Как красиво написать слово доклад на листе карандашом

Обновлено: 16.05.2024

Титульный лист доклада для начальной школы (скачать — документ Word)

Для оформления титульного листа проекта существуют стандарты и правила. Для школы это правила оформления соблюдение которых требует учитель. Хорошо, если учитель озвучил эти правила, и ребенок их записал или запомнил. Если же нет, тогда следуйте общим правилам.

Титульный лист — это первый лист проекта, который содержит следующую информацию:

Титульный лист реферата для школы (скачать документ Word)

Правила оформления титульного листа доклада или реферата в ворде для школы:

  • отступы — 30 мм слева, 10 мм справа, 20 мм сверху и снизу.
  • шрифт Times New Roman размер 14, для указания учебного заведения — 12 пт, тип проекта 28 пт полужирный, название 16 пт полужирный.
  • формат листа А4

Многие школьники не желают разбираться в тонкостях написания доклада. Однако, преподаватели задают самостоятельные работы для того, чтобы дети учились думать, работать с литературой, анализировать и запоминать, а затем выступать перед широкой аудиторией. В данной статье разберём, как оформлять доклад в школе.


Внимание! Если вам нужна помощь в подготовке доклада, то получите ее у профессионалов. Узнайте стоимость и сроки за 1 минуту.

Требования к тексту: шрифт, объём, поля и нумерация

Как правило, для школьников не предъявляются такие строгие требования, как для студентов, но всё же, многие преподаватели предпочитают придерживаться основных правил оформления. Ведь каждый учащийся должен иметь элементарные понятия, так как в будущем предстоит писать очень много разнообразных работ в высших учебных заведениях. Перед тем, как оформлять доклад в школе, рассмотрим основные требования.

Итак, преподаватели стараются придерживаться ГОСТа 7.32-2001, так как он на сегодняшний день остается самым востребованным. По ГОСТу нужно придерживаться таких требований:

  • шрифт Times New Roman;
  • размер шрифта не менее 12 кегль, но многие преподаватели требуют 14 размер;
  • межстрочный интервал – 1,5 мм;
  • нумерация сквозная внизу страницы по центру и начинается с первой страницы, но на титульном листе и на странице с оглавлением номер не ставится;
  • поля: левое – 3 см., правое – 1 см, а нижнее и верхнее по 2 см.

Лучше всего доклад печатать на компьютере, тогда он выглядит более аккуратно. Иногда учителя предъявляют свои требования и поэтому, нужно перед написанием уточнять у преподаватели все важные моменты, касающиеся оформления работы.

Обычно для школьников дается небольшой объем работы, в зависимости от возраста ребёнка. Чаще всего доклад нужно написать объемом от 5 до 15 страниц формата А4.

Структура доклада школьника

Структура доклада стандартная и требования к ней одинаковые у каждого преподавателя.

Структура доклада состоит из:

  • титульного листа;
  • содержания;
  • введения;
  • основной части;
  • заключения;
  • списка использованной литературы;
  • приложений (для школьников в редких случаях).

Все вышеперечисленные части кроме приложений должны быть в докладе обязательно. Оформление зависит от требований преподавателей, так как одни просят сделать доклад со ГОСТам – 7.32-2001 и 7.9-95, а другие – в виде сочинения по своему усмотрению.

Как оформить титульный лист

Посмотрите на образец, где показано, как правильно оформить титульный лист доклада или рефчерата в школе:


Титульная страница реферата (образец)

Как оформить содержание

В этом разделе указываются все части доклада. Сюда входят:

  • введение;
  • название глав и параграфов;
  • заключение;
  • список использованной литературы;
  • приложения (если уместны).

Содержание должно выглядеть примерно так:


Содержание реферата (образец)

Как видите, на образце описаны все части, а напротив темы стоит номер страницы, что говорит о том, на какой странице можно найти тот или иной раздел. Имейте ввиду, что номера ставятся только после того, как доклад уже написан, ведь оглавление должно соответствовать действительности.

Как оформлять заголовки

Заголовки не выделяются заглавными буквами. Первая буква – заглавная, а последующие – прописные. Заголовки пишутся по центру страницы в самом верху, а точка после них никогда не ставится.

Иногда преподаватели требуют выделять заголовки жирным шрифтом, подчеркнутым или цветным. Все требования нужно заранее уточнять у преподавателя.

Что писать во введении, в основной части и заключении

Во вступлении обязательно указывается, почему данная тема актуальна, есть ли какие-то перспективы и т. д. Также нужно написать, что именно вы изучили самостоятельно. Например, сколько книг прочитано, какая идея выделена, какие графики или таблицы использовались и т. д.

После введения пишется основная часть с главами, где более подробно расписывается постановка проблемы.

Оформление разделов

Каждый раздел начинается с новой страницы. Иногда в разделах могут быть не только главы, но и параграфы. Всё зависит от сложности темы.

Сначала пишется введение, в котором должно быть описание на одну, максимум две страницы. После введения, с нового листа пишется название первого раздела, потом второго и т. д. Примерно на все разделы выделяется 10-12 страниц.

После описания основной части нужно писать выводы и заключение по теме доклада. Заключение начинается также с новой страницы.

Как оформить таблицы

Как правило, цифровой материал оформляют в виде таблицы. Таким образом, работа становится более аккуратной и удобно сравнивать показатели. Поэтому преподаватели часто требуют от учащихся построение таблиц.

Часто учителя требуют оформлять таблицы по ГОСТу 2.105-95.

Название таблицы должно отражать ее содержание чётко, кратко и понятно. Название таблицы указывается вверху слева над таблицей. Сначала пишется слово “Таблица” и ставится номер главы и номер таблицы. Например, ваша таблица оформляется в первой главе, а по счёту вторая таблица, тогда писать нужно так: “Таблица 1.2”. Затем ставится тире и пишется название таблицы. Например: “Таблица 1.2 – Название величин и их обозначение”.


Оформление таблицы (образец)

В докладе по тексту необходимо ссылаться на каждую таблицу, где указывается номер цифрового материала. Таблицу желательно размещать сразу же под текстом, где дана на нее ссылка. Однако, всё зависит от размеров. Если таблица большая и не поместилась сразу же под текстом, тогда разрешается ее оформить на следующей странице.

Заголовки строк и столбцов нужно писать с заглавной буквы, но уже подзаголовки должны начинаться со строчной буквы.

Однако, есть сложные таблицы, где в подзаголовках бывает несколько предложений. В этом случае новое слово после точки пишется с заглавной буквы.

Слово “Таблица” нужно указывать всего один раз. Если необходимо перенести таблицу на следующую страницу, тогда пишется “Продолжение таблицы”, а название писать не нужно.

Как оформить рисунки и диаграммы

В докладе может быть не только таблица, но и рисунки или диаграммы. Они нужны для лучшей наглядности. Количество иллюстраций не ограничено, лишь бы они раскрыли и пояснили излагаемый текст.

В соответствии с ГОСТом 2.105-95, рисунки (диаграммы) могут быть расположены, как по тексту, так и в конце изложения.

Любой рисунок нумеруется исключительно арабскими цифрами. Принцип точно такой же, как и в таблицах. Первая цифра – номер главы (раздела), а вторая – порядковый номер иллюстрации. Например, глава первая, а рисунок по счёту третий. Тогда пишется “Рисунок 1.3”.

Под рисунком по центру подписывается диаграмма (иллюстрация), ее номер и название (если есть). Не стоит забывать, что учащиеся создают рисунки самостоятельно и поэтому на них ссылки не нужны. Для наглядности представляем вам образец с рисунком.


Оформление рисунков (образец)

Как оформлять ссылки на источники

Как правило, доклад – авторский текст, где не должно быть плагиата. Поэтому, во время написания работы, необходимо ссылаться на те источники, откуда взялась та или иная информация.

Существует три основных вида ссылок:

Внутритекстовые ссылки находятся внутри доклада сразу же после цитаты или другого фрагмента. Для этого в квадратные скобки заключаются данные автора, название литературы, издательство и страницу. Не обязательно в ссылках указывать автора и другие данные. Достаточно написать порядковый номер использованного источника и номер страницы, где написана данная информация. Например:


Оформление ссылок на источники (образец)

Затекстовые ссылки – это ссылки на источники, которые находятся в конце работы. Как правило, затекстовые ссылки используют студенты, а от школьников такой вариант оформления не требуется.

И последние, подстрочные ссылки – это сноски, которые указывают на использованную литературу в самом низу страницы. Такое оформление преподаватель может потребовать, но очень редко.

Когда в тексте написана цитата, сверху над предложением необходимо поставить порядковый номер источника, который находится в сноске. Посмотрите, как ссылка выглядит на примере:


Оформление сносок на источники (образец)

Как видите, ничего сложного в оформлении ссылок нет. Главное, во время написания работы делать для себя пометки, откуда бралась информации и тогда вы легко справитесь со ссылками на использованные источники.

Оформление использованной литературы

Источники, которыми пользовался школьник при написании доклада должны быть указаны на последней странице. Список литературы оформляется в алфавитном порядке. Сначала указывается фамилия автора, его инициалы, а потом название учебника, издательство и год выпуска.

Часто школьники пользуются интернетом для написания доклада и это неудивительно. Однако, ссылки на источники пишутся после списка литературы. На примере видно, как правильно оформлять использованные источники:

Как оформлять приложения

Приложения редко используются в школьном докладе, но иногда без них не обойтись. Здесь содержатся рисунки, графики, диаграммы и таблицы, которые соответствуют теме работы.

Обратите внимание на важные нюансы при оформлении приложений:

  • каждый график, таблица или рисунок должны быть сделаны на отдельном листе;
  • у каждого приложения должно быть название, которое пишется по центру в самом верху страницы;
  • листы приложений не нумеруются;
  • оформление может быть не только книжной ориентации страницы, но и альбомной.

Заключение

Мы рассмотрели статью, как правильно оформлять доклад в школе. Теперь вы знаете, что можно придерживаться как требований учителя, так и ГОСТа. Как видите, ничего сложного нет в оформлении доклада. Если придерживаться выше написанного, тогда вам точно не снизят балл, так как работа выполнена качественно и по всем стандартным требованиям.


Как правильно сделать титульный лист в Word


В современных условиях приходится оформлять большое количество документов. Чтобы свести к минимуму недоразумения, были разработаны определенные требования к каждому из видов. Соблюдение этих требований желательно, а в некоторых случаях — строго обязательно. Одно из главных требований к правильному оформлению рефератов, курсовых и дипломных работ — сделать титульный лист. На нем должна содержаться информация об авторе и тема.

Стандарты и правила

Для оформления титульных листов работ учащихся разработаны специальные требования и стандарты. В условиях средней школы перечень таких правил составляется преподавателем. Если же учитель не озвучил собственных требований к работе, ученик может сделать титульник согласно общепринятым правилам.

Заглавный лист представляет собой первую страницу научного или исследовательского проекта. На нем обязательно должны быть отражены следующие данные:

Большинство преподавателей обращает внимание на то, как оформлена работа. Для школьных и студенческих рефератов общепринятые требования сводятся к следующему:


  • Отступы от края страницы: слева — 30 мм, справа — 10 мм, вверху и внизу по 20 мм.
  • Шрифт набора — Times New Roman.
  • Название учебного заведения набирается шрифтом 12 размера, тип работы — 28 полужирным, название проекта или реферата — 16 полужирным. Остальные данные указываются стандартным шрифтом 14 размера.
  • Формат бумаги — А4.
  • Все данные на странице выравнивается по центру. Исключение составляет имя и фамилия студента, а также группа и номер курса.

Оформление по ГОСТу 2018 года

Оформление титульных листов учебных работ регулируется ГОСТ 2 .105−95. Этот стандарт был разработан и принят к исполнению в 1995 году. На сегодняшний день этот документ является основным действующим требованием к оформлению научных работ студентов, рефератов и докладов школьников. Он действует не только на территории России, но и в Казахстане, Беларуси и Украине.

Согласно инструкции по оформлению, объем информации, расположенной на листе, может быть различным для реферата, контрольной, курсовой и дипломной работ. Однако при этом существует определенный минимум, который для всех видов работ будет одинаковым. Создать титульный лист в Ворде можно по следующему алгоритму:


  1. В заголовке страницы указывается название министерства. Оно прописывается заглавными буквами шрифтом 14 размера. (Например, МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ).
  2. Следующим пунктом идет полное название учебного заведения, без сокращений, с обязательным указанием формы собственности. Выполняется эта надпись заглавными буквами шрифтом 14 размера. Название выравнивается по центру.
  3. Для вузов указывается полное название кафедры 14 шрифтом.
  4. Далее указывается тип работы. Для этого выбирается полужирный шрифт 16 размера. Тип работы всегда набирается заглавными буквами.
  5. Полное название темы курсовой или контрольной работы согласно требованиям ГОСТа набирается шрифтом 16 размера полужирными буквами в строчном регистре.
  6. Персональные данные автора работы, а также проверяющего лица всегда набираются 14 шрифтом. В разных типах работ этот пункт может быть оформлен по-разному. Например, выравнивание может быть сделано по правому краю листа или посередине.

Составление в Word

Все курсовые и контрольные работы набираются в текстовом редакторе Word. Этот реактор из стандартного пакета MS Office содержит в себе готовый набор заглавных листов, которыми можно воспользоваться для оформления своей научной работы. В этом случае студенту остается только заполнить пустующие окна.


Однако более продвинутые пользователи могут создать и красочно оформить в редакторе собственный макет, после чего добавить его в список стандартных. Тогда новый шаблон будет всегда готовым к использованию и на его основе можно оформить и напечатать не одну титульную страницу.

Начало работы

Чтобы оформить в Word собственный уникальный лист, необходимо создать пустой новый документ. Это можно сделать несколькими способами:

Вставка элементов

Создав документ, выбирают его цветовую гамму и рисунок. Чтобы красиво оформить титульный лист, можно оставить фон листа белым или добавить автофигуры, залив их желаемым цветом.

Шрифт элементов, а также их размер и цвет можно изменить. Принципы и техника замены здесь такие же, как и для обычного текста.

Сохранение результатов

Если возникнет необходимость использовать созданный шаблон при оформлении нового документа, его можно будет просто вставить в самое начало файла.

Редактирование титульного листа

Вне зависимости от того, был ли шаблон изготовлен самостоятельно или выбран из уже имеющихся, он имеет несколько окон для ввода текста. Это могут быть заголовки и подзаголовки, персональные данные автора и дата. Количество таких блоков можно при желании изменить — вставить нужные или удалить лишние. Записи в этих блоках также легко редактируются — можно менять наименование и размер шрифта, цвет текста и фона.

Оформление титульного листа входит в перечень требований к работе и проходит не менее строгую проверку. Однако преподаватель не имеет права снижать оценку за неверное оформление титульной страницы, если курсовая или контрольная работа уже была одобрена рецензентом. Правила оформления, отраженные в ГОСТе, универсальны и подходят для любого учебного заведения на территории стран СНГ.

Требования к оформлению не зависят от того, по какому предмету написана контрольная или курсовая. На титульной странице меняется только название предмета, а все остальные сведения можно сохранить. Эти же правила распространяются на разные специальности.

Cheating-Calligraphy-1-of-21

В статье вы найдете шаблоны разных русских каллиграфических шрифтов.

Трафареты, шаблоны и образцы для написания, скачивания и вырезания красивых печатных русских букв и шрифтов

Каллиграфия – искусство красивого написания печатных или прописных букв. Образцы написания шрифтов пригодятся вам в оформительных работах, когда следует красиво написать текст, оглавление, заголовок, название.

Каллиграфия всегда восхищает, захватывает, увлекает, создает хорошее настроение и благоприятное впечатление, если текст каллиграфически изображен на открытках или пригласительных.

Печатные русские буквы, шаблоны и примеры:

Вариант шрифта № 1

Вариант шрифта № 1

Вариант шрифта № 2

Вариант шрифта № 2

Трафареты, шаблоны и образцы для написания, скачивания и вырезания красивых прописных русских букв и шрифтов

Каллиграфические прописные буквы часто используются для оформления официальных документов, пригласительных и поздравительных открыток.

Шаблоны и трафареты:

Вариант прописного шрифта № 1

Вариант прописного шрифта № 1

Вариант прописного шрифта № 2

Вариант прописного шрифта № 2

Вариант прописного шрифта № 3

Вариант прописного шрифта № 3

Трафареты, шаблоны и образцы для написания, скачивания и вырезания красивых заглавных букв и шрифтов

Заглавная буква любого шрифта всегда выделяется и отличается. Она должна быть броской, яркой, эффектной и красивой.

Шаблоны и трафареты:

Заглавные буквы: шрифт № 1

Заглавные буквы: шрифт № 1

Заглавные буквы: шрифт № 2

Заглавные буквы: шрифт № 2

Заглавные буквы: шрифт № 3

Заглавные буквы: шрифт № 3

Трафареты, шаблоны и образцы для написания, скачивания и вырезания красивых сказочных букв и шрифтов

Шаблоны и трафареты:

Сказочный шрифт № 1

Сказочный шрифт № 1

Сказочный шрифт № 2

Сказочный шрифт № 2

Сказочный шрифт № 3

Сказочный шрифт № 3

Трафареты, шаблоны и образцы для написания, скачивания и вырезания красивых зимних букв и шрифтов

Шаблоны и трафареты:

Зимний шрифт № 1

Зимний шрифт № 1

Зимний шрифт № 2

Зимний шрифт № 2

Зимний шрифт № 3

Зимний шрифт № 3

Трафареты, шаблоны и образцы для написания, скачивания и вырезания красивых новогодних букв и шрифтов

Новогодние шрифты должны обязательно поднимать настроение и создавать праздничное ощущение.

Шаблоны и трафареты:

Новогодний шрифт № 1

Новогодний шрифт № 1

Новогодний шрифт № 2

Новогодний шрифт № 2

Трафареты, шаблоны и образцы для написания, скачивания и вырезания красивых разноцветных букв и шрифтов

Разноцветные буквы смотрятся ярко и красочно, но мало просто использовать краски! Важно подобрать хороший размер и стиль букв.

Шаблоны и трафареты:

Цветной шрифт № 1

Цветной шрифт № 1

Цветной шрифт № 2

Цветной шрифт № 2

Цветной шрифт № 3

Цветной шрифт № 3

Трафареты, шаблоны и образцы для написания, скачивания и вырезания красивых объемных букв и шрифтов

Объемные шрифты не похожи на все остальные, ведь в них буквы настолько реалистичные и объемные, что их хочется потрогать.

Шаблоны и трафареты:

Трафареты, шаблоны и образцы для написания, скачивания и вырезания красивых русских букв с вензелями и шрифтов

Шаблоны и трафареты:

Шрифт с вензелями № 1

Шрифт с вензелями № 1

Шрифт с вензелями № 2

Шрифт с вензелями № 2

Шрифт с вензелями № 3

Шрифт с вензелями № 3

Шрифт с вензелями № 4

Шрифт с вензелями № 4

Трафареты, шаблоны и образцы для написания, скачивания и вырезания красивых веселых и мультяшных букв и шрифтов

Шаблоны и трафареты:

Мультяшный шрифт № 1

Мультяшный шрифт № 1

Мультяшный шрифт № 2

Мультяшный шрифт № 2

Мультяшный шрифт № 3

Мультяшный шрифт № 3

Трафареты, шаблоны и образцы для написания, скачивания и вырезания красивых больших русских букв и шрифтов

Подберите наиболее подходящий вам шрифт русских букв, чтобы вырезать его, переписать или перерисовать, распечатать или просто скачать. Сделайте любую вашу рукопись красивой и индивидуальной!

Как написать реферат от руки + образец

Реферат — одна из самых распространённых работ, которую пишут в школе, колледже и вузе по разным предметам. Обычно преподаватели разрешают оформлять его в печатном виде. Для этого можно использовать программу Microsoft Office Word.

Мы уже рассказывали, как с её помощью оформить реферат по ГОСТу. Но бывают случаи, когда педагоги просят предоставить реферат в письменном виде. Если вам задали подготовить именно такую работу, знакомьтесь с нашей статьёй, как писать реферат от руки и смотрите пример.

Доверь свою работу кандидату наук!

Узнать стоимость бесплатно

Больше полезной информации о докладах, рефератах, контрольных, курсовых и дипломных работах вы найдёте в нашем телеграм-канале со студенческими лайфхаками. А в специальной группе мы регулярно делимся с подписчиками скидками и акциями.

Можно ли писать реферат от руки

Некоторые студенты не уверены в том, можно ли готовить реферат вручную. Отвечаем — можно. Если у вас проблемы с компьютером, вы имеете полное право сдать преподавателю на проверку письменный реферат.

В свою очередь, и педагог может потребовать, чтобы вы готовили работу не в специальной программе, а написали реферат от руки.

Как оформить реферат письменно

Главный секрет правильного оформления реферата от руки — разборчивый почерк. Если преподаватель не разберёт, что вы написали, высокую оценку он точно не поставит.

Знаете, что ваш почерк оставляет желать лучшего? Пишите печатными буквами. Это займёт больше времени, зато педагог точно всё прочитает.

Существует ещё несколько важных правил, как писать реферат от руки на А4 (работу выполняют именно на таких листах, тетрадные страницы не подойдут):

  1. Используйте специальный шаблон — трафарет для реферата от руки. Это разлинованный лист, его подкладывают под чистую страницу, на которой вы будете писать. Присмотревшись, вы увидите на подложке линии и сможете писать на них: тогда строчки будут ровными, не будут уходить вверх или падать вниз.
  2. Не забывайте про отступы в начале абзаца, которые должны соблюдать 1.25 см.
  3. Заголовки оформляйте так же, как в печатной версии (большими буквами посередине листа, можно подчеркнуть).
  4. В любом реферате должны быть ссылки на источники. Рекомендуем использовать сноски, пояснения к ним пишите внизу страницы шрифтом чуть меньшим, чем основной текст.
  5. Если вам нужны какие-то иллюстрации, их можно распечатать в копи-центре и вклеить в реферат, не забудьте подписать их.

Не забудьте про нумерацию страниц. Она может отличаться в разных вузах, но чаще всего номера ставят внизу листа посередине.

Кстати! Для наших читателей сейчас действует скидка 10% на любой вид работы

Как написать реферат от руки с правильной структурой

Как оформлять реферат от руки? Главное — соблюдать правильную структуру. Раскроем несколько секретов.

Титульный лист реферата от руки

Правильно распределите на титульном листе все необходимые элементы:

  • название учебного заведения;
  • предмет;
  • тему работы;
  • ФИО и номер группы студента;
  • звание, учёную степень и ФИО преподавателя, который проверит работу;
  • город и год написания реферата.

Лучше писать их печатными буквами, чтобы преподаватель точно всё разобрал.

Сделать строчки на титульном листе ровными снова поможет трафарет.

Содержание

Главное правило при подготовке оглавления — писать его в самом конце, когда вы уже точно знаете, сколько страниц займёт каждый раздел.

Введение

Основная часть

В ней обычно 2-4 раздела, в зависимости от сложности темы и количества источников.

Как быстро написать реферат от руки? Сначала написать основную часть, а исходя из подготовленного писать введение и выводы.

Выводы

Для написания этого раздела нет особых секретов, главное — кратко изложить основные результаты исследования, ключевые позиции лучше подчеркнуть или оформить нумерованным списком.

Список литературы

Как красиво оформить реферат своими руками

Дадим ещё несколько советов, как сделать реферат от руки красивым и аккуратным:

  1. Пишите реферат синей или чёрной ручкой, никаких фиолетовых, зелёных или красных чернил, иначе текст будет слишком пёстрым.
  2. Проверьте, что в вашей ручке достаточно чернил и вы сможете написать всю работу одним стержнем, разные оттенки будут смотреться некрасиво.
  3. Ключевые моменты можно подчеркнуть, а вот выделения маркером лучше избегать, как и цветных выделений в печатном тексте.

Как правильно написать реферат от руки: образец

На картинке вы можете увидеть образец оформления реферата от руки.


Карина – противоречивая натура: любит фильмы Ларса фон Триера и песни Михаила Шуфутинского. В активе – два высших образования и тысяча прочитанных книг.

Читабельность


Она интересует клиентов в первую очередь. Есть формы букв (чаще рукописных), которые всегда раздражают людей. Нужно сделать так, чтобы ни одна из них не сливалась с другой, а значит, ограничить число петель.


Про леттеринг


Округлые буквы

Слегка выходят за базовую линию и линию верха знаков (прописных или строчных). Это называется оптической компенсацией, а сами элементы букв, выходящие за пределы строки, иногда называют свисанием. Благодаря этому поверхность контакта с базовой линией и линией верха у буквы О такая же, как у других букв, и высота всех букв с виду одинакова.


Симметрия

Симметрия в дизайне букв не имеет ничего общего с математической симметрией. Вы корректируете каждый знак, чтобы достичь баланса между ним и негативным пространством вокруг него. B, P и R могут выглядеть очень похоже, но полуовалы у них разные — все зависит от плотности и фона.


Негативное (белое) пространство


Перекладины

Перекладины не обязательно должны быть на одной высоте. Идеальный центр у разных букв, скорее всего, окажется разным. В букве А перекладину стоит расположить ниже (учитывая небольшое негативное пространство во внутрибуквенном просвете), в Е — чуть выше, чем в F (у F много белого пространства внизу по сравнению с E), а в H — чуть выше центральной линии. При расположении точно по центру казалось бы, что она ниже. Это похоже на обрамление картины. Всегда оставляйте запас внизу, иначе работа в раме будет выглядеть низко посаженной. Наши глаза подшучивают над нами: идеально центрированные объекты кажутся слегка утяжеленными внизу.


Начертание/масса буквы


Контрастность

В контрастном стиле основные линии будут подчеркнуто толстыми, а дополнительные — тонкими. Гарнитуры Didot и Bodoni прочно закрепились в модной индустрии, в результате контрастные шрифты стали казаться стильными и женственными.

В неконтрастных основные и дополнительные штрихи примерно одинаковы по толщине. В леттеринге в моноширинном стиле отсутствует разница между основными и дополнительными штрихами (такая надпись выглядит, как будто ее выложили куском нитки, — у нее равномерная толщина). В дизайне высококонтрастные шрифты используются для вывесок или заголовков, а низкоконтрастные — для набора основного текста.


Логика пера


Размещение засечек

Многие сомневаются, где лучше разместить засечки. В каллиграфии они располагаются в начале и конце штриха, и сейчас вы узнаете, где должны находиться засечки в буквах латиницы. У строчных букв (b, d, h, k, l) засечки используются только на верхних выносных элементах слева (восходящий штрих). На базовой линии они могут быть двусторонними (как в основании l) или находиться внизу справа (нисходящий штрих). На верхней линии строки они бывают односторонними в начале буквы и иногда двусторонними. Присмотритесь, как шрифтовые дизайнеры размещают засечки в классических (и современных проработанных) шрифтах.



Росчерки

Посмотрите на слово, которое вы нарисовали, и выберите самые подходящие места для росчерков. Обычно это верхние или нижние выносные элементы, слева от заглавной буквы или на последнем нисходящем штрихе слова. В декоративном леттеринге не важна высота расположения декоративных элементов, главное — чтобы они были на своем месте и выглядели естественным продолжением буквы, а не произвольно прилепленным элементом. Убедитесь, что росчерки выглядят так, будто их нарисовали тем же инструментом, что и букву (если, конечно, вы не задумали намеренно изобразить их иначе). Постарайтесь не переборщить.



Линейный объем, объем, тень


Штриховка и другие украшения

Существует миллион способов украсить букву. Вы можете заштриховать одну или обе стороны, добавить интересные перекладины к A, H, E и F, внутреннюю тень и декоративные элементы, несколько уровней теней — хоть до горизонта.


Изучайте декоративные шрифты и леттеринг викторианской эпохи, старинные карты с причудливой вязью названий городов, любуйтесь прекрасным сайнпейнтингом по всему миру или изучайте наборы деревянных типографских литер. Впитывайте в себя всё.

Читайте также: