Искусство в годы революционных переворотов в россии доклад

Обновлено: 07.07.2024

Осуществив государственный переворот в 1917 году, государственной властью стала обладать новая сила – партия большевиков (ВКП (б)). Сохранность же власти обеспечивается определенными средствами: экономическими, социальными, силовыми, культурно-информационными. Культурно-информационные ресурсы (общественные средства информации, образование, сфера культуры, в том числе и искусство) – это механизм воздействия на человека, внедрение в его сознание необходимой идеологии, выражающей интересы данной власти. Такой подход вносил принципиальные изменения во взаимоотношения искусства и действительности. Разрушалась относительная замкнутость искусства, оно становилось все более зависимым от государственной власти, выступая средством пропаганды советской идеологии.

Уже на первом этапе формирования советского искусства закладывались два главных блока. Во-первых, была выдвинута идея служения искусства революции и государству, отсюда возведение его в статус партийного искусства, эффективного оружия в идеологической борьбе. Во-вторых, было положено начало партийно-государственной монополии на все средства художественной жизни путем национализации музеев, частных собраний, средств информации, системы образования и т.д.

Все культурные ценности были объявлены общенародным достоянием. В Москве были национализированы Третьяковская галерея, галереи Щукина, Морозова, Остроухова, в Петрограде – Эрмитаж, Русский музей и многие другие частные собрания и коллекции. Зимний дворец был превращен во Дворец искусств, а несколько позднее передан в ведение Эрмитажа. Был национализирован Кремль: его соборы превращены в музеи.

Можно приводить и дальше примеры разрушительной силы революции, направленной на уничтожение старой России, однако же нас интересует советское искусство. С момента возникновения советское государство начинает воссоздавать свою художественную культуру, все части которой, постепенно приводятся в строгое соответствие с ее функцией и в нее закладывается жесткая программа. Анализируя формирование советского искусства, выделим ряд важных его особенностей:

- Идеологическое содержание искусства. Искусство рассматривалось средством пропаганды советской идеологии и внедрения ее в сознание человека.

- Партийность. Советское искусство – оружие партии в защите партийных интересов, инструмент партийной работы.

- Народность советского искусства. Чтобы внедрять в сознание народа идеологию, надо разговаривать с ним на понятном для него языке. Партийность – верность идеям власти; народность – функциональная доступность (понятность) художественной формы для массового восприятия. Названный принцип выдвинул ещё две проблемы. Первая – классовость искусства – попытка увязать искусство с борьбой классов; вторая – это проблема классовой политики в искусстве.

- Монополизация всех форм и средств художественной жизни страны и создания государственного аппарата контроля и управления искусством.

- Официальным, единственным и общеобязательным художественным направлением и творческим методом в советском искусстве являлся социалистический реализм.

- Осуществлялась борьба со всеми направлениями и тенденциями в искусстве, отличными от официального, объявляя их реакционными и враждебными классу, народу, партии, государству, художественному прогрессу и т.д.

Названные особенности советского искусства появились не сразу, последовательно внедрялись в советском искусстве и процесс формирования их можно проследить в ходе развития советского искусства. В истории советского искусства можно выделить определенные этапы, или периоды, каждый из которых обладает характерными особенностями: I (1917-1922 гг.), II (1922-1932 гг.), III (1932-1941 гг.), IV (1941-1945 гг.), V (1945-1955 гг.), VI (1955-1970 гг.), VII (1970-1985 гг.), VIII (1985-1991 гг.). Хронология создает чертеж, по которому можно строить изложение возникающих поэтапно доминантных тенденций и давать характеристику творчества стоящих за этими тенденциями художников.

Первое пятилетия после событий 1917 года выделено в отдельный период, для этого есть основания, – это время окрашено особым колоритом, у него своя проблематика. Суть пятилетия - революция. Конец же пятилетия – 1922 – год завершения гражданской войны и объявления нового имени государства – СССР. В союз входили Россия (РСФСР), Украина, Белоруссия, Закавказская федерация, объединявшая Азербайджан, Армению, Грузию (ЗСФСР, 1922-1936).

 Сразу же после победы Великой Октябрьской социалистической революции советский народ в условиях ожесточенной классовой борьбы в стране приступил к строительству новой культуры. Раскрепощенные революцией массы потянулись к науке и искусству. По всей стране создавались пролетарские университеты, открывались выставки, народные дома, новые библиотеки, художественные школы.

В годы гражданской войны Советское правительство и Коммунистическая партия упорно боролись за создание новой, социалистической культуры, нового, советского искусства. Партия воспитывала художников в духе партийности, большевистской идейности. Она указывала художникам верный путь — служение революции, народу, ставила перед ними задачи участия в политической агитации, привлекала их к работе над политическим плакатом, сатирической графикой, монументальными памятниками, к оформлению массовых праздников и т. д. Эти виды искусства имели первостепенное значение.


Картина исполнена в величавой торжественности: в плавном, спокойном полете стаи белых лебедей над синим морем; в ритмическом и сильном взмахе их крыльев есть ощущение вольного простора. Все полотно пронизано свежим, бодрым ветром, революционной романтикой.



В годы гражданской войны возник новый вид агитационно-политического плаката - "Окна РОСТА". Это плакаты, создававшиеся советскими художниками и поэтами, работавшими в системе Российского телеграфного агентства. (РОСТА). Плакаты, за исключением первых, нарисованных от руки, выполнялись и размножались с помощью трафарета (до 150 и более экземпляров), затем выставлялись в витринах магазинов и на стендах в Москве и других городах. Художники широко использовали традиции русского лубка, рисунки отличались простотой изобразительных средств (выразительность силуэтов, раскраска в два-три цвета). В"Окнах РОСТА" работали такие известные художники и поэты, как М. М. Черемных, В. В. Маяковский, Д. С. Моор и другие.

Один из лучших плакатов М. Черемных "История про бублики и про бабу, не признающую республику" состоит из 11 отдельных картинок. Он выработал свой стиль жанровой карикатуры, близкой к журнальному варианту.



Передовым и действенным способом продвижения плакатной пропаганды в массы стали агитпоезда. Посылая груз своих изданий на фронт целыми вагонами, стали украшать их плакатами.

Дмитрий Моор был лидером главного направления советского плаката: яркого, лаконичного, с символическими фигурами и кратким призывом по образцу рекламного слогана. Например, плакат "Врангель еще жив. Добей его без пощады". Этот плакат имел рекордный тираж - 65 тыс. экземпляров, его требовали на фронте.


Виктор Николаевич Дени (Денисов) считается вторым классиком революционного плаката. Его работы отличают насмешка, шарж, юмор, "газетный" стиль подачи материала. Цикл его плакатов 1920г. посвящен победе "красного дела" и торжеству советской власти: "На могиле контрреволюции"



В начале XX столетия история русского фарфора тесно связана с политической обстановкой. Государственный фарфоровый завод, который располагался в Петрограде, превращается в главный центр керамики страны. В 1918 году его возглавляет С. В. Чехонин – знаменитый книжный график и один из лучших специалистов своего дела.




Чехонин разрабатывает новый стиль, основанный на сочетании изображений и надписей, их поясняющих. Это был довольно оригинальный способ пропаганды ценностей пролетариата наравне с плакатом – еще одним передовым искусством.

Посуда оформляется в непривычном стиле, а роспись на ней становится более яркой. Текст, вплетенный в орнамент, сочетается с советской эмблематикой – изображениями серпа и молота. Выпускаются тарелки с портретами В. Ленина, К. Либкнехта, Р. Люксембург, декабристов.


Появляются и фарфоровые скульптуры, изображающие людей, служащих делу революции, – матросов и красногвардейцев.


 Сразу же после победы Великой Октябрьской социалистической революции советский народ в условиях ожесточенной классовой борьбы в стране приступил к строительству новой культуры. Раскрепощенные революцией массы потянулись к науке и искусству. По всей стране создавались пролетарские университеты, открывались выставки, народные дома, новые библиотеки, художественные школы.

В годы гражданской войны Советское правительство и Коммунистическая партия упорно боролись за создание новой, социалистической культуры, нового, советского искусства. Партия воспитывала художников в духе партийности, большевистской идейности. Она указывала художникам верный путь — служение революции, народу, ставила перед ними задачи участия в политической агитации, привлекала их к работе над политическим плакатом, сатирической графикой, монументальными памятниками, к оформлению массовых праздников и т. д. Эти виды искусства имели первостепенное значение.


Картина исполнена в величавой торжественности: в плавном, спокойном полете стаи белых лебедей над синим морем; в ритмическом и сильном взмахе их крыльев есть ощущение вольного простора. Все полотно пронизано свежим, бодрым ветром, революционной романтикой.



В годы гражданской войны возник новый вид агитационно-политического плаката - "Окна РОСТА". Это плакаты, создававшиеся советскими художниками и поэтами, работавшими в системе Российского телеграфного агентства. (РОСТА). Плакаты, за исключением первых, нарисованных от руки, выполнялись и размножались с помощью трафарета (до 150 и более экземпляров), затем выставлялись в витринах магазинов и на стендах в Москве и других городах. Художники широко использовали традиции русского лубка, рисунки отличались простотой изобразительных средств (выразительность силуэтов, раскраска в два-три цвета). В"Окнах РОСТА" работали такие известные художники и поэты, как М. М. Черемных, В. В. Маяковский, Д. С. Моор и другие.

Один из лучших плакатов М. Черемных "История про бублики и про бабу, не признающую республику" состоит из 11 отдельных картинок. Он выработал свой стиль жанровой карикатуры, близкой к журнальному варианту.



Передовым и действенным способом продвижения плакатной пропаганды в массы стали агитпоезда. Посылая груз своих изданий на фронт целыми вагонами, стали украшать их плакатами.

Дмитрий Моор был лидером главного направления советского плаката: яркого, лаконичного, с символическими фигурами и кратким призывом по образцу рекламного слогана. Например, плакат "Врангель еще жив. Добей его без пощады". Этот плакат имел рекордный тираж - 65 тыс. экземпляров, его требовали на фронте.


Виктор Николаевич Дени (Денисов) считается вторым классиком революционного плаката. Его работы отличают насмешка, шарж, юмор, "газетный" стиль подачи материала. Цикл его плакатов 1920г. посвящен победе "красного дела" и торжеству советской власти: "На могиле контрреволюции"



В начале XX столетия история русского фарфора тесно связана с политической обстановкой. Государственный фарфоровый завод, который располагался в Петрограде, превращается в главный центр керамики страны. В 1918 году его возглавляет С. В. Чехонин – знаменитый книжный график и один из лучших специалистов своего дела.

Чехонин разрабатывает новый стиль, основанный на сочетании изображений и надписей, их поясняющих. Это был довольно оригинальный способ пропаганды ценностей пролетариата наравне с плакатом – еще одним передовым искусством.

Посуда оформляется в непривычном стиле, а роспись на ней становится более яркой. Текст, вплетенный в орнамент, сочетается с советской эмблематикой – изображениями серпа и молота. Выпускаются тарелки с портретами В. Ленина, К. Либкнехта, Р. Люксембург, декабристов.


Появляются и фарфоровые скульптуры, изображающие людей, служащих делу революции, – матросов и красногвардейцев.

Всемирная История в десяти томах. Академия наук СССР. Институт истории. Институт народов Азии. Институт Африки. Институт Славяноведения. Издательство Социально-Экономической литературы “Мысль”. Под редакцией: В.В. Курасова, А.М. Некрича, Е.А. Болтина, А.Я. Грунта, Н.Г. Павленко, С.П. Платонова, А.М. Самсонова, С.Л. Тихвинского.

Изобразительные искусства и архитектура в период революции и гражданской войны

В. И. Мухина. Портрет работы М. В. Нестерова.

В. И. Мухина. Портрет работы М. В. Нестерова.

После Октябрьской социалистической революции роль изобразительных искусств и архитектуры была обусловлена их новым общественным положением. Победа революции имела своим следствием широкую демократизацию искусства, установление неразрывной связи между ним и интересами социалистического отечества.

Ведущие принципы и задачи советских изобразительных искусств и архитектуры определились уже на самом раннем этапе. Советская власть, взяв на себя в интересах народа охрану музейных сокровищ, памятников архитектуры и старины, одновременно стремилась сделать все возможное для развития нового искусства. Подписанный В. И. Лениным 12 апреля 1918 г. декрет положил начало созданию первых советских скульптурных памятников. В других декретах содержались решения об организации художественных выставок и конкурсов, учреждении государственных закупочных комиссий, денежных средствах, реформе художественного образования, мастерских для художников и т. д.

Вместе с упразднением некоторых уродливых памятников, прославлявших царизм, декрет предписывал мобилизовать художественные силы и организовать широкий конкурс по выработке проектов монументов в честь Октябрьской социалистической революции.

Над осуществлением плана работали многие скульпторы, представлявшие различные творческие течения,— Н. А. Андреев, С. Т. Коненков, А. Т. Матвеев, В. И. Мухина, С. Д. Меркуров, В. А. Синайский, архитекторы Л. В. Руднев, И. А.Фомин, Д. П. Осипов, В. М. Маят. Идеи ленинского плана оказали влияние и на более широкую область монументально-декоративного искусства — праздничное оформление городов, массовых шествий и т. д. В оформлении улиц Москвы и Петрограда в дни первой годовщины Октябрьской революции участвовали видные художники, в том числе К. С. Петров-Водкин, Б. М. Кустодиев, С. В. Герасимов. При всем несовершенстве большинства первых памятников и произведений декоративной живописи они несли с собой дух гуманизма, пафос революционного обновления жизни.

В портретной графике особую ценность имели сделанные с натуры зарисовки В. И. Ленина (Н. И. Альтман, Н. А. Андреев). Плеяда крупных мастеров (А. Н. Бенуа, М. В. Добужинский, А. П. Остроумова-Лебедева) развивала пейзажную графику.

Среди прочих искусств в особом положении находилась архитектура, возможности которой в этот период не выходили за рамки проектирования и теоретического осмысливания новых задач. Но уже в следующий период, а именно в 30-е годы архитектура и искусство изменились немного в другую сторону.


Случившаяся ровно 101 год назад октябрьская революция влияла не только на жизнь в стране в целом, но также и на искусство, которое, в свою очередь, влияло на революцию. Многие художники в то время верили, что искусство способно менять мир, и старались вносить свою лепту в перекраивание действительности.

Особенно революция повлияла в те годы на кино. Кинопроизводство после октябрьского переворота национализировали, и это коренным образом изменило его судьбу в России. Его стали использовать в целях пропаганды. Большое место занимали так называемые агитфильмы, которые, подобно плакатам той поры, старались доходчиво разъяснить широким массам лозунги партии. Сейчас уже эти фильмы никто не помнит, однако именно в них тогдашние режиссёры отрабатывали приёмы воздействия на зрителей. Лучшие агитфильмы отличались лаконичностью и острой публицистичностью.



Плакат фильма "Броненосец Потёмкин"

На литературу революция 1917 года тоже повлияла. В самостоятельное литературно-философское течение превратился в начале XX века символизм, который стал активно влиять на культурно-духовную жизнь России того времени.

Однако сильнее всего в годы революции в России проявил себя авангардизм. В русской поэзии он был представлен творчеством футуристов.

Самым известным поэтом-футуристом той поры сейчас является Владимир Маяковский.


Для изобразительного искусства революция также была бурным и продуктивным периодом. В то время возникло множество художественных объединений со своими манифестами, художники находились в творческом поиске.



"Трубачи Первой Конной". Хотя эта картина Митрофана Грекова и была написана в 1934 году, уже после роспуска объединения АХРР, однако вполне отражает его идеологические устремления.

Менее консервативных с точки зрения живописи взглядов придерживались ОСТ – общество художников-станковистов. Они поддерживали лозунг возрождения и развития станковой картины, однако ориентировались не на реализм, как АХРР, а на опыт современных им экспрессионистов. Из тем им была близка индустриализация, жизнь города и спорт.



"Даёшь тяжёлую индустрию!" Картина художника Ю. Пименова - одного из участников ОСТ.



"Чёрный квадрат" Малевича

Авангардизм в начале XX века получил своё бурное развитие почти во всех видах искусства. Основной его чертой было программное и выраженное в полемически-боевой форме противопоставление себя прежним традициям творчества, равно как и окружающим социальным стереотипам в целом. Заимствованное из военной лексики название направления подчёркивало роль авангардистов как первооткрывателей и борцов с устоявшейся веками художественной системой.

Борьба мировоззренческих позиций происходила и внутри самого авангардизма. Так, если одни художники декларировали создание элитарного искусства, чуждого социальным задачам, то другие, наоборот, стремились к передаче настроений социального протеста и революционного содержания, и искали для этого принципиально новые выразительные средства. Кроме того, противоречивая природа авангардизма обозначалась также и в тяготении одних его направлений к формализму, а других, наоборот – к отрицанию эстетической сути искусства и утилитаризму. Так, если для первых были характерны такие тенденции, как победа словесной образности и символики над содержанием в поэзии и прозе, бессюжетность и акцентация композиционной структуры в живописи и атональность и какафония в музыке, то вторые стремились к слиянию искусства с производством, бытом и политической публицистикой. Однако во всех случаях авангардисты искали новые и необычные выразительные средства для своих произведений, а также способы взаимоотношения художника с жизнью.

Авангард как художественное направление был нацелен на радикальное преобразование человеческого сознания средствами искусства, а также на эстетическую революцию, которая бы разрушила духовную косность существующего общества. Художественно-утопические стратегии авангардистов были решительные и анархически-бунтарские.

Авангардисты начала XX века понимали искусство как своего рода магическое средство воздействия на социальное устройство общества. Приведя к мощному обновлению всего художественного языка, авангардизм придавал особую масштабность надеждам на возможность переустройства общества посредством искусства. Приверженцы авангардных направлений в России выступали против буржуазной культуры, которую воспринимали как косную и застойную.

Читайте также: