Использование технологии критического мышления на уроках предметов гуманитарного цикла доклад

Обновлено: 02.07.2024

Комментарии по прошествии некоторого времени (ответы)

5 Таблицы вопросов. Большое значение в технологии развития критического мышления отводится приёмам, формирующим умение работать с вопросами. В то время как традиционное преподавание строится на готовых ответах, которые преподносятся ученикам как данность, технология развития критического мышления ориентирована на вопросы как основную движущую силу мышления. Учащихся необходимо обращать к их собственной интеллектуальной энергии. Мысль остаётся живой только при условии, что ответы стимулируют дальнейшие вопросы. Уровень задаваемых вопросов определяет уровень нашего мышления.

Слайд 15

Дайте три объяснения, почему…?

Почему вы думаете…?

По ходу работы с таблицей в левую колонку записываются вопросы, требующие простого, односложного ответа. В правой колонке – вопросы, требующие подробного, развёрнутого ответа.

Слайд 16

Концептуальная таблица . Особенно полезна, когда предполагается сравнение трёх и более объектов или вопросов. По горизонтали располагается то, что подлежит сравнению, а по вертикали – различные черты и свойства, по которым это сравнение происходит.

Слайд 17

З – что мы знаем

Х – что мы хотим

У – что мы узнали или что нам осталось узнать

Категории информации, которыми мы намерены пользоваться

На стадии вызова вспоминают всё по теме и записывают в 1-ую верхнюю колонку. Заполняют нижнюю графу таблицы и 2-ую колонку. На стадии осмысления содержания переходим к главному источнику информации. Он поможет нам ответить на вопросы, подтвердить или опровергнуть уже имеющиеся у нас сведения, расширить категории информации. После прочтения текста вернёмся к таблице. И в верхней части таблицы будут заполнены все столбцы. Можно поработать с нижней частью таблицы, ведь информация значительно расширилась. На стадии рефлексии работа может быть продолжена, учащиеся на уроке или на дом получают задание заполнить новую таблицу, в ней столько граф, сколько категорий информации вы выделили.

Слайд 18

3-ая стадия – рефлексия (размышление). На этой стадии информация анализируется, интерпретируется, творчески перерабатывается. Стадия рефлексии даёт учащимся навыки анализа, творческого переосмысления информации. Является наиболее значимой для воспроизведения всего трёхфазового цикла.

Слайд 19

Приёмы: рафт, синквейн, эссе

1 Рафт . Идея состоит в том, что пишущий выбирает для себя некую роль, т. е. пишет текст не от своего лица. Для робких, неуверенных в себе учащихся это спасение, поскольку такой ход снимает страх перед самостоятельным высказыванием. Необходимо решить, для кого предназначен текст (родителей, школьной администрации, местной газеты). Вышеперечисленное во многом продиктует и формат создаваемого текста (письмо, заметка в газету, жалоба начальству).

3 Синквейн. Это стихотворение, представляющее собой синтез информации в лаконичной форме, что позволяет описывать суть понятия или осуществлять рефлексию на основе полученных знаний.

Слайд 20, 21, 22

Подробнее хотелось бы остановиться на более распространённом приёме – синквейне. Это стихотворение, состоящее из пяти строк: в первой строке заявляется тема или предмет (одно существительное); во второй даётся описание предмета (два прилагательных или причастия); в третьей, состоящей из трёх глаголов, характеризуются действия предмета; в четвёртой строке приводится фраза, обычно из четырёх значимых слов, выражающая отношение автора к предмету; в пятой строке синоним, обобщающий или расширяющий смысл темы/предмета (одно слово). Синквейн – быстрый, но мощный инструмент для рефлексии, поскольку он даёт возможность резюмировать информацию, излагать сложные идеи, чувства и представления в нескольких словах, что отнюдь не просто.

Все три стадии непременно должны быть:

- систематизированы, чтобы уч-ся смогли понять и последовательно применять данную технологию;

- очевидны, чтобы учащиеся могли определить, на каком этапе мыслительной деятельности они находятся.

Приёмы технологии должны вводиться постепенно, на каждом уровне образовательного процесса дополняться и усложняться.

Слайд 23

Нажмите, чтобы узнать подробности

Базовая модель, лежащая в основе технологии РКМ, состоит из трёх этапов (стадий): вызова, осмысления и рефлексии.

Остановлюсь на некоторых приёмах ТРКМ, используемых мною на различных этапах урока.

Данный метод побуждает учащихся к активной деятельности. Они с интересом включаются в групповую работу, обмениваясь известными знаниями. При этом стараются работать слаженно, организованно, приходить к единому мнению в случае возникших разногласий.

Таким образом, многократное повторение теоретического материала способствует лучшему его усвоению. Обстановка сотрудничества позволяет использовать разные виды учебной деятельности, способствует сплочению классного коллектива. Каждый учащийся чувствует ответственность за результаты совместной работы. При этом повышается самооценка его деятельности.

Данный приём способствует формированию навыков работы с различными источниками информации; позволяет подойти критически к оценке сложившейся проблемы, раскрыть интеллектуальный и творческий потенциал учащихся; учит их анализировать, обобщать, делать выводы.

Данный приём побуждает учащихся к диалогу, заставляет их анализировать и критически относиться к поступкам героев, вырабатывает уважение к собственным точкам зрения и личному опыту.

Применение методов и приёмов технологии РКМ позволило достичь следующих результатов.

Повысить интерес детей к урокам чтения, русского языка, окружающего мира.

Сформировать у младших школьников умение критически мыслить.

Раскрыть интеллектуальный потенциал учащихся.

Сформировать познавательные интересы и потребности.

Развить интеллектуальные и творческие способности учащихся.

Развить устную и письменную речь, расширить словарный запас.

Сформировать навыки работы с различными видами информации.

Успешно усваивать учебный материал.

Добиваться высоких результатов в предметных конкурсах и олимпиадах различных уровней.

Научить детей слаженно работать в группах, при этом учитывая мнения других.

Развить такие качества личности, как организованность, ответственность, самостоятельность, активность, общительность.

Анализировать и критически относиться к своим действиям.

Выработать уважение к собственным точкам зрения и опыту.

Повысить самооценку своей деятельности.

Формировать универсальные учебные действия в соответствии с требованиями ФГОС.

Статью хочется закончить словами Конфуция, в которых наиболее отражён смысл технологии РКМ:

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Использование технологии развития критического мышления

на уроках гуманитарного цикла

Попова Людмила Анатольевна,

учитель начальных классов

ОАНО «Тамбовская православная гимназия

имени святителя Питирима,

Базовая модель, лежащая в основе технологии РКМ, состоит из трёх этапов (стадий): вызова, осмысления и рефлексии.

Остановлюсь на некоторых приёмах ТРКМ, используемых мною на различных этапах урока.

Данный метод побуждает учащихся к активной деятельности. Они с интересом включаются в групповую работу , обмениваясь известными знаниями. При этом стараются работать слаженно, организованно, приходить к единому мнению в случае возникших разногласий.

Таким образом, многократное повторение теоретического материала способствует лучшему его усвоению. Обстановка сотрудничества позволяет использовать разные виды учебной деятельности, способствует сплочению классного коллектива. Каждый учащийся чувствует ответственность за результаты совместной работы. При этом повышается самооценка его деятельности.

Данный приём способствует формированию навыков работы с различными источниками информации; позволяет подойти критически к оценке сложившейся проблемы, раскрыть интеллектуальный и творческий потенциал учащихся; учит их анализировать , обобщать , делать выводы.

Данный приём побуждает учащихся к диалогу, заставляет их анализировать и критически относиться к поступкам героев, вырабатывает уважение к собственным точкам зрения и личному опыту.

Применение методов и приёмов технологии РКМ позволило достичь следующих результатов.

Повысить интерес детей к урокам чтения, русского языка, окружающего мира.

Сформировать у младших школьников умение критически мыслить.

Раскрыть интеллектуальный потенциал учащихся.

Сформировать познавательные интересы и потребности.

Развить интеллектуальные и творческие способности учащихся.

Развить устную и письменную речь, расширить словарный запас.

Сформировать навыки работы с различными видами информации.

Успешно усваивать учебный материал.

Добиваться высоких результатов в предметных конкурсах и олимпиадах различных уровней.

Научить детей слаженно работать в группах, при этом учитывая мнения других.

Развить такие качества личности, как организованность, ответственность, самостоятельность, активность, общительность.

Анализировать и критически относиться к своим действиям.

Выработать уважение к собственным точкам зрения и опыту.

Повысить самооценку своей деятельности.

Формировать универсальные учебные действия в соответствии с требованиями ФГОС.

Статью хочется закончить словами Конфуция, в которых наиболее отражён смысл технологии РКМ:

Автор: Стрельцова Ирина Германовна, Казарян Варвара Николаевна

Населенный пункт: Республика Крым, г. Старый Крым

Критическое мышление является интерактивным процессом познания, который происходит одновременно на разных уровнях воспитания. Интерактивные методы обучения предусматривают субъектно – объектные отношения (учитель-ученик, ученик-ученик, ученики-ученик).

Использование методов и приёмов критического мышления даёт возможность обучающимся принимать активное участие в учебном процессе; относиться с пониманием и уважением к мыслям своих одноклассников; уметь аргументировать и защищать собственные идеи; принимать конструктивные решения.

В уроке с использованием критического мышления выделяют 3 этапа:

1. Эвакация (актуализация).

Стратегии критического мышления.

Метод предназначен для того, чтобы обучающиеся помогали друг другу учиться. Каждая группа получает одинаковое задание: прочитать свой микротекст, продумать, как, какими способами запомнить его и пересказать, составить вопросы, направленные на понимание сущности текста. Учащиеся могут записать опорные слова, начертить рисунки, схемы или кластеры. После работы с текстом группы перераспределяются таким образом, чтобы в каждой оказались представители всех трех групп. Затем по команде учителя они по очереди объясняют свой вопрос, используя записи и графический материал. Объяснив и обсудив три микротемы в группе, все возвращаются на свои места и ещё раз обсуждают общую тему, состоящую из трех микротем.

Этот метод облегчает изучение темы посредством рассмотрения её с разных точек зрения.

Из плотной бумаги склеивается кубик. На каждой стороне пишется одно из следующих заданий:

1. Опиши это. (Опиши цвет, форму, размеры или другие характеристики)
2. Сравни это. ( На что это похоже? Чем отличается? )
3. Проассоциируй это. (Что это напоминает?)
4. Проанализируй это. ( Как это сделано? Из чего состоит? )
5. Примени это. ( Что с этим можно делать? Как это применяется? )
6. Приведи "за" и "против" (Поддержи или опровергни это)

Используется во время анализа текста. Обучающиеся читают текст частями и задают друг другу вопросы (работа в парах).

Стратегия позволяет выяснить все, что знают или думают ученики по обсуждаемой теме урока. На доске можно нарисовать значок корзины, в которой условно будет собрано все то, что все ученики вместе знают об изучаемой теме.

Обмен информацией проводится по следующей процедуре:

1. Задается прямой вопрос о том, что известно ученикам по той или иной проблеме.

2. Сначала каждый ученик вспоминает и записывает в тетради все, что знает по той или иной проблеме (индивидуальная работа, продолжительность 1–2 минуты).

3. Затем происходит обмен информацией в парах или группах. Ученики делятся друг с другом известным знанием (групповая работа). Время на обсуждение не более 3 минут. Это обсуждение должно быть организованным, например, ученики должны выяснить, в чем совпали имеющиеся представления, по поводу чего возникли разногласия.

4. Далее каждая группа по кругу называет какое-то одно сведение или факт, при этом, не повторяя ранее сказанного (составляется список идей).

5. Все сведения кратко в виде тезисов записываются учителем в “корзинке” идей (без комментариев), даже если они ошибочны. В корзину идей можно “сбрасывать” факты, мнения, имена, проблемы, понятия, имеющие отношение к теме урока. Далее в ходе урока эти разрозненные в сознании ребенка факты или мнения, проблемы или понятия могут быть связаны в логические цепи.

6. Все ошибки исправляются далее, по мере освоения новой информации.


При чтении текста учащиеся на полях расставляют пометки (желательно карандашом, если же его нет, можно использовать полоску бумаги, которую помещают на полях вдоль текста).
Пометки должны быть следующие:
v если то, что вы читаете, соответствует тому, что вы знаете;
– если то, что вы читаете, противоречит тому, что вы уже знали, или думали, что знали;
+ если то, что вы читаете, является для вас новым;
? если то, что вы читаете, непонятно, или же вы хотели бы получить более подробные сведения по данному вопросу.
После чтения текста с маркировкой учащиеся заполняют маркировочную таблицу, состоящую из 4-х колонок. Причём, заполняется сначала 1-я колонка по всему тексту, затем 2-я и т.д.
Прочитав учебный текст один раз, возвращаемся к своим первоначальным предположениям.
Следующим шагом может стать заполнение таблицы , количество граф которой соответствует числу значков маркировки

Для заполнения таблицы ученикам понадобится вновь вернуться к тексту. Таким образом, обеспечивается вдумчивое, внимательное чтение. На этапе рефлексии необходимо произвести обсуждение записей, внесенных в таблицу, или маркировки текста. Заканчивается работа озвучиванием таблицы, т.е. усвоенное знание проговаривается.

Стратегия “Таблица “толстых” и “тонких” вопросов”.

Таблица "толстых" и "тонких" вопросов может быть использована на любой из трех фаз урока: это вопросы до изучения темы, на которые обучающиеся хотели бы получить ответы при изучении темы. Тонкие вопросы предполагают однозначный ответ. Толстые вопросы – это проблемные вопросы, предполагающие неоднозначные ответы.

Стратегия “Дерево предсказаний”.

Этот прием помогает строить предположения по поводу развития сюжетной линии в рассказе, повести, тексте.

Правила работы с данным приемом: ствол дерева – тема, ветви – предположения, которые ведутся по двум направлениям – “возможно” и “вероятно” (количество ветвей не ограничено), и листья – обоснование этих предположений, аргументы в пользу того или иного мнения.

Стратегия “ Ромашка Блума”.

"Ромашка" состоит из шести лепестков, каждый из которых содержит определенный тип вопроса. Таким образом, шесть лепестков – шесть вопросов:

1. Простые вопросы — вопросы, отвечая на которые, нужно назвать какие-то факты, вспомнить и воспроизвести определенную информацию: "Что?", "Когда?", "Где?", "Как?".

3. Интерпретационные (объясняющие) вопросы. Обычно начинаются со слова "Почему?" и направлены на установление причинно-следственных связей. "Почему листья на деревьях осенью желтеют?". Если ответ на этот вопрос известен, он из интерпретационного "превращается" в простой. Следовательно, данный тип вопроса "срабатывает" тогда, когда в ответе присутствует элемент самостоятельности.

4. Творческие вопросы. Данный тип вопроса чаще всего содержит частицу "бы", элементы условности, предположения, прогноза: "Что изменилось бы . ", "Что будет, если . ", "Как вы думаете, как будет развиваться сюжет в рассказе после. ".

5. Оценочные вопросы. Эти вопросы направлены на выяснение критериев оценки тех или иных событий, явлений, фактов. "Почему

что-то хорошо, а что-то плохо?", "Чем один урок отличается от другого?", "Как вы относитесь к поступку главного героя?" и т.д.

6. Практические вопросы. Данный тип вопроса направлен на установление взаимосвязи между теорией и практикой: "Как можно применить . ", Что можно сделать из . ", "Где вы в обычной жизни можете наблюдать . ", "Как бы вы поступили на месте героя рассказа?".

Учащиеся формулируют вопросы, а затем ищут на них ответы, используя материал учебника или других источников информации.

Из текста учитель выбирает 5-6 фраз. Обучающиеся должны предположить в каком порядке размещаются эти фразы в тексте. После изучения текста проверяют правильность размещения фраз.

Сначала ученики записывают свои мысли индивидуально, затем составляют список идей. После изучения материала проверяется, какие мысли подтвердились, какие не подтвердились.

Это стихотворение, представляющее собой синтез информации в лаконичной форме, что позволяет описывать суть понятия или осуществлять рефлексию на основе полученных знаний. Это стихотворение из 5 строк, которое строится по правилам:

1 строка – тема или предмет (одно существительное);
2 строка – описание предмета (два прилагательных);
3 строка – описание действия (три глагола);
4 строка – фраза из четырех слов, выражающая отношение к предмету;
5 строка – синоним, обобщающий или расширяющий смысл темы или предмета (одно слово).

На первых этапах синквейн можно составлять в группах, потом в паре и затем индивидуально.

Детям в классе предлагается несколько разных текстов по общей теме (или один и тот же текст фрагментами). Каждая группа изучает свой текст, на большом листе фиксирует его краткое содержание (выдержками из текста), затем перед всем классом воспроизводит содержание текста с опорой на свои пометки. Остальные могут задавать уточняющие вопросы. После прослушивания обоих текстов делается коллективный вывод о главной мысли этих рассказов, о том, что узнали.

В данной статье приведена лишь небольшая часть методических приемов , связанных с формированием у учащихся критического мышления.

Читайте также: