Теория идей платона доклад

Обновлено: 29.04.2024

В истории мировой культуры Платон — великое явление. Он жил в древнегреческом обществе, но как деятель — философ, учёный, писатель — принадлежит всему человечеству. Платон один из учителей философии. Учителем его делает не только то, что в начале IV в. до н. э. он учредил в окрестностях Афин школу, названную потом Академией и просуществовавшую несколько веков.

Содержание

Введение
1. Идеализм Платона
2. Идеи и чувственный мир
3. Теория познания Платона
4. Учение Платона об обществе и государстве
Заключение
Список использованных источников

Введение

В истории мировой культуры Платон — великое явление. Он жил в древнегреческом обществе, но как деятель — философ, учёный, писатель — принадлежит всему человечеству. Платон один из учителей философии. Учителем его делает не только то, что в начале IV в. до н. э. он учредил в окрестностях Афин школу, названную потом Академией и просуществовавшую несколько веков.

В кругу вопросов, составлявших эту систему, некоторые настолько занимали ум Платона, что он разрабатывал их не только как философ, но и как учёный. Такими были специальные вопросы математики, астрономии, музыкальной акустики.

Многогранность его дарования удивительна. В нём не только философ сочетался с учёным. В свой черёд философ и ученый неотделимы в нём от художника, поэта, драматурга. Платон излагал свои философские и научные идеи в литературных произведениях. Он излагает свои идеи в диалогах, которые являются с подачи философа философскими комедиями и драмами.1

Платон — один из учителей человечества.

Нужна помощь в написании реферата?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Наша система гарантирует сдачу работы к сроку без плагиата. Правки вносим бесплатно.

О Платоне можно писать трактаты — настолько интересным всеохватывающим является его творчество. Я же в своей работе попытаюсь охватить основные аспекты философии Платона: учение о бытии и небытии, гносеологию, социальные взгляды Платона а также показать уникальность мыслителя в истории человечества.

Нужна помощь в написании реферата?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Наша система гарантирует сдачу работы к сроку без плагиата. Правки вносим бесплатно.

1. Идеализм Платона

Учение Платона – система объективного идеализма. Дух, мышление, идеи существуют объективно, независимо от человеческого сознания и первично по отношению к природе. Предоставим слово Платону:

В этом значении идея резко противопоставляется у Платона всем её чувственным подобиям и отображениям в мире воспринимаемых нами вещей. Чувственные вещи необходимо изменчивы и преходящи, в них нет ничего прочного, устойчивого, тождественного.

Учение Платона об идее блага как о высшей идее сообщает философии Платона характер не просто объективного идеализма, но также идеализма телеологического. Всё стремится достигнуть блага, хотя – как чувственные вещи – неспособно его достигнуть.

Нужна помощь в написании реферата?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Наша система гарантирует сдачу работы к сроку без плагиата. Правки вносим бесплатно.

2. Идеи и чувственный мир

Нужна помощь в написании реферата?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Наша система гарантирует сдачу работы к сроку без плагиата. Правки вносим бесплатно.

3. Теория познания Платона

Учение Платона о познании неотделимо от его учения о бытии, от его психологии, космологии и мифологии. Учение о познании оборачивается мифом. По мнению Платона, душа наша бессмертна. До того, как она вселилась на землю и приняла телесную оболочку, душа будто бы, созерцала истинно сущее бытие и сохраняла знание о нём. Человек будет знать, не учась ни у кого, а только отвечая на вопросы, т. е. почерпнёт знание в самом себе, следовательно, вспомнит. Поэтому, суть процесса познания, по Платону, состоит в припоминании душой тех идей, которые она уже когда-то созерцала.

  1. знание есть чувственное восприятие;
  2. знание — правильное мнение;
  3. знание — правильное мнение со смыслом.

Нужна помощь в написании реферата?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Наша система гарантирует сдачу работы к сроку без плагиата. Правки вносим бесплатно.

Итак, мы делаем вывод о том, что знание, по Платону, не есть ни ощущение, ни правильное мнение, ни соединение правильного мнения со смыслом. Знание должно быть соединением чувственности и ума и ум должен осмысливать элементы чувственного опыта.

Подлинным знанием могут обладать лишь те, кто сумеет преодолеть воздействие на них чувственных вещей и воспарить в мир вечных идей. По учению Платона, такой подход по силам только мудрецам — философам.

Мудрость заключается в постижении непреходящей действительности, царства идей, в рассмотрении с этих позиций всех природных вещей и человеческих дел. Таким образом, теория познания Платона проникнута интеллектуальным аристократизмом. Философия же трактуется как свойственная лишь избранным натурам любовь к мудрости ради неё самой.

4. Учение Платона об обществе и государстве

Платон выделяет следующие отрицательные формы государства: тимократия., т.е. власть, основанная на господстве честолюбцев; олигархия – господство немногих над большинством; демократия – власть и управление большинства; тирания – власть одного над всеми в обществе. В сравнении с идеальным государством, каждая из этих форм есть последовательное ухудшение или извращение формы идеальной.

Утопией Платона руководят как в олигархии, немногие. Но, в отличие от олигархии, этими немногими могут стать только лица, действительно способные хорошо управлять государством: во первых, в силу природных и тому задатков и одарённости; во вторых, вследствие долголетней предварительной подготовки.

Нужна помощь в написании реферата?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Наша система гарантирует сдачу работы к сроку без плагиата. Правки вносим бесплатно.

А именно: нравственные черты работников хозяйства Платон ставит ниже нравственных достоинств воинов – стражей и в особенности ниже – правителей государства. Однако ребёнок, родившийся в семье рабочих, может стать воином или правителем т.к. правители обязаны исследовать нравственные задатки детей и распределять их в соответствии с этими задатками между тремя основными классами государства.

Из исследования отрицательных типов государства Платон извлёк вывод, будто основная причина порчи человеческих обществ и государственных систем – в господстве материальных интересов, в их влиянии на поведение людей.

Весь распорядок жизни стражей направлен на ограждение их от губительного влияния личной собственности и денег, золота, других драгоценных металлов. Стражи живут в лагерях, стоящих отдельно от построек рабочих и земледельцев, имеют только самое необходимое для жизни и исполнения своих обязанностей. По Платону женщины также могут исполнять обязанности стражей. Детей, рождённых женщинами – стражами, сразу после рождения отбирают у матерей и передают на усмотрение правителей, которые лучших из новорождённых направляют к кормилицам, а худших, дефективных обрекают на смерть в скрытом месте. Все стражи – мужчинами считаются отцами всех детей, а все жёнщины – общими жёнами всех стражей.

Общность достояния, отсутствие личной собственности, невозможность её возникновения, сохранения и приумножения делает невозможным и возникновение судебных имущественных тяжб и взаимных обвинений, тогда как в существующем греческом обществе все раздоры порождаются спорами из-за имущества, из-за детей и из-за родственников. Отсутствие раздоров внутри класса воинов — стражей сделает, в свой черёд, невозможным ни раздор внутри нижнего класса работников, ни восстание их против обоих высших классов.

Заключение

Платон – один из великих мыслителей античности. Его творчество обогатило духовную культуру всего человечества.

Основу учения Платона составлял философский идеализм. Платон всегда производил на мыслителей, склонных к идеализму. В учении Платона они видели образец для собственных идеалистических построений и гипотез.

Между идеализмом философии Платона и религией существует нерасторжимая связь. Но в этой связи есть особенность, которая сообщает ей характер воззрения чисто античного, древнегреческого. Религиозные источники платоновской философии неотделимы от мифологии, а сама мифология несёт на себе печать платоновской диалектики.

Нужна помощь в написании реферата?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Наша система гарантирует сдачу работы к сроку без плагиата. Правки вносим бесплатно.

Из сочинений Платона черпали идеи не только корифеи объективного идеализма — Плотин, Августин, Эриугена, но и мыслители, учёные Возрождения – Николай Кузанский, Кампанелла, Галилей, Декарт. В сознании многих Платон был философом с пантеистическим учением о живом космосе и иерархией действующих в космосе живых сил.

Другая сторона содержания философии Платона, ставшая источником длительного философского влияния, заключалась в его диалектике.

Идеалистическая диалектика Платона – предшественница идеалистической диалектики Гегеля, её философский первообраз. Не будь диалектики Платона, не было бы той формы, в какой в начале XIX в. в Германии явилась диалектика Гегеля.

Платон был первооткрывателем в сфере философского освещения обширного комплекса политико-правовых вопросов, и разработка многих из них отмечена печатью его творческого гения.

Платон – один из тех правдоискателей и героев мысли, которые становятся вечными спутниками человечества и современниками всё новых и новых эпох и поколений людей в их непрекращающихся поисках истины и справедливости, в неустанном стремлении к более разумной и совершенной жизни.

Признав идею первопричиной всего сущего, Платон тем самым определил и основную задачу философии, и предмет науки как познание мира идей, которое возможно лишь посредством диалектического процесса мышления как процесса образования и разделения понятий, и выявление их совместимости (или несовместимости) с предметным миром. Таким образом, Платон признает два метода познания: чувственный (неподлинный) и понятийно-мысленный (подлинный). Но поскольку всякое познание всегда направлено ни какой-либо объект, то он должен присутствовать и здесь. У Платона этот объект распадается на два: мир изменчивых и конечных во времени предметов и мир вечных неизменных идеальных сущностей — идей. Происходит как бы удвоение мира.

Такой подход вполне естественно порождает два важных вопроса: как соотносятся эти два противоположных мира и как человек — существо конечное, преходящее, и, следовательно, однозначно принадлежащее к чувственному миру, может познавать недоступный для него по самой своей природе мир идей. Платон выходит из положения, предположив, что:

1) предметный мир есть мир теней, отражение подлинного, идеального;

Идея прекрасного

Идея блага

Секрет тысячелетней значимости Платона заключается не в буквальном содержании его философии и проповедуемой им морали и не в буквальной направленности его научных, религиозных, эстетических или

социологических теорий. Логические принципы мысли,

проповедь самоотверженного служения идее, пафос мировой гармонии, беспокойный драматический диалог и язык - вот в чем разгадка тайны тысячелетней значимости Платона.

3. В. Н. Лавриненко Учебный курс философии, М. 2001 г.

4. Лосев А. Ф. Бытие, имя, космос. — М. : Мысль, 1993.

5. Лосев А. Ф. История античной эстетики. Софисты. Сократ. Платон. – М. : Искусство, 1969. – т. II.

6. Лосев А. Ф. Жизненный и творческий путь Платона – М. : Мысль, 1988.

7. Платон. Государство. – М. : Директ-Медиа, 2002.

8. Платон. Законы. – М. : Мысль, 1999

9. Платон. Тимей. Cобр. соч. — М. : Мысль, 1994. — т. III

10. Платон. Федр. – М. : Прогресс, 1989.

11. Платон. Филеб. – М. : Директ-Медиа, 2002

12. Соколов В. В. Антология мировой философии. М. : Мысль, 1968. –T.I

В процессе исторического развития нет другой эпохи, столь важной, знаменательной и поучительной, как та, которая связана с именем Платона. В нем, как в образце, на все времена воплощен культурный идеал человечества: созидание жизни посредством науки. В этом заключается самая сущность его личности и лучшее содержание его жизни и деятельности; в этом заключается глубочайший смысл его учения, источник его могучего влияния в истории, причина его неувядающего значения даже для наших дней.

Содержание работы
Содержимое работы - 1 файл

Реферат по философии Учение об идеях Платона.doc

Введение______________________ ______________________________ _________2

Список литературы_____________ ______________________________ ________14

Заключение
В истории философии Платон признается одним из величайших мыслителей
древности. Несмотря на то, что философское наследие Платона является
предметом изучения и толкования на протяжении более двух тысячелетий,
оно до сих пор привлекает внимание исследователей-платоноведов своей
неповторимостью и глубиной.
Наиболее значительное достижение Платона – это создание одной из
фундаментальных философских систем – философского идеализма.
Идеалистическая линия развития философии признает Платона своим
родоначальником.
Философская система Платона представляет собой всеобъемлющее учение о
мире и человеке, вырастающее из проблем земного и внеземного
существования бессмертной человеческой души. В ее бессмертии находит
объяснение способность души постигать точное, прекрасное и вечное, имея
в опыте только неопределенное, несовершенное и преходящее. Из
платоновской философии вошло в культурный обиход человечества не только
понимание идеи как идеала, представляющего собой ключ бытия и познания.
Идеализм Платона – идеализирующее учение. Прежде всего Платон
идеализирует познавательную деятельность человека. По мнению Платона,
главное в познании – усмотрение перспективы движения к совершенству.
Сущность человека, согласно учению об идеях, заключается в
безостановочном устремлении к познанию совершенства бытия, своего
собственного совершенства и своего идеала, и тем самым к
самоусовершенствованию. Гносеологическое учение Платона нашло высокую
оценку у потомства и было усвоено в основных своих моментах последующим
развитием философии.
Платон понимает идею как идеал, который представляет собой, т. к. идеи и
вещи получают смысл лишь при их приближении к совершенству верховной
идеи блага.
В его философских диалогах запечатлены все наиболее важные стороны
учения об идеях

Платоновская идеалистическая диалектика явилась существенным этапом в
истории древнегреческой диалектической мысли.
Как в жизни, так и в учении Платона проявилась цельность его личности: в
ней соединяется множество стремлений, и она представляется благодаря
этому связанной со всеми духовными силами своего времени.
Душа платоновского идеализма – учение о благе.

5. Философия: учебное пособие для слушателей (студентов) заочного обучения
юридических вузов. СПб., 2000г.

Особенности создания Платоном целостной философской системы, разработка учения практически обо всех сторонах человеческой жизни. Суть теории идей, учение о причинности. Cамокритика учения Платона. Теория идей в идеалистических течениях новейшего времени.

Рубрика Философия
Вид реферат
Язык русский
Дата добавления 20.03.2017
Размер файла 25,9 K

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Федеральное агентство по образованию

Санкт-Петербургский государственный архитектурно-строительный университет

На тему: "Учение Платона об идеях"

Выполнил: студент группы 2-Т-2

Выборова Ирина Валентиновна

Зуй Михаил Иванович

Оглавление

2. Суть теории идей

3. Cамокритика учения Платона

Список используемой литературы

Введение

Британский математик, логик, философ А.Н.Уайтхед считал:

1. Жизнь

Платон получил всестороннее образование: математика, музыка, гимнастика и грамматика. Он несколько раз побеждал в олимпийских и икарийских играх. Дважды выигрывал соревнования по панкратиону -- смесь бокса и борьбы. Платон проявил себя в живописи и музыке, что хотя его творчество развивалось в другом направлении, он всегда оставался талантливым художником. Ему приписываются лирические произведения, комедии и трагедии. Однако знакомство с Сократом настолько повлияло на молодого поэта, что он сжег свои литературные произведения, чтобы полностью посвятить себя философии. Сократ тоже высоко ценил Платона. Есть легенда, которая повествует о том, что во сне Сократ видел лебедя, который, взмахнув крыльями, вылетел с дивным криком. Лебедь - птица, которая посвящена Аполлону. Толкование сна предсказывало появление у Сократа необыкновенно талантливого ученика, который продолжит дело учителя. Перевезенцев С.В., Антология античной философии, М.: Олма-пресс, 2001, С.92

Платон познакомился с Сократом, когда ему было около 20 лет. Восемь лет он был одним из ближайших учеников и друзей Сократа. Эти годы имели колоссальное значение для Платона. Общаясь с Сократом, Платон встречался с философами различных направлений: Аристиппом, Евклидом и Антисфеном. Татаркевич В. История философии, Пермь: Изд-во Перм. Ун-та, 2000, С.125 платон философский причинность самокритика

В 367 г. Платон вновь отправился в Сицилию - в Сиракузах умирает Дионисий, на престол вступает его сын, и Дион приглашает своего учителя в Сиракузы. Платон принимает приглашение, и некоторое время воспитывает молодого правителя, прививая ему собственные политические взгляды. Однако вскоре наследник тирана (тоже Дионисий) ссорится с Дионом и изгоняет его. После этого Платон возвращается в Афины, но даже издалека постоянно стремится помирить своих учеников, 361г. состоялось последнее путешествие Платона в Сиракузы. Ему не только не удается помирить царственных родственников, но и в какой-то момент он навлекает гнев нового тирана на себя, после чего философу с трудом удается избежать расправы и в 360 г. Платон вернулся в Афины и не расставался с Академией до своей смерти (347 г. до н.э.). По преданию, на его могиле были выбиты слова:

Двух Аполлон сыновей - Эскулапа родил и Платона,

Тот исцеляет тела, этот целитель души. Перевезенцев С.В., Антология античной философии, М.: Олма-пресс, 2001, С.93

2. Суть теории идей

Основная часть философии Платона, давшая название целому направлению философии - это учение об идеях. В основе теории идей лежит мысль философа о существовании мира истинного - причины происходящего всего в мире, воспринимаемом нашими чувствами. Аристотель считал, что теория идей - комбинация двух учений. Во-первых, Платон наделил самостоятельным существованием общие понятия Сократа и противопоставил меняющемуся миру чувственного. Учение о вечном и неизменном бытии Парменида так же повлияло на убеждение Платона.

Почему же вещи формируются по образцу идей? Платон объяснял, что если природа - творение Бога, то он создал мир по образцу идеи.

Область идей для Платона не представлялась однородной, она образовывала своего рода иерархию. Во главе которой стоит идея блага. Платон сравнивает Благо с Солнцем. Солнце не только дает возможность элементам чувственного мира быть познанными, но и позволяет им существовать, так и идея блага наделяет умопостигаемое познаваемостью и бытием. При этом как Солнце можно увидеть глазами, хоть и не без труда, так и идея блага постигается, но при многочисленных размышлениях, исследованиях. Иногда Платон, говоря о благе, приближается к грани мистицизма. Благо для него, как уже было сказано, превыше бытия и человеческого познания. В некотором смысле Платон отождествил благо с разумом. Затем идут идеи, выражающие физические явления и процессы, к ним относятся огонь, покой, движение, цвет, звук. Третий ряд идей отражает отдельные разряды существ, например животных и человека. Потом идут идеи для предметов, отношений.

Таким образом, философ понимает, что мироздание не хаос, оно состоит из множества сходных явлений и процессов. Это общее в различном и есть идея - едва уловимый образ, выраженный в понятии.

3. Cамокритика учения Платона

Следующий недостаток теории идей заключается в способе достижения познания идеи. Ведь предпосылкой учения является предположение, будто при рассмотрении сходных вещей в уме возникает общий для всех этих вещей образ. При сравнении идеи с вещами, образом которых она является, должна возникнуть новая идея, общая для вещей и их первой идеи. Поэтому должна возникнуть новая идея - для первых двух и для соответствующих им вещей и т.д. Следовательно, для каждой вещи должна существовать уже не только одна единственная идея, как это первоначально утверждала теория, а бесконечное множество идей. Учение Платона становиться разумным, если учитывать, что идеи - только наши мысли, а не само бытие и что они могут существовать в нашем уме.

Если считать, что идея - прототип вещей, а вещи-подобия идей, то непонятно, как в этом случае существуют несовершенные и даже низменные вещи с совершенными идеями. Можно ли допустить наряду с идеями прекрасного, справедливого идеи мебели, грязи?

Заключение

Платон - необычайно важная фигура философии не только древности, но и последующих периодов. Философ обладает широким кругозором, литературным талантом и аналитическими качествами. На протяжении всей философии Платона просматривается желание показать, что гармония человека, общества и природы это неотъемлемая часть сути жизни. Известно, что при написании теории идей, он основывался на трудах Сократа и Перменида, но это не сделало его суждения повторением уже известного, наоборот, учение Платона - колоссальный прорыв в философской мысли.

Уже в античном мире Платон надолго пережил свой век, а его учение распространило свое воздействие на огромный период с IV столетия до н. э. вплоть до падения античного общества в VI в. н. э. Асмус В.Ф. ,Платон, М.: Мысль, 1975,С.219 Учение Платона многогранное, сложное и противоречивое, поэтому философы, исследовавшие теорию, заимствовали различные стороны вопроса, соответствовавшие их взглядам и интересам.

Многие идеалисты, исходя из теории Платона, строили свои размышления и идеалистические гипотезы. Все эти философы в основе происходящего искали вечное, в основе относительного - абсолютное, в основе чувственного - мысленное.

Список используемой литературы

Асмус В. Платон. М.: Мысль, 1969. 247с.

Богомолов А.С., Античная философия, М.: Высшая школа, 2006, С.187

Васильев В.В., Кротов А.А., Бугай Д.В., История философии, М.: Академический проект,2005,С.90

Лосев А.Ф., История античной философии, М.: ЧеРо, 1992, 192с.

Перевезенцев С.В., Антология античной философии, М.: Олма-пресс, 2001, 415с.

Платон, Парменид, 135 А-В

Татаркевич В., История философии, Пермь: Изд-во Перм. Ун-та, 2000, С.125

Чернышев А.Н., История философии Древнего мира: Учебник для вузов, М.: Академический проспект, 2005, 608с.

Подобные документы

Основа философии Платона. Краткая биография философа. Элементы учения Платона. Учение об идеях и существовании двух миров - мира идей и мира вещей. Основные части человеческой души. Тема любовного влечения (эроса) в учении Платона, его идеи о любви.

реферат [32,1 K], добавлен 25.07.2010

Жизнь древнегреческого философа Платона, характеристика личности. Социальные и гносеологические предпосылки формы учения. Учение Платона о трех природах человека. Влияние государства на человека в интерпретации философа. Учение о человеческой добродетели.

курсовая работа [75,9 K], добавлен 20.12.2016

Жизнь и сочинения Платона. Его социально-философские взгляды. Онтология Платона: учение об идеях. Основные периоды философской деятельности Платона: ученичество, путешествия и преподавание. Центральные понятия его идеализма. Формы правления государства.

контрольная работа [25,2 K], добавлен 15.05.2010

Философские споры двух выдающихся философов античности - Платона и Аристотеля: учения Платона о бытии (проблема статуса идей-эйдосов), душе и познании; учения Аристотеля о причинах, о материи и форме, отношения между идеями и вещами. Различия учений.

реферат [25,9 K], добавлен 20.03.2008

Учение Платона об "идеях". "Идеи" и чувственный мир. Учение Платона о душе. Смерть как обнажение души. Философ перед лицом жизни и смерти. Теория познания Платона. Размышление, направленное на математические предметы. Учение об идеальном государстве.

Читайте также: