;
  • личная выгода, расчёт;
  • любовь;
  • стремление к власти;
  • справедливость;
  • дисциплина и самодисциплина;
  • мир;
  • порядок;
  • открытость;
  • дружба;
  • слава;
  • традиции;
  • счастье;
  • красота.

Список ценностных ориентиров расширяется. У человека не может быть только одна жизненная ценность. Их всегда несколько. Но какая-то становится главной, приоритетной. Например, если человек мечтает о власти, он строит свою жизнь так, чтобы прийти к ней. Жизненные ценности – это ещё и цели, к которым стремится личность.

Какие жизненные ценности важны для человека?

Какие жизненные ценности важны для человека?

О том, что по-настоящему ценно в жизни человека задумывается каждый. Размышления всегда связаны с поиском смысла жизни. Личность делает выбор в пользу той или иной категории, стремится к ней.

Одна из самых больших жизненных ценностей – сама жизнь человека. Общество осознаёт значимость жизни каждого индивида. Государство разрабатывает программы, направленные на сохранение жизни. Убийство, причинение тяжкого вреда здоровью караются законом. Никто не вправе посягнуть на жизнь человека. В некоторых странах запрещена смертная казнь. Даже особо опасных преступников не лишают жизни, несмотря на тяжесть совершенных ими преступлений.

Вторая важнейшая ценность человека после жизни, – это, конечно, здоровье. В общеобразовательных учреждениях проводятся воспитательные работы, пропагандируется здоровый образ жизни.

В нашей стране каждый человек вправе получить бесплатную медицинскую помощь. Сейчас мы не будем говорить о том, что услуги чаще всего низкого качества. Тем не менее власти заботятся о том, чтобы главные жизненные ценности, вошли в список благ, охраняемых законом и Конституцией.

Важна и такая общечеловеческая ценность, как культурные традиции. Достопримечательности, памятники культуры также охраняются законом. Каждая нация стремится сохранить свои традиции, передаёт свой опыт подрастающему поколению. Это тоже жизненная ценность.

Семья, мир на планете, дети – это все те жизненные ценности, которые важны для каждого человека.

От чего зависит выбор жизненных ценностей?

Жизненные ценности и ориентиры зависят, прежде всего, от мироощущения человека. В процессе взросления у него формируются установки, которых он придерживается.

Влияние окружающей среды сказывается на списке жизненных ориентиров. Например, подросток, воспитываемый в благополучной семье, может измениться под влиянием плохой компании. Прежние ориентиры утратят для него значимость. Жизненная ценность может в корне поменяться. Если раньше ребёнок ценил родителей, то теперь на первое место выйдут, так называемые друзья.

В это время родителям важно проявить мудрость, сохранить хорошие отношения с сыном или дочерью и помочь ему вернуть прежние установки. К сожалению, это получается не всегда. Даже в благополучных семьях дети становятся наркоманами, преступниками и т.д.

Таким образом, выбор жизненных ценностей зависит от множества факторов. Перечислим некоторые из них:

  • воспитание в семье, в школе;
  • влияние окружающей среды;
  • жизненный опыт;
  • самопознание.

Нужно сказать и о том, что ориентиры в жизни могут формироваться в результате саморазвития. Личность, которая стремится к самопознанию, образованию, самосовершенствованию, так или иначе, выбирает новые ориентиры, пересматривает свою жизнь.

Жизненные ценности и ориентиры

Примеры жизненных ценностей

Жизненные ценности в детстве оказывают влияние на судьбу человека. То, что привито в семье, не может исчезнуть бесследно. Поэтому так важно показывать своим детям примером, что следует ценить.

Жизненные ценности в детстве

Если ребёнок видит, что мать и отец заботливо ухаживают за бабушкой, бережно относятся друг к другу, то и он в будущем будет вести себя так же. Многие ценности закладываются именно в детстве, под влиянием семьи.

В подростковом возрасте ориентиры меняются, многие из них утрачиваются, заменяются новыми. У подростка в приоритете уже не родители, а друзья, компания.

Мнение сверстников становится значимым. Ребёнок может пойти на преступление, начать употреблять психотропные вещества, забыв о том, что родители всегда ценили здоровый образ жизни и сами придерживались его. Это уже подмена жизненных ценностей.

Мать и отец способны влиять на сына или дочь. Они могут помочь ему вернуть прежние ориентиры. Но тут важно и самосознание подростка, уровень его интеллекта, образованности.

1. Для матери всегда были ценными её дети. Несмотря на то что отец ушёл из семьи, она не озлобилась. Продолжала упорно трудиться, чтобы обеспечить своих детей всем необходимым. Став взрослыми, дети осознали, как много сделал для них мать. Она по-прежнему проявляет заботу о взрослых сыновьях и дочерях. К ней всегда можно обратиться за советом, поддержкой. Жизненную ценность – дети – она сохранила на протяжении всей жизни. Они стали для неё смыслом жизни, ориентиром, путеводной звездой.

2. Гениальный реформатор Столыпин считал главной ценностью Россию. Он посвятил свою жизнь реформам, преобразованию законов. Многие политики говорят о том, что он своими действиями предотвратил развал Империи, продлил её жизненный срок.

3. Декабристки были верны своим мужьям. Они отправились вслед за ними на каторгу, разделили все тяготы и лишения с теми, с кем были обвенчаны. Для них высшие ценности – любовь, верность, преданность.

4. Для женщины, основавший приют для бездомных животных, высшей ценностью является любовь к братьям нашим меньшим. Она не жалеет сил, времени и денег, чтобы помочь собакам и кошкам, брошенным на произвол судьбы, выжить, обзавестись семьями.

5. Волонтёры, беззаветно помогающие старикам, показывают, что для них значимы такие ценности, как поддержка пожилых, заботы о престарелых. Они чтят старость, мудрость и опыт.

6. Люди, которые не жалеют денег для благотворительных сборов в пользу того или иного мероприятия, показывают то, что значимо для них. Часто дорогостоящие операции проводятся благодаря пожертвованиям неравнодушных людей, для которых высшими ценностями стали жизнь и здоровье.

7. Врачи, которые в разгар пандемии, под страхом заражения коронавирусом сутками работают в больницах, подтверждают свой профессионализм, готовность посвятить себя медицине. Они верны выбранным ориентирам.

8. Жизнь Феодосия Печорского доказывает, что для него главным стала вера. Он преодолел множество трудностей, терпел лишения, но не отказался от Господа. Он основатель Киево-Печерской лавры. О его деяниях и заслугах знают православные. Для многих он является примером для подражания.

9. Мужчина, который с юношеских лет, мечтал о карьере, не жалел времени для саморазвития и образования. Он много и упорно трудился, но воплотил в жизнь свою мечту. Для него высшей ценностью является карьера.

10. Патриотизм стал высшей ценностью для солдат, воевавших в годы Великой Отечественной войны. Своими подвигами они доказали преданность Родине, Отчизне.

Наверняка каждый из вас может привести примеры из жизни, которые подтверждают, что жизненные ценности есть у каждого человека. Они определяют его судьбу, ведут по жизни. Они его цель.

Заключение

Какими должны быть жизненные ценности, должен определить каждый человек самостоятельно. От этого зависит его судьба, выбор, образ жизни.

  • Психологи говорят о том, что нужно уметь определять жизненные ценности. Они советуют людям написать список того, что главное для них.
  • Подумайте, от чего вы сможете отказаться в пользу другого? Так, вы сможете выстроить собственную систему жизненных ценностей. Они и станут вашим внутренним компасом, целью и путеводной звездой.
  • Человек без жизненных ценностей не интересен. Его жизнь пуста, она лишена смысла. Он просто прозябает, не приносит пользу обществу.

При выборе жизненных ценностей нельзя забывать и о других людях. Их интересы должны учитываться. Если вы чувствуете, что ваша жизнь далека от совершенства, стоит пересмотреть список жизненных ценностей. Сделайте правильный выбор, и вы достигните гармонии с самим собой.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Не просто так, сейчас, нас беспокоит судьба нашего современного человечества. Это связано с тем, что на нас обрушились явления, которые сейчас уже являются глобальными проблемами, касающихся всех стран и народов, решение которых возможно лишь объединенными усилиями всего мирового сообщества. С решением этих проблем связано само существование земной цивилизации, или по крайней мере ее дальнейшее развитие. Человечество зашло в тупик, глобализация породила ряд проблем: экологическую, демографическую, политическую, экономическу, и прежде всего, духовную. Этот кризис в наше время выражается в достигшем опасного предела для существования человеческого рода отчуждения человека, в отдалении его от истинных, коренных человеческих качеств.

Каждый человек рожден, чтобы сделать мир прекраснее, ярче и добрее. Смотря на наших детей видишь сколько в них оптимизма, энергии, энтузиазма, доброты, великодушия, нежности. В каждом ребенке находится частичка света, которая не видна, но нужна ее открыть и рассмотреть в каждом. А в настоящее время учащихся учат увековечивать деятельность в обход сердца, вынуждая их сосредотачиваться исключительно на интелектуальных устремлениях и пренебрегая их сердцами. Даже самые маленькие дети в детском саду уже заполнены и захвачены идеей сопернечества. Но изменяя систему ценностей и открывая сердца, мы можем изменить мир, давая людям надежду и вдохновляя их становиться более гуманными. Чтобы стать добрее к людям, надо научиться понимать других, проявлять сочувствие, честно признавать свои ошибки, быть трудолюбивыми, удивляться красоте окружающей природы, бережно относиться к ней. Конечно, трудно перечислить все нравственные качества человека будущего общества, но главное, что эти качества должны закладываться сегодня. Очень хочется, чтобы детство наших детей и наша жизнь были счастливыми!

Основная часть

Нравственное воспитание всего человечества является неоспоримой и важнейшей целью всего общества. Человек является носителем высшей нравственной ценности. Недостатки и упущения в нравственном воспитании не только молодого поколения, но всего человечества в целом, наносят обществу такой невозратимый и невосполнимый урон, что при недостатках другого характера большего вреда обществу нанести невозможно. Поэтому людям людям необходимо воспитать в себе вечные общечеловеческие ценности.

Общечеловеческие ценности – это система ценностей, содержание которых не связано непосредственно с конкретным историческим периодом развития общества, но, наполняясь собственным конкретным смыслом, воспроизводится, в любом типе культуры в качестве ценности.

Таким образом, личностная система ценностей не остается не изменной, она подвергается значительным изменениям, под влиянием различных факторов на протяжении всей жизни. Поэтому возникает вопрос, какие же именно ценности нужны подрастающему поколению?

Т.И. Петракова предлагает классификацию системы ценностей, деление на три вида: природные, приобретенные и абсолютные.

Природные ценности – это ценности, естественных сил и способностей души, то есть ума, чувства и воли.

Приобретенные ценности – это ценности, усвоенные человеком интелектуального и нравственного развития, такие как: корректность, вежливость, уважение, отзывчивость, великодушие и т.д. Приобретенные ценности меняются в течении жизни.

Абсолютные ценности – это ценности, не изменяющиеся во времени и не значемые для огрниченного круга людей, а нечто имеющее значение для всего человечества. Эти абсолютные ценности еще называют Вечными общечеловеческими ценностями.

Впервые вопрос о ценностях был поставлен Сократом (469-399гг.до н.э.)., сделавшим его центральным пунктом своей философии, и сформулировал его в виде вопроса о том, что есть благо.

Проблемами включения общечеловеческих ценностей в образовательный процесс поставлена в педагогике в конце 80-х и начале 90-х годах XX столетия. Этими вопросами занимались: И.Я. Лернер, Л.Я. Зорина, В. Оконь и т.д.

Возникает задача использования уже имеющегося в содержании образования материала, выявление скрытого в нем ценностного потенциала. Необходимо вести речь о некоторой совокупности непреходящих, базовых ценносей, которые должны войти в структуру личности. Поэтому при отборе образовательного материала, важно ориентироваться на ценности, отличающихся гуманистической направленностью.

Абсолютные общечеловеческие ценности и представляют собой интерес для духовно-нравственного воспитания личности. Эти ценности включают в себя и природные и приобретенные ценности, которые при рассмотрении через призму общечеловеческих ценностей, становятся качествами человека. Выявление общечеловеческих ценностей ведет к проявлению добродетелей.

Настоящее образование должно давать человеку возможность использовать приобретённые знания, подготовить к встрече с трудностями жизни и сделать всех людей счастливыми, насколько это возможно. Рождённый в обществе, человек должен работать для благополучия и развития общества. Каковы же эти общечеловеческие ценности? Их пять: Истина, Бескорыстная Любовь, Праведное Поведение, Внутренний Покой, Ненасилие. Они не зависят от национальности, расы, среды обитания и конфессиональной принадлежности, они не изменимы во времени. Все эти пять ценностей неразделимы, взаимосвязаны, взаимозависимы и проникая друг в друга создают единуюоснову духовности человека и его культуры. Обучение общечеловеческим ценностям – это не простое накопление теоретических знаний – его основа лежит в действии, в трансформации наших убеждений и поведения.

Развитие в себе общечеловеческих ценностей – это само по себе уже образование. Любого, кто старается как следует понять их, кто применяет их на практике и распрастраняет с усердием и искренностью, уже можно назвать по – настоящему образованным человеком.

Связывая вечные общечеловеческие ценности со структурой человеческой личности, выделяются следующие уровни:

Физический уровень (5 органов чувств) – Праведное Поведение

Эмоциональный уровень (подсознание) – Внутренний покой

Ментальный уровень (ум, мысли) – Бескорыстная Любовь

Уровень различения (сознание, разум) – Истина

Духовный уровень (интуиция, совесть, вдохновение) – Ненасилие.

Для достижения внутренней гармонии человека в мыслях, словах и действиях должен следовать вечным общечеловеческим ценностям.

Общечеловеческая ценность – Истина.

Каким бы великим не былоснизошедшее на них откровение Оракула, это не спасет их от дальнейших страданий, если они не сумеют увидеть Истину, заключающегося в этом афоризме - Познай себя.

Эти слова означают следующее – прежде чем, о чем – либо спрашивать, сначала задай себе ключевой и самый главный вопрос своей жизни: Кто я?

Цель обучения проявлению Истины – поддержать ребенка в поисках его истинной природы и осознание того, что этот поиск – самая важная цель в жизни, так как Истина – это и есть природа человека. Осознавая Истину, мы открываем путь к мощному потоку энергии, которое наполняет внутреннее пространство человеческой сущности.

Любое истинное обучение – это напоминание, толчок к поиску, к творчеству и должно опираться не на заучивание готовых фактов, которые, к тому же, могут быть ошибочными, а на постановку вопросов. Потому что именно вопросы побуждают к внутреннему поиску, развивают ум и обостряют интуицию.

Истина – это знание об изначальной природе всего сущего, разумной вечной всепроникающей энергии жизни, которая утомляясь, проявляется как материальный мир. Истина – это осознание единства в многообразии, восприятие себя частью неделимого целого, сопричастной всему и ответственной за всё.

Есть лишь одна абсолютная Истина, являющаяся источником всех остальных. И когда ты ее находишь, твои действия сонастраиваются с ней. Абсолютная Истина универсальна, неизменяема, выше чувств, выражает единство.

Истина, говорит с нами на простом языке, она кроется в привычных для нас вещах, и познать ее мы сможем лишь когда в своем сердце поселим доброту и милосердие. Истина – обретённые знания, которые помогают принести пользу людям. А пользу, мы можем принести добрыми поступками, хорошим отношением к окружающему миру. И только познав истину мы сможем смотреть на мир с открытою душой и радостью.

На пути к истине, человек учится принимать верные решения, справляться с трудностями, делать важнейшие открытия в окружающем мире, благодаря чему его жизнь становится насыщенной и интересной.

Мы, родители и учителя, должны стать умелыми садовниками, заботливыми и мудрыми, направляющими, но и дающими достаточно пространства для проявления и раскрытия внутреннего потенциала наших детей.

Я считаю что именно личность учитель является главным в формировании будущего страны и всего человечества, ведь именно он влияет на личности нескольких молодых поколений. Но для того чтобы положительно влиять на эти личности, педагог должен сам осознавать и практиковать вечные общечеловеческие ценности. Его мысли, слова и дела должны быть в совершенной гармонии.

В наши дни мысли, слова и поступки людей очень загрязнены, материальные ценностя ставятся выше духовных. Это всё необходимо очистить. Внутреннее очищение влечет за собой и очищение внешнее. Прежде всего нужно преобразавать ум человека, и тогда преобразуется весь мир. Это и есть то образование, в котором мы нуждаемся.

Мы должны, наконец, понять, что развитие и воспитание молодого поколения заключается не в накоплении знаний или в спортивных достижениях, но в более сбалансированном, всестороннем развитии личности. Очень важно при этом, чтобы каждая личность опиралась в своём развитии на общечеловеческие ценности.

Только тогда мы сможем во благо себе и обществу применить свои знания и умения. Ведь только того, кто применяет на практике, проявляет истину, праведное поведение, умиротворённость, любовь и ненасилие, можно по праву назвать образованным человеком, несущим в мир стабильность и гармонию. Поэтому, если мы хотим видеть будущее мира светлым, мы должны изменить существующую сегодня модель образования, сориентировав её на общечеловеческие ценности, гармонично развивая сердце, голову и руки.

Осмыслив все знания полученные мной об общечеловеческих ценностях, и работая с ценностью Истина я пришла к мысли о том, что поиски Истины приводят человека к осмыслению им своей жизни, поступков, желаний, стремлений, его истинной природы. Как я говорила изначально, решение глобальных проблем начинается с самого человека, возвращение к своим истокам, нужно смотреть на мир и на жизнь сквозь призму общечеловеческих ценностей, и познание Истины, это отличное начало для преобразование прежде всего самого себя, и уже всего человечества.

Процесс познания Истины, позволил мне понять суть привычных явлений, которые происходят в повседненой жизни, их постижение озарило меня и наполнило смыслом жизни. Я стала ценить каждый момент своей жизни и жить настоящим, сегодняшним, ведь вчера уже прошло, а завтра…а завтра будет завтра. С любовью научилась смотреть на все и на всех, пытаюсь воспитать в себе качества праведного поведения, хочу жить в гармонии с собой и обрести внутренний покой. И в дальнейшем буду жить в ненасилии над всем.

Поэтому я желаю вам никогда не останавливаться на пути постижения истины! Познать себя должен каждый!

Читайте также: