Дмитрий донской и мамаево побоище доклад

Обновлено: 28.06.2024

2. Начало борьбы с Ордынским игом.

3. Правление Дмитрия Донского.

4. Куликовская битва и её значение.

6. Список литературы.

1. Введение.

В истории Российского государства встречается немало примеров ее подлинных творцов, сильных личностей, которые сыграли значимую роль в его становлении.

Одним из ярких примеров является Дмитрий Донской (1350 - 1389 гг.), который первым из московских князей встал во главе восстания русского народа против золотоордынских захватчиков. Его имя всегда связывают с великой битвой на Куликовом поле, в которой он проявил блестящий талант полководца, за что его прозвали Донским. Эта битва показала силу Руси и стала переломным моментом в избавлении от гнета Золотой Орды.

В те времена отношения Московской Руси и Золотой Орды были нестабильными, их обусловленность выражалась политическими обстоятельствами, они то улучшались, то ухудшались.

Резкая перемена в отношениях меж Золотой Ордой и Русью была вызвана внешним толчком. В 1370-е гг. орды кочевников, среди которых был Тамерлан из Средней Азии, стали нападать на Золотую Орду с юга, в следствие чего, золотоордынское иго оказалась на грани уничтожения. В итоге, из-за разрушительных набегов орд Золотая Орда значительно ослабла.

При правлении Дмитрия Донского Москва закрепила за собой главенствующую роль среди русских княжеств. В его княжение был отстроен первый белокаменный Кремль в Москве - 1367 год, были созданы артиллерийские войска, которые применялись в 1382 году при обороне Москвы от полчища Тохтамыша.

В XV-XX столетиях объектом пристального внимания и изучения в разных областях научной, политической и дипломатической жизни русского общества, являлись судьба Дмитрия Донского, его подвиги, а именно, битва на Куликовом поле.

2. Начало борьбы с Ордынским игом.

После смерти Ивана Калиты в 1340 году, его сыновья Семен Гордый (1340—1353) и Иван Красный (1353—1359), управляли княжеством по образцу отца: доброжелательные отношения с Ордой, которая поддерживала князей, упрочение своей главенствующей роли на Руси, борьба с Великим княжеством Литовским. Митрополитом с 1354 года становится Алексей, он совершал частые поездки в Орду, для поддержания благожелательных взаимоотношений с ханом Орды.

Во времена становления Москвы Золотая Орда понемногу ослабевала. В начале 60-х годов XIV столетия Орда раскололась на две противоборствующие стороны, которые разделяла Волга. Золотая Орда потеряла контроль над такими княжествами, как Киевское, Волынское, Черниговское. Заметив, как слабеет Орда, московский князь Дмитрий Иванович (1359-1389) отказывается исполнять ее условия и берется за укрепление Москвы. В чрезвычайно короткие сроки, менее чем за два года, в 1367 году было завершено возведение нового Московского Кремля, при строительстве которого использовали белый камень-известняк.

Наибольшую опасность для Москвы, как и прежде, представлял тверской князь. Михаил Александрович, имел в союзниках Ольгерда, князя литовского, который был талантливым полководцем. Михаил сумел убедить Ольгерда выдвинуться с войсками на Москву, эта битва окончилась победой над московским войском. Население Москвы схоронилось за стенами белокаменного Кремля. Многих людей угнали в Литву. Такого нападения Москва не видела со времен Батыя. Дмитрий ответил на этот удар и опустошил земли Твери. В 1370 ᴦоду литовские войска снова подступили к Москве. Но, и в это время у них не вышло взять город.

В 1372 году литовские воска во главе Ольгерда вновь выдвинулись на Москву. Москвичи встретились с ними возле Калуги. Некоторое время они стояли по обе стороны крутого оврага, сражение не началось, в итоге заключили мировую.

В 1375 ᴦоду Михаилу Тверскому удается заполучить в Орде ярлык на великое княжение, он объявляет войну Дмитрию. Московский князь одержал победу над Тверью. Михаил признает, по договору, главенство Дмитрия. В договоре же том, самой важной являлась статья, в которой говорилось об объединении военных сил в противоборстве татаро-монголам. Все это говорило о возрастающей мощи Москвы и ее готовности к битве с Золотой Ордой.

В середине 70-х годов XIV столетия междоусобицы в Орде прекратились, во главе ее встал хан Мамай, укрепивший военные силы государства. Объединившаяся вокруг Москвы Русь и выдержавшая междоусобицы Орда вели подготовку к битве. Первоначально стороны выясняли силы друг друга. В 1377 году татаро-монгольские войска осуществили набег на Нижегородское княжество. Русские заранее знали об этом набеге и выступили им навстречу, но ордынские войска задержались. В княжеских войсках воцарилось разложение: воины пьянствовали, беспечно охотились, доспехи и оружие оставили в обозах. Мамай и его войско внезапно появились и нанесли русским сокрушительный удар у берегов реки Пьяны. Но уже в 1378 году на Рязанской земле у реки Вожа княжеские войска одержали победу над врагом.

Дмитрий просил народы всех русских земель встать на защиту своей родины. Люди потянулись со многих княжений, стали собираться войска в противостояние Мамаю. Присоединились полки из Литвы под предводительством братьев Ягайло – Андрея и Дмитрия. Русское войско состояло из 150 тыс. человек. Основу его составлял резерв из простого народа Москвы. Московский князь направился с войском на юг. В Коломне к ним примкнули войска из Ярослава, Полоцка, Мурома, Ростова. К берегам Дона русские войска подступились 6 сентября.

Значительную роль в укрепления духа русских ратников перед сражением сыграла встреча Дмитрия Ивановича с Сергием Радонежским в Троицком монастыре. Московский князь получил благословение от Сергия, который также послал в помощь князю богатырей - иноков Андрея Осляблю и Александра Пересвета. Начало Куликовского сражения ознаменовалось поединком Пересвета с монгольским богатырем Челубеем.

3. Правление Дмитрия Донского.

Дмитрий Иванович Донской (1350–1389), великий князь московский и владимирский.

Дмитрий Донской родился 12 октября 1350 года. Отец его великий князь Иван Иванович Красный. Правил Дмитрий Иванович с 1359 – 1389 гг. В некоторых исследованиях биографии Дмитрия указывается на существование двух браков. О первом вступлении великого князя в брак известно очень мало: Дмитрий женился в 12 лет, жена князя, предположительно, скончалась от чумы 1364 года. Второй супругой Дмитрия Донского в 1867 году становится княжна Евдокия, младшая дочь великого князя суздальского и нижегородского Дмитрия Константиновича. У Дмитрия Ивановича было 13 детей. Девять сыновей: Даниил, великий князь владимирский и московский Василий, князь галицкий и звенигородский Юрий, Юрий Большой, Семен, князь белозерский и можайский Андрей Меньшой, Петр, Иван и Константин. Четыре дочери: Софья, Мария, Анастасия и Анна.

После смерти своего отца, в 1359 году, Дмитрий Иванович, в девятилетнем возрасте становится великим князем московским. По духовной грамоте Ивана Красного, воспитателем и наставником Дмитрия назначен митрополит Алексей. У Дмитрия Ивановича были очень близкие и доверительные взаимоотношения с настоятелем Троицкого монастыря Сергием Радонежским, который очень сильно повлиял на него. Именно к нему перед битвой на Куликовом поле пришел за благословением Дмитрий. Князь был человеком глубокой веры и всегда оказывал поддержку святым обителям и православным храмам. Дмитрий Иванович является основателем Николо-Угрешского монастыря, щедро жертвовал в московский Симонов и Троицкий монастыри. Во время его княжения открыли монастыри в Москве, Коломне, Серпухове и в иных местах Московского княжения.

Во время княжения Дмитрия Донского основательно расширились границы Московских земель. Преобразовалось обличие великокняжеского престола. В 1366 году Дмитрий Иванович выстроил новый белокаменный Московский кремль. В 1368 и 1370 годах у стен кремля Дмитрий нанес удар Ольгерду, литовскому князю.

Важнейшим стремлением великого князя было слияние всех земель Руси в одно государство. Брак с суздальской и нижегородской княжной Евдокией способствовал созданию прочных отношений Москвы с Нижним Новгородом. Также заключили союз с Великим Новгородом. К тому же, Дмитрий Иванович пользовался огромной поддержкой со стороны двоюродного брата князя Владимира Андреевича Серпуховского. Благодаря усердию и трудолюбию Дмитрия Донского Москва превращается в центр военно-политического объединения княжений Руси. В 1375 году, после поражения Твери, признания главенство Дмитрия, вокруг него устанавливается окружение его близких помощников и единомышленников: бояр, воевод, ставшие впоследствии важнейшей опорой великокняжеской власти.

Дмитрий Донской был предусмотрительным стратегом и политиком. Укреплялась власть, объединялись княжества Руси под покровительством Москвы. Все это происходило в обстановке раздоров и усобицы между противниками за трон Золотой Орды. В 1374 году Дмитрий Иванович отказывается выплачивать дань великому хану Мамаю. Это было началом открытого противоборства татаро-монгольскому игу.

Великий князь московский Дмитрий Иванович умер в 1389 году 39 лет от роду, захоронен в Архангельском соборе Московского Кремля.

В 1988 году московского князя Дмитрия Ивановича причислили к лику святых Поместным собором Русской православной церкви. Память святого благоверного князя Дмитрия Ивановича Донского отмечают 19 мая.

4. Куликовская битва и её значение.

Битва на Куликовом поле в 1380 году - одно из самых важных событий в истории средневековой Руси, которое во многом предопределило последующее развитие Российского государства. Куликовская битва стала отправной точкой освобождения Северо-Восточной Руси от татаро-монгольского ига. Усиливающее могущество Московского княжения, закрепление его главенства среди русских княжений, уклонение от долгового соглашения об уплате дани послужили основанием для подготовки к большому походу Золотой Орды Мамая на Русь.

К осени 1380 года основная часть войск Мамая переправляется через Волгу и не спеша двигается на север навстречу сторонникам у реки Оки. Русское войско располагалось в Коломне. За всю историю Руси XII - XIV столетий под знамена великого князя московского впервые собралось такое огромное войско. Дмитрий Иванович со своей ратью переправляется через Оку и поспешно выдвигается к Куликову полю. Русская рать, по Старой Данковской дороге, 6 сентября добирается до реки Дон. На совещании военные принимают решение встретиться с врагом за Доном. В ночь с 7 на 8 сентября войска переправляются через Дон. Утром 8 сентября, в праздник Рождества Пресвятой Богородицы, русская рать организовывается в боевое построение на юго-восток, к черте, откуда двигалось войско Мамая.

Сражение началось с нескольких малых конфликтов передовых отрядов, после произошел знаменитый поединок татарского богатыря Челубея с русским богатырем иноком Александром Пересветом. Богатыри пали мёртвыми, но победа была за Пересветом, его конь довез до русской рати, а вот Челубея Александр сумел выбить из седла. После произошел бой дозорного полка с татарским ертаульным полком, которым управлял военачальник Теляк. Дмитрий Донской находился в дозорном полку, но потом присоединился к большому полку, предварительно обменявшись конем и одеждой с московским боярином Михаилом Андреевичем Бренком, который впоследствии сражался и погиб под стягом великого князя.

Затем начались жестокие атаки конницы ордынцев по всей линии месторасположения русских войск. Русская рать выстояла, тогда Мамай, бросает свой резервный полк на русский - Левой руки. Ордынцам удается прорвать русское построение, вопреки его упорному сопротивлению. Неся большие потери полк Левой руки начал отступление. Конница Золотой Орды около выдвинулась в тыл русских войск. Обстоятельства приводят к реальной угрозе уничтожения и взятия русских сил в кольцо. Настал апогей битвы. В это время в спину ханского войска ударил Засадный полк. Неожиданное и стремительное введение в сражение свежих русских сил кардинально изменило ситуацию, это служило толчком к общему наступлению русского войска. Войска Мамая смешались и принялись бежать. Русская конница гнала их вплоть до темноты. Золотоордынское войско было полностью уничтожено и разгромлено в битве на Куликовом поле. Победа была безоговорочной. Но, к сожалению, русская рать также понесла невосполнимые потери. Семь дней собирали и хоронили погибших воинов в братских могилах.

Битва на Куликовом поле является крупнейшим сражением средневековой эпохи. На поле сошлось более 100 тысяч воинов, который нанесли сокрушительный удар золотоордынскому игу. И все же окончательно освободиться от ига не удалось, Мамая вскоре убили, управлять ордой стал хан Тохтамыш. В 1382 году с огромным полчищем он выдвинулся на русские земли. Князья не смогли сберечь недавнее единство. Тохтамыш сговорился с нижегородскими князьями и обманом взял и сжег Москву. Дмитрия Донского вынудили вновь выплачивать дань.

И все же, значение Куликовской битвы велико. Она дала уверенность в неминуемом освобождении. Развенчан миф о неодолимости Орды. Увеличилась численность союзников объединения Руси. Возросло влиятельное положение Москвы, как объединительного центра, и Дмитрия Донского. Победа в Куликовском сражение укрепила воевавших феодалов центральной, одной из самых малоимущих и неразвитых, области Руси. Битва на Куликовом поле стала переломным моментом в противоборстве Руси татаро-монгольскому игу, оказала значимое воздействие на централизацию русского государства, на упрочение русского национального самосознания.

Куликовская битва неизменно являлась объектом сосредоточения интереса и изучения в разнообразных областях дипломатической, научной и политической жизни русского общества XV-XX столетий. В соответствии с одним преданием, император Петр I, осмотрел поле Куликовской славы и отдал приказ заклеймить растущие дубы Зеленой Дубравы, наложив этим запрет на их вырубку. Однако настоящий интерес к памятникам Куликова поля возникает в начале XIX столетия.

Первым исследователем Куликова поля является С.Д. Нечаев - поэт, декабрист, краевед, деятель просвещения и образования. Нечаев целеустремленно коллекционировал находки с поля военных действий и опираясь на своей накопленный материал создал маленький музей. Впервые в общеисторической науке он применил метод натурного исследования поля военных действий и сделал попытку связать ход сражения с фактическим местом. Также имеются сведения о иных коллекционных собраниях древних находок с Куликова поля того времени. В начале XIX столетия сделали первую попытку мемориализировать Куликовскую битву. С.Д. Нечаева упросил тульского губернатора В.Ф. Васильева в 1820 году обратиться с прошением к государю Александру I об установке обелиска Дмитрию Донскому на Куликовом поле. Лишь через 15 лет, в 1836 году, император Николай I одобрил эскиз А.П. Брюллова. 8 сентября 1850 года было проведено официальное открытие обелиска, на котором находились губернатор, представители духовенства, дворянства и множества крестьян.

В селе Монастырщина, к 500-летнему юбилею, в 1865-1894 гг., на историческом месте захоронений ратников, погибших в битве, возвели храм Рождества Богородицы, в тоже время рядом возвели приходскую школу. Торжество по случаю торжества побудило тульских ученых специалистов вновь обратить свой взор на древности Куликова поля.

Известный тульский общественный деятель и краевед Н.И. Троицкий предпринял несколько поездок на Куликово поле в 80-х гг. XIX столетия с намерением изучить древности в районе р. Непрядвы. К началу XX столетия тульское духовенство принимает решение о возведении храма Сергия Радонежского на Куликовом поле. Создание проекта поручили архитектору А.В. Щусеву. Храм строили четыре года - 1913-1917 гг. Но закончить строительство воспрепятствовали гражданская война и Октябрьская революция.

Куликово поле представляет собой неповторимый мемориальный объект, ценный природно-исторический комплекс, который включает в себя множество археологических памятников, памятников монументального искусства и архитектуры, памятников природы. На поле воинской славы найдено больше 380 памятников археологии разных эпох. Эта территория военных сражений является одним из основных участков исследования сельского расселения во времена древней Руси и представляет бесценный археологический комплекс. В данном месте найдено 12 памятников архитектуры, среди которых 10 церквей, в том числе, исключительно редкостная архитектурная ценность - храм Сергия Радонежского. Как показали совокупные археологические и географические исследования последних лет на Куликовом поле, рядом с местом битвы находятся редкостные участки степной растительности, и близкие, к первозданным, лесные массивы.

5. Заключение.

Дмитрий Иванович Донской одна из самых выдающихся личностей нашего государства. Он являлся первоначальником России, её славы, украшенный храбростью, любовью к отечеству, великодушием, набожностью, справедливостью и многими другими добродетелями. В княжение Дмитрия Донского Русь впервые осознала свои силы, а московское княжество сумело воспрепятствовать настойчивым попыткам соседствующих правителей лишить его господства на русском Северо-Востоке, которое было установлено при Иване Калите.

Обращаясь к историческим событиям Куликовской битвы, просматриваются явственные причины победы русских в сражении: усиление Московского княжества в XIV столетии; объединение военных сил русских княжений под предводительством Дмитрия Донского; ослабление Золотой Орды в результате междоусобиц; смелые и быстрые действия Дмитрия Донского, его полководческий талант, личная храбрость; героизм и храбрость русских воинов, вставших на защиту родной земли.

Невзирая на восстановление татаро-монгольских сил Тохтамышем, повстанческая борьба 1377 - 1382 гг. и битва на Куликовом поле содержали историческое значение: впервые со времен Чингисхана и Батыя была одержана победа над татаро-монголами и их союзниками; была продемонстрирована уязвимость Золотой Орды, разрушен миф непобедимости татаро-монгольского войска; Русь на некоторое время отдохнула от гнета ига, пять лет не выплачивала дань; впервые за 200 лет русское войско выступило единой силой; Золотая Орда вынуждена была в большей степени избегать открытых конфликтов с Русью и считаться с ней; укрепилась вера в способность избавления от татаро-монгольского ига.

Победа в битве на Куликовом поле имела огромное значение. Особо она повлияла на централизацию русского государства. Различные княжества Руси в этой битве сражались как единый народ против общего врага, что послужило за­рождению нового государства - Московская Русь.

6. Список литературы.

1. Ф.С. Капица, В.А. Григорьев, История отечества. – М.: Эксмо-Пресс, 2005. – 544 с.

2. Ю.И. Лошиц, Дмитрий Донской. - М.: Молодая гвардия, 1983. – 365 с.

3. А.В. Митяев, Героические страницы истории Родины IX-XVIII вв. - М.: Просвещение, 1991. – 305 с.

4. Е.С. Поселянин, Сказание о святых вождях земли Русской. – М.: Православный паломникъ, 1997. – 192 с.

5. И.А. Сукневич, Битва на поле Куликовом. – М.: Молодая гвардия, 1977. – 176 с.

6. Н.М. Карамзин, Об истории государства Российского. - М.: Просвещение, 1990. – 384 с.

7da50ca939179ed4a376de45e48d0ea2.jpg

В этом году под влиянием напастей эпидемии короновируса остался неотмеченный 21 (8 по старому стилю) сентября 640-летний юбилей битвы войск великого князя Московского Дмитрия Ивановича (Донского) и фактического правителя Золотой орды темника Мамая.

Об этом крупнейшем сражении средних веков мы знаем и достаточно много и до обидного мало.

В первую очередь это потому, что письменных свидетельств, описаний того времени осталось очень мало, так как степные завоеватели очень часто жгли и разрушали русские города-крепости и монастыри, где обычно находились библиотеки.

К тому же первые летописные повести о Куликовской битве, созданные практически сразу после сражения, содержат минимум информации о событии.

В то же время ни одно событие средневековой истории России не нашло столь широкого отражения в летописной, литературной и живописной традиции.

Задача состоит в том, что в жестких рамках журнальной статьи донести до сведения любознательного читателя исторически выверенные факты о предмете национальной славы России, как воинские так и религиозные.

fadeea1788567a9afccf1d3ed8c1d469.jpg

Предуведомление пути на поле Куликово

На протяжении полутора веков русские княжества выплачивали ханам Золотой Орды дань.

Кроме того, время от времени ордынские рати приходили на русские земли с акциями устрашения, сжигая и убивая всё на своём пути. Систематический террор должен был держать русских людей в постоянном страхе и отбивать у них всякую охоту к сопротивлению.

90371c2429f1bd4ff492a8cd172b4d01.jpg

Золотая Орда – конгломерат разных народов, вовлечённых в неё завоевательским походом Чингиз-хана и его потомков, к середине XIV века переживала не лучшие времена. Она была разделена надвое, на Восточный и Западный предел.

Право на ханский престол, согласно заветам основателя империи, имели только его прямые потомки, выбираемые на этот пост другими прямыми потомками на Курултае – высоком собрании всех монгольских улусов (областей).

Но когда в 1359 году в Сарае, столице Золотой Орды, убивают Верховного Хана, то его место начинают претендовать люди вовсе этого титула недостойные, измельчавшие, не умеющие думать о государственных интересах.

Единственный человек, всерьёз озабоченный величием Орды и ей процветанием так, как он это понимал – Мамай, не имел ханского титула и не был потомком Чингиза, пусть даже отдалённым.

Однако он сделал то единственно возможное, на что был способен без внятной официально признанной идеологии внутри Золотой Орды – он отколол восточные уделы государства вплоть до Крыма, присоединил их к своему улусу и стал, таким образом, сепаратистом.

Укрепление объединительные тенденции на Руси

В этих условиях Русь, в которой давно зрело недовольство своим зависимым от Орды положением, начала объединяться вокруг Москвы.

Итогом одного такого набега в 1378 году стало сражение у реки Воже, где нашёл свой бесславный конец ордынский хан Бегич со своим туменом.

Агрессивные планы Мамая

Эти события вывели Мамая из равновесия. Его положение верховного главнокомандующего Орды пошатнулось ещё в связи с тем, что престол Великого хана Золотой орды стал претендовать ставленник Тамерлана – чингизид Тохтамыш, имеющий яркий природный ум и волевые качества правителя.

Ситуацию с падением авторитета нужно было срочно укреплять, и Мамай принимает решение самостоятельно формировать войско и вести его против русской военной коалиции.

Для этого у него были потенциальные возможности: ибо ему удалось склонить на свою сторону рязанского князя Олега; нанять 5-тысячный корпус тяжеловооружённой фряжской пехоты из генуэзских крепостей в Крыму, а также заполучить в союзники исконного врага русских земель Великое княжество Литовское.

В август 1380 года ордынское войско двинулось на Русь.

Под началом Мамая в этом походе, начатом на рубеже весны и лета 1380 года, было, по оценкам разных свидетелей, около 80 тысяч войска, набранного из коренных монгольских улусов (таких было меньшинство, но это были самые мотивированные на войну с Русью соединения). А также из народов, попавших в подданство к Орде в поздние времена: аланы, касоги, половцы, кипчаки, ясы и многие другие.

По Волге пришло и фряжское войско во главе с командующим наёмникам герцогом, имя которого летописи не сохранили.

Основной же ударной силой оставалась конница с лучниками-всадниками, применяющая излюбленную ордынским войском тактику: набег, массовые залпы из мощных монгольских луков, откат назад.

Сборы и начало антиордынского похода

Хорошо поставленная разведка московского князя вовремя распознала в передвижении больших масс обозов и конницы признак готовящегося вторжения. Над русскими землями нависла реальная угроза уничтожения.

Московский князь Дмитрий верно оценил её степень и начал предпринимать энергичные усилия по консолидации всех сил для отражения планируемой агрессии.

Население страны воспринимало этот поход, как священный долг. В общем порыве хлынул люд с самых отдаленных окраин к Москве – крестьяне, горожане и простые дружинники.

271b0758639497c10f89cdc19e5f0113.jpg

Дмитрий Иванович тщательно приготовился к сражению. Он призвал на помощь всех русских князей, которые соединились под знаменем Москвы. Сбор был назначен у Коломны – важного стратегического пункта под столицей княжества.

Собралось солидное по тем временам войско, численность которого, согласно позднейшим оценкам, составила около 60 тысяч человек, не считая ополчения.

Дмитрий форсировал Оку, тем самым, отказавшись от тактик прошлых лет, и чего ожидал от него неприятель, а затем, в ночь на 7 сентября, перешёл и Дон, оставив его за спиной, тем самым отрезав своему войску путь к отступлению. И этим манёвром исключил саму возможность соединения войск Олега Рязанского, Ягайлы и Мамая.

Идеологический стимул отражения нашествия Мамая

Неправильно было бы сводить смысл Куликовской битвы к спору о количестве дани. Если бы дело обстояло именно так, то это была бы битва между Мамаем и московским князем.

На деле же с Дмитрием Ивановичем на бой вышли многие русские князья и городское ополчение их городов. Борьба с Мамаем была для них борьбой с незаконным царем, пытающимся установить на Руси незаконные и невыгодные им порядки.

Географии поля Куликова

Исторические источники указывали на место Куликовской битвы между реками Непрядвой и Доном. Долгое время это вызывало сомнения – из-за того, что с течением веком местность сильно изменилась, на ней образовались овраги, сами реки изменили русла, а поля заросли кустарником и даже лесом.

5b7eb1d8878a8c54b3a68ad7ef20712f.jpg

Но новейшие методы исследований и сделанные на Куликовом поле находки-артефакты подтвердили правоту летописей.

После тщательного просеивания земли и принятия во внимание даже таких локальных особенностей почвы, как концентрация в ней окислов железа и меди, удалось идентифицировать нательные крестики, обломки доспехов и оружия, не обнаруженные трофейными и похоронными командами.

Куликово поле расположено на месте нынешней Тульской области, в излучине рек Непрядвы и Дона, в окружении небольших городков и сёл Монастырщино (где сейчас располагается Мемориальный комплекс, посвящённый героям Куликовской битвы), Моховое, где расположился музей с собранными на месте сражения артефактами, а также Хворостянка, Куликовка, Селезнёвка, Малиновка и Берёзовка.

Местность – типичная для среднерусской полосы, без особых возвышенностей, разве что в виде холмов, и с почвой, подверженной эрозии, отчего постепенно образуются овраги.

Такой же эта местность была и во времена московского князя Дмитрия более шестисот лет назад. Самой высокой, господствующей над местностью, точкой был Красный холм, выбранный Мамаем для своей ставки. С него просматривалось всё поле вплоть до вод Дона, но с краёв видимость ограничивалась густыми лесами, которых в те времена вокруг поля было в изобилии.

Диспозиция и боевые действия противоборствующих сторон

Монголы, выходцы из степной зоны в долине Керулена, не любили лесов, опасались их, и должной разведки местности не провели.

Да и, по правде говоря, Дмитрий им времени для этого не дал: вопреки бытовавшей тогда практике оставлять перед собой накануне битвы водную преграду, он, наоборот, оставил Дон у себя в тылу.

Большая часть русского войска тоже осталась за водами Дона и Непрядвы – князь помнил о идущих на соединение с Мамаем где-то там, позади, полков князя Литовского Ягайло и дружин хитреца Олега, князя Рязанского. К чести многих рязанских бояр с их дружинами надо сказать, что они не пошли за изменником Олегом, а присоединились к войску московского князя.

Собранное во всей Орды войско и нанятая в крымских генуэзских колониях фряжская тяжеловооруженная пехота Мамая остановились у границ Руси в верховьях Дона. Цель остановки – дождаться полков рязанского князя Олега и Великого князя Литовского Ягайло.

С русской стороны в это время подходили не только московские дружины и ополчение, но и отряды других князей, а также поступившие на службу Москве полки родных братьев Ягайло. Была отобрана та часть войска, которая должна была принять участие в битве, и именно она переправились через Дон в ночь на 8 (21) сентября.

Мамай не ждал этой переправы, ему не пришло в голову, что можно поставить свои войска в столь жёсткие условия, когда отступать некуда, и вопрос стоит так: победа или гибель.

Кроме того, оставленные на том берегу Дона воинские порядки Дмитрия не пропустили бы к Мамаю войска союзников, на которых он надеялся.

afe52e5d5a0cf06cfbec7e0097ddbc15.jpg

Справа и слева выстроились полки Правой и Левой руки. За густой дубравой – замаскировался Засадный полк, о котором Мамай не мог знать, так как времени для разведки местности Дмитрий ему не предоставил.

Со стороны Мамая воинский строй был продиктован самой местностью, что тоже было стратегическим расчётом Дмитрия: резервы были растянуты в глубину, вплоть до Красного холма, где Мамай поставил свой шатёр.

Такое расположение резервов было крайне неудобным с точки зрения оперативного реагирования на изменение обстановки. Мамай мог рассчитывать только на один исход – смять русские полки одним ударом.

Этого не случилось: ударные отряды его войска почти полностью уничтожили Передовой полк, но потеряли темп и увязли в бое с Большим полком, который выстоял. Попытки пробить оборону полка Правой руки тоже не увенчались успехом.

Поддаваться стал только полк Левой, но обойти его коннице не было возможности из-за глубоких оврагов на фланге. Но смяв этот полк, Мамай мог бы вырваться на оперативный простор и окружить русскую армию, поэтому он бросил в бой свои резервы.

Оборона полка Левой руки была прорвана, в брешь устремились конные сотни, и именно в этот момент в битву вступил Засадный полк с его свежими силами, предрешивший исход сражения.

По обычаям того времени, перед сшибкой двух армий на поле сначала выходили поединщики, которые показывали обеим сторонам правоту или неправоту противника и демонстрировали волю бога.

Кто победит – за тем и правда. Это наивное поверье, тем не менее, работало, и победа воина-победителя в схватке воодушевляла своих соплеменников в дальнейшей битве.

У Пересвета, в прошлом хорошего воина с крепкой подготовкой, тем не менее не было шансов победить выставленного с ордынской стороны Челубея. Тот был человеком огромной силы и гигантского роста, ему даже коня подобрали с трудом.

Кроме того, Челубей был, если можно так выразиться, профессиональным поединщиком, с не одной победой за плечами и владеющим секретными приёмами копейного боя.

И ещё: правила допускали нестандартную длину копей, и Челубей выбрал такой длины, которое сопернику было бы не под силу: с учётом правила рычага усилия по его удержанию на весу составляли десятки килограммов.

Согласно преданию, Пересвет знал об этих особенностях своего соперника и, понимая бесперспективность боя на равных, ещё больше ослабил, как казалось бы, свои позиции: он не надел лат и кольчуги вообще!

423d0b05e03a600c7f156c8c094ec730.jpg

Он рассчитывая, что копье противника пронзит его насквозь, а его копьё, благодаря этому, достанет до доспехов Челубея и вышибет того из седла – а это было самым главным.

В конце концов, истории известны случаи и нечувствительности к боли и силы духа, укреплённой молитвой, что тоже вполне могло быть.

Пересвет, собрав остатки сил, доехал на коне с копьём в теле до рядов своего полка и только там упал замертво. А Мамай, видя уныние своих передовых полков, свидетелей поражения Челубея, послал свои передовые тумены в атаку – тем самым ослабляя собственные позиции, ибо атакующие всегда несут большие потери, нежели обороняющиеся.

Творцы, личности и герои победы битве на Куликовом поле

В Куликовской битве фигурировало много значимых как для самого сражения, так и для истории личностей.

Центральным фигурами со стороны Московской Руси были сам князь московский Дмитрий, его двоюродный брат князь Владимир Серпуховской и шурин – князь Дмитрий Боброк-Волынский.

А также ближние родичи Микула и Тимофей Вельяминовы, командовавшие полком Правой руки и лёгкой конницей резерва.

Воеводой же полка Левой руки был назначен не раз доказывавший преданность делу объединения Руси литовский князь Андрей Ольгердович.

Надо сказать, что в те поистине былинные времена национальная принадлежность воина имела гораздо меньшее значение, чем его принадлежность религиозная. И если основная масса литовской шляхты того времени или оставалась в язычестве, или уже приняла католичество, то те князья-литовцы, кто исповедовал православие, естественным образом становились союзниками московского князя.

Точно также в составе русского войска на Куликовом поле в рядах дружинных полков стояло много татар-христиан, основоположников русских впоследствии родов Юсуповых (от Юсуп), Тургеневых (от Турген), Беклемишевых (от Бек-Лемиш).

Командиром резервного, или Засадного, полка стал князь Серпуховский Владимир Андреевич Храбрый. Его замом (выражаясь по-современному), но больше наставником, был Дмитрий Боброк-Волынский.

089cc949a7b300f8a502dcd9aa77a70a.jpg

Именно воевода Боброк-Волынский взял на себя функцию управление битвой, поскольку князь Дмитрий Иванович встал в ряды передового полка.

В заключение

Ни одно сочинение по истории средневековой Руси не обходится без упоминаний о Куликовской битве. Ей посвящены статьи, разделы, книги историков, литературоведов, лингвистов, краеведов, археологов, писателей начиная с 1680 г.

Историческое значение Куликовской битвы переоценить невозможно:

1. Впервые был сломлен миф о непобедимости армии Орды.
Если раньше удавалось различным армиям в незначительных сражениях добиваться успеха, то главные силы Орды еще никому не удавалось победить.

2. Важный момент для русских людей заключался в том, что Куликовская битва позволила им почувствовать веру в себя. Более полутора веков кочевники заставляли их считать себя людьми второго сорта.

Теперь с этим было покончено, и впервые начались разговоры о том, что власть Мамая и его иго можно сбросить. Победа вдохнула новые силы и надежды в сердца русских людей, поразила воображение современников и потомков.

3. Значение Куликовской битвы заключается так же и в том, что эта победа была воспринята всеми, как знак того, что Москва должна стать центром новой страны.
Ведь Москва показала себя политическим лидером Руси, её князь, прозванный Донским, – вождём национального значения.

Для самой орды значение поражения на поле Куликовом было также крайне важным. Мамай потерял большую часть своего войска, а вскоре и вовсе был разгромлен ханом Тахтомышем.

Правда, Куликовская битва не привела к освобождению Северо-Восточной Руси от установленного Батыем татарского ига. Потому как два года спустя новый ордынский хан Тохтамыш вторгся на Русь, ослабленную потерями во время Куликовской битвы и других сражений, и сжёг Москву.

Однако это поражение не могло свести на нет результаты того, что достигли герои Куликова поля. Объединение русских земель продолжалось.

Весь жизненный путь великого князя Дмитрия Ивановича Донского – это путь воина, беззаветно преданного своей Родине. Знакомство с военным делом, первые опыты обращения с оружием, состоялись у него, так же, как и у любого другого сына дворянина любой страны того времени, еще в раннем детстве. Подобно им, маленький Дмитрий учился виртуозно владеть мечом и боевой палицей, метать топор и сулицу, стрелять из лука и самострела, привыкал носить тяжелые доспехи, без которых не обойтись доблестному витязю.

Шли годы; юный отрок возмужал и превратился в могучего воина, не утратив со временем и нравственной чистоты. Вот как описывает Никоновская летопись внушительный облик московского князя:

Это описание внешности Дмитрия Донского невольно воскрешает в памяти образ былинного богатыря Ильи Муромца, такого же кряжистого, грузного, могучего. А силы московскому князю были ой как нужны, и телесные, и духовные. Кругом враги, и за пределами Руси, и в ее пределах.

Пришлось Дмитрию Ивановичу выдержать нелегкую борьбу с тщеславными русским князьями – рязанским, суздальским и тверским, каждый из которых упорно цеплялся за великокняжеский венец, рвал его у другого из рук, обильно поливая русской кровью русскую землю. Сдюжил князь, усмирил соперников, прекратил усобицы, отстоял высокое предназначение Москвы. Но почивать на лаврах было некогда: чуть присмирели внутренние враги, как подняли головы враги внешние. Дерзкий литвин Ольгерд трижды водил рати на Москву (в 1368, 1370 и 1372 гг.), и трижды московский князь взашей выпроваживал незваного гостя.

Но все это были сущие пустяки по сравнению с тем великим делом, которое задумал русский князь-богатырь. Предстояло еще победить врага непобедимого, побороть силу необоримую, избавить многострадальную Русь от тяжкого ига поганых татар.

Никто до Дмитрия Донского не мог одолеть этого злобного, хитрого, коварного, неисчислимого, подобно саранче, супостата. Не устояли перед татарами ни мудрые китайцы, ни горячие кавказцы, ни стремительные половцы, ни суровые и воинственные западноевропейские рыцари. А великий князь московский не только устоял, но и разгромил татарского мурзу Бегича на реке Вожа (1378).

Впрочем, полки Бегича – лишь авангард того несметного войска, которое готовил в поход на Русь грозный темник Мамай. Судьба Отечества теперь зависела от действий великого князя; теперь решался главный вопрос – быть или не быть Русскому государству.

Дмитрий Иванович вполне осознавал, какая тяжелая ответственность ложится на его плечи. Потому и набирал войска по всем княжествам, не давая себе ни минуты на роздых. Зато и собралась рать невиданная, никогда еще не выставляла Русь такой рати!

Произведя смотр войск в Коломне, Дмитрий Иванович остался доволен: тысяч шестьдесят бойцов грозной стеной застыли перед ним, и не каких-нибудь ополченцев-лапотников, а профессиональных ратоборцев-латников, в сверкающих на солнце шишаках и кольчугах, с копьями, сулицами, мечами, бердышами, палицами, луками, самострелами и пищалями. У каждого на плече – миндалевидный щит, стальная личина на булатном шлеме, тело надежно защищено стальными оплечьями, пластинчатыми доспехами и грудными зерцалами, на ногах – кованые набедренники, наколенники и латные сапоги. Такова была русская кованая рать, выведенная московским князем 8 сентября 1380 года на Куликово поле.

Мамай, устроивший свою ставку на Красном холме, не торопился начинать битву, поджидая союзника, литовского князя Ягайло, спешившего к нему на соединение с 30-тысячной ратью. Имея под началом почти стотысячное войско татар, хан, тем не менее, предпочитал действовать наверняка.

Тем временем русская армия, форсировав Дон, встала у устья впадавшей в него Непрядвы. Дмитрий Иванович расположил русские полки таким образом, чтобы река прикрыла их тылы, а леса – фланги. Тем самым татарская конница, лишенная возможности флангового маневра, была вынуждена атаковать противника в лоб.

Особая роль отводилась далеко выдвинутому вперед Сторожевому полку Семена Мелика. Этому подразделению, состоявшему из тысячи конных витязей в булатных доспехах, ставилась задача втянуть армию Мамая в сражение, пока не подошли литовцы Ягайло – соединения двух вражеских ратей никак нельзя было допустить.

Распределив все роли и отдав последние приказания командирам полков, князь Дмитрий Иванович, подобно древним русским вождям, пожелал принять личное участие в предстоящем сражении. К этому его побуждали три причины: во-первых, князю, как истинному воину, не терпелось собственноручно разить врага; во-вторых, его пример ободрил бы и воодушевил русских воинов, особенно новичков; а в третьих, и это самое главное, личное участие в бою позволяло Дмитрию Ивановичу контролировать выполнение его распоряжений командирами русских полков.

Князья и бояре долго отговаривали Дмитрия Донского от его намерения, но великий князь остался непреклонен. Чтобы ввести в заблуждение татар, он обменялся плащами со своим любимым боярином Михаилом Бренком, вставшим у великокняжеского знамени. После этого Дмитрий Иванович под видом боярина выехал в Сторожевой полк и принял участие в завязке боя. Убедившись, что татары втянулись, наконец, в генеральное сражение, он отъехал назад и занял место в первой линии Большого полка.

Выполнив свою задачу, ратники Сторожевого полка отступили и влились в ряды полков Правой и Левой Руки. Татары сначала выпустили грозную тучу стрел, помрачившую солнце и черным ливнем пролившуюся на русские боевые порядки, а затем перешли в наступление. Спешенные ордынцы и наемная генуэзская пехота, построенная фалангой, нанесли главный удар по Передовому и Большому полкам. Передовой полк быстро истаял в страшной сече, но Большой полк выстоял, и тогда татары, используя свое численное преимущество, стали прорываться на левом фланге русских войск.

Постепенно вокруг Дмитрия Ивановича погибли все телохранители. Пал, сраженный несколькими стрелами, третий конь, и некому было привести князю нового. Выпутавшись из стремян убитого коня, великий князь оказался лицом к лицу сразу с четырьмя татарами. Троих из них он сразил мечом, но четвертый, ордынец гигантского роста, нанес князю несколько страшных ударов железной палицей. Дмитрий Иванович упал и потерял сознание. Очнувшись через некоторое время, тяжело контуженный князь с огромным трудом дополз до дубравы, за которой скрывался Засадный полк, и вновь лишился чувств.

А битва между тем продолжалась по намеченной им схеме, хотя Мамай и внес в нее некоторые коррективы. Татарская конница, усиленная резервом, прорвала левый фланг русских и вышла в тыл Большого полка. Небольшой группе ордынцев удалось даже пробиться к великокняжескому стягу, подрубить его и убить находившегося при знамени боярина Бренка. Татары, вообразив, что убили самого князя Дмитрия, огласили воздух истошным радостным визгом. Но долго радоваться им не пришлось: тяжеловооруженная конница Резервного полка ударила во фланг прорвавшимся татарам; одновременно из дубравы вылетели всадники Боброка и Владимира Серпуховского, нанесшие им в спину удар сокрушительной силы.

Ликование татар сменилось ужасом – они поняли, что русские перехитрили их. Все правое крыло ордынского войска оказалось в кольце окружения. Судьба сражения была решена. Враг обратился в повальное бегство, а русские воины, дав волю веками копившейся ненависти, рубили бегущих и гнали их целых 40 верст до самой реки Красная Меча. Татары, в панике давя друг друга, бросались в воду и тонули. Спастись удалось немногим. Мамай, бежавший в числе первых, добрался до Крыма в сопровождении всего лишь девяти телохранителей.

Победа русских войск была невиданная, ошеломляющая. Несметная вражеская рать рассеялась, словно туман на Куликовом поле. Потери татар составили не менее 60 тысяч. Ягайло, не дошедший до места побоища всего 30 верст и узнавший о его исходе от лазутчиков, ретировался с удивительной скоростью.

Дружинники долго искали великого князя среди убитых и раненных. Когда его наконец нашли под березой на краю дубравы, Дмитрий Иванович уже начал приходить в себя. Известие о великой победе настолько обрадовало богатыря, что он тут же поднялся, превозмогая сильную боль, и потребовал рассказать ему обо всех перипетиях битвы.

"Сказание о Мамаевом побоище" – наиболее обширный памятник Куликовского цикла. В нем содержится самый подробный рассказ о битве. В "Сказании" дается описание приготовления к походу, маршрут русского войска через Коломну на Куликовское поле. Перечисляются имена князей, принявших участие в сражении, рассказывается о переправе русских через Дон. Только из "Сказания" мы узнаем, что исход сражения решил полк князя Владимира Серпуховского: он был в засаде и неожиданным нападением с флангов и тыла нанес врагу сокрушительное поражение. Из памятника мы узнаем также, что великий князь Дмитрий Иванович был ранен и найден в бессознательном состоянии после сражения.

Главный герой "Сказания" — Дмитрий Донской, ведь это не только воинская повесть, рассказывающая о походах и битвах, но и произведение, восхваляющее великого князя Московского. Автор изображает князя мудрым и мужественным полководцем, подчеркивает его воинскую доблесть и отвагу.

Летописец использует прием противопоставления. Если князь Дмитрий – воплощение светлого начала, деяниями его руководит Бог, то Мамай олицетворяет тьму и зло, за ним стоит дьявол. "Выехали русские удальцы со своим государем, с великим князем Дмитрием Ивановичем", "как соколы сорвались с золотых колодок из каменного града Москвы и взлетели под синие небеса" — пишет автор о русских. Мамая же он называет "поганым". Тот "скрежещет" зубами, плачет горько, бежит с поля боя, стремясь "голову свою унести". И "не мог снести, что побежден он, посрамлен и поруган". "И снова стал гневаться, приходя в страшную ярость и новое зло замышляя на Русскую землю, словно рев рыкая и будто неутолимая ехидна" 1 .

Значительна в "Сказании" роль видений. Так, в ночь перед боем, накануне светлого праздника Рождества святой Богородицы, князь Дмитрий Иванович и Дмитрий Волынец едут на место сражения и прислушиваются к татарскому и русскому станам. "Осень тогда затянулась и днями светлыми еще радовала, была и в ту ночь теплынь большая и очень тихо, и туманы от росы встали. Ибо истинно сказал пророк: “Ночь не светла для неверных, а для верных она просветленная”". Русские воины с татарской стороны слышат стук громкий, и "клинки, и вопль" будто "гром великий гремит", "волки воют грозно", "вороны каркают и гомон птичий", "лебеди крыльями плещут, небывалую грозу предвещают". Эти знамения предвещают "грозу страшную". А с русской стороны — "тишина великая", и только много огненных зорь поднимается. В этом князь и его дружинник видят доброе предзнаменование. Они уповают на милость Божию, на молитву святых страстотерпцев Бориса и Глеба о благоприятном исходе сражения: "Господу Богу все возможно: всех нас дыхание в его руках!"

Героический характер событий, изображенных в "Сказании", связан с обращением автора к устным преданиям о Мамаевом побоище. К ним относится эпизод единоборства инока Троице-Сергиева монастыря Пересвета с татарским богатырем Темирмурзой перед началом сражения.

Татарин перед всеми доблестью похвалялся, видом подобен он был "древнему Голиафу": "пяти сажень высота его и трех сажень ширина его". "И увидел его Александр Пересвет, монах, который был в полку Владимира Всеволодовича, и, выступив из рядов, сказал: “Этот человек ищет подобного себе, я хочу с ним переведаться!”. И был на голове его шлем, как у архангела, вооружен же он схимою по велению игумена Сергия. и бросился на печенега и воскликнул: “Игумен Сергий, помоги мне молитвою. ” И ударились крепко копьями, едва земля не проломилась под ними, и упали оба с коней на землю и скончались" 2 .

Эмоционально-выразительно автор описывает и битву: "И сошлись грозно обе силы великие, крепко сражаясь, жестоко друг друга уничтожая, не только от оружия, но и от ужасной тесноты под конскими копытами испускали дух, ибо невозможно было вместиться всем на том поле Куликове" 3 .

В "Сказании" рисуются "кровавые зори", "сверкающие молнии" от блеска мечей, "треск и гром великий" от переломленных копий.

Князь Дмитрий Иванович, видя "следы великого побоища", заплакал о своем войске, "восклицая от боли сердца своего, и слезами обливаясь: “Братья, русские сыны, князья и бояре, и воеводы, и слуги боярские! Судил вам Господь Бог такою смертью умереть. Положили вы головы свои за святые церкви и за православное христианство”" 3 .

Влияние устного народного творчества проявляется в использовании автором отдельных изобразительных средств, восходящих к приемам народной поэзии. Русские воины сравниваются с соколами и кречетами. Как отражение фольклора может расцениваться плач великой княгини Евдокии в момент прощания с князем, уходящим из Москвы на битву. "Княгиня же великая, Евдокия, — пишет автор, — . взошла в златоверхий свой терем в набережный и села на рундуке под стекольчатыми окнами. Ибо уже в последний раз видит великого князя, слезы проливая, как речной поток. С великой печалью, прижав руки свои к груди, говорит: “Господи Боже мой, всевышний творец, взгляни на мое смирение, удостой меня, Господи, увидеть вновь моего государя, славнейшего среди людей великого князя Дмитрия Ивановича. Помоги же ему, Господи, своею твердой рукой победить вышедших на него поганых половцев” 4 .

"Сказание" проникнуто патриотическим пафосом и прославляет победу великого князя и русских воинов.

ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ

  1. Назовите исторические события, способствующие появлению темы Куликовской битвы в древней литературе.
  2. Прочтите отрывок из "Сказания".
  3. Коротко перескажите содержание.
  4. Как изображен князь Дмитрий Донской? Какие качества он олицетворяет? Какие чувства проявляет князь по отношению к своим воинам? Приведите примеры его переживаний после великого побоища.
  5. Как и с какой целью используется автором прием противопоставления в изображении Дмитрия и Мамая?
  6. Каково влияние на повесть устного народного творчества?
  7. Какова художественная функция видений? Какую роль автор отводит им?

Читайте также: