Исследовательская деятельность как одно из условий формирования ууд младших школьников доклад

Обновлено: 30.06.2024

Автор: Солодухина Татьяна Николаевна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ "СОШ№8 имени Бусыгина М.И.
Населённый пункт: Усть-Илимск Иркутская область
Наименование материала: статья
Тема: Исследовательская деятельность как одно из условий формирования УУД младших школьников.
Раздел: начальное образование

Исследовательская деятельность как одно из условий

формирования УУД младших школьников.

«Неграмотным человеком завтрашнего дня будет не тот, кто не умеет читать, а тот,

Всякий здоровый ребёнок рождается исследователем. Младший школьник с

живым любопытством воспринимает окружающую жизнь, которая каждый день

раскрывает перед ним что-то новое. Однако, как показывает практика, очень часто

стремление узнать новое и объяснить непонятное постепенно становится всё менее

и менее заметным.

У маленьких учеников

Спросил художник Токмаков:

Рук поднялось — не сосчитать.

Шестые классы. Токмаков

И тут спросил учеников:

Рук поднялось примерно пять.

В десятом классе Токмаков

Опять спросил учеников:

Рук поднятых и не видать.

А ведь, ребята, в самом деле

Когда-то рисовать умели,

И солнце на листах смеялось.

Куда всё это подевалось?

«формирование универсальных учебных действий, обеспечивающих школьникам

государственном уровне. В связи с этим актуальным становится вопрос о том, как

формированию у младших школьников универсальных учебных действий.

В современном обществе возрастает потребность в самостоятельных людях,

активным участником социального и духовного развития страны, что потребует от

него самостоятельности в процессе приобретения знаний и умений и на протяжении

учащихся учащимся не только глубоких и прочных знаний, но и общеучебных

самосовершенствованию. Результатом обучения и воспитания в начальной школе

должна стать готовность детей к овладению современными средствами обработки

принятии решений. Учение превращается в сотрудничество – совместную работу

учителя и учеников по овладению знаниями и решению проблем.

Одной из проблем, остро волнующей учителей, является вопрос, как развивать

самостоятельном поиске. Решение этих задач опирается на мотивационную сферу

основном учатся не для себя. Они учатся за оценку, за похвалу, иногда за то, чтобы

родители не ругали. Но любому из этих внешних мотивов приходит конец. Поэтому

учителю необходимо формировать учебную мотивацию на основе познавательного

интереса. Ребенку должна нравиться его деятельность, и она должна быть ему

мотивации, потому что отлично стимулирует учащихся к активному познанию, легко

которое по душе. Чтобы младший школьник мог участвовать в исследовательской

применяя для этой цели знания из различных областей, выдвигать гипотезу, обладать

основой для формирования универсальных учебных действий.

УУД обеспечивают способность учащегося:

к саморазвитию и самосовершенствованию посредством сознательного и

активного присвоения нового социального опыта;

к самостоятельному приобретению новых знаний и умений, включая саму

организацию учебной деятельности.

Исследовательская деятельность в современной школе рассматривается как

один из эффективных способов познания окружающего мира ребёнком.

готовы к принятию нового опыта и исследованию мира. Этого нельзя не учитывать

при построении учебного процесса в начальной школе. Каждый здоровый ребёнок

в п еч атл е н и я ,

любознательность, стремление экспериментировать традиционно рассматриваются

Ребенок настроен на

содержания, но и ориентирование на активные и интерактивные методы обучения.

Внеурочная деятельность

урок - творческий отчёт

урок – творческая лаборатория

исследовательские домашние задания

исследовательский характер деятельности, в которой они развиваются, и связывают

конкретизация, классификация и систематизация.

соответствующие этапам учебного исследования.

невозможно, если не сделать обучающихся активными участниками планирования,

организации и проведения урока, т.е. процесс обучения должен быть личностно-

с а м о с тоя т е л ь н о й

исследовательской деятельности. Темы, предлагаемые программой, школьникам не

интересны, а то, что интересно исследовать учащимся, не входит в программный

материал. Должен быть определенный компромисс.

использование таких форм организации учебной деятельности

и такого материала, которые раскрывают субъектный опыт учащихся;

направлены на коммуникативное воздействие;

создание таких педагогических ситуаций на уроке, когда все учащиеся

заинтересованы в процессе обучения, активны, когда у них появляется

потребность в учебном действии и работе с информацией.

Именно учитель начальных классов должен научить школьников воспринимать,

анализировать информацию, самостоятельно находить решение творческой задачи,

делать выводы, совершать свои открытия.

деятельность, направленная на постижение окружающего мира, открытие детьми

новых для них знаний. Она обеспечивает условия для продуктивного ' развития

их ценностного, интеллектуального и творческого потенциала, является средством

активизации учащихся, формирования у них интереса к изучаемому материалу,

позволяет существенно расширить рамки изучаемого материала.

Организация исследовательской деятельности младших школьников

осуществляется мною в различных формах:

самостоятельному познанию мира. Ведь сколько интересного вокруг! Мир полон

чудес, надо только уметь их открывать. Главным инструментом в этом деле является

способность исследовать окружающий мир.

исследовательскую деятельность детей. С первого класса мы рассматриваем методы

спросить у взрослого человека, найти

в книгах, понаблюдать, провести опыт,

посмотреть в компьютере и т. д.

учащихся должно начинаться с тренинговых занятий по развитию информационно –

На первом этапе формируются первоначальные представления о деятельности

Дети учатся, как надо собирать всю доступную информацию и обработать её

об удивительных животных мира. Учу их создавать схему-рисунок.

Затем начинаю работу над формированием умений видеть проблемы, задавать

наблюдения и навыки проведения эксперимента, делать выводы и умозаключения,

структурировать материал и др.

Для этого использую различные задания и упражнения.

предположения, используя слова: может быть, предположим, допустим, возможно,

наверное. Здесь требуются не только оригинальность мышления, а также такие

личные качества как решительность и смелость.

- Для чего лисице хвост?

- Почему некоторые животные ложатся зимой спать?

- Почему снегиря так назвали?

Вопросы рассматриваются как форма выражения проблемы, а гипотеза как

способ решения проблемы. Вопрос направляет мышление ребёнка на поиск ответа.

Умение правильно составлять вопросы, находить ответы формируется при

работе с текстом на уроках литературного чтения, окружающего мира, русского

Также учу давать определения понятиям. Для этого я применяю относительно

(Русский язык, литературное чтение)

Важным средством развития умений давать определения являются обычные

загадки. Отгадка загадки – это её определяемая часть, а формулировка – это вторая

кроссвордов также можно рассматривать как упражнение в определении понятий.

Также с детьми мы учимся классифицировать.

геометрическими фигурами. В какие группы их можно объединить? (Окружающий

Для решения задач на первом этапе использую следующие методы и способы

выполнение моделей из различных материалов, экскурсии, выставки детских работ.

На втором этапе расширяются представления об особенностях деятельности

исследователя, развиваются умения определять тему исследования, анализировать,

сравнивать, формулировать выводы, оформлять результаты исследования.

Для того чтобы начать исследование, надо найти проблему, которую можно

сформулировать тему исследования. А что значит найти проблему?

Главная задача любого исследователя - найти что-то необычное в обычном,

увидеть сложности и противоречия там, где другим все кажется привычным, ясным

и простым. Я предлагаю подумать и записать проблемы, которые волнуют или

Тема должна быть интересна ребенку, должна увлекать его, нести в себе

познавательный заряд. Исследовательская работа, как и всякое творчество, возможна

и эффективна только на добровольной основе.

Вслед за выявлением проблемы идёт поиск её решения.

Для знакомства учащихся

с методикой проведения учебных исследований

В своей работе активно

использую экскурсии как вид исследовательской

деятельности. Во время проведения экскурсий в природу учу детей

явления живой и неживой природы, ориентироваться на местности, читать план

местности, карту и т. д. Для того, чтобы наблюдение стало результативным, важно

иметь наблюдательность – сплав внимания и мышления.

Упражнений на развитие внимания и наблюдательности много: одно из них

следующее: перед детьми ставится одна из любимых ими вещей. Затем вместе

внимательно рассматриваем этот предмет. После этого предлагаю детям закрыть

глаза, убираю предмет и прошу назвать все его детали. Следующий этап упражнения

– рисуем изученную вещь по памяти. Другой блок заданий – найти различия в

умению анализировать дают задания с намеренно сделанными ошибками.

индивидуального исследовательского опыта детей.

Эксперимент (проба, опыт) - важнейший из методов исследования и самый

главный метод познания в большинстве наук. Любой эксперимент предполагает

проведение практических действий с целью проверки и сравнения (окружающий

навыки планирования и проведения простейших экспериментов, а также учатся

решать систему учебных задач, где решение первой учебной задачи приводило их к

постановке следующей и так далее.

Результатом использования исследовательской деятельности на уроках и во

внеурочной деятельности стало проявление у моих учеников интереса, потребности

познавательных, конкретных практических задач, самостоятельность учащихся при

осуществлении исследования. Исследовательская деятельность служит средством

правильно её организовать, создать условия. (Приложение 1)

Условия эффективности исследовательской деятельности:

1. Ученик должен хотеть проводить исследование. Этого должен хотеть и

учитель (провести именно это исследование). Если направление, тема не будут

интересны хотя бы одной из двух взаимодействующих сторон, исследования не

2. Ученик должен суметь это сделать. Но, прежде всего это должен уметь

сделать учитель. Невозможно руководить исследовательской деятельностью, если не

представляете себе структуру работы, не знаете методики, не можете определить

направления детальности? Для выполнения работы у ученика уже должны быть

сформированы определённые компетентности.

3. Ученик должен получить удовольствие

от своей работы. (Учитель – от

своей деятельности и от успеха ученика).

последовательности. Процесс выполнения включает в себя семь этапов:

1) Формулирование темы

2) Формулирование цели и задач исследования

3) Теоретические исследования;

4) Экспериментальные исследования;

5) Анализ и оформление научных исследований;

6) Внедрение и эффективность научных исследований;

7) Публичное представление результатов работы.

В третьем классе мои отдали предпочтение индивидуальной форме.

При выборе тем для исследования руководствуюсь еще одним правилом: тема

должна исходить из интересов и желания самого ребенка.

Сычёвым Владом. Приложение 2

исследование носит свободный характер, рассматриваются вопросы, не касающиеся

Идея возникла спонтанно, был составлен план работы, согласно которому

осуществлялся подбор и анализ литературы, Безусловно, работа велась в тесном

контакте с родителями. В ходе работы осуществлялись простейшие наблюдения,

Результаты зафиксированы и отображены на экране. Работа представлялась на

городском конкурсе, отмечена дипломом I степени.

Ещё один пример выбора темы - в доме появился котёнок. У маленькой

хозяйки появилось желание проанализировать свои наблюдения за ним, так родилась

(Приложение 3). Работа представлялась на муниципальном фестивале творческих

При организации групповых внеурочных исследований выбор темы может

осуществляться двумя путями:

проблема может заинтересовать несколько учащихся одновременно, и они

будут решить её вместе;

Идея такого выбора возникла у учащихся четвертого класса после того, как мы

повесили за окном птичьи столовые.

Исследование тоже было долгосрочным. Вместе с ребятами мы распределили,

обязанности Давыдова Вани входило фиксировать основные моменты при помощи

фотоаппарата. (Приложение 4).

Была проделана большая работа, которая будет закончена в конце марта.

Другое исследование было проведено индивидуально

инициатива исходила от самого ученика. Его заинтересовал история памятников в

нашем городе. Была поставлена цель: изучить историю создания памятных знаков,

выделить наиболее значимые события и исторические факты.

Работая над проектом, Сергей узнал много интересного, а также приобрёл

навыки работы с информацией: подыскивал источники, проводил анкетирование,

анализировал данные, делал выводы. Результаты исследования были оформлены в

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Исследовательская деятельность как одно из условий формирования универсальных учебных действий младших школьников

учитель начальных классов

«В душе каждого ребенка

есть невидимые струны.

Если тронуть их умелой рукой,

В. А Сухомлинский

Современное общество стремительно развивается. Изменения происходят во всех сферах жизни: политической; экономической, социальной, культурной. Все более значимым становится развивающий потенциал обучения, обеспечивающий существование и развитие системы образования, в условиях быстро меняющейся среды.

Стандарты нового поколения определяют цели образования как общекультурное, личностное и познавательное развитие учащихся, обеспечивают приобретение такой ключевой компетенции образования как научить учиться. Важнейшей задачей современной системы образования является формирование совокупности универсальных учебных действий, обеспечивающих указанную ключевую компетенцию, а не только освоение учащимися конкретных предметных знаний и навыков в рамках отдельных дисциплин.

В стандартах нового поколения возникает понятие – универсальные учебные действия (УУД). Это связано с изменением парадигмы образования: от цели усвоения знаний, умений и навыков к цели развития личности учащегося.

В составе основных видов универсальных учебных действий можно выделить четыре следующих блока:

Формирование УУД, как нельзя лучше обеспечивает организация исследовательской деятельности.

Анализ школьной практики показывает, что современная школа нуждается во внедрении инновационных подходов к обучению, которые отвечали бы современным условиям и способствовали оптимальному решению учебно - воспитательных проблем. Инновационный подход к организации обучения – одно из приоритетных направлений усовершенствования предметной методики. Одним из таких подходов является организация исследовательской деятельности учащихся на уроках и во внеурочное время, что может способствовать формированию УУД.

Исследовательская деятельность в современной образовательной практике рассматривается как один из эффективных способов познания окружающего мира ребенком.

Нынешние младшие школьники более свободны в своих высказываниях, готовы к принятию нового опыта, исследованию мира. Этого нельзя не учитывать при построении учебного процесса в начальной школе. Ребенок рождается исследователем. Неутолимая жажда новых впечатлений, любознательность, стремление экспериментировать традиционно рассматриваются как важнейшие черты детского поведения. Ребенок настроен на познание мира и хочет его познать. Именно это внутреннее стремление к познанию создает условие для исследовательского обучения. В связи с этим большое значение приобретает не только разработка и совершенствование нового учебного содержания, но и ориентирование на активные и интерактивные методы обучения.

Специальные умения, формируемые в процессе исследовательской деятельности, являются метапредметными, универсальными. Их развитие невозможно, если не сделать обучающихся активными участниками планирования, организации и проведения урока, т. е. процесс обучения должен быть личностно - ориентированным.

У школьников не всегда возникает тяга к самостоятельной исследовательской деятельности. Темы, предлагаемые программой, школьникам не интересны, а то, что интересно исследовать учащимся не входит в программный материал. Должен быть определенный компромисс. Современная школа снабжена большим арсеналом технологий, методов и средств обучения для включения ученика в собственную деятельность, использование проблемного обучения, поисковые и частично – поисковые методы, а также метод проектов.

использование таких форм организации учебной деятельности и такого материала, которые раскрывают субъективный опыт учащихся; направлены на коммуникативное воздействие;

создание таких педагогических ситуаций на уроке, когда все учащиеся заинтересованы в процессе обучения, активны, когда у них появляется потребность в учебном действии и работе с информацией.

Именно учитель начальных классов должен научить школьников воспринимать, анализировать информацию, самостоятельно находить решение творческой задачи, делать выводы, совершать свои открытия.

В своей работе я опиралась на методику проведения детских исследований А. И. Савенкова и выделила следующие этапы исследовательской деятельности:

Выделение и постановка проблемы.

Поиск путей решения:

- обоснование гипотезы;

- сбор материала;

- изучение материала.

- классификация;

- систематизация.

5.Представление результатов исследовательской деятельности.

Уже глядя на эти этапы видно, что они дают возможность развития таких блоков УУД, как регулятивные и познавательные. Учитывая, что формами организации исследовательской деятельности являются не только индивидуальное, но и групповое, и коллективное исследование, легко можно представить возможности формирования коммуникативных УУД.

А, принимая во внимание, что в результате проведенных исследований ребенок получает не только новое знание, но и переживания, личный опыт, можно говорить и возможности формирования личностных УУД.

Таким образом, организуя исследовательскую деятельность младших школьников, я стараюсь формировать все группы универсальных учебных действий.

Целью исследовательской работы учащихся является : создание условий для развития творческой личности, её самоопределения и самореализации.

Для реализации поставленной цели решаются следующие задачи:

формировать интересы, склонность учащихся к исследовательской деятельности, умения и навыки проведения исследований;

развивать интерес к познанию мира, сущности процессов и явлений;

развивать умения самостоятельно, творчески мыслить и использовать их на практике.

Одной из проблем, остро волнующей учителей, является вопрос, как развить у ребенка устойчивый интерес к учебе, к знаниям, и потребность в их самостоятельном поиске. Решение этих задач опирается на мотивационную сферу ребенка. Как показывают результаты диагностики, обучающиеся начальной школы, в основном, учатся не для себя. Они учатся за оценку, за похвалу, иногда за то, чтобы родители не ругали. Но любому из этих внешних мотивов приходит конец. Поэтому учителю необходимо формировать учебную мотивацию на основе познавательного интереса. Ребенку должна нравиться его деятельность, она должна быть ему доступна.

Исследовательская деятельность учащихся – это возможность максимального раскрытия своего творческого потенциала. Это деятельность, которая позволит проявить себя индивидуально или в группах, попробовать свои силы, приложить свои знания, принести пользу, показать публично достигнутый результат. Это деятельность, направленная на решение интересной проблемы, сформулированной зачастую самими учащимися, когда результат этой деятельности носит практический характер и имеет важное значение.

Отсюда вытекает ведущая педагогическая идея:

Максимальное раскрытие творческого потенциала обучающихся через включение его в собственный исследовательский поиск на уроках и во внеурочной деятельности.

Формирование исследовательской деятельности, как правило, проходит в несколько этапов:

- поддержание исследовательской активности на основе имеющихся представлений;

- развитие умений ставить вопросы, высказывать предложения, составлять предметные модели;

- формирование первоначальных представлений о деятельности исследователя.

- приобретение новых представлений об особенностях деятельности исследователя;

- развитие умений определять тему исследования, анализировать, сравнивать, формулировать выводы, оформлять результаты исследования.

- поддержание инициативы, активности и самостоятельности школьников.

- обогащение исследовательского опыта школьников через накопление представлений об исследовательской деятельности, ее средствах и способах, осознание логики исследования и развитие исследовательских умений;

- увеличение сложности учебно - исследовательских задач.

Кроме урочной учебно – исследовательской деятельности необходимо активно использовать и возможности внеурочных форм организации исследования. Это различные внеклассные мероприятия по предметам, а также домашние исследования школьников.

Однако исследования не должны быть разовыми, случайными. Следует говорить о системе организации исследовательской деятельности на протяжении всех четырех лет обучения в начальной школе.

Система работы по внедрению исследовательской деятельности в начальной школе:

Основу педагогической технологии, моделирующей процесс научного исследования, составляет система понятий, определений, правил, дидактических средств и методических приемов.

В своей работе я использую следующие формы организации исследовательской работы:

Ø урок – исследование

Ø урок коллективной исследовательской деятельности

Ø урок - конференция

Ø интегрированные уроки

Ø разноуровневое тестирование

Ø защита проекта

Ø научно – практическая конференция

Развивающее обучение в начальном звене школы направлено на повышение мотивации к учебной деятельности у учащихся. Этому способствует применение информационно – коммуникативных технологий, коллективных и групповых форм обучения. Коллективные исследования подталкивают учащихся к составлению планов – проектов, что помогает им отвечать на проблемные вопросы, осмыслить учебную тему и задачи, стоящие перед ними. Работа в данном направлении формирует интерес учащихся к изучаемым предметам, учит использовать справочную литературу, мультимедийные энциклопедии, Интернет.

На уроках коллективной исследовательской деятельности можно отвести резервные часы, которые предусмотрены в учебно – тематическом плане по окружающему миру. Чтобы такой урок состоялся, на предыдущих занятиях необходимо познакомить учащихся с каждым из его этапов, чтобы дети лучше ориентировались в предстоящей деятельности. Завершив работу по предыдущей теме и подведя итоги, я сообщаю учащимся, какую тему они будут изучать на следующем уроке и какие сведения им необходимо собрать из различных источников. Эта работа требует от учащихся объединения в группы. Внутри групп они распределяют между собой направления поиска, исходя из собственных возможностей и желания (учебник, энциклопедии, справочники, Интернет).

Этапы урока коллективной исследовательской деятельности:

Урок коллективной познавательной деятельности может проводиться по различным предметам и решать почти все дидактические задачи. Такие уроки дают возможность каждому школьнику проявить себя, обменяться мнениями, ощутить значимость результатов своей работы и работы своей группы.

В своей практике я провожу уроки – исследования и уроки с элементами исследования. На уроке с элементами исследования учащиеся отрабатывают отдельные учебные приемы, составляющие исследовательскую деятельность. По содержанию элементов исследовательской деятельности использую следующие типы уроков:

Ø уроки с проведением эксперимента;

Ø работа с источниками информации;

На уроке – исследовании с моей помощью учащиеся овладевают методикой научного исследования, усваивают этапы научного познания. По уровню самостоятельности учащихся, проявленной в исследовательской деятельности на уроке, уроки исследования соответствуют начальному (1 уровень), продвинутому (2 уровень) или высшему (3 уровень).

Уровень урока,

вид исследования, возрастная группа

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

1 – 2 классы

Обучение исследованию

Формулирую проблему, сообщаю тему и цель исследования. Даю готовый алгоритм исследовательской работы.

Отвечают на поставленные мною вопросы. Следуют алгоритму работы, предложенному мной. Сверяют свои действия с образцом исследования, используя информацию, записанную на доске.

Продвинутый

Обучающее исследование

Формулирую проблему. Подвожу учащихся к понимании темы и цели исследования. Направляю деятельность учащихся в русло исследовательской работы.

Самостоятельно планируют и выполняют исследовательскую работу. При необходимости консультируются со мной.

4 класс(планирую)

Формулирование проблемы. Подведение учащихся к самостоятельному формулированию темы и цели исследования. Создание условий для исследовательской деятельности: обеспечение дидактическим материалом, организация индивидуальной работы и делового общения в группах или парах.

Планируют и проводят исследовательскую деятельность самостоятельно, без помощи и консультаций учителя.

На таких уроках использую разнообразные формы работы учащихся: индивидуальную, парную, групповую. Предпочтение отдаю групповой, так как именно она, в большей степени, чем остальные способствуют формированию исследовательской деятельности.

Таким образом, освоение учащимися исследовательских умений происходит поэтапно, с постоянным увеличением степени самостоятельности учеников в их исследовательской учебной деятельности.

Организация исследовательской деятельности способствует формированию у учащихся следующих УУД:

личностные: оценивание содержания исследовательской работы исходя из социальных и личностных ценностей;

регулятивные: целеполагание, составление плана и последовательности действий, прогнозирование, контроль, коррекция, самооценка;

познавательные: поиск и выделение необходимой информации , применение методов информационного поиска; выдвижение гипотез, и их обоснование, анализ предмета и объекта исследования, синтез как составление целой работы из частей. Выбор оснований и критериев для сравнения, классификации объектов, установление причинно- следственных связей, построение логической цепи рассуждений и др.;

коммуникативные: умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем, строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми.

В процессе организации учебно - исследовательской деятельности много достоинств:

возможность неоднократного повторения материала с целью его усвоения и систематизации;

процесс обучения приближен к реальной жизни;

развиваются коммуникативные навыки;

воспитываются нравственные качества.

Следует отметить и некоторые сложности:

сложность соблюдения временных рамок;

сложность точного планирования хода урока.

Результативность деятельности класса и развитие метапредметных результатов также подтверждают и психологические исследования при диагностике с 1 по 3 класс.

Коммуникативные навыки (умение ребенка взаимодействовать с родителями, ровесниками, учителями) развиты на высоком уровне (коммуникативные навыки взаимодействия с учителем выросли на 16%, с родителями – на 15%, с одноклассниками - на 4 %)

Транслируемость практических достижений профессиональной деятельности педагога.

Мой опыт получил распространение пока только на школьном уровне:

Выступление на методическом объединении учителей начальных классов.

Список литературы.

А. И. Савенков. Методика исследовательского обучения младших школьников. 2-е изд., испр. и доп. Самара, 2006.

А. И. Савенков. Содержание и организация исследовательского обучения школьников. М., 2004.

Т. Ивочкина. Организация научно-исследовательской деятельности учащихся. Начальное образование.- 2000.- №3.

В. И.Андреев. Эвристическое программирование учебно – исследовательской деятельности: Дис. кан. пед. наук. М.,1983.

Н.А. Семенова. Формирование исследовательских умений младших школьников: Дис. кан. пед. наук. Томск,2007.

Подводя итоги вышеизложенному, следует сказать, что одной из основных задач современного учителя является работа по формированию метапредметных результатов с использованием современных путей, форм, способов организации учебного процесса, современных образовательных технологий, которые призваны реализовать развивающий потенциал общего среднего образования.

Конечно, развитие УУД не должно ограничиваться только исследовательской деятельностью, но она вполне может стать одним из условий формирования универсальных учебных действий младших школьников.

Раньше главной целью начального образования считалось обучение чтению, письму, счету, а критерием успешности был уровень знаний, умений и навыков младших школьников. Одной из важнейших целей начального образования в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования является формирование учебной деятельности: умение учиться на основе усвоения универсальных способов деятельности.

Принципиальным отличием ФГОС НОО является ориентация на “универсальные учебные действия”, являющиеся метапредметными результатами образования. Они представляют собой целостную систему, в которой происхождение и развитие каждого вида учебного действия определяется его отношением с другими видами учебных действий и общей логикой возрастного развития.

УУД обеспечивают способность учащегося:

  • к саморазвитию и самосовершенствованию посредством сознательного и активного присвоения нового социального опыта;
  • к самостоятельному приобретению новых знаний и умений, включая саму организацию учебной деятельности.

Исследовательская деятельность в современной образовательной практике рассматривается как один из эффективных способов познания окружающего мира ребёнком.

Нынешние младшие школьники более свободны в своих высказываниях, готовы к принятию нового опыта и исследованию мира. Этого нельзя не учитывать при построении учебного процесса в начальной школе. Всякий здоровый ребёнок рождается исследователем. Неутолимая жажда новых впечатлений, любознательность, стремление экспериментировать традиционно рассматриваются как важнейшие черты детского поведения. Ребенок настроен на познание мира и хочет его познавать. Именно это внутреннее стремление к познанию создает условие для исследовательского обучения. В связи с этим большое значение приобретает не только разработка и совершенствование нового учебного содержания, но и ориентирование на активные и интерактивные методы обучения.

Проблеме формирования исследовательских умений посвящены работы многих ученых, которые выделяют их из общеучебных умений, подчеркивают исследовательский характер деятельности, в которой они развиваются, и связывают их с такими мыслительными операциями, как сравнение, абстракция, конкретизация, классификация и систематизация.

Под исследовательскими умениями понимаем интеллектуальные и практические умения, связанные с самостоятельным выбором и применением приемов и методов исследования (на доступном учащимся материале) и соответствующие этапам учебного исследования.

Специальные умения, формируемые в процессе исследовательской деятельности, являются метапредметными, универсальными. Их развитие невозможно, если не сделать обучающихся активными участниками планирования, организации и проведения урока, т.е. процесс обучения должен быть личностно-ориентированным.

У школьников не всегда возникает тяга к самостоятельной исследовательской деятельности. Темы, предлагаемые программой, школьникам не интересны, а то, что интересно исследовать учащимся, не входит в программный материал. Должен быть определенный компромисс. Современная школа снабжена большим арсеналом технологий, методов и средств обучения для включения ученика в собственную деятельность. Это использование проблемного обучения, поисковые и частично-поисковые методы, а также метод проектов.

  • использование таких форм организации учебной деятельности и такого материала, которые раскрывают субъектный опыт учащихся; направлены на коммуникативное воздействие;
  • создание таких педагогических ситуаций на уроке, когда все учащиеся заинтересованы в процессе обучения, активны, когда у них появляется потребность в учебном действии и работе с информацией.

Именно учитель начальных классов должен научить школьников воспринимать, анализировать информацию, самостоятельно находить решение творческой задачи, делать выводы, совершать свои открытия.

Исследование с точки зрения обучающегося — это возможность максимального раскрытия своего творческого потенциала. Это деятельность, которая позволит проявить себя индивидуально или в группе, попробовать свои силы, приложить свои знания, принести пользу, показать публично достигнутый результат. Это деятельность, направленная на решение интересной проблемы, сформулированной зачастую самими учащимися, когда результат этой деятельности носит практический характер, имеет важное прикладное значение.

Исследование с точки зрения учителя — это интегративное дидактическое средство развития, обучения и воспитания школьников, которое позволяет формировать и развивать УУД:

Такими специфическими умениями являются:

  • анализ проблемной ситуации;
  • целеполагание;
  • формулирование вопросов;
  • планирование действий;
  • отбор необходимой информации;
  • логические умения;
  • умение строить гипотезы и делать выводы;
  • рефлексия;
  • самоконтроль, самооценка и др.

Для успешного развития исследовательских умений важно учитывать степень подготовленности учащихся к этой деятельности.

Для определения уровня развития познавательного интереса на уроках учителями ведётся наблюдение за тем, как ученик воспринимает знания, решает различные учебные задачи, работает в группе. Анализируется мотивация к познавательной деятельности и отношение каждого ученика к занятиям. На основе полученных данных корректируются: объём и степень сложности предъявляемых заданий.

Уровень сформированности коммуникативных умений определяется на основе наблюдений за активной и интерактивной работой учащихся. Обращается внимание на способность детей следовать “правилам общения”; договариваться; учитывать иное мнение в диалоге и т.д.

Учитывая уровень развития мышления учащихся учитель планирует формирование определенных мыслительных операций на всех урока поэлементно и поэтапно.

Наличие опыта самоконтроля и самооценки. Учителями используются разные рефлексивные методики, которые стимулируют развитие умений планировать свою работу, оценивать результаты своих действий как бы со стороны, формируют способность к самоконтролю.

Исследование как метод должно использоваться практически на каждом уроке. Начиная с первого класса, на уроках учителя используют специальные игры и задания, позволяющие активизировать исследовательскую деятельность ребёнка, помогающие осваивать первичные навыки проведения исследований. В первом классе школьники учатся задавать вопросы, планировать действия, наблюдать и обобщать; знакомятся с приемами рефлексии и самоконтроля.

Во втором классе дети знакомятся с элементами исследовательской деятельности: анализ проблемной ситуации, целеполагание, выдвижение гипотез, формулирование выводов.

С третьего класса начинается обучение коллективному исследованию по плану:

  • выявление проблемы;
  • постановка цели, задач, определение объекта исследования;
  • выбор методики исследования;
  • отбор материала;
  • соотнесение собранного материала с темой и целью исследования.

В этот период организуется подготовка детей к проведению самостоятельных исследований. На этом этапе дети получают элементарные представления о том, как вести диалог, выделять главное в материале, как провести несложный эксперимент, подготовить доклад.

В четвертом классе у обучающихся проявляется более высокий уровень самостоятельности в проведении учебных исследований. На данном этапе очень важно помочь ребенку своевременно осуществить самоанализ и самооценку своей деятельности, чтобы скорректировать работу.

Для учителя очень важно оценивание степени сформированности УУД: умений и навыков исследовательской деятельности. Положительной оценки достоин любой уровень достигнутых результатов. Оценивать можно:

  • степень самостоятельности в выполнении различных этапов работы над учебным исследованием;
  • степень включённости в групповую работу и чёткость выполнения отведённой роли;
  • степень осмысления использованной информации;
  • оригинальность идеи;
  • осмысление проблемы и способ ее решения;
  • формулирование цели исследования;
  • владение рефлексией;
  • творческий подход в процессе работы.

Учителю необходим определенный уровень научно-методической подготовки, владение исследовательскими технологиями и технологиями их осуществления в образовательном процессе.

Изменяется позиция учителя. Учитель превращается в организатора деятельности, консультанта-помощника и коллегу по решению проблемы, добыванию необходимых знаний.

Однозначно ответить на вопрос, в какой роли должен выступать учитель на уроке, взаимодействуя с детьми, нельзя. Позиция учителя зависит от типа и формы организации урока, темы и поставленных задач урока.

Ориентированность работы на имеющийся субъектный опыт учащихся, его преобразование характерная черта исследовательского обучения.

В полноценном обучении участники взаимодействуют как с физическим окружением (предметы, разнообразные пособия, карточки и др.), так и с социальным (друг с другом и с учителем). Основное правило заключается в том, что все три вида активности (физическая, социальная, познавательная) разнообразны, взаимосвязаны (взаимозависимы) и в обязательном порядке должны присутствовать на каждом уроке.

В процессе организации учебно-исследовательской деятельности много достоинств:

  • одна и та же информация повторяется в разной форме (детям не скучно); есть возможность неоднократно повторять новый материал с целью его усвоения и систематизации;
  • процесс обучения приближен к реальной жизни;
  • развиваются коммуникативные навыки (ведения дискуссии; доказывания и аргументирования);
  • воспитываются нравственные качества личности (сопереживание, великодушие, терпение, трудолюбие, честность, доброта и др.).

Однако, наряду со всеми этими достоинствами, следует отметить и некоторые сложности:

  • сложность соблюдения временных рамок.
  • сложность точного планирования хода урока.

Работая в данном направлении, повышается плотность урока; появляются широкие возможности для осуществления индивидуального подхода; рост уровня обученности и воспитанности класса (к чему так стремится каждый учитель); профессиональный рост в результате работы.

Исследовательская, поисковая активность – естественное состояние ребёнка, он настроен на познание мира, он хочет его познавать. Исследовательская деятельность – высший уровень деятельности, это самостоятельный поиск знаний, овладение основными правилами и действиями, творение того, чего еще не было. При такой работе включаются практически все виды универсальных учебных действий. Только те знания, добытые исследовательским путем, становятся прочно усвоенными и осознанными. Поэтому в своей работе по формированию УУД отдаю предпочтение проектно – исследовательской деятельности. И пусть дети не сделают новых открытий, они повторяют путь учёного: от выдвижения гипотезы до её доказательства или опровержения, они сами открывают для себя новые знания. “Сначала я открывал то, что известно многим, затем то, что известно некоторым, а потом – то, что неизвестно никому”. К.Э. Циолковский.

На уроке математики дети исследуют цифры, способы решения различных примеров.

На русском языке открывают для себя новые знания, исследуем слова, например, с безударными гласными, приходим к выводу, сами составляем алгоритм грамотного написания слов.

На уроке окружающего мира проводят опыты с водой, делая вывод о её свойствах; исследуют воздух и условия выращивания разных растений.

Таким образом, приобщение к учебно-исследовательской деятельности имеет обширный образовательный потенциал, так как – это лучший способ формирования УУД.

Очень важно, чтобы такая работа по включению детей в активную учебную деятельность была ежедневной. Для этого важна личная мотивация учителя: я делаю так потому, что просто не могу по-другому работать.


За последние годы в обществе произошли кардинальные изменения в представлении о целях образования и путях их реализации. Обучение понимается как процесс подготовки учащихся к реальной жизни, готовности занять активную позицию, успешно решать жизненные задачи, уметь сотрудничать и работать в группе, быть готовым к быстрому переучиванию в ответ на обновление знаний и требования рынка труда.

Исследовательская деятельность является одним из наиболее эффективных средств, обеспечивающих развитие мотивации учащихся и формирование универсальных учебных действий.

Учебное исследование рассматривается как образовательный процесс, реализуемый на основе технологии исследовательской деятельности [2, с. 157].

Основные характеристики учебного исследования:

2) развитие навыка формирования или выделения нескольких версий, гипотез в избранной проблеме, их адекватное формулирование;

3) развитие навыка работы с разными версиями на основе анализа свидетельств или первоисточников (методики сбора материала, сравнения);

4) работа с первоисточниками при разработке версий;

5) развитие навыков анализа и принятия на основе анализа одной версии в качестве истинной.

В основе организации урока можно выделить шесть основных этапов методики исследования, которые следуют друг за другом, и один дополнительный:

I. Мотивация (создание проблемной ситуации, обеспечивающей возникновение проблемы и предположений, на основе которых формулируется гипотеза)

II. Исследование (поиск решения проблемы, фактов для обоснования или опровержения гипотезы)

III. Обмен информацией (изложение результатов исследования)

IV. Организация информации (сортировка или классификация полученных в результате исследования фактов)

V. Связывание информации (открытие и формулирование нового знания: принципа, идеи, обобщения)

VI. Подведение итогов, рефлексия (оценивание того, в какой мере достигнуто решение проблемы, обсуждение перспективы дальнейшей работы)

VII. Применение (использование приобретённого нового знания в новых условиях для достижения подлинного понимания открытия) [7, с. 84].

Особенностью урока — исследования является целостность, т. е. связность всех его этапов и их подчинённость одной функции — открытию или доказательству какого-то нового знания, идее урока.

Содержание деятельности

Что нужно знать учителю

Сформулировать обобщение урока

Осознать, какое правило, принцип, закономерность или связь должны быть выявлены или обоснованы

Определить материал для изучения, на основании которого можно выявить или обосновать обобщение

Определить объём, характер, форму предъявления информации на основании значимых критериев

Определить тип учебного исследования

Учесть специфику обобщения, особенности материала, задачи, которые ставит учитель

Сконструировать проблемную ситуацию для учеников

Обеспечить возникновение потребности в раскрытии неизвестного (планируемого обобщения)

Продумать состав групп, распределение материала для изучения по группам, форму представления работы

Учесть принципы и правила организации работы в малых группах

Возникновение сомнения, неуверенности, вопроса или проблемы, на разрешение которых должна быть направлена вся дальнейшая активность учащихся на уроке, является целью этапа мотивации.

Определённая систематизация разных вариантов практических обстоятельств выполнения действия, которые могут являться условиями создания проблемных ситуаций на уроке-исследовании, даёт возможность выделить несколько способов их создания.

Рассмотрим некоторые из них:

1) приём загадки — интерпретации;

2) выполнимое — невыполнимое действие;

3) приём ключевых слов.

1. Приём загадки — интерпретации основан на использовании такого стимулирующего материала, который характеризуется той или иной степенью неопределённости, что позволяет создать проблемную ситуацию. Таким материалом могут быть реальные объекты, рисунок, схема, модель, демонстрация опытов, ряд сов и т. д. Самым важным в этом случае является некоторая связь между изображением и той гипотезой, которая должна возникнуть у учащихся. Вопросы учителя могут быть как достаточно прямыми, так и косвенными.

Например: а) Что бы это значило?


б) Какая связь между схемой и той темой, которую мы изучаем?

На уроках, построенных на основе такой мотивации, новые знания, приобретённые детьми в результате проведённого исследования, переживаются как настоящее открытие.

Ключ свойство (ключики: вкус, форма, цвет, вес, материал)

Ключ причина (ключики: зачем, почему, с какой целью…)

Ключ назначение (ключики: для чего, функция…)

1. Нельзя критиковать предлагаемые идеи, споры и обсуждения запрещаются.

2. Приветствуются любые идеи, в том числе фантастические. Нет плохих идей.

3. Поощряется развитие, усовершенствование и комбинирование чужих идей.

4. Идеи следует излагать кратко, не прерывать эстафету идей.

5. Главная цель — получить как можно больше идей.

Все рассмотренные способы создания мотивации на уроке представляют собой различные варианты конструирования проблемных ситуаций, обуславливающих необходимость проведения исследования.

В ряду эффективных форм активизации исследовательской, поисковой активности школьников особое место занимает экскурсия, т. к. она может служить стартовой площадкой для детских исследований, дать мощный импульс детскому мышлению, позволяет увидеть много интересных проблем для собственных изысканий, продуцировать большое количество самых разных гипотез. Однако, следует помнить о том, что экскурсия — это не просто прогулка по определённому маршруту, а серьёзная работа, требующая большой предварительной подготовки педагога и учеников.

Организация исследовательской деятельности младших школьников создаёт благоприятные условия для интеллектуального, личностного роста младших школьников и формирования универсальных учебных действий.

1. Асмолов, А. Г. Как проектировать универсальные учебные действия/ Москва, Просвещение — 2011

2. Новейший педагогический словарь /ред.Е. С. Рапоцевич — М.: Современная школа, 2010.

3. Поддъяков, А. Н. Исследовательское поведение. Стратегии познания, помощь, противодействие, конфликт/ А. Н. Поддъяков — М.: 2009, — 138 с.

4. Савенков, А. И. Психология исследовательского поведения и исследовательские способности // Исследовательская работа школьников. — 2010. — № 2

5. Семёнова, Н. А. Методы и формы обучения: Учитель — ученик. Исследовательская деятельность учащихся. //Начальная школа.- 2009. — № 2.- 126 с.

6. Шумакова, Н. Б. Развитие исследовательских умений младших школьников// Москва, Просвещение, 2011–158 с.

7. Шумакова, Н. Б. Обучение и развитие одарённых детей/ Н. Б. Шумакова — М.: Издательский дом РАО, 2010.- 156 с.

Основные термины (генерируются автоматически): проблемная ситуация, идея, исследовательская деятельность, III, VII, Ключ, невыполнимое действие, учебная деятельность.

Похожие статьи

Проблемная ситуация как условие развития познавательной.

Развитию мыслительной деятельности у ребенка способствуют проблемные ситуации. Проблемная ситуация — это задача

Он состоит в открытии новых, ранее неизвестных связей и отношений элементов проблемы, т. е. выдвижение гипотез, поиск ключа, идеи решения.

Исследовательская деятельность учащихся на уроках математики

‒ учебное исследование. ‒ проблемное обучение. Учебно-исследовательская и проектная деятельность является метапредметным результатом.

Ключевые слова: педагогическая технология, диалоговое обучение, проблемная ситуация, исследовательский урок.

Проблемные ситуации в организации образовательного.

проблемная ситуация, разрешение проблемы, детская деятельность, ситуация, ребенок, работа детей, проблемный подход, форма работы, принцип, образовательный процесс.

- инициативности — добровольное генерирование и продвижение новых идей, стремление решать учебные задачи без помощи.

Учебно-исследовательская деятельность школьников как один.

Учебное исследование – образовательный процесс, реализуемый на основе технологии исследовательской деятельности.

Поисковые (исследовательские) умения (умение самостоятельно генерировать идеи, т.е. изобретать способ действия, привлекая знания из.

учебно-исследовательская деятельность, дополнительное.

Учебно-исследовательская деятельность учащихся — это решение ими творческой, исследовательской

Исследовательская деятельность, в отличие от просто активности и поведения

При этом человек может или изменить проблемную ситуацию (сделать её не.

Исследовательская деятельность младших школьников как.

Виды исследовательской деятельности в общеобразовательной организации: 1. Учебно-исследовательская деятельность — творческая самостоятельная деятельность обучающихся.

Учебно-исследовательская деятельность в процессе обучения.

Учебно-исследовательская деятельность в процессе обучения математике. Автор: Глотова Татьяна Александровна.

Определение конкретных способов и средств действий, через постановку проблемы, вычленение объекта исследования, проведение эксперимента.

Похожие статьи

Проблемная ситуация как условие развития познавательной.

Развитию мыслительной деятельности у ребенка способствуют проблемные ситуации. Проблемная ситуация — это задача

Он состоит в открытии новых, ранее неизвестных связей и отношений элементов проблемы, т. е. выдвижение гипотез, поиск ключа, идеи решения.

Исследовательская деятельность учащихся на уроках математики

‒ учебное исследование. ‒ проблемное обучение. Учебно-исследовательская и проектная деятельность является метапредметным результатом.

Ключевые слова: педагогическая технология, диалоговое обучение, проблемная ситуация, исследовательский урок.

Проблемные ситуации в организации образовательного.

проблемная ситуация, разрешение проблемы, детская деятельность, ситуация, ребенок, работа детей, проблемный подход, форма работы, принцип, образовательный процесс.

- инициативности — добровольное генерирование и продвижение новых идей, стремление решать учебные задачи без помощи.

Учебно-исследовательская деятельность школьников как один.

Учебное исследование – образовательный процесс, реализуемый на основе технологии исследовательской деятельности.

Поисковые (исследовательские) умения (умение самостоятельно генерировать идеи, т.е. изобретать способ действия, привлекая знания из.

учебно-исследовательская деятельность, дополнительное.

Учебно-исследовательская деятельность учащихся — это решение ими творческой, исследовательской

Исследовательская деятельность, в отличие от просто активности и поведения

При этом человек может или изменить проблемную ситуацию (сделать её не.

Исследовательская деятельность младших школьников как.

Виды исследовательской деятельности в общеобразовательной организации: 1. Учебно-исследовательская деятельность — творческая самостоятельная деятельность обучающихся.

Учебно-исследовательская деятельность в процессе обучения.

Учебно-исследовательская деятельность в процессе обучения математике. Автор: Глотова Татьяна Александровна.

Определение конкретных способов и средств действий, через постановку проблемы, вычленение объекта исследования, проведение эксперимента.

Читайте также: