Интернет как инструмент новых социальных технологий доклад

Обновлено: 17.05.2024

Понятие киберпространства

Киберпространство используется не только в компьютерных и философских областях знаний, а также в популярной культуре.

В таинственном математическом мультфильме Киберпогоня (Cyberchase), действие происходит в Киберпространстве, управляемом доброжелательным правителем, Материнской платой (Motherboard). С помощью этой идеи авторы могут перенести зрителя в любой виртуальный мир (Cybersite), где разнообразные математические понятия будут объяснены наилучшим образом.

В мультсериале Перезагрузка (Reboot) представлен мир программ, где они взаимодействуют друг с другом и с пользователем.

Интернет и его философское значение

Человечество переживает очередную глобальную революцию. Связана она с вхождением в нашу повседневную жизнь мировой информационной сети - Интернет. Для интеллектуальной жизни человечества она имеет не меньшее значение, чем открытие в своё время и внедрение книгопечатания. Вероятнее всего мы ещё не осознали информационной мощи и возможностей Интернет. Использование сети Интернет во всех областях жизни людей теперь уже ни у кого не вызывает сомнения. Свои возможности у Интернет и в изучении философских дисциплин и в научной работе по философии. Эти возможности связаны, как мне представляется, с определённой формой сетевых ресурсов. Их центром являются научные и учебные организации, которые имеют как официальные, так и неофициальные научные сайты.

Первое направление развития философского знания связано с деятельностью информационных порталов.

Второе направление интернет-философии - это сайты научных учреждений философии, философских организаций, философских факультетов. Их значительно больше, чем информационных порталов или каталогов ресурсов.

Третье направление исследования Интернет связано с интернетпроектами, форумами и конференциями, посвященными философским дисциплинам.

Пользователи интернет, занимающиеся философией, не могут обойти вниманием информацию, предлагаемую библиотеками, особенно теми, которые обладают каталогами ресурсов.

Наконец, философы не могут пройти мимо электронных версий энциклопедий, словарей и справочников.

Свою информацию, иногда уникальную можно встретить на сайтах философских клубов и в персональных проектах, некоторые из которых посвящены отдельным философам.

Интернет как инструмент социальных технологий

Интернет образует новое сообщество, которое объединяет людей разных национальностей, верований, культур, социального статуса. Это общество, для которого не существует государственных границ. Оно предоставляет возможность проводить глобальные референдумы по актуальным проблемам человечества, которые позволят услышать мнение конкретного человека, где бы он не находился и обеспечить обратную связь. Интернет дает нам новый способ культурного видения, перехода к новым способам взаимодействия и освоения прогрессивных достижений всего человечества.

Социальная роль Интернет может быть определена следующими постулатами:

Интернет позволяет устанавливать горизонтальные связи в общении между людьми;

Интернет не навязывает информацию, она только предлагается к добровольному восприятию;

Интернет позволяет стать участником информационного процесса любому человеку;

Интернет не создает предпосылок для манипулятивного общения, а наоборот – они исчезают. Вопросно-ответные ряды не дают возможности для обмана и манипулирования;

Интернет (в отличие от СМИ, которые блокируют сознание), раскрепощает человека и расширяет сферу его сознания;

Высказанные через Интернет мнения становятся доступными и достижимыми для восприятия другим человеком. В Интернет информация не погибает.

Интернет создает локальные сообщества людей как альтернативу серой безликой толпе или стандартному слою. Они самоорганизовываются и самоуправляются изменяя при этом структуру общества;

В Интернет человек всегда оставляет выбор за собой, его никто не вправе отнять.

Мощным средством технологической поддержки социологических исследований становится Интернет. Опросы общественного мнения через глобальную информационную сеть позволяют значительно ускорить процесс сбора информации, что играет важную роль при исследовании быстротекущих социальных процессов. Опросы через Интернет качественно изменяют саму технологию социологического исследования.

Социологические исследования в среде Интернет обладают рядом преимуществ по сравнению с традиционными способами проведения количественных исследований. Прежде всего, online-исследования позволяют сэкономить основные ресурсы: время, деньги, человеческие ресурсы, а также, повысить качество собираемых данных.

Киберпространство используется не только в компьютерных и философских областях знаний, а также в популярной культуре.

В таинственном математическом мультфильме Киберпогоня (Cyberchase), действие происходит в Киберпространстве, управляемом доброжелательным правителем, Материнской платой (Motherboard). С помощью этой идеи авторы могут перенести зрителя в любой виртуальный мир (Cybersite), где разнообразные математические понятия будут объяснены наилучшим образом.

В мультсериале Перезагрузка (Reboot) представлен мир программ, где они взаимодействуют друг с другом и с пользователем.

Интернет и его философское значение

Человечество переживает очередную глобальную революцию. Связана она с вхождением в нашу повседневную жизнь мировой информационной сети - Интернет. Для интеллектуальной жизни человечества она имеет не меньшее значение, чем открытие в своё время и внедрение книгопечатания. Вероятнее всего мы ещё не осознали информационной мощи и возможностей Интернет. Использование сети Интернет во всех областях жизни людей теперь уже ни у кого не вызывает сомнения. Свои возможности у Интернет и в изучении философских дисциплин и в научной работе по философии. Эти возможности связаны, как мне представляется, с определённой формой сетевых ресурсов. Их центром являются научные и учебные организации, которые имеют как официальные, так и неофициальные научные сайты.

Первое направление развития философского знания связано с деятельностью информационных порталов.

Второе направление интернет-философии - это сайты научных учреждений философии, философских организаций, философских факультетов. Их значительно больше, чем информационных порталов или каталогов ресурсов.

Третье направление исследования Интернет связано с интернетпроектами, форумами и конференциями, посвященными философским дисциплинам.

Пользователи интернет, занимающиеся философией, не могут обойти вниманием информацию, предлагаемую библиотеками, особенно теми, которые обладают каталогами ресурсов.

Наконец, философы не могут пройти мимо электронных версий энциклопедий, словарей и справочников.

Свою информацию, иногда уникальную можно встретить на сайтах философских клубов и в персональных проектах, некоторые из которых посвящены отдельным философам.

Интернет как инструмент социальных технологий

Интернет образует новое сообщество, которое объединяет людей разных национальностей, верований, культур, социального статуса. Это общество, для которого не существует государственных границ. Оно предоставляет возможность проводить глобальные референдумы по актуальным проблемам человечества, которые позволят услышать мнение конкретного человека, где бы он не находился и обеспечить обратную связь. Интернет дает нам новый способ культурного видения, перехода к новым способам взаимодействия и освоения прогрессивных достижений всего человечества.

Социальная роль Интернет может быть определена следующими постулатами:

Интернет позволяет устанавливать горизонтальные связи в общении между людьми;

Интернет не навязывает информацию, она только предлагается к добровольному восприятию;

Интернет позволяет стать участником информационного процесса любому человеку;

Интернет не создает предпосылок для манипулятивного общения, а наоборот – они исчезают. Вопросно-ответные ряды не дают возможности для обмана и манипулирования;

Интернет (в отличие от СМИ, которые блокируют сознание), раскрепощает человека и расширяет сферу его сознания;

Высказанные через Интернет мнения становятся доступными и достижимыми для восприятия другим человеком. В Интернет информация не погибает.

Интернет создает локальные сообщества людей как альтернативу серой безликой толпе или стандартному слою. Они самоорганизовываются и самоуправляются изменяя при этом структуру общества;

В Интернет человек всегда оставляет выбор за собой, его никто не вправе отнять.

Мощным средством технологической поддержки социологических исследований становится Интернет. Опросы общественного мнения через глобальную информационную сеть позволяют значительно ускорить процесс сбора информации, что играет важную роль при исследовании быстротекущих социальных процессов. Опросы через Интернет качественно изменяют саму технологию социологического исследования.

Социологические исследования в среде Интернет обладают рядом преимуществ по сравнению с традиционными способами проведения количественных исследований. Прежде всего, online-исследования позволяют сэкономить основные ресурсы: время, деньги, человеческие ресурсы, а также, повысить качество собираемых данных.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Интернет как новая коммуникативная социальная реальность

Представление об Интернете как виртуальной реальности

В результате анализа данных было выявлено:

Развитие Интернета

Одной из важнейших функций сети Интернет является коммуникативная функция. На основе виртуальной коммуникации в русском сегменте сети Интернет начали формироваться совершенно новые социальные общности – так называемые сетевые сообщества: локальная сеть реально взаимодействующих в Интернете людей, использующих для этого общее средство общения, объединенных по принципу более-менее постоянных контактов на основе общего интереса. Также можно говорить о существовании внутреннего контроля отношений в сообществе.

Функционирование сетевых сообществ базируется на двух главных ценностях: 1) ценность горизонтальной, свободной коммуникации; 2) самонаправляемая организация сети. Другие признаки сетевого сообщества: цель; возможность влияния участников на формирование правил общения; свобода от привязанности к конкретному месту; желание поддерживать дискуссию; необходимость технической базы для существования; возможность идентификации индивида.

1. У студентов ТГТУ есть определенные трудности с общением в реальной жизни. Так, выяснилось, что у 43 % опрошенных немного друзей (это касается в первую очередь девушек). 44 % респондентов отметили, что периодически у них возникают проблемы в общении с окружающими. 81 % студентов время от времени испытывают недостаток общения (это характерно для 89,1 % девушек и 71,1 % юношей).

2. Наиболее важной чертой коммуникации в Интернете студенты ТГТУ считают отсутствие различных барьеров общения (средний балл по семибалльной шкале – 4,41). Менее важны добровольность и желательность контактов (3,82) и возможность влияния на правила общения (3,61).

3. Среди основных характеристик Интернета респонденты назвали возможность найти в сети нужную информацию (87,9 %), широкие возможности общения (51,6 %) и глобальность (30,8 %). Для девушек широкие возможности общения важнее, чем для юношей (66,7 % против 32,5 %). Кроме того, широкие возможности общения имеют особое значение для студентов первого курса.

4. Наиболее важными признаками сетевого сообщества студенты считают возможность для любого высказать свое мнение (57 %; эта черта важнее для девушек – 70,6 % против 52,5 % юношей), открытость (39 %), активность участников в дискуссиях (37 %) и абсолютное равенство членов (35 %).

5. Главная функция сетевых сообществ, по мнению большей части опрошенных (64 %), – коммуникативная. 37 % отметили, что сообщества создаются для обмена информацией. При этом 15 % юношей отметили, что сообщества служат для обмена профессиональным опытом (так ответили лишь 6 % девушек). Кроме того, доля респондентов, считающих сообщество профессиональным образованием, возрастает от первого к четвертому курсу.

С сетевыми сообществами в Интернете контактировали 19 % опрошенных. Из них 38,9 % сталкивались с сообществом совершенно случайно, 27,8 % заинтересовала опубликованная участниками сообщества информация, 16,7 % участвовали в обсуждении, оставляли свои комментарии. В настоящее время являются участниками сетевых сообществ 33,3 % (все они – юноши). Стоит отметить, что у трети респондентов (33 %) есть знакомые, являющиеся членами сетевого сообщества.

Проведенное исследование показало, что Интернет активно используется студентами Тверского государственного технического университета, в том числе и как средство коммуникации. Одной из форм общения среди прочих являются сетевые сообщества совершенно разной направленности. При этом был выявлен тот факт, что сообщества, образующиеся в сети Интернет способны удовлетворять (и уже удовлетворяют) две основные категории потребностей:

1) Компенсируют недостаток общения в реальной жизни. Данная тенденция характерна, главным образом, для девушек и для первокурсников.

2) Вхождение в специализированные сетевые сообщества помогает студентам в профессиональной самореализации (прежде всего юношам старших курсов).

В настоящее время в сетевые сообщества входит незначительная часть студентов, но очевиден тот факт, что подобные группы вполне соответствуют коммуникативным потребностям учащейся молодежи и, таким образом, вхождение в сетевые сообщества актуально для студентов ТГТУ. Однако для более точных выводов следует проследить в динамике процесс коммуникации в сети Интернет и вступления студентов в виртуальные сообщества.

Подводя итог можно сказать, что сетевое сообщество – это совершенно особая форма социальной общности, которая постепенно приобретает все большую актуальность в России. Учитывая масштабы интернетизации в нашей стране и возрастающую роль сети Интернет в жизни российского общества, вполне обоснованным будет выделение отдельной отрасли социологической науки, занимающейся исследованиями сетевых сообществ.

Влияние сети Интернет на формирование и развитие социального капитала

При рассмотрении возможных направлений воздействия на социальный капитал современных технологий нами были выделены три ключевых направления:

расширение социальных возможностей личности по установлению и поддержанию коммуникаций;

упрощение формирования новых организаций и трансформация общества за счет роста их количества и масштабов в тех или иных секторах экономики и социальной жизни;

распространение сетевой формы организации.

Снижение издержек формирования новых организаций, связанное с распространением Интернета и накоплением опыта работы с ним, станет фактором наращивания числа новых некоммерческих организаций с заранее заданными свойствами, тем самым увеличивая социальный капитал общества.

Интернет, позволяя через удешевление коммуникаций принципиально упростить процесс формирования организаций самых разнообразных масштабов и направленности, максимально децентрализует возможности социального проектирования. Наиболее очевидные инструменты социального проектирования – интернет-сайты и интернет-форумы, позволяющие проектировать социальные сообщества с практически любыми заданными характеристиками (образовательными, возрастными, профессиональными и т. д.).

Эффективность и сама возможность активной совместной деятельности между членами интернет-комьюнити зависит от уровня доверия между участниками сети, от этого же зависит, в конечном счете, и величина общественного социального капитала.

Список литературы

Бергер П. Социальное конструирование реальности. Трактат по социологии знания / Питер Бергер, Томас Лукман. - М. : Медиум, 2005.

Иванов Д.В. Критическая теория и виртуализация общества // Социологические исследования 1999, № 1.

Сивиринов Б.С. Социальная квазиреальность или виртуальная реальность? // Социологические исследования. 2008. № 2.

Лебедева Н.Н. (2004) Что такое Интернет? // Правовые вопросы связи. № 1.

Семенов И. (2007) Воля к идентичности: сопротивление и информационные технологии // ИНТЕРНЕТ и российское общество / Под ред. И. Семенова. М.: Гендальф.

Щеглова С.Н. (2008) Участие и форма взаимодействия социологов в научном сетевом сообществе // Социс. № 5.

Коулман Дж. Капитал социальный и человеческий // Общественные науки и современность. – 2008. № 3.

Степаненко В. Социальный капитал в социологической перспективе: теоретико-методологические аспекты исследования // Социология: теория, методы, маркетинг. – 2009. - № 2.

Чураков А. Анализ социальных сетей // Социологические исследования. – 2007. – № 1. – С. 109 –

реферат Влияние интернета на детей и современную молодежь

Описание (план):

Выполнил: студент 2-го курса
гр. ОРМ-2 Меновщиков Д.В.
Проверил : к.ф.н. доцент кафедры
социально-политических дисциплин
Ким В.В.


Г. Комсомольск-на-Амуре
2010 г.

Введение ………………………………………………………………………….3
Глава 1. Положительное и отрицательное влияние сети интернет ……. 5

Что такое интернет: добро или зло?………. 5
Положительное влияние интернета на современную молодежь. 6
Отрицательное влияние интернета на детей и современную молодежь…………………………………………………………………..8

Глава 2. Как бороться с негативом? Что нас ждёт в ближайшем будущем? ………………………………………………………………………. 12
Заключение ……………………………………………………………………. 14
Список используемой литературы …………………………………………. 15


Глава 1. Положительное и отрицательное влияние сети интернет.

1.1.Что такое интернет: добро или зло?

1.2. Положительное влияние интернета на современную молодежь.

хорошее самочувствие или эйфория за компьютером;
невозможность остановиться;
увеличение количества времени, проводимого за компьютером;
пренебрежение семьей и друзьями;
ощущения пустоты, депрессии, раздражения не за компьютером;
ложь работодателям или членам семьи о своей деятельности;
проблемы с работой или учебой.

Опасными сигналами являются также:

навязчивое стремление постоянно проверять электронную почту;
и т.д.

Современный этап развития российского общества выдвигает новые требования к социальной политике государства и организации социальной работы. Молодежь – это будущее нашей страны, основной трудовой ресурс и поэтому социальная работа с молодежью занимает особое место. Согласно Федеральному Закону от 10.12.1995 г. 195- ФЗ "Об основах социального обслуживания населения Российской Федерации" социальное обслуживание представляет собой деятельность социальных служб по социальной поддержке населения, предоставлению социально-экономических, медико-социальных, психологических, социально-бытовых, правовых и иных социальных услуг гражданам, оказавшимся в сложной жизненной ситуации.

Несмотря на декларируемые услуги, деятельность социальных служб по социальной работе с молодежью нельзя назвать удовлетворительной.

Проблема построения технологии социальной работы с молодежью усугубляется еще и тем, что молодые люди не проявляют инициативы в сотрудничестве с органами социальной защиты, не сформирована культура обращения за социальной, юридической, психологической помощью. Слабо развита информированность населения о социально-реабилитационных центрах и других учреждениях, где можно получить данную помощь, оказавшись в трудной жизненной ситуации.

На сегодняшний день Интернет–технологии являются одним из мощнейших катализаторов проникновения информации в самые широкие слои населения. Традиционные средства массовой информации при всей их наглядности и привычности уже не способны обеспечить надлежащий уровень оперативности, требуемый современному человеку. Сейчас молодежь мало интересуется печатными изданиями, редко смотрит телевзионные информационные программы, всю информацию она черпает из Интернета и социальных сетей. Благодаря огромной информационной емкости и высокой скорости обмена данными, глобальная компьютерная сеть Интернет имеет миллионы пользователей, получивших доступ к уникальной информации. По предварительным данным Министерства связи и массовым коммуникациям РФ количество Интернет- пользователей в России на 2011 год составило 70 миллионов человек, а к 2017 году планируется, что их будет 90 миллионов. Для молодых людей и не только, Интернет и Интернет-

технологии стали настоящими помощником в решение стоящих перед ними жизненно – важных задач. С помощью Интернет – технологий можно найти ответ на интересующий тебя вопрос, обсудить проблемы с Интернет-сообществом, получить онлайн консультирование специалиста.

Для успешной социальной работы с молодежью использование такого инструмента, как Интернет-технологии является необходимостью.

Современные интернет-технологии предоставляют широкий спектр возможностей для взаимодействия и воздействия на молодежную аудиторию. Только с их помощью можно эффективно информировать о работе и деятельности социальных служб; оказывать онлайн консультаций социальной направленности; дистанционно обучаться; вести социальную адаптацию и реабилитацию ; содействовать в активизации собственного потенциала индивидуума; пропагандировать истинные ценности нашего общества. Вышеизложенным объясняется актуальность темы выбранной

Предметом исследования является социальная работа с молодежью с помощью такого инструмента, как Интернет–технологии.

Цель выпускной квалификационной работы состоит в возможности повышения эффективности социальной работы с молодежью с помощью Интернет-технологий.

Вторая глава посвящена основным нормативно-правовым документам развития информационных технологий в Российской Федерации и правовым

В заключении дается ряд рекомендаций по социальной работе с молодежью используя такой инструмент, Интернет-технологии.

Социологи не могут прийти к единому мнению относительно того, как определить понятия молодости, подростковости и молодежной культуры. И

это несмотря на то, что молодежь и молодость находились в центре внимания исследователей на протяжении всего ХХ века, да еще и наибольшее

Читайте также: