Искусственные земельные участки доклад

Обновлено: 05.05.2024

Pavlova Mariia Anatolyevna
Saint-Petersburg State University of Aerospace Instrumentation
bachelor of law, student of the 2-nd course of Master of law

В литературе 90-х годов 20-го века и в начале 2000-х годов рассматривается два подхода к формированию понятия намывной территории: через строительные нормы и правила, регламентирующие технологию создания объекта капитального строительства методом намыва (отсыпки), и через приращение прибрежного земельного участка в береговой полосе водного объекта.

Практика Санкт-Петербурга пошла по весьма неоднозначному пути приращения территории субъекта Российской Федерации за счёт акватории Финского залива (федерального объекта)[9].

Практика Ленинградской области развивалась по пути создания гидротехнических сооружений. Ярким примером является морской порт Усть-Луга, в котором намывные территории для размещения морских терминалов создавались как объекты капитального строительства. Их строительство осуществлялось по проектной документации, получившей положительные заключения государственной экологической и государственной экспертиз, объекты вводились в эксплуатацию как гидротехнические сооружения и поступали в собственность инвестора, за счёт которого были созданы. Практика Ленинградской области была поддержана несколькими субъектами Российской Федерации.

Поводя итог сложному пути обретения намывной территорией чёткого понятия, можно констатировать, что законодатель применил весьма неординарный приём, который мы бы предложили сформулировать как эволюционный синтез, сведя черты и земельного участка, и объекта капитального строительства в единую категорию. С одной стороны, этот приём кажется странным – объединить необъединимое. Однако если проанализировать сам процесс создания искусственного земельного участка, можно проследить постепенную трансформацию объекта капитального строительства постепенно трансформируется в совершенно уникальный объект, который в результате, не теряя своих качеств, приобретает новые.

[1] Тикк О.К. Проблемы правового статуса намывных территорий // Закон. 2007. № 1.

[2] Кирилловых А.А. Правовой режим искусственных земельных участков // Юрист. 2011. № 18. С. 11.

Определение искусственных земельных участков (ИЗУ), первоочередные задачи при их создании. Основные результаты согласования создания ИЗУ и порядок заключения договора. Особенности создания ИЗУ на водных объектах, находящихся в федеральной собственности.

Рубрика Государство и право
Вид статья
Язык русский
Дата добавления 30.04.2019
Размер файла 14,4 K

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Московский Государственный Университет Экономики, Статистики и Информатики

Порядок создания искусственных земельных участков

Основное содержание работы

В статье рассматривается определение искусственных земельных участков, первоочередные задачи для создания ИЗУ, результаты согласования создания ИЗУ, порядок заключения договора на создание ИЗУ, а также выделены ключевые моменты из ФЗ №246.

В настоящее время строительная отрасль в Российской федерации развивается очень динамично. Строительство, как одна лидирующих в государственной экономике отраслей является полигоном для совершенствования технологий, применения инноваций и нестандартных подходов к реализации строительных проектов. Быстрое развитие отрасли с каждым днем приводит к всё более острой проблеме нехватки территорий крупных городов под застройку, также оказывающим значительное влияние фактором, является неэффективность использования территории вследствие неграмотного подхода к реализации генеральных планов городов.

Одним из способов решения данной проблемы являются искусственные земельные участки на водных объектах. Развитие данного вида территорий в России было практически невозможным из-за отсутствия нормативно-правовых актов, регламентирующих их создание. В тоже время за рубежом, особенно в странах с высоким дефицитом земельных ресурсов (Голландия, Норвегия, Япония), либо в странах с быстро растущим экономическим благосостоянием (ОАЭ, Китай) создание ИЗУ на водных объектах уже давно является решением проблемы нехватки территории или просто "имиджевым" проектом.

Президент России Дмитрий Анатольевич Медведев 19 июля 2011 года подписал закон № 246-ФЗ "Об искусственных земельных участках, созданных на водных объектах, находящихся в федеральной собственности, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", регулирующий создание искусственных земельных участков на водных объектах для строительства на них зданий. Согласно закону искусственный земельный участок, созданный на водном объекте, находящемся в федеральной собственности (ИЗУ) - сооружение, создаваемое на водном объекте, находящемся в федеральной собственности, или его части путем намыва или отсыпки грунта либо использования иных технологий и признаваемое после ввода его в эксплуатацию также земельным участком. Кроме того, ИЗУ может прилегать к существующим земельным участкам или быть изолированным от них. [1] Инициаторами создания ИЗУ могут быть: назначения, в том числе вида, видов разрешенного использования. В проекте может быть - указан конкретный объект капитального строительства, для размещения которого создается ИЗУ;

- планируемое местоположение ИЗУ;

- федеральные органы исполнительной власти;

- исполнительные органы государственной власти субъектов Российской Федерации;

- органы местного самоуправления;

- физические лица, в том числе индивидуальные предприниматели, юридические лица. [1] Первоочередной задачей инициатора создания ИЗУ является подготовка проекта разрешения, который в свою очередь должен содержать:

- указание на планируемое использование ИЗУ с указанием предполагаемого целевого - схема размещения ИЗУ на водном объекте, находящемся в федеральной собственности, или его части и обоснование создания ИЗУ. [1]

Проект разрешения на создание ИЗУ на водном объекте, находящемся в федеральной собственности, подлежит согласованию:

- федеральными органами исполнительной власти, осуществляющими государственный надзор в области использования и охраны водных объектов, федеральный государственный контроль в области рыболовства и сохранения водных биологических ресурсов, государственный надзор в области внутреннего водного транспорта, государственный контроль в морских портах;

- органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого планируется создание ИЗУ;

- органами местного самоуправления муниципальных образований, на территориях которых планируется создание ИЗУ. [1]

Результатом проведения согласований является разрешение на создание ИЗУ. Разрешение на создание ИЗУ, в свою очередь, является основанием:

- для принятия уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, органом местного самоуправления решения о подготовке документации по планировке территории в планируемых границах ИЗУ в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности;

- для проведения открытого аукциона на право заключить договор о создании ИЗУ в случае его создания за счет средств физических лиц, в том числе индивидуальных предпринимателей, или юридических лиц, а также на право выполнения работ, необходимых для создания ИЗУ. Проведение открытого аукциона является серьезным риском для инициатора создания ИЗУ, так как о намерении участвовать в аукционе могут заявить строительные, девелоперские, инвестиционные организации, обладающие значительными финансовыми возможностями. В случае проигрыша на аукционе, затраты, понесенные инициатором на этапе согласования, не возвращаются. [1]

Для заключения договора о создании ИЗУ, в случае если инициатором создания ИЗУ является физическое лицо, индивидуальный предприниматель или юридическое лицо.

Работы, необходимые для создания искусственного земельного участка:

- подготовка документации по планировке территории в планируемых границах ИЗУ; - выполнение инженерных изысканий для подготовки проектной документации для создания ИЗУ;

- подготовка проектной документации для создания ИЗУ;

- проведение работ по созданию ИЗУ (намыв, отсыпка грунта или проведение работ с использованием иных технологий). Применение того или иного способа строительства ИЗУ выбирают в зависимости от природно-климатических условий, технических возможностей, технологических и экономических условий проведения работ. Ввод в эксплуатацию ИЗУ возможен только после проведения всех работ по его созданию. Для разрешения на ввод в эксплуатацию, необходимо предоставить следующие документы:

- разрешение на проведение работ по созданию ИЗУ;

- акт приемки ИЗУ (в случае, если предоставление такого акта для выдачи разрешения на ввод объекта в эксплуатацию предусмотрено Градостроительным кодексом Российской Федерации);

- документ, подтверждающий соответствие ИЗУ требованиям технических регламентов и подписанный лицом, осуществляющим его создание;

- документ, подтверждающий соответствие параметров ИЗУ проектной документации и подписанный лицом, осуществляющим его создание;

- заключение органа государственного строительного надзора о соответствии ИЗУ требованиям технических регламентов и проектной документации, заключение государственного экологического контроля. [1]

Завершающим этапом создания ИЗУ является возникновение права собственности, которое возникает с даты ввода объекта в эксплуатацию, только после возникновения права собственности возможно застраивать земельный участок, проектирование будущей застройки можно вести параллельно с согласованием строительства и ввода в эксплуатацию ИЗУ. [1]

Собственниками ИЗУ могут быть:

- Российская Федерация в случае, если создание ИЗУ осуществлено за счет средств федерального бюджета;

- субъект Российской Федерации в случае, если создание ИЗУ осуществлено за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации;

- муниципальное образование в случае, если создание ИЗУ осуществлено за счет средств местного бюджета;

- физическое лицо, индивидуальный предприниматель, или юридическое лицо в случае, если создание ИЗУ осуществлено такими лицами на основании заключенного с ними договора о создании искусственного земельного участка, за исключением случаев, если он создан на основании концессионного соглашения. [1]

С принятием Федерального закона № 246-ФЗ, создание ИЗУ на водных объектах является одним из методов эффективного использования городских территорий.

ИЗУ также способствуют быстрому развитию технологий как формирования грунтового основания под застройку (тела ИЗУ), так и последующего строительства на них. Комплексно застроенный с применением самых современных технологий ИЗУ станет одной из "визитных карточек" динамично развивающегося города, показателем высокого уровня развития инженерной мысли в регионе и примером успешного сотрудничества власти и строительного комплекса.

искусственный земельный участок порядок создание договор

Список использованной литературы

1. Федеральный закон от 19.07.2011 N 246-ФЗ (ред. от 28.12.2013)"Об искусственных земельных участках, созданных на водных объектах, находящихся в федеральной собственности, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" // СПС Консультант Плюс

Подобные документы

Понятие и сущность изъятия земельных участков. Основные цели и особенности земельной реформы Республики Беларусь. Способы передачи земельных участков, находящихся в государственной собственности в собственность негосударственных юридических лиц.

контрольная работа [27,0 K], добавлен 15.02.2011

Сделки с земельными участками. Купля-продажа земельных участков. Ипотека (залог) земельных участков. Аренда земельных участков. Переход права собственности на земельный участок по наследству. Дарение и мена земельных участков. Рента земельных участков.

курсовая работа [65,3 K], добавлен 05.12.2007

Основные процедуры предоставления земельных участков для строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности. Выдача решения о предоставлении земельного участка или об отказе в семидневный срок с момента его принятия.

контрольная работа [45,4 K], добавлен 05.03.2011

Особенности заключения договора купли-продажи земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, на торгах. Государственная регистрация сделок с землей. Правовые коллизии купли-продажи земельных участков и пути их решения.

дипломная работа [128,0 K], добавлен 25.03.2013

Права собственников по отчуждению земельных участков. Закон Республики Беларусь "Об аренде", определение обязанностей землепользователей на условиях аренды. Изъятие для государственных и общественных нужд земельных участков, находящихся в собственности.

реферат [13,0 K], добавлен 19.11.2009

Понятие и основное содержание договора купли-продажи, порядок его составления и оформления, права и обязанности сторон, предъявляемые требования на сегодня. Правила и особенности заключения данного договора в случае купли-продажи земельных участков.

презентация [375,1 K], добавлен 17.01.2013

Предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной, муниципальной собственности. Государственная инспекция по использованию и охране земель. Порядок предоставления земельных участков для строительства.


Земельные наделы представляют собой определенный фрагмент суши, земли, материка, то есть, являются неотделимыми частями внешней среды. Многие прибрежные страны стремятся получить больше суши за счет водных объектов. Это осуществляется посредством намыва и грунтовой подсыпки. В результате получается искусственно созданный надел земли.

Искусственные земельные участки: земельное право

Примеры искусственных объектов

К примеру, более половины части суши Голландии является польдером, то есть участком, образованным искусственно посредством осушки озер и болот. Острова Пальм в Объединенных Арабских Эмиратах – это архипелаг, состоящий из искусственных островов, площадь которых составляет 60,35 квадратных километров. В Японии новые территории создаются даже из прессованного мусора. Также планируется получить участок из коралловых ростков и признать его территорией, принадлежащей Японии.

Создание искусственных земельных участков

Определение вчера и сегодня

В настоящее время главным правовым актом, который регламентирует порядок образования и освоения созданных подобных наделов, служит закон об искусственных земельных участках, образованных на водных объектах, расположенных в федеральной собственности, № 246-ФЗ. До того момента, пока он вступил в законную силу, определение данного участка содержалось в законе о морских портах в РФ № 261-ФЗ. При этом правительство изменило определение искусственных земельных участков.

В законе о морских портах под ним понимался надел, то есть фрагмент земной поверхности. Только последующее описание позволяло определить, что речь идет о рукотворном объекте. Действие данного закона имело ограниченный характер и относилось к строительству, а также к открытию и закрытию морских портов. В результате подобный участок изучался как территория, которая нужна лишь для создания инфраструктуры порта. Порядок самого образования в этом случае не затрагивался.

Искусственно созданный земельный участок

Территория или участок?

Промежуточным шагом для получения понятия, раскрытого в документе № 246-ФЗ, можно назвать определение, которое содержится в Пояснительной записке к проекту закона об искусственных земельных участках. Там с самого начала говорится о территории, а не об участке. От данной дефиниции впоследствии отказались из-за того, что Комитет госдумы негативно отозвался по поводу местного самоуправления, посчитав его применение неправильным. Причина этого объяснялась тем, что территория как таковая не может быть образована человеческим трудом.

В результате законодатель определил данный участок сооружением или объектом капитального строительства, который может быть признан участком земли при наличии требований, установленных законом. Из-за этого искусственный участок земли утратил характеристику неотделимого фрагмента земной поверхности. Определение приобрело более нормативный характер, так как участок может быть признан земельным, из чего следуют соответствующие правовые выводы.

В связи с чем возникают споры?

Хоть закон и появился, спорные моменты относительно искусственного земельного участка на водных объектах остаются. Например, некоторые теоретики считают, что само определение не является правильным, так как к земле относятся природные объекты, появившиеся без человеческого участия, а потому не могут быть образованы им.

Искусственный земельный участок на водном объекте

Объект капитального строительства

Давая такое название, законодатель, скорее всего, указывает на то, что объект – искусственный, технический, то есть не относится к природным. Но на него распространяются все положения земельных правовых актов. Исходя из вышеизложенного, можно сделать вывод о том, что данное название было присвоено потому, что в гражданском и земельном праве отсутствуют нормы, которые бы регулировали режим данного объекта.

Разграничение понятий

Не помогает в разграничении понятий и определение гидротехнического сооружения, которое приводится в законе о безопасности гидротехнических сооружений. В нем выделяются основные цели образования, например, защита от берегового разрушения, наводнений и так далее. Считалось, что эти цели помогут разграничить понятия. Однако на практике технология образования объектов является тождественной. Также на гидротехнических сооружениях могут располагаться здания для административного персонала и технических целей.

Получается, что разграничение является проблематичным на основе установленных норм. В связи с этим появляются и трудности на практике. Правда, можно отметить, что остров является сооружением, которое не обладает правовым режимом соответствующего участка, так же, как и в случае с гидротехническим сооружением.

Искусственно созданный земельные участки на водных объектах

Земли водного фонда

Определение, представленное в законе № 246-ФЗ, указывает на то, что искусственно созданный земельный участок образуется не с поверхности дна водного объекта, а с применением земель водного фонда. В ст. 102 ЗК РФ говорится, что к землям данного вида относятся такие, которые покрыты водами, а также заняты сооружениями, расположенными на водоеме. В ВК не содержится понятия поверхностных вод, но указывается о единстве их и покрытых ими земель в рамках береговой линии. В совокупности это составляет понятие поверхностных водных объектов. Получается, что поверхностные воды являются неделимым целым с покрытыми землями.

Однако при создании искусственных земельных участков данная связь утрачивается, и земли водного фонда переводятся в иную категорию. Согласно положениям закона о переводе земель и участков из одной категории в другую № 172-ФЗ, земли водного фонда и участки в их составе могут переводиться при прекращении наличия водных объектов, изменении границ, русла и других, в т. ч. образованных искусственных земельных участков, в соответствии с действующим законодательством.

ФЗ об искусственных земельных участках

Способ создания

Приращение, как способ приобретения права собственности, не может применяться к искусственным земельным участкам. Земельным правом, в частности, законом № 246-ФЗ, указывается о его образовании. Поэтому способом появления собственности определяется создание. В соответствии со ст. 218 ГК РФ, собственником такого объекта является тот, кто его создал.

Мероприятия по образованию надела заканчиваются при подписании официальных бумаг, которые подтверждают соответствие участка техрегламентам, проекту, акту приемки. После этого объект вводится в эксплуатацию. В соответствии со ст. 14 закона ФЗ об искусственных земельных участках, такое разрешение – это и есть решение о переводе земель водного фонда в другие категории, а также установления видов разрешенного пользования надела. Если участок предполагается отнести к землям населенных пунктов, то после ввода его в эксплуатацию следует внести изменения в генпланы городов и поселений, а также в схемы планирования территории муниципалитетов в отношении изменения границ.

Постановка на учет

Закон об искусственных земельных участках

Заключение

Регулирование должно осуществляться лишь в совместном использовании данных норм при реализации правоотношений. Это предполагает, что правовой режим должен регламентироваться посредством применения комплексного законодательства. Причем, кроме правовых норм, к нему относятся и отдельные положения, которые отражают специфические общественные отношения.

Необходимость искусственно созданных земельных участках на водных объектах в настоящее время является неоспоримым. Однако законодательно данный вопрос требует урегулирования, для чего специалистам в данной области предстоит большая работа как сейчас, так и в будущем.

Искусственный земельный участок, созданный на водном объекте, находящемся в федеральной собственности - это сооружение, создаваемое на водном объекте, находящемся в федеральной собственности, или его части путем намыва или отсыпки грунта либо использования иных технологий и признаваемое после ввода его в эксплуатацию также земельным участком. Право собственности на искусственно созданный земельный участок регистрируется на основании решения о создании искусственного земельного участка и разрешения на ввод искусственно созданного земельного участка в эксплуатацию, а также договора о создании искусственного земельного участка в случае, если на искусственно созданный земельный участок возникает право общей долевой собственности.

Работа состоит из 1 файл

искусственные земельные участки.doc

- Полное наименование закона - «Федеральный закон от 19 июля 2011 г. № 246-ФЗ "Об искусственных земельных участках, созданных на водных объектах, находящихся в федеральной собственности, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".

Искусственный земельный участок, созданный на водном объекте, находящемся в федеральной собственности - это сооружение, создаваемое на водном объекте, находящемся в федеральной собственности, или его части путем намыва или отсыпки грунта либо использования иных технологий и признаваемое после ввода его в эксплуатацию также земельным участком.
Право собственности на искусственно созданный земельный участок регистрируется на основании решения о создании искусственного земельного участка и разрешения на ввод искусственно созданного земельного участка в эксплуатацию, а также договора о создании искусственного земельного участка в случае, если на искусственно созданный земельный участок возникает право общей долевой собственности.
В случае, если в представленном разрешении на ввод искусственно созданного земельного участка в эксплуатацию одновременно предусмотрен ввод в эксплуатацию расположенного на нем объекта капитального строительства, государственная регистрация права собственности на указанный объект капитального строительства осуществляется одновременно с государственной регистрацией права собственности на искусственно созданный земельный участок.

Кто может стать собственником такого земельного участка?
1) Российская Федерация в случаях, если:
- создание искусственного земельного участка осуществлено за счет средств федерального бюджета;
- создание искусственного земельного участка осуществлено в соответствии с решением о создании или расширении морского порта на основании концессионного соглашения;
2) субъект Российской Федерации в случае, если создание искусственного земельного участка осуществлено за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации;
3) муниципальное образование в случае, если создание искусственного земельного участка осуществлено за счет средств местного бюджета;
4) физическое лицо, в том числе индивидуальный предприниматель, или юридическое лицо в случае, если создание искусственного земельного участка осуществлено такими лицами на основании заключенного с ними договора о создании искусственного земельного участка, за исключением случаев, если он создан на основании концессионного соглашения;

Для чего может быть создан такой земельный участок?

В первую очередь для целей строительства на таких участках зданий, сооружений и (или) их комплексного освоения в целях строительства, Предположим, строительство маяка, искусственного пляжа так или иначе связано с созданием подобного рода объекта недвижимости.

Читайте также: