Инженерно транспортная экспертиза доклад

Обновлено: 30.06.2024

Под понятием транспортной экспертизы могут подразумеваться кардинально различающиеся процессуальные и исследовательские процедуры. В частности, техническая экспертиза транспортного средства обеспечивает расчет причиненного отдельными повреждениями ущерба автомобилю. Транспортно-трасологическая же экспертиза обеспечивает расследование причин и предпосылок ДТП, определение виновников аварийной ситуации, а также автомобилей, скрывшихся с места происшествия.

Техническая экспертиза транспорта – определение и порядок проведения

Правовое регулирование обязательности технической экспертизы транспорта в случае возникновения страховой ситуации регулируется положениями Федерального закона от 25.04.2002 №40. При этом данный закон, в первую очередь, посвящён вопросам обязательного автострахования ответственности. Тем не менее, вопросы проведения экспертизы прямо затрагивают правоприменительную площадь такового закона, соответственно, она является одним из ключевых элементов контрольно-исследовательских процедур для определения размеров ущерба, и, как следствие – страховых компенсаций, подлежащих уплате.

Транспортно-техническая экспертиза не определяет виновника ДТП, а исключительно рассчитывает стоимость причинённого ущерба.

Проведение технической экспертизы транспортных средств – это задача квалифицированных техников-экспертов и экспертных организаций, которые имеют в своём штате не менее, чем одного специалиста означенного профиля. Требования, каковые предъявляются к экспертам, полностью раскрываются в положениях Приказа Минтранса РФ №277 от 22.09.2016. Правовое же регулирование непосредственных правил проведения означенного комплекса исследовательских процедур и порядка проведения необходимых проверок, а также ведения расчётов лежит на Банке России в соответствии с положениями вышеупомянутого ФЗ.

В ходе экспертизы устанавливается возможный ущерб с учётом всех основных влияющих на размер выплат факторов, к которым относится:

    Фактическая рыночная стоимость повреждённых узлов автомобиля с учётом их износа;
  • Расчёт стоимости на рынке годных остатков при невозможности восстановления пострадавшего транспортного средства по причине критических повреждений;
  • Определение среднегодового пробега ТС, участвовавших в ДТП и вычисление сроков их амортизации;
  • Расчёт стоимости услуг по ремонту или замене необходимых запасных частей.

В целом, таковая экспертиза является обязательной для получения страховых выплат. При этом порядок определения экспертов и экспертных организаций может быть предусмотрен условиями договора об обязательном страховании автотранспорта.

Понятие транспортно-трасологической экспертизы и её проведение


Экспертиза транспортно-трасологического характера – это комплекс практических исследований, предназначенный для определения всех обстоятельств дорожно-транспортных происшествий. Заключение таковой экспертизы позволяет определить предполагаемого виновника ДТП в спорных ситуациях, получить информацию относительно причин происхождения аварии или аварийной ситуации, а также определить параметры автомобилей по оставшимся на месте ДТП следам, в случае, если виновники или участники ДТП его покинули.

Как таковыми, отдельными российскими законами порядок проведения транспортно-трасологических экспертиз не регулируется. В то же самое время к данным процедурам применяются все нормативы процессуальных кодексов, если необходимость проведения таковых исследований возникает во время отправления правосудия по административному, гражданскому или уголовному процессу. Так, данная экспертиза может проводиться как по ходатайству одного из участников процесса в судебном порядке, так и по инициативе самого суда.

Транспортно-трасологические экспертизы применяются и используются не только в судебном порядке. Получать их заключение и выводы можно и до начала судебных мероприятий, и во внесудебном формате.

Экспертиза такового характера обычно проводится непосредственно в виде обследования места ДТП, а также участвовавших в нём автомобилей. Однако при невозможности обеспечить сохранность такового места происшествия, допускается ознакомление экспертов с информацией касательно состоявшегося ДТП в формате протоколов, видеозаписей, фотоснимков, свидетельских показаний, чертежей и зарисовок.

Другие виды возможных транспортных экспертиз в России


Под транспортной экспертизой могут также подразумеваться мероприятия санитарно-гигиенического характера, направленные на установление уровня безопасности ввозимого на территорию РФ или иных государств Таможенного Союза автомобиля. При этом нарушение установленных нормативов может служить причиной отказа для ввоза такового транспортного средства. Однако само по себе обязательное прохождение таковых экспертиз предусматривается исключительно для экспортёров новых транспортных средств, до этого не проходивших таковую проверку.

Также, под транспортной экспертизой могут подразумеваться и иные следственно-оперативные мероприятия, выступающие в виде криминалистической или инженерно-технической экспертизы. В частности, при подозрении на наличие изменения номеров кузова или двигательного аппарата транспортного средства может проводиться инженерная или иная экспертиза по решению суда с целью установления присутствия или отсутствия факта внесения таковых изменений в конструкцию транспортных средств.

Кроме этого, под экспертизой часто может подразумеваться технический осмотр транспортных средств перед рейсами в случае осуществления перевозок на постоянной основе. Однако, так как по результатам такового осмотра не выдаётся экспертного заключения, к проводящему осмотр лицу не предъявляется строгих требований по аттестации, а результатам осмотра является смотровой листок, данные процессуальные мероприятия нельзя называть экспертизой транспорта.

Судебная дорожно-транспортная экспертиза (СДТЭ) в общей структуре судебных экспертиз относится к классу судебных инженерно-транспортных экспертиз, в который, помимо судебной автотехнической экспертизы ССАТЭ) входят также судебные авиатранспортные, воднотранспортные, железнодорожно-транспортные экспертизы. Они составляют особый класс экспертиз, характеризующийся схожестью задач и понятий, которые связаны с родственностью объектов исследования, а также методов, выработанных судебно - экспертной криминалистической, технической и психологической диагностикой.

Содержание

Введение………………………………………………………………………….
1. Дорожно-транспортная экспертиза….……………..…………………………
2. Разновидности экспертизы………………………………………………….…
3. Объекты и предметы исследования……………………………………….…
4. Вопросы, включаемые судом в определение о назначении экспертизы….
Заключение……………………………………………………………………….
Список использованной литературы……………

Прикрепленные файлы: 1 файл

судебно.docx

СОДЕРЖАНИЕ

Введение………………………………………………………… ……………….

1. Дорожно-транспортная экспертиза….……………..…………………………

2. Разновидности экспертизы…………………………………………………. …

3. Объекты и предметы исследования……………………………………….…

4. Вопросы, включаемые судом в определение о назначении экспертизы….

Заключение…………………………………………………… ………………….

Список использованной литературы………………………………………….

Введение

Судебная дорожно-транспортная экспертиза (СДТЭ) в общей структуре судебных экспертиз относится к классу судебных инженерно-транспортных экспертиз, в который, помимо судебной автотехнической экспертизы ССАТЭ) входят также судебные авиатранспортные, воднотранспортные, железнодорожно-транспортные экспертизы. Они составляют особый класс экспертиз, характеризующийся схожестью задач и понятий, которые связаны с родственностью объектов исследования, а также методов, выработанных судебно - экспертной криминалистической, технической и психологической диагностикой.

Специфика объектов и субъектов управления транспортом, среды движения этих объектов предопределяет разработку и применение специальных методов исследования, что делает каждый род экспертизы самостоятельным и разграничивает их друг от друга. Посредством экспертного исследования следов эти роды экспертизы связаны с традиционными родами класса судебных криминалистических экспертиз. Некоторые из них имеют пограничные виды, в частности, СДТЭ имеет в качестве пограничной судебную транспортно-трасологическую экспертизу.

1. Дорожно-транспортная экспертиза

При рассмотрении в арбитражном суде споров о взыскании ущерба, причиненного в результате дорожно-транспортного происшествия (в том числе в порядке регресса и суброгации), о возмещении ущерба (зачастую к дорожной организации) возникают вопросы, связанные с исследованием обстоятельств дорожно-транспортного происшествия, в том числе с установлением самого факта происшествия, наличия у его участников технической возможности избежать столкновения, соответствия действий участников дорожно-транспортного происшествия Правилам дорожного движения Российской Федерации, с определением размера ущерба, причинной связи между дорожно-транспортным происшествием и причинением ущерба.

Поскольку установление данных обстоятельств имеет существенное значение для разрешения спора и требует специальных познаний, суд назначает проведение экспертизы. Понятие "судебная дорожно-транспортная экспертиза" включает в себя комплекс научно-технических исследований обстоятельств конкретного дорожно-транспортного происшествия, проводимых лицом, обладающим специальными познаниями в данной области; предметом экспертизы является установление на основе специальных познаний фактических обстоятельств, связанных с дорожно-транспортным происшествием.

Точная стоимость зависит от конкретного случая. Оставьте заявку или уточняйте по телефону.

Судебная дорожно-транспортная экспертиза (далее – СДТЭ) относится к классу инженерно-транспортных экспертиз. Ее предмет — фактические данные о техническом состоянии автомобиля на месте происшествия, участке дороги, который примыкает к нему, дорожных условиях, действиях лиц – участников происшествия и других обстоятельствах, способствовавших возникновению ДТП. Они устанавливаются экспертом на основании специальных познаний и материалов дела.

Объект судебной дородно-транспортной экспертизы – вещественные доказательства (транспортное средство, дорога, место ДТП, водитель, следы, свидетели, материалы дела, которые не требуют правовой оценки).

Судебная дорожно-транспортная экспертиза на настоящем этапе своего развития состоит из 5 видов исследований:

  • экспертное исследование обстоятельств ДТП, или ситуалогическая экспертиза;
  • экспертное исследование технического состояния автомобиля, или технико-диагностическая независимая экспертиза;
  • экспертное исследование следов на транспортном средстве, месте происшествия, или транспортно-трассологическая экспертиза;
  • исследование водителей автомобилей и других участников движения, или судебная инженерно-психофизиологическая экспертиза участников движения;
  • Обследование дороги, дорожных условий на участке дорожно-транспортного происшествия, или судебная автодорожная экспертиза.

Задачи ситуалогической экспертизы:

  1. установить, как должен был действовать водитель в сложившихся обстоятельствах с точки зрения безопасности движения;
  2. оценить его действия согласно соответствию их техническим требованиям нормативных актов и правилам безопасности движения;
  3. установить места расположения автомобилей в конкретные моменты времени;
  4. определить скорость движения транспортных средств в определенный момент времени;
  5. определить тормозной и остановочный пути, расстояния, преодолеваемые транспортным средством в определенные промежутки времени, а также наличие возможности предотвратить столкновение путем торможения;
  6. определить время преодоления транспортным средством заданных участков пути.

Задачи транспортно — трассологической экспертизы:

  1. определить траекторию и характер движения транспортных средств и других, объектов до столкновения;
  2. определить относительное расположение транспортных средств и препятствий в момент удара;
  3. установить места столкновения;
  4. определить траекторию и характер движения транспортного средства и пешехода;
  5. установить место наезда транспортного средства на пешехода; установить механизм ДТП;
  6. идентифицировать лицо, управлюющего ТС на момент ДТП;
  7. установить конкретные транспортные средства, которые участвовали в столкновении;
  8. установить принадлежность отделившихся в процессе столкновения частей к конкретному транспортному средству.

Задачи технико-диагностической экспертизы:

  1. установить неисправности транспортных средств (узлов, механизмов, деталей);
  2. выяснить причины и временя их возникновения;
  3. выяснить влияние неисправностей на возникновение ДТП;
  4. установить соответствие технического состояния автомобиля требованиям и нормам безопасности движения;
  5. установить причинно-следственную связь между неисправностями и ДТП и обстоятельствами, способствовавшими возникновению неисправностей;
  6. определить возможность своевременного выявления неисправностей до ДТП.

Задачи инженерно-психофизиологической экспертизы:

  1. установить возможность своевременной оценки водителем опасной ситуации;
  2. определить время реакции водителя, участвовавшего в ДТП, в зависимости от сложившихся дорожных обстоятельств;
  3. выяснить возможность выполнения водителем требуемых действий в аварийной ситуации;
  4. определить возможность выявления и восприятия водителем сложившейся перед ДТП дорожной обстановки;
  5. установить возможность предотвращения водителем ДТП, учитывая психофизиологическое воздействие на него различных обстоятельств.

Автодорожная экспертиза отвечает на следующие вопросы:

  1. какая техническая документация (ТД) регламентирует те или иные эксплуатационные характеристики автодороги на участке ДТП;
  2. есть ли в допустимых техническими документами пределах обнаруженные дефекты дороги на участке ДТП;
  3. соответствуют ли сцепные характеристики покрытия на месте ДТП требованиям ТД;
  4. в случае несоответствия, если ли причинно-следственная связь между ДТП и этим несоответствием;
  5. есть ли техническая причинная связь между отклонением от нормы обнаруженного дорожно-технического фактора и заносом автомобиля на участке ДТП;
  6. есть ли какие-нибудь недостатки в организации движения на месте ДТП;
  7. какими требованиями ТД должны руководствоваться должностные лица, ответственные за эксплуатацию дороги на данном маршруте;
  8. соответствуют ли их действия данным требованиям и т.д.

Многолетний опыт, современное оборудование, юридическая подготовка позволяют нам оказывать квалифицированные экспертные услуги (в частности, судебную дорожно-транспортную экспертизу) и сотрудничать как с частными, так и с юридическими лицами (организациями, предприятиями, органами государственной власти и правоохранительными органами).


Инженерно-транспортные экспертизы — это класс экспертиз, использующих данные и методы технических наук при исследовании дорожных условий, транспортных средств и определенных процессов, в том числе действий отдельных участников дорожного движения в целях установления их свойств, причинной связи между событиями, соответствия действующим нормам законодательства.

Под инженерно-транспортной экспертизой подразумевают весь спектр важных и необходимых оценок рабочих характеристик транспортного средства любой категории. С помощью данного вида экспертизы можно, в том числе, определить наличие дефектов в транспортном средстве, которые созданы по вине производителя.

  • установление свойств объектов;
  • установление причинной связи между произошедшими событиями;
  • установление соответствия произведенных действий нормам.

Выделяют следующие виды инженерно-транспортных экспертиз (в зависимости от видов транспорта и транспортных происшествий):

  1. автотехническая;
  2. водно-техническая;
  3. авиационно-техническая;
  4. железнодорожно-техническая;
  5. дорожно-транспортная.

Следует иметь ввиду, что судебные инженерно-транспортные экспертизы являются одними из важнейших видов экспертиз, поскольку представляют собой способ установления обстоятельств в целях расследования и раскрытия правонарушений в области безопасности движения и эксплуатации транспорта.

Объекты исследования при инженерно-транспортной экспертизе

действия участников дорожного движения.

Наиболее распространенный перечень вопросов эксперту/специалисту

Как в соответствии с ГОСТами, должен быть обустроен отрезок дороги в месте дорожно-транспортного происшествия?

Была ли техническая возможность предотвратить дорожно-транспортное происшествие с учетом состояния дороги, его обустройств (дорожные знаки и разметки, светофоры) и других особенностей?

Какие обстоятельства, связанные с дорожной обстановкой, способствовали возникновению дорожно-транспортного происшествия?

Мог ли водитель в данной дорожной ситуации выполнить действия, которые необходимо было совершить для предотвращения дорожно-транспортного происшествия?

Стоимость проведения инженерно-транспортной экспертизы в Москве



Экспертное учреждение



Штат высококвалифицированных специалистов



Исследовательский центр



Методический центр



Разумные сроки

Похожие виды экспертиз

Для разрешения споров или получения объективного заключения по интересующему вопросу заказывается независимая судебная экспертиза в специализированных учреждениях. Среди них есть государственные и негосударственные учреждения.

Все они обязаны иметь соответствующую регистрацию и допуски. Выбор организации зависит от решения уполномоченных органов - судов в зависимости от категории рассматриваемых судебных дел.

В случае внесудебных процедур инициаторами экспертиз/исследований являются заинтересованные лица, не обладающие специальными знаниями.

Читайте также: