Искусство образной речи доклад

Обновлено: 10.05.2024

Образная речь речь, насыщенная поэтическими средствами, оживляющими при восприятии ее смысла живые образы, эмоции, наглядные картины. Образная речь богата метафорами, сравнениями, эпитетами, метонимами, афоризмами, гиперболами, символами и т.д. В отличие от образной литературной речи народная речь богата еще и пословицами, поговорками, фразеологизмами, присловицами, загадками. Владение образной речью делает человека самобытным, характеризует его связь с народом и его историческим прошлым, помогает доходчивее донести мысли до слушателей. Образная речь учителя делает его более привлекательным для детей, более интересным собеседником в общении.

Основы духовной культуры (энциклопедический словарь педагога).— Екатеринбург . В.С. Безрукова . 2000 .

Смотреть что такое "Образная речь" в других словарях:

речь — и; мн. речи, ей; ж. 1. Способность говорить, выражать словами мысль. Органы речи. Расстройство речи. Урок развития речи. Владеть речью. Затруднённая речь. Дар речи (умение красиво говорить). Лишиться дара речи (стать немым или утратить… … Энциклопедический словарь

речь — и; мн. ре/чи, е/й; ж. см. тж. речевой, речуга 1) Способность говорить, выражать словами мысль. Органы речи. Расстройство речи. Урок развития речи. Владеть речью … Словарь многих выражений

речь — безглагольная (Сологуб); благоуханная (Пушкин); бойкая (Горький, Тургенев); буйная (Сологуб); вдохновенная (Надсон); властная (Елпатьевский); восторженно пылкая (Чюмина); выспренняя (Блок); ветряная (Пушкин); гордая (П.Я.); горячая… … Словарь эпитетов

Художественно-образная речевая конкретизация — – это специфическое свойство именно худож. речи, отличающее ее от всех других разновидностей языкового общения. Проявляется оно в такой намеренно созданной по законам искусства организации языковых средств в речевой ткани худож. произведения,… … Стилистический энциклопедический словарь русского языка

Художественный стиль речи, или художественно-изобразительный, художественно-беллетристический — – один из функциональных стилей (см.), характеризующих тип речи в эстетической сфере общения: словесных произведений искусства. Конструктивный принцип Х. с. р. – контекстуальный перевод слова понятия в слово образ; специфическая стилевая черта –… … Стилистический энциклопедический словарь русского языка

Язык художественной литературы — – 1) важнейшая составляющая художественной формы лит. произведений, наряду с композицией выражающая их содержание (см. концепцию В.В. Одинцова, 1980); 2) худож. беллетристический стиль как одна из функц. разновидностей лит. языка, имеющая свои… … Стилистический энциклопедический словарь русского языка

Литературоведение и языкознание (книжная серия) — Литературоведение и языкознание Страна … Википедия

ОБРАЗНЫЙ — ОБРАЗНЫЙ, образная, образное; образен, образна, образно (книжн. лит.). Содержащий в себе образ, являющийся образом, изобилующий образами (см. образ1 во 2 и 3 знач.). Образная речь. Образное выражение. Образная форма искусства. Говорить образно… … Толковый словарь Ушакова

образный — ОБРАЗНЫЙ, образная, образное; образен, образна, образно (книжн. лит.). Содержащий в себе образ, являющийся образом, изобилующий образами (см. образ1 во 2 и 3 знач.). Образная речь. Образное выражение. Образная форма искусства. Говорить образно… … Толковый словарь Ушакова

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Образная речь является составной частью культуры речи в широком смысле слова. Под культурой реи понимается соблюдение норм литературного языка, умение передавать свои мысли, чувства, представления в соответствии с целью высказывания содержательно, грамматически правильно, точно и выразительно. Речь становится образной, непосредственной и живой, если у ребёнка воспитывается интерес к выразительным средствам родного языка, развивается интерес к выразительным средствам родного языка. Развивается умение их использовать.

Высокий уровень речевой культуры характеризуется такими признаками. Как богатство, точность и выразительность. Богатство речи предполагает большой объём словаря, понимание и умственное употребление в речи слов и словосочетаний, разнообразных языковых средств. Точность речи подразумевает выбор таки слов, которые наилучшим образом передают содержание высказывания, раскрывает его тему и главную мысль в логической последовательности. И наконец, выразительность речи включает отбор языковых средств, соответствующих условиям и задачам общения.

Важнейшие источники развития выразительности детской речи – произведения художественной литературы и устного народного творчества и фразеологизмы.

На важность приобщения детей к красоте родного слова, развития культуры речи указывали педагоги, психологи, лингвисты (К.Д.Ушинский, Е.И.тихеева, Е.А.Флерина, Л.С.Выготский, А.М.Шахнарович, Л.И.Айдарова и др.)

Художественная литература и устное народное творчество сопровождают человека с первых лет жизни. Литература открывает и объясняет детям жизнь общества и природы, мир человеческих чувств и взаимоотношений. Она развивает мышление и воображение ребёнка, обогащает его эмоции, даёт образцы литературного языка.

Художественная система русского фольклора своеобразна, она имеет разнообразные жанровые формы ( былины, сказки, легенды, песни, предания) и малые формы (частушки. Потешки, загадки, пословицы, поговорки), язык которых прост. Точен и выразителен. Знакомство дошкольников с малыми формами фольклора и их анализ показывают, как велика роль выразительных средств (сравнений, метафор, эпитетов, синонимов, антонимов) в любом художественном тексте.

Среди выразительных средств языка определенное место занимают фразеологизмы, использование которых придаёт речи особую яркость, лёгкость, меткость и образность (как в воду опущенный, надут губы, сломя голову и т.п.)

Лексическая сторона речи – составная часть образности, так как работа над смыслом слова помогает ребёнку употреблять точное и выразительное слово или словосочетание в соответствии с констекстом.

Грамматический аспект развития образности речи также очень важен. Прибегая к разнообразным стилистическим средствам (инверсии – обратному порядку слов, умственному применению предлогов, построению разных типов предложений), ребёнок оформляет свое высказывание грамматически правильно и одновременно выразительно.

Фонетическая сторона развития образности речи включает звуковую организацию текста (интонационную выразительность, правильно выбранный темп, дикцию). Что во многом определяет эмоциональное воздействие на слушателей.

В целом работа над всеми сторонами образности речи ребёнка влияет на развитие самостоятельного словесного творчества в разных жанрах – сказках, рассказах. Стихах, потешках, загадках.

Проблема восприятия литературных произведений разных жанров детьми дошкольного возраста сложна и многоаспектна. Ребёнок проходит длительный путь от наивного участия в изображаемых событиях до более сложных форм эстетического восприятия

Конкретность мышления, небольшой жизненный опыт, непосредственное отношение к действительности. Исследователи выделяют характерные особенности понимания детьми содержания и художественной формы литературных произведений: подчёркивается, что только на определённой ступени развития и лишь в результате целенаправленного воспитания возможно формирование эстетического восприятия, и на этой основе – развитие детского художественного творчества.

Словесное творчество подразумевает создание детьми устных сочинений – рассказов, сказок, стихов и т.п. под впечатлением от рассматривания произведений искусства и наблюдений за окружающей жизнью. Взаимосвязь между восприятием художественной литературы и словестным творчеством осуществляется на основе поэтического слуха. Это понятие охватывает способность чувствовать выразительные средства художественной речи, различать жанры, понимать их особенности, осознавать связь компонентов художественной формы с содержанием литературного произведения.

В развитии образной речи особую роль играют произведения изобразительного искусства, так как от уровня сформированности у дошкольника эстетического воспитания произведений живописи зависит выбор средств художественной выразительности в построении трёх типов высказывания – описаия, повествования, рассуждения. Воспринимая художественный образ живописного произведения, ребёнок воплощает его в словестном образе, который он передаёт в своём сочинении (пейзаже, натюрморте или жанровой картине). Обращаем внимание на то, что речь идёт не о прямом описании или рассказе по содержанию картины (что часто наблюдается в практике работы дошкольных учреждений), а об осмыслении его, умении передать свои впечатления в словесном творчестве. При рассмотрении пейзажа и натюрморта дети составляют текст описательного типа, а при рассмотрении жанровой картины придумывают сюжетный рассказ или сказку.

Можно также говорить о воздействии на развитие образной речи детей неожиданные ассоциации, и других видов искусства, (музыки, театра). Взаимосвязь разных видов искусства и каждый вид искусства в отдельности углубляют эмоциональные впечатления детей, развивают и чувства, и воображение, порождают необычные и неожиданные ассоциации. помогают понять, какую важную роль играют художественные средства в создании того или иного образа. Воспитание культуры речевого общения – одна из важнейших воспитательных задач, связанных с условием родного языка, которая предлагает не только овладение языковыми нормами (фонетическими, лексическими. грамматическими), но и совершенствование выразительных средств языка в живом речевом общении.

В воспитании культуры речевого общения дошкольников важную роль играют развитие всех сторон речи, знание правил и норм речевого этикета. Использование и в зависимости от ситуации. Речевое общение подразумевает умение правильно, выразительно и точно говорить, с одной стороны, и умение слушать собеседника и извлекать ту информацию, которую вложил в свою речь говорящий, - с другой. Поэтому совершенствование коммуникативной компетенции невозможно без усвоения основ культуры речи, отсутствие которых может вызвать неверное представление о сути высказывания. В речевом поведении следует учитывать и экспрессивность последнего, т.е. субъективную эмоциональную оценку, определяющую выбор лексических, грамматических, композиционных средств.

Современная деятельность дошкольного учреждения и семьи – главный фактор решения общей задачи – воспитания культуры речевого общения дошкольников. Высокий уровень речевого развития, владение эмоциональным словарём, специальные упражнения, развитие умения составить связное высказывание на тему о правилах поведения являются обязательным освоения детьми культуры речи.

Презентация на тему Стиль речи. Искусство образной речи, предмет презентации: Русский язык. Этот материал в формате pptx (PowerPoint) содержит 14 слайдов, для просмотра воспользуйтесь проигрывателем. Презентацию на заданную тему можно скачать внизу страницы, поделившись ссылкой в социальных сетях! Презентации взяты из открытого доступа или загружены их авторами, администрация сайта не отвечает за достоверность информации в них, все права принадлежат авторам презентаций и могут быть удалены по их требованию.

Слайды и текст этой презентации

Цель проекта: обобщить и систематизировать сведения о художественном стиле речи; углубить знания о сфере употребления изобразительно-выразительных средств

обобщить и систематизировать сведения о художественном стиле речи;

углубить знания о сфере употребления изобразительно-выразительных средств языка;

выделить предназначение художественного стиля для создания поэтических образов.

ПРИМЕРЫ ИЗ ХУДОЖЕСТВЕННЫХ ПРОИЗВЕДЕНИЙ.Метафоры.Пока не требует поэта В священной жертве Аполлон;В заботах суетного светаОн малодушно погружен; Молчит

ПРИМЕРЫ ИЗ ХУДОЖЕСТВЕННЫХ ПРОИЗВЕДЕНИЙ.

ПРИМЕРЫ ИЗ ХУДОЖЕСТВЕННЫХ ПРОИЗВЕДЕНИЙ. Сравнение.И вы подобно так падете, Как с древ упавших лист падет!И вы подобно

ПРИМЕРЫ ИЗ ХУДОЖЕСТВЕННЫХ ПРОИЗВЕДЕНИЙ.

Сравнение.
И вы подобно так падете,

Как с древ упавших лист падет!

И вы подобно так умрете,

Как ваш последний раб умрет.
(Г.Р. Державин «Властителям и судиям)

Но лишь божественный глагол

До слуха чуткого коснется,

Душа поэта встрепенется,

Как пробудившийся орел.

Эпитеты.Здесь темный дуб и ясень изумрудный,А там лазури тающая нежность…Как будто из действительности чуднойУносишься в волшебную безбрежность.

ПРИМЕРЫ ИЗ ХУДОЖЕСТВЕННЫХ ПРОИЗВЕДЕНИЙ.

Притворной нежности не требуй от меня,

Я сердца моего не скрою хлад печальный.

Ты права, в нем уж нет прекрасного огня

Моей любви печальной.

Гипербола.Черный вечер, Белый снег.Ветер, ветер! На ногах не стоит человек, Ветер, ветер –На всем Божьем свете.

ПРИМЕРЫ ИЗ ХУДОЖЕСТВЕННЫХ ПРОИЗВЕДЕНИЙ.

ПРИМЕРЫ ИЗ ХУДОЖЕСТВЕННЫХ ПРОИЗВЕДЕНИЙ.

АнафораТы и убогая, Ты и обильная, Ты и могучая, Ты и бессильная…

ПРИМЕРЫ ИЗ ХУДОЖЕСТВЕННЫХ ПРОИЗВЕДЕНИЙ.

Антитеза.И невозможное возможно,Дорога долгая легка, Куда блеснет в дали дорожной Мгновенный взор издалека…

ПРИМЕРЫ ИЗ ХУДОЖЕСТВЕННЫХ ПРОИЗВЕДЕНИЙ.

М. Ю. Лермонтов Тучки небесные, вечные странники… Степью лазурною, цепью жемчужноюМечетесь вы, будто как я же,

М. Ю. Лермонтов
Тучки небесные, вечные странники… Степью лазурною, цепью жемчужною
Мечетесь вы, будто как я же, изгнанники.

Сегодня ожидается переменная облачность.

И. С. Тургенев
По ясному небу едва-едва неслись высокие и редкие облака, изжелта-белые, как весенний запоздалый снег, плоские и продолговатые, как опустившиеся паруса.

И. С. ТургеневУтро туманное, утро седое,Нивы печальные.

И. С. Тургенев
Утро туманное, утро седое,
Нивы печальные.

Из сочинений учеников:Сегодня на небе медленно проплывали лёгкие, серебристые, словно белоснежные лебеди, облака.

Из сочинений учеников:
Сегодня на небе медленно проплывали лёгкие, серебристые, словно белоснежные лебеди, облака.

Порядок мира тревожен, он – родное дитя беспорядка и может не совпадать с нашими мыслями о том,

Порядок мира тревожен, он – родное дитя беспорядка и может не совпадать с нашими мыслями о том, что хорошо и что плохо…
Поэт – сын гармонии; и ему дана какая-то роль в мировой культуре. Три дела возложены на него; во-первых – освободить звуки из родной безначальной стихии, во-вторых – привести эти звуки в гармонию, дать им форму; в-третьих – внести эту гармонию во внешний мир.
Что такое поэт? Человек, который пишет стихами? Нет, конечно. Он называется поэтом не потому, что он пишет стихами; но он пишет стихами, т. е. приводит в гармонию слова и звуки, потому что он – сын гармонии, поэт.

Дар слова – одна из величайших способностей человека, возвышающая его над миром всего живого и делающая собственно человеком. Жизнь людей не мыслима без языка, без речи. Слово – это средство общения между людьми, способ обмена информацией, инструмент воздействия на сознание и поступки другого человека.

Владение словом ценится очень высоко. Это способность является составной частью общей культуры человека, его образованности. Для интеллигентного человека, отмечал А. П. Чехов, дурно говорить должно бы считать таким же неприличием, как не уметь читать и писать.

Каждый человек заинтересован в том, чтобы уметь говорить правильно и хорошо, поскольку это дает возможность устанавливать и поддерживать добрые отношения с другими людьми: в семье, в школе, на работе, в общественной жизни, помогает добиться успеха в самых разнообразных сферах. Наверное, нет таких профессий, где искусное владение словом не пригодилось бы. Но в некоторых сферах человеческой деятельности оно становиться просто необходимым, является обязательным условием эффективной работы. , руководитель организации, менеджер, политик, преподаватель, социальный работник, проповедник должны овладеть искусством речи. Так как им постоянно приходиться общаться с людьми: беседовать, консультировать, выступать публично, наставлять и т.д. Для того чтобы произнести публично речь, мало знать, что сказать, надо еще знать, как сказать, надо представлять особенности ораторской речи, учитывать множество факторов, влияющих на оратора и на слушателей, владеть техникой говорения.

Перед человеком, готовящимся выступать публично, всегда встает ряд вопросов.

· Для кого выступать?

· Что хочу сказать?

· Зачем хочу это сказать?

Нужна помощь в написании доклада?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Наша система гарантирует сдачу работы к сроку без плагиата. Правки вносим бесплатно.

Частные вопросы:

· Как сказать правильно?

· Как сказать понятно?

· Как сказать интересно?

· Как сказать убедительно?

Когда оратор говорит перед аудиторией, им, как правило, движут два желания:

· Передать аудитории, испытываемые им чувства.

Нужна помощь в написании доклада?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Наша система гарантирует сдачу работы к сроку без плагиата. Правки вносим бесплатно.

Сочетание мысли и чувства, рационального и эмоционального аспектов речи дают разнообразие жанров ораторского искусства:

Нужна помощь в написании доклада?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Наша система гарантирует сдачу работы к сроку без плагиата. Правки вносим бесплатно.

Для того чтобы оратору успешно выступить перед аудиторией ему необходимо правильно и качественно подготовиться.

Таким образом, если проанализировать все этапы подготовки и проведения устного публичного выступления можно установить, что для успешного публичного выступления оратору необходимо привлекать данные различных наук, опираться на их категории и законы, пользоваться на практике методологическими правилами, применять широкий диапазон умений и навыков.

На этапе подготовки речи главенствующая роль принадлежит , использование законов которой необходимо в процессе подбора и отбора фактического материала, разработки плана и композиции выступления, формулировки тезиса, обеспечения доказательности и аргументированности речи.

Другой существенный аспект – оратора, умение из всех богатств родного языка выбрать именно те средства речевого воздействия, которые обеспечат эффективность, доходчивость и выразительность выступления.

Хорошо продуманная, тщательно отредактированная, стилистически выверенная речь в живой аудитории должна быть столь же хорошо произнесена. Этот существенный элемент ораторского мастерства называется , отточить которую можно только в практике выступлений.

Так же оратору должны быть присуща высокая психолого-педагогическая культура, это поможет оратору преодолеть возможные недостатки своего характера, развить необходимые свойства собственной личности, психологические качества, которые нужны для работы с аудиторией.

Нужна помощь в написании доклада?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Наша система гарантирует сдачу работы к сроку без плагиата. Правки вносим бесплатно.

Таким образом, в основной перечень наук, с которыми тесно связано ораторское искусство, входят прежде всего философские науки (логика, этика, эстетика), а также языкознание, психология, педагогика, актерское мастерство.

Для того чтобы стать хорошим оратором, надо приложить немало труда и самое главное это практическая ораторская деятельность.

Основные практические советы начинающему оратору:

1. Выступать только тогда, когда есть что сказать и когда вы уверены в общественной значимости предмета речи.

3. Стиль и язык выступления должны соответствовать аудитории и цели речи.

4. Чаще надо использовать слова, которые подчеркивают уважительное отношение к аудитории.

5. Не злоупотреблять терминами.

6. Для успешного установления контакта с аудиторией необходимо:

Нужна помощь в написании доклада?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Наша система гарантирует сдачу работы к сроку без плагиата. Правки вносим бесплатно.

— найти со слушателями общие интересы;

— относиться к аудитории дружески;

— не проявлять высокомерия.

7. Говорить громко, внятно, отчетливо, выразительно, но не повышать голоса без необходимости.

8. Овладевать навыками самоконтроля и самообладания. Не допускать в речи негативных эмоций по отношению к слушателям, а позитивные эмоции проявлять в полной мере.

9. Не превышать общепринятого (110 – 120 слов в минуту) темпа речи, если только это не специальный эффект.

10. Речь должна быть эмоциональной, напряженной, надо внушать слушателям свои идеи, стремиться к тому, чтобы они не только слушали слова, но и переживали определенные чувства.

11. Ни на секунду не утрачивать контакт с аудиторией, ловить реакцию слушателей. Не говорить без адреса. Мимика должна быть умеренной, спокойной и доброжелательной, а жесты скупыми, точными и выразительными.

Нужна помощь в написании доклада?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Наша система гарантирует сдачу работы к сроку без плагиата. Правки вносим бесплатно.

Общая культура оратора, его индивидуальность, способности, самовоспитание и постоянное самообразование, работа над повышением своего культурного уровня – таковы необходимые условия ораторской деятельности.

Библиографические источники:

1. Н. А. Михайличенко. Риторика: Учебное пособие. М.: Новая школа, 1994.

2. Л. А. Введенская, Л. Г. Павлова, Е.Ю. Кашаева. Русский язык и культура речи: Справочное пособие. Ростов – на – Дону: Феникс, 2002.

3. Н. М. Почикаева. Основы ораторского искусства и культуры речи: Учебное пособие. Ростов – на – Дону: Феникс, 2003.

Читайте также: