Итоги и уроки второй мировой и великой отечественной войны доклад

Обновлено: 16.05.2024

Урок первый. Третьей Мировой быть не должно

Вторая Мировая война не привела к полному уничтожению человечества только потому, что у противоборствующих сторон не было ядерного оружия. Сейчас ядерным оружием владеют девять стран:

  • США;
  • Россия;
  • Великобритания;
  • Франция;
  • Китай;
  • Индия;
  • Пакистан;
  • Израиль;
  • КНДР.

Если же говорить о совокупных потерях Второй Мировой, то по некоторым подсчетам они составили примерно 70 миллионов человек. Сюда входят и солдаты, погибшие на фронтах, и умершие в фашистских лагерях смерти, и гражданские, подвергшиеся насилию со стороны захватчиков.

Вот еще несколько фактов из страшной статистики:

  • Суммарные людские жертвы Советского Союза — 26,6 миллионов человек. Это 13% населения;
  • На территории РСФСР во время оккупации были полностью или частично уничтожены города 23 областей;
  • В фашистских лагерях смерти умерло 11 миллионов человек.

цифры второй мировой

Некоторые говорят, что войны — это двигатели прогресса. Но мы никогда не узнаем, сколько открытий не было сделано, сколько гениальных ученых умерло на фронтах или в газовых камерах, под бомбежками и при расстрелах мирного населения. Эти люди никогда не смогут сделать своих открытий.

Урок второй. Войну всегда можно предотвратить

Военный конфликт — не тот метод, которым должно пользоваться цивилизованное общество для урегулирования споров. И благодаря урокам истории мы знаем, что войну можно предотвратить на том этапе, когда она только планируется.

Нацистская Германия — страна, переживающая страшный кризис послевоенных лет, оскорбленная, униженная — закономерно хотела мести. И пока соседи игнорировали зарождающийся дух нацизма, фашистская идеология процветала пышным цветом что в Германии, что в не менее обездоленной Италии.

А 11 марта 1938 года гитлеровские войска вошли в Австрию. Но даже это прямое нарушение Версальского договора было проигнорировано и Францией, и Великобританией. Советское правительство требовало подавить агрессивные настроения Гитлера, но эти требования остались без ответа.

Какие выводы можно сделать? В современных условиях политики могут и должны делать все, чтобы сохранить мировой порядок. Нужно искать компромиссы со своими деловыми партнерами, но при этом помнить, что общей и главной целью должно оставаться поддержание стабильного мира. Нельзя недооценивать террористические и неофашистские движения. Запрещенная в России террористическая организация ИГИЛ уже заняла огромные территории Сирии и других стран Ближнего Востока. Точно так же, как некогда мелкие фашистские организации под предводительством Гитлера и Муссолини, она старательно подводит мир на грань катастрофы.

Урок третий: агрессора умиротворить нельзя

До начала Второй Мировой войны европейские лидеры искали все возможные способы компромисса с фашистской Германией, причем на тех условиях, когда агрессия гитлеровских войск будет направлена исключительно против СССР. И только после того, как фашистские войска завоевали едва ли не всю Западную Европу, Великобритания и США решились на создание антигитлеровской коалиции.

В середине 1930 годов уже было ясно, что вероятным противником в надвигающемся конфликте выступит либо Германия, либо Италия, либо Япония (рассматривался и вариант их общего нападения на СССР). В итоге всех политических переговоров в 1938 году было заключено Мюнхенское соглашение.

Мюнхенские соглашения

29-30 сентября 1938 года в Мюнхене состоялась встреча глав Германии, Италии, Англии и Франции. Они предписывали Чехословакии передать Германии 1/5 часть своих территорий, на которой проживала едва ли не четверть населения. Кроме того, именно здесь была сосредоточенны предприятия тяжелой промышленности и крупные военные форты. Мнение Чехословакии, естественно, в расчет не принималось. В обмен на это Германия подписывала декларации о ненападении на Англию и Францию.

Иллюзия тех, кто хотел умилостивить агрессора и избежать конфликта очень скоро развеялись. В декабре 1938 года были достигнуты соглашения между Германией, Италией и Японией. А в марте 1939 года немцы заняли Прагу. Через несколько месяцев, 1 сентября 1939 года, вместе со вторжением немецких войск в Польшу, началась Вторая Мировая война.

Историки до сих пор спорят о том, можно ли вообще было избежать той войны? Некоторые из них считают, что если бы СССР, Англия и Франция уже тогда заявили о себе, как о единой силе, способной выступить против Германии, Гитлер бы вспомнил печальные итоги Первой Мировой и никакой агрессии не проявлял. Но не сложилось, и самая страшная война в истории человечества была развязана.

Советское руководство прекрасно понимало, что рано или поздно немецкие войска подойдут к границам СССР. Поэтому было вынуждено пойти на заключение с Германией десятилетнего пакта о ненападении. Как мы знаем, Гитлер условия договора в итоге нарушил.

Урок четвертый. Хочешь мира — готовься к войне

подписание договора о ненападении

С весны 1941 года в действиях верховного командования СССР нарастает паника и смятение. Некоторые говорят, что советские войска легко остановят немецкое вторжение и перенесут войну на территорию противника. Другие говорили, что оборона не выдержит. И именно они оказались правы. Приграничные гарнизоны были не готовы к нападению, для них внезапная атака гитлеровских войск оказалась неприятным сюрпризом.

Современные исследователи говорят, что такая нестабильная обстановка сложилась в стране сразу по ряду причин:

  • Своими активными действиями на границах СССР Сталин опасался спровоцировать военный конфликт, так как разведка говорила о готовности Англии и Франции поддержать фашистскую Германию в войне против Советского Союза;
  • Командиры на местах опасались проявлять инициативу по приведению своих частей в полную боевую готовность: в памяти все еще жили события массовых репрессий 1936-38 годов;
  • Высшее руководство СССР не ожидало войны, потому что в тылу Германии оставалась не завоеванная фашистами Англия;
  • Донесения разведки были очень противоречивы.

В это время немецкие военачальники тщательно подготавливались к кампании. Планировался блицкриг — стремительная, и, главное, — дешевая война. Для всего мира Советский Союз был колоссом на глиняных ногах. И гитлеровцы недооценили Красную Армию, посчитав, что она просто не способна на ведение современной войны. К тому же у Советского Союза было мало хороших генералов: во время репрессий профессиональных военных либо расстреляли, либо сослали в лагеря.

И пока мир не перешел к глобальному разоружению, не стал мультикультурным, лишенным стереотипов и ненависти, у страны должна быть армия, готовая защитить ее от агрессии.

Урок пятый. Есть такая профессия — Родину защищать

За что воевали советские люди? Ни одна армия не способна противостоять превосходящим силам противника, если позади нет надежного тыла. С тылом у Советского Союза тоже были проблемы: подготовлено было не все. Зато были люди, которые несмотря ни на что, все-таки очень сильно любили свою страну.

В понятие Родины было вложено все самое лучшее. И речь здесь не о жизни в государстве, но об окружающих людях, собственной семье и земле. Люди прекрасно понимали, что воюют за свой собственный дом, и что если фашисты придут на их землю — возвращаться будет уже некуда и не к кому.

О том, что советские люди были народом сплоченным, рассказывает тот простой факт, что тыл посылал фронту все самое лучшее, нередко — последнее. Люди собирали деньги на военную технику, отправляли воюющим лично сшитые и связанные вещи, любовно собранные пайки. И это при том, что в большинстве колхозов ситуация была — хуже некуда.

ночные ведьмы

Урок шестой. Массовая пропаганда — это важно

Пропаганда работает всегда и везде, работала она и в годы Второй Мировой, причем с обеих сторон. Пока фашисты скидывали на города бомбы и листовки с призывом сдаться, культура СССР менялась. В искусстве главными темами стали патриотизм, ненависть к захватчикам, массовый героизм советских воинов.
В годы войны было написано множество литературных произведений и снят десяток кинолент. В осажденном Ленинграде была создана вторая часть седьмой симфонии Д. Шостаковича. На фронте выступали целые концертные бригады.

Фашистская Германия тем временем уничтожала культурные центры и национальные достояния Советского Союза уничтожению:

  • Разграблены 427 музеев;
  • Повреждено 1670 храмов;
  • Уничтожены сотни архивов;
  • Более 500 тысяч предметов искусства похищено и вывезено из страны.

Некоторые из утраченных реликвий никогда не были возвращены: к примеру, до сих пор неизвестно место нахождения легендарной Янтарной комнаты.

В период Великой Отечественной войны Советское руководство приняло новую церковную политику. Верующие тоже уходили воевать за страну, и это не могло пройти незамеченным. К церковникам стали проявлять больше терпимости: это было непростым шагом, так как догматизация идей марксизма заключалась и в принятии полного атеизма.

разграбленный екатерининский дворец

22 июня 1941 года митрополит Сергий обратился ко всем верующим страны с посланием, благословив их на защиту и подвиги во имя Родины. Тем же летом прекратился выпуск антирелигиозных журналов.

В трудные времена народ обратился к Богу: в осажденном Ленинграде церковные службы шли при переполненных храмах.

Урок седьмой. О жизни в оккупации

В годы войны только на территории Белоруссии было уничтожено 5295 поселений. 186 из них были уничтожены полностью, вместе со всеми жителям, включая беременных женщин и грудных детей.

Открытое выступление против оккупантов было невозможным, и началось партизанское движение. Конечно, среди местного населения встречались и коллаборационисты, которые шли на сотрудничество с немцами. Но партизан было больше: к концу 1942 года в тылу неприятеля действовало 1770 партизанских отрядов общей численностью до 125 тысяч человек. К 1943 году эта цифра достигла 250 тысяч человек.

Урок восьмой. В любой войне есть пленники

Плен — это извечный спутник любой войны. За годы Второй Мировой через немецкие лагеря прошло до 5,7 миллионов военнопленных, из них более 60% погибло в плену.

узники Освенцима

Судьбы советских военнопленных — это всегда трагедии. На Нюрнбергском процессе зверства против советских пленных приравнивались к преступлениям против человечности. Но даже спасаясь из плена для советского солдата ничего не кончалось. Чаще всего он попадал в лагерь или штрафбат уже на Родине. Поэтому советским солдатам было проще умереть на поле боя, чем попасть в бой, а уж тем более — добровольно сдаться: это было тяжелейшим преступлением. Семьи военнопленных часто лишались государственного пособия, а семьи тех, кто добровольно сдался — подвергались аресту. Конечно, на практике такие репрессивные методы применялись редко, но все-таки имели место быть. Большинство военных, попавших в плен, числились пропавшими без вести.

Плен и бесчеловечное обращение часто приводят к тому, что человек, доведенный до отчаяния, идет на сотрудничество с врагом. Впрочем, были и те, кто шел на сотрудничество добровольно: как, к примеру, генерал А.Власов и его последователи, сдающиеся в плен в надежде получить преференции от Германии.

Урок девятый: за мир надо бороться даже под грохот пушек

Московская конференция 1943 года была посвящена вопросам послевоенного мирного урегулирования. Решались вопросы о французской и германской проблемы, было выдвинуто предложение о создании международной организации, которая будет заниматься вопросами безопасности.

На Тегеранской конференции 1943 года поднимались не только вопросы территориального передела послевоенного мира, но также вопросы союзнического контроля над Германией, чтобы более не допустить ее агрессии. Именно в Тегеране Рузвельт изложил схему создания будущей международной организации по вопросам безопасности.

Во время Ялтинской конференции, когда уже были понятны итоги Второй Мировой, союзники серьезно обеспокоились усилением Москвы. Для них сильный Советский Союз был настоящей угрозой, так что интересы СССР они уже не ставили в один ряд с собственными интересами. Зато наконец-то был решен вопрос о создании организации по вопросам безопасности. 25 августа 1945 года, на конференции в Сан-Франциско была учреждена ООН.

Урок десятый: итоги Второй Мировой войны нужно защищать

В Америке считают, что Великая Отечественная война была всего лишь незначительной частью Второй Мировой. А Вторую Мировую, конечно же, выиграли американцы, высадившись на берегах Нормандии.

Фальсификация истории идет по всем фронтам, а как мы вынесли из шестого урока, массовая пропаганда творит чудеса.

статистика второй мировой

Говорить о том, что Красная Армия просто завалила врага трупами — значит унижать подвиг солдат. Да, страна понесла колоссальные потери, но соотношение с военными потерями Германии составляет 1,3/1. Среди 26 миллионов погибших граждан СССР только 9 миллионов были военными. Остальные умерли на оккупированных территориях, осажденных и уничтоженных городах и деревнях, вдали от фронта — от голода и болезней.

Нельзя забывать о трагических уроках Второй Мировой. Насилие и террор и сегодня остаются основой политики некоторых стран. Третьей мировой все еще не случилось, но фитиль тлеет, и по всей Земле идут десятки локальных войн. Мы должны сделать все возможное, чтобы он навсегда потух, а в мире воцарились мир и порядок.


В сентябре 1945 года окончилась Вторая мировая война, продлившаяся шесть лет, затронувшая множество стран, унесшая миллионы жизней и навсегда изменившая ход истории. В нашей статье подведем ее итоги.


Результаты войны

Последствиями изнуряющих вооруженных столкновений Второй мировой стали огромные людские потери (около 70 млн), колоссальные материальные затраты (4 трлн долларов), многочисленные разрушения (десятки тысяч городов). Что было оплачено этими жертвами, выясним, рассказав кратко об итогах Второй мировой войны по пунктам:

    Безоговорочная победа стран-союзников антигитлеровской коалиции: 09.05.

Логичным итогом окончания войны явилось осуждение сторонников нацистского режима. Международный военный трибунал заседал в Нюрнберге (Германия). 403 судебных слушания проводились с 20.11.1945 по 01.10.1946. Оправданы были только трое подсудимых, остальные признаны виновными в преступлениях разной степени тяжести (вынесены приговоры от 10 лет заключения до повешения).

Нюрнбергский процесс

Рис. 2. Нюрнбергский процесс.

Последствия

Кроме обозначенных итогов, уделим внимание последствиям (в т. ч. далеко идущим) для конкретных стран. Они представлены отдельно в виде таблицы результатов Второй мировой войны:

Страна

Усиление роли в мировой политике (одно из двух государств – новых мировых лидеров). Серьезное влияние на ряд освобожденных стран (Восточная Германия, Польша, Болгария, Чехословакия, Венгрия). Расширение территории. Совершенствование военного производства, армии. Начало холодной войны с США

Возможность оказывать существенное влияние на решение послевоенных вопросов. Контроль над деятельностью нового японского правительства. Экономическое и политическое противостояние с СССР, приведшее к формированию НАТО

Сохранение независимости. Снижение мирового политического влияния (несмотря на победу). Утрата части колоний

Снизилась роль в международной политике. Некоторые колонии отвоевали независимость. Французская администрация контролировала часть Германии

Формальное сохранение целостности государства под контролем государств-победителей. Изменение политического устройства страны. Утрата всех захваченных территорий. Передача части собственных земель Польше. Запрет на формирование армии, наличие вооружения. Возмещение убытков (репарации) пострадавшим странам

Лишилась независимости (до 1952 была оккупирована США). Два города подверглись первой в мире атомной бомбардировке. Возврат захваченных китайских земель. Часть довоенных территорий присоединена к СССР и Китаю. Проведен Токийский судебный процесс (29 военных преступников)

Территориальные потери. Необходимость выплачивать репарации. Введены ограничения на количество и виды войск, вооружения

Выведена из состава Германии. Находилась под контролем войск союзных государств до 1955 года

Лишилась захваченных земель. Часть территории передана Чехословакии

Генеральная Ассамблея ООН

Рис. 3. Генеральная Ассамблея ООН.

Вы можете изучить и скачать доклад-презентацию на тему Итоги и уроки Второй мировой и Великой Отечественной войн. Презентация на заданную тему содержит 14 слайдов. Для просмотра воспользуйтесь проигрывателем, если материал оказался полезным для Вас - поделитесь им с друзьями с помощью социальных кнопок и добавьте наш сайт презентаций в закладки!

500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500

Великую Отечественную войну завершила битва за Берлин, которая началась 24 апреля 1945 г. В ночь с 8 на 9 мая был подписан акт о полной и безоговорочной капитуляции Германии. 2 сентября капитулировала милитаристская Япония. Это привело к завершению Второй мировой войны. Великую Отечественную войну завершила битва за Берлин, которая началась 24 апреля 1945 г. В ночь с 8 на 9 мая был подписан акт о полной и безоговорочной капитуляции Германии. 2 сентября капитулировала милитаристская Япония. Это привело к завершению Второй мировой войны.

Итоги второй мировой войны Безоговорочная победа стран-союзников антигитлеровской коалиции: 1945 сдалась Германия, в конце мая Италия была полностью освобождена от фашистских войск, 02.09.1945 капитулировала Япония; Предотвращение распространения нацистского режима (диктатура, расизм); его свержение в проигравших государствах; Освобождение территорий, захваченных Германией и ее союзниками; Некоторые азиатские и африканские колониальные страны стали независимыми (Эфиопия, Ливан, Индонезия, Вьетнам, Сирия).

Четвертый урок нашей стране всегда надо быть готовым к большой войне, и не встречать ее так, как случилось 22 июня 1941 г. Летом 1940 г. расчеты Сталина на затяжную для Германии войну на западе рухнули. Соотношение сил резко изменилось в пользу агрессоров. Время подготовки страны к обороне оказалось сжатым до предела.

Пятый урок касается важности массовой пропаганды. Газеты, листовки, литературные произведения убеждали в силе и непобедимости советского государства, его армии, славили отечественных героев, раскрывали страдания народа.

Шестой урок это ни с чем не сравнимый, кажущийся сегодня фантастическим, трудовой подвиг народа. И этот подвиг был основан, прежде всего, на моральных составляющих – не щадить живота своего, как не щадят своих жизней бойцы на фронте.

Седьмой урок большая война, проходящая на огромной территории, к сожалению, не обходится без большого количества пленных и лиц, которые пошли на сотрудничество с противником.

Из всех испытаний, которые выпадали, на судьбу человечества наибольшие страдания несли с собой войны. Война есть самое страшное, что довелось пережить человечеству. За последние 5000 лет, как подсчитали учёные было 14000 войн, в которых погибло 5 млрд. человек.

ВложениеРазмер
esse.docx 12.8 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: Итоги и уроки Великой Отечественной и Второй мировой войны .

По теме: методические разработки, презентации и конспекты


Самостоятельная работа по теме:Вторая Мировая война и Великая Отечественная война

Данный материал может быть использован в качестве проверки знаний после изучения представленной темы.


Проблемная конференция по вопросам о роли советской дипломатии в победе над фашизмом и использованием ИКТ-технологий.


ВЕЛИКАЯ ОТЕЧЕСТВЕННАЯ ВОЙНА – ВАЖНЕЙШАЯ СОСТАВНАЯ ЧАСТЬ ВТОРОЙ МИРОВОЙ ВОЙНЫ

Чем дальше от нас события Второй Мировой войны, тем меньше мы ее помним и знаем. Забыть прошлое, значит, потерять преемственность поколений. Сегодня задача патриотического воспитания молодежи ст.


Тест разработан для 9, 11 классов для подготовки сдачи ЕГЭ и ГИА.

вопросы к зачёту по истории "Вторая мировая война. Великая Отечественная война"

Подготовка к зачёту поможет учащимся 11 классов более глубоко знать материал, связанный с Великой Отечественной войной. Это особенно актуально в год 70-летия Великой Победы.

Читайте также: