Итоговый доклад федерального казначейства

Обновлено: 02.07.2024

от 29 марта 2018 года N 07-04-04/21-5284

Приложение

Доклад о результатах анализа исполнения бюджетных полномочий органов государственного (муниципального) контроля, являющихся органами (должностными лицами) исполнительной власти субъектов Российской Федерации (местных администраций), за 2017 год

Одним из важнейших приоритетов государственной политики в сфере управления общественными финансами является развитие системы внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля.

Развитие системы внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля служит одним из ключевых элементов, необходимых для повышения эффективности бюджетных расходов в рамках достижения целостности бюджетной политики Российской Федерации.

Статьей 269.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации определены бюджетные полномочия органов внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля по осуществлению внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля.

В свою очередь, Федеральное казначейство в соответствии с пунктом 3 статьи 157 Бюджетного кодекса Российской Федерации осуществляет полномочия по проведению анализа исполнения бюджетных полномочий органов государственного (муниципального) финансового контроля, являющихся органами (должностными лицами) исполнительной власти субъектов Российской Федерации (местных администраций) (далее - Анализ, органы государственного (муниципального) финансового контроля соответственно).

Направление по итогам Анализа предложений Федерального казначейства в Министерство финансов Российской Федерации о совершенствовании методического обеспечения организации и исполнения бюджетных полномочий по государственному (муниципальному) финансовому контролю, а также направление заключений по результатам Анализа в органы государственного (муниципального) финансового контроля способствует развитию системы внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля.

Целью Анализа является подготовка и направление в Министерство финансов Российской Федерации предложений о совершенствовании методического обеспечения деятельности органов государственного (муниципального) финансового контроля по осуществлению внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля.

Задачами Анализа являются:

оценка исполнения бюджетных полномочий органов государственного (муниципального) финансового контроля;

выявление недостатков при исполнении бюджетных полномочий органов государственного (муниципального) финансового контроля;

формирование заключений, а также предложений по совершенствованию методического обеспечения деятельности органов государственного (муниципального) финансового контроля по осуществлению внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля.

Анализу подлежит исполнение бюджетных полномочий органов государственного (муниципального) финансового контроля по:

контролю за соблюдением бюджетного законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения;

контролю за полнотой и достоверностью отчетности о реализации государственных (муниципальных) программ, в том числе отчетности об исполнении государственных (муниципальных) заданий;

проведению анализа осуществления главными администраторами бюджетных средств внутреннего финансового контроля и внутреннего финансового аудита.

Анализ проводится управлениями Федерального казначейства по субъектам Российской Федерации (далее - УФК) в соответствии с ежегодно утверждаемым руководителем Федерального казначейства Планом Федерального казначейства по проведению анализа исполнения бюджетных полномочий органов государственного (муниципального) финансового контроля, являющихся органами (должностными лицами) исполнительной власти субъектов Российской Федерации (местных администраций), на очередной год (далее - План проведения Анализа).

План проведения Анализа формируется по итогам ежегодно проводимого Федеральным казначейством мониторинга органов государственного (муниципального) финансового контроля.

I. Обобщенная информация о проведенном в 2017 году Анализе

В целях организации проведения в 2017 году Анализа Федеральным казначейством проведен мониторинг органов государственного (муниципального) финансового контроля в субъектах Российской Федерации и муниципальных образованиях. По итогам мониторинга сформирован и 30 декабря 2016 года руководителем Федерального казначейства утвержден План проведения Анализа на 2017 год.

Планом проведения Анализа на 2017 год в период с января по декабрь 2017 года предусмотрено проведение Федеральным казначейством 1356 аналитических мероприятий в отношении 25,5% от общего количества созданных по состоянию на 1 января 2017 года органов государственного (муниципального) финансового контроля на территории Российской Федерации, из них в отношении:

органов государственного финансового контроля, являющихся органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации (далее - органы государственного финансового контроля), - 87;

органов муниципального финансового контроля, являющихся органами (должностными лицами) местных администраций (далее - органы муниципального финансового контроля), - 1269.

По итогам 2017 года Федеральным казначейством проведено 100% от числа запланированных к проведению аналитических мероприятий.

Следует отметить, что в 2017 году проведено на 540 (или на 40%) больше аналитических мероприятий, чем в 2016 году.

Проведенный Анализ показал, что исполнение полномочий органов государственного (муниципального) финансового контроля не в полной мере соответствует бюджетному законодательству Российской Федерации. Органами государственного (муниципального) финансового контроля допускались нарушения на всех этапах осуществления внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля, что свидетельствует о недостаточно высоком уровне организации указанной деятельности.

На основании результатов проведенного в 2017 году Анализа составлен рейтинг субъектов Российской Федерации в части исполнения бюджетных полномочий органов государственного (муниципального) финансового контроля (далее - Рейтинг) (приложение N 1).

При составлении Рейтинга учитывалось:

количество недостатков в части исполнения бюджетных полномочий, выявленных при проведении Анализа, в деятельности органов государственного финансового контроля;

количество недостатков в части исполнения бюджетных полномочий, выявленных при проведении Анализа, в деятельности органов муниципального финансового контроля;

количество муниципальных образований, в которых не организовано исполнение бюджетных полномочий по осуществлению внутреннего муниципального финансового контроля;

отношение количества муниципальных образований, в которых не создан орган внутреннего муниципального финансового контроля, и не переданы полномочия органа муниципального финансового контроля, к общему количеству муниципальных образований на территории субъекта Российской Федерации.

По результатам рейтингования наивысшие оценки получили следующие субъекты Российской Федерации:

Республика Марий Эл;

Ямало-Ненецкий автономный округ;

Наименьшие оценки у следующих субъектов Российской Федерации:

Чукотский автономный округ;

II. Обобщенная информация о наиболее характерных недостатках, выявленных по результатам проведенного в 2017 году Анализа

Результаты Анализа, проведенного в отношении органов государственного финансового контроля

Результаты мониторинга органов государственного (муниципального) финансового контроля показали, что во всех субъектах Российской Федерации созданы органы государственного финансового контроля.

В 2017 году Федеральным казначейством запланирован и проведен Анализ в отношении 100% органов государственного финансового контроля, осуществляющих свою деятельность на территории Российской Федерации.

По итогам проведенного в 2017 году Анализа недостатки в деятельности органов государственного финансового контроля не выявлены в следующих субъектах Российской Федерации: Республика Калмыкия, Республика Марий Эл, Республика Северная Осетия - Алания, Республика Татарстан, Чувашская Республика, Белгородская область, Владимирская область, Курганская область, Омская область, Пензенская область, Тамбовская область, Томская область, г.Санкт-Петербург, Республика Адыгея (Адыгея), Ямало-Ненецкий автономный округ, Чеченская Республика (17 единиц).

Среди положительных изменений, произошедших в 2017 году в сравнении с 2016 годом, можно выделить значительное снижение количества выявленных недостатков в части осуществления органами государственного финансового контроля производства по делам об административных правонарушениях, а также организации взаимодействия с органами прокуратуры и иными правоохранительными органами.

Однако распространенными проблемами, характерными для органов государственного финансового контроля, по-прежнему являются (диаграмма 1):

несоответствие процедур подготовки, проведения и оформления результатов контрольных мероприятий, а также реализации материалов по итогам их проведения требованиям, установленным нормативными правовыми актами, регламентирующими порядок осуществления внутреннего государственного финансового контроля (60% органов государственного финансового контроля);

несоответствие нормативных правовых актов, регламентирующих порядок осуществления полномочий по внутреннему государственному финансовому контролю, бюджетному законодательству Российской Федерации и иным нормативным правовым актам, регулирующим бюджетные правоотношения (39% органов государственного финансового контроля);

недостатки при исполнении полномочий по проведению анализа осуществления главными администраторами бюджетных средств внутреннего финансового контроля и внутреннего финансового аудита (далее - ВФК и ВФА) (28% органов государственного финансового контроля, из них 8% не исполняли полномочия по проведению анализа осуществления главными администраторами бюджетных средств ВФК и ВФА);

несоответствие процедур планирования контрольных мероприятий нормативным правовым актам, регламентирующим порядок осуществления полномочий по внутреннему государственному финансовому контролю (27% органов государственного финансового контроля);

несоответствие представлений и предписаний требованиям к их составлению и направлению, установленным бюджетным законодательством Российской Федерации и нормативными правовыми актами, регламентирующими порядок осуществления полномочий по внутреннему государственному финансовому контролю (25% органов государственного финансового контроля). В большинстве случаев в адрес объектов контроля не направлялись представления и предписания, не применялись бюджетные меры принуждения по фактам нецелевого использования средств;

несоответствие процедур формирования и представления отчетности о результатах исполнения бюджетных полномочий по внутреннему государственному финансовому контролю нормативным правовым актам, регламентирующим порядок осуществления внутреннего государственного финансового контроля (17% органов государственного финансового контроля);

Недостатки, выявленные по результатам Анализа, проведенного в отношении органов государственного финансового контроля


Подробная информация о выявленных недостатках организации исполнения бюджетных полномочий органов государственного финансового контроля представлена в приложении N 2 к Докладу.

Результаты Анализа, проведенного в отношении органов муниципального финансового контроля

Так сложилось, что я являюсь членом разных советов и комиссий, в том числе общественных советов и экспертных советов. У них у всех разные функции и задачи и очень разная эффективность, однако некоторые вполне интересны и касаются открытых данных. Поэтому я хочу взять за правило хорошую привычку рассказывать в открытом доступе в формате мини-отчётов что и как проходит на таких общественных советах.


Итак, сегодня, например, прошёл общественный совет при Федеральном Казначействе и в этот совет я также вхожу. Зачем нужны общественные советы? Предполагается, что в них участвуют представители общества и от лица общества предлагают ведомствам вносить изменения в их деятельность, комментируют и вносят предложения в их планы работ и так далее. Какие-то ведомства этому не то чтобы сопротивляются, но общественные советы в них скорее формальны, чем практичны. А другие наоборот более чем содержательны.

Например, этот общественный совет собирался в 4-й раз и каждый раз на совете выступал один из руководителей ФК (Федеральное Казначейство) и рассказывал о том, что они делают и что планируют. Например, в июне так выступали зам руководителя ФК Васин и Демидов и говорили про казначейское сопровождение, а в ноябре выступала Оксана Рудь и рассказывала о системе ГИС ГМП.

Ну а сегодня 18 декабря, был руководитель ФК Артюхин Роман Евгеньевич и он рассказывал и довольно подробно о едином казначейском счёте, о публикации данных, казначейском сопровождении и всём остальном.

Из вопросов которые я лично поднимал на этой встрече:

  • публикация полного перечня КБК
  • раскрытие данных по субконтрактам заключённым в рамках казначейского сопровождение

Ну а самое главное — это обсуждался план работы общественного совета на 2016 год. Я взял на себя обязательство выступить с докладом и предложениями по тому какие открытые данные ФК хотелось бы видеть в открытом доступе. Это будет на следующем заседании которое пройдёт в феврале 2016 года, примерно через 2 месяца.

В качестве помощи вот важные ссылки:

В комментариях я готов дать ответы на вопросы, не всё про их внутренние системы я знаю, но что знаю — расскажу.

А если интересно, я готов рассказать как вообще устроены коммуникации с госорганами в части убеждения их открывать больше данных.

Федеральное казначейство подвело итоги своей модернизации

Основными темами прошедшей вчера коллегии Федерального казначейства (ФК) стали прямые и косвенные эффекты разворачивания службой в последние годы системы казначейских платежей (СКП) — основного модернизационного проекта ведомства. Перевод под управление ФК всей бюджетной ликвидности сделал возможным оперативное перераспределение средств в зависимости от потребностей бюджета, ускорил расчеты, а также начал оказывать влияние и на сам бюджетный процесс. Так, по словам главы курирующего ФК Минфина Антона Силуанова, рост оперативности в управлении бюджетом уже делает возможным перенос подведения итогов его исполнения с осени на весну — это должно произойти в 2022 году.

По словам главы Минфина Антона Силуанова, модернизация возглавляемого Романом Артюхиным казначейства позволяет существенно ускорить бюджетный процесс

По словам главы Минфина Антона Силуанова, модернизация возглавляемого Романом Артюхиным казначейства позволяет существенно ускорить бюджетный процесс

Фото: Глеб Щелкунов, Коммерсантъ / купить фото

По словам главы Минфина Антона Силуанова, модернизация возглавляемого Романом Артюхиным казначейства позволяет существенно ускорить бюджетный процесс

Фото: Глеб Щелкунов, Коммерсантъ / купить фото

Запуск системы казначейских платежей в 2021 году стал наиболее масштабным и значимым проектом Федерального казначейства в последние годы, признали вчера участники расширенной коллегии ведомства. На протяжении 2020 года ФК работало над созданием инфраструктуры для перевода на сторону ведомства всех расчетов участников бюджетного процесса и незаметного для них переноса более 45 тыс. лицевых счетов на единый казначейский счет в Банке России, что позволило ФК консолидировать всю бюджетную ликвидность. Первые итоги этой работы вчера подвел глава ведомства Роман Артюхин.

Так, теперь казначейству в режиме реального времени доступны данные о передвижении средств и остатке на едином казначейском счете — например, вчера утром он составлял 807 млрд руб., баланс казначейского счета при этом оценивается в 11,9 трлн руб., указал вчера глава ведомства Роман Артюхин.

Консолидация в ФК всех бюджетных средств уже позволила ведомству разместить наибольший объем временно свободных средств за все время — 5 трлн руб. (депозиты, сделки репо), доходы от которых будут распределены между субъектами бюджетного процесса.

Для государства запуск СКП будет иметь как минимум два эффекта. Первый связан с экономической эффективностью использования бюджетных средств — как за счет управления ликвидностью, так и сокращения издержек на трансакции при переводах средств между участниками бюджетного процесса и ускорения расчетов в целом. Ожидается, что с 2022 года такие расчеты будут возможны круглосуточно вне зависимости от местонахождения субъектов за счет централизации расчетно-платежных функций в специализированных территориальных управлениях ФК.

Вместе с тем СКП как источник оперативных данных о госфинансах может повлиять на качество управленческих решений и сдвинуть формальные сроки начала бюджетного планирования.

Все крупные госинвестиции с 2022 года будут полностью прозрачны для казначейства

В 2021 году казначейство продолжит донастройку СКП для обеспечения бесперебойности ее работы. Также предполагается развивать ее в сторону интеграции с платежными системами в соответствии с требованиями о развитии сервисной составляющей ФК. Речь идет о запуске сервиса быстрых платежей физлиц в пользу государства через систему быстрых платежей. ФК и Банк России ожидают, что первые операции пройдут уже в 2022 году с участием пилотных банков — сервис должен увеличить скорость зачисления и улучшить качество мониторинга средств.

В целом же приоритеты ведомства будут связаны с повышением бюджетной дисциплины и прозрачности госфинансов.

Для этого ведомство продолжит работу по бухучету федеральных органов власти с учетом цифровизации сектора — за два года бухучет в ФК делегировали уже 48 ведомств, в 2021 году к ним присоединятся еще 50. Ожидается, что это также позволит оптимизировать численность сотрудников в ведомствах. Вторым направлением станет работа по цифровизации госзакупок, предполагающая перевод документооборота в электронный вид от планирования до приемки, а также расширение практики казначейского сопровождения контрактов (см. “Ъ” от 27 января) — проекты поправок к законодательству по инициативам сегодня были одобрены в Госдуме. Также от ФК ожидают автоматизации финансового контроля. Пока же Антон Силуанов попросил уделить особое внимание расходам на нацпроекты и мероприятия Единого плана восстановления экономики, а также дотациям субъектам РФ — поскольку это нецелевые трансферты, регионы часто не выполняют условия их выдачи.

При Министерстве финансов России функционирует Федеральное казначейство, руководит которым государственный деятель Артюхин Роман Евгеньевич. Единая система разработана для осуществления государственной политики в области бюджета. Централизованное устройство эффективно управляет расходами и доходами, ускоряет финансирование программ, контролирует поступление и целевое использование ресурсов.

Федеральное казначейство

Система Федерального казначейства

Казначейские органы представляют собой самостоятельные службы, являются юридическими образованиями. Они владеют счетами в банковских учреждениях, печатью, обладают полномочиями составлять сметы бюджетных расходов на хозяйственные операции. Территориальные отделения подчиняются руководителю казначейства — начальнику Главного управления Министерства финансов, который управляет вышестоящим органом и является заместителем министра.

Структура органов

Схема представляет собой иерархический централизованный строй. Принцип множества уровней предполагает, что каждая ступень характеризуется собственными функциями, задачами и спецификой работы.

В системе различаются следующие уровни:

 Главное управление государственного казначейства Минфина России.

  1. Федеральный уровень включает Главное управление государственного казначейства Минфина России. Оно является координационным органом над казначейским порядком, ему подчиняются территориальные органы.
  2. На региональном уровне работают областные управления казначейства, которые входят в состав республик, МОУ ФК (расшифровка аббревиатуры — межрегиональное операционное управление Федерального казначейства). Они регулируют бюджетные ассигнования в городах, краях, Москве, Санкт-Петербурге. УФК по Московской области в соответствии с подведомственностью группирует расходы и доходы по категориям распорядителей бюджета.
  3. На локальном уровне функционируют подразделения казначейства, которые находятся в городах, сельских регионах краевого и республиканского подведомственного подчинения. В список не входят объекты районного подчинения.

В стране бюджет наиболее точно выражает сущность власти правительства, а процесс учета и ведения является наглядной демонстрацией. Федеральное казначейство представляет основной контрольный инструмент для гарантии экономической безопасности. Большой вклад в работу ведомства вносят Ахметова Инна Анатольевна и Терехина Анна Викторовна — заместители руководителей Управлений в Кемеровской области и Московской области.

Задачи системы

Управляет расходами и доходами на банковских счетах.

Казначейство занимается организацией и контролем исполнения бюджета страны, управляет расходами и доходами на банковских счетах. Основополагающим является принцип единства кассы. Орган регулирует финансовые потоки между бюджетными и внебюджетными фондами, выступает в качестве организационного центра при прогнозировании объема денежных ресурсов, выделенных на определенный период.

Финансовый орган собирает и обрабатывает сведения о состоянии Росказны, представляет высшим представительным органам власти отчетные документы о деятельности правительства в рамках бюджета. Казначейство управляет и обслуживает государственный внешний и внутренний долг России совместно с Центробанком и иными уполномоченными финансовыми учреждениями. Система разрабатывает инструктивные и методологические материалы, схемы учета государственной казны в соответствии с правовыми постановлениями, положениями и законами.

Функции и деятельность

Казначейство наделено правом осуществлять ряд разнообразных операций. Все функции определяются в разрезе иерархической системы. Деятельность федеральных, локальных и региональных уровней отличается своеобразной спецификой. Головное управление координирует работу подчиненных казначейских органов и через них исполняет цели государства по финансированию бюджетных и внебюджетных формирований.

Деятельность основывается на выполнении принципов бюджетной системы РФ:

Обеспечение государственного бюджета;

  • единство схем по обеспечению государственного бюджета;
  • разграничение и сопоставление затрат и поступлений между уровнями бюджета;
  • полное отражение движения финансов во внебюджетных фондах;
  • эффективное использование средств из бюджета;
  • совокупное покрытие затрат из учетного фонда;
  • гласность и достоверность информации;
  • целевой характер применения финансов с учетом адресной помощи.

Помимо основных видов деятельности, перед казначейством стоит задача повышения качества текущего и предварительного контроля за счет расширения полномочий.

При разработке бюджета основной базой становятся учетные сведения за прошлогодний период. Казначейство учитывает доходную и затратную часть, планирует работу конкретных областей хозяйствования с учетом государственного кредитования.

Учет затрат

Бюджетные затраты в казначействе рассматриваются как самостоятельная категория. Расходы относятся к важной сфере финансовой системы. Деньгами обеспечивается выполнение социальных, экономических и политических задач. Сущность финансирования представляет отношения по распределению и перераспределению национального продукта, в результате которых формируются новые средства в распоряжении государства.

Расходы государства делятся на два вида:

Текущие затраты

  1. Текущие затраты. Являются бюджетными расходами на функционирование государственной власти, местных органов управления, помощь бюджетам других уровней. За счет текущих затрат некоторым отраслям хозяйствования выделяются субсидии и субвенции.
  2. Капитальная часть расходов обозначает затраты на инвестиции и инновации в существующие или вновь созданные юридические формирования в соответствии с программой. В них закладывается ремонт или другие действия, которые направляются на развитие воспроизводства. В результате расходов увеличивается имущество субъектов РФ и муниципальной власти.

Органы власти на местах имеют право увеличивать регламент расходов на оказание муниципальных и государственных услуг населению. Конкретные виды затрат характеризуются с количественными и качественными показателями.

Классификация расходов по определенным признакам:

Содержание органов судебного делопроизводства

  • местное и федеральное самоуправление;
  • содержание органов судебного делопроизводства;
  • оборона страны и международные отношения;
  • безопасность граждан и правоохранительные мероприятия;
  • исследования в области науки и техники;
  • поддержка промышленности, строительства и энергетики;
  • охрана природных ресурсов и окружающего пространства;
  • расходы на культуру, образование, здравоохранение и др.

Капитальные расходы формируются в бюджете в виде планируемой схемы развития. Текущие затраты всегда составляют львиную долю использования финансов.

Права МОУФК по доходам

Территориальные управления представляют промежуточную часть системы. Они организуют работу подчиненных локальных отделений и выступают в статусе управлявшего звена. С другой стороны, МОУФК находятся в подчинении головного управления и непосредственно исполняют некоторые функции, которые на них возлагаются. Органы территориального управления исполняют федеральный бюджет и внебюджетные государственные фонды в части финансирования.

При анализе доходов территориальные подразделения выполняют функции:

  • собирают средства, которые поступают в государственный бюджет, с учетом разновидностей налогов и других взносов;
  • распределяют налоги и платежи между госбюджетом, фондами субъектов РФ и местными системами в установленных законодательством размерах;
  • возвращают по представлению налоговых органов платежи, которые выплачиваются в превышенном объеме;
  • анализируют и обрабатывают сведения о поступлениях денег в госбюджет;
  • на базе полученной информации о состоянии ресурсов делают краткосрочные прогнозы ожидаемых доходов в бюджет.

Собирают средства, которые поступают в государственный бюджет,

Для исполнения бюджета формируется консолидированная заявка в валюте РФ. В документе ставится номер, который присваивается ТОФК, расшифровывается как территориальный орган Федерального казначейства, при оформлении. В бумаге проставляется дата составления, и код по КОФК (можно расшифровать как классификатор органов ФК).

Учет ассигнования происходит по отдельным лицевым субсчетам по каждому распорядителю займа. Принимается во внимание раздел и вид расходов и доходов с учетом наименования статьи в целевом экономическом классификаторе. Прогнозирование и планирование территориальных подразделений на ближайшее время касается фиксированных выплат по целевым программам, например, компенсаций льготникам, пенсионерам, инвалидам.

Текущий контроль

Территориальные отделения казначейства выполняют функции финансового контроля наряду с исполнением федерального бюджета. Основная деятельность в этом направлении состоит в контроле целевых затрат на развитие предприятий, организациям из госбюджета. Немаловажную роль принадлежит анализу текущей отчетности об исполнении расходов, которая периодически предоставляется бюджетными учреждениями.

Локальные территориальные казначейские отделения проверяют бланки и ведомости, диагностируют правдивость сведений, анализируют итоговые объемы с выписками банков по счетам. Если требуется, то представители выезжают для проверок на месте.

Анализ деятельности предприятия включает проверку:

Размещения государственных средств на депозитах;

  • факта размещения государственных средств на депозитах;
  • полноты выдачи зарплаты, стипендии или иных выплат и своевременности этого события;
  • соответствия использования финансов целевому назначению, определенному как капитальное вложение;
  • целесообразности применения краткосрочного кредита, который выделялся из госбюджета.

Органы федерального контроля проверяют своевременность операций относительно нормативных сроков для ускорения зачисления доходов в госбюджет или средств на счета целевых получателей. Своевременность деятельности касается и банковских учреждений, исполнения ими платежных поручений на перечисление налоговых взносов в госбюджет. Территориальные казначейские формирования имеют право проводить другие проверки по указаниям вышестоящих органов.

Отделения казначейства на местах имеют право на изъятие документов, которые связываются с нарушениями в проводках. Если организация отказывается давать информацию по ведению бухгалтерии, значит, территориальные представительства приостанавливают финансовую деятельность на счетах компании. Казначейским службам разрешается взыскание средств с организаций, если они применяются не в рамках целевого назначения. Органы применяют к нарушителям штрафы в размере действующих учетных ставок.

Территориальный казначейские отделения передают материалы в суд или в правоохранительные органы. Иногда за действия юридического лица предусматривается уголовная ответственность.

Официальный сайт

Система органов казначейства РФ относится к достаточно молодым формированиям, но темпы развития финансовой структуры являются высокими. Эффективность проведенных операций растет ежегодно, а функциональность постоянно расширяется.

Структура имеет официальный сайт Федерального казначейства Российской Федерации. Здесь представлены реквизиты, контактные телефоны, печатаются вакансии для поиска сотрудников. Желающие оплачивают налоги на сайте, а затем скачивают готовую квитанцию для дальнейшей отчетности по требованию. Казначейство в рамках сайта запустило образовательный портал УФК для ликвидации правовой безграмотности физических граждан и юридических лиц. На сайте есть история создания и развития казначейства в РФ.

Официальный сайт федерального казначейства

При входе на сайт открывается полное меню:

  • документы по учету, сопровождению и мониторингу бюджетных поступлений и затрат;
  • состав бюджетов различных уровней;
  • информация по размещению ресурсов на банковских счетах, продаже и покупке иностранной валюты за бюджетные средства;
  • сведения о контроле в банковской сфере и народном хозяйствовании;
  • другая полезная информация для предприятий и организаций.

На форуме пользователи делятся информацией и высказывают отзывы о разных ситуациях. Государственное казначейство работает в форме утвержденного удостоверяющего центра (УУЦ) для создания участникам электронных отношений сертификатов проверочных ключей. Структура осуществляет деятельность под влиянием центра по обеспечению деятельности казначейства (ЦОКР).

Функции УУЦ выполняются в территориальных подразделениях казначейства. Обеспечение пользователей сертификатами проверочных ключей происходит в соответствии с нормативами российского законодательства.

Федеральная казначейская система активно способствует процессу укрепления экономического могущества страны, его развитию во всех областях. Организация исполнения федерального бюджета в Российской Федерации требует постоянного контроля за правильным и своевременным доведением до учреждений и организаций предусмотренных бюджетом платежей, за правильным и целевым расходованием средств федерального бюджета, за соблюдением государственной финансовой дисциплины. Органы федерального казначейства непосредственно исполняют федеральный бюджет России. Сегодня процесс исполнения федерального бюджета волнует многих, так как от этого фонда денежных средств зависит очень многое.
Целью данной работы является анализ организации работы и функций Федерального казначейства и его территориальных органов по формированию и исполнению бюджета и его экономического содержания.

Содержание

Введение……………………………………………………………………3
1. Истоки казначейской службы…………………………………. 4
2.Структура органов Федерального казначейства……………. 5
3.Главные задачи органов казначейства………………………. 6
4.Функции Главного управления Федерального казначейства…………8
5.Специфика функций, возложенных на территориальные управления федерального казначейства………………………………………………..16
Заключение…………………………………………………………………21
Список использованной литературы……………………………………. 24

Вложенные файлы: 1 файл

Федеральное казначейство и его функции.doc

1. Истоки казначейской службы…………………………………. . 4

2.Структура органов Федерального казначейства……………. . 5

3.Главные задачи органов казначейства………………………. . 6

4.Функции Главного управления Федерального казначейства…………8

5.Специфика функций, возложенных на территориальные управления федерального казначейства……………………………………………… ..16

Список использованной литературы……………………………………. 24

Бюджет представляет собой форму образования и расходования денежных средств для обеспечения функций органов государственной власти.

Федеральный бюджет в России является одним из основных элементов бюджетной системы. Он отражает ведущие направления структурной политики Правительства Российской Федерации. Федеральный бюджет играет заметную роль в перераспределении доходов и укреплении и развитии принципов федерализма.

Россия располагает огромным богатством, которое требует не только организации и осуществления работы по его приращению, но и правильного его использования, сохранности и хорошо организованного и налаженного управления и контроля.

Целью данной работы является анализ организации работы и функций Федерального казначейства и его территориальных органов по формированию и исполнению бюджета и его экономического содержания.

Федеральная казначейская система активно способствует процессу укрепления экономического могущества страны, его развитию во всех областях. Организация исполнения федерального бюджета в Российской Федерации требует постоянного контроля за правильным и своевременным доведением до учреждений и организаций предусмотренных бюджетом платежей, за правильным и целевым расходованием средств федерального бюджета, за соблюдением государственной финансовой дисциплины. Органы федерального казначейства непосредственно исполняют федеральный бюджет России. Сегодня процесс исполнения федерального бюджета волнует многих, так как от этого фонда денежных средств зависит очень многое.

1. Истоки казначейской службы.

Издревле на Руси осуществлялся учет расходования и поступления денежных средств сначала княжеской, а затем и царской казны. Менялись названия: Приказ, Коллегия, Министерство, Наркомат, снова Министерство, но не менялось основное предназначение.

2. Структура органов Федерального казначейства.

Структура органов федерального казначейства представляет собой единую централизованную систему, построенную по принципу многоуровневой и иерархической организации, где каждый уровень (федеральный, региональный и локальный) имеет свои задачи, функции и специфику.

К федеральному уровню относится:

Главное Управление федерального казначейства Министерства финансов РФ. Оно является органом управления всей казначейской системой и ему подчинены все нижестоящие территориальные органы казначейства.

К региональному уровню относятся территориальные управления федерального казначейства, входящие в состав РФ республик, областей, краев, городов Москвы и Санкт-Петербурга.

Локальный уровень охватывает отделения федерального казначейства городов республиканского, краевого, областного подчинения, сельских районов, районов в городах республиканского, краевого и областного подчинения (за исключением городов районного подчинения).

Органы казначейства имеют статус самостоятельной федеральной службы, являются юридическими лицами, имеют самостоятельные сметы расходов и текущие счета в учреждениях банков для выполнения хозяйственных функций и печать со своим наименованием. Казначейство подчиняется Министру финансов Российской Федерации.

Территориальные органы казначейства подчиняются вышестоящему органу и руководителю казначейства - начальнику Главного Управления федерального казначейства Министерства финансов РФ, который имеет ранг заместителя министра.

3.Главные задачи органов казначейства.

Главными задачами органов казначейства являются следующие:

- организация, осуществление и контроль за исполнением федерального бюджета, управление его доходами и расходами на счетах казначейства в банках, исходя из принципа единства кассы;

- регулирование финансовых отношений между федеральным бюджетом и государственными внебюджетными фондами, финансовое исполнение этих фондов, контроль за поступлением и использованием внебюджетных (федеральных) средств;

- осуществление краткосрочного прогнозирования объемов государственных финансовых ресурсов, оперативное управление этими ресурсами в пределах, установленных на соответствующий период государственных расходов;

- сбор, обработка, анализ информации о состоянии государственных финансов, представление высшим законодательным и представительным органам государственной власти и управления РФ отчетности об операциях правительства по федеральному бюджету;

- управление и обслуживание совместно с Центральным банком РФ и другими уполномоченными банками государственного внутреннего и внешнего долга РФ;

- разработка методологических и инструктивных материалов, порядка ведения учетных операций по вопросам, относящимся к компетенции казначейства, ведение учета государственной казны РФ.

Деятельность Федерального казначейства основывается на исполнении принципов Бюджетной системы Российской Федерации (Гл.5, ст. 29 БК РФ):

- единства бюджетной системы Российской Федерации;

- разграничения доходов и расходов между уровнями бюджетной системы Российской Федерации;

- полноты отражения доходов и расходов бюджетов, бюджетов государственных внебюджетных фондов;

- эффективности и экономности использования бюджетных средств;

- общего (совокупного) покрытия расходов бюджетов;

- адресности и целевого характера бюджетных средств.

4.Функции Главного управления Федерального казначейства.

В соответствии с возложенными задачами, казначейство выполняет множество разнообразных функций. Все выполняемые казначейством функции рассматриваются в разрезе его иерархического устройства. Это связано с тем, что функции федерального, регионального и локального уровней казначейской системы различны и имеют свою специфику.

Особенность функций, возложенных на Главное Управление определяется тем, что оно руководит работой всех органов казначейства и организует через них бюджетное и финансовое исполнение федерального бюджета и внебюджетных фондов, а также осуществляет выполнение других функций.

В соответствии с этим Главное Управление федерального казначейства:

- подготавливает проекты законодательных и иных нормативных актов, разрабатывает и утверждает методические и инструктивные материалы, устанавливает порядок ведения учета и составления отчетности по вопросам, относящимся к компетенции казначейства.

- как центральный орган казначейства, Главное Управление получает, обобщает и анализирует отчеты территориальных органов казначейства о проделанной работе и представляет высшим органам государственной власти и управления отчетность о результатах исполнения федерального бюджета и состоянии бюджетной системы России.

В целях улучшения организации исполнения и контроля за исполнением федерального бюджета, Главное управление в своей работе активно взаимодействует с ЦБ, Государственной налоговой службой Российской Федерации и другими центральными органами государственной власти и управления. В частности совместно с Центральным банком оно принимает участие в разработке и реализации согласованной денежно-кредитной политики, обеспечивает управление и обслуживание государственного внутреннего и внешнего долга России, осуществляет размещение на возвратной и платной основе централизованных финансовых ресурсов.

Из множества функций, выполняемых Главным управлением необходимо особо отметить следующую: осуществление управления доходами и расходами федерального бюджета и иными централизованными финансовыми ресурсами, находящимися в ведении Правительства, распоряжение средствами, числящимися на соответствующих счетах в банках (за исключением средств федеральных внебюджетных фондов и внебюджетных средств), а также осуществляет операции с этими средствами.

Расходы бюджета можно рассматривать как самостоятельную финансовую категорию. Сама категория финансов более широкое понятие, которое включает в себя такие относительно самостоятельные категории как доходы и расходы государства, финансы предприятий, местные финансы и так далее. Выделение категории частных из одной общей основывается на внутренней специфике этих категорий, но им присущи общие черты, которыми обладают финансы вообще.

Сущность финансов можно представить следующим образом. Финансы - это денежные отношения, возникающие в процессе распределения и перераспределения стоимости валового общественного продукта и части национального богатства в связи с формированием денежных доходов и накоплений у субъектов хозяйствования и государства и использованием их на расширение воспроизводства, материальное стимулирование работающих, удовлетворение социальных и других потребностей граждан и общества в целом.

Расходы бюджета относятся к государственным финансам, которые являются важной и центральной сферой финансовой системы страны. Финансы государства призваны обеспечить денежными средствами выполнение экономических, социальных и политических функций, возложенных на государственные органы. Экономическая сущность государственных финансов представляет собой денежные отношения по поводу распределения и перераспределения стоимости общественного национального продукта и части национального богатства, связанные с формированием финансовых ресурсов в распоряжении государства и его предприятий и использованием государственных средств на затраты по выполнению функций государства.

Специфической частью государственных финансов являются государственные расходы, которые обеспечивают сферы деятельности государства. Государственные расходы - это часть финансовых отношений, которая обусловлена использованием доходов государства (централизованных и децентрализованных). Государственные расходы призваны удовлетворять наиболее важные потребности общества в области социальной сферы, экономики, обороны страны.

Государственные расходы могут реализовываться через систему бюджетов и внебюджетных фондов и с помощью государственных предприятий, учреждений, организаций. Бюджетные расходы реализуются посредством бюджетной системы страны и представляют собой по сути экономические отношения, возникающими в связи с распределением фонда денежных средств государства и его использованием по целевому, территориальному назначению.

Основной фонд денежных средств государства - это бюджет государства, центральное звено государственных финансов.

Институциональной точкой опоры для бюджетных расходов выступает бюджетная система страны. Бюджетная система Российской Федерации – совокупность федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов и бюджетов государственных внебюджетных фондов. Система представлена тремя уровнями: федеральный, региональный и местный. Главное назначенье всех звеньев и уровней бюджетной системы – финансовое обеспечение функции, возложенных на органы власти. В зависимости от характера этих функций формируется система бюджетных расходов.

Формирование расходов бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации базируется на единых методологических основах, нормативах бюджетной обеспеченности, финансовых затрат на оказание государственных услуг, установленных Правительством Российской Федерации.

Органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления вправе увеличивать нормативы финансовых затрат на оказание государственных и муниципальных услуг.

Категория расходов бюджета проявляется через конкретные виды расходов, каждый из которых может быть охарактеризован с качественной и количественной стороны. Качественная характеристика позволяет установить экономическую природу и общественное назначение каждого вида бюджетных расходов, количественная – их величину.

Для выяснения роли и значения многообразных бюджетных расходов их классифицируют по определенным признакам. Бюджетным законодательством предусмотрена группировка расходов бюджетов: функциональная, экономическая, ведомственная классификация расходов.

Функциональная классификация расходов это группировка расходов бюджетов всех уровней бюджетной системы, отражающая направление бюджетных средств на выполнение основных функций государства:

Читайте также: