Из опыта работы учителя географии доклад

Обновлено: 07.07.2024

Содержимое публикации

Учитель географии высшей категории школы-лицей №4 г.Рудного

Габит Мусрепов

Важную роль в подготовке подрастающего поколения к творческой деятельности, основанной на соединении теории с практикой, к стиранию граней между трудом умственным и трудом физическим, играет школа.

Этой цели всецело должны быть подчинено содержание, методы и организация всей школьной работы.

Моя педагогическая деятельность, как учителя географии направлена на решение следующих проблем:

формирование географического, экологического мышления и навыков исследовательской и поисковой работы.

усвоение учащимися глубоких знаний по предмету на основе целенаправленной работы по овладению знаниями методов, понятий, теорий, концепций, моделей, областей практического применения биологических закономерностей, необходимых для плодотворной деятельности в различных областях материальной и духовной культуры.

формирование отношения к природе на основе уважения к жизни, человеку и окружающей среде.

Все эти проблемы можно выполнить, используя в своей практике краеведческую работу.

Краеведческая работа открывает учащимся возможность познать свои способности, интересы и склонности, готовиться к сознательному выбору своей будущей профессии и овладеть рядом необходимых для этой профессии знаний и практических навыков. Учителю же краеведческая работа представляет, широкие возможности активизировать методы и весь процесс обучения, преодолевать книжность, сухость, отрыв от жизненной практики в преподавании и в знаниях учащихся.

Определенные природно-территориальные комплексы наряду с различиями имеют сходства и общие черты. Это позволяет рассматривать на уроках изучения родного края, что каждый объект на земной поверхности в некоторой степени отражает поверхность всего земного шара. Например, все реки на земле имеют правые и левые берега, истоки, устье, разрушающую и созидающую работу текучей воды. Все холмы и горы имеют подошвы, склоны и вершины. Климат любой местности слагается из температуры воздуха, ветра, осадков, облачности и т.д. В результате непосредственного знакомства учащихся с рекой, с холмом, с горой, с климатом своей местности поможет составить правильные общие представления этих географических объектах в стране и в мире.

Изучение родного края помогает ориентироваться в работе с картой при объяснении географического положения любого пункта. Учащиеся хорошо помнят географическое положение своей местности на карте и легко определяют положение любых других пунктов земной поверхности на севере, на юге, на западе или на востоке от нашей местности.

Краеведение благотворно укрепляет связь школы с окружающей жизнью и усиливает ее влияние на население. Оно дает возможность обеспечить учащимся лучшую подготовку к практической деятельности по окончании школы в соответствии с хозяйственной спецификой данной местности.

На примерах изменений, наблюдаемых в природе, в хозяйстве, в культуре, в экологии открывает широкие возможности активизации педагогического процесса, самодеятельности учащихся и повышает качество учебно-воспитательной работы школы. Краеведческая программная работа тесно связана с внеклассной краеведческой работой. Особенно велика роль краеведения для развития и воспитания у учащихся чувства патриотизма, гордость за свой родной край. Познание своего края укрепляет любовь к нему, развивает интерес к общественным делам и окружающей среде.

Система знаний о крае у учащихся формируется в школе постепенно, начиная с изучения родного края на классных и внеклассных занятиях еще в первых классах.

В средних и старших классах сведения о родном крае расширяются и углубляются.

Школьное краеведение касается ряда предметов, но я остановлюсь на географическом краеведении.

Школьная география пронизана элементами краеведения. Эти элементы можно проследить на уроках естествознания в 5 классах.

Рассмотрим элементы краеведения в содержании школьного курса географии 6 класса.

Программа географии в 6 классе включает достаточно широкий круг краеведческих сведений, и выделенные 3часа на изучение природы нашей местности в конце учебного года, позволяют обобщить полученные сведения.

Особый интерес у ребят вызывает работа с картой г.Рудного.

Составление календаря с описанием погоды известных вам дат можно выполнить и в группе.

Можно получить знания о погоде из и дополнительной литературы.

Дети с удовольствием находят сами и рассказывают легенды и предания связанные с погодными явлениями. Живёт в наших краях легенда Бес Кунак. Звучит она так.

«Однажды, солнечным апрельским утром, решили пять (бес) мужчин (кунаков) поехать в гости в соседний аул. Снег весь уже растаял, земля покрылась золотисто-зеленоватым ковром травы, на деревьях набухли почки, а в небе радостно щебетали птицы. Но вдруг, на середине пути, их настигла снежная буря. Порывы ветра достигали огромной скорости, снег слепил глаза, видимость была нулевая. Путники сбились с пути, а ночью замёрзли и умерли. Через несколько дней лошади вернулись в родной аул, и люди поняли, что случилась беда.

А теперь можно попросить ответить на вопросы. Объясните с научной точки зрения всё, что описано в легенде. Какая воздушная масса приносит снег? Где она зарождается?

Еще одна легенда, которую дети слушают с удовольствием.

«Рядом с Лисаковском есть могила Кауметея, который жил на правом берегу Тобола, между нынешним городом Лисаковск и посёлком Валерьяновка. Там есть высокая скала, стоящая отвесной стеной. Кауметей упал с этой скалы. Его похоронили на вершине этой скалы, а скалу назвали его именем. Причина его гибели такова.

И снова вопросы. Как в народе называется данное погодное явление? Чему учит подвиг Кауметея? Почему через 200 лет после гибели народ помнит и почитает Кауметея, а аксакалы водят на его могилу своих внуков?

Решая некоторые учебно-познавательные и практические задачи, учащиеся становятся в некоторой степени исследователями.

При изучении темы «Суточный и годовой ход t °воздуха, мы строим с ними графики хода t ° воздуха по месяцам, за год. Но можно предложить построение графика суточного температуры своего города, ребята с удовольствием измерения делают в течение суток, а потом строят график.

График суточного изменения температуры воздуха в г.Рудном, 7 микрорайон .

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Даришмагомедова Яхии Абдулаевича

Сегодня перед каждым учителем, какой бы предмет он ни преподавал, поставлены задачи формирования нового человека, повышения его творческой активности. А для нынешнего времени важно понять, что, вооружая знаниями, необходимо воспитать интеллектуально развитую личность, стремящуюся к познанию. И когда я вижу, что интерес к учению у детей падает, дети с трудом познают изучаемый программный материал, я делаю для себя важный вывод: необходима квалифицированная мотивационная деятельность учителя, путём включения в активную учебно-познавательную деятельность учащихся.

.Именно сейчас важен в моей работе творческий подход к организации учебной деятельности. Именно сейчас цели мои изменились, я обязан готовить каждого своего ученика к жизни, т.е. к поведению в природе, в обществе, в государстве, на производстве. Обучение в школе призвано способствовать развитию у каждого учащегося тех способностей, которые заложены в нем от природы, сформированы родителями и другими воспитателями.

Мотивация учебной деятельности учащихся это одна из важнейших проблем современности.

Дейл Карнеги утверждает, что есть только один способ побудить кого-то что-то сделать. Задумывались ли мы когда-нибудь над этим. Да, только один способ. И он заключается в том, чтобы заставить другого человека захотеть это сделать. «Помните! – говорит Дейл Карнеги, - других способов нет. Тот, кто сможет заставить ребёнка захотеть учиться – может себя считать учителем успеха.

1.Нарисовать герб, флаг, страны

2.Составить краткую характеристику страны.

3.Отобрать на выбор печатные материалы о данной стране (фотографии, графики, цифровые данные, рассказ очевидцев, анализ статей из периодики)

4. Подготовить рассказ о культуре страны: образовании, музыке, традициях обычаях, играх, праздниках, достопримечательностях, памятниках истории.

Весьма очевиден приоритет географии в экологическом образовании и воспитании. В содержание географического образования я стараюсь включит богатый опыт народа по сбережению, сохранению окружающей среды, который до сих пор чаще всего предают забвению. Опыт поколений, опыт ценностного отношения народа к Земле, воде, растениям, животным и птицам, я включаю в уроки географии в виде отрывков из эпосов, легенд народных преданий, вопросов и заданий в виде правил поведения в природе.

На уроках географии уделяю большое внимание самостоятельным работам. Считаю, что путь к познанию лежит через познавательную и самостоятельную активность учащихся, через их продуктивную деятельность

Географ несет ответственность за формирование правильного отношения к нашей планете, как к общему дому, за воспитание чувства патриотизма, любви к Малой Родине, за воспитание чувства рачительного хозяина, сознание личной ответственности за настоящее и будущее страны, пробуждение эстетических чувств. Дети должны увидеть красоту неповторимость родной природы, понять нашу общую ответственность за неё. Во время ежегодного сплава по реке Архаре, археологических экспедиций, учащиеся проводят исследовательскую работу в природе.

Изучение геральдики – науки о гербах заслуживает особого внимания Возрождение величия России невозможно без возрождения любви к символам, гербам, пришедшим к нам из глубины веков. Особенно это необходимо для молодого поколения россиян. Географу знание символики обязательно.

Урок – семинар проводится после нескольких уроков лекций. Его главная задача – организация творческой познавательной деятельности учащихся, привитие навыков самостоятельного труда в процессе работы по применению, углублению и обобщению, изученного материала. Подготовку к семинару начинаю заранее. Учащимся даю индивидуальные задания, определяю источники знаний, подлежащие самостоятельному изучению, материалы периодической печати, радио, телевидение, научно – популярную литературу.

Долгие годы работы учителем географии позволили мне накопить значительный опыт применения технологий обучения. Среди них наиболее известна методика формирования приемов учебной работы, изложенная в виде правил, образцов, алгоритмов, планов описаний и характеристик географических объектов.

Учеба, как всякий труд, теряет свою непривлекательность, стоит лишь сверкнуть в ней творческому началу. Мысли школьников не ксерокопии, и желание творить приходит к ребенку удивительно рано. Возможно, не следует ждать, когда получит ученик большие знания и крепкие навыки - это дело наживное, и творческие задания можно предложить ребятам уже в самом начале изучения курса географии. С большим желанием школьники записывают под диктовку географический диктант с использованием топографических знаков. А что, если предложить учащимся самим написать сказку или приключенческую историю, в которой некоторые слова, выделенные курсивом, заменены соответствующими топографическими знаками? И вот, как чудо, появляются на свет детские творения. Ученица рассказала свою сказку, дети её нарисовали с помощью условных знаков. А ученица прошла по рядам в роли учителя и проверила как дети выполнили задание.

Поэтому я как учитель географии считаю, что одна из задач процесса обучения – формирование эмоционального настроя на уроке географии. Для того чтобы природа воспринималась как объект красоты, на уроках географии необходимо вызывать положительные эмоции. Добиться этого можно посредством создания ситуаций, когда школьники наслаждаются красотой ландшафта.

Реализация краеведческого принципа в географическом образовании осуществляется мною на уроках географии путём постижения природного наследия. Привлекая учащихся к этой работ, я повышаю интерес к образовательной деятельности в области географии. И хотя в планах учебных эта тема не обособлена, она красной нитью проходит через целый ряд тем, начиная с 6 класса.

Я пользуюсь тестами С.Е. Дюковой, В.Б.Пятунина, И.В. Новоженина, Л.И. Севостьяновой. Совместно с учащимися создаём тесты в программе Power Point, Excel. Использую тестовый тематический контроль как тренировочный обучающий вовремя изучения нового материала, когда закрепляем и повторяем материал на уроке. А также применяю итоговое тестирование. Тесты содержат несколько вариантов (равносильных между собой). Обучающий и корректирующий контроль позволяет выявить типичные ошибки, обнаружить пробелы в знаниях и найти пути преодоления возникающих проблем. Для отработки и более успешного усвоения учебного материала я предлагаю тесты в качестве домашнего задания.

Тесты составляю с учётом дифференцированного подхода к каждому ученику. Задания, оценивающиеся в один балл, проверяют основной, базовый уровень (образовательный стандарт) по данной теме, остальные задания (более сложный уровень) рассчитаны на более свободное владение материалом программы. При разработке заданий я учитываю необходимость проверки многих элементов содержания тем: фактов, понятий, причинно-следственных связей, закономерностей и т.д. Задания я составляю таким образом, чтобы можно было проверить усвоение содержания темы на разных уровнях: есть вопросы, где от учащихся я требую воспроизвести полученные знания, есть и такие, где необходимо применить знания в новой ситуации для объяснения какого-либо географического явления. Правильные ответы я стараюсь сообщать учащимся сразу же после сбора их работ.

Одной из задач современной школы является коренное качественное улучшение подготовки учащихся к жизни в условиях современного общества. Одним из направлений модернизации системы географического образования в нашей школе является внедрение компьютерных и мультимедийных технологий. Сочетание компьютерных технологий с традиционными позволяет достичь максимального уровня в обучении географии.

Собирая нужные документы (фотографии, статьи, рисунки) по конкретным темам в папки, я использую их для самостоятельного составления компьютерного сценария уроков в 6-11классах с использованием программы презентации Power Point.

Использование компьютера на уроке помогает мне решать следующие проблемы: формировать мотивацию к предмету, активизировать деятельность учащихся на уроке, обеспечение социализации личности учащегося через освоение информационных технологий. Возможности электронного учебника позволяют наглядно показать причинно- следственные связи, сложные для понимания, а также позволяет решить вопрос отсутствия наглядности. Презентации, созданные с помощью данной программы, при необходимости можно изменять и дополнять.

Таким образом, внедрение в учебный процесс современных информационных компьютерных технологий, обеспечивает единство образовательных, развивающих и воспитательных функций обучения.

Хотелось бы иметь возможность проводить уроки с использованием Интернета, давать возможность ученикам выходить непосредственно в сеть. С применением Интернета на уроках можно расширить кругозор учеников и повысить их интерес к любому предмету школьной программы, в том числе и к географии, особенно это касается материала, изучаемого в старших классах, т.к. ученики открывают для себя мир в целом и страны по отдельности. Сделать это, не имея доступа в Интернет в классе, достаточно сложно.

Средства ИКТ позволяют информировать учащихся о туристических мероприятиях, предоставить учащимся и их родителям исчерпывающую информацию о предстоящих путешествиях. Выполняя рабочие снимки цифровым фотоаппаратом, перенося на компьютер, анализируя, выбирая информацию в Интернете, учащиеся знакомятся с позитивными возможностями информационных технологий, приобщая к современным средствам коммуникации. И как результат - повышается познавательная творческой деятельность учащихся. Информационные технологии подняли на более высокий уровень организацию воспитательной деятельности в школе.

Использую презентации PowerPoint, Excel для контроля знаний учащихся, подготовки к ЕГЭ. Использую ИКТ в организации дополнительного образования. Компьютерные технологии помогают мне сделать работу на уроке интересной, повышают мотивацию ученика, ускоряют подготовку к уроку и приносят удовлетворение своей работой.

Комфорт в школе способствует также адекватному поведению ребенка, его успешной учебе, поддерживает положительный эмоциональный фон, формирует устойчивое переживание удовольствия от пребывания в школе

Нажмите, чтобы узнать подробности

Из опыта работы

учителя географии

Бочарниковой Л.А.

Почти 35 лет я преподаю географию и считаю, что интерес к географии как предмету значительно упал. Повысить интерес к предмету, активизировать деятельность учащихся на уроке – это задача каждого учителя географии.

Изменения в нашей стране повышают требования к уровню образования, гражданской активности человека. Создаются новые концепции, разрабатываются стандарты обучения и воспитания молодого поколения. Требования стандарта школьного географического образования направлено на повышение качества учебно-воспитательной работы при изучении географии.

Известно, что современный урок географии рассматривают с позиции идеи развивающего обучения. На уроках должен быть усилен акцент на самостоятельность учащихся по овладению новыми знаниями с учетом трех уровней усвоения знаний (простое воспроизведение, репродуктивное воспроизводство и применение знаний в новых условиях). Необходимо создать психоло – педагогические условия для познавательной деятельности учащихся, развивать их мышление, умение отстаивать свою точку зрения. Только так можно добиться желаемого результата. К структурам творческого мышления, без усвоения которых оно невозможно, относят перенос ранее усвоенных знаний и умений в незнакомую ситуацию, видение новых проблем в обыденной ситуации; комбинирование разных способов решения. Кроме того, важно научить учащихся моделированию, выдвижению гипотез, построению аргументации и др. Наполнение содержания образования призвано обеспечить базовое содержание, включающее и региональный минимум для всех, а также содержание, дифференцированное по объему и глубине. Именно эти проблемы, я и стараюсь решать на уроках географии, давая материал, как базового уровня, так и повышенного.

Реализация идей личностно – ориентированного обучения на уроке географии означает создание каждым учеником личностно – значимого образа мира, основанного на собственном опыте. Ученик, прежде всего, стремиться к раскрытию собственного потенциала, данного ему от природы в силу индивидуальной организации, нужно только помочь ему, предоставив соответствующие условия. Если в 5 – 7 классах ученики проявляют интерес к географии, то к старшим классам интерес совсем не пропадает, но становится специфичным для каждого ученика. Следовательно, познание окружающего пространства должно иметь индивидуальный, неповторимый характер. Учащиеся старших классов желают познавать окружающий мир в ходе путешествий, экспедиции, исследований. В условиях традиционного обучения сложно, но считаю, что развитие творческой деятельности на уроках географии, несмотря на ИКТ в обучении, возможно с помощью нетрадиционных форм обучения.

Нетрадиционные формы обучения приводят к изменению привычных форм общения на уроке, когда учитель излагает материал, опрашивает, оценивает учеников, проявляя тем самым свою активность и самостоятельность. На нетрадиционных уроках каждый ученик может принять участие в подготовке и проведении урока, выступить на каком – то этапе урока в роли учителя. Такие уроки – это путь формирования умения учится, т. к. при такой организации деятельности учащихся происходит не только овладение знаниями, умениями и навыками, но и накопление опыта творчества, но и желание общаться со сверстниками, учителем. Хотя такие уроки имеют недостатки, но в них можно проявить состязательность, привлечь большое число школьников, учитывая психологию школьного возраста. Ученик становится центром учебного процесса.

На уроках географии применяю принцип индивидуального подхода. А индивидуализация происходит в рамках самостоятельной работы, именно такая форма работы позволяет давать учащимся различные задания, выполняемые в индивидуальном темпе. Самостоятельная работа активизирует всех учащихся. В ходе самостоятельной работы каждый ученик получает конкретное задание, которое может выполнять в индивидуальном темпе, вникая в то, что ему не ясно, выполнять задания соответственно своим умениям. При самостоятельной работе, даже ленивые, должны выполнить задание сами, а не ждать, пока кто – то другой его выполнит. Чтобы избежать списывания при самостоятельной работе, имею достаточное число вариантов одного и того же задания. Самостоятельная работа способствует выработке навыков и умений практического характера, формированию уверенности в своих действиях и самостоятельности как черты личности.

У себя на уроках использую распространенные педагогические технологии: КСО - коллективные способы обучения. Суть данной технологии можно сформулировать так: каждый обучает всех, все обучают каждого. Некоторые функции учителя я могу передать ученику, обеспечивая необходимую помощь и контроль. Класс делится на группы. В каждой группе выбирается лидер. Лидеры получают опережающие задания и готовят все необходимое для урока. Лидеры знают ответы на вопросы, т. к. уже ответили учителю. Учащиеся, получив задание, самостоятельно работают с учебником и другой литературой, советуются, делают записи в тетради и готовятся отвечать. Если команда отвечает неверно, то лидер другой команды дает пояснения, дополнения. Удачным считаю применение КСО на уроках обобщения. В этом случае ученики, отвечая, проговаривают известные факты, у них развивается логика суждений, способность выделять главное, делать выводы. Успешно применяю КСО на уроках контроля знаний. Каждый учащихся сдает зачет лидеру, который ставит оценку. Я согласно с такой оценкой или задаю дополнительные вопросы. Существуют несколько способов деления учащихся на группы: пары, четверки, объединение сильных и отдельно слабых, а также смешанные. Сложность состоит в том, что следует большая подготовительная работа с лидерами, раздаточного материала, его тиражирования. Применение КСО на уроках помогает добиваться поставленной цели, создает творческую, соревновательную атмосферу среди учащихся. Свободная форма общения способствует меньшей утомляемости, повышает работоспособность, воспитывает навыки самоконтроля, готовит к практической трудовой деятельности.

На уроках проверки и оценки знаний я использую тестирование. Тесты использую как тренировочные (обучающие), так и итоговые, несколько вариантов. Обучающий и корректирующий контроль позволяет выявить ошибки, обнаружить пробелы в знаниях и найти пути их преодоления. Для успешного освоения учебного материала предлагаю тесты как домашнее задание. Тесты составляю с учетом дифференцированного подхода к каждому ученику. Задания оцениваются в один балл, проверяют базовый уровень. Более сложные задания рассчитаны на свободное владение материалом программы. Правильные ответы сообщаю учащимся сразу после сбора работ.

ВЫВОД: для развития творческой деятельности учащихся на уроках

географии и внеклассной работе я использую инновационные

системы, включающие в себя разные направления.

Результатом моей деятельности является уровень обученности по географии в 6-9классах за последние 3 года:

В данном пособии описывается передовой педагогический опыт, раскрывающий объект, цель, задачи, новизну, актуальность проблемы, ведущую педагогическую идею передового опыта, описывается длительность работы над опытом и условия функционирования, приводятся краткосрочные планы уроков с использованием активных форм обучения, примеры активных форм обучения учащихся на уроках географии

Содержимое разработки

I .Информация об опыте

Условия возникновения и становления опыта

Данный опыт возник в общей средней школе им. М.Горького, г.Шардара, ЮКО. Я работаю учителем географии в данной школе 27 лет. Имея уже достаточно большой опыт преподавания географии, я заметила, что в последние годы по различным причинам снижается интерес у учащихся к предмету географии, как, впрочем, и к другим предметам. Компьютер и Интернет уверенно входят в нашу жизнь. Почти каждый второй из детей имеет дома компьютер и ему доступна любая информация.

Тему определила после проведения наблюдений и диагностики по определению уровня познавательной активности учащихся на уроках географии. Данные анкетирования показали следующие результаты:

Эти результаты конечно меня не удовлетворили. Видя такую ситуацию, я пришла к выводу, что нужно отходить от старых методов обучения, они детям уже не интересны и конечно необходимо исключить пассивное заучивание информации.

И тогда я решила для развития познавательной деятельности школьников на уроках географии необходимо использовать более активные формы, методы и приёмы обучения, а детям нужно больше давать самостоятельности в приобретении знаний. Ведь мы не просто обучаем детей своему предмету, а готовим всесторонне развитую личность, способную адаптироваться к меняющимся социальным условиям жизни общества. Педагог должен стимулировать учащегося к саморазвитию, создавать условия творческой деятельности и тем самым формировать познавательные интересы учащихся.

Любая деятельность человека имеет определённую цель. Основная цель работы учителя по развивающему обучению географии – развитие их творческих способностей. Достижение этой цели позволяет решить многие задачи обучения: обеспечить прочные и осознанные знания изучаемого материала, подготовить учащихся к умению самостоятельно пополнять знания, воплощать в жизнь научно-технические решения, а также дать высшим учебным заведениям хорошо подготовленных абитуриентов, способных творчески овладеть выбранной специальностью.

Все эти проблемы и явились причиной становления моего опыта

Актуальность опыта

«В любом человеке могут расцвести сотни

неожиданных талантов и способностей,

если ему просто предоставить

для этого возможность

Дорис Лессинг

К числу актуальных проблем современной педагогической науки и практики относятся вопросы активизации познавательной деятельности школьников. Их особая значимость состоит в том, что учение, являясь отражательно – преобразующей деятельностью, направлено не только на восприятие учебного материала, но и на формирование отношения ученика к самой познавательной деятельности.

Развитие познавательного интереса к предмету является одним из важнейших средств повышения эффективности обучения. Можно добиться того, что познавательный интерес станет основой положительного отношения к учению, систематически укрепляя и развивая его, в свою очередь познавательный интерес повлияет на результаты деятельности, на процессы мышления, воображения, памяти, чувств, которые под его воздействием приобретут особую активность и направленность.

Развитие личности учащегося на основе освоения универсальных способов деятельности предполагает деятельностная парадигма образования. Процесс учения понимается не только как усвоение системы знаний, умений и навыков, составляющих инструментальную основу компетенций учащегося, но и как процесс развития личности, обретения духовно-нравственного и социального опыта.

Ведущая педагогическая идея опыта

Ведущая педагогическая идея опыта заключается в создании условий для активизации познавательной деятельности учащихся посредством широкого внедрения в учебный процесс активных форм обучения.

Утверждение развивающей направленности школьного образования обусловило изменение в методике преподавания. Задачей учителя сегодня в большей степени является не преподнесение суммы знаний как таковых, а общее развитие учащихся, в частности формирование общеучебных умений как средства усвоения и приобретения знаний.

Поэтому ведущую идею своего опыта вижу в следующем:

Формирование самообразовательных умений учащихся на уроках географии как способ организации учебно - познавательной деятельности;

Формирование творческих способностей как способностей создавать нечто новое и оригинальное;

Формирование активной творческой личности, способной к преобразованию окружающего мира

Создание в классе условий для развития познавательной деятельности учащихся, а также для формирования свободной, творческой личности, исходя из актуальности проблемы и является целью моей педагогической деятельности.

Длительность работы над опытом

Считаю опыт, над которым я работаю, актуален и перспективен, потому что он в определённой степени разрешает основные противоречия современной школы. Практическую деятельность по проблеме, неразрывно сочетаю с теоретической. Поэтому свою методическую работу по обобщению опыта я прогнозировала и прошла через определённые этапы:

1-ый этап-2012-2013 г.

Изучение фактического уровня подготовки учащихся через анкетирование, собеседования, посещение уроков, беседы с классным руководителем и учителями-предметниками.

2-ой этап- 2013-2014 г.

Изучение состояния вопроса в науке через курсы повышения квалификации, педсоветы, самообразование, ознакомление с передовым педагогическим опытом, работу МО, знакомство с официальными документами.

3-ий этап-2014-2015 г.

Организация практической деятельности через обобщение опыта, организацию особого внутреннего контроля

Исходя из модернизации, приоритетная роль которой принадлежит внедрению и распространению таких форм обучения, которые позволяют изменить сам ход познавательного процесса, а вместе с этим и позицию самого учащегося, я и ищу такие способы и средства. Над своим опытом работаю с 2012 года.

Диапазон опыта

Диапазон опыта представлен авторской дидактической системой работы учителя по развитию у учащихся познавательной активности (различные виды тестирования и уроков: семинар, викторина, игра, конференция). Кроме того, я разработаны обучающие задачи для уроков географии в старших классах.

Теоретическая база опыта

В основе моего педагогического опыта лежат педагогические идеи выдающихся педагогов, таких как А. Дистервега, Ю.К. Бабанского, Г. И. Щукиной, И. Песталоцци, В. А. Сухомлинского и др., идея которых состоит в том, для успешного обучения и воспитания необходимо развитие познавательной активности учащихся, их творческих способностей.

Больше всего интересна и близка к моей идее опыта теория развития познавательных интересов Г. И. Щукиной, модель которой состоит из следующих этапов: разминка-развитие психических механизмов-выполнение частично поисковых задач-решение творческих задач.

Обучение в школе представляет собой совместную деятельность, которая должна научить учащегося навыкам сотрудничества, сотворчества. Данная проблема меня привлекает ещё тем, что позволяет соединить элементы других технологий в обучении: технологию опережающего обучения, технологию дифференцированного обучения и др. Но, главным в этих технологиях, считаю идею совместной развивающей деятельности учителя и учащихся, взаимопонимание, общий анализ хода и результата. Появляется возможность учителю в реализации этой идеи оказать помощь в развитии у учащихся познавательный интерес на уроке.

Новизна опыта

Создание системы применения активных форм обучения, нацеленных на развитие познавательной деятельности учащихся на уроках географии и состоит новизна моего опыта.

Технология опыта

Из своего многолетнего опыта я поняла, что только тогда учитель испытывает истинное удовольствие, когда он видит глаза детей, полные любопытства и удивления, когда урок заканчивается массой различных вопросов и высказываний. Поэтому учитель всегда должен напряженно работать, это трудно. Самое неприятное в работе учителя, когда его промахи и непродуманность уроков гасят познавательную активность учеников, приводя к инерции.

Развитие познавательного интереса к предмету является одним из важнейших средств повышения эффективности обучения, систематически укрепляя и развивая его, можно добиться того, что он станет основой положительного отношения к учению, повлияет на результаты деятельности, на процессы мышления, воображения, памяти, чувств, которые под его воздействием приобретут особую активность и направленность. Ещё не все слова знакомы детям, но мечта рождается – увидеть мир своими глазами. Конечно, за небольшой отрезок времени (45 минут) дать ученикам информацию, проверить знания, развить практические навыки – задача сверхсложная. И потому от того, как правильно учитель определил цель конкретного урока, отобрал необходимый материал и сумел выбрать адекватные ему методы и средства обучения, зависят и качество обучения, и успешность достижения конечных результатов. Необходимо выбирать такие формы и приёмы обучения, позволяющие так организовать познавательную деятельность школьников на уроке, что запланированные результаты обучения будут успешно усвоены в классе.

Немаловажным моментом считаю создание доброжелательной и деловой атмосферы, обеспечивающей творческое сотрудничество на уровне учитель – ученик, ученик – ученик.

За 27 лет работы в школе, я увидела следующие особенности учащихся нашей школы - в первую очередь это ярко выраженная особенность между двумя категориями учащихся, которые хотят и могут учиться и которые не хотят, или не могут нормально усваивать школьную программу в силу своей недостаточной подготовленности. В связи с этим, считаю, что дифференциация в обучении поможет разрешить эту проблему. Давая детям разноуровневые задания, можно надеяться на хороший результат и у детей не пропадет интерес к обучению.

Для развития познавательной активности учащихся на уроках географии в 9-11 классах разрешаю им пользоваться любыми источниками информации (атласами, учебниками географии разных авторов, справочниками, услугами Интернета и др.). Учащимся стало интересно. Таким образом они учатся ориентироваться в дополнительной литературе и самостоятельно добывать знания. Обучающие задачи я могу давать на любом этапе урока, но лучше всего это получается при обобщении материала. Решение обучающих задач провожу с учащимися в группах, ведь у каждого из учащихся уже есть свой багаж знаний и здесь все свои знания они могут применить.

В 10 классе обучающие задачи связаны с информацией о населении, ЭГП, хозяйстве стран СНГ, природных ресурсах, отраслях промышленности и сельского хозяйства и др.

В последнее время обучающие задачи я составляю сама и тут для меня важным является заострение внимания на тот материал, который детям даётся труднее всего. Например, если учащиеся плохо запоминают материал о национальном составе населения страны, то я включаю это в задачу (страна, где в основном проживают два народа: фламандцы и валлоны - это Бельгия). Есть задачи у меня и про страны Юго - Восточной Азии, например, про Камбоджу, эта страна фактически редко упоминается в программном материале, не говоря о том, что в ней сложная политическая обстановка, и несколько раз за короткий период менялась форма правления. Ответы учащиеся находят это в справочниках и, конечно же, лучше запоминают. Эта страна уже не кажется им такой далекой. В содержании своих задач я стараюсь охватить все уголки и регионы мира. Обычно выбираю те страны, у которых пять и более соседей. (Приложение №1)

Следующим этапом в работе с обучающими задачами определяю составление задач самими учащимися. Делю учащихся на группы и каждой группе даю по одной стране, у которой как можно больше соседей. У учащихся в наличие различные источники информации: учебники, справочники, журналы со статистическим материалом, атласы, сотовые телефоны. Для того, чтобы учащиеся лучше могли сориентироваться, даю примерную тематику содержания задач:

1. Особенности ЭГП страны (главные черты ЭГП, формы правления и АТУ)

2. Природные условия и ресурсы.

3. Особенности населения (религии, тип воспроизводства населения, плотность и др.)

4. Особенности хозяйства страны (отрасли специализации страны и т.д.)

5. Внешнеэкономические связи.

Например, одной группе учащихся даю изучение Австрии. Далее учащиеся выписывают всех её соседей, а это Италия, Швейцария, Лихтенштейн, Германия, Чехия, Словакия, Венгрия, Словения. Учащиеся выясняют, что каждая страна имеет свои особенности. Если взять в качестве примера Германию, то здесь много особенностей. Эта страна является лидером по многим показателям (по выпуску автомобилей в этой части света, по числу агломераций и иммигрантов и т.д.). Возьмем Венгрию. Если взять ЭГП, то страна не имеет выхода к морю, ее столица стоит на берегу второй по величине реки части света. Если возьмём за основу население, то это страна, где проживает население финно-угорской группы. Только финны ещё относятся к этой языковой группе из стран зарубежной Европы (не считая ближнего зарубежья – Эстонии) или самоназвание населения – мадьяры. Самое важное в этой работе то, что учащиеся видят эти особенности и могут их выделить, а также они умело выбирают карту, которая им наиболее подходит. (Приложение №2)

Результат в работе над обучающими задачами положительный– учащиеся лучше ориентируются по карте и запоминают особенности стран, кроме этого у них развивается логическое мышление, но самое главное - они делают это с удовольствием.

Работая над своей темой пришла к такому выводу, что использование активных методов обучения приводит к изменению привычных форм общения на уроке, когда учитель излагает материал, опрашивает и оценивает учеников, которые отвечают на вопросы, проявляя тем самым свою активность и самостоятельность. Нестандартные уроки, такие как, урок-тестирование, урок-исследование, урок-семинар, урок-игра, урок-КВН, урок - викторина и другие, нашедшие в настоящее время широкое применение, позволяют каждому ученику не только поучаствовать в подготовке и проведении урока, но и выступить на каком-то этапе в роли учителя. Такие уроки являются одним наиболее эффективных путей формирования умения учиться, поскольку при такой организации деятельности учащихся происходит не просто овладение знаниями, умениями и навыками, но и накопление опыта творчества, передачи этого опыта другим ученикам, осознание при этом потребности в приобретении знаний, обсуждение своих учебных действий с учителем, сверстниками, сотрудничество с ними.

В 6-7 классах часто провожу уроки в форме игры или викторины. Ведь для детей этого возраста это наиболее приемлемые формы проведения урока, особенно при обобщении материала (Приложения № 3,4), а в старших классах (9-11) практикую уроки-семинары или уроки-конференции (Приложение № 5). К этим урокам учащиеся самостоятельно готовят выступления или презентации для проведения данного урока и это повышает интерес, развивает самостоятельность.

На любом этапе урока провожу тестирование, но чаще всего использую тесты после изучения определённой темы (Приложение № 6,7) или итоговые тесты в конце учебного года, четверти (Приложение № 8,9). Это способствует проверке знаний учащихся и, как правило, самооценке и такая система повышает интерес учащихся к обучению.

В работе с одарёнными учащимися провожу школьные олимпиады, которые развивают интеллект учащихся, способствуют подготовке учащихся к участию в районных, областных и республиканских олимпиадах, развивают познавательную активность (Приложения № 10,11).

Географии принадлежит видное место в решении задач по формированию научного мировоззрения и высокой нравственности, а также практической подготовки молодёжи к жизни. Внедрение в практику активной самостоятельной работы учащихся является одним из способов, призванных решению, так как она создаёт условия для развития умственных способностей и творческого подхода в учебной работе.

Одним из видов самостоятельных работ, активизирующих развитие познавательной деятельности учащихся, является реферат. Этот вид работы считается одной из трудных, потому что дается краткое изложение в письменном виде или в форме доклада научного труда по определённой проблеме. Данную систему обучения выстраиваю дифференцированно с учётом возраста, постепенно увеличиваю объём излагаемого материала, кроме того эту работу выполняют сильные учащиеся.

Одной из инновационных технологий является компьютерная технология. Конечно, компьютер – это современное средство обучения, которое позволяет интенсифицировать учебный труд школьников и развивать их познавательную деятельность. Но для успешного внедрения этого современного средства обучения необходимо обязательное условие: во-первых, наличие достаточного количества компьютеров в школе и у нас в нашей школе есть такие условия: в каждом классном кабинете установлен моноблок, имеются 2 мультимедийных кабинета, 4 интерактивные доски. Поэтому на своих уроках очень часто использую презентации не только свои, но и ученические.

Отличие новой технологии обучения от традиционного процесса

Новые технологии в обучении географии

Исходя из особенностей содержания цели формулируются для каждого типа урока

Читайте также: