Историзмы в мертвых душах доклад

Обновлено: 02.07.2024

Такая сторона особенно проявлялась в богатых слоях общества, да и простые люди небыли лишены этого.

Несмотря на то, что все эти люди играют отрицательных героев романа, все они личности, каждый индивидуален по своему, но тем ни менее у них есть нечто общее. То, что их всех объединяет это необразованность, бескультурье, небольшой интеллект, огромная страсть к деньгам и наживе, жестокость и невежественное обращение к крепостным и просто маленьким людям.

Такова была Россия во времена Гоголя, такой он ее видел, и где-то актуальной остается и по сей день. Чиновники этой небольшой провинции, как и везде иногда не чисты на руку, господствует коррупция, стремление каждого мало-мальски высокого чиновника обогатиться за счет простого народа, отсутствие боязни наказания за свои поступки, полная безнаказанность во всех сферах, и полная круговая порука.

И вся Россия это – именно этот город N. Главное здесь материальное богатство, деньги и власть.

Но как говорилось ранее, простой народ также является частью Росси и они показывают другую сторону России, но так же не блестящую ее сторону.

Безграмотность, уровень духовности неимоверно низок на тот момент.

Как и над богатым сословием смеялся автор, так же высмеивает и простой люд. Иронизируя недотепу Петрушку, который страсть как любил читать книги, но к сути от прочитанного не вникал.

Положительной стороной крепостничества это стремление к свободе, талантливость и трудолюбие.

2 вариант

Но сложно было бы описать страну, не затронув её населения. Н.В.Гоголь уделяет большое внимание характеру и нравам помещиков, которых посещает Чичиков. Благодаря этому мы понимаем, что на момент создания произведения Россия переживает не лучший период: страну населяет множество несправедливых, эгоистичных и лицемерных людей.

Так, в образе Манилова нам изначально предстаёт радушный и гостеприимный помещик. Однако он совершенно равнодушен к своему хозяйству и крестьянам, погружён в собственные мечты, для осуществления которых не предпринимает никаких действий, лишь ожидая их внезапного исполнения.

Собакевич - также человек, не лишённый радушия. Внешне он похож на медведя - зверя, символизирующего Россию. В то время как Собакевич заботится о собственной сытости, лишения терпят его крепостные и даже приятели. Собакевич неуступчив и упёрт.

Коробочка - образ самой настоящей русской женщины. Её бережливость, грамотное ведение хозяйства вызывают уважение, но привычка прибедняться и отсутствие образования совсем не красят помещицу.

Ноздрёв - кутила и пьяница. Он так же легко расстаётся с людьми, как и сходится с ними. Предательство друзей и даже собственных детей ничего для него не значит. Ноздрёвы - одно из самых печальных, и, увы, распространённых явлений на Руси.

Плюшкин - персонаж, вызывающий сочувствие. Потеря того, что было дорого помещику, вызывает в нём желание любой ценой удержать при себе то, что осталось, нажить ещё больше. Хозяйственность была положительной чертой Плюшкина, но она же и убила в нём человеческий облик.

Образ самого города N, в котором автор отражает всякий уездный город России, пестрит серыми и жёлтыми оттенками, бедностью и воровством. Н.В. Гоголь иронично описывает городские пейзажи, но от этого не становится менее печально.

Итак, к концу произведения автор, создав удивительный образ тройки, мчащейся в светлое будущее, передает в нём свои надежды на спасение России. Его родина сильна и непоколебима и не может, несмотря на все испытания, не воспрянуть однажды и не переменить настоящего положения дел к лучшему.

Сочинение 3

Автор показывает частое невежество господствующих сословий на примере поместного дворянства. Гоголь описал целую галерею образов, полных пороков и невежества. Здесь расточитель Манилов и бережливая Коробочка, пройдоха Ноздрев и хозяйственный Собакевич. Особняком стоит скряга Плюшкин, до уровня ничтожности которого не смог опуститься еще никто из помещиков. Несмотря на все недостатки этих героев, каждый из них у автора – индивидуальность, неповторимая личность. Но у всех много общего: культурная необразованность, низкий интеллект, страсть к деньгам, жестокость к крепостным, безнравственность. В поэме автор характеризует не только отдельных помещиков, то и чиновников города в целом. Все они нечисты на руку, стремятся обогатиться за счет народа. Они не боятся наказания за свои деяния, потому что во всю силу работает круговая порука, потому что вся страна – подобие города N. На примере чиновников этой провинции Гоголь изображает пороки всего самодержавно-крепостнического строя.

В поэме автор не ограничивается обличением господствующих сословий. Он затрагивает тему путей исторического развития России. Становится понятно, что к середине XIX столетия деньги в стране встают для всех на первый план. Предприимчивые люди готовы на любые уловки ради материального блага. Примером такого предпринимателя становится главный герой поэмы – Чичиков. Он относится к сословию поместных дворян, но доход от усадьбы ему неинтересен. Главное его стремление – собрать капитал, причем делает он это незаурядными способами, удивляя своей изобретательностью. Но автор не восторгается своим героем, а высмеивает его пороки, как недостатки других помещиков.

Подводя итоги, автор рассуждает о судьбе России, утверждает, что есть в ней еще нерастраченные силы, которые смогут удержать ее на плаву. Несмотря ни на что, Гоголь верит в Русь, сравнивает ее с тройкой, которой уступают дорогу другие страны.

Также читают:

Картинка к сочинению Образ России в поэме Мертвые души

Популярные сегодня темы

Знакомство с образом одного из главных героев рассказа А. П. Чехова "Толстый и тонкий" - с Порфирием - происходит на платформе Николаевского вокзала. Там он случайно встретил своего давнего школьного приятеля Мишу.

Представить жизнь без мечтаний нельзя. Каждый из нас когда – либо хотел воплотить ту или иную мечту в реальность. В детстве все люди очень любили помечтать, но зачастую их мечты больше напоминают шутки.

Дело было зимой. Школьник Федя Рыбкин вернулся домой с прогулки, он катался на коньках на катке. Он увидел, что дома никого не было. Сестра Рина ушла гулять, потому что она уже сделала заданные ей уроки и ушла играть с подругами

Николай Лесков – знаменитый писатель, публицист и мемуарист, имя которого всегда было на слуху. Именно Лескова называли самым русским из всех писателей, его талант описывать жизнь русского человека именно

Мать вставала рано утром. Автор вспоминает, что он как-то раз тоже встал рано и пошел ловить перепелок с помощью силка. Перед уходом мать напоила сына чаем с молоком, очень вкусным и ароматным.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Районная конференция

Исследовательская работа

Работа ученицы 6 класса

Ошноковой Алины.

Руководитель - Канлоева Р.Ч.

Объект и предмет исследования

Формы представления результатов

II . Теоретическая часть.

III . Практическая часть

Краткий общий литературный анализ повести

Лексический анализ повести

Роль некоторых слов в произведении

IV . Вывод

V . Используемая литература

VI . Приложения

Считаю, что тема данной исследовательской работы актуальна в наше время, потому что она затрагивает историю русского языка, которая является частью нашей культуры. Надо знать смысл и суть слов, которые употреблялись раньше.

Как было выше сказано, русский язык постоянно развивается, преобразуется. Со времен Н.В. Гоголя многое изменилось: некоторые слова, и формы слов устарели и вышли из употребления, другие, наоборот, появились.

Наш язык живет вместе с нами. Чтобы понять повесть Н.В.Гоголя, необходимо знать толкование устаревших слов, употребляемых в ней. Кроме того, анализируемая повесть является русской классической литературой, знание и понимание которой определяет уровень образованности человека.

Поэтому тема нашего исследования актуальна, интересна и полезна.

Русский язык – это часть нашей истории и культуры, но мы плохо знаем и понимаем его, когда встречаемся с контекстами различных исторических периодов.

Объект и предмет исследования

Предмет исследования – лексика.

Составить словарь с терминами, необходимыми для исследования.

Все устаревшие слова разбить на историзмы и архаизмы и провести лексический анализ.

Определить значение отдельных слов, играющих необычную роль в произведении.

Сделать вывод всей исследовательской работы.

Теоретическая часть

Лингвистический анализ текста – это не передача личного впечатления от прочитанного, это серьезное изучение произведения с точки зрения его смысла, формы, структуры.

Устаревшие слова – это слова, вышедшие из активного употребления.

Процесс перехода слов из группы активного употребления в пассивную длительный, постепенный. Он обусловлен и внеязыковыми причинами (например, социальными изменениями) и собственно языковыми, из которых весьма существенную роль играют системные связи устаревающих слов. Чем обширнее эти отношения, чем они разнообразнее и прочнее, тем медленнее переходит слово в пассивно используемую часть лексики.

Устаревшие слова можно разделить на две группы: архаизмы и историзмы.

Архаизмы – это слова, вышедшие из употребления и замененные новыми. Например: лицедей – актер; пиит - поэт, ланиты – щеки…

Историзмы – это слова, называющие вышедшие из обихода явления, предметы или понятия. Например: купец, боярин, помещик, нэп, аршин… Порой бывает очень сложно различить архаизмы и историзмы. Это связано как с возрождением культурных традиций Руси, так и с частым употреблением этих слов в пословицах и поговорках, а также в иных произведениях народного творчества.

Историзмы и архаизмы употребляются в художественной литературе для воссоздания колорита эпохи; уместны они и в исторических работах. Архаизмы, кроме того, используются для создания торжественности речи, иногда они придают ей иронический характер.

Практическая часть

Чтобы сделать анализ лексики повести, нужно понять и прочувствовать само произведение – проанализировать его содержание, поэтому, мне кажется, этот пункт необходим.

Николай Васильевич Гоголь – писатель, с именем которого связано зарождение в литературе жанра сатиры. Конечно, она существовала и до него, но в его творчестве обрела особенное звучание. Соединяясь с реалистическими изображениями действительности, гоголевская сатира выставляет напоказ пошлость, глупость и невежество.

Беспечная и праздная жизнь сделала из этих помещиков бездельников, занятых только тем, как развлечь и потешить свою праздность. Ни о каком духовном росте, самосовершенствовании личности речь не идет. Эти герои даже слов таких не знают. Они заняты сугубо своими персонами, удовлетворением самых примитивных своих потребностей. Тем не менее, описание главных героев заканчивается выводом, что они оба "прекрасные люди". Следом за прекрасными описаниями открывается жалкая картина города провинциального города Миргорода, в котором и развиваются все события. Главной достопримечательностью города является огромная лужа. Сразу же становится ясно, что в городе беспорядок и за городом никто не следит.

В ходе лексического анализа повести были выделены следующие слова, относящиеся к историзмам и архаизмам, и определены их значения.

При сопоставлении видов устаревшей лексики установлено, что в тексте использовано:

Таким образом, мы видим, что в произведении Н.В.Гоголя широко используются архаизмы, историзмы. Это отражено в диаграмме.

Среди историзмов, выписанных из повести, много названий одежды мужчин, живших во времена Н.В.Гоголя. Мне стало интересно, какую же одежду носили кабардинцы в то время. Из разных источников я узнала, что кабардинцы и балкарцы носили почти одну и ту же одежду. Например:

Особенности идиостиля Н.В. Гоголя в поэме

Абдулаева, Татьяна Константиновна. Особенности идиостиля Н.В. Гоголя в поэме "Мертвые души" : диссертация . кандидата филологических наук : 10.02.01 / Абдулаева Татьяна Константиновна; [Место защиты: Дагестан. гос. пед. ун-т].- Махачкала, 2011.- 171 с.: ил. РГБ ОД, 61 11-10/501

Содержание к диссертации

1.1 .Устаревшая лексика. Историзмы 17

1.2. Семантические архаизмы 21

1.4. Стилистическая функция ономастической лексики 34

1.5.Этикетная лексика 40

2.1 .Фразеологические единицы 49

2.2. Перифразы 61

3.1 .Сравнения 92

3 АВнутренние реплики 143

3.5.Вставные конструкции 145

Список использованной литературы

Введение к работе

-охарактеризовать лексику активного и пассивного запаса с точки зрения современного русского литературного языка;

-объяснить современную и устаревшую семантику тех слов, которые являются семантическими архаизмами;

-проанализировать ономастическую лексику, выявляя её структуру и семантику с точки зрения авторской установки;

-осветить механизм метафорического обозначения Гоголем характерных черт лиц и предметов;

-установить стилистическую роль сравнений.

Теоретической и методологической базой исследования послужили положения, разрабатываемые в трудах отечественных лингвистов: АА.Потебни, Ю.Д.Апресяна, Н.Д.Арутюновой, А'.Вежбицкой, В.В.Виноградова, Г.О.Винокура, В.Н.Телия, Ю.С.Степанова, Л.И.Ереминой, С.М.Машинского и других.

Методы исследования. Методологической основой исследования является анализ стилеобразующих концептов. В работе лексический материал анализируется с социолингвистической точки зрения, т.е. с учетом

внеязыковых факторов, страноведческой фоновой информации, которыми обусловлена семантика метафор, сравнений, эпитетов, коннотационных созначений образных слов.

Практическая ценность работы заключается в возможности использования её материалов и выводов в преподавании русского языка, теоретических курсах по текстологии, истории русского литературного языка, составлении и чтении специальных курсов по исторической лексикологии, в диссертационных исследованиях, посвященных языку и стилю русских писателей XIX в. Исследование поможет освещению лексического и контекстуального значений слов русского языка, лингвостилистиче-ской характеристики дискурса художественного произведения.

Обоснованность и достоверность научных наблюдений и выводов обеспечиваются исходным теоретическим и методическим фундаментом работы, применением комплекса методов, адекватных характеру исследуемого материала, привлечением обширного репрезентатвного языкового материала.

На защиту выносятся следующие положения:

-семантические архаизмы современного русского литературного языка использованы Гоголем для создания историко-страноведческого колорита дискурса поэмы. Они представляют собой репрезентативный материал для интерпретации семантической эволюции слов (комиссия, обыватель, съезд);

-среди употребленных Гоголем слов из народной речи выделяются историзмы, обозначающие реалии, актуальные в XIX в. (хлебный опыт, щепной двор);

-пейоративные прозвища (Заплатанной, фетюк) использованы как стилистическое средство, характеризующее героя с негативной стороны;

-для идиостиля Гоголя характерна дифференциация социальнороле-вого статуса героев с помощью этикетных слов ты, Вы;

-перифрастичные онимы, составляющие антонимические пары (Прометей - муха, орел - куропатка) способствуют контрастному изображению человека в разной ситуации;

-важной характерологической чертой идиостиля Гоголя являются гиперболизированные сравнения;

-Гоголь часто пользуется стилистическим приемом повторов;

-идиостиль Гоголя отличают внутренние реплики героев, которые способствуют колоризации образов.

Апробация исследования. Работа обсуждалась на заседаниях кафедры теоретических основ и технологий начального языкового образования Дагестанского государственного педагогического университета. По вопросам исследования сделаны доклады на Международных научно-практических конференциях. Основные положения диссертации изложены в 6 публикациях. Опубликованные материалы отражают содержание диссертационного исследования.

Материалы диссертации использовались также на занятиях по рус-, скому языку и литературе в Дагестанском профессионально-педагогическом колледже (г. Кизляр).

Семантические архаизмы

Стилистическая функция ономастической лексики

Ономастика - раздел языкознания о собственных именах. С точки зрения стилистической интерес представляют антропонимы (фамилии, имена, отчества, прозвища людей) и топонимы (названия населенных пунктов значимых объектов в них, стран, континентов и т.д.), зоонимы (клички животных).

Гоголь отмечает характерное явление в сфере номинации крепостных — то, что им барин присваивал прозвища, например, ротозей Емельян, вор Антошка. Такие прозвища давались, следуя традиции, и они не казались обидными, так как не всегда напрямую характеризовали именуемого: «Ротозей Емельян и вор Антошка были народ хороший и расторопный.

Перифразы

Повторы

Счел долгом представиться вашему превосходительству. Питая уваженье к доблестям мужей, спасавших отечество на бранном поле, счел долгом представиться лично вашему превосходительству.

Чичиков оказался в темном сыром чулане, «уже было начинавший вкушать сладость жизни и привлекать внимание соотечественников, в тонком новом фраке наваринского пламени и дыма. Таким образом, фрак наваринского пламени с дымом сопровождает Чичикова во всех приятных для него обстоятельствах, драматических перипетиях судьбы и унизительных ситуациях, когда валялся в ногах генерал-губернатора.

В контексте сатирического изображения чиновника-карьериста четырежды повторяется метафора Прометей, которая в соответствии с противоположными образами - муха, песчинка - производит комическое впечатление.

История создания поэмы "Мертвые души". Воссоздание всей действительности николаевской Руси Гоголем с помощью внесюжетных эпизодов. Проведение исследования портретов помещиков и крестьян. Использование темы самозванства в гоголевском произведении.

Рубрика Литература
Вид реферат
Язык русский
Дата добавления 28.11.2017
Размер файла 125,8 K

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования

Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации

Факультет института менеджмента и маркетинга

1. Об авторе Гоголь Николай Васильевич 1809 -- 1852)

2. История создания поэмы

4. Композиция произведения

5. Образы и характеры в поэме

1. Об авторе Гоголь Николай Васильевич 1809 -- 1852)

Н. В. Гоголь родился 20 марта (01 апреля) 1809 г. в местечке Великие Сорочинцы Полтавской губернии, в семье небогатых помещиков Василия Афанасьевича и Марии Ивановны Гоголь-Яновских.

2. История создания поэмы

С большой последовательностью автор отнёс время действия первого тома, по меньшой мере, лет на двадцать назад, к середине царствования Александра I, к эпохе после Отечественной войны 1812 года.

Для многих русских писателей первой половины XIX века эпоха Наполеона, ее уроки и ее историческое значение оставались точкой отправления, совпадавшей для одних с их детством, для других -- с юностью. Писатели обращались к недавнему прошлому в поисках объяснения своей современности, чтобы определить ее истоки и корни.

4. Композиция произведения

По замыслу Н. В. Гоголя темой поэмы должна была стать вся современная ему Россия. Конфликтом первого тома “Мертвых душ” писатель взял два типа противоречий, присущих русскому обществу первой половины XIX века: между мнимой содержательностью и действительной ничтожностью господствующих слоев общества и между духовными силами народа и его властью.

В композиции поэмы следует особо подчеркнуть проходящий через все произведение образ дороги, с помощью которого писатель выражает ненависть к застою и устремленность вперед, горячую любовь к родной природе. Этот образ способствует усилению эмоциональности и динамичности всей поэмы.

Изумительное искусство Гоголя в компоновке сюжета сказалось в том, что множество самых различных вводных эпизодов и авторских отступлений, вызванных стремлением шире и глубже воссоздать тогдашнюю действительность, строго подчинено воплощению определенных идей писателя. Такие авторские отступления, как о толстых и тонких, о “страсти русского человека знаться с тем, кто хотя бы одним чином был его повыше”, о “господах большой руки и господах средней руки”, о широкой типичности образов Ноздрева, Коробочки, Собакевича, Плюшкина, составляют необходимый социальный фон для раскрытия основных идей поэмы. Во многих авторских отступлениях Гоголь так или иначе касался столичной темы, но в предельной сатирической обнаженности эта “опасная” тема прозвучала во включенной в композицию поэмы “Повести о капитане Копейкине”, рассказанной губернским почтмейстером. По своему внутреннему смыслу, по своей идее эта вставная новелла является важным элементом в идейном и художественном смысле гоголевской поэмы.

Композиция поэмы не только великолепно развертывает сюжет, в основе которого лежит фантастическая авантюра Чичикова, но и позволяет Гоголю с помощью внесюжетных эпизодов воссоздать всю действительность николаевской Руси. Все выше сказанное убедительно доказывает, что композиция поэмы отличается высокой степенью художественного мастерства.

5. Образы и характеры в поэме

Гоголь показал страшную деградацию человеческой души, духовное и нравственное падение крепостника-корыстолюбца. Но наиболее ярко реалистическая манера и сатирический пафос писателя проявляются в создании образов русских помещиков. Гоголь выдвигает на первый план психологическую сущность героя, его отрицательные черты и типические признаки, как, например, прекраснодушную мечтательность и полное непонимание жизни у Манилова; наглая ложь и распоясанность у Ноздрёва; кулачество и человеконенавистничество у Собакевича. За портретами помещиков, в поэме следует сатирическое изображение жизни губернского чиновничества, представляющего собой социально-политическую власть дворянства. Гоголь избирает предметом своего изображения весь губернский город, создает собирательный образ провинциального бюрократа.

В процессе изображения помещиков и чиновничества перед читателями постепенно развертывается образ главного героя повествования - Чичикова. Лишь в заключительной, одиннадцатой главе Гоголь раскрывает его жизнь во всех деталях и окончательно разоблачает своего героя как мошенника и подлеца. Такой подход обусловлен стремлением автора полнее изобличить Чичикова как общественно-политический тип, выражающий новое, еще только зреющее, но уже вполне жизнеспособное и достаточно сильное явление - капитал. Именно поэтому его характер показан в развитии, в столкновениях с множеством самых различных препятствий, возникающих на его пути. Нужно отметить, что все другие персонажи “Мертвых душ” предстают перед читателем психологически уже сложившимися, то есть вне развития и внутренних противоречий (исключением является только Плюшкин, которому дана описательная предыстория). Такая статичность характеров подчеркивает застойность быта и всего образа жизни помещиков и способствует концентрации внимания на особенностях их характеров.

Через всю поэму Гоголь параллельно сюжетным линиям помещиков, чиновников и Чичикова непрерывно проводит еще одну - связанную с образом народа. Композицией поэмы писатель все время настойчиво напоминает о наличии пропасти отчуждения между простым народом и правящими сословиями.

П.1. ДУШИ МЕРТВЫЕ В ОБРАЗЕ ПОМЕЩИКОВ Сюжет поэмы достаточно прост: ее главный герой, Чичиков, - прирожденный аферист и грязный предприниматель - открывает возможность выгодных сделок с мертвыми душами, то есть с теми крепостными, которые уже отправились в мир иной, но еще числились среди живых. Он решает скупить по дешевке мертвые души и с этой целью отправляется в один из уездных городов. В результате перед читателями предстает целая галерея образов помещиков, к которым наведывается Чичиков с тем, чтобы воплотить свой замысел в жизнь. Сюжетная линия произведения - покупка и продажа мертвых душ - позволила писателю не только необыкновенно ярко показать внутренний мир действующих лиц, но и охарактеризовать их типические черты, дух эпохи.

Галерея портретов помещиков открывается образом Манилова. "На взгляд он был человек видный; черты лица его не были лишены приятности, но в эту приятность, казалось, чересчур было передано сахару; в приемах и оборотах его было что-то заискивающее расположения и знакомства. Он улыбался заманчиво, был белокур, с голубыми глазами". Раньше он "служил в армии, где считался скромнейшим, деликатнейшим и образованнейшим офицером". Живя в поместье, он "иногда приезжает в город, чтобы увидеться с образованнейшими людьми". На фоне обитателей города и поместий он кажется "весьма обходительным и учтивым помещиком", на котором лежит какой-то отпечаток "полупросвещенной" среды. Однако, раскрывая внутренний облик Манилова, его характер, рассказывая о его отношении к хозяйству и времяпрепровождении, рисуя прием Маниловым Чичикова, Гоголь показывает полнейшую пустоту и никчемность этого "существователя ". Писатель подчеркивает в характере Манилова его слащавую, бессмысленную мечтательность. У Манилова не было никаких живых интересов. Он не занимался хозяйством, передоверив его приказчику. Он даже не знал, умирали ли у него крестьяне со времени последней ревизии. Вместо тенистого сада, обычно окружавшего барский дом, у Манилова "только пять-шесть берез. " с жидкими вершинами. Свою жизнь Манилов проводит в праздности. Он отошел от всякого труда, даже ничего не читает: два года в его кабинете лежит книга, заложенная все на той же 14-й странице. Свое безделье Манилов скрашивает беспочвенными мечтами и бессмысленными "прожектами" (проектами), вроде постройки подземного хода в доме, каменного моста через пруд. Вместо настоящего чувства - у Манилова "приятная улыбка", вместо мысли - какие-то бессвязные, глупые рассуждения, вместо деятельности - пустые мечты.

Коробочка сохраняет взгляд на мир как на нечто целостное, пусть и на самом примитивном уровне. Поэтому ей представляется, что форма оказывает обратное действие на содержание, и отсюда (из вполне здорового чувства целого) - нелепое ее предположение, что Чичиков будет выкапывать купленных им мертвецов из земли.

Далее - снова контраст: от Коробочки - к Ноздрёву. В противоположность мелочной и корыстной Коробочке Ноздрёв отличается буйной удалью и "широким" размахом натуры. Он чрезвычайно активен, подвижен и задорен. Ни на мгновение не задумываясь, Ноздрёв готов заняться любым делом, то есть всем, что по какой-то причине приходит ему в голову: "В ту же минуту он предлагал вам ехать куда угодно, хоть на край света, войти в какое хотите предприятие, менять все, что ни есть, на все, что хотите". Энергия Ноздрёва лишена какой-либо цели. Он с легкостью начинает и бросает любое свое предприятие, тут же забывая о нем. Идеалом его являются люди, которые живут шумно и весело, не обременяя себя никакими повседневными заботами. Всюду, где появляется Ноздрёв, затевается кутерьма и возникают скандалы. Хвастовство и ложь - главные черты характера Ноздрёва. Он неистощим в своей лжи, которая стала для него столь органичной, что он врет, даже не ощущая в том какой-либо необходимости.

Собакевич - один из тех людей, кто крепко стоит не земле, трезво оценивает и жизнь, и людей. Когда это необходимо, Собакевич умеет действовать и добиваться того, чего он хочет. Характеризуя бытовой уклад жизни Собакевича, Гоголь акцентирует внимание читателя на том, что здесь все "было упористо, без пошатки". Основательность, крепость - отличительные черты, как самого Собакевича, так и окружающей его бытовой обстановки. Однако физическая крепость и Собакевича, и его жизненного уклада сочетается с какой-то уродливой неуклюжестью. Собакевич похож на медведя, и это сравнение носит не только внешний характер: животное начало преобладает в натуре Собакевича, не имеющего никаких духовных запросов. По его твердому убеждению, единственным важным делом может быть только забота о собственном существовании. Насыщение желудка определяет содержание и смысл его жизни. Просвещение он считает не только ненужной, но и вредной выдумкой: "Толкуют - просвещенье, просвещенье, а это просвещенье - фук! Сказал бы я другое слово, да вот только что за столом неприлично". Собакевич расчетлив и практичен, но, в отличие от Коробочки, он хорошо понимает окружающую обстановку, знает людей. Это хитрый и наглый делец, и Чичикову пришлось с ним довольно трудно. Не успел он и слова вымолвить насчет покупки, а Собакевич уже предложил ему сделку с мертвыми душами, причем заломил такую цену, как будто речь шла о продаже реальных крепостных крестьян.

Миру "мертвых душ" противопоставлена в произведении вера в русский народ, в его неисчерпаемый нравственный потенциал. В финале поэмы возникает образ бесконечной дороги и несущейся вперед птицы-тройки. В этом неукротимом движении чувствуется уверенность писателя в великом предназначении России, в возможности духовного воскресения человечества.

П. 2 ЖИВЫЕ ДУШИ В ОБРАЗЕ КРЕСТЬЯН

Н. В. Гоголь был наделен даром необычайной наблюдательности, самые мельчайшие подробности не ускользали от его внимания. Делая свои наблюдения над человеком и окружающей его действительностью, анализируя их, писатель в результате приходит от разрозненных реальных черт к созданию целостного портрета современности. Обобщение, к которому гоголевская художественная мысль всегда тяготела, получает в "Мертвых душах" новую форму. "Мне хочется в этом романе показать. всю Русь", - писал он в письме Пушкину. Н. В. Гоголь ненавидел крепостное право, поэтому в поэме "Мертвые души" он гневно изобличает крепостничество, которое ведет к обнищанию страны, к экономической и культурной отсталости ее, к вымиранию крестьянства. "Мертвые души" - это поэма о России.

Понятие "мертвые души" многообразно преломляется в поэме, постоянно переходя из одной смысловой плоскости в другую (мертвые души - как умершие крепостные и как духовно омертвевшие помещики и чиновники). Однако с понятием омертвления человеческой души связана надежда на горячо желаемое возрождение. Поэтому мы можем говорить о том, что главной тревогой и заботой автора была именно живая Россия.

Вера в скрытые до времени, но необъятные силы своего народа, любовь к родине позволили Гоголю представить ее великое и прекрасное будущее. В лирических отступлениях он рисует Русь в символическом образе "птицы-тройки", воплощающей могущество неисчерпаемых сил Родины. Думой о России кончается поэма: "Русь, куда же несешься ты, дай ответ? Не дает ответа. Чудным звоном заливается колокольчик; гремит и становится ветром разорванный. воздух; летит мимо все, что ни есть на земле, и, косясь, дают ей дорогу другие народы и государства".

Среди замечательных людей, составляющих славу и гордость русской культуры, выдающееся место принадлежит Николаю Васильевичу Гоголю. Вдохновенный мастер поэтического слова, он создал гениальные произведения, покоряющие читателей глубиной и правдивостью своих образов, невероятной силой творческого обобщения явлений жизни, блистательным художественным мастерством. Поэма Н.В. Гоголя "Мертвые души" - величайшее произведение мировой литературы.

Гоголь отразил всю омерзительную сущность дворянско-бюрократического строя с его дикими полицейскими порядками, моралью крепостников и помещичьим произволом. Миру "мертвых душ" в поэме противопоставлен лирический образ народной России, о которой Гоголь пишет с любовью и восхищением. Реализм Гоголя в большей степени насыщен обличительной силой - это отличает его от предшественников и современников.

Пара столетий, стремглав пролетели,Русь наша - матушка тройкою скачет

Читайте также: