Интернет зависимость у подростков доклад

Обновлено: 05.07.2024

Термин "интернет-зависимость" появился в 1996 году. Его предложил американский психолог доктор Айвен Голдберг для описания неоправданно долгого, возможно патологического, пребывания в Интернете.
Интернет-зависимость может возникать, если у человека возникает постоянная потребность находиться в сети.
Так или иначе, но человек уделяет больше внимания виртуальному миру, а не реальному. В результате нарушаются его общественные связи, человек сам может измениться, причем неизвестно, в лучшую ли сторону.
Установлено, что формированию зависимости от Интернета подвержены до 95 % детей. Как правило, зависимыми больше становятся люди одинокие или имеющие проблемы в личной и семейной жизни. Не так давно было опубликовано американское исследование, где было показано, что подростки, у которых есть проблемы с родителями или с друзьями в школе, больше подвержены зависимости от Интернета, чем их более счастливые сверстники. Другими словами, там, где не хватает искреннего и доброжелательного человеческого внимания, общения, существует опасность попасть в зависимость от Интернета. Точнее, не от Интернета, а от того варианта общения, который он предлагает.

Оценить 346 0

Предвкушение сеанса Интернета

Увеличение времени пребывания в сети

Безуспешность контроля за пользованием Интернетом

Усталость, вялость вплоть до депрессии в период прекращения пользования Интернетом

Продление сеансов до абсурдно длительного периода

Риск утраты социальных связей и жизненных интересов, например. Интереса к учебе

Лживость в отношении родителей, педагогов с целью скрыть увлечение Интернетом

Использование Интернета как способ убежать от жизни и ее проблем

Эйфория во время пребывания в сети

Неспособность остановить сеанс и пребывание в сети.

Физиологические признаки:

Нарушение режима питания

Несоблюдение правил личной гигиены

Изменение характера сновидений.

Киберсексуальная зависимость (порносайты, киберсекс)

Роствиртуальных знакомств (они становятся избыточными)

Навязчивая потребность в сети (онлайновые игры и т.п.)

Информационная перегрузка (бесконечные путешествия по сети)

Компьютерная зависимость (навязчивая потребность в компьютерных играх).

Дети с особенностями в развитии нервной системы особенно подвержены зависимости от игр, раздражающих резкими звуками и молниеносной сменой кадров центр судорожной активности. Сначала происходит привыкание, по силе сравнимое лишь с зависимостью от наркотиков, а спустя некоторое время – эпилептический приступ.

Для того, чтобы предупредить возникновение зависимости, рекомендуется следующее:

Разъяснительная работа среди детей и подростков

Разъяснительная работа с элементами обучения среди родителей, так как отсутствие компьютерной грамотности обусловливает невозможность контроля и коррекции ребенка

Ограниченное (императивное) пребывание в сети

Соблюдение режимных моментов в соответствии с возрастом.

Последний пункт рассмотрим подробнее. Следует соблюдать следующие условия:

Дошкольникам можно играть на компьютере не более 10-15 минут в первой половине дня задолго до сна

Детям с 7 до 10 лет – 15-25 минут

Детям с 11 до 14 лет – от получаса до 40 минут

Подросткам до 16 лет – не более 2-х часов

Подросткам старше 16 лет – 2-4 часа с перерывами.

Самое главное здесь – помнить золотое правило: отдыхай столько, сколько ты работал.

С каждым годом проблема интернет-зависимости у детей становится все более актуальной. Это расстройство негативным образом отражается на восприятии чувства реальности. Если обнаружить его вовремя, можно избежать многих неприятных последствий .

В статье мы рассмотрим, что важно знать об интернет-зависимости среди детей и подростков, как появилось понятие, симптомы проявления, как развивается зависимость от интернета.

Понятие интернет-зависимости

Интернет-зависимость представляет собой аддиктивное поведение, сопровождающееся изменениями психического состояния. Непреодолимая тяга человека к объекту аддикции (вызывает дискомфорт как у ребенка, так и окружающих людей).
Понятие интернет-зависимости получило свое распространение еще в 80-х годах прошлого века. Эту проблему считают результатом интенсивного развития информационных технологий.

В широком понимании интернет-зависимость у детей предполагает любое их взаимодействие с интернетом. Сюда входят как компьютерные игры, так и общение в социальных сетях, пристрастие к электронным покупкам.

Хотите, чтобы ваше желание исполнилось? Приглашаем на трансформационную игру , которая запустит сбычу мечт!

Интернет-зависимость среди подростков имеет следующие виды:

  1. Азартность сопровождается тягой к аукционам, розыгрышам и лотереям.
  2. Зависимость от онлайн-общения. Ребенок много времени проводит в переписках с различными людьми, в том числе с теми, кого не знает в реальной жизни.
  3. Серфинг предполагает бесцельное листание страниц сайтов и социальных сетей.
  4. Киберсексуальная зависимость характеризуется частым посещением порносайтов и тематических сообществ.
  5. Финансовая зависимость сопровождается сильной тягой к покупкам в интернете.
  6. Игровая зависимость подразумевает постоянное времяпрепровождение в сетевых играх.
  7. Зависимость от видео выражается в регулярном просмотре большого количества контента. Зачастую ребенок не вникает в суть тематики.

Наибольший интерес у детей вызывают серфинг по сети, онлайн-игры и социальные сети, иногда даже казино. Застенчивые подростки могут создавать в интернете образ, которому они не соответствуют в реальной жизни. Это позволяет чувствовать себя увереннее.

История возникновения интернет-зависимости

Впервые историю возникновения интернет-зависимости стала изучать исследовательница Кимберли Янг. Под ее руководством в 1994 году был составлен опросник, диагностирующий это психическое расстройство. Его опубликовали на сайте Питтсбургского университета. Исследование показало, что у 396 пользователей из 496 есть признаки интернет-зависимости. Результаты исследования были обнародованы на 105-м и 104-м конгрессах психологической ассоциации в Америке.

По мнению Кимберли Янг, причины интернет-зависимости человека включают в себя такие элементы:

  1. Эмоциональная привязанность. Предполагает освобождение от неприятных эмоций и переживаний.
  2. Черты эскейпизма. Характеризуется низкой самооценкой, чувством незащищенности и склонностью к депрессиям.
  3. Поиск новизны, желание разнообразить свою жизнь.
  4. Возможность почувствовать себя экспертом в сфере компьютерных технологий.
  5. Желание постоянно стимулировать свои чувства.

Для обозначения компьютерной зависимости у людей Айвен Голдберг в 1995 году предложил ввести термин Internet Addiction Disorder. Помимо этого, он ввел критерии, с помощью которых можно было определить проблему.

Г. Шафер утверждал, что интернет-зависимость по определению патологией не является. Она выступает результатом других компульсивных расстройств и причин. Дж. Грохола с этим мнением не согласился. Он посчитал, что компьютерная зависимость – естественный этап освоения человеком мира информационных технологий.

В настоящее время зависимость от телефона и интернета наблюдается даже у детей дошкольного возраста. Многие из них имеют личные устройства и являются уверенными пользователями ПК. Интернет-зависимость в подростковой среде часто бывает следствием нереализованности в кругу друзей. Ей наиболее подвержены люди и застенчивые дети с низкой самооценкой или определенными проблемами в общении.

Признаки интернет-зависимости у детей и подростков

Если ребенок много времени проводит в интернете, это еще не говорит о наличии зависимости. В век современных технологий интернет дает возможность черпать массу полезной информации. Поведение ребенка следует оценивать комплексно. Желательно обратить внимание на определенные признаки.

К явным проявлениям интернет-зависимости можно отнести:

  • частые перепады настроения, агрессия при невозможности выйти в интернет;
  • нарушение привычного режима сна и отдыха, снижение аппетита;
  • скрытность от родителей;
  • проведение за компьютером более 6 часов в сутки;
  • виртуальное общение со сверстниками стало приоритетнее реального;
  • частые пропуски школьных занятий, игнорирование друзей.

К психологическим признакам интернет-зависимости относится и потеря интереса к реальной жизни, бесцельный серфинг во всемирной сети, прекращение общения со сверстниками или знакомыми людьми. Ребенок становится пассивным и раздражительным. Он чаще отказывается выполнять домашние дела и раздражается по любому поводу. Из-за нарушения режима сна и отдыха может снизиться умственная активность. Это постепенно приводит к снижению общей продуктивности, провоцирует рассеянность и быструю утомляемость.

Стадии формирования интернет-зависимости

Интернет-зависимость развивается в несколько этапов:

  1. Первый этап сопровождается появлением у ребенка доступа в интернет. Он начинает проявлять активный интерес по отношению к виртуальному миру. На этом этапе у ребенка формируется новый мир, отличающийся от реальной жизни. Если у него налажены доверительные отношения с родителями, существует возможность того, что они предотвратят проблему. Следует напомнить ребенку о важности реальной жизни.
  2. Вторая стадия интернет-зависимости сопровождается формированием туннельного типа мышления у ребенка. Он начинает смотреть на все через призму компьютерного мира. Основная часть его времени уходит на игры и общение с виртуальными друзьями. Любые замечания родителей ребенок воспринимает в штыки. В этом случае необходимо по максимуму занять досуг своего чада.
  3. На третьем этапе у ребенка стирается грань между виртуальным и реальным мирами. Он перестает взаимодействовать с родителями и сверстниками. При попытках отлучения от компьютера ребенок проявляет агрессию. Любые манипуляции со стороны родителей провоцируют в нем раздражение. Единственным способом избавления от проблемы в этом случае является длительная работа психолога.

Интернет дает человеку возможность создать то, чего не хватает в реальном мире. В виртуальном пространстве нет никаких ограничений и осуждения. Он может создавать ложное ощущение комфорта. Чтобы у ребенка не возникло зависимости от интернета, нужно по максимуму заполнить его жизнь положительными событиями.

Гост

ГОСТ

Стадии развития подростковой интернет зависимости

Зависимость подростков от интернета имеет несколько первопричин и выражается в разнообразных формах. Рассмотрим их более подробно.

По количеству времени, которое подросток проводит за компьютером, различают три стадии развития интернет зависимости:

  • для первой стадии характерно изучение человеком возможностей интернета и подстраивание их под свои интересы и потребности. Тем самым подросток восполняет нехватку какой-либо информации либо внимания с помощью интернета.
  • на втором этапе время, проведенное перед экраном компьютера, неуклонно возрастает, сферы использования интернета также расширяются: игры, тематический контент, поиск знакомых и новых друзей в интернете - все это становится для подростка одним из единственных источников информации и общения. Он полностью отвергает реальный мир и реальное общение в пользу интернета и виртуальной реальности.
  • третья стадия зависимости видна невооруженным глазом уже не только ближайшему окружению, но и посторонним людям - подросток проводит все свое время в сети, на любые попытки ограничить время, проводимое в интернете наступает агрессивная реакция. Эта стадия является хронической стадией зависимости.

Причины возникновения интернет зависимости у подростков

Причины возникновения интернет зависимости у подростков чаще всего носят психологический характер и зависят от психологических особенностей и склонностей личности подростка.

Кто - то легко попадает в зависимость от различных интернет игр, для кого - то важным является анонимность общения в сети, в любом случае данные причины формируются с высокой скоростью и зависят от возрастных изменений и особенностей процесса формирования психики.

Еще одной причиной формирования подобной зависимости выступает педагогическая запущенность детей и отсутствие надлежащего контроля со стороны родителей. Попустительский или наоборот слишком авторитарный стиль воспитания, неумение родителей применять психологические и педагогические знания в процессе воспитания, отсутствие индивидуально внимания и подхода.

Основные признаки интернет зависимости у подростков

Готовые работы на аналогичную тему

Интернет зависимость находит свое выражение в проявлении следующих признаков:

  • подросток испытывает ощущение эйфории в момент нахождения в сети, при отсутствии возможности зайти в интернет наблюдается полная апатия к окружающему миру;
  • подросток практически перестает выходить на улицу, в социум;
  • подросток прекращает всякое общение с друзьями и знакомыми в реальной жизни;
  • все разговоры сводятся к обсуждению интернет технологий, сайтов и компьютерной тематике;
  • происходит нарушение режима дня, сна и отдыха, приема пищи, гигиенических процедур;
  • наблюдается стойкая тенденция к снижению двигательной активности;
  • возникают трудности с обучением из-за неуспеваемости и невнимательности, полного отсутствия интереса к процессу обучения.

При попытках указать подростку на изменения, происходящие в его жизни, на его зависимость от интернета идет процесс полного отрицания и агрессия в сторону говорящего.

Последствия развития интернет зависимости у подростков

Зависимость от компьютерных технологий интернета не возникает на пустом месте и далеко не каждый человек ей подвержен. Существуют определенные факторы, которые провоцируют ее наступление:

  • семейные проблемы и напряженный психологический климат в семье;
  • трудности при построении общения со сверстниками;
  • отсутствие внимания и заботы со стороны родителей.

Уходя в виртуальную реальность, подросток стремится к отвлечению от проблем реальной жизни и поиску себя в интернет пространстве.

Последствия интернет-зависимости достаточно тяжелые и требующие длительной и планомерной психологической рабаты с подростком. Они выражаются в следующих психологических проявлениях:

  • полный отказ от активного образа жизни и живого общения с окружающими людьми;
  • потеря интереса к событиям жизни вокруг;
  • снижение аппетита и нарушение сна;
  • возникновение эмоциональной нестабильности;
  • чередование эмоциональных подъемов и резких спадов;
  • агрессия при принудительном отключении компьютера и интернета.

Профилактика интернет зависимости

Всем известно, что проблему проще предупредить, чем потом исправлять последствия. Существует ряд определенных правил и действий, которые способны уберечь подростка от появления интернет зависимости.

  1. Необходимо уделять как можно больше времени общению между ребенком и родителями.
  2. Родители должны знать и самое главное поддерживать имеющиеся у ребенка хобби и увлечения.
  3. Если ребенок не способен самостоятельно определится, как ему проводить свое свободное время родители могут помочь ему с выбором занятий по душе.
  4. Родители должны свои примером показывать ребенку насколько окружающий мир интересен и многогранен.
  5. Прививать ребенку правила и номы здорового образа жизни и самим являться примером для подростка.

Интернет прочно вошел в жизнь человека и полностью ограничить его использование очень сложно, однако можно его систематизировать и сократить время в сети. Для того, чтобы снизить тягу к компьютерным технологиям и интернету можно использовать следующие способы:

В современном мире интернет является одним из основных источников информации. Самое главное пользоваться этой информацией по назначению и не стать заложником виртуальной реальности, потеряв интерес к реальной жизни.


Исследователи приводят различные критерии, характерные данному понятию. Наиболее полноценную систему критериев приводит И. Голдберг. По его мнению, можно определить Интернет-зависимость при наличии 3 или более пунктов из предложенных им.

Причины возникновения такой интернет — зависимости могут быть различными, но самые основные из них — отсутствие взаимопонимания и друзей в реальной жизни, сложности адаптации в новом коллективе, повышенная обидчивость, неумение строить межличностные отношения. Всё это человек пытается получить в виртуальном мире с нереальными друзьями. [3]

Подросток — это постоянно развивающая личность, которая ищет ответы на жизненно-важные для него вопросы: «Кто я?", «Зачем я?", «Для кого я?" и «Каков я?". В подростковом возрасте индивид выходит на совершенно новую социальную позицию, в то время, как у него формируется его сознательное отношение к себе как к члену общества. Следовательно, от того, как будет протекать его социальная ориентация в этот период, зависит очень многое в том, как сформируются его социальные установки.

Подростковый возраст относится к критическому периоду психического развития. Остро протекающий психический перелом обусловливает его исключительную сложность и противоречивость. В возрастной физиологии критические периоды рассматриваются с точки зрения возможности нарушения нормального хода развития, а в психологии этим термином обозначается чувствительность ребенка к формированию воздействий. В отличии от стабильных, критические периоды являются поворотными пунктами развития, когда в относительно короткий промежуток времени происходят кардинальные сдвиги в формировании личности [1]. Известно, что важнейшим психологическим новообразованием данного возраста является становление самосознания. Важным признаком, характеризующим самосознание подростка, считается чувство взрослости. Таким образом, подросток ставит себя в ситуацию взрослого в системе реальных отношений.

Чувство постоянной нужды к пользованию интернетом может быть вызвано различными причинами. Рассмотрим некоторые из них.

1. Хакерство. Увлечение поиском информации и применением таких знаний характеризует личностную трансформацию, известную как хакерство. Чаще всего хакерами становятся в подростковом возрасте, возможно, компенсируя этим недостаточную развитость социальных навыков. О неразвитости у них личностной и морально-правовой сферы говорят их запретные и прямо криминальные действия.

2. Игровая деятельность. Игровая деятельность повсеместно признается крайне важным моментом развития, как отдельного человека, так и человеческих сообществ. Тем не менее, в увлечении компьютерными играми чаще всего склонны усматривать угрозу для развития личности, особенно если речь идет о подростках, у которых наблюдается зависимость от игр, когда заядлые игроки уходят от проблем реального мира с его сложностью и трудноразрешимыми проблемами. Существуют методики, с помощью которых можно определить, является ли увлечение Интернет-играми невинными или это уже зависимость.

3. Коммуникативная деятельность в Интернете. Коммуникативная деятельность, осуществляемая посредством Интернета, во многом разнообразна. В настоящее время происходит интенсивное экспериментирование с анонимностью, от предельного самораскрытия с элементами эксгибиционизма и/или аггравации до обмана, склонности к манипулированию и попыток фактически управлять мнением о себе [2].

Практическое исследование проводилось в городе Владимире в СОШ № 40 среди подростков 14–15 лет, учащихся в 8б и 8д классах. Выборка составила 47 человек.


1. Интернет-зависимость присуще 96 % респондентам.

2. Высокая степень интернет зависимости наблюдается у 67 % опрошенных подростков.

3. Лица, имеющие низкую степень интернет-зависимости и лица, не подверженные ей вовсе, составляют всего 20 % от общего числа опрошенных.

1. Многие ученики имеют домашний компьютер с выходом в интернет.

2. Преимущественно компьютер используют для развлечения — 35 %, для учебы — 20 % опрошенных.

3. 79 % старшеклассников не опасается влияния компьютера и Интернета на их здоровье.

6. Подростки с синдромом интернет-зависимости, согласные с результатами теста, не считают необходимостью сокращать своё времяпрепровождение в интернете.

1. Уровень интернет-зависимости у подростков проводимых большую часть времени дома чрезвычайно высок (93 %).

2. У 25 % подростков, посещающих клубы по интересам и секции низкий уровень игровой зависимости.

3. Средний уровень зависимости наблюдается у 36 % подростков, проводящих своё свободное время с друзьями.

1. Баллонов, И. М. Компьютер и подросток. — М.: Эксмо, 2002. — 245с. –ISBN 958–75–5849–576

2. Войскунский, А. Е. Исследования Интернета в психологии / М. И. Семенов. — М. — Интернет и российское общество. — 2002. — 573 с. — ISBN 5–876–86–948

3. Егоров, А. Ю. Нехимические зависимости. — СПб.: Речь, 2007. — 190 с. — ISBN 5–347–83–924

4. Фельдштейн, Д. И. Возрастная и педагогическая психология. Избранные психологические труды. — М.: Издательство Московского психолого-социального института, 2002. — 432 с. –ISBN 9876–5-685–78694

Основные термины (генерируются автоматически): подросток, Интернет, реальная жизнь, подростковый возраст, выявление интернет-зависимости, игровая деятельность, коммуникативная деятельность, методика, свободное время, современный этап.

Похожие статьи

Проблемы игровой компьютерной интернет-зависимости.

Интернет-зависимость в подростковом возрасте, как правило, являет собой один из двух видов: зависимость от социальных сетей или игровую зависимость.

Особенности компьютерной игровой зависимости среди.

2. Игромания — вид зависимости, более характерный для подростков, что связано с восприятием виртуальности более реальной, чем настоящей жизни [5, с. 41]. Среди видов интернет-зависимости отмечаются следующие

Психолого-педагогическая профилактика интернет-зависимости.

Компьютерная зависимость у детей подросткового возраста

– коммуникативная — увлечение сетевой коммуникацией, Интернет-аддикция.

Основные термины (генерируются автоматически): компьютерная зависимость, компьютер, подростковый возраст, интернет, подросток, сеть, ребенок, риск развития, реальный мир.

Педагогическая профилактика интернет-зависимости у студентов.

Информационные технологии становятся неотъемлемой частью современного образа жизни человека.

Преодоление Интернет-зависимости требует в первую очередь выявление факторов, обуславливающих ее формирование.

Ребенок, имеющий свободный доступ к Интернету и привыкший проводить свободное время за компьютерными играми, более подвержен интернет — зависимости.

Проблемы игровой компьютерной интернет-зависимости у подростков.

Феномен интернет-зависимости как причина девиантного.

В данной статье исследуется проблема интернет-зависимости в подростковом возрасте. Изучается взаимосвязь данного феномена и проявления девиантного поведения у подростков. Ключевые слова: интернет-зависимость, подростковый возраст, девиантное поведение.

Особенности межличностного общения подростков.

Компьютерная зависимость у подростков - довольно распространённая проблема в сегодняшнем мире.

Но вместе с тем происходит замена реального общения на виртуальное.

Компьютерная зависимость у подростков | Статья в журнале.

3) Коммуникативная — увлечение сетевой коммуникацией или, как крайний вариант Интернет-аддикция. [1,с.16].

Основные термины (генерируются автоматически): компьютерная зависимость, компьютер, подросток, компьютерная деятельность, риск развития, игра.

Проблемы игровой компьютерной интернет-зависимости.

Интернет-зависимость в подростковом возрасте, как правило, являет собой один из двух видов: зависимость от социальных сетей или игровую зависимость.

Особенности компьютерной игровой зависимости среди.

2. Игромания — вид зависимости, более характерный для подростков, что связано с восприятием виртуальности более реальной, чем настоящей жизни [5, с. 41]. Среди видов интернет-зависимости отмечаются следующие

Психолого-педагогическая профилактика интернет-зависимости.

Компьютерная зависимость у детей подросткового возраста

– коммуникативная — увлечение сетевой коммуникацией, Интернет-аддикция.

Основные термины (генерируются автоматически): компьютерная зависимость, компьютер, подростковый возраст, интернет, подросток, сеть, ребенок, риск развития, реальный мир.

Педагогическая профилактика интернет-зависимости у студентов.

Информационные технологии становятся неотъемлемой частью современного образа жизни человека.

Преодоление Интернет-зависимости требует в первую очередь выявление факторов, обуславливающих ее формирование.

Ребенок, имеющий свободный доступ к Интернету и привыкший проводить свободное время за компьютерными играми, более подвержен интернет — зависимости.

Проблемы игровой компьютерной интернет-зависимости у подростков.

Феномен интернет-зависимости как причина девиантного.

В данной статье исследуется проблема интернет-зависимости в подростковом возрасте. Изучается взаимосвязь данного феномена и проявления девиантного поведения у подростков. Ключевые слова: интернет-зависимость, подростковый возраст, девиантное поведение.

Особенности межличностного общения подростков.

Компьютерная зависимость у подростков - довольно распространённая проблема в сегодняшнем мире.

Но вместе с тем происходит замена реального общения на виртуальное.

Компьютерная зависимость у подростков | Статья в журнале.

3) Коммуникативная — увлечение сетевой коммуникацией или, как крайний вариант Интернет-аддикция. [1,с.16].

Основные термины (генерируются автоматически): компьютерная зависимость, компьютер, подросток, компьютерная деятельность, риск развития, игра.

Читайте также: