История развития каллиграфии доклад

Обновлено: 16.06.2024

Развитие методики чистописания тесным образом связано с историей письменности, на возникновение и развитие которой, в свою очередь, оказали влияние этапы исторического развития общества, расширяющиеся и усложняющиеся потребности людей в общении, достижения научно-технического и культурного прогресса человечества, резко повлиявшее на отбор орудий, материалов и способов письма. В давние времена люди, желающие передать свои мысли, записать их, высекали, вырезали письмена на камне, металле, глине, дереве. Позднее появляются мягкие материалы: папирус, пергамент, полотно, бумага; новые орудия письма: тростниковая палочка, кисть, гусиное перо, стальное перо, наконец, шариковые ручки.

Как и в любой другой сфере педагогической науки, в области обучения чистописанию шла борьба идей, мнений, методов. Побеждало по обыкновению то, что на определенном этапе больше удовлетворяло запросы общества.

В XVII веке обучение письму было очень сложным, применялся в основном метод механических упражнений, переписывание. Учащиеся несколько месяцев срисовывали одни и те же буквы в алфавитном порядке, затем слоги, потом предложения, часто не умея прочесть написанного. При обучении письму не учитывались ни графические трудности письменного алфавита, ни трудности овладения грамотой.

Только при Петре I шрифт был упрощен. Русские люди стали писать общеупотребительным европейским шрифтом по образцу латинских букв. Письмо значительно упростилось.

К.Д. Ушинский создал в 1824-1870 годах новую методику в полном ее объеме. Он ввел звуковой аналитико-синтетический метод обучения грамоте. Ушинский также предлагал обучать детей письму совместно с чтением, т.е. осмысленно. Таким образом, порядок обучения письму зависел от порядка обучения чтению. Вследствие введения новой методики учащиеся стали овладевать письмом более успешно. Этот принцип сохранился и применяется в школах в настоящее время [20] .

Совершенствование методов шло по линии учета закономерностей формирования графических навыков письма, удобства при письме, увеличении доли сознательности при написании. Таким образом, оно было связано с развитием смежных наук - педагогики, психологии, школьной гигиены, физиологии, изучающих в той или иной мере процесс письма с определенных точек зрения.

В конце XIX в. и в начале XX века появляется разнообразная методическая литература по обучению детей письму. Среди них надо отметить методические пособия И.Е. Евсеева. Его методика обучения чистописанию переиздавалась неоднократно: в ней дан исторический обзор и исток отдельных методов обучения чистописанию, подробно излагаются порядок изучения букв по группам и методические приемы обучения письму, прилагаются прописи и образцы разных шрифтов.

С конца XIX века в практику школы внедряются некоторые исследования ученых-гигиенистов. Вырабатываются гигиенические требования к посадке, разрабатывается наиболее удобная для занятий письмом мебель - школьная парта профессора Ф. Эрисмана.

Дискутируется ряд вопросов при обучении детей письму: обучать прямому или наклонному письму, по косой сетке или без нее. Оказалось, что прямое письмо не уменьшило ни случаев искривления позвоночника, ни близорукости, ни косоглазия. Преимущество наклонного письма обнаруживалось прежде всего в том, что оно было более быстрым и удобным.

В это время в системе обучения письму получают распространение такие методы, как копировальный, линейный, ритмический, генетический, метод Карстера. В разные годы предпочтение отдавалось какому-либо одному из них.

Обучение чистописанию копировальным (стигмографическим) методомзаключается в обведении букв, напечатанных в специальных тетрадях (точками, бледными чернилами) или написанных от руки учителем карандашом. Метод был введен в школу в XIX веке и был рассчитан на то, что длительное, хотя и механическое, обведение прописных образцов письма должно в итоге выработать правильную форму букв.

Евсеев И.Е. и Ф.В. Греков критиковали этот метод, говоря о том, что такое письмо не ведет к сознательному овладению почерком, а построено на механическом, притупляющем ум упражнении.

Однако Писаревский Д.А. и др. считали, что умелое применение этого способа может дать определенный эффект и при исправлении почерков учащихся третьих классов. Следовательно, применение данного метода возможно, но непродолжительное время.

Линейный метод берет свое начало в далеком прошлом. В основе этого метода лежит шрифтовой подход к обучению - точные и всегда одинаковые расстояния между элементами букв, точные пропорции высоты и ширины буквы и ее частей, т.е. букву, а следовательно, и слова можно было писать, пользуясь вспомогательной сеткой, определяющей высоту письма буквы в целом и ее половины, наклон, расстояние между элементами и т.д.

Графическая сетка стала применяться с 1857 г. в Германии. Она быстро распространилась, но и так же быстро вышла из употребления, так как было доказано, что частая косая сетка не способствовала развитию навыка письма, формированию глазомера, а привела к сковыванию движения руки и нарушению зрения.

Генетический способ заключается в том, что буквы изучаются в порядке от графически простой по форме буквы к графически более сложной. По составу сходных элементов буквы разбиваются на группы по нарастающей графической сложности.

Генетический способ был известен очень давно. Этот способ применялся еще Песталоцци. Данный метод был перенесен в русскую школу из школ Европы, и в свое время он сыграл положительную роль, придя на смену механическим упражнениям. Д.А. Писаревский считал, что этот метод наиболее подходящий для первоначального овладения письмом.

В последнее время этот метод применяют для отработки формы букв в послебукварный период. Постепенное нарастание трудностей происходит не только при изучении формы букв, но и в периоде от одной разлиновки к другой, в переходе от поэлементного к побуквенному, затем к безотрывному письму.

Тактический (ритмический) метод- это письмо под счет, в одинаковом для всех учащихся темпе, ритме.

Большинство методистов говорят о том, что этот метод для работы со всем классом повышает интерес к занятиям, развивает уверенность в плавности движений руки, способствует установлению нужной скорости письма.

Но при длительном и постоянном применении такого способа дети быстрее утомляются, у них притупляется интерес к работе.

Метод обучения письму путем прописывания специальных упражнений для развития движений руки: пальцев, кисти, предплечья. Этот метод вошел в историю чистописания как метод англичанина Карстера, описавшего его в начале XIX в. При применении этого метода достигаются свободные, уверенные и быстрые движения руки: сначала письмо 19 элементов в крупном плане, затем букв, связанных особыми штрихами, затем слов без всяких вспомогательных линий. Такие росчерки необходимы для овладения умением пользоваться направлением, пространством листа и развития свободы и легкости движения руки.

В данном параграфе рассмотрены традиционные способы обучения чистописания. Как видно, в практике широкого обучения ни один из рассмотренных методов в качестве единственного не оправдал себя. Следовательно, при обучении детей письму целесообразно использовать совокупность вышеуказанных методов [12] .

В настоящее время существует множество различных подходов, направленных на усовершенствование каллиграфических навыков. Таких, как обучение письму по системе Занкова И.В. и системе Эльконина Д.Б.­, Давыдова В.В., а также традиционные программы обучения, базирующиеся на следующих задачах:

- поднятие на новый уровень наглядно-образного и отвлеченного мышления первоклассников, необходимого для восприятия конфигурации букв, для установления сходства и различия знаков, для выработки плана правильных движений при письме;

- совершенствование способности и зрительному восприятию различных форм;

- становление умения ориентироваться в пространстве листа, строки, легко определять пространственные отношения между элементами письма;

- укрепление руки, улучшении координации движений и в целом развитие умения самостоятельно управлять всей сложной системой действий пишущей руки;

- доведение до автоматизма умения соблюдать гигиенические правила письма (положение корпуса, руки, тетради и т.д.).

Также современная методика считает важным условием успешного обучения каллиграфии формирование у младших школьников внутренней потребности в аккуратном, разборчивом, эстетически выдержанном оформлении всех выполняемых записей. Без появления и дальнейшего сохранения такого мотива каллиграфическая работа, даже успешная на первых этапах обучения, впоследствии окажется сведенной на нет [36].

Обучение письму обычно начинается с усвоения детьми каллиграфически нормативного начертания каждой буквы, осмыслений характера и начертания соединения последних в составе слов.

В практике преподавания наметились два подхода. Первый: после демонстрации учителем того, как надо верно и красиво писать определенную букву, подробных объяснений, из каких элементов она состоит, детям предлагается научиться писать каждый из этих основных элементов, входящих в конструкцию буквы. И затем уже следует написание буквы в целом.

В отечественной методике обучения грамоте сложился целостный подход к процессу овладения чтением и письмом. Теоретической основой этого подхода является звуковой аналитико-синтетический метод, который реализуется через следующие операции:

1. расчленение звучащей речи на звуки - фонемы, мельчайшие структурные единицы;

2. дифференцировка их по основным признакам;

3. перекодирование в графические символы, т.е. буквы (печатные и письменные);

4. обратное перекодирование букв в соответствующие звуки-фонемы, слияние их в процессе чтения;

5. соотнесение прочтенных звукобуквенных комплексов с определенным смысловым значением.

Выполнение этих операций помогает овладеть не только чтением, но и письмом как речевым действием. Перед учащимся раскрываются закономерности русской графики: он представляет собой фонемный состав звучащего слова, соотносит его с соответствующими формами слова в звуко-фонемную и осознает смысл произнесенного звукового комплекса в процессе его прочтения.

Большое внимание в методике при обучении первоначальному письму уделяется созданию условий, при которых бы происходило органическое соединение слуховых, артикуляционных, зрительных, двигательных и звукодвигательных компонентов. Это позволит сформировать у обучающегося графический навык, который явится основой для развития письменной речи в дальнейшем по мере овладения закономерностями родного языка. Значит, в период обучения ребенка письму учитель должен заботиться о выработке элементарного графического навыка как сложного речерукодвигательного действия.

Графический навык - автоматизированный способ дифференцировки и перекодирования звуков (фонем) речи в соответствующие буквы, а также начертание их на бумаге.

Каллиграфия - искусство красивого письма, т.е. умение писать правильным (четким) и устойчивым почерком.

Каллиграфические ошибки - это нарушение пропорции элементов букв по ширине, высоте и углу наклона. Они являются следствием несформированности координации движений пальцев, кисти, предплечья и плечевого отдела руки.

Зрительные элементы - относительно законченные части рисунка буквы, на которые она закономерно расчленяется в процессе ее зрительного восприятия и которые легко соотносятся с определенными формами: овал, полуовал, прямая линия, линия с закруглением с одной стороны, линия с закруглением с двух сторон, линия с петлей, линия с четвертным овалом и плавная линия.

Зрительный образ буквы- это зрительное, более или менее адекватное представление о форме буквенного знака. Зрительно- двигательный образ буквы - представление о целостном, относительно законченном движении руки при воспроизведении буквы на бумаге, которое осуществляется на основе зрительного представления оее форме, знания последовательности начертания ее двигательных элементов и за счет корректирующего контроля глаза.

Итак, целью работы по формированию правильного почерка, по программе 1-4 одиннадцатилетней школы, является формирование четкого, красивого и быстрого письма. В задачи специальных занятий входит развитие мелких мышц и свободы движения руки, отработка правильного начертания бук, рациональных соединений, достижение ритмичности и плавности письма.

В 1-2 классах - этоупражнения для развития руки и глазомера, письмо букв в порядке усложнения их начертаний, по группам, а также письмо отдельных букв, трудных по начертанию. Кроме букв, дети пишут слова, предложения, тексты, упражняются в списывании и письме под диктовку.

Если в 1 классе учащиеся работают над становлением каллиграфического почерка в течение всего года, то во 2 классе урокам чистописания отводится 34 часа, в течение целого урока один раз в неделю. Причем письмо строчных, заглавных букв осуществляется по группам в порядке усложнения их начертания:

1. и, ш, И, Ш, п, р, т, г;

2. л, м, Л, М, я, Я, А;

3. у, ц, щ, У, Ц, Щ, Ч, ч;

4. сС, еЕ, оО, а, д, б;

5. ь, ы, ъ и их варианты в соединениях;

7. В, 3, з, Ээ, Жж, Хх, ф;

8. Ф, У, Г, П, Т, Р, Б, Д.

Проводятся упражнения по переводу детей на письмо в тетрадях с разлиновкой в одну линию, письмо букв, соединений, в которых наиболее часто допускаются недочеты при их начертании: П, Т, Р, У, Я, X, Н, К, Ф и др. а, у, д, з, в, б, т и др., а также связное ритмичное письмо слов и предложений.

В итоге к концу 2 класса учащиеся должны каллиграфически правильно писать слова, предложения, тексты в 35-45 слов без пропусков, вставок, искажения букв.

В III-IV классах содержание графических упражнений составляет письмо трудных по форме букв, поддающихся при ускорении письма деформации, типичных соединений букв, письмо слов, предложений, небольших текстов но образцу и самостоятельно (при списывании с печатного шрифта, при письме под диктовку).

К концу 4 класса дети должны безошибочно и каллиграфически правильно списывать и писать под диктовку текст в 75-80 слов.

На занятиях также проводятся упражнения по предупреждению и исправлению недочетов каллиграфического характера: несоблюдения наклона букв, буквами и словами на строке, нарушения параллельности одинаково направленных штрихов, соразмерности пропорций заглавных и строчных букв, линейности, искажения форм букв или их отдельных элементов и т.д. Программа также рекомендует прописывать учителя буквы и слова в тетрадях учащихся, что позволит учесть их индивидуальные особенности и наиболее правильно сформулировать каллиграфическое письмо.

Работа по каллиграфии, как считает программа, содействует правильному, эстетическому воспитанию школьников, воспитывая у них аккуратность, трудолюбие, добросовестное и старательное отношение к выполнению любой работы [34].

Конечная задача обучения письму заключается в том, чтобы ученик мог:

Программа развивающего обучения академика Занкова одной из главных целей обучения выдвигает положение об обучении детей чтению и письму, где главенствующую позицию занимают упражнения, помогающие правильно сформировать каллиграфический почерк [32].

– задания, развивающие способность ребенка дифференцировать
звуки, различать высоту и интенсивность;

– задания, нацеленные на установление взаимосвязи звук - его знак.

– задания, требующие перекодирования одних знаков в другие;

– задания на формирование умения точно и последовательно озвучивать ряд знаков: подчеркивание в предложении заданной буквы и т.д.;

– задания, способствующие выработке навыка слитного озвучивания букв при чтении.

Неотъемлемой задачей начального обучения родному языку в системе развивающегося обучения Эльконина Д.Б. и Давыдова В.В. является формирование у детей навыков чтения и письма, составляющих необходимую предпосылку успешности всего последующего обучения. Теоретической основой при обучении письму в этой системе являются следующие положения:

1. Графический навык — автоматизированный способ действия письма. Он представляет собой технику начертания букв и их комплексов на бумаге. Но в основе - это сложное речевое действие, которое реализуется через взаимосвязанную деятельность четырех компонентов: слухового, артикуляционного, зрительного и рукодвигательного.

2. Зрительный образ буквы, формирующийся в памяти ученика, выполняет роль связующего звена между речевыми (слухо- артикуляционными) компонентами и соответствующими движениями руки при воспроизведении букв и их комплексов на бумаге.

3. В процессе обучения младших школьников первоначальному письму зрительный образ буквы имеет первостепенное значение. Поэтому формирование в памяти ребенка зрительного представления о форме буквенного знака должно происходить в процессе специально организованной деятельности.

4. Процесс первичного воспроизведения букв осуществляется
на основе сформированных у первоклассника зрительных представлений о форме графических знаков и с учетом закономерности движения руки при письме.

5. Совокупность письменных букв, изучаемых первоклассником в период овладения грамотой, должна иметь определенную структуру. Это позволяет реализовать активную поисковую деятельность ученика при практическом воссоздании (конструировании) форм изучаемых графических знаков [44].

Таким образом, письмо в системе Эльконина-Давыдова представляет собой действие по построению графической (буквенной) модели, отображающей особенности звуковой формы слова. Поскольку русская графика, как правило, представляет возможность построения нескольких буквенных моделей слова, письмо приобретает характер орфографического действия, заключающегося в построении буквенной записи, отвечающей орфографическим нормам языка. Именно в этой форме действие письма и создает предпосылки для формирования учебной деятельности [35].

При обучении шестилетних школьников первоначальному письму главной целью является формирование элементарных графических навыков. Освоение графики связано с развитием пространственных представлений, совершенствованием мелкой моторики, отработкой ритмичности, плавности движения руки. Данная методика ориентирована также на концепцию развивающего обучения, включающую в формирование графического навыка освоение и использование детьми ряда мыслительных операций: анализа, синтеза, сравнения, обобщения и классификации. Основу данной методики составляет принцип одновариантного начертания и поэлементного изучения букв, реализующегося с помощью новых методических приемов: аналитического восприятия и практического конструирования буквенных знаков [43].

Каллиграфия. Арабская каллиграфия на керамической плитке фасада мечети. XVII век

Каллиграфия возникла одновременно с изобретением письменности более 5 тысяч лет назад в Междуречье, на территории современного Ирака. Оттуда искусство красивого письма распространилось сначала по всему Ближнему Востоку, а затем проникло в другие регионы: Египет, Индию, Китай, на Балканский полуостров.

Виды каллиграфии

Каллиграфия — искусство с древними традициями, которые в течение тысячелетий формировались в разных уголках Земли. Современные историки различают 3 основных вида каллиграфии:

  • восточноазиатскую;
  • западную (европейскую);
  • арабскую.

Каллиграфия. Японская каллиграфия. XVII век

Помимо них существует множество других подвидов:

  • еврейская;
  • персидская;
  • индийская;
  • корейская;
  • японская;
  • китайская;
  • абиссинская;
  • армянская;
  • тибетская;
  • монгольская;
  • славянская.

Каллиграфия. Европейская каллиграфия — страница из рукописной Библии. Начало XV века

У каждого из них есть уникальные особенности и своеобразная история развития. В настоящее время немногочисленные дошедшие до нас произведения древних каллиграфов являются объектом пристального изучения археологов.

Восточноазиатская каллиграфия

В Восточной Азии каллиграфия впервые появилась в Китае около 2000 года до нашей эры. В отличие от других регионов, здесь она изначально рассматривалась в качестве важной формы живописного искусства, а не только как средство написания красивых письменных знаков.

Каллиграфия. Китайская каллиграфия. XI век

Самые ранние каллиграфические тексты древние мастера создавали на костях животных и бронзовых табличках. Это продолжалось вплоть начала II века нашей эры. С изобретением бумаги в Китае наблюдается бурный рост популярности каллиграфии, появляются первые труды, посвященные теории этого искусства, формируются основные стили:

Каллиграфия. Современная корейская каллиграфия. XХI век

Из Китая искусство красивого письма в течение I тысячелетия нашей эры распространяется в соседние страны: Вьетнам, Корею, Японию, Монголию. Восточноазиатская каллиграфия на основе иероглифов имеет глубокий философский смысл и служит важным средством выражения эмоций наряду с поэзией и живописью.

Арабская каллиграфия

Каллиграфия. Персидская каллиграфия в книжной миниатюре. XVII век

Арабские каллиграфы очень трепетно относились к своей работе, для них переписывание священного текста имело сакральный смысл. В исламском мире высоко ценились красота линий и четкость надписей, точное соблюдение пропорций букв. Постепенно арабы выработали целый ряд стилей каллиграфии — канонических почерков, каждый из которых использовался в определенной сфере деятельности:

  • дивани — для дипломатических документов;
  • насталик — для комментариев к Корану;
  • рикаа — в быту;
  • куфийское письмо — в декоративном искусстве и архитектуре.

Каллиграфия. Современная арабская антропоморфная каллиграфия. ХХ век

Арабские каллиграфы постепенно научились создавать из письменных знаков причудливые орнаменты для украшения зданий, ковров, предметов повседневного быта. Они также в огромном количестве переписывали вручную переводы трудов известных ученых античности по медицине, истории, философии, точным наукам.

Европейская каллиграфия

История европейской каллиграфии берет свое начало с культуры Древней Греции и Рима. Именно на основе этих двух культур сформировалось большинство алфавитов Европы. В античных государствах искусство красивого письма было мало распространено. Римляне и греки предпочитали пользоваться стандартными шрифтами.

Ситуация начала стремительно меняться с введением христианства в Византийской Империи. Это послужило толчком к написанию монахами большого числа Библий — иллюминированных Евангелий. Манускрипты той эпохи представляли собой настоящие произведения искусства с красочными картинками и изысканными письменами.

Каллиграфия. Грузинская каллиграфия. XVII век

Вплоть до начала эпохи Возрождения искусство каллиграфии в Европе использовалось исключительно для написания церковных книг, а научных и литературных манускриптов было крайне мало. Такое положение дел не изменилось даже после появления бумаги в XII веке. Изобретение книгопечатания Иоганном Гуттенбергом в середине XV века стало отправной точкой катастрофического снижения интереса к каллиграфии во всех европейских странах.

Каллиграфия. Еврейская каллиграфия. XVIII век

В конце XIX века англичанин Уильям Моррис (William Morris) и его последователи выступили с яростной критикой культуры наступившей индустриальной эпохи. Они призывали людей вернуться к традиционным ремеслам и искусству, в том числе к каллиграфии.

Каллиграфия. Современная абстрактная каллиграфия. XХI век

Под влиянием идей Морриса британец Эдвард Джонстон (Edward Johnston) начал разрабатывать рукописные шрифты и популяризировать тексты, написанные каллиграфическим почерком. В это же время в Германии Рудольф Кох (Rudolf Koch) впервые за несколько столетий начал обучать студентов древнему искусству красивого письма. Не случайно Джонсон и Кох сегодня по праву считаются отцами современной каллиграфии.

Каллиграфия. Каллиграфия в интерьере квартиры. XХI век

В 1950-х гг. в изобразительном искусстве появилась новая модная тенденция — абстрактная каллиграфия. Художники-авангардисты начали создавать оригинальные произведения из письмен и иероглифов, не вкладывая в них смысловое значение. Они просто стремились донести до зрителя свои чувства и эмоции посредством отображения необычных знаков.

Область применения каллиграфии в наши дни

Старинное искусство каллиграфии сегодня не утрачено окончательно. В современном мире оно нашло применение в различных сферах деятельности человека:

  • в полиграфии при оформлении оригинальных приглашений, открыток, меню ресторанов и кафе;
  • в производстве одежды, посуды, аксессуаров при изготовлении стильных надписей изысканным почерком;
  • в интерьерном дизайне при художественной отделке помещений;
  • в тату-индустрии при нанесении на тело человека наколотых картин, орнаментов или узоров.

Искусство каллиграфии в XXI веке сильно преобразилось. Современные мастера красивого письма перестали пользоваться пером и ручкой, они превратились в графических дизайнеров и архитекторов, освоили техники цифровой печати. Но изысканные орнаменты, составленные из букв и иероглифов, до сих пор вызывают у миллионов людей чувство неподдельного восхищения.

Каллиграфия. Современная тату-каллиграфия. XХI век

Портал Very Important Lot предоставляет всем желающим прекрасную возможность принять участие в арт-арт-аукционах в режиме онлайн. На сайте также можно купить картины, рисунки и графику напрямую у современных художников.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Каллиграфия. Забытое искусство или модное увлечение

Тип проекта: информационно-познавательный

Будько Алексей Александрович

Серажидинова Наиля Шамилевна

Глава 1. Искусство каллиграфии

1.1 История каллиграфии……………….………….…..…………. стр. 5

1.2 Виды каллиграфии..……………. ……………………………. стр. 10

1.3 Уроки чистописания в России и СССР……………. ……… стр. 13

Выводы по главе 1 ……..…………….…………………. …. стр. 15

Глава 2. Забытое искусство или модное увлечение

2.1 Применение каллиграфии в современном мире…………………………………………………………………………. стр. 16

Актуальность моей работы заключается в том, что с каждым днем становится всё больше детей и взрослых, у которых далеко не каллиграфический почерк.

Для достижения поставленной цели мной определены следующие задачи проекта:

- познакомиться с историей каллиграфии;

- привлечь для достижения цели средства массовой информации – интернет и изучить литературу по теме проекта;

- улучшить свой почерк, занимаясь каллиграфией;

- подобрать материал и создать буклет.

Объект изучения: каллиграфия как вид декоративного искусство.

Предмет изучения: каллиграфия в истории и современности.

Методы проекта теоретические: работа с литературой, практические: создание буклета, содержащего основную информацию о предмете проекта.

Глава 1. Искусство каллиграфии

1.1 История каллиграфии


Рис. 1 Рисунки на старых камнях

Затем в IV тысячелетии до н.э. в древнем Египте возникло иероглифическое письмо, а уже в III веке до н.э. его начала вытеснять греческая капитальная письменность. Каждый век в разных уголках планеты возникали все новые и новые виды письма. Уже в конце XI столетия в Италии тонкое и красивое написание текстов можно было смело назвать каллиграфическим. В эти времена почти вся Европа использовала готический стиль письма, имеющий огромное количество сходств с каллиграфией.

В разных странах каллиграфическое письмо развивалась по-разному и в различные промежутки времени. В большей части развитие этого искусства зависело от того, когда в народе появлялась письменность.

Инструменты для каллиграфии : как правило, для письма используют перо и держатель для пера: так принято в европейской каллиграфии. А вот восточная каллиграфия предпочитает использование кистей. Перья бывают самые различные: остроконечные, ширококонечные, плакатные. Новичкам в этом деле лучше всего подойдут именно остроконечные. Освоив их, можно будет переходить и к другим видам перьев. Не лишним будет обзавестись и специальной тетрадью для изучения каллиграфии. Она имеет специальную разметку, с которой будет намного проще соблюдать пропорции букв. В современном мире на полках магазинов можно встретить авторучки для каллиграфии, маркеры и даже такое ноу-хау, как брашпен (Рис. 2, 3). Однако не следует забывать, что все же трудно чем-то заменить перо и чернила.


Рис. 2 Авторучка с наконечником пера


Однако не следует забывать, что все же трудно чем-то заменить перо и чернила. Место для занятий Место для занятий каллиграфией также немаловажно. Во время изучения красивого письма должно быть тихо и уютно. Обязательно нужно удобно сесть, выпрямив спину и ноги. На нерабочую руку должна приходиться основная нагрузка, в то время как пишущая рука должна парить над рабочей тетрадью. Научиться каллиграфическому письму можно только в полном спокойствии и гармонии с самим собой – это самое важное правило, о котором не стоит забывать.

Однако, прежде чем закупать весь необходимый инвентарь, следует попробовать свои силы обычной ручкой. Выберите шрифт, который вам по душе (лучше всего, если это будет один из самых простых шрифтов), и сохраните себе алфавит этого стиля письма. Каждый день необходимо прописывать хотя бы одну букву. Такой вид каллиграфии называют искусственной. Искусственная каллиграфия сложнее, чем обычная, поскольку утолщения приходится делать самому. За счет того, что перо имеет острие (в отличие от шарика в ручке), им легче воссоздавать каллиграфические буквы.

Каллиграфия влияет на психическое и физическое здоровье, развивает тончайшие мышцы рук, стимулирует работу мозга и воображение. Процесс письма также восстанавливает дыхание

Каллиграфия заставляет правую мозговую долю чувствовать правильность линий, структуру симметрии, ритм и темп, развивает внимательность, наблюдательность и воображение. Один каллиграф Юань Пу пришел к выводу, что студенты, которые изучают каллиграфию, гораздо быстрее остальных воспринимают и запоминают информацию. А то, что каллиграфия продлевает жизнь, – научно доказанный факт.

Если учителя жалуются на почерк ребенка, да и вы не можете разобрать текст, написанный его рукой, нужно понять причины, влияющие на это. Неряшливость почерка может проявляться по-разному – частые помарки, прыгающие буквы, неразборчивые слова и др. Дети начинают учиться писать в возрасте 5-7 лет. Для этого сначала используются прописи. С годами тренировок ребенок старается писать быстрее. К признакам плохого почерка у ребенка можно отнести:

1. разные буквы, которые написаны одинаково;

2. неправильное соединение букв или слова, написанные с разрывом по слогам. Такое письмо выглядит непривлекательно, и его затруднительно прочесть;

3. слова, которые написаны не на строке, а над ней или под ней. Стоит отметить, что в некоторых случаях это может быть связано с плохим зрением у ребенка;

4. буквы отличаются по высоте;

5. наклон букв превышает 50 градусов.

Основные причины неаккуратного (плохого) почерка: нарушение мелкой моторики пальцев, слабое развитие кисти рук, чрезмерная активность. Нарушение концентрации внимания. Неврозы и др. неврологические заболевания.

Толкование почерка с точки зрения графологии. Манера написания букв и слов может рассказать о некоторых чертах характера человека и его скрытом потенциале. Задумайтесь, возможно, не стоит ломать темперамент ребенка и его предрасположенность к каким-либо качествам личности. Давайте рассмотрим рассуждения ученых: крупный почерк свидетельствует о коммуникабельности и открытости в общении. Мелкие буквы говорят о скрытности и замкнутости; строчки, бегущие вверх присущи оптимистам. Вниз – пессимистам. Прямые строки – реалистам; округлые буквы признак доброты отзывчивости, угловатые – наоборот, чаще встречаются у эгоистов; сильный нажим при письме признак целеустремленности, уверенности в себе, самообладания. Очень слабый нажим говорит о податливости характера, неуверенности в себе. слитная манера написания у людей с развитой логикой, раздельная – с ярким интуитивным мышлением; беглый почерк свидетельствует о физической активности и творческих способностях.

Я провел опрос и выяснил, что думают о своем почерке мои одноклассники (Приложение 1).

1.2 Виды каллиграфии

Письменность у славянского народа.

Что такое каллиграфия - славянский народ узнал в XV столетии. В 846 году у славян только появилась первая азбука. Этому способствовало Византийское государство, которое хотело во что бы то ни стало проповедовать христианство в письменном виде. Данных о возникновении письменности у славян довольно мало, однако основателями письменности считаются два брата: Константин и Мефодий. Моравский князь Ростислав попросил Константина создать азбуку для христиан, а брат Мефодий, который на то время был настоятелем православного монастыря, согласился помогать ему. В XV столетии начал появляться первый красивый вид шрифта - рукопись. Следом за ним - тератологический стиль, вязь и буквица. Тератологический стиль был, пожалуй, самым красивым и необычным. Буквы изображались слитно с различными животными и птицами. Это могли быть как существующие звери, так и выдуманные. Орнамент представлял собой листву или пламя вокруг буквы.

В Восточной Азии каллиграфия впервые появилась в Китае около 2000 года до нашей эры. В отличие от других регионов, здесь она изначально рассматривалась в качестве важной формы живописного искусства, а не только как средство написания красивых письменных знаков. Самые ранние каллиграфические тексты древние мастера создавали на костях животных и бронзовых табличках. Это продолжалось вплоть начала II века нашей эры. С изобретением бумаги в Китае наблюдается бурный рост популярности каллиграфии, появляются первые труды, посвященные теории этого искусства, формируются основные стили: Чжуаньшу; Лишу; Синшу; Цаошу; Кайшу. XХI век Из Китая искусство красивого письма в течение I тысячелетия нашей эры распространяется в соседние страны: Вьетнам, Корею, Японию, Монголию. Восточноазиатская каллиграфия на основе иероглифов имеет глубокий философский смысл и служит важным средством выражения эмоций наряду с поэзией и живописью.

История европейской каллиграфии берет свое начало с культуры Древней Греции и Рима. Именно на основе этих двух культур сформировалось большинство алфавитов Европы. В античных государствах искусство красивого письма было мало распространено. Римляне и греки предпочитали пользоваться стандартными шрифтами. Ситуация начала стремительно меняться с введением христианства в Византийской Империи. Это послужило толчком к написанию монахами большого числа Библий — иллюминированных Евангелий. Манускрипты той эпохи представляли собой настоящие произведения искусства с красочными картинками и изысканными письменами. Вплоть до начала эпохи Возрождения искусство каллиграфии в Европе использовалось исключительно для написания церковных книг, а научных и литературных манускриптов было крайне мало. Такое положение дел не изменилось даже после появления бумаги в XII веке. Изобретение книгопечатания Иоганном Гуттенбергом в середине XV века стало отправной точкой катастрофического снижения интереса к каллиграфии во всех европейских странах. В конце XIX века англичанин Уильям Моррис (William Morris) и его последователи выступили с яростной критикой культуры наступившей индустриальной эпохи. Они призывали людей вернуться к традиционным ремеслам и искусству, в том числе к каллиграфии. Под влиянием идей Морриса британец Эдвард Джонстон (Edward Johnston) начал разрабатывать рукописные шрифты и популяризировать тексты, написанные каллиграфическим почерком. В это же время в Германии Рудольф Кох (Rudolf Koch) впервые за несколько столетий начал обучать студентов древнему искусству красивого письма. Не случайно Джонсон и Кох сегодня по праву считаются отцами современной каллиграфии. Каллиграфия. В 1950-х гг. в изобразительном искусстве появилась новая модная тенденция — абстрактная каллиграфия. Художники-авангардисты начали создавать оригинальные произведения из письмен и иероглифов, не вкладывая в них смысловое значение. Они просто стремились донести до зрителя свои чувства и эмоции посредством отображения необычных знаков.

1.1 Уроки чистописания в России и СССР

Выводы по главе I

Каллиграфией называют искусство красивого письма, мастерство изображения слова. В некоторых учебных заведениях каллиграфическое письмо изучают как отдельную дисциплину. Тем не менее большая часть людей не владеет навыком начертания букв и знаков.

Особенности каллиграфического письма

История красивого и чёткого письма связана с развитием шрифта, письменных приспособлений, а также со стилистической эволюцией искусства. Европейская каллиграфия восходит к шумерской клинописи, которая возникла в четвёртом веке до нашей эры. Важные витки в развитии этого искусства – зарождение египетского иероглифического письма, греческого и римского капитального письма, готического шрифта.

Среди целей каллиграфического написания можно выделить следующие:

• эмоционально-образная графическая выразительность;

• возможность прочтения на расстоянии.

В современном мире искусство изящного написания текста воспринимается как эстетический феномен. Каллиграфы разрабатывают гарнитуры наборных шрифтов. Книжная, рекламная и плакатная графика не обходится без художников-каллиграфов. Как и любое творчество, каллиграфическое умение обладает свойствами медитации. Также оно развивает мелкую моторику, воображение и художественные навыки.

Техника каллиграфии и необходимые инструменты

Для занятий искусством красивого письма воспользуйтесь пером, держателем для него, чернилами и специальной размеченной тетрадью. Вместо пера некоторые предпочитают кисть.

Часто каллиграфия для начинающих стартует с каждодневного аккуратного прописывания букв выбранного шрифта обычной шариковой или гелевой ручкой. Существуют также специальные каллиграфические авторучки, маркеры и ручки с наконечниками в виде пера.

Популярные виды красивого оформления словесных знаков

Выделяется несколько наиболее значимых видов искусства изящного письма:

Кроме перечисленных основополагающих типов каллиграфического начертания слов, известны всевозможные вариации этого искусства: индийская, еврейская, армянская, непальская и многие другие. Все они уникальны.

В азиатском каллиграфическом письме главенствует идеографика, то есть умение изображать письменными знаками целые понятия, в отличие от букв. Иероглифами пользуются китайцы, японцы, корейцы. Они видят в письме выражение эмоций.

В арабском графическом искусстве словам придаются значение и цель. Арабскую вязь можно сравнить с выверенной научной формулой.

В западноевропейском каллиграфическом письме знаками выражаются звуки. Европейское искусство красивого письма возникло на основе греческого и латинского алфавитов с присоединением впоследствии кириллицы.

Основные признаки русского, японского и китайского каллиграфического начертания

В Китае и Японии красивое оформление иероглифов причислено к изящным искусствам наряду с поэзией и живописью. В этих странах люди сообщают графическому знаку эмоциональный символический смысл, передают содержание слова, мысли и чувства. Китайская каллиграфия наравне с японской несёт в себе легкость, размашистость и некоторую небрежность.

Азиатские каллиграфы пользуются тушью и кистями, что не даёт права на ошибку. Русская каллиграфия же предпочитает перья и другие альтернативные письменные принадлежности.

Основной признак изящного письма в Китае – разнообразие стилей. Японская каллиграфия, которая возникла на основе китайской, вложила в этот вид искусства множество творческих элементов, которые позволили специалистам сравнить его с танцем.

Для глаголицы и кириллицы, которые представляют собой прародителей русской графики, с целью передачи звуков (в отличие от восточного искусства письма) были введены специальные знаки. Они отражали особенности славянского языка. В 19 веке русские буквы вобрали в себя черты латинского письменного искусства. Со временем каллиграфия буквы в нашей стране упростилась, обрела гармоничные пропорции, естественный ритмический строй.

Читайте также: