Конституционный статус судебной власти в рф доклад

Обновлено: 18.05.2024

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Список использованной литературы

Судебная власть в силу своей компетенции осуществляет защиту семьи социального института путем применения норм отраслевого законодательства гражданского, уголовного.

Осуществляемая в стране судебная реформа, рассматривая судебную власть, важнейший инструмент демократизации общества и защиты прав и интересов граждан, ставит задачу коренного улучшения качества работы судов на всех уровнях. "Правосудие" - территориально распределенная автоматизированная информационная система, предназначенная для формирования единого информационного пространства судов общей юрисдикции и системы Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации обеспечивающая информационную и технологическую поддержку судопроизводства на принципах поддержания требуемого баланса между потребностью граждан, общества и государства в свободном обмене информацией и ограничениями на распространение информации. Задачи состоит, что создание единого информационного пространства всех видов гражданских и военных судов требует создания единой информационной базы данных, включала в свой состав все уголовные дела, рассматривались и рассматриваются в судах различной юрисдикции.

Взаимодействие между судебной властью и властью исполнительной активно реализуется в отношениях между Правительством РФ и высшими судами России, в сфере финансирования и материального обеспечения судебной власти. Особые отношения возникают у судебной власти с органами юстиции, в состав входят судебные приставы-исполнители и приставы по обеспечению установленного порядка деятельности суда Федеральной службы судебных приставов Министерства юстиции РФ.

Судебная власть наделена рядом полномочий по отношению к Президенту Российской Федерации. Акты Президента РФ могут стать объектом конституционного административного судебного контроля при проверке судебной властью конституционности и законности. Конституционный и Верховный Суд РФ участвуют в процедуре отрешения Президента РФ от должности (ст. 93 Конституции РФ).

В целях обеспечения реальной финансовой независимости судебной власти от законодательной и исполнительной власти предоставление судебным органам и органам судейского сообщества бюджетных полномочий и обеспечение участия в бюджетном процессе.

2. Система судебной власти.

Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации и иных органов, обеспечивающих судебную деятельность. Методологическую основу исследования составили диалектический метод познания реальной действительности в связи и взаимодействии, формально-юридический метод, позволяющий определить юридические понятия, признаки путем толкования действующего законодательства, компаративистский метод проведения сравнительного анализа рассматриваемых терминов. В системы органов судебной власти и судебной системы, внесены предложения по изменению российского законодательства о судебной системе.

Судебная власть обладает рядом неотъемлемых признаков, отличающих от других ветвей власти в государстве:

1) Судебная власть в России осуществляется особыми государственными органами – судами, в совокупности образуют судебную систему;

2) Судебная власть осуществляется посредством конституционного, гражданского, административного и уголовного судопроизводства;

3) Судебная власть осуществляется в соответствии с четко установленной процессуальной формой;

4) Решения органов судебной власти не могут, пересмотрены органами других ветвей власти.

Судебная система составляют:

Верховный суд РФ, Верховные суды республик в составе России,

Окружные, военные суды

Городские, Районные суды, Мировые судьи.

Система стала незавершенной, суды субъектов РФ на сегодняшний день представлены основным элементом судебной системы – мировыми судьями. Основным судебной системы – мировыми судьями. Судебная система выступает важнейшим инструментом реализации прав и свобод человека и гражданина, верховенства закона, гарантирует воплощение в жизнь принципов демократии и гражданского общества.

Судебная система не только представляет единое понимание права, но разрешает по закону конфликты и споры органов государственной власти.

3. Полномочия судебной власти.

Президент Российской Федерации в процессе осуществления своих полномочий вправе обращаться в соответствующие суды. Наиболее часто Президент РФ обращается в Конституционный Суд РФ с запросами о конституционности федеральных законов, конституций и уставов субъектов Российской Федерации Президент в порядке ч. 2 ст. 80 Конституции России обязан обеспечивать согласованное функционирование и взаимодействие органов государственной власти, самих судов. Значимость взаимодействия судебной власти подтверждается действующим на основе Указа Президента РФ № 961 от 11 августа 2003 г. соответствующего Положения Советом при Президенте Российской Федерации по вопросам совершенствования правосудия.

Выступает деятельность суда по осуществлению правосудия по уголовным делам процессуальным законом полномочий судебной власти. Специализированного органа судебного конституционного контроля за конституционностью нормативных правовых органов государственной власти. Наделения Конституционного суда дополнительными полномочиями судебной власти в целях осуществления функции конституционного контроля.

Мерами конституционного контроля судебной власти , осуществляют следующие органы власти:

Правительство и другие органы исполнительной власти,

Прокуратура, органы местного самоуправления.

Регулирования деятельности адвоката в производстве по рассмотрению и разрешению вопросов, связанных с исполнением приговора. Полномочия судебной власти прокурора при решении судом вопросов, связанных с исполнением судебных решений. Существования административного судопроизводства наряду с гражданским, уголовным и конституционным судопроизводством.

Судебная власть реализует социальную потребность в регуляции общественных отношений и разрешении социальных конфликтов. Становление и развитие представлений о судебной власти социальном феномене в истории философской мысли, выявить особенности судебной власти в современном российском обществе. Существование судебной власти обусловлено интересом общества в поддержании правового и социального порядка.

Таким образом, что судебная власть представляет конкретно-историческое социальное явление, форма и содержание обусловлены системой социальных отношений, идеологическими установками, характерными для определенной Правосудие в правовом государстве может осуществляться органами судебной власти, никто не обладает правом присваивать себе судебные функции. При реализации своих полномочий судебные органы руководствуются исключительно законом и не зависят от влияний представительной и исполнительной власти, а сама законность и независимость правосудия признаны гарантиями прав и свобод человека

Можно сделать выводы: выявление и анализ основных научных подходов к определению сущности судебной власти, существовавших на различных этапах исторического развития философской мысли. .

Список использованной литературы

1. Захаров Н.А. Система русской государственной власти. М., 2002.

3. Бондарь Н.С. Конституционные ценности – категория действующего права (в контексте практики Конституционного суда России) // Журнал конституционного правосудия. – 2009. – № 6 (12). – С. 1-11.

5. Вивчаренко Ю.В. Проблемные аспекты взаимодействия суда с иными государственными органами // Российская юстиция. – 2010. – №. 1. – С. 53-56. 6. Витрук Н.В. Общая теория правового положения личности. – М., 2008.

8. Горленко В.А., Гурбанов А.Г., Кондрат И.Н., Тарайко В.И. Прокуратура сегодня: цели, задачи и функции // Юридическая наука: история и современность. – 2012. – № 1. – С. 127-130

9. Абросимова Е.Б. Судебная, законодательная и исполнительная власть: проблемы взаимодействия и пределы воздействия // Самостоятельность и независимость судебной власти Российской Федерации / Под ред. В.В.Ершова. – М: Юристъ, 2006


РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ КОНСТИТУЦИОННЫЙ ЗАКОН

О судебной системе Российской Федерации

(с изменениями на 8 декабря 2020 года)

Документ с изменениями, внесенными:

Принят
Государственной Думой
23 октября 1996 года

Одобрен
Советом Федерации
26 декабря 1996 года

ГЛАВА 1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Статья 1. Судебная власть

1. Судебная власть в Российской Федерации осуществляется только судами в лице судей и привлекаемых в установленном законом порядке к осуществлению правосудия присяжных и арбитражных заседателей. Никакие другие органы и лица не вправе принимать на себя осуществление правосудия.

2. Судебная власть самостоятельна и действует независимо от законодательной и исполнительной властей.

3. Судебная власть осуществляется посредством конституционного, гражданского, административного и уголовного судопроизводства.

Статья 2. Законодательство о судебной системе

Судебная система Российской Федерации устанавливается Конституцией Российской Федерации и настоящим Федеральным конституционным законом.

Статья 3. Единство судебной системы

Единство судебной системы Российской Федерации обеспечивается путем:

установления судебной системы Российской Федерации Конституцией Российской Федерации и настоящим Федеральным конституционным законом;

соблюдения всеми федеральными судами и мировыми судьями установленных федеральными законами правил судопроизводства;

применения всеми судами Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных законов, федеральных законов, общепризнанных принципов и норм международного права и международных договоров Российской Федерации, а также конституций (уставов) и других законов субъектов Российской Федерации;

признания обязательности исполнения на всей территории Российской Федерации судебных постановлений, вступивших в законную силу;

законодательного закрепления единства статуса судей;

финансирования федеральных судов и мировых судей из федерального бюджета.

Статья 4. Суды в Российской Федерации

1. Правосудие в Российской Федерации осуществляется только судами, учрежденными в соответствии с Конституцией Российской Федерации и настоящим Федеральным конституционным законом. Создание чрезвычайных судов и судов, не предусмотренных настоящим Федеральным конституционным законом, не допускается.

2. В Российской Федерации действуют федеральные суды, конституционные (уставные) суды и мировые судьи субъектов Российской Федерации, составляющие судебную систему Российской Федерации.

3. К федеральным судам относятся:

Конституционный Суд Российской Федерации;

Верховный Суд Российской Федерации;

кассационные суды общей юрисдикции, апелляционные суды общей юрисдикции, верховные суды республик, краевые, областные суды, суды городов федерального значения, суды автономной области и автономных округов, районные суды, военные и специализированные суды, составляющие систему федеральных судов общей юрисдикции;

арбитражные суды округов, арбитражные апелляционные суды, арбитражные суды субъектов Российской Федерации и специализированные арбитражные суды, составляющие систему федеральных арбитражных судов.

4. К судам субъектов Российской Федерации относятся: конституционные (уставные) суды субъектов Российской Федерации, мировые судьи, являющиеся судьями общей юрисдикции субъектов Российской Федерации.

С 1 января 2023 года Федеральным конституционным законом от 8 декабря 2020 года N 7-ФКЗ в статью 4 настоящего Закона будут внесены изменения.

Статья 5. Самостоятельность судов и независимость судей

1. Суды осуществляют судебную власть самостоятельно, независимо от чьей бы то ни было воли, подчиняясь только Конституции Российской Федерации и закону.

2. Судьи, присяжные и арбитражные заседатели, участвующие в осуществлении правосудия, независимы и подчиняются только Конституции Российской Федерации и закону. Гарантии их независимости устанавливаются Конституцией Российской Федерации и федеральным законом.

3. Суд, установив при рассмотрении дела несоответствие акта государственного или иного органа, а равно должностного лица Конституции Российской Федерации, федеральному конституционному закону, федеральному закону, общепризнанным принципам и нормам международного права, международному договору Российской Федерации, конституции (уставу) субъекта Российской Федерации, закону субъекта Российской Федерации, принимает решение в соответствии с правовыми положениями, имеющими наибольшую юридическую силу.

4. В Российской Федерации не могут издаваться законы и иные нормативные правовые акты, отменяющие или умаляющие самостоятельность судов, независимость судей.

5. Лица, виновные в оказании незаконного воздействия на судей, присяжных и арбитражных заседателей, участвующих в осуществлении правосудия, а также в ином вмешательстве в деятельность суда, несут ответственность, предусмотренную федеральным законом. Присвоение властных полномочий суда наказывается в соответствии с уголовным законом.

Статья 6. Обязательность судебных постановлений

1. Вступившие в законную силу постановления федеральных судов, мировых судей и судов субъектов Российской Федерации, а также их законные распоряжения, требования, поручения, вызовы и другие обращения являются обязательными для всех без исключения органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений, должностных лиц, других физических и юридических лиц и подлежат неукоснительному исполнению на всей территории Российской Федерации.

2. Неисполнение постановления суда, а равно иное проявление неуважения к суду влекут ответственность, предусмотренную федеральным законом.

3. Обязательность на территории Российской Федерации постановлений судов иностранных государств, международных судов и арбитражей определяется международными договорами Российской Федерации.

Статья 7. Равенство всех перед законом и судом

1. Все равны перед законом и судом.

2. Суды не отдают предпочтения каким-либо органам, лицам, участвующим в процессе сторонам по признакам их государственной, социальной, половой, расовой, национальной, языковой или политической принадлежности либо в зависимости от их происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, места рождения, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а равно и по другим не предусмотренным федеральным законом основаниям.

Статья 8. Участие граждан в осуществлении правосудия

1. Граждане Российской Федерации имеют право участвовать в осуществлении правосудия в порядке, предусмотренном федеральным законом.

2. Участие присяжных и арбитражных заседателей в осуществлении правосудия является гражданским долгом.

3. Требования к гражданам, участвующим в осуществлении правосудия, устанавливаются федеральным законом.

4. За время участия в осуществлении правосудия присяжным и арбитражным заседателям выплачивается вознаграждение из федерального бюджета.

Статья 9. Гласность в деятельности судов

Разбирательство дел во всех судах открытое. Слушание дела в закрытом заседании допускается в случаях, предусмотренных федеральным законом.

Статья 10. Язык судопроизводства и делопроизводства в судах

1. Судопроизводство и делопроизводство в Конституционном Суде Российской Федерации, Верховном Суде Российской Федерации, кассационных судах общей юрисдикции, апелляционных судах общей юрисдикции, арбитражных судах, военных судах ведутся на русском языке - государственном языке Российской Федерации. Судопроизводство и делопроизводство в других федеральных судах общей юрисдикции могут вестись также на государственном языке республики, на территории которой находится суд.

2. Судопроизводство и делопроизводство у мировых судей и в других судах субъектов Российской Федерации ведутся на русском языке либо на государственном языке республики, на территории которой находится суд.

3. Участвующим в деле лицам, не владеющим языком судопроизводства, обеспечивается право выступать и давать объяснения на родном языке либо на любом свободно избранном языке общения, а также пользоваться услугами переводчика.

ГЛАВА 2. ОСНОВЫ СТАТУСА СУДЕЙ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Статья 11. Судьи

1. Судьями являются лица, наделенные в соответствии с Конституцией Российской Федерации и настоящим Федеральным конституционным законом полномочиями осуществлять правосудие и исполняющие свои обязанности на профессиональной основе.

2. Судья, имеющий стаж работы в качестве судьи не менее десяти лет и находящийся в отставке, считается почетным судьей. Он может быть привлечен к осуществлению правосудия в качестве судьи в порядке, установленном федеральным законом.

3. Судьям предоставляется за счет государства материальное и социально-бытовое обеспечение, соответствующее их высокому статусу. Ежемесячное денежное вознаграждение и ежеквартальное денежное поощрение судьи не могут быть уменьшены в течение всего времени пребывания его в должности.

Статья 12. Единство статуса судей

Все судьи в Российской Федерации обладают единым статусом и различаются между собой только полномочиями и компетенцией. Особенности правового положения отдельных категорий судей определяются федеральными законами, а в случаях, ими предусмотренных, - также и законами субъектов Российской Федерации.

Статья 13. Порядок наделения полномочиями судей

1. Порядок наделения полномочиями Председателя Конституционного Суда Российской Федерации, его заместителя, других судей Конституционного Суда Российской Федерации устанавливается Федеральным конституционным законом "О Конституционном Суде Российской Федерации".

1_1. Порядок наделения полномочиями Председателя Верховного Суда Российской Федерации, его заместителей, других судей Верховного Суда Российской Федерации устанавливается федеральным конституционным законом о Верховном Суде Российской Федерации и федеральным законом о статусе судей.

2. Порядок наделения полномочиями председателей, заместителей председателей, других судей кассационных судов общей юрисдикции, апелляционных судов общей юрисдикции, верховных судов республик, краевых, областных судов, судов городов федерального значения, судов автономной области и автономных округов, районных судов, военных и специализированных судов, арбитражных судов округов, арбитражных апелляционных судов, арбитражных судов субъектов Российской Федерации и специализированных арбитражных судов устанавливается соответствующим федеральным конституционным законом и федеральным законом о статусе судей.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Список использованной литературы

Судебная власть в силу своей компетенции осуществляет защиту семьи социального института путем применения норм отраслевого законодательства гражданского, уголовного.

Осуществляемая в стране судебная реформа, рассматривая судебную власть, важнейший инструмент демократизации общества и защиты прав и интересов граждан, ставит задачу коренного улучшения качества работы судов на всех уровнях. "Правосудие" - территориально распределенная автоматизированная информационная система, предназначенная для формирования единого информационного пространства судов общей юрисдикции и системы Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации обеспечивающая информационную и технологическую поддержку судопроизводства на принципах поддержания требуемого баланса между потребностью граждан, общества и государства в свободном обмене информацией и ограничениями на распространение информации. Задачи состоит, что создание единого информационного пространства всех видов гражданских и военных судов требует создания единой информационной базы данных, включала в свой состав все уголовные дела, рассматривались и рассматриваются в судах различной юрисдикции.

Взаимодействие между судебной властью и властью исполнительной активно реализуется в отношениях между Правительством РФ и высшими судами России, в сфере финансирования и материального обеспечения судебной власти. Особые отношения возникают у судебной власти с органами юстиции, в состав входят судебные приставы-исполнители и приставы по обеспечению установленного порядка деятельности суда Федеральной службы судебных приставов Министерства юстиции РФ.

Судебная власть наделена рядом полномочий по отношению к Президенту Российской Федерации. Акты Президента РФ могут стать объектом конституционного административного судебного контроля при проверке судебной властью конституционности и законности. Конституционный и Верховный Суд РФ участвуют в процедуре отрешения Президента РФ от должности (ст. 93 Конституции РФ).

В целях обеспечения реальной финансовой независимости судебной власти от законодательной и исполнительной власти предоставление судебным органам и органам судейского сообщества бюджетных полномочий и обеспечение участия в бюджетном процессе.

2. Система судебной власти.

Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации и иных органов, обеспечивающих судебную деятельность. Методологическую основу исследования составили диалектический метод познания реальной действительности в связи и взаимодействии, формально-юридический метод, позволяющий определить юридические понятия, признаки путем толкования действующего законодательства, компаративистский метод проведения сравнительного анализа рассматриваемых терминов. В системы органов судебной власти и судебной системы, внесены предложения по изменению российского законодательства о судебной системе.

Судебная власть обладает рядом неотъемлемых признаков, отличающих от других ветвей власти в государстве:

1) Судебная власть в России осуществляется особыми государственными органами – судами, в совокупности образуют судебную систему;

2) Судебная власть осуществляется посредством конституционного, гражданского, административного и уголовного судопроизводства;

3) Судебная власть осуществляется в соответствии с четко установленной процессуальной формой;

4) Решения органов судебной власти не могут, пересмотрены органами других ветвей власти.

Судебная система составляют:

Верховный суд РФ, Верховные суды республик в составе России,

Окружные, военные суды

Городские, Районные суды, Мировые судьи.

Система стала незавершенной, суды субъектов РФ на сегодняшний день представлены основным элементом судебной системы – мировыми судьями. Основным судебной системы – мировыми судьями. Судебная система выступает важнейшим инструментом реализации прав и свобод человека и гражданина, верховенства закона, гарантирует воплощение в жизнь принципов демократии и гражданского общества.

Судебная система не только представляет единое понимание права, но разрешает по закону конфликты и споры органов государственной власти.

3. Полномочия судебной власти.

Президент Российской Федерации в процессе осуществления своих полномочий вправе обращаться в соответствующие суды. Наиболее часто Президент РФ обращается в Конституционный Суд РФ с запросами о конституционности федеральных законов, конституций и уставов субъектов Российской Федерации Президент в порядке ч. 2 ст. 80 Конституции России обязан обеспечивать согласованное функционирование и взаимодействие органов государственной власти, самих судов. Значимость взаимодействия судебной власти подтверждается действующим на основе Указа Президента РФ № 961 от 11 августа 2003 г. соответствующего Положения Советом при Президенте Российской Федерации по вопросам совершенствования правосудия.

Выступает деятельность суда по осуществлению правосудия по уголовным делам процессуальным законом полномочий судебной власти. Специализированного органа судебного конституционного контроля за конституционностью нормативных правовых органов государственной власти. Наделения Конституционного суда дополнительными полномочиями судебной власти в целях осуществления функции конституционного контроля.

Мерами конституционного контроля судебной власти , осуществляют следующие органы власти:

Правительство и другие органы исполнительной власти,

Прокуратура, органы местного самоуправления.

Регулирования деятельности адвоката в производстве по рассмотрению и разрешению вопросов, связанных с исполнением приговора. Полномочия судебной власти прокурора при решении судом вопросов, связанных с исполнением судебных решений. Существования административного судопроизводства наряду с гражданским, уголовным и конституционным судопроизводством.

Судебная власть реализует социальную потребность в регуляции общественных отношений и разрешении социальных конфликтов. Становление и развитие представлений о судебной власти социальном феномене в истории философской мысли, выявить особенности судебной власти в современном российском обществе. Существование судебной власти обусловлено интересом общества в поддержании правового и социального порядка.

Таким образом, что судебная власть представляет конкретно-историческое социальное явление, форма и содержание обусловлены системой социальных отношений, идеологическими установками, характерными для определенной Правосудие в правовом государстве может осуществляться органами судебной власти, никто не обладает правом присваивать себе судебные функции. При реализации своих полномочий судебные органы руководствуются исключительно законом и не зависят от влияний представительной и исполнительной власти, а сама законность и независимость правосудия признаны гарантиями прав и свобод человека

Можно сделать выводы: выявление и анализ основных научных подходов к определению сущности судебной власти, существовавших на различных этапах исторического развития философской мысли. .

Список использованной литературы

1. Захаров Н.А. Система русской государственной власти. М., 2002.

3. Бондарь Н.С. Конституционные ценности – категория действующего права (в контексте практики Конституционного суда России) // Журнал конституционного правосудия. – 2009. – № 6 (12). – С. 1-11.

5. Вивчаренко Ю.В. Проблемные аспекты взаимодействия суда с иными государственными органами // Российская юстиция. – 2010. – №. 1. – С. 53-56. 6. Витрук Н.В. Общая теория правового положения личности. – М., 2008.

8. Горленко В.А., Гурбанов А.Г., Кондрат И.Н., Тарайко В.И. Прокуратура сегодня: цели, задачи и функции // Юридическая наука: история и современность. – 2012. – № 1. – С. 127-130

9. Абросимова Е.Б. Судебная, законодательная и исполнительная власть: проблемы взаимодействия и пределы воздействия // Самостоятельность и независимость судебной власти Российской Федерации / Под ред. В.В.Ершова. – М: Юристъ, 2006


В данной статье речь идет о правовых основах деятельности судов, как исключительных органов, призванных осуществлять правосудие, а также о системе судов в Российской Федерации.

Ключевые слова: Конституция, судебная власть, Конституционный Суд РФ, Верховный Суд РФ, арбитражные суды, мировой судья

Согласно ст.ст.10 и 11 Конституции РФ судебная власть (наряду с законодательной и исполнительной) является разновидностью государственной власти и осуществляется судами Российской Федерации самостоятельно. Глава седьмая Конституции, посвященная по своему названию и содержанию судебной власти, определяет, что исключительное предназначение судебной власти состоит в осуществлении правосудия, которое возложено только на суды (ч.1 ст.118). Это отличает судебную власть от законодательной власти, наделенной законотворческой функцией, а также от нормотворческой, правоприменительной и правоохранительной деятельности органов исполнительной власти. [1]

Согласно указанному Закону в Российской Федерации действуют федеральные суды, конституционные (уставные) суды и мировые судьи субъектов РФ, составляющие судебную систему Российской Федерации (ст. 4). [2]

К федеральным судам с учетом конституционной реформы 2014 г. и положений названного Закона следует отнести:

– Конституционный Суд РФ;

– Верховный Суд РФ;

– верховные суды республик, краевые и областные суды, суды городов федерального значения, суды автономной области и автономных округов (далее по тексту также — суды общей юрисдикции субъектов РФ), районные суды, военные и специализированные суды, составляющие систему федеральных судов общей юрисдикции;

– федеральные арбитражные суды округов (арбитражные кассационные суды), арбитражные апелляционные суды, арбитражные суды субъектов РФ и специализированные арбитражные суды.

К судам субъектов РФ (п. 4 ст. 4 Закона) относятся:

– конституционные (уставные) суды субъектов РФ;

– мировые судьи, являющиеся судьями общей юрисдикции субъектов РФ.

В данное время они созданы в 18 субъектах; в некоторых субъектах существование суда предусмотрено основным актом субъекта, но реально суд пока не сформирован; есть немало и таких субъектов РФ, которые не имеют правовых норм о подобных судах.

Согласно законоположениям, Конституционный Суд РФ является судебным органом конституционного контроля, самостоятельно и независимо осуществляющим судебную власть посредством конституционного судопроизводства (Конституционному Суду РФ посвящен разд. XI настоящего учебного курса). Верховный Суд РФ ранее являлся высшим судебным органом по гражданским, уголовным, административным и иным делам, подсудным судам общей юрисдикции.

Суды общей юрисдикции субъектов РФ рассматривают дела в качестве суда первой и второй инстанции, в порядке надзора и по вновь открывшимся обстоятельствам. Данные суды являются непосредственно вышестоящими судебными инстанциями по отношению к районным судам.

Районный суд рассматривает дела в качестве суда первой и второй инстанции и осуществляет другие полномочия, предусмотренные законодательством. Районный суд является непосредственно вышестоящей судебной инстанцией по отношению к мировым судьям, действующим на территории соответствующего судебного района.

Военные суды как суды общей юрисдикции создаются по территориальному принципу по месту дислокации войск и флотов и осуществляют судебную власть в войсках, органах и формированиях, где федеральным законом предусмотрена военная служба. В пределах своей компетенции они рассматривают дела в качестве суда первой и второй инстанций, в порядке надзора и по вновь открывшимся обстоятельствам.

Федеральный арбитражный суд округа рассматривает в соответствии с федеральным законом дела в качестве суда первой инстанции, в качестве суда кассационной инстанции, а также по вновь открывшимся обстоятельствам. Федеральный арбитражный суд округа является вышестоящей судебной инстанцией по отношению к действующим на территории соответствующего судебного округа арбитражным апелляционным судам и арбитражным судам субъектов РФ, если иное не установлено федеральным конституционным законом.

Арбитражный апелляционный суд рассматривает дела в качестве суда апелляционной инстанции, а также по вновь открывшимся обстоятельствам.

Конституционный (уставный) суд субъекта РФ может создаваться субъектом РФ для рассмотрения вопросов соответствия законов субъекта, нормативных правовых актов органов государственной власти субъекта, органов местного самоуправления субъекта РФ конституции (уставу) субъекта, а также для толкования конституции (устава) субъекта РФ

Мировой судья в пределах своей компетенции рассматривает гражданские, административные и уголовные дела в качестве суда первой инстанции.

Судьи независимы и подчинены только Конституции РФ (ст. 120) и федеральному закону. Действующее законодательство Российской Федерации предусматривает следующие правовые гарантии независимости судей:

– установленная законом процедура осуществления правосудия, которая исключает постороннее воздействие на судей (вынесение судом решения в совещательной комнате, в которой могут находиться только судьи по данному делу);

– преследование по закону любого вмешательства в деятельность по осуществлению правосудия;

– освобождение судей от обязанности отчитываться перед кем бы то ни было о своей деятельности;

– установление законом специального порядка приостановления и прекращения полномочий судьи;

– право судьи на отставку по собственному желанию независимо от возраста;

– предоставление судье за счет государства материального и социального обеспечения, соответствующего его статусу. [3]

Основные термины (генерируются автоматически): Российская Федерация, суд, качество суда, судебная власть, Конституция РФ, дело, Конституционный Суд РФ, общая юрисдикция, общая юрисдикция субъектов РФ, субъект РФ.

Читайте также: