Доклад юнеско образование 2015

Обновлено: 04.07.2024

Всемирный доклад ЮНЕСКО: конфликты лишают 28 миллионов детей будущего

Вооруженные конфликты, становясь причиной нападений на школы и нарушений элементарных прав человека, подрывают образовательный процесс для 28 миллионов детей. Об этом предупреждает Всемирный доклад ЮНЕСКО за 2011 год.

Доклад подписан четырьмя лауреатами Нобелевской Премии мира: Оскаром Ариасом Санчесом (Коста-Рика), Ширином Эбади (Исламская Республика Иран), Жозе Рамош-Орта (Восточный Тимор) и архиепископом Десмондом Туту (Южная Африка).

Из всех не посещающих школу детей начального школьного возраста 42%, то есть 28 миллионов, живут в бедных странах мира, где происходят вооруженные конфликты.

Доклад 2011 года выдвигает комплексную программу для изменения ситуации, включая более решительные действия против нарушений прав человека, изменение приоритетов в предоставлении помощи, расширение прав беженцев и большее внимание к неудачам в образовании, которые могут, со своей стороны, способствовать возникновению конфликтов.

Изнасилование и другие виды сексуального насилия широко распространены как тактика устрашения во многих странах. Отсутствие безопасности и страх перед сексуальным насилием – одна из причин, почему девочки и девушки не посещают школу.

Доклад призывает положить конец практике безнаказанности в случаях сексуального насилия, повысить контроль за вызванными ею нарушениями прав человека на образование, выступает за более строгое применение существующих международных законов и за создание Международной Комиссии по сексуальным преступлениям, что уже было поддержано Международным уголовным судом.

Доклад также предупреждает, что из-за вооруженных конфликтов государственные фонды вместо того, чтобы идти на цели образования, тратятся на военные расходы. Двадцать одна страна, включая многие из беднейших стран мира, расходуют значительно больше на вооружение, нежели на базовое образование. Если бы их военные расходы были сокращены лишь на 10%, это позволило бы обеспечить места в школе дополнительно для 9,5 миллионов детей.

Система гуманитарной помощи в недостаточной степени адресована детям, предупреждает Доклад. В нем содержится призыв к серьезным преобразованиям в системе предоставления помощи образованию в странах, подверженных вооруженным конфликтам. На образование приходится всего 2% гуманитарной помощи, при этом удовлетворяется лишь малая часть запросов. Финансирование образования из общих гуманитарных фондов должно возрасти до двух миллиардов долларов, чтобы покрыть его существующую недостаточность.

Доклад обращает внимание на то, что самые большие препятствия на пути к образованию стоят перед беженцами, как внутри стран, так и трансграничными, В лагерях беженцев, где Агентство ООН по вопросам беженцев провело исследование, начальное образование в 2008 году получали в среднем лишь 42% детей в Арабских странах и только 39% в других странах Южной и Западной Азии.

Доклад предупреждает, что недостатки образования могут, со своей стороны, стать источниками конфликтов:

Доклад подчеркивает значительный прогресс, достигнутый в области образования в период с 2000 года, но предупреждает что:

Париж/Нью-Дели, 9 апреля 2015 года – Всего лишь треть стран смогла реализовать все поддающиеся оценке цели Образования для всех (ОДВ), установленные в 2000 году. Только половина стран достигла самой важной цели: обеспечения всеобщего начального образования. Для того, чтобы к 2030 году реализовать новые задачи в области образования, которые международное сообщество определяет в настоящее время, в дополнение к уже значительному государственному финансированию, потребуется ежегодно 22 миллиарда долларов США.

Во Всемирном докладе по мониторингу ОДВ, опубликованном сегодня, за месяц до Всемирного форума по образованию, который состоится в Инчхоне, Республика Корея, представлены следующие выводы:

Цель 1. Расширение системы воспитания и ухода за детьми дошкольного возраста, особенно в за детьми из наиболее уязвимых слоёв населения.
Данная цель была достигнута в 47% стран, и еще 8% были близки к ее достижению. 20% стран оказались весьма далеки от поставленной цели. При этом, в целом, в 2012 году почти на две трети больше детей дошкольного возраста были зачислены в школы, чем в 1999 году.

Цель 2. Обеспечение всеобщего начального образования, особенно девочек, детей из этнических меньшинств и социально неблагополучной среды.
Этой цели достигли 52% стран, 10% близки к ее реализации, а остальные 38% далеки или очень далеки от её осуществления. Таким образом, почти 100 миллионов детей не смогут завершить начальное образование в 2015 году. Недостаточное внимание к уязвимым группам населения привело к тому, что вероятность завершения полного цикла начального образования у детей из беднейших семей в пять раз ниже, чем у детей из самых богатых слоев населения. При этом более трети детей, не посещающих школу, проживают в зонах, затронутых конфликтами.

В указанном отношении удалось добиться значительных успехов: сегодня число детей, посещающих школу, возросло почти на 50 миллионов, по сравнению с 1999 годом. Во многих местах образование по-прежнему остается платным, но благодаря денежным пособиям и программам школьного питания обучение в школе становится более доступным для бедных групп населения.

Цель 3. Обеспечение для молодежи и взрослых равного доступа к обучению и приобретению жизненных навыков.
46% стран смогли обеспечить всеобщий охват начальным образованием на уровне младших классов средней школы. В целом, число учащихся в младших классах средней школы возросло на 27%, а в странах Африки к югу от Сахары оно увеличилось больше чем в два раза. Тем не менее, треть подростков в странах с низким и средним уровнем доходов не сможет завершить первую ступень среднего образования в 2015 году.

Цель 4. Снижение уровня неграмотности взрослых на 50% к 2015 году.
Эта цель была достигнута лишь в 25% стран, а 32% находятся очень далеко от её осуществления. Во всем мире доля неграмотности среди взрослых сократилась с 18% в 2000 году до 14% в 2015 году, но это почти полностью происходит за счет взросления образованной молодежи. Женщины продолжают составлять почти две трети неграмотного взрослого населения. Половина женщин в странах Африки к югу от Сахары не имеет даже базовых навыков грамотности.

Цель 5. Достижение гендерного паритета и гендерного равенства.
К 2015 году гендерный паритет на начальной ступени образования будет достигнут в 69% стран. На уровне среднего образования этой цели достигнут лишь 48% стран. Для девочек препятствием на пути к завершению обучения становятся детские браки и ранняя беременность, равно как и необходимость обучения педагогов подходам, учитывающим гендерные особенности, а также необходимость совершенствования учебных программ.

Цель 6. Повышение качества образования и введение количественных оценок результатов обучения для всех.
С 1990 по 2012 год число учащихся в расчёте на одного преподавателя в начальной школе сократилось в 121 из 146 стран. Однако для того, чтобы все дети могли обучаться в школе, необходимо дополнительно четыре миллиона учителей. Нехватка квалифицированных преподавателей наблюдается в трети стран, а в ряде стран Африки к югу от Сахары квалифицированные учителя составляют менее 50%, при том, что с 2000 года качеству образования уделяется повышенное внимание, а число стран, проводящих оценку успеваемости на национальном уровне, увеличилось вдвое.

Финансирование и политическая воля

С 2000 года правительства многих стран значительно увеличили расходы на образование. Так, 38 стран повысили финансирование сектора образования, по крайней мере, на один процентный пункт ВНП. Тем не менее, недостаток финансирования остается главным препятствием на пути достижения целей ОДВ на всех уровнях.

Всемирный доклад по мониторингу ОДВ содержит следующие рекомендации:

Выполнение повестки дня в области ОДВ
По крайней мере один год дошкольного образования должен стать обязательным. Образование должно быть бесплатным для всех детей: плату за обучение, учебники, школьную форму и транспорт следует отменить. Лица, формирующие политику, должны определить навыки, которыми необходимо овладеть к концу каждой ступени обучения, и выбрать приоритетные. Политика в области распространения грамотности должна соответствовать потребностям сообществ. Необходимо также улучшить подготовку учителей, реализуя стратегии, учитывающие гендерную проблематику. Методы преподавания должны лучше отражать потребности учащихся, учитывая различные особенности конкретного класса.

Повестка дня на период после 2015 года
Будущие цели в области образования должны быть конкретными, актуальными и реалистичными. При сохранении существующих темпов только половина детей в странах с низким уровнем доходов сможет завершить первый этап среднего образования к 2030 году. Без согласованных усилий многие страны не смогут достигнуть даже самой базовой цели – всеобщего начального образования.

Решение проблемы дефицита финансирования
Для того чтобы обеспечить качественное дошкольное и базовое образование для всех к 2030 году, международному сообществу в партнерстве с отдельными странами необходимо найти дополнительные источники финансирования, которые позволили бы восполнить ежегодный дефицит в размере 22 миллиардов долларов США. В этой связи в рамках Целей устойчивого развития необходимо сформулировать четкие задачи в области финансирования образования, чего до сих пор сделано не было.

По вопросам, связанным с получением интервью, фотографий, инфографики и видеоматериалов, включая видеообращение Генерального секретаря ООН, а также получения дополнительной информации просьба обращаться по следующему адресу:

Примечание для издателей:

Образование становится приоритетной задачей для всех стран мира, вопросом выживания человека и планеты в целом. Таков один из основных тезисов нового Всемирного доклада по мониторингу образования, опубликованного ЮНЕСКО. О роли образования в глобальном мире рассказали в эксклюзивном интервью RT генеральный директор ЮНЕСКО Ирина Бокова и руководитель группы по подготовке доклада Аарон Бернаво.

Двигатель прогресса

Образование наше всё. Вероятно, под таким девизом пройдёт первая половина нынешнего столетия. Ведь согласно докладу ЮНЕСКО, именно образование в XXI веке станет локомотивом всего и вся.

Главный цвет — зелёный

Важнейшие базовые знания, которые оказывают влияние на жизнь всей планеты, — об экологии и защите окружающей среды — мы, по мнению Ирины Боковой, получаем со школьной скамьи. Поэтому крайне важно грамотно выстроить систему приоритетов в образовательном процессе.

Шаг за шагом

В качестве первоочередных мер, по словам Ирины Боковой, необходимо сделать экологически ориентированное образование в начальной и средней школе обязательным во всех странах и закрепить это законодательно. Как, например, уже сделали Мали, Нигер и Чад. Но одними законодательными мерами проблему не решить. Нужны серьёзные финансовые вливания.

Средства нужны в первую очередь для всесторонней подготовки необходимого числа учителей, а также активного использования новейших технологий, ведь достижения современного научно-технического прогресса в огромной степени влияют на повышение доступности образования и его качество.

По словам Ирины Боковой, в большинстве стран — как развивающихся, так и развитых — прекрасно осознают, что программа устойчивого развития до 2030 года универсальна и что без образования поставленных целей не достичь. Здесь важно всё: качество образования на протяжении всего цикла — от начальной школы до университета, его адаптация к практическим задачам и потребностям работодателей, связь с ростом экономики, её диверсификацией, новыми рабочими местами, экологией и проч. Это задача номер один для всех стран.

Прямая зависимость

Тему продолжил руководитель группы по подготовке Всемирного доклада по мониторингу образования Аарон Бернаво. Он коснулся более конкретных вопросов, содержащихся в документе ЮНЕСКО.

По словам Бернаво, образование — важный фактор сохранения окружающей среды. Согласно исследованию ЮНЕСКО, экология находится в прямой зависимости от образования. В странах с низким уровнем и качеством образования состояние экологии гораздо хуже, чем в странах, где образованию уделяется должное внимание.

Элементарная экологическая грамотность — например, знания о переработке отходов — должна прививаться с детства. И год от года экологическое образование должно развиваться и углубляться. При этом очень важно, чтобы оно продолжалось и за пределами школы, чтобы общество тоже было экологически ориентированным. Аарон Бернаво также подчеркнул, что экологическое образование не дань моде, а необходимость, назревшая в результате бездумного воздействия человека на окружающую среду.

Все за парту

Вторая проблема — учителя. Они должны получать достойную зарплату. Быть хорошо образованными, мотивированными и обеспечивать качественное образование.

По словам Аарона Бернаво, первоочередная цель — добиться того, чтобы все дети в мире могли получить начальное и среднее образование. И у России здесь хорошие показатели. В отличие, например, от США, где многие дети не имеют начального и среднего образования.

Всеобщее начальное и среднее образование — это основная задача, которая сегодня стоит перед всеми странами мира. Но это всего лишь одна задача из множества других.

Понять учителя

  • Международные оценки говорят о серьёзной разнице уровней успеваемости учащихся в богатых и бедных странах. Неравенство проявляется и в рамках самих стран — между регионами, общинами, школами и классами. Эти диспропорции несут серьёзные последствия не только для образования, но и для более широкого распределения возможностей в обществе.
  • У третьей части всех детей в развивающихся странах, достигших возраста обучения в начальной школе (это 193 млн), умственное развитие и, соответственно, перспективы обучения подорваны недоеданием. В Южной Азии этот показатель возрастает до 40%. В таких странах, как Индия, активное развитие экономики не привело к снижению недоедания среди детей, что ставит под сомнение нынешнюю политику властей.
  • Около 75 млн. детей в возрасте начальной школы, не охвачены начальным образованием. В странах Африки южнее Сахары это почти треть детей такого возраста.
  • Если в развитых странах более трети детей получают высшее образование, то в большинстве стран Африки южнее Сахары менее трети заканчивают начальную школу и только 5% получают университетское образование.
  • Отражением глобального неравенства в плане благосостояния является неравенство в вопросах финансирования образования. Только на Северную Америку и Западную Европу в 2004 году приходилось 55% общемировых расходов на образование, тогда как доля их населения в возрасте от 5 до 25 лет составляла лишь 10%. На страны Африки к югу от Сахары приходится 15% этого возрастного контингента мира и лишь 2% его расходов на образование, на Южную и Западную Азию — свыше четверти этой возрастной группы и только 7% расходов.

Как правило, различия внутри стран отражают глобальные неравенства. Так, 20% беднейших детей в таких странах, как Эфиопия, Мали и Нигер, имеют в три раза меньше шансов попасть в начальную школу, чем 20% самых богатых детей. В Перу и на Филиппинах 20% беднейших детей учатся на 5 лет меньше, чем 20% детей самых богатых родителей.

Но не только бедность является неблагоприятным фактором. По-прежнему меньше шансов на учёбу у девочек. Гендерные различия в доступе к школьному образованию остаются огромными в Южной Азии и Африке южнее Сахары. По-прежнему серьёзным препятствием для доступа к школе остаются языковые, расовые, этнические различия, а также различия между городскими и сельскими жителями. В Сенегале у городских детей шансов на обучение в два раза больше, чем у сельских. Авторы доклада подчёркивают, что обстоятельства рождения ребёнка, его пол, богатство родителей, язык и цвет кожи не должны влиять на его возможности для получения образования.

В том, что касается всеобщего начального образования, доклад констатирует существенные сдвиги на национальном и региональном уровнях в странах Африки южнее Сахары и Южной Азии в области охвата детей школьным обучением. Так, по сравнению с 1999 годом, и в Танзании и в Эфиопии число детей, не охваченных школой, сократилось на 3 млн. Несмотря на длительный гражданский конфликт, в Непале также достигнут большой прогресс. И в Бангладеш, регионе, известном серьёзным гендерным неравенством, сегодня в средней школе столько же девочек, сколько и мальчиков. Однако авторы документа считают, что несмотря на отдельные позитивные тенденции, человечество не сможет достичь такой цели международного развития, как всеобщее начальное образование к 2015 году.

Согласно частичным прогнозам, по крайней мере 29 млн. детей в 2015 году все ещё будут оставаться вне школы. Эта цифра может оказаться заниженной, так как она не учитывает конфликтные ситуации в таких странах, как Судан и Демократическая Республика Конго. Кроме того:

  • Ожидается, что к 2015 году наибольшее число детей, не охваченных школьным образованием, будет в Нигерии (7,6 млн), за ней будут следовать Пакистан (3,7 млн), Буркина-Фасо и Эфиопия (по 1,1 млн. в каждой стране), Нигер и Кения (в каждом случае по 0,9 млн).
  • Обе страны с наибольшим числом не охваченных образованием детей — Нигерия и Пакистан — страдают плохим управлением и высоким уровнем неравенства в доступе к финансовому и материальному обеспечению. В Пакистане до сих пор на 100 школьников приходится только 80 школьниц.
  • Более полумиллиона не охваченных школой детей будет к 2015 году в 12 странах (в каждой).
  • Из 17 стран с наибольшим числом детей, не охваченных школьным образованием, только три — Бангладеш, Бразилия и Индия — смогут достичь к 2015 году заметного прогресса.

Доклад ЮНЕСКО предупреждает, что прогнозы по охвату детей школьным обучением лишь один из показателей общей проблемы. Миллионы детей начинают обучение, но бросают учёбу, не закончив начальную школу. Во многих развивающихся странах нормальное прохождение обучения в школе является скорее исключением, чем правилом. Анализ наглядно показывает неспособность школьной системы предоставить качественное образование: многие дети не получают элементарных навыков грамотности и счета. Кроме того, общегосударственные исследования, проведённые в ряде развивающихся стран, показали, что высокий процент учащихся не удовлетворяют минимальным требованиям знаний. Например:

  • В развивающихся странах доля неуспевающих учащихся значительно выше. В рамках недавней оценки, проведённой Консорциумом Юго-Восточной Африки по мониторингу качества образования в странах Африки к югу от Сахары, менее 25% учащихся шестого класса продемонстрировали удовлетворительные навыки чтения в четырёх странах, и лишь 10% — ещё в шести странах.
  • По международным оценкам, 60% и более школьников в Бразилии, Индонезии и Тунисе имеют самый низкий уровень навыков и знаний.
  • Одна из проверок в Индии показала, что здесь только около половины школьников 3-й ступени обучения смогли прочитать текст, предназначенный для учеников 1-й ступени.

Авторы доклада обращают внимание на то, что достижению цели охвата к 2015 году всех детей соответствующего возраста образованием мешают среди прочего такие факторы как низкое качество образования, высокие затраты на обучение и сохраняющийся высокий уровень неграмотности среди взрослых:

  • По оценкам, неграмотными являются 776 млн. взрослых, или 16% взрослого населения мира, примерно две трети которых составляют женщины. Большинство стран в последние годы добились ограниченного успеха, тем не менее при сохранении сегодняшних тенденций в 2015 году навыков грамотности будут все ещё лишены свыше 700 млн. взрослых.
  • С 1985-1994 по годы глобальный уровень грамотности взрослых вырос с 76% до 84%. Однако в 45 странах (в основном в Африке к югу от Сахары и Южной и Западной Азии) уровень грамотности взрослых находится ниже среднего уровня для развивающихся стран, составляющего 79%. Почти все эти страны при сохранении сегодняшних тенденций не достигнут связанной с грамотностью цели, установленной на 2015 год. В 19 из этих стран доля грамотных составляет менее 55%.
  • В рамках стран основные диспропорции, касающиеся уровней грамотности, зачастую связаны с нищетой и другими формами обездоленности. В семи странах Африки к югу от Сахары, характеризуемых общими низкими уровнями грамотности, разрыв в этой области между наиболее бедными и наиболее зажиточными семьями составляет свыше 40%.

Кроме выше названных, в докладе ЮНЕСКО констатируется масса других проблем. Исправление всех этих недостатков потребует проведения масштабных реформ и увеличения инвестиций, поскольку школьные системы многих стран страдают от постоянного недофинансирования и нехватки ресурсов.

Ссылаясь на международный опыт, доклад определяет политические решения по борьбе с крайними проявлениями несправедливости. Речь идёт, в частности, о таких мерах, как отмена платы за базовое образование, рост инвестиций в социальную сферу, поддержка девочек и маргинальных групп, повышение качества образования. Констатируется, что децентрализация, со своей стороны, нередко углубляла неравенство, финансово подпитывая пропасть между богатыми и бедными регионами.

В докладе приводятся примеры успешных решений в Латинской Америке. Здесь многие страны начали осуществлять программы по финансовой поддержке бедных семей при условии, что последние обязуются отправлять детей в школу и посещать врачей. Крупнейшая из этих программ — мексиканская Oportunidades сегодня стала также пилотной программой в .

Общее финансирование целей образования в основном обеспечивает небольшая группа доноров: Франция ($ 1,9 млрд), Германия ($ 1,4 млрд), Нидерланды ($ 1,4 млрд), Соединённое Королевство ($ 1,2 млрд) и Международная ассоциация развития Всемирного банка. Если говорить о помощи базовому образованию, то половину всех обязательств взяли на себя всего три донора: Нидерланды, Соединённое Королевство и группа Всемирного банка.

Крупнейшим донором в области базового образования являются Нидерланды — $ 1,1 млрд, или почти четверть от общего объёма помощи. Нидерланды, Соединённое Королевство и Всемирный банк также обеспечивают 60% всей помощи на нужды базового образования, предоставляемой странам с низкими уровнями дохода. С другой стороны, Франция из общего объёма своей помощи на цели образования выделяет базовому образованию только 17%, а Германия — всего лишь 11%. Эти две страны считают более важным приоритетом обслуживание своих университетов, чем поддержку базового образования в странах с низким доходом, отмечается в докладе. В докладе также содержится настоятельный призыв к Соединённым Штатам и Японии увеличить долю национального дохода, выделяемого для целей помощи развитию.

Справка

Читайте также: