Исключительное право на произведение доклад

Обновлено: 20.05.2024

1. Автору произведения или иному правообладателю принадлежит исключительное право использовать произведение в соответствии со статьей 1229 настоящего Кодекса в любой форме и любым не противоречащим закону способом (исключительное право на произведение), в том числе способами, указанными в пункте 2 настоящей статьи. Правообладатель может распоряжаться исключительным правом на произведение.

2. Использованием произведения независимо от того, совершаются ли соответствующие действия в целях извлечения прибыли или без такой цели, считается, в частности:

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 12 марта 2014 г. N 35-ФЗ подпункт 1 пункта 2 статьи 1270 настоящего Кодекса изложен в новой редакции, вступающей в силу с 1 октября 2014 г.

1) воспроизведение произведения, то есть изготовление одного и более экземпляра произведения или его части в любой материальной форме, в том числе в форме звуко- или видеозаписи, изготовление в трех измерениях одного и более экземпляра двухмерного произведения и в двух измерениях одного и более экземпляра трехмерного произведения. При этом запись произведения на электронном носителе, в том числе запись в память ЭВМ, также считается воспроизведением. Не считается воспроизведением краткосрочная запись произведения, которая носит временный или случайный характер и составляет неотъемлемую и существенную часть технологического процесса, имеющего единственной целью правомерное использование произведения либо осуществляемую информационным посредником между третьими лицами передачу произведения в информационно-телекоммуникационной сети, при условии, что такая запись не имеет самостоятельного экономического значения;

2) распространение произведения путем продажи или иного отчуждения его оригинала или экземпляров;

3) публичный показ произведения, то есть любая демонстрация оригинала или экземпляра произведения непосредственно либо на экране с помощью пленки, диапозитива, телевизионного кадра или иных технических средств, а также демонстрация отдельных кадров аудиовизуального произведения без соблюдения их последовательности непосредственно либо с помощью технических средств в месте, открытом для свободного посещения, или в месте, где присутствует значительное число лиц, не принадлежащих к обычному кругу семьи, независимо от того, воспринимается произведение в месте его демонстрации или в другом месте одновременно с демонстрацией произведения;

4) импорт оригинала или экземпляров произведения в целях распространения;

5) прокат оригинала или экземпляра произведения;

6) публичное исполнение произведения, то есть представление произведения в живом исполнении или с помощью технических средств (радио, телевидения и иных технических средств), а также показ аудиовизуального произведения (с сопровождением или без сопровождения звуком) в месте, открытом для свободного посещения, или в месте, где присутствует значительное число лиц, не принадлежащих к обычному кругу семьи, независимо от того, воспринимается произведение в месте его представления или показа либо в другом месте одновременно с представлением или показом произведения;

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 12 марта 2014 г. N 35-ФЗ в подпункт 7 пункта 2 статьи 1270 настоящего Кодекса внесены изменения, вступающие в силу с 1 октября 2014 г.

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 12 марта 2014 г. N 35-ФЗ в подпункт 8 пункта 2 статьи 1270 настоящего Кодекса внесены изменения, вступающие в силу с 1 октября 2014 г.

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 12 марта 2014 г. N 35-ФЗ пункт 2 статьи 1270 настоящего Кодекса дополнен подпунктом 8.1, вступающим в силу с 1 октября 2014 г.

9) перевод или другая переработка произведения. При этом под переработкой произведения понимается создание производного произведения (обработки, экранизации, аранжировки, инсценировки и тому подобного). Под переработкой (модификацией) программы для ЭВМ или базы данных понимаются любые их изменения, в том числе перевод такой программы или такой базы данных с одного языка на другой язык, за исключением адаптации, то есть внесения изменений, осуществляемых исключительно в целях функционирования программы для ЭВМ или базы данных на конкретных технических средствах пользователя или под управлением конкретных программ пользователя;

10) практическая реализация архитектурного, дизайнерского, градостроительного или садово-паркового проекта;

11) доведение произведения до всеобщего сведения таким образом, что любое лицо может получить доступ к произведению из любого места и в любое время по собственному выбору (доведение до всеобщего сведения).

3. Практическое применение положений, составляющих содержание произведения, в том числе положений, представляющих собой техническое, экономическое, организационное или иное решение, не является использованием произведения применительно к правилам настоящей главы, за исключением использования, предусмотренного подпунктом 10 пункта 2 настоящей статьи.

4. Правила подпункта 5 пункта 2 настоящей статьи не применяются в отношении программы для ЭВМ, за исключением случая, когда такая программа является основным объектом проката.

Елена Мехоношина

Если ваш бизнес строится на творческой работе сотрудников, нужно выкупать исключительные права. Звучит как серьёзная сделка с ворохом бумаг, но на деле условие о выкупе просто вписывают в трудовой договор. Рассказываем, как это сделать правильно.

🇷🇺 Часть 4 Гражданского кодекса про интеллектуальную собственность,

Что будет, если исключительное право не забрать

Делая творческую работу, сотрудник становится автором её итога. Штатный разработчик написал код — он навсегда его автор. Итог работы закон называет произведением и относит к нему фото, видео, рисунок, текст, программу, музыку. Полный список — в ст. 1225 ГК РФ.

Автор имеет право использовать произведение. А ещё продать или разрешить пользоваться за деньги. То есть продавать программу по лицензии изначально может только разработчик. Это называется исключительным правом — ст. 1229 ГК РФ.

Чтобы работодатель мог зарабатывать на произведении, у работника выкупают исключительное право. Какой именно пункт проверить в договоре с работником, расскажем ниже. А пока, вот три сценария, когда предприниматель теряет деньги, потому что не купил права.

Сотрудник сам заработает на произведении

Разработчик запустит продажу программы по лицензии и станет вашим конкурентом. Иллюстратор продаст рисунки другому заказчику, и ваш продукт потеряет уникальность. Дизайнер оформит в вашем фирменном стиле личный сайт и переманит покупателей. Неважно, что работник каждый месяц получал зарплату, а работодатель оплатил графический редактор для создания логотипа. Если исключительные права не выкуплены, не поможет даже суд.

Вот грустный пример про ошибку работодателя.

Штатный разработчик написал программу для переписки врачей с пациентами Medsenger. Потом уволился и программу унёс с собой. Дальше открыл фирму вместе с двумя коллегами, зарегистрировал программу в Роспатенте и начал продажи.

Работодатель пошёл в суд. Он требовал запрет продажи и компенсацию в 5 000 000 ₽. Программисту он платил зарплату, значит, права выкупил. А готовый продукт получился благодаря всему штату фирмы. Например, название придумал продакт-менеджер.

Но выяснился нюанс, которого хватило, чтобы работодатель проиграл суд. По трудовому договору разработчика брали на создание электронных медкарт, про другие программы речи не было. Формально мессенджер он создал не на работе. Поэтому исключительных прав у работодателя нет.

Работодатель не получит компенсацию за украденное произведение

За скопированные фото и программы без лицензии с нарушителя можно спросить от 10 000 до 5 000 000 ₽ по ст. 1301 ГК РФ. Размер компенсации определяет суд — она зависит от ценности произведения. Но в суде спросят: покажите документ, где сказано о покупке прав на произведение? Если окажется, что фирма не купила права, в компенсации откажут.

Представим, что программа Medsenger из предыдущего примера осталась у работодателя. Он успешно зарабатывает на ней. Но выясняется, что программу скопировали конкуренты и теперь тоже неплохо зарабатывают.

Правообладатель оригинальной программы идёт в суд. Просит 5 000 000 ₽ и запрет на торговлю. Но опять всплывает факт, что права не выкуплены. Правообладатель остаётся без компенсации. А вот конкурент без проблем дальше торгует подделкой.

Сотрудник спросит компенсацию с вас

Компенсацию может потребовать и работник. Он автор, и исключительные права никому не продавал. Зарплата не в счёт — это уже говорили. Ещё у сотрудника появится суперспособность запретить вам зарабатывать на произведении.

Если бы программа Medsenger осталась у работодателя, штатные программисты могли отсудить те же 5 000 000 ₽ и запретить дистрибуцию.

Как забрать исключительное право у работника

Произведение штатного работника считается служебным по ст. 1295 ГК РФ.

Выкуп прав на служебное произведение

Хорошая новость в том, что исключительные права работника автоматом переходят работодателю, даже если в трудовом договоре ни слова об этом. Плюс автор соглашается на обнародование: публикацию фотографий на сайте, передачу дизайна заказчику.

Главное, чтобы произведение было итогом трудовых обязанностей. Обязанности работника должны быть прописаны в одном из документов:

— техзадании на конкретный проект.

❗ Но если в трудовом договоре написано, что исключительные права не переходят, так оно и будет. Поэтому исправьте формулировки, особенно если творческая работа ваших сотрудников стоит дорого. С новыми работниками заключайте договоры с нужными условиями. Со старыми подпишите допсоглашения к трудовым договорам.

Формулировки для трудового договора

Для надёжности можно прямо указать в трудовом договоре, что работодатель получает исключительные права работника, а работник — вознаграждение за них.

Условие о покупке прав по трудовому договору выглядят примерно так:


А об оплате так:


Передача прав по акту

Для ещё большей подстраховки передачу исключительных оформляют актом. С актом работнику труднее доказать, что программу или фотосет он не продавал.

Три года, чтобы воспользоваться выкупленным произведением

У работодателя есть три года, чтобы начать использовать служебное произведение. Иначе исключительные права вернутся автору. К примеру, если работодатель так и не запустил в продажу ткань с картинками, через три года права снова у штатного художника. Теперь он может продать рисунок снова, хотя уже получил зарплату и авторский гонорар.

30 дней Эльбы в подарок

Оцените все возможности онлайн-бухгалтерии бесплатно

Статья актуальна на 28.01.2021

Под исключительным правом автора подразумевается группа прав, которые обеспечивают автору и его наследникам контроль над использованием творения и получения доходов от использования этого произведения. То есть, исключительное авторское право (эксклюзивное право) - это право использовать объект авторского права, а также распоряжаться им. Это право можно предоставить (лицензия) или передать (отчуждение).

Основная цель исключительных прав

Основная цель исключительных прав заключается в обеспечении правообладателю возможности выгодно использовать свое творение, а также получать от этого произведения доход.

Эти права означают, что только автор или тот, кто получил специальное разрешение на законном основании, имеет право производить соответствующие действия в отношении произведения.

В п. 2 ст. 16 Закона об авторских правах можно найти список существующих исключительных авторских прав.

Срок правовой охраны исключительных прав

Исключительное право охраняется ограниченное время. Бернской конвенцией предусмотрена минимальная охрана в течение всей жизни автора и 50 лет после его смерти. РФ как страна-участник Конвенции, не может предоставить меньший срок правовой охраны, и указанный срок расширен до 70 лет после смерти автора. После этого произведение переходит в общественное достояние, и его можно использовать любыми способами, не выплачивая никому вознаграждение.

Исключительные личные (неимущественные) и исключительные имущественные права

Авторское право - это термин, означающий целый комплекс прав, к которым относятся: исключительные (имущественные) права, личные неимущественные и иные права.

Авторские права могут быть разделены на имущественные и личные (неимущественные) исключительные права.

Исключительные личные (неимущественные) права

Как правило, первоначально возникают неимущественные права. Сюда относятся право авторства на имя, на название и неприкосновенность произведения. Неимущественные права не отчуждаемы и не могут быть переданы иным лицам, то есть проданы, сданы в аренду. Такого рода права неотъемлемо связаны с личностью автора и сущностью созданного им произведения.

Исключительные имущественные права

Автор обладает и исключительными имущественными правами.

Кроме гражданина, создателя творческого произведения, такими правами может обладать фирма, в которой работает гражданин или государство.

В основе имущественных прав лежат права на воспроизведение и распространение произведений с целью извлечения прибыли, а также запрет иным лицам пользоваться данными произведениями. Так, к их числу относятся следующие права:

распространение объекта авторского права с помощью продажи или отчуждения иным способом его копий или оригиналов;

воспроизведение объекта авторского права, под которым понимают изготовление одного и более экземпляров объекта или его части в любой форме, в том числе звуко- или видеозаписи. Стоит учитывать, что запись на электронный носитель, например, запись в память компьютера, также считается воспроизведением. Под воспроизведение не подпадает краткосрочная запись, носящая временный, случайный характер и составляющая неотъемлемую и часть технического процесса для правомерного использования произведения либо посредничества между третьими лицами при передаче произведения в информационно-телекоммуникационной сети, если результат такой записи не носит экономического значения;

передача в прокат оригинала либо копий творческого произведения;

импортирование оригинала или копий объекта авторского права с целью дальнейшего распространения;

показ произведения публичным способом, то есть такая демонстрация оригинала или копии, которая происходит на экране с помощью любых технических средств, или же демонстрация отдельных частей произведения при помощи технологических методов в месте, которое свободно посещается людьми;

исполнение произведения публично, а именно таким образом, чтобы произведение было представлено в живом виде или при помощи техники (радио, телевидения и др.), а также аудиовизуальная демонстрация произведения в открытом для свободного посещения месте, которая происходит на экране с помощью любых технических средств, или же демонстрация отдельных частей произведения при помощи технологических методов в месте, которое свободно посещается людьми.

Понятие исключительных прав и ГК РФ

При отчуждении автором оригинала произведения (рукописи, оригинала произведения живописи, скульптуры и тому подобного), в том числе при отчуждении оригинала произведения по договору авторского заказа, исключительное право на произведение сохраняется за автором, если договором не предусмотрено иное. При отчуждении оригинала произведения его собственником, обладающим исключительным правом на произведение, но не являющимся автором произведения, исключительное право на произведение переходит к приобретателю оригинала произведения, если договором не предусмотрено иное. Правила настоящего пункта, относящиеся к автору произведения, распространяются также на наследников автора, их наследников и так далее в пределах срока действия исключительного права на произведение.

В случае, если исключительное право на произведение не перешло к приобретателю его оригинала, приобретатель без согласия автора или иного правообладателя и без выплаты ему вознаграждения вправе демонстрировать приобретенный в собственность оригинал произведения и воспроизводить его в каталогах выставок и в изданиях, посвященных его коллекции, а также передавать оригинал произведения для демонстрации на выставках, организуемых другими лицами.

Приобретатель оригинала произведения изобразительного искусства или фотографического произведения, который изображен на этом произведении, вправе без согласия автора или иного правообладателя и без выплаты ему вознаграждения использовать это произведение в качестве иллюстрации при издании своих литературных произведений, а также воспроизводить, публично показывать и распространять без цели извлечения прибыли копии произведения, если иное не предусмотрено договором с автором или иным правообладателем.

Приобретатель фотографического произведения, который изображен на этом произведении, также вправе свободно использовать его в связи с изданием произведений, посвященных биографии приобретателя, если иное не предусмотрено договором с автором или иным обладателем прав на фотографическое произведение.

Отличие авторских прав от исключительных прав

При режиме авторства возникают личные и исключительные прав на произведение. Законодательство РФ и международные акты допускают распоряжение только имущественными правами на творение. А личные права сохраняются неизменными в течение бессрочного периода.

Рассмотрим основные отличия между личными и исключительными правами на авторский объект. Отметим, что сразу после создания нового произведения у его автора появляются личные и исключительные права. При этом не имеет никакого значения ценность творения, содержание произведения или целевое назначение авторского объекта.

Исключительные права дают возможность автору творения самостоятельно определять дальнейшую судьбу своего произведения, в том числе:

продавать или передавать права иным субъектам – правообладатель может оговорить выплату вознаграждения, либо передать творение на безвозмездной основе;

передавать права по наследству – по условиям завещательного бланка правопреемником может быть назначено любое лицо, а по закону наследовать будут родственники покойного автора;

использовать объект для собственных целей, издавать его в коммерческих целях или на безвозмездной основе, публиковать или оставить неопубликованным.

Эти указанные права могут быть реализованы на весь срок действия правовой охраны. Этот срок определяется периодом жизни создателя или правообладателя, а также на протяжении 70 лет после его кончины. Поэтому, после истечения указанного срока творение будет признано общественным достоянием, а исключительные права будут аннулированы.

Совсем другой режим защиты действует в отношении личных прав автора. Эти права действуют без ограничения срока и не могут передаваться иным лицам. Это означает следующее:

личные права сохраняются при наследовании – любые наследники или правопреемники не могут произвольно нарушать право на имя автора или на неприкосновенность объекта;

даже при заключении договора уступки или лицензионного соглашения создатель сохранит право на авторство и имя, а также на неприкосновенность своего творения;

режим личных прав сохранится даже при переходе творения в статус общественного достояния – при свободном использовании или распространении объекта не допускается изменять имя автора или нарушать неприкосновенность произведения.

Возможность внести в произведение исправления и изменения может предусмотреть только сам автор творения.

Еще одним существенным отличием является возможность оценки исключительных прав. Так, стоимость исключительных прав определяется при заключении и согласовании условий договора, либо в результате независимой оценки.

Для личных прав оценка невозможна. И при защите личных прав допускается лишь возмещение фактически причиненных убытков.

Остались еще вопросы по бухучету и налогам? Задайте их на бухгалтерском форуме.

. доходы физического лица как правообладателя исключительных авторских прав по договорам об отчуждении исключительных .

. изобретение, промышленный образец, полезную модель; · исключительное авторское право на программы для ЭВМ, базы . российское издательство по договору приобретает исключительное авторское право у иностранного издательства, которое не .

. примера. Если организация не получает исключительных авторских прав на сайт, в бухгалтерском учете .

. сайт в составе НМА, если исключительные авторские права на элементы сайта, а главное . возможна ситуация, когда к организации исключительные авторские права переходят только на дизайн сайта .

. изобретение, промышленный образец, полезную модель; исключительное авторское право на программы для ЭВМ, базы . /2000 исключительные авторские права на литературные произведения не указаны. Но организация может получить исключительные авторские права .

. изобретение, промышленный образец, полезную модель; · исключительное авторское право на программы для ЭВМ, базы . российское издательство по договору приобретает исключительное авторское право у иностранного издательства, которое не .

. изобретение, промышленный образец, полезную модель; · исключительное авторское право на программы для ЭВМ, базы .

. на нее авторское свидетельство. Тогда исключительные авторские права бухгалтер будет учитывать в составе .

. изобретение, промышленный образец, полезную модель; исключительное авторское право на программы для ЭВМ, базы .

. изобретение, промышленный образец, полезную модель; - исключительное авторское право на программы для ЭВМ, базы . ПБУ 14/2000, если имеется исключительное авторское право на программы ЭВМ, базы данных .

. изобретение, промышленный образец, полезную модель; - исключительное авторское право на программы для ЭВМ, базы .

. образец, полезную модель Фирменные наименования Исключительное авторское право или право иного правообладателя на .

. изобретение, промышленный образец, полезную модель; - исключительное авторское право на программы для ЭВМ, базы .

Необходимо отметить, что авторское право на произведение возникает в силу создания произведения. Т.е. в момент написания произведения авторские права возникают сами собой, и специальной дополнительной регистрации не требуется.

Тем не менее, зачастую авторы вне зависимости от вида созданного ими произведения: будь то песня, сценарий, графика или рассказ, стремятся зафиксировать свои права. Это может быть обусловлено разными причинами: от опасения недобросовестности издателей и продюсеров, до неоднозначности возникновения самого права, когда речь идет о соавторстве.

Также, если авторские права будут нарушены, например, кто-либо напишет книгу, являющуюся плагиатом другой книги или вовсе ложно объявит себя автором, то права нужно будет защищать в суде. Заявителю нужно будет доказать, что он — автор. И в данной ситуации, автору нужно документально зафиксировать тот факт, что он является таковым.

На практике часто применяется депонирование произведений. Момент регистрации произведения фиксируется депозитарием, и эта регистрация позволяет доказать, что на момент регистрации произведения оно уже существовало.

Депонирование можно осуществить в авторском обществе, с помощью нотариуса и т.д.

Также, необходимо понимать, что права на созданное произведение бывают 2-х видов:

— личные неимущественные права (право авторства, право автора на имя, право на неприкосновенность произведения и другие);

— исключительные права (коммерческие). Они дают авторам и правообладателям возможность коммерчески распоряжаться произведением: продавать, заключать лицензионные договоры, продавать экземпляры произведения. Исключительное право даёт возможность распоряжаться своим произведением любым не запрещённым способом.

Личные неимущественные права передать невозможно. Право авторства, право автора на имя и другие права, относящиеся к личности автора, нельзя передать другому человеку: продать, подарить, передать по наследству. Гражданское законодательство это запрещает.

А вот с исключительными (коммерческими) правами всё обстоит иначе. Их можно продавать, т.е.заключать договор об отчуждении исключительного права на произведение.

По договору об отчуждении исключительного права на произведение автор или иной правообладатель передает или обязуется передать принадлежащее ему исключительное право на произведение в полном объеме приобретателю такого права (ст. 1285 ГК РФ). Помимо прочего, аналогичное определение дается в ст. 1307 ГК РФ применительно к объектам смежных прав, где в качестве отчуждателя права выступает исполнитель, изготовитель фонограммы, организация эфирного или кабельного вещания, изготовитель базы данных, публикатор произведения науки, литературы или искусства либо иной правообладатель.

Договор об отчуждении исключительного права на произведение или объект смежных прав означает переход имущественных прав в полном объеме, помимо иных прав, не входящих в состав исключительного права (право следования, право доступа).

Несмотря на договор об отчуждении исключительного права на произведение, за автором сохраняется право на отзыв произведения, кроме случаев, предусмотренных п. 2 ст. 1269 ГК РФ (к программам для ЭВМ, к служебным произведениям и к произведениям, вошедшим в сложный объект).

Существенными условиями договора об отчуждении исключительного права на произведение (объекты смежных прав) являются:

Предмет договора, т.е. характеристики объекта, вне зависимости от вида созданного произведения. Не имеет значения, права на какой вид объекта передаются - произведения литературы, науки или искусства, объекта смежных прав, в договоре они должны быть детализированы. Договор может содержать изложенные характеристики в виде приложения к договору, где в зависимости от вида произведения указываются жанр, язык, объем, основные персонажи, графика, фотографии и т.д. К характеристикам объекта может быть отнесено и указание на срок действия исключительного права, момент его возникновения, например год осуществления исполнения, его записи или доведения до всеобщего сведения (п. 1 ст. 1318 ГК РФ), год завершения создания базы данных или ее обнародования как объекта смежных прав (п. 1 ст. 1335 ГК РФ), год обнародования произведения, ставшего общественным достоянием (п. 1 ст. 1340 ГК РФ) и т.п. Сведения о сроке действия исключительного права, если его можно установить, являются необходимыми для договора об отчуждении исключительного права, как характеризующие отчуждаемое право, а следовательно, приобретающие характер существенных условий.

Одним из существенных условий является условие о размере вознаграждения или порядок его определения. Пункт 3 ст. 424 ГК РФ не подлежит применению к возмездным договорам, не предусматривающим условие о размере вознаграждения. В том случае, если договор безвозмездный, на это должно быть прямо указано в договоре. Гражданский кодекс РФ запрещает безвозмездные договоры между коммерческими организациями. Тем не менее, неоднократно высказывались мнения о возможности применения п. 3 ст. 424 ГК РФ в тех случаях, когда отчуждение исключительного права производится не первоначальным, а производным правообладателем.

Когда объектом договора отчуждения является исключительное право на произведение или объект смежных прав не должно быть условий, ограничивающих право автора, исполнителя на создание аналогичных объектов, по такой же тематике, жанру.

По общему правилу, момент перехода права определяется моментом заключения договора или моментом государственной регистрации.

Одним из частых условий договора отчуждения объекта авторского права является условие о воздержание правообладателя от совершения действий, которые препятствуют осуществлению переданного исключительного права.

При этом основной обязанностью приобретателя исключительного права является выплата вознаграждения, последствия нарушения которой, предусмотрены в п. 5 ст. 1234 ГК РФ, но не исчерпывающим образом. Например, предъявляя требование о переводе права на себя, прежний правообладатель может, но не обязан одновременно предъявлять требование о расторжении договора, по которому он отчуждал право. Отсутствие требования со стороны истца расторгнуть договор, по которому он передавал исключительное право и который не был исполнен полностью ответчиком, не является основанием для отказа в иске о защите нарушенного права.

Таким образом, планируя передать и принять исключительное (имущественное) право на произведение, стороны должны позаботиться о том, чтобы в заключаемом договоре, характеристики произведения были четко определены, и была возможность однозначной детализации произведения, а также, соблюдены иные вышеизложенные условия, во избежание дальнейшей оспоримости подписанного документа.

Читайте также: