Мнимая и подлинная рассеянность доклад

Обновлено: 30.06.2024

Парадоксально, но именно так называется вид рассеянности, примеры которой первым делом приходят в голову прохожему на улице, если попросить его описать типичного рассеянного. Обратитесь к физику — и он припомнит сэра Исаака Ньютона: если верить известному анекдоту, Ньютон,

Примером поэтической рассеянности, судя по многочисленным воспоминаниям современников, мог бы послужить русский поэт и писатель Серебряного века Андрей Белый. Известна история, когда он, придя в одну из петербургских редакций, забыл, снять калоши. Казалось бы, пустяк, но Белый не удержался и сочинил едва ли не оду поэтической рассеянности, где пристыдил некоего Н.В.Валентинова, который обратил на это внимание. Белый смутился и произнес по этому поводу огромную (минут на 25) речь, смысл которой сводится к следующему: он, Белый, совершенно не удивлен, что именно Валентинов заметил неснятую калошу, ведь

Валентинов марксист, а у марксистов взор всегда притянут к земле, по которой ходят в калошах.

Марксисты никогда не смотрят на небо, потому что там — пустота. Но он, бедный, несчастный поэт, смотрит в небо, так как оно для него — золото в лазури. А о калошах он забыл, потому что в Париже, откуда он вернулся, калош не носят. Но Москва — не Париж. А почему? И следует долгое рассуждение на тему, почему Москва не Париж, а Париж, наоборот, не Москва. От Москвы и Парижа Белый перешел к Ренессансу, потом — к Дюреру, Канту и наконец подошел к излюбленной теме — Владимиру Соловьеву. Оседлав своего любимого конька, он начал говорить о зорях, об их провозвестнике — поэте-символисте. У поэта-символиста есть чувство зари. Поэт видит тяжкий путь в будущее — путь через черную, пылающую гору, путь, на котором будут катастрофы, падения, муки. Поэт все это видит и сгибается под тяжестью своего пророческого назначения. Сжальтесь над ним, не смейтесь над тем, что он не снял в передней калошу. Он все равно достоин вашего сострадания'.

Приведенная цитата исчерпывающе показывает, чем именно занято внимание поэта и отчего он настолько невнимателен в быту. Выделим характерные для мнимой рассеянности особенности поведения и внимания. Прежде всего это отсутствие реакций или неадекватные реакции на внешние воздействия по причине чрезвычайной концентрации на собственных мыслях или на решаемой задаче. Привычные действия или даже целые цепочки действий сохранны (что-то опускается в кастрюльку с кипятком, что-то надевается на голову), однако обратная связь о ходе их выполнения и о возможных изменениях в окружающей среде отсутствует.

Сам Э.Титченер попросту не обратил на это внимания, а студенты побоялись лишний раз побеспокоить своего наставника, и в результате борода его сгорела почти полностью [95].

А чего, казалось бы, стоило ее потушить, если бы профессор вовремя заметил свою оплошность и предпринял необходимые действия.

В случаях, когда какие-то действия все же совершаются, но обратная связь об их результатах отсутствует, возможны два основных типа ошибок.

Подобная чрезмерная сосредоточенность на своих мыслях может оказаться и полезной: случайные, совершенные по рассеянности действия могут привести к научному открытию. Считается, что именно благодаря случайной ошибке талантливого, но рассеянного ученого был изобретен способ вулканизации резины, который до сих пор используется при изготовлении автомобильныхшин. Сходным образом был открыт состав для окраски волос на основе перекиси водорода, благодаря которому в мире стало больше блондинок.

Результат случайного события или действия, досадной оплошности по причине рассеянности может прорваться в сознание только тогда, когда этот результат соответствует собственному направлению мыслей исследователя. Почему так происходит — мы непременно узнаем в последующих главах.

Казалось бы, такой народ обречен на вымирание. Однако жители Лапуты нашли способ привлекать внимание наиболее рассеянных особ к тому, что действительно заслуживает внимания (рис. 1.1).

Поодаль я заметил несколько человек в одежде слуг. В руках они держали небольшие палки. К палкам были привязаны надутые воздухом пузыри. Как мне сказали потом, в пузыри было насыпано немного сухого гороха или мелких камешков.

Время от времени слуги хлопали этими пузырями по губам и ушам лиц, стоявших подле. Я долго не мог уразуметь, для чего это делается. По-видимому, эти люди так погружены в глубокомысленнейшие размышления, что почти не способны ни слушать речи собеседников, ни отвечать на них. Чтобы побудить их к этому, необходимо какое-нибудь внешнее, чисто физическое воздействие на органы речи и слуха. Вот почему состоятельные люди всегда держат в числе прислуги так называемого хлопальщика (по-туземному — клайменоле) и без него никогда не выходят из дому1.

врач очки, поскольку лишен возможности увидеть лицо и очки одновременно.

Л.С. Выготский рассматривал внимание в двух формах-природное внимание и внимание, как продукт культурного развития. Под природным вниманием он рассматривал, как то, что дано от рождения-врожденная способность реагировать на раздражители избирательно. О внимании, как о продукте культурного развития он говорил, что люди, окружающие ребенка, с помощью стимулов и средств направляют его внимание, подчиняют своей власти и дают ему те средства, с помощью которых ребенок овладевает своим вниманием-возникает произвольное внимание. То есть ребенок направляет свое внимание и поведение с помощью взрослых. С возрастом внимание улучшается, но опосредствованное внимание развивается быстрее, чем общее развитие. Итак, непроизвольное внимание у ребенка вызывают яркие окружающие предметы и речь взрослого человека.

Самую известную теорию внимания в психологии создал французский исследователь Теодюль Рибо. Он считает, что существует прямая связь между вниманием и эмоциями. Чем эмоциональнее человек реагирует на ситуации в жизни, тем сильнее он заостряет на этом свое внимание. Он считает, что когда человек концентрирует на чем-то свое внимание, это вызывает физиологическую реакцию в организме. Для того, чтобы сконцентрировать внимание, нужно приложить определенные усилия. При физической работе напрягаются мышцы, а при умственной работе усиливается кровообращение в мозге. Поэтому если возникает истощение или усталость, или неправильно протекают внутренние процессы, человек отвлекается. Усилие, которое прилагает человек, сосредоточивая и удерживая на чем-то внимание, всегда имеет под собой физическую основу. В умении управлять движениями и заключается секрет произвольного внимания.

Физиолог Ухтомский известен тем, что является создателем концепции доминанты. Он считал, что в головном мозге постоянно возникает очаг возбуждения, который Ухтомский назвал доминантой. Она определяет поведение человека, и то, на чем он концентрирует свое внимание. Например, если идущий по улице человек голоден, то он в первую очередь будет обращать внимание на кафе, а не на магазины и салоны красоты.

Теория установки Д.Н. Узнадзе. Он связывает внимание с понятием установки. Например, если человеку дать в руки два одинаковых по объему, но разных по весу предмета, то затем, если дать ему два одинаковых и по объему и по весу предмета, то он будет оценивать их как его мозг установил изначально, то есть один предмет ему будет казаться тяжелее другого.

Физиологически подлинная рассеянность объясняется недостаточной силой внутреннего торможения. Возбуждение, возникающее под действием речевых сигналов, легко распространяется, но с трудом концентрируется. В результате этого в коре мозга рассеянного человека создаются неустойчивые очаги оптимальной возбудимости.

Причины подлинного рассеянного внимания могут быть разнообразны. Это может быть неврастения, малокровие, болезни носоглотки. Иногда рассеянность появляется в результате физического и умственного переутомления и тяжелых переживаний.

У детей одной из причин подлинной рассеянности может являться перегрузка мозга большим количеством впечатлений. Поэтому детям не следует в учебное время года часто ходить в кино, в гости, долго и много смотреть телевизор, играть в компьютерные и телефонные игры. Также разбросанность интересов может стать причиной рассеянности.
4.Практические задания.
1.Подберите (из художественной, научной литературы, из собственного опыта и т.д.) и приведите несколько примеров по одному из вопросов.
Факторы привлечения внимания.

В обычной жизни на человека воздействует огромное число раздражителей. Но до сознания доходит лишь то, что является значимым.

Важная роль в регуляции внимания принад­лежит скоплению нервных клеток, расположенных в стволовой части мозга и получивших название ретикулярной формации.

Любой раздражитель способен привлечь внимание: громкий звук, резкий запах, яркий свет и т.д.

Мнимая рассеянность — это невнимание человека к непосредственно окружающим предметам и явлениям, вызванная крайней сосредоточенностью его внимания на каком-то предмете.

Мнимая рассеянность — результат большой сосредоточенности и узости внимания. Иногда ее называют “профессорской”, так как она нередко встречается у людей этой категории. Внимание ученого может быть настолько сконцентрировано на занимающей его проблеме, что он не слышит обращенных к нему вопросов, не узнает знакомых, отвечает невпопад.

Рассеянность как следствие внутренней сосредоточенности не причиняет большого вреда делу, хотя и затрудняет ориентацию человека в окружающем мире. Хуже подлинная рассеянность. Человек, страдающий рассеянностью этого рода, с трудом устанавливает и удерживает произвольное внимание на каком-либо объекте или действии. Для этого ему требуется значительно больше волевых усилий, чем человеку нерассеянному. Произвольное внимание рассеянного человека неустойчиво, легко отвлекаемо.

Подлинная рассеянность

Причины подлинно рассеянного внимания разнообразны. Причиной подлинной рассеянности может быть общее расстройство нервной системы (неврастения), малокровие, болезни носоглотки, затрудняющие поступление воздуха в легкие. Иногда рассеянность появляется в результате физического и умственного утомления и переутомления, тяжелых переживаний.

Одной из причин подлинной рассеянности является перегрузка мозга большим количеством впечатлений. Вот почему не следует в учебное время года часто отпускать детей в кино, театр, водить в гости, разрешать ежедневно смотреть телевизор. Разбросанность интересов также может привести к подлинной рассеянности. Некоторые ученики записываются сразу в несколько кружков, берут книги из многих библиотек, увлекаются спортом, коллекционированием и прочим, и при этом ничем серьезно не занимаются. Причиной подлинной рассеянности может быть и неправильное воспитание ребенка в семье: отсутствие определенного режима в занятиях, развлечениях и отдыхе ребенка, выполнение всех его прихотей, освобождение от трудовых обязанностей. Скучное преподавание, которое не будит мысль, не затрагивает чувств, не требует напряжения воли, — один из источников рассеянности внимания учащихся.

14. Мышление, его основные виды и формы. Основные виды умственных операций. Информация, полученная человеком из окружающего мира, позволяет человеку представлять не только внешнюю, но и внутреннюю сторону предмета, представлять предметы в отсутствие их самих, предвидеть их изменение во времени, устремляться мыслью в необозримые дали и микромир. Все это возможно благодаря процессу мышления. Впсихологии под мышлением понимают процесс познавательной деятельности индивида, характеризующийся обобщенным и опосредованным отражением действительности. Предметы и явления действительности обладают такими свойствами и отношениями, которые можно познать непосредственно, при помощи ощущений и восприятий (цвета, звуки, формы, размещение и перемещение тел в видимом пространстве).

Первая особенность мышления — его опосредованный характер. То, что человек не может познать прямо, непосредственно, он познаёт косвенно, опосредованно: одни свойства через другие, неизвестное — через известное. Мышление всегда опирается на данные чувственного опыта — ощущения, восприятия, представления — и на ранее приобретённые теоретические знания. Косвенное познание и есть познание опосредованное.

Вторая особенность мышления — его обобщённость. Обобщение как познание общего и существенного в объектах действительности возможно потому, что все свойства этих объектов связаны друг с другом. Общее существует и проявляется лишь в отдельном, в конкретном.

Обобщения люди выражают посредством речи, языка. Словесное обозначение относится не только к отдельному объекту, но также и к целой группе сходных объектов. Обобщённость также присуща и образам (представлениям и даже восприятиям). Но там она всегда ограничена наглядностью. Слово же позволяет обобщать безгранично. Философские понятия материи, движения, закона, сущности, явления, качества, количества и т.д. — широчайшие обобщения, выраженные словом.

Результаты познавательной деятельности людей фиксируют в форме понятий. Понятие — есть отражение существенных признаков предмета. Понятие о предмете возникает на основе многих суждений и умозаключений о нём. Понятие как результат обобщения опыта людей является высшим продуктом мозга, высшей ступенью познания мира.

Мышление человека протекает в форме суждений и умозаключений. Суждение — это форма мышления, отражающая объекты действительности в их связях и отношениях. Каждое суждение есть отдельная мысль о чём-либо. Последовательная логическая связь нескольких суждений, необходимая для того, чтобы решить какую-либо мыслительную задачу, понять что-нибудь, найти ответ на вопрос, называется рассуждением. Рассуждение имеет практический смысл лишь тогда, когда оно приводит к определённому выводу, умозаключению. Умозаключение и будет ответом на вопрос, итогом поисков мысли.

Благодаря наблюдательности человек различает признаки и объекты, имеющие незначительные отличия, замечает различия в сходном, видит их при быстром движении, при изменившемся ракурсе, имеет возможность сократить до минимума время восприятия признака, объекта, процесса.

Наблюдательность, как черта личности, является результатом развития произвольного внимания.

Рассеянностью называется неспособность человека сосредоточиться на чем либо определенном в течении длительного времени. Встречается два типа рассеянности: мнимая и подлинная.

Мнимая рассеянность - это невнимание человека к непосредственно окружающим предметам и явлениям, вызванная крайней сосредоточенностью его внимания на каком-либо предмете. Мнимая рассеянность - результат большой сосредоточенности и узости внимания. Иногда ее называют “профессорской”, так как она нередко встречается у людей этой категории. Внимание ученого может быть настолько сконцентрировано на занимающей его проблеме, что он не слышит обращенных к нему вопросов, не узнает знакомых, отвечает невпопад. Физиологической основой мнимой рассеянности является мощный очаг оптимального возбуждения в коре головного мозга, вызывающего торможение в окружающих его участках по закону отрицательной индукции. Неясность отражения различного рода внешних воздействий при рассеянном внимании объясняется тем, что оно происходит на участках коры головного мозга, находящихся в состоянии торможения.

Рассеянность как следствие внутренней сосредоточенности не причиняет большого вреда делу, хотя и затрудняет ориентацию человека в окружающем мире. Хуже подлинная рассеянность. Человек, страдающий рассеянностью этого рода, с трудом устанавливает и удерживает произвольное внимание на каком-либо объекте или действии. Для этого ему требуется значительно больше волевых усилий, чем человеку не рассеянному. Произвольное внимание рассеянного человека неустойчиво, легко отвлекаемое. Физиологически подлинная рассеянность объясняется недостаточной силой внутреннего торможения. Возбуждение, возникающее под действием речевых сигналов, легко иррадирует, но с трудом концентрируется. В результате этого в коре головного мозга рассеянного человека создаются неустойчивые очаги оптимальной возбудимости.

Причины подлинной рассеянности внимания разнообразны, их знание необходимо, чтобы не укреплять рассеянность, а бороться с ней. Причиной подлинной рассеянности может быть общее расстройство нервной системы (неврастения), малокровие, болезни носоглотки, затрудняющие вентиляцию легких и, следовательно, обедняющие кислородное питание мозговых клеток. Иногда рассеянность появляется в результате физического и умственного утомления и переутомления, тяжелых переживаний. Одной из причин подлинной рассеянности является перегрузка мозга большим количеством впечатлений. Разбросанность интересов также может привести к подлинной рассеянности, неупорядоченность увлечений укрепляет рассеянность. Еще одной причиной подлинной рассеянности может быть и неправильное воспитание ребенка в семье: отсутствие режима в занятиях, развлечениях и отдыхе ребенка, выполнение всех его прихотей, освобождение от трудовых обязанностей. Скучное преподавание, которое не будит мысль, не затрагивает чувств, не требует напряжения воли - один из источников рассеянности внимания учащихся.

6. Составьте по памяти таблицу (или схему) видов внимания. Постарайтесь ла­ко­нич­но и в логической последовательности раскрыть в ней важнейшие харак­те­ри­сти­ки каждого вида, условия возникновения, психофизиологические механизмы.

Вид внимания Характеристика
Непроизвольное Возникает непроизвольно. Сосредоточение на объекте происходит в силу каких-либо его особенностей (вызывающие яркий эмоциональный тон, новизны раздражителя, интерес). Характеризуется короткой длительностью и неустойчивостью. Физиологической основой является ориентировочный рефлекс.
Произвольное Сознательно регулированное сосредоточение на объекте, в результате приложения волевого усилия. Характеризуется высокой утомительностью; устойчивость определяется степенью приложения волевых усилий. Физиологической основой служат индукционные процессы в коре головного мозга.
Послепроизвольное Первоначально возникает произвольное внимание, затем через вхождение в деятельность возникает интерес, после чего внимание приобретает черты непроизвольного внимания. Характеризуется наибольшей эффективностью и длительностью. Физиологической основой является учение Ухтомского о доминанте.

Речь идет о послепроизвольном внимании. В основе его физиологического механизма лежит учение о доминанте А.А.Ухтомского.

Доминанта – главенствующий очаг возбуждения в центральной нервной системе. Это достаточно стойкое возбуждение приобретает значение господствующего фактора в работе прочих центров: оно накапливает в себе возбуждение от отдельных источников, а также тормозит способность других центров реагировать на импульсы, имеющие к ним прямое отношение.

8. Назовите качества внимания и раскройте их содержание, роль в жиз­не­дея­тель­но­сти. Определите факторы, положительно и отрицательно влияющие на прояв­ле­ние и развитие этих качеств.

К качествам внимания относятся: устойчивость, концентрация, распределение, переключение и объем внимания.

Устойчивость- это временная характеристика внимания, длительность привлечения внимания к одному и тому же объекту. Устойчивость может определяться периферическими и центральными факторами. В настоящее время доказано, что наиболее существенным условием устойчивости внимания является возможность раскрыть в предмете, на котором оно сосредоточенно, новые стороны и связи. Когда поставленная задача требует от нас сосредоточенности на каком-либо предмете, мы раскрываем в нем новые аспекты в их взаимосвязях и взаимопереходах, внимание может очень длительное время оставаться устойчивым. В тех случаях, когда содержание предмета внимания не дает возможности для дальнейшего его изучения, мы легко отвлекаемся, наше внимание колеблется. Чтобы внимание к какому-либо предмету поддерживалось, его сознание должно быть динамическим процессом. Предмет внимания должен развиваться, обнаруживать перед нами свое новое содержание. Если внимание при всех условиях было неустойчивым, эффективная умственная работа была бы невозможна. Само включение умственной деятельности, раскрывающей в предмете новые стороны и связи изменяет закономерности этого процесса и создает условия для устойчивости внимания. Устойчивость внимания зависит от целого ряда условий. К числу относятся: особенности материала, степень его трудности, знакомства с ним, отношения к нему со стороны субъекта, а также от индивидуальных особенностей личности.

Концентрация внимания - это степень или интенсивность сосредоточенности, т. е. Основной показатель его выраженности, тот фокус, в котором собрана психическая или сознательная деятельность. А. А. Ухтомский полагал, что концентрация внимания связана с особенностями функционирования доминантного очага возбуждения в коре головного мозга. В частности, концентрация является следствием возбуждения в доминантном очаге при одновременном торможении остальных зон коры головного мозга.

Под распределением внимания понимают субъективно переживаемую способность человека удерживать в центре внимания определенное число разнородных объектов одновременно. Именно эта способность позволяет совершать сразу несколько действий, сохраняя их в поле внимания. Вспомним феноменальные способности Юлия Цезаря, который мог делать одновременно семь не связанных между собой дел. Однако, как показывает практика, человек способен выполнить только один вид сознательной психической деятельности, а субъективное ощущение одновременности выполнения нескольких обязано быстрому последовательному переключению с одной на другую. Еще Вундтом было доказано, что человек не может сосредотачиваться на двух одновременно предъявляемых раздражителях. Однако иногда человек действительно способен выполнять два вида деятельности. На самом деле, в таких случаях один из видов выполняемой деятельности должен быть полностью автоматизирован и не требовать внимания, если же это условие не соблюдается, совмещение деятельности невозможно.

Распределение внимания, по-существу, является обратной стороной его переключаемости. Переключение внимания определяется скрытно, переходя от одного вида деятельности к другому. Переключение означает сознательное и осмысленное перемещение внимания с одного объекта на другой. В целом переключаемость внимания означат способность быстро ориентироваться в сложной, изменяющейся ситуации. Легкость переключения внимания у разных людей различна и зависит от целого ряда условий. Это прежде всего соотношение между предшествующей и последующей деятельностью и отношение субъекта к каждой из них. Чем интереснее деятельность, тем легче на нее переключиться, и наоборот. Переключаемость внимания принадлежит к числу хорошо тренируемых качеств.

Объем внимания. Известно, что человек не может одновременно думать о разных вещах и выполнять разнообразные работы. Это ограничение вынуждает дробить поступающую извне информацию на части, не превышающие возможности обрабатывающей системы. Таким же образом человек обладает весьма ограниченными возможностями одновременно воспринимать несколько независимых друг от друга объектов - это и есть объем внимания. Важной и определяющей его особенностью является то, что он практически не поддается регулированию при обучении и тренировке.

Понятие “объем внимания” близко к понятию “объем восприятия“. Понятия - ”поле ясного внимания” и “поле неясного о внимания” очень близки к понятиям центра и периферии зрительного восприятия. Однако количество находящихся в поле нашего внимания связанных между собой элементов, объединенных в осмысленное целое, может быть много больше. Объем внимания поэтому является изменчивой величиной, зависящей от того, насколько связано между собой содержание, на котором сосредотачивается внимание, и от умения осмысленно связывать и структурировать материал.

Читайте также: