Качества творческой личности доклад

Обновлено: 19.05.2024

Творческая личность всегда стремится создать новые, уникальные материальные или культурные ценности. Такой человек всегда талантлив, причем во многих областях, а самым ярким примером творческой личности в истории является Леонардо да Винчи, который преуспел в самых разных сферах - от живописи и архитектуры, до математики и техники.

Творческой личности присущи такие качества как:

Изобретательность – способность человека нестандартно решать жизненные задачи, создавать необычные вещи. Благодаря этому качеству творятся шедевры. Преимущества: возможность совершать неординарные поступки, неограниченность фантазии, радость от процесса создания, свобода от лени души и тела. Это качество творческой личности не врожденное. Его можно приобрести благодаря: повышению собственной эрудиции, самосовершенствованию (искоренение любых признаков лени), постановке и достижению определенной цели. Изобретательный человек не боится пробовать что-то новое в жизни.

Настойчивость – волевая черта характера человека, способность добиваться поставленных задач, целей, несмотря на внешние или внутренние препятствия. Также это готовность и желание поменять мир в лучшую сторону. Это одно из качеств творческой личности помогает освободиться человека от вялости, нерешительности. Дает возможность доводить начатые проекты до конца. Выработать настойчивость помогут: выбор жизненного ориентира, регулярные занятия спортом или каким-то видом творческой деятельности (К примеру, обучение игры на каком-то музыкальном инструменте).

Воображение – способность мышления создавать новые образы на основе реальных объектов. Благодаря нему стираются границы между невозможным и возможным. Это качество дает свободу фантазии в любой сфере: искусство, кинематограф, литература и т.д. Воображение можно развить. Для этого необходимо глубоко читать книги, погружаясь в мир персонажей, интересоваться искусством, посещая выставки, картинные галереи, выполняя психологические упражнения, направленные на развитие фантазии.

Независимость . Благодаря этому качеству человек полностью свободен от мнения окружающих. Он способен принимать собственные решения и воплощать их в жизнь. В качества творческой личности оно не зря включено. За счет него любым идеям, даже самым безрассудным, на первый взгляд, человек может найти реальное применение. Приобретению этого качества способствует: развитие критического мышления, самоуважения, а также борьба со страхом перед людьми. Независимость способствует продвижению новаторских идей и развитию прогресса.

Образец яркой творческой личности - Леонардо да Винчи. Он был не только художником, но и гениальным изобретателем, архитектором, ученым, писателем. Его воображение было настолько развитым, что уже в то время, он составил чертежи вертолета, самолета, танка. Также он составил труды по анатомии.

В настоящее время вопросами творчества заняты многие профессионалы и любители: ученые, педагоги, работники творческих профессий и т.д.

Рассматривая проблемы организации обучения творчеству и решению творческих задач, необходимо знание особенностей творческой личности. Только совокупность внутренних связей и внешних условий формирует вполне определенные свойства психики.

Особенностями творческой личности являются:

- нейрофизиологическая структура мозга, определяющая преобладание внутренней обусловленности над внешней (признаки самой системы);

- психологическое (энергетическое) одиночество (условия взаимосвязи системы с другими системами, социумом);

- принадлежность доминантной идее (соотношение с надсистемой).

Творчество возможно только тогда, когда условия несут системный характер. Стоит заметить, что анализу поддаются только внешние фактические события, в которых участвует человек — глубина погружения, чувствование, причастность являются глубоко субъективными качествами и не поддаются обычным методам наблюдения и анализа. И все-таки.

В раннем детстве достаточно четко выделяется закономерность, которая, как нам видится, является одной из базовых в формировании творческой личности и отвечает на вопрос: "Почему более свободно?" Внешние условия не позволяют полностью и в широком спектре усвоить механизмы социального поведения, принятые нормативными для данного времени и социопсихологической культуры семьи, микромира. Известно, что нормативные механизмы поведения усваиваются ребенком без осознавания, в основном до 7 лет через подражание. В дальнейшем, в течение жизни, человек воспроизводит усвоенные нормы, которые, в случае совпадения со средой, обеспечивают максимальный психологический комфорт. Низкую вероятность совпадения несут нормы морально-психологического мира личностей, выросших в семье "воров в законе" и семье технической интеллигенции. Мужчины, выросшие в среде родо-племенного населения Чечни и, с другой стороны, в неполной семье, за спиной мамы, которая все "брала на себя", не смогут одинаково реагировать в одной и той же ситуации.

Понятно, что процессы "социализации" уходят в подсознание само собой разумеющимися нормами, являясь ядром становящейся личности или, другими словами, неосознанными социальными нормами. Невозможность обширных и устойчивых социальных контактов в детстве проистекает из-за различных причин:

- инвалидность или болезненность и, как следствие, ограничение устойчивых контактов;

- углубленная самодовлеющая увлеченность, например, музыкой, рисованием, фантазиями;

- очень ранняя и, возможно, неоднократная оторванность от семьи, с последующим перемещением в чуждую психологическую среду.

В ряде случаев просматриваются симптомы неврозов, иногда психозов.

Так или иначе, ребенок скорее предоставлен сам себе; сам в себе, сам для себя, чем сам для других. В широком спектре не формируются устойчивые стереотипы. Из потребности экономии сил происходит неосознаваемое стремление к устранению возникающего напряжения при общении [1, c. 151]. Это находит проявление в различных формах: от отсутствия длительных отношений, дружеских обязательств, до отсутствия семьи и сложностей в социальной адаптации. Если по ряду обстоятельств семья возникает, такой человек чаще всего не выполняет принятых в данной социальной среде обязательств.

Такие люди несут в себе большой заряд ощущений неприкаянности, потерянности, одиночества, чужого мира вокруг и т.д. Возникают проблемы в поисках места, ниши психологического комфорта. Но не многие могут из состояния "изгнанника" перейти в состояние "странника".

По терминологии П.В.Симонова, существуют две разновидности потребностей (биологических, социальных, идеальных): "потребности нужды" и "потребности роста". "Эти две разновидности потребностей обусловлены диалектикой сохранения и развития, присущей процессу самодвижения живой природы, включая человека и общество. Примером нужды в сфере биологических потребностей может служить голод. Овладение уже имеющимися сведениями удовлетворит нужду познания. Потребность роста применительно к познавательной деятельности побуждает искать принципиально новое, отсутствующее в современной науке" [2, c. 153]. Это значит, что из человека с преимущественно оборонительной позицией необходимо превратиться в активного, познающего. Вероятность случайного процесса мала. Понятно, что она увеличивается, если рядом тот, кто знает технологию (как, в какой последовательности, какими средствами).

В литературе есть указание на то, что отсутствие тождественного морально-психологического мира есть необходимое условие для реализации попытки найти себя, познать истину, увидеть реальность, т.е. стать человеком пути, человеком познающим. Заметим еще раз, что этими путями в одиночку не ходят, обязательно нужен тот, кто уже дошел.

Очень близки по проявлениям социальный эгоизм и внутренняя обусловленность . Похоже, что шутливая шкала "Различия в конечном продукте: создал продукт (нечто) — обусловленность, не создал — эгоист", достаточно показательна. Форма проявления и у творца, и у эгоиста одинакова. Однотипна и реакция внешнего окружения. Социальное, психологическое одиночество, а точнее энергетическое одиночество — обязательное условие творчества, а не следствие таланта.

Зрелый возраст — не помеха в формировании "свободы для" вместо "свободы от". В нейрофизиологическом плане процессы творчества скорее всего протекают по принципу "психического мутагенеза", по принципу отбора новых первичных связей, уже существующих в мозгу. "Разумеется, "психический мутагенез" не означает чисто случайного комбинирования нервных следов. Ранее приобретенный опыт не только поставляет материал для "мутаций", но в значительной мере предопределяет направление мутирования. Не случайно избыточность интеллекта напоминает избыточность биологического иммунитета. Чем большим числом вариантов решения задачи располагает субъект, тем шире диапазон выбора" [2, c. 179].

Чтобы приобретенный опыт не давил на сознание, не заставлял жить прошлым, найдено два решения.

А) "Вытащить" из подсознания, осознать то, что уже произошло. Собственно, нужно переставить прошлый опыт в новые структурные цепи сознания. Происходит частичное поднятие информации на уровень осознавания. Через осознавание можно "вытащить" социальную часть в человеке, морально-психологические механизмы в человеке. Это дает великолепные результаты, но нужен тот, кто знает.

Б) "Отключить", как бы позволить погрузиться событию в более глубокие слои подсознания. Цель та же. По возможности убрать непосредственное влияние сигналов, т.е. ослабить, "высветлить" уже существующие в нейрофизиологическом сети связи. Однако связи возобновляются всякий раз, когда есть схожие (в энергетическом плане) условия. Те же люди (или похожие), та же обстановка (или похожая) и т.д. Результаты ничего не гарантируют. Но в данном случае все происходит естественным путем. Или, гораздо чаще, не происходит.

Так или иначе, но творчество личности с большей вероятностью может проявляться при наименьшем количестве связей. Разрывы с родственниками, отсутствие друзей, любимых, привязанностей — шанс проявления творческих возможностей, а не следствие таланта. УСЛОВИЕ, осознайте, УСЛОВИЕ, а не следствие таланта.

Только чтобы находиться (желательно во время решения творческих проблем) в состоянии, которое попробуем описать как нахождение между экраном "сегодня", "сейчас" и экраном "будущее", необходимо быть открытым. Открытым именно будущему, а не прошлому. Мало стать фактически одиноким, необходимо это сделать психологически, освободиться от энергетических завязок на прошлое. Потерять все и всех, в том числе и себя, отпустить все и стать "пустым и чистым". В сосуд, который заполнен — новая жидкость не вольется, в старые меха новое вино не наливают.

Существует масса описанных в литературе исторических фактов, контекст-анализ которых свидетельствует, что основным, технологическим приемом ТВОРЦА (как искателя истины) является овладение умением свободного перемещения по информационным полям времени.

Важное место в формировании состояния энергетической самодостаточности играет отсутствие негативного переживания относительно себя. Мудрость воспитания в любви, на позитивных примерах, на стимулировании сильных сторон ребенка — непоколебимый потенциал творческого роста.

Достижение своей собственной самодостаточности возможно. Однако сам процесс "произрастания самого в себя", "дороги к себе", "строительства храма в своей душе", безусловно, в равной мере творческий и драматический одновременно, кто пробовал — знает, невозможен без квалифицированной помощи со стороны. Творческая личность "одержима" своей идеей, отдавая ей всего себя. Это обязательное условие — субъект не принадлежит себе, а только доминанте: скульптуре, музе, делу. Если есть фактическая отдача себя доминанте, о каком "умении держать удар" идет речь? Принадлежать можно чему-то одному, или, другими словами, "невозможно поклоняться одновременно Богу и Мамоне".

Академик В.П.Симонов предлагает следующую гипотезу: "На вершине иерархической пирамиды потребностей мы встречаем мотивации, которые обслуживаются почти исключительно положительными эмоциями. Такова потребность познания и ее разновидность — трудно формулируемая словами потребность в создании и восприятии произведений искусства, так называемая эстетическая потребность. В отличие от голода, жажды, секса, потребности занимать определенное место в группе, ни научно-теоретическое познание, ни искусство не обладают внутримозговым аппаратом наказания. Их привлекательность обеспечивается только той радостью, которую несет постижение истины, только тем высоким наслаждением, которое человек испытывает от соприкосновения с прекрасным.

Творчество всегда окрашено положительными эмоциями на этапе возникновения гипотез. Механизм этой закономерности хорошо объясняется информационной теорией эмоций. Ведь новая догадка, предположение, замысел субъективно повышает вероятность достижения цели, вплоть до момента, когда логическая или экспериментальная проверка установят их истинную ценность." [3, c. 154-155].

Исходя из вышесказанного, не нужно сокращать потребности, сводить их до минимума (упреждающий ход 18, 25 и т.д.). Это всего лишь следствие, а бороться со следствием — хороший способ нажить себе невроз. Просто "отпадает", что это не значимо и поэтому не достойно внимания.

Возникновение доминанты, "встреча с чудом", как отмечают сами творческие личности, происходит, как правило, в детстве и постепенно поглощает все больше и больше времени и энергии. Как нам видится, "встреча с чудом" возможна в условиях определенной открытости психики.

Необходимо, во-первых , отсутствие негативного опыта, который подавляет возникновение доминантного мотива деятельности. Как показывают исследования, отрицательное воздействие оказывают не только непосредственное содержание негативного опыта, но и отдаленно напоминающее о нем, например, такая же окружающая обстановка, состояние здоровья, запахи, словесный текст и т.д.

Во-вторых , обязателен резонанс мотива "чуда" с потребностями в познании, что с большей легкостью происходит при доминировании исследовательского рефлекса над ориентировочным.

В-третьих , на мощность и скорость роста доминантного мотива существенно влияет наличие (или отсутствие) "энергетической помощи" (подпитки) от взрослого при условии безусловного принятия идеи ребенка. Безусловного! Понятно, что нужны действительно доверительные отношения, состояние любви. Кто из современных детей имеет такого взрослого рядом, и кто из взрослых может сказать о себе "да, я такой человек для этого ребенка"?

По утверждению П.В.Симонова, П.М.Ершова, "механизмы сверхсознания обслуживают потребность, главенствующую в структуре мотивов данной личности. Творческая активность порождается недостаточностью для субъекта существующей нормы удовлетворения этой потребности. Интуиция непреложно работает на доминирующую потребность, и бессмысленно ждать озарений на базе второстепенного для субъекта мотива. Тренировка "творческого мышления", "творческого труда", развитие так называемой "креативности", само по себе ничуть не лучше воспитания "эмоционально богатой" личности безотносительно к характеру ее потребностей.

Далее. Интуиция (это чувство, и прежде всего чувство перспективы развития проблемы), сверхсознание, включается там, где мотивационная доминанта встречается с информационным дефицитом, с разрывом логической цепи мышления и действий. Вот почему игровая деятельность детей с их познавательными доминантами и чрезвычайно слабой "вооруженностью" сознания оказывается периодом интенсивной тренировки механизмов интуиции, где озарения, догадки и открытия следуют буквально друг за другом" [1, c. 97].

Достойная цель или нет? Для себя делание, или для других? Имеет социальную значимость или нет? "Познавательные потребности такого деления не имеют, поскольку не существует объективных истин "для себя" и "для других". Другое дело, что в процесс использования результатов познания вовлекаются материальные и социальные потребности во всем их многообразии и противоречивости. Преобладание идеальных (познавательно творческих) потребностей в структуре данной личности квалифицируется некоторыми исследователями как ее преимущественная ориентация "на дело", отличная от ориентаций на себя и на других.

Из всех потребностей человека познание и творчество наиболее гармонично объединяют личное и общественное. Любая деятельность человека тем свободнее от необходимости сочетания личного и общественного, чем больше в ней выражено творчески-познавательное начало" [1, с. 155, 157-158].

Собственно, существенных отличий в условиях формирования доминанты ни для ребенка, ни для взрослого нет. В случае создания доминантного мотива (цели), как осознанного действия, необходимо обязательное присутствие всех трех компонентов. Только в этом случае может проявиться системный характер формирования доминанты. Итак, повторимся, и еще раз напомним аспекты: психологическое (энергетическое) одиночество, преобладание внутренней обусловленности над внешней, наличие познавательной доминантной потребности с последующим детерменированием личности.

Собственно, это субъективно-объективные условия формирования творческого компонента в психике. Так или иначе в каждом искра творчества заложена изначально, вопрос сохранения, роста, приумножения, реализации.

статья посвящена более осознанному подходу к формированию творческого процесса психических трансмутаций личности. Непродуманная, без четкого понимания возможных изменений структуры сознания работа с детьми, - и речь идет не только о работе тризовцев, - чревата непредсказуемыми последствиями. Любая систематическая работа, требующая интеллектуальных или эмоциональных усилий, приводит к нейрофизиологическим изменениям. Плата всегда есть. Ни в коем случае ее нельзя сводить к ходам внешних обстоятельств (ходы 9-34), т.е. к плате в социуме. Платит сам организм (физическое тело). Платит психоэмоциональная сфера отсутствием, обеднением эмоций или патологией психики. Платит само сознание за свое же собственное изменение в структуре.

Но это уже тема другой статьи.

Симонов В.П., Ершов П.М. Темперамент. Характер. Личность. М.: Наука, 1981.

Симонов В.П. Мотивированный мозг. М.: Наука, 1984. — С. 153

Симонов В.П. Эмоциональный мозг. М. Наука: 1986.

Альтшуллер Г.С., Верткин И.М. Как стать гением: Жизненная стратегия творческой личности. — Минск: Беларусь, 1994. — 479с.

Совокупность психических свойств, характерных для творческой личности. Положение о наследственном характере способности к творчеству Ф. Гальтона. Интерес к комплексному исследованию психологических аспектов творчества. Фактор интеллекта и креативности.

Рубрика Психология
Вид статья
Язык русский
Дата добавления 23.09.2018
Размер файла 29,2 K

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Творческая личность и ее качества

Современная социально-экономическая ситуация требует осознания того, что от качества образования во многом зависит развитие личности и ее творческого потенциала. Творческий потенциал личности является важным фактором, обеспечивающим поступательное движение общества, уровень его благосостояния и прогресса.

Успехи кибернетики, передача техническим устройствам поддающихся формализации умственных операций резко повысили интерес к творческим действиям личности, способностям, которые не могут быть формализованы.

Совокупность психических свойств, характерных для творческой личности, стала объектом конкретно-научного изучения с изобретением тестов и методик их обработки и анализа. Это направление восходит к Ф. Гальтону. Его положение о наследственном характере способности к творчеству было подвергнуто в дальнейшем критике в психологической науке (работы швейцарского учёного А. Декандоля и др.), как и сближение гениальности с психическим расстройством (работы Ч. Ломброзо и др.). Интерес к исследованию психологических аспектов творчества (особенно научного) возрос в середине 20 в. под воздействием научно-технической революции. Это вызвало кризис прежних методик изучения личности, в частности традиционных тестов, которые часто давали весьма низкую оценку умственных способностей в случаях, когда испытуемые проявляли оригинальность, нестандартность мышления. В настоящее время разрабатываются новые системы тестов для определения (с помощью факторного анализа и других статистических методов) творческих признаков личности. Особая роль в них придаётся воображению, гибкости ума, дивергентному (расходящемуся в различных направлениях) мышлению, а также внутренней мотивации творчества.

Существует точка зрения, согласно которой уровень творческих способностей определяется уровнем развития интеллекта. Сторонники этой теории опираются на результаты эмпирических исследований, к числу которых относится работа Льюиса М. Термена. В 1926 году он проанализировал около 300 биографий знаменитостей и попытался оценить их IQ на основе достижений в возрасте от 17 до 26 лет. Оказалось, что IQ знаменитостей значительно выше среднего. Отсюда Л. Термен сделал предварительный вывод, что гении - это те люди, которых еще в раннем детстве по данным тестирования можно отнести к категории высокоодаренных.

Достаточно интересны также исследования Дж. Гилфорда, К. Тейлора, Г. Груббера, Я.А. Пономарева и др. Гилфорд выделял четыре основных параметра креативности (творческости): оригинальность - способность продуцировать отдаленные ассоциации; семантическую гибкость - способность выявить основное свойство объекта и предложить новый способ его использования; образную адаптивную гибкость - способность изменить форму стимула таким образом, чтобы увидеть в нем новые признаки и возможности для использования; семантическую спонтанную гибкость - способность продуцировать разнообразные идеи в нерегламентированной ситуации. Общий интеллект не включался в структуру креативности.

Исследования, проведенные в лаборатории психологии способностей Института психологии РАН А.Н. Ворониным дали аналогичные результаты: фактор интеллекта и фактор креативности являются независимыми. Но, изучая взаимосвязь этих качеств, он пришел к выводу, что только человек, которому присуще сочетание высокого уровня интеллекта и высокого уровня креативности способен добиться результатов в творческом труде, т.е. стать творческой личностью.

Дж.П. Гилфорд, один из ведущих авторитетов в области креативности, основываясь на результатах своих исследований, описал, по крайней мере, 120 характерных особенностей креативности (творческого мышления) в рамках своей 120-факторной теории. Однако другие специалисты отнюдь не считают, что автору удалось дать точное определение. Тем не менее, перечни других авторов являются чаще всего различными комбинациями исходных гилфордовских характеристик, причем терминологический разнобой значительно усложнил проблему изучения природы творчества.

Работы современных отечественных исследователей творческой личности (Лук Н.А., Шубинский В.С., Лейтес Н.С., Симановский А.Э., Моляко В.А. и др.) содержат список различных ее качеств (Табл. 1).

Все перечисленные качества творческой личности, связанные с интеллектом, по сути, мало чем отличаются от обычных способностей человека. Элементарные способности ума одинаковы у всех. Они только по-разному выражены (сильнее или слабее) и по-разному сочетаются между собой.

Однако нельзя рассматривать способности, абстрагируясь от их носителя - человеческой личности. Для примера обратимся к автобиографическим запискам Ч. Дарвина, который не просто внес крупный вклад в науку, а совершил в ней подлинный переворот.

мужчина бежит

Творческая личность — это достаточно детально исследованный психологический феномен. О нем написано множество книг и научных статей. Качества, которыми должна обладать творческая личность, и способы их развития, благодаря популярным изданиям, тиражируются в бесчисленных количествах. Расскажем детальнее о тех признаках творческой личности, о которых редко упоминают в популярных изданиях.

Творческая личность: как трактуют понятие психологи

Творческая личность в психологии понятие достаточно дискуссионное. Существует как минимум два подхода к его трактовке.

Согласно одному из них, творческой является любая личность. Способности создавать новое заложены в природе человека, а творчество — это неотъемлемая потребность саморазвития личности, которая заключается в создании чего-то нового и значимого прежде всего для самого творца. Иными словами, творчеством будет и детский рисунок, сделанный впервые, и впервые решенное математическое уравнение.

Согласно второму подходу, творческая личность — это индивид, испытывающий устойчивую и непреодолимую потребность в творчестве и видящий в нем главный смысл своей жизни.

Творческий человек и общество

Творческий человек и общество находятся в сложных отношениях, поскольку деятельность такой личности не всегда понятна окружающим. Преследуя цели творческого саморазвития, креативный человек способен не только создавать новое, но и разрушать существующие устои. Им руководят два типа мотивов:

  • внутренние — желание выразить себя в процессе и создать нечто новое;
  • внешние — получить одобрение созданного со стороны окружающих.

Мотив непонятого гения, который предложил обществу нечто новое и революционное и был не оценен, является одним из ключевых в мировой культуре. Но психология человека, как наука, не стоит на месте, и ученые выяснили, что творческую личность отличает один неожиданный признак — сарказм. То есть такой индивид не только не ищет одобрения и понимания окружающих, но и способен насмехаться над ними.

Творческая личность в быту

Уже давно было известно, что творческие личности склонны мечтать, обладают развитой фантазией и плохо переносят рутину, а также почти не справляются с бытовыми задачами. Они способны найти решение многих сложнейших технических задач, но убрать у себя в квартире и приготовить еду им тяжело.

Ученые из новозеландского университета Окленда исследовали феномен блуждающего ума. Это состояние, при котором человек поглощен собственными мыслями и плохо реагирует на внешние раздражители, о которых сигнализируют органы чувств, или, наоборот, выполняет рутинные действия неосознанно, автоматически.

Творческая личность — это: неожиданные признаки

Известно, что творческие личности обладают детской непосредственностью, им всё в мире интересно, и они не перестают удивляться вещам, которые для остальных кажутся привычными.

Но американские ученые выяснили, что творческие люди обладают повышенной чувствительностью к внешним раздражителям. Их мозг быстрее и острее реагирует на звуки и свет. Исследователи, протестировав более 80 человек, выяснили, что после воздействия сенсорных раздражителей мозг подопытных обращал внимание на неожиданные детали, которых не замечал в обычном состоянии.

Одиночество гения — еще один стереотип, популярный в мировой культуре. Традиционно принято считать, что творческая сильная личность — это индивид, который не ищет внешнего одобрения и проводит в своей мастерской или лаборатории значительную часть своего времени. Общаться с предметами ему легче, чем с живыми людьми.

  • социальная включенность — способность уловить тенденции, происходящие в обществе;
  • точность передачи информации;
  • культурные различия.

Основная мысль авторов сводится к тому, что большинство изобретателей тонко чувствуют потребности общества, знакомы с тем, какие идеи в нем витают. Они способны точно их артикулировать и рекомбинировать, чтобы выдать как новинку.

Многие революционные изобретения, по сути, были лишь новой комбинацией хорошо известных в обществе идей. Поэтому творческая личность больше других включена в общественные структуры и способна чувствовать, что говорят вокруг. Она способна вычленить полезное даже из той информации, с которой категорически не согласна.

Чем творческая личность отличается от обычных людей?

Принято считать, что творческая конкурентоспособная личность обладает не только особыми свойствами, но и компетентностями:

  • она готова к различным вариантам творчества (ей интересно попробовать новый способ выразить идею);
  • владеет различными способами творческого выражения (например, может и рисовать, и музыку сочинить, и текст написать);
  • знакома с технологиями, позволяющими создать творческий продукт (например, приемами нотной записи, стилями рисования).

Большинство описаний творческих компетентностей сводят их к рационально осмысленным действиям: знаниям, умению обработать информацию и использовать для этого некую технику.

В 2015 году ученые провели эксперимент. Они исследовали активность мозга у людей, которые должны были графически отобразить значение написанных глаголов. Результаты опытов показали, что лучший результат показывали те участники, которые полагались не на свои знания, а на интуицию. Чем больше человек вовлекался в процесс, тем менее осознанными были его действия и более креативными результаты.

Исследование подтвердило гипотезу о том, что творчество — это не столько техники и рациональные действия, сколько работа интуиции.

Еще одним популярным утверждением является тезис о том, что лучше извлекать уроки из чужих ошибок. Однако проведенные психологами исследования показывают, что творческие люди не склонны доверять чужому опыту и выводам. Они должны сами совершить ошибку, пережить ее, чтобы превратить полученные знания в ценный опыт.

От обычных людей творческих отличает лишь отношение к собственным ошибкам. Они могут эмоционально их переживать, но при этом ошибки не станут психологическим барьером для новых исследований.

Известный изобретатель Томас Эдисон прославился в том числе благодаря фразе о том, что у него не было неудачных экспериментов. Он говорил, что просто попробовал тысячу способов того, как не стоит делать.

Подводя итоги, можно ответить на вопрос, какие качества характеризуют личность, помимо перечисленных в популярных изданиях. Из них получается набор, который не лучшим образом характеризует творческую личность:

  • она саркастична и способна к изощренному троллингу;
  • при этом тонко улавливает социальные тенденции и полезные идеи;
  • отличается невротичным поведением;
  • у нее ум находится в постоянных блужданиях;
  • она отличается повышенной чувствительностью к внешним раздражителям в виде света, звуков и т. д.;
  • использует интуицию как основу для принятия решений, отдавая ей предпочтение над разумом;
  • не способна учиться на чужих ошибках, но легко совершает и переживает собственные, делая их частью личного опыта.

Творческая личность — это: неожиданные признаки

Творческая личность — понятие достаточно широкое. Оно включает в себя как распространенные стереотипы о творческом человеке как нелюдимом, не способном справляться с бытовыми и социальными ситуациями, привычными для большинства людей, так и утверждения об особом типе психической организации, которая выделяет творчески одаренного индивида из большинства.

Саркастичность, раздражительность и нервное поведение, интуитивные решения и много другое отличает человека, которого принято называть творческим.

Узнавайте обо всем первыми

Подпишитесь и узнавайте о свежих новостях Казахстана, фото, видео и других эксклюзивах.

Читайте также: