Доклад хоббит или туда и обратно

Обновлено: 25.06.2024

Черты стиля фэнтези как литературного жанра. Разбор произведения Толкина "Хоббит, или Туда и обратно". Описание вымышленного мира, в котором происходят события книги. Характеристика ряда магических персонажей, описанных в книге. Тема борьбы зла с добром.

Рубрика Литература
Вид реферат
Язык русский
Дата добавления 20.05.2015
Размер файла 15,3 K

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Для начала мы разберем, что из себя представляет сам жанр фэнтези. И постепенно разберем данное произведение, приводя доказательства и основываясь на фактах.

Данное определение не дает полной картины о построении книги как фэнтези, и не полностью расшифровывает данный жанр. Но у данного жанра имеются свои признаки, которые помогут глубже узнать и разобраться.

Самым главным признаком является такой факт, что в произведениях данного жанра существует отдельный, вымышленный мир, он не зависим от нашего, реального мира, данный мир имеет свою историю, свои народы. Данный мир в основном магический, у него свои законы и порядки, порой в нем свои законы природы. Действие либо сразу происходит в этом мире, либо герои случайно попадают в него, но события происходят лишь в вымышленной реальности.

Важную роль в определении фэнтези как жанра играют существа населяющий вымышленный мир. В нем могут присутствовать как люди, как и представители магических рас. Но при этом они имеют человеческие качества, существа владеют речью, могут любить и ненавидеть, то есть обладают такими же внутренними качествами как и мы с вами.

Существа населяющие мир фэнтези в основном магические, а значит у них есть способности которыми не обладает среднестатистический житель планеты Земля. Существа обладают разными магическими способностями: они умеют летать, владеют одной из четырех стихий, или сразу всеми, лечить смертельные раны, воскрешать, быть бессмертными и многое другое что может придумать автор.

Борьба тьмы с добром занимает главную роль в фэнтези. У каждой из сторон имеется своя атрибутика. Добро сопровождается светлыми тонами, персонажи могут быть слабы физически в начале произведения, но по развитию событий, они либо с помощью хитрости, либо своей доброты находят союзников и уничтожают противника. Зло зачастую отражается в темных тонах, так же используется красный цвет, зло очень самонадеянно и это его главная ошибка, данная опрометчивость и гордыня заканчивается поражением.

В данном жанре существует герой, перед которым стоит важная миссия. Для достижения своей цели ему придется пройти определенный путь, столкнуться с разнообразными трудностями, проявить свою смекалку, доблесть и достичь своей цели.

Теперь мы имеем представления о жанре фэнтези и о его признаках.

Таким образом, перед нами отдельный мир, совершенно не связанный с реальностью и все страны, города и поселения являются вымышленными.

Толкин занимал должности профессора англосаксонского языка Роулинсона и Босуорта в Пемброк-колледже Оксфордского университета. Он всю жизнь увлекался созданием нового языка, который был ярко отражен в его книгах, начиная с имен героев, заканчивая эльфийским языком.

«Элронд в совершенстве знал руны. За день до отъезда он осмотрел мечи, найденные в логовище троллей, и сказал:

В данном отрывке повествуется, что есть отдельный язык, знакомый лишь немногим, в данном случае эльфам.

Также письмена могут обладать магическими свойствами, данная фраза была написана на карте, которая вела к Одинокой горе, и могла проявляться лишь под светом луны в канун Иванового дня. Так же язык, на котором были написаны древние руны, знали не все персонажи.

Таким образом, наличие языков, которые не существуют в реальной жизни, подтверждает очередной признак.

Главным героем данного произведения является хоббит по имени Бильбо. Хоббиты небольшого роста, слегка выше метра, с волосатыми ногами, не носят обуви. Они являются миролюбивым народом, не любят ввязываться в авантюры, основная их деятельность это земледелие. Живут они в норах. Как написал автор -

Магией данный народец не обладает, но как подчеркнул автор -

Гномы существа невысокого роста, с длинной бородою и суровым характером. Искусные кузнецы и ювелиры, прирожденные рудокопы, которые славятся своим мастерством, весьма трудолюбивые. Обитатели гор, любители выпить и хорошо поесть, весьма самонадеянные и им не чужда гордыня и алчность, они очень сильно любили золото. Хоть они и не высокого роста, но весьма сильные и коренастые, в особых умственных способностях не были замечены. Именно с ними пришлось Бильбо путешествовать, так как он помогал в путешествии к Одинокой горе.

Дракон мифическое создание, по описанию становится ясно, что он магический вид рептилий. Создание больших размеров, имеет огромные крылья способные к полету, его главное магическое свойство это извергать из пасти пламя. Злобные и алчные создания, дракон по имени Смауг уничтожил город Дейл и овладел сокровищами гномов Одинокой горы. Но он мог повергать врагов не только пламенем, а также сильным хвостом, который по силе такой же мощный как булава в руках мощного существа. Когтистые лапы способны разорвать на кусочки любого, а главное его преимущество это алмазная броня, которую не способно проломить, но благодаря тому, что одна из чешуй отсутствовала, дракон был повержен.

Еще одним интересным персонажем является Беорн, он был оборотнем и превращался в медведя. Беорн не ел мяса и что в его доме жили и прислуживали разумные животные, язык которых он понимал. Он единственный обладал секретом приготовления особых медовых пирогов и снабдил ими перед походом через Лихолесье Торина и его спутников. Кроме того он подарил им луки и одолжил гномам и хоббиту своих пони для перевозки поклажи. Пони они обязались вернуть. Так что перед нами предстоит еще одна раса.

Гоблины - злобные, скверные и жестокие существа. Живут в пещерах и боятся света. Они не умеют делать красивых вещей, а вот все делать по-злодейски им в пору. Они ненавидят всех без разбора.

Варги - огромные волки, населяющие Дикий Край. У них имеется свой язык, они разумнее обыкновенный волков населяющих наш мир. Они зачастую вступают в сговор с гоблинами.

Колония разумных и огромных по размеру пауков стали препятствием на пути путников. Они обитали возле Лихолесья. Отвратительные существа которые хотели съесть путников.

В данном мире не обошлось и без людей, наши путники наткнулись на них в Озерном городе Эсгарот. Город людей на Долгом озере, стоявший на возвышавшемся над водой большом деревянном помосте. Эсгарот был крупным торговым портом: с юга, из Дорвиниона и с побережий озера Рун, в него доставляли снедь и вина, а с севера, из Эребора и королевства эльфов в Лихолесье, везли оружие и украшения. Его купцы и градоначальники славятся своей скупостью и торговой хваткой. При этом горожане могут быть отзывчивыми и не терпят трусливых лидеров. Именно в этом городе был побежден дракон Смауг Бардом.

При таком обилие разнообразных рас, которые кроме людей не обитают в реальном мире, мы приводим очередное доказательство того, что данная книга является фэнтези.

Борьба зла с добром присутствует в данной книге. Главная цель наших путешественников забрать золото у злого дракона Смауга, который несправедливо завоевал земли гномов и их несметные богатства.

Попутно спутники сталкиваются с разными трудностями, их врагами становятся тролли, гоблины, пауки, варги и Горлум.

Таким образом, наличие борьбы зла с добром является очередным признаком того, что данная книга фэнтези.

Наши герои имеют определенную цель, добраться Одинокой горы и забрать золото у дракона. Они отравляются в путь, сталкиваются с разными трудностями и достигают своей цели. А одним из важных признаков фэнтези наличие цели у персонажей, что еще раз подтверждает нашу теорию.

толкин фэнтези литературный

Подобные документы

Биография писателя как одна из предпосылок создания книг. Мифология и фольклорная сказка в повести Толкина "Хоббит, или Туда и Обратно". Фантастические образы: Гендальф – мудрый волшебник, тролли, гномы, орки, эльфы и гоблины – волшебные существа.

дипломная работа [88,9 K], добавлен 02.09.2012

Жанр фэнтези и творчество Р. Асприна в литературоведении. Понятие мифа и архетипа, проблема определения жанра фэнтези. Особенности традиционной модели мира в романах жанра фэнтези. Р. Асприн как представитель жанра фэнтези, модель мира в его творчестве.

дипломная работа [112,4 K], добавлен 03.12.2013

Специфика и генезис жанра фэнтези. Фэнтези и фантастическая литература. Классические сказочные истории-квесты. Мифологические и сказочные источники жанра фэнтези. Истории о славянских богатырях. Жанровая природа "фэнтези" в средневековых легендах.

дипломная работа [109,9 K], добавлен 29.11.2011

История развития жанра фэнтези, причины его популярности и основные признаки. Характерные черты героического, эпического, игрового, исторического направлений фэнтези. Анализ романа Р. Асприна для выявления композиционно-стилистических особенностей жанра.

курсовая работа [52,4 K], добавлен 07.02.2012

Особенности художественного мира фэнтези. Жанровая специфика славянской фэнтези. Становление фэнтези в русской литературе. Сюжет и композиция романа "Валькирия" М. Семеновой. Система персонажей и конфликтов, фольклорно-мифологические образы в романе.

Родился будущий писатель в африканском городе Блумфонтайне в семье служащего местного банка. Переехав с матерью в Англию, мальчик узнал о внезапной смерти отца. Когда ему минуло двенадцать лет, он потерял мать. Его детство оборвалось рано, и впоследствии тема тучи (горя, утраты…) станет образом-символом в будущих сказаниях.

Юному Толкину, воспитаннику священника Фрэнсиса Моргана, пришлось преодолеть немало трудностей на своем пути: учеба в Оксфордском университете, участие в первой мировой войне, любовь, на пути которой встал его опекун… Толкин до начала 30-х годов и не думал о занятиях художественной литературой, так как серьезно занимался средневековой литературой, будучи профессором Оксфорда.

В детское чтение вошла сказка «Хоббит, или Туда и Обратно - о странствиях и подвигах хоббита Бильбо Бэггинса, переведенная на русский язык Н. Рахмановой (стихи в переводе Н. Руссовой). В сказке воссоздано фольклорно - мифологическое царство, населенное гномами, гоблинами, эльфами, троллями, в котором происходит борьба темных и светлых сил.

Однако герою волею обстоятельств пришлось покинуть свое теплое жилище, мужественно сражаться с многочисленными мерзкими существами, овладеть загадочным волшебным кольцом, благодаря которому можно стать невидимым, оказать помощь друзьям.

Дети с увлечением читают о приключениях героя, получившего от волшебника задание помочь гномам вернуть принадлежавшие им сокровища. Всем героям приходится вести борьбу с великанами-троллями, уродливыми и жестокими гоблинами, хищными волками, людоедам - пауками, опутавшими их своими нитями, жестоким и коварным драконом Смогом, проходить через мрачные пустыни, подниматься на сумрачные горы, пересекать вздувшие от дождей горные реки, темные овраги и трясины, попадать в плен, быть заточенными в тюремные камеры…

С каждой новой главой усиливается динамизм повествования, напряжение переживаний героя, сумевшего при помощи волшебного кольца помочь своим спутникам в конце концов вернуться после победы в родные пенаты.

Или другой пример. Бильбо Бэггинс ждал в гости Гэндальфа, старого друга семьи, но происходит что-то непонятное, приходят в дом все новые и новые незнакомые лица.

«Только он хотел сказать: «Извините, что заставил вас ждать!, как вдруг увидел, что перед ним вовсе не Гэндальф… Едва дверь отворилась, он шмыгнул внутрь, как будто его только и ждали. Потом повесил плащ с капюшоном на ближайший крючок и с низким поклоном произнес:

- Двалин, к вашим услугам.

- Бильбо Бэггинс - к вашим! - ответил хоббит, который от удивления даже не нашелся что спросить… - Я как раз собирался пить чай, не присоединитесь ли вы ко мне.

- Извините! - сказал Хоббит и побежал открывать…

- Заходите, выпейте чаю! - ухитрился он выдавить наконец, набрав воздуху в легкие.

- Меня больше бы устроил стаканчик пивца, милостивый сэр, если это не слишком затруднит вас, - сказал белобородый Балин. - Но не откажусь и от кекса с изюмом…

Но фантастическое в сказке преобладает. Как и в фольклорных сказках, повторяется мотив опасных странствий, мотив путешествий. Во время этих странствий герой приобретает мудрость и великодушие. Выступая против сил зла, герой готов принести себя в жертву, вступив в поединок с чудовищным Драконом.

У героя сказки есть волшебные предметы: кольцо, делающее его невидимкой, меч Окриста, распознающий врагов.

Типичен для фольклорной сказки и мотив преодоления героем зла. Это и вихри непогоды, и непроходимые чащи, и мрачные пещеры, и все те злые существа, с которыми герою приходится сталкиваться. Зло воплощено и в образах людей (бургомистра, заботящегося лишь о своей выгоде, родственников героя, обобравших его). Жадность, корыстолюбие съедают душу Торина - Короля гномов.

Приключения героев, мытарства, выпавшие на его долю, и одержанная им и его спутниками победа учат подростков мужеству, наблюдательности, поиску преодоления опасности.

Мир хоббита, его друзей (веселых эльфов, тружеников-гномов, смелых орлов, великана Беорна, мужественного Бэрда) и врагов (коварных гоблинов, пауков, Голлума, дракона Смога и др.) - это тот мир, в котором, как в зеркале, отражены взаимоотношения и законы человеческого общества, полного контрастов и противоречий.

Толкин показывает, что человек становится человеком, только пройдя через горнило страданий и преодолев в себе эгоизм. Его сказка отозвалась на многие проблемы времени, была проникнута глубоким смыслом, хотя и обращена прежде всего к детям. Азарт борьбы за власть, жажда победы, честолюбие могут переродить людей в худшую сторону. И в сказке о хоббите победитель дракона - отважный Бэрд отказывается стать королем.

Дул ветер, мрачный и сырой,

И вереск гнулся под горой,

Смешались тень, и ночь, и день

Угрюмой сумрачной порой.

Волшебство и фантастика, которыми наполнено сказочное повествование, не всегда в состоянии выручить героев. Не способным окажется даже добрый волшебник Гэндальф (выразитель авторских мыслей) помочь своим подопечным друзьям. И читатель осознает, что человек прежде всего должен надеяться на себя, не забывая при этом о милосердии к более слабым и обиженным судьбою существам.

Анализ литературного произведения - это всестороннее его рассмотрение. Универсальность (стремление охватить многие сферы и аспекты) в подходе к искусству является идеалом литературной критики. Она завещана В. Г. Белинским, являющимся и на сегодняшний день непревзойденным критиком.

Что необходимо учесть, анализируя художественное произведение?

  1. Социальную значимость произведения.
  2. Типичность и индивидуальное своеобразие персонажей.
  3. Этическую ценность конфликтов и характеров.
  4. Место анализируемого образа или произведения в истории страны, в истории литературы.
  5. Эстетические проблемы жанров и стилей. Художественное своеобразие.

ГАКОВ В. Сказка-жизнь профессора Толкина // Литературное обозрение. - 1977. - №4.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

В новые школьные программы вошли многие литературные сказки зарубежных писателей XX века: А. Линдгрен, Дж. Родари, Дж. Р. Р. Толкин, Дж. Даррелл, Т. Янсон…

Родился будущий писатель в африканском городе Блумфонтайне в семье служащего местного банка. Переехав с матерью в Англию, мальчик узнал о внезапной смерти отца. Когда ему минуло двенадцать лет, он потерял мать. Его детство оборвалось рано, и впоследствии тема тучи (горя, утраты…) станет образом-символом в будущих сказаниях.

Юному Толкину, воспитаннику священника Фрэнсиса Моргана, пришлось преодолеть немало трудностей на своем пути: учеба в Оксфордском университете, участие в первой мировой войне, любовь, на пути которой встал его опекун… Толкин до начала 30-х годов и не думал о занятиях художественной литературой, так как серьезно занимался средневековой литературой, будучи профессором Оксфорда.

В детское чтение вошла сказка «Хоббит, или Туда и Обратно - о странствиях и подвигах хоббита Бильбо Бэггинса, переведенная на русский язык Н. Рахмановой (стихи в переводе Н. Руссовой). В сказке воссоздано фольклорно - мифологическое царство, населенное гномами, гоблинами, эльфами, троллями, в котором происходит борьба темных и светлых сил.

Однако герою волею обстоятельств пришлось покинуть свое теплое жилище, мужественно сражаться с многочисленными мерзкими существами, овладеть загадочным волшебным кольцом, благодаря которому можно стать невидимым, оказать помощь друзьям.

Дети с увлечением читают о приключениях героя, получившего от волшебника задание помочь гномам вернуть принадлежавшие им сокровища. Всем героям приходится вести борьбу с великанами-троллями, уродливыми и жестокими гоблинами, хищными волками, людоедам - пауками, опутавшими их своими нитями, жестоким и коварным драконом Смогом, проходить через мрачные пустыни, подниматься на сумрачные горы, пересекать вздувшие от дождей горные реки, темные овраги и трясины, попадать в плен, быть заточенными в тюремные камеры…

С каждой новой главой усиливается динамизм повествования, напряжение переживаний героя, сумевшего при помощи волшебного кольца помочь своим спутникам в конце концов вернуться после победы в родные пенаты.

Или другой пример. Бильбо Бэггинс ждал в гости Гэндальфа, старого друга семьи, но происходит что-то непонятное, приходят в дом все новые и новые незнакомые лица.

«Только он хотел сказать: «Извините, что заставил вас ждать!, как вдруг увидел, что перед ним вовсе не Гэндальф… Едва дверь отворилась, он шмыгнул внутрь, как будто его только и ждали. Потом повесил плащ с капюшоном на ближайший крючок и с низким поклоном произнес:

- Двалин, к вашим услугам.

- Бильбо Бэггинс - к вашим! - ответил хоббит, который от удивления даже не нашелся что спросить… - Я как раз собирался пить чай, не присоединитесь ли вы ко мне.

- Извините! - сказал Хоббит и побежал открывать…

- Заходите, выпейте чаю! - ухитрился он выдавить наконец, набрав воздуху в легкие.

- Меня больше бы устроил стаканчик пивца, милостивый сэр, если это не слишком затруднит вас, - сказал белобородый Балин. - Но не откажусь и от кекса с изюмом…

Но фантастическое в сказке преобладает. Как и в фольклорных сказках, повторяется мотив опасных странствий, мотив путешествий. Во время этих странствий герой приобретает мудрость и великодушие. Выступая против сил зла, герой готов принести себя в жертву, вступив в поединок с чудовищным Драконом.

У героя сказки есть волшебные предметы: кольцо, делающее его невидимкой, меч Окриста, распознающий врагов.

Типичен для фольклорной сказки и мотив преодоления героем зла. Это и вихри непогоды, и непроходимые чащи, и мрачные пещеры, и все те злые существа, с которыми герою приходится сталкиваться. Зло воплощено и в образах людей (бургомистра, заботящегося лишь о своей выгоде, родственников героя, обобравших его). Жадность, корыстолюбие съедают душу Торина - Короля гномов.

Приключения героев, мытарства, выпавшие на его долю, и одержанная им и его спутниками победа учат подростков мужеству, наблюдательности, поиску преодоления опасности.

Мир хоббита, его друзей (веселых эльфов, тружеников-гномов, смелых орлов, великана Беорна, мужественного Бэрда) и врагов (коварных гоблинов, пауков, Голлума, дракона Смога и др.) - это тот мир, в котором, как в зеркале, отражены взаимоотношения и законы человеческого общества, полного контрастов и противоречий.

Толкин показывает, что человек становится человеком, только пройдя через горнило страданий и преодолев в себе эгоизм. Его сказка отозвалась на многие проблемы времени, была проникнута глубоким смыслом, хотя и обращена прежде всего к детям. Азарт борьбы за власть, жажда победы, честолюбие могут переродить людей в худшую сторону. И в сказке о хоббите победитель дракона - отважный Бэрд отказывается стать королем.

Дул ветер, мрачный и сырой,

И вереск гнулся под горой,

Смешались тень, и ночь, и день

Угрюмой сумрачной порой.

Волшебство и фантастика, которыми наполнено сказочное повествование, не всегда в состоянии выручить героев. Не способным окажется даже добрый волшебник Гэндальф (выразитель авторских мыслей) помочь своим подопечным друзьям. И читатель осознает, что человек прежде всего должен надеяться на себя, не забывая при этом о милосердии к более слабым и обиженным судьбою существам.

Анализ литературного произведения - это всестороннее его рассмотрение. Универсальность (стремление охватить многие сферы и аспекты) в подходе к искусству является идеалом литературной критики. Она завещана В. Г. Белинским, являющимся и на сегодняшний день непревзойденным критиком.

Что необходимо учесть, анализируя художественное произведение?

Социальную значимость произведения.

Типичность и индивидуальное своеобразие персонажей.

Этическую ценность конфликтов и характеров.

Место анализируемого образа или произведения в истории страны, в истории литературы.

Эстетические проблемы жанров и стилей. Художественное своеобразие.

История создания произведения.

Тема (то, о чем говорится в призведении) и проблема произведения (вопрос, который решает автор: что есть зло? как спастись от него?)

Художественные приемы , используемые автором: сочетание фантастического и реального ; сказочное в произведении (положительные и отрицательные герои, мотив приключений и путешествий, мотив преодоления зла, деление на положительных и отрицательных героев); мифологическое в произведении (многочисленные образы северной мифологии); насыщение текста пословицами и поговорками ; использование пейзажных зарисовок .

ГАКОВ В. Сказка-жизнь профессора Толкина // Литературное обозрение. - 1977. - №4.

В один прекрасный день его друг, добрый и могущественный волшебник Гэндальф, выдав его за профессионального вора, посылает к нему тринадцать гномов с тем, чтобы он помог гномам отнять их сокровища у огнедышащего дракона. Много лет назад дракон захватил их пещерный город и залег там на груде драгоценностей; неизвестно, как подобраться к нему, да и дорога в дальние горы трудна и опасна, её стерегут гоблины и тролли-гиганты. И что ещё хуже, эти свирепые и бесконечно жестокие существа подчиняются могущественному владыке Темного царства, врагу всего доброго и светлого.

Почему волшебник послал кроткого Бильбо в столь опасное путешествие? Сдается, что хоббиты избраны провидением для борьбы с Темным царством — но это откроется много позже, а пока экспедиция во главе с Гэндальфом отправляется в путь. Гномы и хоббит едва не гибнут, встретившись с троллями; Гэндальф спасает их, обратив разбойников в камень, но следующая засада в пещере гоблинов — много опасней. Дважды, трижды свирепые гоблины атакуют компанию, гномы бегут из подземелья, оставив Бильбо лежащим без сознания во тьме.

Они движутся дальше к горам. Гигантские орлы, друзья волшебника, спасают их от погони гоблинов, вскоре после этого Гэндальф оставляет гномов и Бильбо — у него свои дела, а без него компания раз за разом попадает в передряги. То их едва не съедают гигантские пауки, то берут в плен лесные эльфы, и всякий раз всех выручает Бильбо: надевает кольцо и становится невидимкой. Воистину домосед-хоббит оказался для гномов находкой… Наконец, после многих приключений компания поднимается в горы, к утерянным владениям гномов, и начинает искать потайную дверь, ведущую в подземелье. Ищут долго, безуспешно, пока Бильбо по наитию не обнаруживает вход.

Настает время идти внутрь, на разведку, причем осторожные гномы хотят, чтобы это совершил Бильбо, сулят ему богатую долю добычи — и он идет. Не из-за денег, думается, а из-за проснувшейся в нем тяги к приключениям.

…Во тьме подземелья рдеет багровый свет. Огромный, красновато-золотистый дракон возлежит в пещере на грудах сокровищ, храпит, испуская дым из ноздрей. Он спит, и отважный хоббит похищает огромную золотую чашу. Восторгу гномов нет предела, но дракон, обнаружив пропажу, в ярости выжигает окрестности их лагеря, убивает их пони… Что делать?

Бильбо снова лезет в пещеру, заводит — из безопасного укрытия — разговор с драконом и хитростью выясняет, что алмазный панцирь чудовища имеет прореху на груди. А когда он рассказывает об этом гномам, его слышит старый мудрый дрозд.

Между тем дракон в ярости из-за назойливых приставаний хоббита. Он снова взмывает в воздух, чтобы выжечь единственный людской город, оставшийся у подножия гор. Но там его поражает черной стрелой Бард, капитан лучников, потомок королей этой страны: мудрый дрозд успел пересказать капитану слова Бильбо.


Описание книги для читательского дневника

Главные герои и их краткая характеристика

Бильбо Бэггинс – маленький хоббит, смелый и решительный.
Гэндальф – добрый и мудрый волшебник.
Торин Дубовый Щит – гордый и смелый царь гномов.
Гномы – двенадцать гномов, подданные Торина.
Смауг – огромный дракон, выгнавший гномов из Одинокой Горы.
Эльронд – предводитель эльфов Ривенделла.
Голлум – неприятное слизкое существо, владелец волшебного кольца.
Беорн – сильный и страшный оборотень.
Бард – отважный лучник.
Мэр – правитель Эсгарота.

Краткое содержание и сюжет

Хоббиты – люди небольшого роста с волосатыми ногами, проживающие в Шире. Их жилье – домики, которые вкопаны в землю. Кроме хоббитов в мире, созданном Дж. Толкином, обитают эльфы, люди, гномы, волшебники и гоблины. Эльфы бессмертны, а по внешности похожи на людей. Гномы живут в горах.

Главный герой книги – Бильбо Бэггинс. Он обеспеченный хоббит. У него есть хороший друг – Гэндальф, он волшебник. Как-то раз в гости к Бильбо приходит Гэндальф с гномами. Возглавляет гномов Торин. Гномы планируют забрать у дракона Смауга сокровища, потому что эти драгоценности принадлежали им, а дракон присвоил их себе нечестным путем. Гномы хотят отомстить.

Потом путешественники попадают в пещеру, где живут гоблины. Они еле убегают от врагов, но в спешке оставляют хоббита. Бильбо находит кольцо. Хоббит встречает Голлума, странное некрасивое существо. Этому существу, оказалось, принадлежало кольцо. Сначала Голлум хочет убить хоббита, но у них завязывается разговор. Они загадывают друг другу загадки. Голлум обещает показать Бильбо выход, если тот выиграет. Бильбо выигрывает. В своей последней загадке хоббит спрашивает, что лежит в его кармане. Там находится кольцо. Вдруг Голлум понимает, что его прелесть (так он называет свое кольцо) пропала. Кольцо является очень ценным, так как оно не простое, а магическое. Оно делает человека, который надевает его, невидимым. В итоге Бильбо удирает от Голлума.

Бильбо догоняет гномов с волшебником, и они идут дальше. На них нападают гоблины, но орлы спасают отряд. Путешественники дальше попадают к Беорну, который помогает им. Гномы с хоббитом идут по страшному лесу. Сначала они попадаются к паукам, которые хотят их съесть. Но Бильбо всех спасает. Потом Лесные эльфы берут их в плен. Но и тут Бильбо выручает всех. Не зря все-таки гномы его взяли с собой в дорогу.

Наконец-то тринадцать гномов с хоббитом достигают Озёрного города, рядом с которым находится гора Смауга. Бильбо надевает свое кольцо, и теперь его никто не может увидеть. Он крадет золотую чашу у дракона. А во время второй встречи, Бильбо узнает, где в его броне слабое место. Житель города узнает про это и убивает Смауга. Потом он требует у гномов отдать ему часть сокровищ. Ведь это именно он убил Смауга, который разрушил Озерный город. Кроме того часть драгоценностей была похищена драконом именно оттуда. К горе приходят эльфы. К гномам тоже приходит подкрепление. Кажется, что сейчас начнется битва. Но тут наступает армия гоблинов. Гномы объединяются с эльфами и людьми. Битва начинается. Прилетают орлы и помогают гномам. Гоблины проигрывают и убегают. Но они потеряли много воинов в бою, в том числе Торина.

Бильбо возвращается к себе домой. Он отказывается от большей части своей доли драгоценностей и берет всего два сундука. Когда Бильбо заходит домой, он видит, что его вещи распродаются на аукционе. Хоббит пишет книгу о своих приключениях.

Очень краткое содержание для читательского дневника

К Бильбо является Гэндальф, объявляет его взломщиком, и появляются гномы. Бильбо вместе с гномами направляется к Одинокой горе, и чуть не погибает в схватке с троллями. Бильбо оказывается в плену у орков, но убегая находит кольцо, которое делает его невидимым. Это помогает Бильбо спастись от пауков в лесу, убежать от эльфов, и спасти гномов. Дракон Смауг погибает от стрелы, во время налета на Озерный город, а Торин не хочет делится обретенными сокровищами. Происходит великая битва, во время которой Торин погибает, а Бильбо возвращается домой.

План пересказа

  • Однажды хоббит Бильбо Бэггинс отправился в путешествие с гномами
  • Они прошли долгий путь, бились с троллями и орками, в пещерах орков Бильбо отыскал волшебное кольцо.
  • Но вот горы оказались позади, и путники попали в плен к эльфам, откуда их спас Бильбо.
  • Наконец гномы пробрались в Одинокую гору, а дракон Смауг погиб в бою с жителями Озерного города
  • Сокровища затмили разум Торина и только стараниями Бильбо не случилась беда
  • Состоялась великая битва пяти воинств и Бильбо наконец смог вернуться домой.

Основная мысль

Никогда нельзя заранее сказать, на что оказывается способен тот или иной человек, все зависит от обстоятельств, в которые он попадает.

Чему учит

Произведение Толкина учит дружбе, взаимовыручке, смелости. Нужно верить в себя и не бояться жизненных трудностей, особенно если рядом – плечо верного друга.

Отзыв и что понравилось

Мне очень понравилась это местами веселая и беззаботная, а местами даже страшная сказка. Я с увлечением прочитала о приключениях маленького хоббита, который неожиданно оказался стойким и решительным, способным не только постоять за себя. но и помочь своим более сильным и опытным друзьям. В этой сказке множество приключений, множество различных страшных, необычных существ, в ней царит магия.

Вывод и мое мнение

Бильбо умен и хитер. Он не участвовал в таких походах, но проявил себя отлично. Имея хорошие качества, новые задания не будут казаться чем-то слишком сложным. Пробуя что-то новое можно разнообразить жизнь.

Читайте также: