Низменное в искусстве доклад

Обновлено: 17.05.2024

Цель любого произведения искусства – повлиять на человека, открыть перед ним истину. Один из способов достичь этой цели – показать конфликт возвышенного и низменного. Контраст между этими понятиями оказывает важнейшее эмоциональное влияние на зрителя.

Возвышенное – категория эстетики, отражающая красоту и ценность предметов и явлений, обладающих положительным значением для человека или общества, но в силу своей колоссальной мощи неосвоенными обществом.

К возвышенному можно отнести: благородство, красоту, гуманность, боголюбие, честность, искрению любовь, жажду жизни.

К низменному относятся: уродство, зависть, гнев, страсть, жестокость, смерть, лень, своеволие, эгоизм.

Примеры возвышенного и низменного

На данной картине ужилось возвышенное и низменное. Венера – центральная фигура картины, воплощение гуманности. Именно она разделяет две группы персонажей: левую группу, отображающую возвышенные порывы человечества (такие как: высоконравственность, мораль) и правой группы, изображающей низменное – плотские утехи и материализм.

Прекрасным примером противопоставления возвышенного низменному послужит нам самый известных триптих голландского художника Иеронима Босха.

Значение возвышенного и низменного

Изображение возвышенного и низменного в искусстве несут в себе единую цель – показать зрителю важность эстетических ценностей, которую можно осознать как через образ красоты, так и через образ уродства. Различия же между данными категориями заключается в эмоциях, вызываемых у зрителя для достижения цели.

Возвышенное вызывает у нас изумление, восхищение, преклонения перед великим. Низменное в свою очередь заставляет нас чувствовать отвращения, страх или даже отрицание уродства. Через эти эмоции автор доносит до нас свой сокрытый посыл, главный смысл произведения.

Стоит так же отметить, что у любого человека есть потребность в переживание эстетических чувств – высших чувств, вызываемых красотой или безобразием.

Всегда ли низменное далеко от возвышенного?

Правильным ли будет полное противопоставление возвышенного низменному? Всегда ли эти понятия далеки друг от друга? Ответ не очевиден, и найти его нам помогут произведения Михаила Юрьевича Лермонтова.

Демон – низменный персонаж, декларация зла, которому чуждо все эстетическое. Но Демон Лермонтова беспокоен, он жаждет любви, ему знакомо сострадание. Потому, он стремится приблизитьь себя к Небу и к Господу, к образу совершенства. Это, не что иное, как высокое зло, приближенное к понятия о возвышенном.

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter.
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Сущность и понятие возвышенного. Его отражение в искусстве, соотношение с прекрасным. Характеристика явления низменного, принципы его постижения. Связь данной категории с безобразным и злом в реальной жизни и ее отражение в художественном творчестве.

Рубрика Этика и эстетика
Вид реферат
Язык русский
Дата добавления 19.03.2014
Размер файла 10,4 K

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Возвышенное и низменное в эстетике

В системе научных понятий имеются такие понятия, которые составляют основу той или иной науки, являются ее теоретическим фундаментом. Такие фундаментальные понятия науки называются категориями.

Любая наука пользуется понятиями, логическими образами, фиксирующими свойства предмета.

В каждой развивающейся науке, достигшей определенных обобщений, имеется своя совокупность категорий. Имеются подобные категории и в эстетике: прекрасное - безобразное, возвышенное - низменное, комическое - трагическое и другие. В данной работе будут рассмотрены категории: возвышенное и низменное.

возвышенное низменное искусство творчество

1. Сущность и понятие категории эстетики: возвышенное

Возвышенное обладает особой силой эмоционального воздействия на человека: оно вызывает изумление своей необыкновенностью и грандиозностью, оно возбуждает восхищение своей несоизмеримостью. Возвышенное заставляет преклоняться перед ним.

Возвышенное - эстетическая категория, характеризующая эстетическую ценность предметов и явлений, которые обладают большой положительной общественной значимостью, но в силу своей колоссальной мощи не могут быть положительно освоены обществом и личностью.

Возвышенное обнаруживает двойственную природу человека: оно подавляет человека как физическое существо, заставляет осознать свою конечность и ограниченность, но одновременно возвышает его как духовное существо, пробуждает в нем сознание нравственного превосходства даже над физически несоизмеримой и подавляющей его природой.

Отражение возвышенного в искусстве требует от художников особой интенсивности, яркости, приподнятости. Пафос (чувство, страсть) - наиболее емкое определение в художественном выражении возвышенного.

Пафос преодоления, пафос победы, пафос страдания и т.д. характеризуют произведения, в которых доминирует тема возвышенного.

Возвышенное в природе, предстающее перед человеком в виде больших пространств, высоких гор, шумящих водопадов, грохотания грома, завывания бурь, темноты и мрака действуют на человека устрашающе и порождают в нем чувство страха и стремление к самосохранению.

Бесконечность и вечность мира, мощные внутренние силы природы и человека, безграничные перспективы в освоении природы, в ее очеловечивании - все это отражает возвышенное как категорию эстетики.

Созерцание величественных картин природы и восприятие гениальных произведений искусства вызывают у человека не только эстетическое удовольствие, но благотворно влияют на него, раскрывают лучшие стороны человеческого характера, повышают в человеке жизненные силы и бодрость духа, укрепляют его веру в правоту своего дела, побуждают быть лучше, совершеннее, отдавать все свои силы служению общественным идеалам.

2. Категория эстетики: низменное

Низменное -- эстетическая категория, характеризующая эстетическую ценность предметов и явлений, которые обладают большой отрицательной общественной значимостью и таящее в себе угрозу для общества и личности.

Низменное -- эстетическая категория, характеризующая предельно негативные явления действительности и свойства общественной и индивидуальной жизни, связанные с проявлением дисгармонии и сопровождающиеся при восприятии переживанием чувства отвращения или презрения.

Низменное -- это крайняя степень безобразного, чрезвычайно негативная ценность, имеющая отрицательную значимость для человечества; сфера несвободы. В разнообразных мифологических конструкциях возвышенное символизирует образ неба -- в то время как образ низменного представляется как подземное царство: Аид, Ад и т. д.

Низменному в большей степени, чем другим эстетическим категориям присуща этическая оценка: оно напрямую связывается с силами зла.

Низменное противоположно возвышенному. Древние египтяне в гимне богу Атону так описывают низменное: покидая мир, солнце повергает землю во мрак, и ужас смерти охватывает всех.

Низменное непосредственно граничит с эстетическими категориями безобразного и комического. Эти смежные, пересекающиеся категории находят художественное отражение и оценку в целом ряде жанров искусства (комедия, памфлет, эпиграмма, фарс, пародия, карикатура и др.). Природные явления воспринимаются как низменные в том случае, если отдельные их стороны или свойства ассоциируются с недостойным поведением человека или угрожают его существованию.

Тесная связь низменного с безобразным и злом в реальной жизни находит свое отражение и в художественном творчестве. Именно через определенные сочетания безобразного и злого искусство чаще всего и раскрывает образ низменного. Ярким примером низменного являются известные сказочные персонажи: Баба-Яга, Кащей Бессмертный. Низменную страсть к накопительству, жадность -- в безобразных и злых образах Плюшкина и Гобсека раскрыли великие писатели Гоголь и Бальзак.

Художественное отображение низменного такая же закономерность художественного творчества, как и отображение прекрасного и возвышенного, но как и во всех случаях творчества художнику следует иметь чувство меры. Самое трудное для художника в постижении низменного -- это не потерять высоту взгляда.

Категория низменного является общей для двух наук -- этики и эстетики, поскольку она характеризует явления, представляющие моральное зло и угрожающие благу человечества. Поэтому в отличие от категории безобразного для низменного оказывается неважным наличие в объекте изъянов формы.

Подводя итог работе можно сделать несколько выводов. Во многих случаях одно и то же явление можно назвать и прекрасным, и возвышенным или, напротив, и безобразным, и низменным. Однако их близость не означает тождества. Связь прекрасного и возвышенного коренится в их причастности к положительным ценностям, к эстетическому идеалу. Безобразное и низменное - это свойства отрицательные, выражающие враждебность идеалу. Их можно назвать эстетическими антиценностями.

Эстетические категории возвышенного и низменного, разрабатывались древними мыслителями одновременно с категориями прекрасного и безобразного. Однако они обобщали, скорее, опыт восприятия явлений природы, чем поступки и действия человека в процессах его взаимодействия с миром. Природа представала перед человеком, как нечто несоизмеримое с его силами и возможностями. Поэтому за возвышенным и низменным с самого начала закреплялась функция количественных отношений с идеалом в эстетическом восприятии, чувствах, вкусах, сознании, в отличие от прекрасного и безобразного, обобщавшими качественные отношения реальности с идеалом в пределах меры и человеческой соразмерности. Возвышенное же предстает, как безмерное и чрезмерное.

Музыка лишь в XIX-ХХ вв. овладела способностью непосредственно воссоздавать образ низменного (Седьмая симфония Шостаковича). До этого музыка (Моцарт, Бетховен, Чайковский) передавала этот образ опосредованно, через раскрытие накала борьбы, через показ меры усилий добра в преодолении низменного.

Вы можете изучить и скачать доклад-презентацию на тему Возвышенное и низменное в искусстве. Презентация на заданную тему содержит 17 слайдов. Для просмотра воспользуйтесь проигрывателем, если материал оказался полезным для Вас - поделитесь им с друзьями с помощью социальных кнопок и добавьте наш сайт презентаций в закладки!

500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500

Возвышенное и низменное в искусстве. Эстетика – наука о прекрасном в искусстве и жизни. Она изучает законы и особенности художественного восприятия окружающего мира.

С проявлением возвышенного в природе встречается каждый из нас. М.В.Ломоносов с восхищением писал: Открылась бездна, звезд полна; Звездам числа нет, бездне дна.

Проявления возвышенного нередко связаны с поворотными моментами в истории человечества, в судьбах людей. Это всегда что-то значительное и важное в жизни общества и человека. Возвышенное – это все то, что перекрывает масштаб обычных, соразмерных с человеком явлений и предметов. Высокое искусство ценно для нас тем, что заключает в себе возвышенное, постигнутое художником в жизни и воплощенное им в совершенной форме в произведениях искусства. Искусство сохраняет возвышенное на века, развивая наше воображение и формируя наш вкус.

Масштабность, монументальность- формы отражения возвышенного в искусстве. Пирамиды Хеопса, Хефрена, Минкаура Высота – 146 метров Длина основания грани – 230 метров

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Возвышенное и низменное в искусстве МХК 8 класс Подготовила учитель ИЗО и МХК.

Описание презентации по отдельным слайдам:

Возвышенное и низменное в искусстве МХК 8 класс Подготовила учитель ИЗО и МХК.

Возвышенное и низменное в искусстве МХК 8 класс Подготовила учитель ИЗО и МХК Мусынова И.Н. 

Что есть красота? Эстетика – это наука о прекрасном в искусстве и жизни. Эсте.

Возвышенное в искусстве 

Возвышенное в искусстве 

В.М.Васнецов. Ковёр-самолёт. 1880г. Нижегородский государственный художествен.

В.М.Васнецов. Ковёр-самолёт. 1880г. Нижегородский государственный художественный музей.

Н. К. Рерих. Гималаи.

Н. К. Рерих. Гималаи.

А.А. Рылов "В голубом просторе" 1915г

А.А. Рылов "В голубом просторе" 1915г

В феномене возвышенного могут переплетаться гордость и смирение, мужество и с.

Карл Брюллов "Последний день Помпеи« 1830-1833гг.

Карл Брюллов "Последний день Помпеи« 1830-1833гг.

Пирамиды в Гизе. 2800-2250 гг до н. э. Каир. Египет Высота 146 м. Длина каждо.

Пирамиды в Гизе. 2800-2250 гг до н. э. Каир. Египет Высота 146 м. Длина каждой грани 230 м.

Король Лир - М.И. Царёв. Спектакль малого театра. Д. Маклиз. Король Лир и Кор.

Король Лир - М.И. Царёв. Спектакль малого театра. Д. Маклиз. Король Лир и Корделия. 1853г.

Людвиг ван Бетховен 1770-1827гг

Людвиг ван Бетховен 1770-1827гг

Л. Каравак. Пётр I. Фрагмент "Полтавская битва" 1717-1718гг

Л. Каравак. Пётр I. Фрагмент "Полтавская битва" 1717-1718гг

Низменное в искусстве 

Низменное в искусстве 

Какие чувства может пробуждать в человеке низменное? отвращение презрение эго.

П.П. Рубенс. Битва при Ангиари. 1605г. Копия с картона Леонардо да Винчи.

П.П. Рубенс. Битва при Ангиари. 1605г. Копия с картона Леонардо да Винчи.

В искусстве воплотясь, и чудовище, и гад Нам всё же радует насторожённый взгл.

В искусстве воплотясь, и чудовище, и гад Нам всё же радует насторожённый взгляд: Нам кисть художника являет превращенье Предметов мерзостных в предметы восхищенья… Н. Буало

Ф.Гойя. Шабаш ведьм.

Ф.Гойя. Шабаш ведьм.

  • подготовка к ЕГЭ/ОГЭ и ВПР
  • по всем предметам 1-11 классов

Курс повышения квалификации

Дистанционное обучение как современный формат преподавания

Курс профессиональной переподготовки

Изобразительное искусство: теория и методика преподавания в образовательной организации


Курс повышения квалификации

Инструменты онлайн-обучения на примере программ Zoom, Skype, Microsoft Teams, Bandicam

  • Курс добавлен 31.01.2022
  • Сейчас обучается 24 человека из 17 регионов
  • ЗП до 91 000 руб.
  • Гибкий график
  • Удаленная работа

Дистанционные курсы для педагогов

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

5 605 534 материала в базе

Самые массовые международные дистанционные

Школьные Инфоконкурсы 2022

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Другие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

  • 29.11.2016 13748
  • PPTX 2.8 мбайт
  • 70 скачиваний
  • Рейтинг: 4 из 5
  • Оцените материал:

Настоящий материал опубликован пользователем Мусынова Ирина Николаевна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

Автор материала

40%

  • Подготовка к ЕГЭ/ОГЭ и ВПР
  • Для учеников 1-11 классов

Московский институт профессиональной
переподготовки и повышения
квалификации педагогов

Дистанционные курсы
для педагогов

663 курса от 690 рублей

Выбрать курс со скидкой

Выдаём документы
установленного образца!

Учителя о ЕГЭ: секреты успешной подготовки

Время чтения: 11 минут

В ростовских школах рассматривают гибридный формат обучения с учетом эвакуированных

Время чтения: 1 минута

Минобрнауки и Минпросвещения запустили горячие линии по оказанию психологической помощи

Время чтения: 1 минута

В приграничных пунктах Брянской области на день приостановили занятия в школах

Время чтения: 0 минут

В Россию приехали 10 тысяч детей из Луганской и Донецкой Народных республик

Время чтения: 2 минуты

Онлайн-тренинг: нейрогимнастика для успешной учёбы и комфортной жизни

Время чтения: 2 минуты

Школы граничащих с Украиной районов Крыма досрочно уйдут на каникулы

Время чтения: 0 минут

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.


3. Красота — это наивысшая степень целесообразности, степень гармонического соответствия и сочетания противоречивых элементов во всяком устройстве, во всякой вещи, всяком организме.(из романа И.Ефремова "Лезвие бритвы")

Подлинная красота не зависит от времени, места или же личных мнений, а обладает чисто внутренней, самостоятельной ценностью. Прекрасным вещам свойственны такие особенности, как соразмерная форма, упорядоченность, истинное изящество и изящество сложения, точность пропорций и гибкость форм.

Прекрасны только те произведения искусства, которые выглядят так, будто сотворены природой.

У красоты смыслов столько же, сколько у человека настроений. Красота - это символ символов. Красота открывает нам всё, поскольку не выражает ничего.

Эстетика — это наука о прекрасном в искусстве и жизни. Эстетика изучает законы и особенности художественного восприятия окружающего мира. Эстетика оперирует категориями, среди которых особое значение для восприятия и оценки произведений искусства имеют категории прекрасного, возвышенного и низменного, трагического и комического.

Эстетика — это наука о прекрасном в искусстве и жизни.

  • Эстетика изучает законы и особенности художественного восприятия окружающего мира.
  • Эстетика оперирует категориями, среди которых особое значение для восприятия и оценки произведений искусства имеют категории прекрасного, возвышенного и низменного, трагического и комического.

Возвышенное в искусстве

Возвышенное всегда выражает устремлённость людей к ещё более высоким, идеальным целям и задачам. Отсюда безмерность, безграничность возвышенного.

Н. К. Рерих. Гималаи. 1946 г.

В. М. Васнецов. Ковёр-самолёт. 1880 г.

В. М. Васнецов. Ковёр-самолёт. 1880 г.

Возвышенное всегда выходит за пределы повседневной жизни. Оно поднимается над обыденностью и рождает в человеке духовный подъём, чувства восторга, радостного изумления, преклонения, ощущение величия.

Стремиться к небу должен гений,

Обязан истинный поэт

Для вдохновенных песнопений

Избрать возвышенный предмет.

А. А. Рылов. В голубом просторе. 1915 г.

Вопрос классу: почему Шиллер так думал?

Проявления возвышенного связаны с поворотными моментами в истории человечества, в судьбах людей. Это всегда что-то значительное и важное в жизни общества и человека. Возвышенное — это всё то, что перекрывает масштаб обычных, соразмерных с человеком явлений и предметов.

Н. Г. Чернышевский

Вопрос классу: Как вы понимаете слова Н.Г.Чернышевского?

Приведите примеры искусства, на примере которых мы могли бы убедиться в правдивости этих слов.

Высокое искусство ценно для нас тем, что заключает в себе возвышенное, постигнутое художником в жизни и воплощённое им в совершенной форме в произведении искусства. Искусство сохраняет возвышенное на века, развивает наше воображение, формирует художественный вкус. Высочайшая из пирамид — пирамида Хеопса — до сих пор, например, поражает своими размерами и не имеет аналогов среди каменных построек мира. Её высота более 146 метров, а длина основания каждой грани 230 метров. Пирамиды в Гизе. Ок. 2800—2250 г. до н. э.

Высокое искусство ценно для нас тем, что заключает в себе возвышенное, постигнутое художником в жизни и воплощённое им в совершенной форме в произведении искусства. Искусство сохраняет возвышенное на века, развивает наше воображение, формирует художественный вкус. Высочайшая из пирамид — пирамида Хеопса — до сих пор, например, поражает своими размерами и не имеет аналогов среди каменных построек мира. Её высота более 146 метров, а длина основания каждой грани 230 метров.

Пирамиды в Гизе. Ок. 2800—2250 г. до н. э.

Возвышенны чувства и мысли героев античной трагедии и произведений У. Шекспира: царя Эдипа и Антигоны, Агамемнона и пророчицы Кассандры, Андромахи и жестокого Менелая, короля Лира и Гамлета.

  • И вот к обезумевшему от горя, одетому в рубище Лиру во время страшной бури в степи приходит прозрение:
  • . У меня в груди
  • Всё вытеснено вон душевной бурей.
  • Одно томит, одно я сознаю,
  • Одно: дочернюю неблагодарность.
  • . Вот тебе урок,
  • Богач надменный! Стань на место
  • бедных,
  • Почувствуй то, что чувствуют они,
  • И дай им часть от своего избытка
  • В знак высшей справедливости
  • небес.
  • (Перевод Б. Л. Пастернака)

Могущественный король Лир в одноимённой трагедии Шекспира, решив разделить королевство между тремя своими дочерьми, захотел удостовериться в глубине их привязанности к себе. Не сумев отличить пышную лесть старших дочерей от истинной, хотя и выраженной в немногих словах любви младшей, Корделии, он лишил последнюю наследства. Однако, получив желаемое, старшие дочери не захотели более заботиться об отце.

Король Лир — М. И. Царёв. Спектакль Малого театра. Москва, 1982 г. Режиссёр — Л. Е. Хейфец

Д. Маклиз. Король Лир и Корделия. 1853 г.

К. Хорнеман. Портрет Л. ван Бетховена. 1803 г.

Все музыканты судового оркестра "Титаника" играли до последнего момента и погибли, в ночь с 14 на 15 апреля 1912 года.

Когда Пушкин описывает сцену Полтавской битвы в поэме, под его пером рождается героический образ Петра, появляются поэтические метафоры и сравнения. О самоотверженной победе русских поэт говорит в возвышенном стиле:

Толпой любимцев окружённый,

Выходит Пётр. Его глаза

Сияют. Лик его ужасен.

Движенья быстры. Он прекрасен,

Он весь, как Божия гроза.

И грянул бой. Полтавский бой.

Швед, русский — колет, рубит, режет.

Бой барабанный, клики, скрежет,

Гром пушек, топот, ржанье, стон,

И смерть и ад со всех сторон.

Низменное в искусстве

Эстетическая категория возвышенного часто противопоставляется категории низменного, которое пробуждает в человеке такие чувства, как отвращение, презрение, эгоизм, грубость, своеволие. Низменное оскорбляет и принижает человеческое достоинство.

Низменное несёт в себе отрицательный смысл, представляет собой грозную опасность для человека.

Рельефы Пергамского алтаря Зевса

Рельефы Пергамского алтаря Зевса

Копия работы Рубенса

В искусстве воплотясь, и чудище, и гад

Нам всё же радуют насторожённый взгляд:

Нам кисть художника являет превращенье

Предметов мерзостных в предметы восхищенья.

Вопросы: Что изучает законы и особенности художественного восприятия окружающего мира? Какое эстетическое понятие всегда выражает устремлённость людей к идеальным целям и задачам? Какое эстетическое понятие оскорбляет и принижает человеческое достоинство? Какие художники(2) создали примеры низменного в искусстве? Какие художники(2) создали примеры возвышенного в искусстве?

  • Что изучает законы и особенности художественного восприятия окружающего мира?
  • Какое эстетическое понятие всегда выражает устремлённость людей к идеальным целям и задачам?
  • Какое эстетическое понятие оскорбляет и принижает человеческое достоинство?
  • Какие художники(2) создали примеры низменного в искусстве?
  • Какие художники(2) создали примеры возвышенного в искусстве?


-75%

Читайте также: