История арт дизайна доклад
Обновлено: 05.07.2024
Что такое графический дизайн
Начнем с определения графического дизайна. Это понятие имеет обширное значение и часто используется для классификации различных дизайнерских дисциплин — от цифрового до веб-дизайна. Однако традиционный графический дизайн относится к полиграфическому дизайну печатной продукции, такой как плакаты, обложки книг, макеты журналов, рекламные брошюры, дизайн упаковки, логотип и маркировку.
По сути, графические дизайнеры используют визуальный контент — фотографии или иллюстрации, а затем объединяют их с типографией для публикации своих разработок.
Но откуда изначально зародился графический дизайн и каким образом развивался с течением времени?
Предыстория графического дизайна
Прежде чем перейти к направлениям изобразительного искусства, которые оказали воздействие на внешний вид графического дизайна, рассмотрим самые ранние формы визуального и письменного языка и вспомним первые способы распространения информации при помощи печати.
Первые признаки визуальной коммуникации
Историки считают, что зарождение графического дизайна началось с пещерной живописи еще до нашей эры. Через эти наскальные рисунки люди передавали знания от одного поколения к другому.
Животные, отпечатки рук, оружия, заметки об охоте — все это были основные образы на наскальных рисунках. Очевидно, что в то время люди общались преимущественно визуальным способом.
Зарождение визуального языка
Язык и алфавит — следующая стадия эволюции графического дизайна. Считается, что шумеры изобрели письменность в период с 3300 до 3000 г. до нашей эры. Первоначальными формами письма считались пиктограммы. Пиктограммы — это символы, которые изображают объекты.
Изобретение книгопечатания
Очевидно, что графический дизайн не зародился бы без появления печати. Так в 6 веке в Китае применяли деревянные гравюры и рельефную печать для штамповки узоров на шелковой одежде, а затем и на бумаге. В 1040 году Би Шэн изобрел первую в мире технику печати подвижных литер.
В 1439 году Иоганн Гутенберг был первым европейцем, который использовал подвижные литеры. Он внедрил средства массовой коммуникации в западную культуру. В своих дизайнерских разработках Гутенберг заменил дерево металлом, а гравюры буквами. С появлением печатного станка Гутенберга литература и грамотность стали доступны широким массам. Людям больше не было необходимости ждать репродукции книг. Станок сформировал коммерческий подход использования дизайна, что, в свою очередь, привело к развитию рекламы и графического дизайна.
Как промышленная революция повлияла на развитие графического дизайна
Во время Промышленной революции (1760 — 1840 г.) появились новые технологии, которые способствовали повышению эффективности и работоспособности производственных процессов. Одним из таких новых видов печати стала литография.
Литография — это способ печати, который подразумевает нанесение рисунка на камень или металлическую поверхность, при этом краска переносится с плоской печатной формы на бумагу. Вскоре появилась хромолитография, которая подразумевала обычную литографию с применением цвета.
Первое агентство графического дизайна
В 1903 году художник Коломан Мозер, архитектор Йозеф Гофман и банкир Фриц Варндорфер основали первые Венские мастерские.
Появление Венских мастерских объединило архитекторов, художников и дизайнеров в области керамики, моды, мебели, ювелирных изделий и графики. Их принято считать основоположниками современного дизайна и таких стилей, как Баухаус и Арт-деко. Они внесли вклад в стандарты дизайнерской деятельности для следующих поколений.
Основные направления искусства, повлиявшие на формирование графического дизайна
Теперь вы имеете гораздо большее представление о том, как зародился графический дизайн на самых ранних стадиях визуальной и письменной коммуникации. Разберем некоторые важные художественные направления, которые привели к развитию графического дизайна.
Вы можете заметить, как эти течения в искусстве оказали воздействие на дальнейший ход событий и как некоторые из них сегодня возвращаются в моду. Необходимо обладать определенной базой знаний об истории дизайна, чтобы понять, откуда появились эти тенденции, и каким образом их можно применить в своих проектах.
Стиль Модерн
Основоположники Модерна стремились возродить хорошее мастерство, повысить статус ремесленной деятельности и разработать по-настоящему современный дизайн, который отражает удобство использования создаваемых предметов. Одной из отличительных характеристик этого стиля выступает применение естественной и асимметричной линейной техники вместо сплошных и однородных форм.
Баухаус
Баухаус — художественное направление в дизайне, которое зародилось в 1919 в Германии. Основанная Вальтером Гропиусом школа Баухаус положила начало новому образу мышления.
Через 6 месяцев после окончания Первой Мировой войны, школа побудила художников и дизайнеров применять свои таланты для восстановления разрушенного общества. Грамматика стиля Баухаус — треугольник, квадрат и круг. Школа Баухаус бросала вызов всему — от привычного художественного стиля до принятых методов обучения.
Они совместили искусство и ремесло, классический и авангардный стиль, форму и функциональность. Дизайн стиля Баухаус внедрил минимализм, геометрические формы и простое оформление. Стиль просуществовал всего 14 лет, но сегодня его воздействие проявляется практически во всех аспектах современной жизни.
Стиль Арт-деко
Стиль, элегантность и изысканность — основные составляющие направления Арт-деко. Арт-деко подразумевает простые формы, геометрический орнамент, а также продуманное использование дорогих материалов как натуральных, так и синтетических.
Архитектура, мебель, мода, скульптура — стиль Арт-деко охватывает весь декадентский дух 1930 года. Рокфеллеровский центр, Крайслер-билдинг и Эмпайр-Стейт-Билдинг — все эти проекты созданы в стиле Арт-деко.
Швейцарский дизайн (Международный типографический стиль)
Функциональность и универсальность — главные основополагающие Швейцарского дизайна. Швейцарский дизайн зародился в России, Нидерландах и Германии в 1920-х годах и развивался в Швейцарии вплоть до 1950-х годов. Дизайнеры создали сплоченное, единое модернистское движение, известное как Швейцарский дизайн или Международный типографический стиль.
Последовательные, модульные грид-системы обеспечивали тщательно организованную структуру для выравнивания разных элементов. Сегодня такая структура необходима для UI и графического дизайна. Реалистичная фотография пользовалась большей популярностью, чем экспрессивные иллюстрации, наряду с нейтральными шрифтами без засечек, как например шрифт Helvetica.
Швейцарский дизайн считается минималистичным по своей природе. Брендинг, UI-дизайн и комплектация — все это пережил минимализм. Apple и Google явные сторонники минимализма, так как предпочитают аккуратную и сдержанную эстетику, а не декоративные элементы и узоры. Использование гридов — важный вклад Швейцарского дизайна. Можете ли вы представить дизайн веб-сайта без них?
Стиль Поп-арт
Известный искусствовед Лоуренс Реджинальд Аллоуэй назвал стиль Поп-арт культурным американо-британским феноменом. Стиль Поп-арт приобрел популярность в конце 1950-х и 1960-х годов. Поп-арт возвышал популярную культуру и непримечательные объекты.
Арт-дизайн является молодым направлением дизайнерской деятельности. Его история начинается в 60–х годах прошлого века, когда в Западной Европе произошла смена эстетической парадигмы в условиях формирования культуры постмодерна. Его родиной считается Италия, в которой эстетические традиции всегда активно влияли на все сферы общественной жизни. В итальянском дизайне слом традиционной системы дизайнерского производства интенсивно выразился в 70–х годах. Он стал результатом глобальных изменений и переоценки духовных ценностей современного общества. Именно тогда и началась эра постмодернизма.
Демократическое равноправие пришло на смену строгой иерархии модернистского мироустройства. Постмодернизм собрал в себе множество мнений и вкусов, невиданное расширение границ дизайнерского творчества, предоставляя дизайнеру право на своеобразие и индивидуальность, а также право на экспериментирование в области формообразования.
Именно тогда сформировались отличительные черты арт-дизайна, к которым относятся:
- эклектичное и ироничное смешение различных стилей в одном объекте;
- применение признаков экзотических традиционных культур, ранее в дизайне не применявшихся;
- использование нестандартных материалов, в частности, недорогого пластика;
- высокое качество композиции, построенное на принципе преобладания технологии hand-made(сделано вручную) при создании объекта дизайна.
Иными словами, арт-объекты живут на стыке дизайна и искусства, сочетая в себе два этих явления. Уникальность такого, бесспорно, художественного явления как арт-дизайн состоит в том, что объекты, формируются под влиянием изобразительного искусства, однако, не теряют своего утилитарного назначения.
Подводя итоги, хочется сказать, что арт-дизайн выступает, как некое переосмысление пространства. Современное искусство и арт-дизайн идут бок о бок друг с другом. Для арт-дизайна характерно создание исключительных произведений, проектирование образно-пластической художественной формы, претендующей на эксклюзивность. Арт-дизайн разрушает стереотипы, и обыденный классический образ становится произведением искусства. В результате появляются функциональные объекты, обладающие реальной художественной ценностью. Замечательный дуэт авангарда и промышленного дизайна создает феномен арт-дизайна.
Список литературы:
Борев Ю.Б. Эстетика [Текст]: в 2-х т./ Ю.Б. Борев. - Смоленск : Русич, 1997 -Т2. - С.397
Лаврентьев А.Н. История дизайна[Текст] / А. Н. Лаврентьев.- М.: Гардарики, 2006 - С. 260 - 261
Дизайн играет огромную роль в современном мире, особенно — в промышленном производстве. Дизайнеры в процессе разработки проекта не только стремятся создать максимально функциональное изделие, но и учитывают его ценность с точки зрения эстетики.
Виды дизайна
Дизайн — это очень объемное понятие, которое включает огромное количество разнообразных процессов деятельности, направленных на создание того или иного продукта. В зависимости от сферы применения (назначения) различают следующие виды дизайна:
- Архитектурный. Включает детальную разработку проекта будущего здания или сооружения с учетом действующих строительных нормативов.
- Интерьерный. Направлен на создание комфортной и эстетически привлекательной среды проживания людей в помещениях.
- Транспортный. Используется для проектирования комфортабельных и надежных транспортных средств (автомобилей, самолетов, поездов, кораблей).
- Игровой. Предназначен для разработки уникального геймплея (набора доступных игрокам вариантов действий в разных ситуациях, условий победы и проигрыша, уровней сложности).
- Книжный. Определяет все нюансы художественного оформления, типографского набора и редактирования текста.
- Ландшафтный. Включает комплекс мероприятий, направленных на благоустройство территории с учетом архитектурных, биологических и культурных аспектов.
- Дизайн мебели. Объединяет все виды деятельности по разработке предметов мебели для жилых, коммерческих, производственных помещений.
- Дизайн одежды, обуви и аксессуаров. Испытывает сильное влияние модных тенденций и культурных традиций, удовлетворяет важную потребность человека выглядеть красиво и стильно.
- Дизайн городской среды. Разрабатывается с целью создания комфортной среды обитания жителей крупных населенных пунктов, простоты и безопасности их перемещения по улицам и площадям.
- Арт-дизайн. Неразрывно связан с интерьером и мебелью, помогает гармонично вписать в окружающую обстановку предметы искусства.
- Футуродизайн. Используется для разработки смелых новаторских проектов, которые можно будет внедрить в производство в будущем.
- Звуковой. Включает процесс создания оригинальных звукошумовых эффектов, востребован в кинопроизводстве, на телевидении, в шоу-бизнесе и при создании компьютерных игр.
- Световой. Применяется для внедрения креативных идей в сфере красочного светового оформления праздников, фестивалей и авторских художественных инсталляций.
- Веб-дизайн. Направлен на создание удобных для пользователя интерфейсов сайтов и онлайн-приложений.
Процесс разработки дизайна нельзя назвать однообразной работой. Напротив, дизайнерам-художникам постоянно приходится творить — придумывать и воплощать в своих проектах революционные идеи в самых разных сферах жизни человека.
История дизайна
История дизайна неразрывно связана с развитием промышленного производства. Но даже в первобытном обществе наши далекие предки при изготовлении элементарных орудий труда учитывали их функциональность и эстетические свойства.
В середине XIX века на фоне бурного промышленного роста и усиления конкуренции возникла потребность в новаторских методах разработки продукции. Промышленники начали больше внимания уделять проектированию новых образцов, чтобы завоевать внимание покупателей.
В начале ХХ века в составе руководства многих крупных предприятий появились художники. Они помогали владельцам фирм вырабатывать собственный корпоративный стиль и принимали участие в разработке новых образцов продукции.
В 1920-х годах возникли первые школы преподавания дизайна (ВХУТЕМАС в СССР и Баухауз в Германии). Тогда же появились дипломированные специалисты-дизайнеры в разных сферах промышленного производства.
С начала 30-х годов ХХ века на рынке труда капиталистических стран становится востребованной профессия дизайнера. С этого времени спрос на хороших специалистов в этой сфере деятельности постоянно держится на высоком уровне.
В послевоенные годы даже в странах социалистического лагеря важность промышленного дизайна становится очевидной. Основы проектно-художественной деятельности включают в программы обучения многих высших учебных заведений технической направленности. В США и Западной Европе печатаются фундаментальные научные труды теоретиков искусства по дизайну, ведутся активные дискуссии на эту тему, возникают многочисленные объединения художников-дизайнеров.
В наши дни дизайнерским объектом можно по праву назвать практически любое новое готовое изделие промышленности во всех сферах деятельности человеческого общества. Дизайнеры активно участвуют во всех этапах создания новых продуктов: от разработки оригинальной идеи до оценки результатов их продаж на рынке.
На портале Very Important Lot посетители имеют прекрасную возможность принять участие в арт-аукционах и приобрести шедевры антиквариата, созданными выдающимися дизайнерами прошлого. Здесь же можно напрямую купить картины у современных художников для интерьера или для пополнения своей коллекции достойными экземплярами.
Термин арт-дизайн – это направление в искусстве, в котором соединены приемы авангарда и промышленного дизайна.
Эта дисциплина началась с потребности человека создавать вокруг себя гармоничную среду. Инструменты дизайнера – это сочетание конструирования и фантазии. Несмотря на то, что декоративно-прикладное искусство – это творческая материя, она имеет жесткие основы. Например, внешний вид вещи и её форма должны определяться несколькими принципами технической эстетики, которая является основоположницей дизайна:
- Функциональностью.
- Материалом, из которого вещь сделана.
- Технологией, по которой её изготовили.
- Идеологией, которая принята в обществе.
Полезной вещь становится только в том случае, если она отвечает всем этим критериям. Так вот, арт-дизайн намеренно отказывается от этих канонов и заново изобретает предметы обихода.
Обозначение арт-дизайна
Определение термина арт-дизайн википедия не дает. Чтобы понять этот термин нужно вникнуть в теорию искусства. Арт-дизайн – это одно из его ответвлений, у него сильная художественная составляющая. Арт-дизайн позволяет по-другому взглянуть на обыденные вещи. Объекты этого направления – мебель, картины, статуэтки, плакаты и постеры. Иногда к этому ответвлению относится даже татуировка, боди-арт и рисунки на ногтях.
Эта отрасль отдаленно связана с истоками и технической эстетикой, поскольку утилитарность вещей и их полезность отходят на второй план. На переднем плане – эстетическая составляющая и впечатления.
Как применяется арт-дизайн
Рассмотрим, для чего нужен арт-дизайн и где применяется. Назначение направления в том, чтобы доставлять зрителю эстетическое удовлетворение. Эту ветвь декоративно-прикладного искусства понимают не все люди, однако определённому кругу лиц такой подход нравится. В своем творчестве художники применяют привычные материалы – дерево, текстиль, металл, кожу. Иногда сырьем выступают неожиданные материалы, например, отходы пластика или другие вещи. Создание арт-объектов из мусора пришло от западных художников. Так они призывают людей задуматься о загрязнении окружающей среды пластиком.
Таким образом, видно, что это направление служит для разных целей. С одной стороны, это способ самовыражения и утверждения собственного видения мира. С другой стороны – это метод, который может привлечь внимание людей к важным проблемам.
Принципы арт-дизайна
Поскольку этот термин достаточно сложный и многогранный, не существует определённой его классификации и деления на типы. Существуют отдельные принципы, которые описывают это явление как:
- Стиль. Это самое широкое понимание термина, поскольку он постоянно меняется и расширяется его толкование.
- Метод работы, причём здесь исследователи подчёркивают, что художники проектируют эмоции, а не пространство. Удобство для художников отходит на второй план.
- Вид творчества, поскольку они неразрывно связаны.
Черты арт-дизайна
Несмотря на то, что основной особенностью этого ответвления считается многогранность, стоит показать, какие у него бывают особенности:
Читайте также:
- Доклад новые технологии воспитания и социализации учащихся в контексте стандарта второго поколения
- Доклад на тему командный менеджмент
- Дифференциальная импульсно кодовая модуляция доклад
- Охрана авторства имени исполнителя и неприкосновенности исполнения после смерти исполнителя доклад
- Какое прошлое нужно будущему россии доклад