Йога как духовная практика доклад

Обновлено: 02.07.2024

Допу­стимо ли хри­сти­а­нину зани­маться йогой и если нет, то почему? В насто­я­щем сбор­нике чита­тель найдет аргу­мен­ти­ро­ван­ный ответ на эти вопросы. Авторы мате­ри­а­лов зна­комы с йогой не пона­слышке – один отдал ей в моло­до­сти семь лет жизни, а другая, будучи инди­ан­кой, про­ис­хо­дя­щей из касты брах­ма­нов, прак­ти­ко­вала йогу с дет­ства. Во всту­пи­тель­ной статье при­во­дится также обзор выска­зы­ва­ний других пра­во­слав­ных авто­ров.

Среди посе­ти­те­лей этих цен­тров ока­за­лись и люди, назы­ва­ю­щие себя пра­во­слав­ными хри­сти­а­нами. Многие из них счи­тают заня­тия йогой не про­ти­во­ре­ча­щим своей вере, и болез­ненно реа­ги­руют на слова свя­щен­но­слу­жи­те­лей и бого­сло­вов, кото­рые гово­рят о недо­пу­сти­мо­сти увле­че­ния йогой для хри­сти­а­нина. При­чины столь резкой пози­ции для них оста­ются непо­нят­ными.

Для того, чтобы обо­зна­чить и объ­яс­нить пра­во­слав­ное отно­ше­ние к йоге, и был состав­лен насто­я­щий сбор­ник. Поскольку среди многих апо­ло­ге­тов йоги рас­про­стра­нено мнение, что будто бы кри­тику йоги поз­во­ляют себе только люди, толком не зна­ко­мые с ней и потому их суж­де­ния не могут быть ком­пе­тентны, в насто­я­щем сбор­нике пред­став­лены работы таких пра­во­слав­ных авто­ров, кото­рые зна­комы с йогой не пона­слышке.

Архи­манд­рит Софро­ний (Саха­ров) в моло­до­сти отдал заня­тиям йогой, – и не просто физи­че­скими упраж­не­ни­ями, а с глу­бо­кой меди­та­цией, – более семи лет своей жизни. Впо­след­ствии он рас­ка­ялся в этом и уве­ро­вал во Христа, а со вре­ме­нем стал мона­хом на Святой Горе, уче­ни­ком пре­по­доб­ного Силу­ана Афон­ского. Отец Софро­ний на прак­тике постиг духов­ный опыт Пра­во­сла­вия, и имел все необ­хо­ди­мое, чтобы ком­пе­тентно срав­ни­вать пра­во­слав­ный и индий­ский пути. Он не писал спе­ци­аль­ного сочи­не­ния на эту тему, но выска­зы­вался в раз­лич­ных бесе­дах, цитаты из кото­рых и при­ве­дены в насто­я­щем сбор­нике.

В еще боль­шей сте­пени выска­зы­ваться о йоге имеет право Хри­стина Ман­гала Фрост. Сама по наци­о­наль­ность инди­анка, она роди­лась в семье, при­над­ле­жа­щей к касте брах­ма­нов, и изу­чала йогу не через третьи руки в адап­ти­ро­ван­ных вер­сиях, как многие совре­мен­ные рос­си­яне, а с ран­него дет­ства и в ори­ги­наль­ной инду­ист­ской тра­ди­ции. В моло­до­сти, учась в Австра­лии, она при­няла про­те­стан­тизм, а позд­нее обра­ти­лась в Пра­во­сла­вие, в кото­ром духовно воз­рас­тает уже более десяти лет. Хри­стина обла­дает учёной сте­пе­нью док­тора наук по англий­ской лите­ра­туре в Кем­бридж­ском уни­вер­си­тете, она заму­жем за пра­во­слав­ным хри­сти­а­ни­ном Дэви­дом Фро­стом, и явля­ется мате­рью чет­ве­рых детей, а также при­хо­жан­кой рус­ского пра­во­слав­ного храма прп. Ефрема Сирина в Кем­бри­дже (Вели­ко­бри­та­ния).

Прежде, чем перейти к этим рабо­там, хоте­лось бы сде­лать неболь­шой обзор мнений о йоге, кото­рые выска­зы­вали о ней авто­ри­тет­ные пра­во­слав­ные иерархи.

Архи­епи­скоп Ана­ста­сий обра­щает также вни­ма­ние на то, что в Греции многие центры, где изу­ча­ется йога, наме­ренно скры­вают ее рели­ги­оз­ное про­ис­хож­де­ние и корни, тем самым вводя в заблуж­де­ние людей, не име­ю­щих доста­точ­ной рели­гио­вед­че­ской под­го­товки.

В заклю­че­ние хоте­лось бы про­ци­ти­ро­вать запись раз­го­вора, сде­лан­ную мит­ро­по­ли­том Иеро­феем (Вла­хо­сом), – по его просьбе один из афон­ских стар­цев кратко обо­зна­чил основ­ные отли­чия пра­во­слав­ной Иису­со­вой молитвы от индий­ского типа йоги и меди­та­ции:

В‑четвертых, как уже отме­ча­лось, спа­се­ние – не абстракт­ное состо­я­ние, но еди­не­ние с Трии­по­стас­ным Богом в лице Гос­пода нашего Иисуса Христа. Но это еди­не­ние не устра­няет чело­ве­че­ского фак­тора. Мы не асси­ми­ли­ру­емся, поскольку каждый из нас – особая лич­ность…

В‑пятых, при про­хож­де­нии молитвы при­об­ре­та­ется спо­соб­ность раз­ли­чать иску­ше­ния. Мы видим и пони­маем дви­же­ния сатаны, но вместе с тем и дей­ствие Хри­стово, то есть рас­по­знаем дух лести, кото­рый столь часто пре­об­ра­зу­ется в Ангела света, отде­ляем добро от зла, нетвар­ное от твар­ного.

В‑восьмых, в нас нет без­раз­ли­чия к окру­жа­ю­щему миру. Те учения, о кото­рых ты упо­ми­нал, избе­гают углуб­ляться в чело­ве­че­ские про­блемы с целью сохра­нить свой мир и без­мя­те­жие. Мы же стре­мимся к иному – непре­рывно молимся за всех. Плачем о всем мире. Хотя спа­се­ние – это еди­не­ние со Хри­стом, мы состоим в обще­нии с дру­гими людьми. Не можем спа­саться сами по себе. Радость, кото­рая суще­ствует только для нас, но не для мира, не явля­ется дей­стви­тель­ной радо­стью.

О восточ­ных духов­ных прак­ти­ках

Йога и хри­сти­ан­ская вера

Хри­стина Ман­гала Фрост

Я роди­лась в индий­ской семье, стала хри­сти­ан­кой в 22 года и явля­юсь пра­во­слав­ной хри­сти­ан­кой в тече­ние десяти лет. Вос­пи­тана я была в духе йоги. Мой дед был другом одного из осно­во­по­лож­ни­ков совре­мен­ной йоги Свами Шива­нанды, кото­рый обычно вместе со слад­ким, тра­вя­ным, бога­тым вита­ми­нами варе­вом, кото­рое нам очень нра­ви­лось, при­сы­лал свои книги по йоге. В дет­стве роди­те­лями поощ­ря­лось выпол­не­ние опре­де­лён­ных поз и дыха­тель­ных упраж­не­ний, всегда с чётким пре­ду­пре­жде­нием, что суще­ствуют раз­лич­ные спо­собы дыха­ния для мужчин и женщин, так как их тела раз­лич­ной формы.

Я изла­гаю всё это, глав­ным обра­зом, для того, чтобы под­черк­нуть, что йога – это больше, чем просто упраж­не­ния, и что мы сейчас, как нико­гда, нуж­да­емся в даре про­ни­ца­тель­но­сти при зна­ком­стве с йогой. Нам необ­хо­димо иметь чёткое пред­став­ле­ние о том, с чем мы имеем дело.

К йоге когда-то отно­си­лись с бла­го­го­ве­нием в Индии, как к таин­ствен­ной ветви инду­ист­ской духов­ной дис­ци­плины, кото­рая тре­бует боль­шой физи­че­ской и пси­хо­ло­ги­че­ской отваги. К ней обра­ща­лись иска­тели, стре­мя­щи­еся достичь высот индий­ского пред­став­ле­ния о духов­ном совер­шен­стве. Такой иска­тель должен был при­дер­жи­ваться суро­вого режима физи­че­ской и умствен­ной дея­тель­но­сти под стро­гим руко­вод­ством почи­та­е­мого мастера – гуру. Конеч­ной целью йоги было не что иное, как ощу­ще­ние боже­ствен­ного в себе.

Харак­тер­ный случай в англи­кан­ской церкви

Что такое йога

Один автор ссы­ла­ется на четыре типа: Гол­ли­вуд­ская Йога, Гар­вард­ская Йога, Гима­лай­ская Йога и Куль­то­вая Йога14.

1. Гол­ли­вуд­ская Йога, как это сле­дует из назва­ния, направ­лена на дости­же­ние внеш­ней при­вле­ка­тель­но­сти, хоро­шей физи­че­ской формы и дол­го­ле­тия.

2. Гар­вард­ская Йога наце­лена на ясность ума, кон­цен­тра­цию и душев­ное рав­но­ве­сие.

3. Гима­лай­ская Йога не укла­ды­ва­ется в рамки двух преды­ду­щих и направ­лена на дости­же­ние осо­бого состо­я­ния, извест­ного как сама­дхи (погру­жён­ность).

4. Куль­то­вая Йога в центр вни­ма­ния ставит хариз­ма­ти­че­ских гуру. Счи­та­ется, что про­све­щён­ность нис­хо­дит только одним при­кос­но­ве­нием гуру к уче­нику, кото­рый покло­ня­ется ему или ей, как Богу.

Погру­жён­ность во что? Можно встре­тить мно­же­ство отве­тов на этот вопрос – всё зави­сит от того, во что вы верите.

Хотя амби­ци­оз­ная духов­ная про­грамма йоги Патан­джали пре­вра­ти­лась в упраж­не­ния для под­дер­жа­ния физи­че­ской формы в запад­ных руко­вод­ствах по йоге, она всё ещё встре­ча­ется в несколько изме­нён­ной форме даже на Западе.

Несов­ме­сти­мость йоги и хри­сти­ан­ства

Суще­ствует мно­же­ство причин, почему духов­ные основы совре­мен­ной йоги несов­ме­стимы с хри­сти­ан­ством, глав­ной из кото­рых явля­ется чрез­мер­ный акцент на себе. Эго­цен­тризм с хри­сти­ан­ской точки зрения есть корень зла. В нем – паде­ние чело­века, его откло­не­ние от Бога в сто­рону оши­боч­ной, мятеж­ной зави­си­мо­сти от себя. Это разрыв обще­ния с Богом, кото­рый закан­чи­ва­ется грехом и смер­тью.

Если учесть, что духов­ная атмо­сфера и цели йоги, по боль­шому счёту, несов­ме­стимы с хри­сти­ан­ством, то есть ли способ, чтобы хри­сти­а­нин мог отде­лить его от индий­ского этоса, исполь­зо­вать тех­нику йоги и тем не менее оста­ваться верным хри­сти­а­ни­ном?

Когда я начала работу над этой ста­тьёй, я решила про­ве­рить реко­мен­да­ции Дешане и выпол­нила неко­то­рые основ­ные позы Йоги во время утрен­ней молитвы. Конечно, у меня появи­лось тре­вож­ное чув­ство, но при этом дыха­тель­ные упраж­не­ния вызвали ощу­ще­ние бла­го­по­лу­чия.

Тем не менее, была одна вещь, кото­рая обес­по­ко­ила меня в соче­та­нии йоги с молит­вой. Я чув­ство­вала дис­ком­форт от того, что, про­из­нося слова молитвы, я, каза­лось, не моли­лась, а наблю­дала за соб­ствен­ной молит­вой. И я решила вер­нуться к преж­нему, тра­ди­ци­онно-пра­во­слав­ному спо­собу молитвы.

Пре­ду­пре­жде­ние

Лично я не исклю­чаю воз­мож­ность исполь­зо­вать йогу как способ под­дер­жа­ния физи­че­ской формы, в том случае, если она све­дена к про­стым физи­че­ским упраж­не­ниям, но и в этом случае я хотела бы предо­сте­речь людей. Важно убе­диться, что у вас нор­маль­ное здо­ро­вье, прежде чем пред­при­ни­мать заня­тия физи­че­ской йогой. Как мини­мум пройти мед­осмотр. Напри­мер, если у вас про­блемы с арте­ри­аль­ным дав­ле­нием, то неко­то­рых поз сле­дует избе­гать. Есть позы, кото­рые сти­му­ли­руют щито­вид­ную железу, и если у вас с ней свя­заны какие-либо про­блемы, упраж­не­ния могут при­не­сти вред. Неко­то­рые труд­ные позы, такие как стойка на голове, должны выпол­няться только в тече­ние неболь­ших про­ме­жут­ков вре­мени. Один индий­ский гуру, кото­рый отвер­гает йогу и сме­ётся над её стрем­ле­нием к про­свет­ле­нию, заме­чает, что слиш­ком много стоек на голове повре­ждают тонкие кро­ве­нос­ные сосуды голов­ного мозга, и даже вызы­вают его частич­ное повре­жде­ние, а появ­ля­ю­ще­еся в резуль­тате оце­пе­не­ние вос­при­ни­ма­ется неко­то­рыми инду­сами как состо­я­ние про­свет­ле­ния!

Еще боль­шую опас­ность пред­став­ляет меди­та­ция, неко­то­рые меди­та­тив­ные упраж­не­ния повы­шен­ного уровня изме­няют ритмы мозга и при­во­дят к чув­ству эйфо­рии, кото­рая может вызвать при­вы­ка­ние. Как и с дру­гими видами зави­си­мо­сти, когда эффект пре­кра­ща­ется, чело­век может впасть в депрес­сию.

Дыха­тель­ные мето­дики, направ­лен­ные на воз­буж­де­ние того, что назы­ва­ется кун­да­лини – спящая сек­су­аль­ная энер­гия, кото­рая суб­ли­ми­ру­ется в духов­ную энер­гию – явля­ются осо­бенно опас­ными, так как они выво­дят одну из пси­хи­че­ских сил из-под кон­троля. Здесь будет хорошо вспом­нить притчу Гос­пода о нечи­стом духе ( Мф.12:43–45 ).

Неко­то­рые учи­теля йоги поощ­ряют пение мантр как сред­ство устра­не­ния тре­воги. Мантра – это сокра­щён­ный призыв к инду­ист­ским боже­ствам; счи­та­ется, что зву­ко­вые виб­ра­ции мантр акти­ви­зи­руют неис­сле­до­ван­ные уровни созна­ния. Хри­сти­ане не нуж­да­ются в таких ман­трах. Вместо того, чтобы вхо­дить в неиз­вест­ные и потен­ци­ально опас­ные пси­хи­че­ские сферы с помо­щью таких пес­но­пе­ний, мы можем укре­пить себя, про­из­нося Иису­сову молитву.

пере­вод с англий­ского Анге­лины Лео­но­вой

При­ме­ча­ния:

3 Свящ. Михаил Плот­ни­ков. Йога для хри­сти­а­нина – путь к оздо­ров­ле­нию или к веро­от­ступ­ни­че­ству? // Можно ли быть хоро­шим и не спа­стись? М., 2011. С. 275–276.

5 Свящ. Михаил Плот­ни­ков. Йога для хри­сти­а­нина… С. 281–282.

7 Митр. Иеро­фей (Влахос). Одна ночь в пустыне Святой Горы. СТСЛ., 2006. С. 45–48.

8 Архим. Софро­ний (Саха­ров). Видеть Бога как Он есть. М.. 2000. С. 53–54.

9 Архим. Софро­ний (Саха­ров). Указ. соч. С. 24.

10 Архим. Софро­ний (Саха­ров). Указ. соч. С. 29.

11 Архим. Софро­ний (Саха­ров). О молитве. М., 2003. С. 173–174.

12 Архим. Софро­ний (Саха­ров). Рож­де­ние в Цар­ствие Непо­ко­ле­би­мое. М., 2001, С. 22.

13 Архим. Софро­ний (Саха­ров). О молитве. С. 208–210.

14 Asnok Kumar Mathotra. An introduction to Yoga Philosophy; an annottated translation of the YogaSutras. Ashgate, 2001. P. 15.

16 16 Все цитаты по: DeMichelis E. A History of Modem Yogä Patanjali and Western Esotericism Continuuam. London, 2004. Pp. 121–122.

17 Mantzaridis G. I. The Deification of Man: St. Gregory Palamas and the Orthodox Tradition. New York, 1984. Pp. 82–83.

19 Dechanet В. Christian Yoga. London, 1964. P. 114.

21 Bishop Ignaty Brianchaninov. On the Prayer of Jesus, London, 1965. P. 85.


ЙОГА, КАК ОДНА ИЗ СОВРЕМЕННЫХ ФИЗКУЛЬТУРНО-ОЗДОРОВИТЕЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ

Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Физическая культура, как и спорт в целом, помогают человеку не только достичь хорошей физической формы, но и влияют на его мышление, мировоззрение, оказывает прямое воздействие на психологическое состояние человека. В последние годы наблюдается взаимопроникновение достижений физической культуры и новых методик оздоровления. Это обусловлено неудовлетворенностью традиционными, изжившими себя видами физической активности [ 8 ].

Йога - одно из наиболее распространенных направлений фитнеса, которое на данный момент, популярно как в России, так и во всем мире. Йогой могут заниматься люди любого возраста, начиная от самых маленьких и заканчивая пожилыми людьми. Все потому, что йога – это такой вид физической деятельности, которым заниматься можно независимо от степени физической подготовленности и возраста [3].

Йога – это понятие в индийской культуре, которое в широком смысле означает сочетание различных физических, психических и духовных практик, которые в свою очередь нацелены на управление физиологическими и психическими функциями организма человека с целью достижения человеком возвышенного духовного состояния.

История йоги, в соответствии с археологическими находками, рисунками на печатях, берет свое начало примерно в 3300-1700 годах до н.э на Востоке. Популярной йога стала благодаря ее разнообразию видов и техник. Так, созданы Международный всемирный союз йоги в Стокгольме и Европейская ассоциация йоги в Будапеште. В России йога начинает проникать в учебный процесс в вузах как дополнение к обычным занятиям [6].

При выполнении упражнений очень важно соблюдать правила. Они несложные, но эффективные. Их выполнение гарантирует положительный эффект от занятий йогой:

правильно дышать: глубоко и через нос – дыхание играет большую роль в йоге;

выполнять упражнения с ровной спиной, следить за осанкой;

равномерно распределять вес;

следует немедленно прекратить упражнение и сообщить инструктору, если вдруг появились какие-либо болевые ощущения [6].

Некоторые люди, практикующие йогу, могут получать физические травмы, аналогичные спортивным. Причиной тому могут послужить стойки на голове и плечах, позы лотоса и стойки на руках. Также йога, как и любые другие практики, все же имеет свои противопоказания. К ним относится наличие у человека каких-либо психических расстройств и злокачественных новообразований, а категорически запрещено выполнять упражнения тем людям, у которых отмечаются органические поражения сердца.

Особенности воздействия йоги на организм занимающихся.

Асаны – позы йоги – оказывают воздействие на различные системы организма, делая гибкими позвоночник и суставы и тонизируя мышцы и внутренние органы. Главное отличие асан йоги от привычных для нас силовых физических упражнений – это отказ от резких движений, которые при многократном повторении неизбежно приводят к появлению усталости, тренировка концентрации и внимания [8]. Во время занятий йогой задействованы все мышцы, что способствует улучшению циркуляции крови в организме человека, укреплению кровеносных сосудов, совершенствованию вегетативной системы, тренируется опорно-двигательный аппарат;

Особое место в занятиях йогой отводится дыханию: при правильном дыхании стимулируется работа сердца, все органы нашего тела в необходимом количестве снабжаются кислородом, в то время как из них выводятся двуокись углерода и другие метаболиты. Это особенно важно, поскольку, как было доказано учеными, не всегда большое количество упражнений (когда человек буквально падает от усталости) дает максимальный эффект для его здоровья и мышечного тонуса. При правильном дыхании стимулируется работа сердца, все органы нашего тела в необходимом количестве снабжаются кислородом, в то время как из них выводятся двуокись углерода и другие метаболиты. Это особенно важно, поскольку, как было доказано учеными, не всегда большое количество упражнений (когда человек буквально падает от усталости) дает максимальный эффект для его здоровья и мышечного тонуса [8].

Йога оказывает значительное воздействие на психоэмоциональное состояние и умственную деятельность посредством переменного дыхания йоги через правую и левую ноздри. В настоящее время объясняют взаимосвязь дыхания через различные ноздри с повышением активности различных отделов вегетативной нервной системы (правой - симпатического, левой - парасимпатического) и гипотезой, основанной на теории специализаций полушарий коры головного мозга и проекции афферентных импульсов с рецепторов слизистой оболочки носа проходящим холодным воздухом на вдохе, а также рефлекторным воздействием на участки кровообращения в голове, охлаждением капилляров в области носовых раковин [7].

Йога улучшает метаболизм и пищеварение (те, кто занимался йогой, по сравнению с теми, кто не занимался спортом, демонстрировали улучшение массы тела и веса);

Некоторые люди, занимающиеся йогой, отмечали изменение вкусовых предпочтений в пище [3; 4].

Влияние йоги на психологическое состояние человека. Хоть и не было проведено точных детальных исследований, на сегодняшний момент выявлено несколько заболеваний, от которых можно избавиться благодаря практике йоги, а именно:

состояния тревоги (фактически, одно исследование показало, что сеанс йоги увеличил уровень γ -аминомасляной кислоты (ГАМК) мозга на 27 процентов у практикующих йогу; тревога и депрессия традиционно связаны с низким уровнем ГАМК);

депрессии - из 17 испытуемых, которые завершили исследование, все испытывали значительное снижение гнева, депрессии, невротических симптомов и низкой частоты вариабельности сердечного ритма. 11 из 17 испытуемых достигли уровня ремиссии после вмешательства. Йога не только обладает способностью уменьшать депрессию, но и потенциально может поддерживать улучшенное психическое здоровье;

посттравматического стрессового расстройства;

отказ от курения (йога может подавлять тягу в целом, но также доказано, что она уменьшает воспринимаемый стресс и негативные последствия у тех, кто пытается бросить курить) [1].

Психическое равновесие, которое дает йога, способность к устойчивой психической концентрации и достижению душевной гармонии является мощным инструментом для защиты от чрезвычайных напряжений и может быть рекомендовано для профилактики стрессов и неврозоподобных состояний [6].

Йога в спорте: На сегодняшний день многие спортивные команды мира, в том числе России, включили в свою подготовку средства и методы йоги. Йогические упражнения и методы будут полезны при всех видах спортивной подготовки и для восстановления сил. Асаны помогают скорректировать неправильную мышечную работу, которая нередко оборачивается вывихами и растяжением. Их выполнение помогает освободиться от давления и напряжения, увеличить диапазон движения, придает мышцам эластичность, крепость, а весь организм делает более выносливым и скоординированным. При истощении сил атлетам рекомендуют занятия йогой для скорейшего восполнения запасов энергии [8].

Конечно же, в йоге, как и везде, существуют свои минусы:

• эффект от занятий йогой не приходит сразу, освоение базовых практик не даст мгновенных результатов для похудения или восстановления здоровья.

• каждое упражнение оказывает свое действие, поэтому, чтобы оно не вызвало противодействия или не оказало чрезмерную нагрузку на больной орган, подбирать комплекс упражнений должен опытный инструктор.

• занятия йогой первоначально происходили в индивидуальном порядке, и правильность поз четко контролировалась учителем. Групповые занятия, которые предлагаются сейчас, не дают такой возможности, что негативно влияет на технику выполнения упражнений.

• занятия йогой обязательно повлекут за собой изменения: более спокойное отношение к жизни и некоторую отстраненность, перемена интересов, желание перейти на растительную пищу.

Все эти минусы не очень существенны и, главное, нельзя забывать об основном назначении йоги и правильном подходе к тренировкам [7].

Существует большое множество видов йоги и все они имеют свои особенности. Вот некоторые из них:

Аштанга-йога. Объединяет практики, существовавшие ранее, и практикуется преимущественно как серия переходов из позы в позу. Для нее в большей мере характерна силовая нагрузка. Упражнения аштанга-йогой являются профи­лактическим средством для нарушений опорно-двигательного аппарата, травматизма, повышают уровень физической работоспособности [2].

Айенгар-йога. Это еще один вид йоги, который хорош для начинающих и для тех людей, которые нуждаются в профилактике своих физических и психологических проблем. При занятиях этим видом широко используются различные опоры, такие как блоки и ремни [4].

Кундалини-йога. При занятиях этим видом йоги человек принимает различные позы, наряду с непрерывным дыханием и пением. Это помогает энергии подняться от основания позвоночника и распространиться по всему телу. Конечно, требуется какое-то время, чтобы достичь желаемого результата, поскольку это долгий процесс, но оно того стоит [4].

Фитнес-йога. В нее входят стандартные для фитнес-йоги комплексы асан, предназначенные для того чтобы развить состояние гибкости и укрепить мышцы, связки и сухожилия. Также в нее входят упражнения для релаксации: правильное дыхание из комплекса дыхательных упражнений, аутогенная тренировка, самомассаж и ароматерапия. В процессе выполнения комплекса упражнений фитнес-йоги улучшается работа дыхательной системы, а также уменьшается риск заболеть простудными заболеваниями [6].

Бикрам-йога. Если вы хотите научиться контролировать свои слабости и набраться сил, это лучший вид йоги для этих целей. Этот вид йоги проводится в помещении с высокой температурой, так как она учит тело контролировать себя, а также выводит токсины через кожу. Занятия йогой в комнате с температурой 104° F совсем не подходят для начинающих. [4].

Свароопа-йога. Является своего рода йогой, которая в основном подходит тем людям, которые нуждаются в реабилитации от хирургии. В последние годы она считается альтернативой физиотерапии, так как состоит из ряда поз на стуле, и даже может быть полезной для людей с проблемами суставов [4].

Акро-йога. Это вид акробатической йоги с элементами тайского массажа. В нее входит выполнение сложных асан двух или более партнеров одной комплекции. Занятия такого вида йоги позволяет доверять своему партнеру по упражнениям и людям в целом. Акро-йога увеличивает силы, гибкость и координацию, повышает чувствительность тканей тела. Она не требует особого уровня подготовки [6].

Таким образом, йога является ярким примером того, что занятия физической культурой, некоторыми практиками приводят не только к хорошей физической форме, но также помогают избавиться от некоторых проблем в организме, положительно влияют на нервную систему человека [1].

Все желающие достичь успехов в йоге должны строго соблюдать методические правила занятий, советы и рекомендации, постепенно осваивать их практически. Именно постепенно — йога не терпит спешки. И действительно, усвоение огромного количества упражнений в короткий срок может принести человеку только вред, так как тем самым исключается поступательное физиологическое воздействие на организм в целом [2].

Список литературы

Мягкоступова Т.В. Йога: учебное пособие / Т. В. Мягкоступова. Екатеринбург: Изд-во Рос. гос. проф.-пед. ун-та, 2016. 106 с.

Известно, что человек - это не только видимая нам биологическая оболочка, но и что-то более высокое и совершенное, а соответственно, имеющее тонкую душевную организацию, раскрыть и познать которую поможет йога для духовного развития.

Что такое йога?

Йога - это одно из самых известных философских направлений и имеет множество поклонников во всех точках земного шара. Сложно описать, что такое йога в двух-трех предложениях. Каждый понимает йогу по-своему, но стремление быть в хорошей физической форме, при этом самосовершенствуясь духовно,объединяет всех этих людей.

В широком понимании, йога являет собой совокупность философии с физическими упражнениями, направленными на достижение особенного физического и духовного состояния, так называемой нирваны. Считается, что практикующие йоги с многолетним стажем, способны достигать высшего состояния умиротворения и контроля над практически всеми аспектами деятельности организма, будь то сон, физическая устойчивость, или, к примеру, контроль деятельности высшей нервной системы.

йога для духовного развития

Методика и практика йоги

В данный момент, йога как искусство и как путь духовного развития активно развивается как самостоятельно, так и в тесной связке с философией буддизма, иудаизма. Насчитывают сотни различных видов практик йоги, которые направленны на разные цели. Это связанно с тем, что не существует универсального подхода к духовному и физическому развитию с помощью практик йоги. Каждый человек индивидуален, и понятие совершенства для всех тоже разное. Философия йоги понимает и принимает такую позицию, а значит, старается предоставить возможности для саморазвития любому, кто обратился к этому древнему искусству.

Даже человек, который был далек от методик и практик йоги, пробуя впервые техники медитаций, сталкивается с пониманием того, что путь духовного развития йоги очень близок с общими представлениями о духовном благополучии.

Йога – это древнее искусство, основанное на чрезвычайно тонкой науке о теле, уме и душе. Со временем ее продолжительная практика приводит к чувству умиротворения и ощущению своего единства со всем, что его окружает. Главная цель йоги – вернуть ум к простоте и покою и избавить его от суетливости и беспокойства. Покой же дается практикой асан и пранаямы.

В отличие от других систем физической тренировки, напрягающих мышцы и кости, йога омолаживает тело, делая это постепенно и мягко. Восстанавливая тело, йога освобождает ум от негативных чувств, рождаемых быстрым темпом современной жизни, с избытком дарит вам надежду и оптимизм и помогает в преодолении препятствий на пути к совершенному здоровью и духовному удовлетворению. Она полностью перерождает вас. © Высказывание о йоге Б.К.С. Айенгара

Практика йоги предполагает обязательное осознание нескольких основных ступеней для достижения духовного совершенства:

1. Яма - Комплекс моральных и этических догм, призванных выстроить ваши отношения с окружающим миром.

Яма - это первая часть аштанга-йоги, и содержит пять основополагающих постулатов поведения.

  1. Ненасилие (ахимса). Йога проповедует универсальный пацифизм ко всему живому. Поедания мяса будет также считаться нарушением этой догмы, так как насилие совершенное над животными для йогов – кощунство.
  2. Правдивость (сатья). Человеку, который стремится к духовному развитию с помощью йоги, незачем лукавить. Он должен быть чист душой и мыслями.
  3. Отсутствие меркантильности (апариграха). Считается, что стремление накопления материальных богатств портит человека, занимает его ум, ограничивает мышление.
  4. Уважение чужой собственности (астея). Каждый имеет право на результаты своего труда.
  5. Целомудрие (брахмачарья). Сдерживание желания своей плоти. Человек - это не животное, и способен обуздать свои примитивные инстинкты. Также целомудрие подразумевает внутреннюю сосредоточенность, концентрированность, без которой невозможно медитировать и научиться управлять своим сознанием.

йога

2. Нияма - разумный образ жизни.

То, за что сейчас современные диетологи и тренера берут сумасшедшие деньги, несколько тысяч лет назад было описано в неоценимых памятках индийской культуры. Методика йоги подразумевает, что для духовного развития необходимо вести правильный образ жизни.

3. Пранаяма - специальный комплекс особых дыхательных упражнений, которые призваны сконцентрироваться на себе, и контролировать потоки энергии внутри и вокруг себя.

В данный момент, многие из современных видов спорта заимствуют практики пранаямы. Считается, что умение правильно выполнять дыхательные упражнения положительно сказывается на психическом здоровье, и на общем физическом тонусе организма.

4. Асана - набор всевозможных поз, постигнуть которые сразу мало кому удается.

Это требует не малой физическую подготовку, выносливость, и высочайшее умение сконцентрироваться на процессе. Существуют позы высшего уровня сложности, которые подвластны лишь единицам людей с десятками лет практики йоги для духовного развития за плечами.

5. Дхарана - концентрация на каком-то объекте.

Требует высокого уровня подготовки, и хоть кажется задачей пустяковой, справляются сразу с ней лишь немногие. Техника выполнения Дхарана состоит из концентрации и отвлеченности вашего сознания таким образом, чтобы все ваши мысли были сконцентрированы на одном объекте.

6. Пратьяхара- очищение мыслей и эмоций.

Способствует улучшению общего эмоционального состояния. Широко используется современными психологами по всему миру и считается одной из самых действенных систем для достижения эмоционального спокойствия.

7. Дхиана - медитирование и концентрация внимания на своем внутреннем мире.

Йога для духовного развития предлагает метод медитации, который состоит из определенной физической позы, особой техники дыхания и концентрации своего сознания на внутреннем “Я”.

8. Самадхи - последняя ступень благородного пути.

Характеризуется слиянием воспринимающего и воспринимаемого. Последняя ступень, предполагает слияние внутреннего и внешнего мира, потеря смысла себя как идентичной личности, слияние и ощущения себя частью целого мира. Эта ступень вплотную подводит йога к нирване. Для достижения данной ступени могут потребоваться годы, или даже десятилетия медитаций. Лишь немногие достигают столь высокого уровня.

Йога для духовного развития и физического

Йога полезна для всех без исключения, она привнесет счастье и в день сегодняшний, и в будущее. Если мы начнем изучать йогу, если станем практиковать йогу без страха и сомнений, обретем физическое, ментальное и духовное счастье, а наш ум расширится до пределов Божественной Сущности. © Высказывание о йоге Шри Паттабхи Джойса

Огромное преимущество йоги состоит в ее доступности каждому. Вам не нужно никакого специализированного инвентаря (если это не течения йоги тесно связанные с религией, к примеру, Шива йога или Будда йога). Йога для духовного развития может стать отличным инструментом познания самого себя, хобби которое со временем изменит и значительно улучшит вас.

Преимущество йоги

Кроме духовного развития с помощью йоги, важной и полезной особенностью будет улучшения вашей общей физической формы. Йога, в отличие от современных видов спорта, менее травмоопасна и не направлена на достижение конкретных спортивных результатов. Для йоги не важно, каков у вас объём бицепса или за сколько секунд вы пробегаете стометровку. Физические упражнения в комплексе йоги призваны улучшить общий физический фон, ваше внутреннее самочувствие в плотной связке с прояснением туманностей сознания. Поверьте, эффект может быть просто потрясающий. Йога широко известна и вы наверняка хоть раз натыкались на некоего гуру йоги, что творил совершенно невообразимые вещи, неподвластны лучшим спортсменам.

Если вы считаете, что духовное развитие с помощью йоги, вам было бы интересно, что оно качественно повлияет на ваше самочувствие и мироощущении, то вы может пойти в какую-нибудь школу йоги поблизости. К счастью, всё больше людей склоняются к пониманию потребности в практике йоги. Посещение занятий йоги предоставит вам возможность познакомиться с множеством единомышленников, завести полезные знакомства и просто отдыхать развиваясь, в приятной компании.

Тот же, кто власть обрел над потоком Изначальной Силы и подчинил его движение воле своей, с легкостью побеждает в битве со смертью.

Ибо истинно сказано, что совершенства достигает каждый, кто неустанно практикует Йогу, будь он болен, либо слаб, молод, стар, или даже дряхл. © Слова о йоге из Хатха Йога Прадипики

Занятия йогой

Стилистика йоги

Если же у вас достаточно плотный рабочий график, или же поблизости нет ни одной школы йоги (и такое случается), можете смело попробовать практиковать йогу дома, самостоятельно. К счастью, сейчас огромное количество полезной информации о йоге как источнике духовного развития. Для начала, выберите стилистику йоги, которая вам близка. К примеру, это может быть:

1. Хатха-йога

Основное внимание в данной стилистике йоги уделяется физическому здоровью.

Это один самых практичных и распространённых видов йоги. Основная философия предполагает выполнение различных физических упражнений, направленных на улучшение иммунитета, уравнение гормонального фона, улучшения эластичности мышц и связок. Асаны(позы) выполняются в статичном варианте и задерживаются на несколько минут. Хатаха-йога как будто выстраивает ваше тело вновь и уделяет очень много внимания важным, но мелким деталям, таким как повороты туловища, статичные растяжки, удержания позиций.

2. Шиванада-йога

Так же подразумевает удержание в статике различных позиций, но в отличии от предыдущего варианта, направлена на достижение духовной релаксации с помощью медитирования. Данная разновидность отлично подходит в случае выбора йоги как пути духовного развития.

3. Кундалини-йога

Представляет собой сложный комплекс упражнений, умноженных на глубокое духовное понимание внутреннего “Я”. Это набор динамических упражнений, где позы с завидной быстротой сменяют одна другую. Данная стилистика йоги призвана раскрыть ваши энергетические каналы с помощью особых техник дыхания и медитации.

Йога для духовного развития - это отличное решение для человека, который принял себя и решил самосовершенствоваться как духовно, так и физически. Йога с каждым днем будет помогать вам становиться лучше, иметь более ясный ум, устойчивость и отличное физическое состояние на многие годы.

Позвольте всему прийти в свое время. Саженцу и дереву требуется должное время, чтобы вырасти при подходящих условиях, так почему же мы — люди, должны отличаться. Вырасти в йоге означает расти в жизни, нужны соответствующие условия, но когда начнешь это чувствовать, ты поймешь, что оно настоящее. © Сарасвати

Понравилась статья, расскажи друзьям

САЛИД © При полном или частичном копировании материала, ссылка на первоисточник обязательна.

Философия йоги

Ф илософия – это любовь к мудрости. Философия Йоги – это альтруизм и любовь к естественной природе.

Философией йоги в широком смысле можно назвать древнее учение о духовном самосовершенствовании человека, пришедшее к нам от цивилизации ариев и развившуюся в известную сегодня форму в религиозно-философских школах древней и средневековой Индии, которое на протяжении почти двух тысячелетий является для многих почитателей индийской духовности образцом мудрости, ведущей человека к высшей из возможных целей его жизни.

Йога - это одна из даршан, шести ортодоксальных (следующих духовной традиции Вед) философских школ Индии. Приступая непосредственно к философии классической йоги, выделим две основополагающих категории, которые заключают в себе все бытие, все, что существует. Это Пуруша и Пракрити – духовная и материальная субстанции.

Ом! Представляем вам для более глубокого изучения одиннадцать синхронных переводов текста йога-сутр Патанджали.

В антропологии йоги внутренний мир человека соответствует бытию внешнему. Человек рассматривается как микрокосмос, который по своей структуре идентичен внешнему для него макрокосмосу. Таким образом, человек – это также результат соединения Пуруши и Пракрити.

В отличие от Пракрити Пуруша не подвержен изменениям. Поэтому можно сказать, что он находится вне времени и пространства. Пурушу называют Зрителем, наблюдающим за разворачивающейся картиной изменения материи.

Буддхи-Махат – это стадия развития Пракрити и основа вселенной. В нем как этап эволюции материи образуется индивидуальное Буддхи, которое является идеальной основой для психики человека. В дальнейшем формируются и остальные элементы микрокосмоса. Это органы восприятия – слух, зрение, осязание, вкус, обоняние; органы действия – руки, ноги, органы выделения и размножения, орган речи; орган разума – ум (манас). Итак, фактически все, что мы привыкли отождествлять с собой, со своим я - физическое тело, память, эмоции, интеллект, мысленные образы и т.д. - относится к материи и потенциально содержится в индивидуальном Буддхи.


Йога - это совокупность физических и духовных практик, направленных на развитие человека на всех уровнях: психическом, духовном и физическом.

Философия йоги обладает следующими свойствами:

  • Она духовна, т.е. ориентирована на раскрытие и постижения бытия при помощи осознания независимого и самосущего Духа личности.
  • Этична, т.е. содержит в себе добродетели, главной из которых является ненасилие.
  • Эмоциональна, т.е. учит о любви, доброте и других благодетельных качествах.
  • Практична, т. е. предлагает способы управления телом.
  • Интеллектуальна, т.е. ее методы предполагают использование сил разума, а основные положения обоснованы философскими текстами.

Мы уже знаем, что освобождение означает отделение духа от материи (Пуруши от Пракрити). Зачем оно нужно? Дело в том, что люди в обычном своем состоянии ограничивают собственное бытие рамками Пракрити. Именно из-за этого и происходят все наши страдания.

Мы начинаем стремиться к постоянному чувству привязанности и удовлетворения, к получению удовольствий, которые всегда заканчиваются. Важно понять, что чем сильнее удовлетворение, тем больше будет разочарование в будущем, а стремление к формам Пракрити обуславливает существование кармы.

Йога направлена на всестороннее развитие человека, и, главным образом, на рост сознания, внутренней культуры любого человека.

Йога - это метод, система упражнений для успокоения мятущегося ума и направления энергии в конструктивные каналы. Подобно гидроэлектростанции на могучей реке, которая при разумно устроенной плотине и каналах представляет собой огромный запас воды, спасающий от засухи и голода и порождающий электроэнергию для жизни городов и промышленности, так и ум, когда находится под контролем, аккумулирует энергию из Космической реки и порождает громадные силы для всестороннего роста человека.

Успокоить ум человека также нелегко, как остановить горную реку.

Благодаря практическому применению йоги на ее различных стадиях йогин приобретает особую силу. Подобно сторонникам санкхьи и других систем индийской философии, основатель йоги Патанджали утверждает, что освобождение должно быть достигнуто благодаря непосредственному познанию отличия Я от физического мира, включая наше тело, ум и индивидуальность. Но это возможно лишь в том случае, если мы сможем подавить и ограничить функции тела и чувств, ума-манаса и интеллекта, наконец, нашу индивидуальность (то есть эмпирическое, личное я) И вместе с тем обладать самосознанием, опытом трансцендентного духа (пуруши).

Это убедило бы нас, что Я выше комплекса ум-тело, выше чувств и интеллекта, а также страданий или радости отдельной личности - я. Я, как будет показано, должно стоять выше всякой физической реальности с ее пространственно-временными и причинно-следственными отношениями.

кони, памятник

Это и является осознанием Я как свободного, бессмертного духа, стоящего вне зла и страданий, смерти и разрушения. Иными словами, это есть достижение состояния свободы от всякого страдания и несчастия - освобождение. Система йоги указывает практически осуществимый путь саморазвития всем тем, кто следует велениям духа и кто искренно стремится следовать ему. Система же санкхьи больше внимания обращает на познание отличия Я от всего остального мира как на средство достижения освобождения. Но она не забывает рекомендовать и такие практические методы достижения освобождения, как изучение, размышление и постоянное сосредоточение на истине. Философия йоги заостряет свое внимание на практических методах очищения и сосредоточения для понимания отличия Я от тела и ума и вместе с тем для достижения освобождения.

Однако следует отметить, что учение йоги о самопознании Я имеет солидную основу в метафизике санкхьи, которая обосновывает реальность Я как метафизического и вечного начала сознания. Если верить в трансцендентный дух, то нельзя не признать, что имеются более глубокие ступени сознания, чем эмпирические, а также более широкие возможности и более высокие потенции, чем физические или относящиеся к органам чувств.

Проблески этой более глубокой реальности нашей индивидуальной жизни осеняли не только пророков и святых, но и таких великих философов, как Платон и Аристотель, Спиноза и Лейбниц, Кант и Гегель. Физические исследования и современная школа психоанализа внесли большой вклад в область познания темных сторон психической жизни, скрытых от обычного взора. Йога в этом отношении идет еще дальше, формулируя некоторые практические методы очищения и самоконтроля для осознания истинного я человека. Для правильной оценки этой философии необходимо ее благожелательное понимание и искреннее стремление осознать, реализовать ее истины.

Читайте также: