Информационно справочные системы в юридической деятельности доклад

Обновлено: 05.07.2024

Колоссальный объем и динамика изменений российского законодательства требуют от специалистов юридических специальностей, студентов, бизнесменов и любых, заинтересованных в достоверной и своевременной правовой информации лиц, использования современных инструментов для работы с юридической информацией. Сейчас такими инструментами стали справочные правовые системы (далее – СПС). Основная задача СПС – донести максимум достоверной правовой информации до предельного количества пользователей.

До появления СПС, всем заинтересованным в правовой информации лицам, приходилось много тратить времени на техническую работу – поиск документов, подготовку тематических подборок правовых актов, других взаимосвязанных по какой-то правовой проблеме источников информации. Сегодня, с появлением СПС, эта часть работы упростилась, существенно уменьшилось время на поиск необходимой информации, т.е. сейчас используя СПС, можно гораздо быстрее и эффективнее решить какую информационно-правовую проблему. Это стало возможным благодаря глубокой качественной юридической обработке, которая является основной характеристикой любой СПС. Эта необъятная работа, проведенная специалистами-разработчиками которую ни один юрист выполнить самостоятельно не сможет (тематическая классификация документов, поиск по ключевым словам, установление и отражение всех взаимосвязей документов). Большинство СПС позволяют не только быстро найти необходимую правовую информацию, но и сразу же автоматически получить представление о всей системе нормативных актов, касающихся данного вопроса. Другая важнейшая составляющая качества любой системы – это актуальность правовой информации.

1 СПРАВОЧНЫЕ ПРАВОВЫЕ СИСТЕМЫ В РФ

В середине XX во всех развитых странах начался стремительный рост правовой информации. Число законодательных и иных нормативных правовых актов достигло сотен тысяч. Это привело к возникновению информационного кризиса. Как показывает опыт развитых стран, компьютер является идеальным средством аккумуляции, хранения и выдачи правовой информации, так как традиционные методы получения информации, такие как использование периодических печатных изданий или других печатных источников, не в состоянии решить задачу по правовому обеспечению всех заинтересованных лиц. Практика показала, что наиболее полное и последовательное решение находится на пути внедрения компьютерных справочных правовых систем.

Основная задача СПС – донести максимум достоверной правовой информации до предельного количества пользователей с различным уровнем компьютерной подготовки. Эта задача и определяет выбор в качестве средства разработки программного обеспечения СУБД (систем управления базами данных). Система должна обеспечиваться постоянным обновлением баз данных.

Компьютерные справочные правовые системы обладают рядом важнейших свойств, делающих их практически незаменимыми при работе с нормативно-правовой информацией: возможность работы с огромными массивами текстовой информации: объем информации в базе практически не ограничен, что позволяет вносить в нее ежедневно несколько десятков документов, одновременно хранить базы архивных документов и т.д.

Использование в СПС специальных поисковых программных средств, что позволяет осуществлять поиск в режиме реального времени по всей информационной базе.

Возможность работы СПС с использованием телекоммуникационных средств, т.е. с применением электронной почты или глобальных сетей, что позволяет обновлять информационные базы, и в тоже время не расходовать дисковое пространство на компьютере пользователя.

Но следует отметить, что наибольшим спросом пока пользуются модификации СПС с локальными базами данных. Во-первых, качество телефонных линий в России оставляет желать лучшего; во-вторых, при обращении к базе данных в режиме реального времени пользователь должен заплатить либо за междугородную телефонную связь, либо за трафик сети; в-третьих, СПС, хранящиеся на компьютере пользователя, часто имеют больше сервисных возможностей.

Если еще недавно было достаточно лишь найти нужный документ, то сегодня зачастую необходимо еще и проследить все возможные связи между документами, получить разъяснения, подготовить обзор по интересующей теме, создать свою пользовательскую базу данных. Как следствие, в развитии коммерческих СПС проявляются сходные тенденции – расширение спектра хранящихся в системе документов, улучшение программной оболочки систем, введение новых технологических возможностей. Фирмы-разработчики офис-юристов вводят в свои технологии то лучшее, что используется конкурентами. Вместе с тем, между существующими правовыми системами сохраняется много отличий, связанных с различными подходами к построению баз, к принципам их пополнения. Существует множество параметров, по которым можно сравнивать и оценивать справочные системы. К ним относятся:

  1. объем информационного банка;
  2. формирования пользовательской базы;
  3. скорость поиска документов по базе;
  4. актуальность информации и оперативность поступления документов;
  5. степень аутентичности документов оригиналу;
  6. юридическая обработка документов;
  7. возможность удаленного доступа в базе через телекоммуникационные линии.

Стопроцентное соответствие оригиналу гарантировано получением документов непосредственно из разрабатывающих их государственных органов власти и специальной многоуровневой проверкой электронного текста. Чтобы обеспечить полную аутентичность электронных текстов, все документы проверяются несколькими корректорами, а затем еще и с помощью специальных программных средств. Такой порядок включения документов практически полностью исключает возможность появления ошибок ввода. В результате пользователь в электронном виде получает документ, идентичный официальному тексту. Здесь необходимо отметить, что во всем мире юридическая информация на магнитных носителях не имеет юридической силы. И в этом Россия не является исключением. Информация в базах данных СПС носит исключительно справочный характер и на нее нельзя ссылаться в суде. Поэтому в базах данных обычно есть ссылки на печатное издание.

За двенадцать лет работы была создана настоящая индустрия распространения правовой информации. Координационный центр Сети разрабатывает программные продукты и планирует стратегию их распространения, а непосредственную продажу этих продуктов и их дальнейшее информационное сопровождение на компьютерах пользователей осуществляют РИЦ, являющиеся самостоятельными компаниями.

Схема информационного обмена СПС позволяет пользователю формировать свой собственный информационный банк и держать на компьютере тексты только непосредственно необходимых документов. Наличие у пользователя постоянно актуализируемого полного каталога Эталонного Информационного банка дает возможность в любой момент заказать тексты отсутствующих документов.

  1. высокой степенью сжатия информации;
  2. быстродействием;
  3. простотой и удобством работы с программной оболочкой.

Такие преимущества достигнуты в результате внедрения ряда оригинальных разработок, к которым относятся:

Каждый раздел, в свою очередь, состоит из Информационных банков (ИБ), содержащих схожий тип правовой информации. Информационные банки системы постоянно пополняются новыми документами. Все вводимые документы проверяются по достоверному печатному источнику и проходят тройную проверку на идентичность электронной копии оригиналу. Для наиболее часто используемых (и изменяемых) документов: основных законов, документов МНС, писем Минфина и т.п. – создаются новые редакции. Новые редакции вводятся в ИБ как новый документ. В ИБ хранится документ, документы его изменяющие и дополняющие, а также все редакции этого документа. Все редакции документа хранятся таким образом, что при нахождении любого документа в сформированный список автоматически включаются и все его редакции.

Информационные банки различаются полнотой информации и характером содержащихся в них документов. Это дает возможность при установке Консультант Плюс гибко подходить к выбору объема информации, заказывая необходимые именно вам информационные банки. Например, раздел Финансовые консультации содержит близкие по тематике, но разные по содержанию информационные банки:

  • Финансист, включая Вопросы Ответы (консультации по налогообложению, бухучету, банковской, инвестиционной, внешнеэкономической деятельности, по вопросам валютного регулирования, об акционерных обществах, о рынке ценных бумаг);
  • Корреспонденция Счетов (схемы отражения финансово-хозяйственных операций в бухучете, обоснованные федеральными нормативными документами);
  • Приложение Бухгалтерские Издания (материалы публикаций в бухгалтерской прессе).

Рассмотрим структуру Единого информационного массива:

Таким образом, информационные банки, содержащие схожий тип правовой информации, объединяются в Разделы, совокупность которых, в свою очередь, образует Единый Информационный Массив – совокупность разделов и Информационных банков, входящих в СПС Консультант Плюс.

  1. Виду документа;
  2. Регистрационному номеру документа;
  3. Названию органа, принявшего документ;
  4. Названию документа;
  5. Ключевым словам;
  6. Рубрикам;
  7. Дате принятия;
  8. Дате и номеру регистрации в Минюсте;
  9. Статусу документа;
  10. Словам и словосочетаниям, встречающимся в тексте документа.

Использование логических условий при формировании поискового запроса позволяет:

  • Работать только с последними редакциями документов;
  • Отбирать документы, полученные с очередным пополнением;
  • Отбирать документы, поступившие в Информационный банк пользователя за определенный промежуток времени.

В системе так же содержатся информация о ставках налогов, сроках уплаты налогов, индексе инфляции и потребительских цен, календарь бухгалтера, данные по курсам валют и многое другое. Кроме того, в разделе справочной информации содержатся формы первичных учетных документов и бухгалтерской отчетности, большинство официальных стандартных форм и бланков в форматах Microsoft Word и Microsoft Excel (которые также доступны непосредственно из текстов нормативных актов), что обеспечивает пользователю удобство заполнения и дальнейшей работы с бланками документов.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Правовая информация в этой СПС представлена в программной оболочке Консультант Плюс Технология 3000, которая не только открывает доступ к самым разным типам правовой информации, но и обеспечивает широкие поисковые и аналитические возможности.


Справочно-правовые системы (СПС) или информационно-правовые системы (ИПС) — это компьютерные базы данных, ядром которых являются электронные базы и банки юридической информации. В этих базах данных хранятся федеральные и региональные указы, законы, решения, материалы независимых экспертов, судебная практика, международные акты и т. д. Кроме этого, СПС содержат судебные решения, типовые формы документов, консультации юристов, специалистов по бухгалтерскому и налоговому учету, что облегчает работу юриста и даёт ему возможность иметь доступ к тексту любых законопроектов, решений, материалов, тем самым повышая эффективность его работы [6].

Роль справочно-правовых систем нельзя недооценивать, ведь с их помощью юрист может не только получить доступ к тексту, например, закона, но и сразу прочитать его со всеми правками и дополнениями, которые впоследствии в него вносились. Это позволяет иметь ему полное и точное представление о вопросе, который его интересует.

Вместе с тем, подобный объём информации требует огромного места для хранения, хороших методов сортировки для поиска документов, а также материальных затрат на создание материальных копий всех документов. А также, СПС даёт возможность не просто иметь всё необходимое на компьютере в цифровом варианте, но и позволяет искать необходимую информацию, по ключевым словам и, тем самым экономить время на долгий поиск нужных документов. Это даёт возможность рационально использовать время и тратить его исключительно на решение поставленных задач, а не на бумажную волокиту [6].

Самое важное в работе юриста с юридической базой данных — это её своевременное обновление. Если адвокат не знает о том, что какой-либо закон получил правки, то адвокатом он будет плохим. Справочные Правовые Системы в наше время являются онлайн инструментарием для поиска необходимой информации в базе данных, что соответственно требует её постоянного обновления. В случае с онлайн базами данных это делается легко и, соответственно, пользователь всегда может получить доступ к новым данным своевременно и иметь доступ ко всем новым правкам и материалам сразу же как они обновляются в базе данных СПС, тем самым улучшая качество работы юриста [6].

Также, на рынке существуют частные Справочные Правовые системы, которые предоставляют как бесплатный, так и платный доступ к функционалу. Между ними есть разница, однако проще сказать о том, что едино для всех систем, что их объединяет. У всех СПС тексты официальных законов, приказов, решений являются стандартными, а комментарии, анализ, функционал, наличие определённых возможностей отличаются.

Справочно-правовые системы являются важной частью работы любого юриста в наше время, ведь они ускоряют его работу. Благодаря им всегда имеется своевременный доступ к необходимой в работе юриста информации, что является залогом успешной и качественно выполненной работы. СПС — необходимый инструмент любого человека, который связан с правом и нуждается в постоянном использовании документов связанных с правовой деятельностью.

Основные термины (генерируются автоматически): документ, возможность, система, СПС, необходимая информация, поиск документов, работа юриста, баз данных, Плюс, судебная практика.

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
ТОМСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ СИСТЕМ УПРАВЛЕНИЯ И РАДИОЭЛЕКТРОНИКИ (ТУСУР)
Юридический факультет
Кафедра информационного права
ТЕМА РАБОТЫ - СПРАВОЧНО-ПРАВОВЫЕ СИСТЕМЫ: ПОНЯТИЕ, ВИДЫ. НАЗНАЧЕНИЕ И ОСНОВНЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ

Курсовая работа по дисциплине Информационные технологии в юридической деятельности
Студент гр з-090п10-4

Терентьева Алена Сергеевна

(дата)
Руководитель старший преподаватель

Иванов Иван Иванович

Содержание

1 Современные справочно-правовые системы: общая характеристика 4

1.1Понятие и особенности справочно-правовых систем 4

1.2Виды справочно-правовых систем 5

2 Назначение и основные возможности справочно-правовых систем 16

Список использованных источников 26

Введение

Актуальность темы . В условиях современного мира существенную часть профессиональной работы юриста составляет работа, сопряженная с поиском, изучением, обработкой, анализом и систематизацией информации. Еще пару десятков лет назад такая работа велась при помощи бумажных носителей. Однако, с развитием научно-технического прогресса и компьютеризацией, все самые главные бумажные носители были оцифрованы и переведены в электронный вид, что качественным образом поменяло сущность информационной работы юриста.

Основным инструментом работы в этом направлении на сегодняшний день становятся различные справочно-правовые системы, которые позволяют в значительно сжатые сроки получить доступ к любой интересующей информации. Причем тут нужно отметить, что такая информация уже проанализирована и систематизирована в необходимом виде, что существенно упрощает работу с ней. Этим и обусловлена актуальность выбранной темы. Проблемой исследования выступает недостаточная разработанность в литературе технологий поиска в справочно-правовых системах.

Предмет исследования – основные возможности и назначение справочно-правовых систем. Методами исследования являются наблюдение, сравнение, анализ, синтез.

Цель данной курсовой работы – изучить основные возможности справочно-правовых систем.

1 Современные справочно-правовые системы: общая характеристика

Понятие и особенности справочно-правовых систем

В профессиональной деятельности высококвалифицированного юриста информационные технологии занимают доминирующее положение, следовательно, объект выполняет важную роль в общественных отношениях. Динамичное развитие Российской Федерации, информатизация, благосостояние населения, приоритет прав и свобод человека и гражданина напрямую зависит от качественной, своевременной и точной информации. Поэтому лишь определив ее важное предназначение в сфере правового регулирования, мы получим возможность конкретизации современного информационного состояния страны в целом, что в свою очередь поможет в изучении перспектив и направлений развития законодательства в этой сфере 4 .

Массовая активность использования информационно-телекоммуникационных технологий объясняется стабильностью их применения в разных областях деятельности. В нашем случае речь пойдет о практике хранения информационной базы, ценных документов, нормативно-правовых актов в электронном формате для быстрого, надежного и удобного доступа, используемые в юридической деятельности. Подобные modern technology 5 (современные информационные технологии) сегодня именуются справочно-правовыми системами (СПС), чье применение в юриспруденции не лимитировано 6 . В правовой сфере деятельности информационные технологии позволяют обходить ряд проблематичных ситуаций, связанных с ускоренным сбором и поиском нужной информации, равно как и ее хранение в больших объемах.

Наиболее важным направлением профессиональной деятельности юриста является справочная информационная работа. С появлением на рабочем столе компьютера изменился ее характер и содержание.

Нельзя сказать, что теперь остался только один источник правовой информации - его электронная версия. Нет, конечно, бумажные носители по-прежнему занимают свое место – особенно официальные тексты, которые будут всегда, как бы не компьютеризованна будет наша жизнь.

И тем не менее, в оперативном отношении электронная правовая информация всегда будет иметь преимущества.

Концепцией правовой информатизации, утвержденной Указом Президента РФ от 28 июня 1993 года, была поставлена задача создания

Общенациональной системе правовой информации, которая должна была автоматизировать доступ к правовой информации. Работа по ее созданию велась давно, еще со времен больших ЭВМ (с 70-х годов), когда создавались первые проекты информатизации страны в рамках общегосударственной системы ОГАС (Общегосударственной автоматизированной системы).

Проект создания аналогичной системы так и назывался Общегосударственная автоматизированная система правовой информации (ОГАСПИ).

Она должна была опираться на систему эталонных банков нормативной правовой информации различных иерархических уровней.

Российская автоматизированная система информации о нормативных правовых актах представлялась разработчиками сетью:

-эталонных банков нормативных правовых актов федеральных органов законодательной и исполнительной власти Российской Федерации;

-эталонных банков общеобязательных правовых актов высших судебных органов: Конституционного Суда Российской Федерации, Верховного Суда Российской Федерации, Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации;

-эталонных банков ведомственных нормативных правовых актов, издаваемых федеральными министерствами и другими органами федеральной исполнительной власти;

-единого интегрированного банка Российского центра правовой информации.

В составе Системы предусмотрено также создание Российского Центра правовой информации. Его основные задачи:

-информационно-правовое обеспечение деятельности федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, государственных и негосударственных организаций и граждан;

-ведение интегрированного банка правовой информации;

-формирование и распространение в машиночитаемом виде Собрания законодательства Российской Федерации и других электронных сборников официальных текстов правовых актов;

-формирование Свода законов Российской Федерации в машиночитаемом виде.

3.2.Государственные и негосударственные справочные правовые системы.Основные негосударственные справочные правовые системы "Консультант Плюс", "Гарант", "Кодекс", ЮСИС, их структура и характеристика, сравнительный анализ.

К сожалению, проекты создания крупных автоматизированных правовых систем оказались незавершенны в силу разных причин. Одними из таких причин являются их громоздкость, зависимость от телекоммуникационных систем, дороговизна и неповоротливость.

И не дело не в том, что эта структура в очередной раз реорганизована, а в тех причинах, которые мне пришлось назвать чуть выше.

Главной из них является жесткая зависимость от телекоммуникационной сети и отсутствие хорошего сервиса.




С начала 90-х годов велась аналогичная работа по созданию негосударственных справочных правовых систем (СПС).

Среди негосударственных (частных) компьютерных фирм лидирующее место занимает Научно-производственное предприятие "Гарант-Сервис" (создано в 1990 г.). Сегодня это высокотехнологическое и наукоемкое производство со штатом более 300 человек в Москве и широкой сетью представительств в России и за рубежом. Общее число работников предприятия – свыше двух тысяч. В практической и научной деятельности "Гаранта" неразрывно соединены данные юридической науки и информатики. Фирма активно сотрудничает с Государственно-правовым управлением Аппарата Государственной Думы, рядом других федеральных учреждений и организаций.

Нормативные акты поступают в "Гарант" непосредственно из Администрации Президента РФ, Правительства РФ, Министерства финансов РФ, Центрального банка Российской Федерации, Государственного таможенного комитета РФ, Государственной налоговой службы РФ, Высшего Арбитражного Суда РФ, других официальных источников.

Правовые базы и Справочники составляют справочную правовую систему "Гарант". Федеральное законодательств представлено в универсальных и специализированных правовых базах. Универсальная база – "Законодательство России".

Такой порядок дает возможность не только просто и эффективно обновлять информационный банк пользователя, но и проводить эту операцию практически с любой необходимой периодичностью.

Система "Гарант" формирует подборки основных документов по всем разделам законодательства. В системе представлено банковское, таможенное, жилищное, земельное законодательство, уголовное и административное право, международное право (Россия – СНГ), судебная и арбитражная практика. Российское законодательство представлено в сети Интернет. По заказу Государственной Думы НПП "Гарант-Сервис" разрабатывает компьютерные средства для законотворческой и законопроектной деятельности.

Главным ее достоинством является ориентированность на экономическую тематику профессиональной деятельности, поэтому она пользуется наибольшим спросом у коммерческих структур финансово-экономической направленности.

Акционерное объединение "Консультант Плюс". Ее сеть объединяет 300 региональных информационных центров, производящих поставку справочных правовых систем, сервисное обслуживание и передачу информации пользователям Информационные ресурсы "Консультант Плюс" — более 340 тыс. документов. Объединение обслуживает более 105 тыс. пользователей, из них — 20 тыс. в органах государственной власти. В его составе работает до 10 тыс. сотрудников.

Технология "Консультант Плюс" позволяет обновлять информационный банк пользователя без его полной замены, требующей больших материальных и временных затрат.

В пополнение включаются только новые документы и изменения уже находящихся в эталонном банке документов.

Региональные информационные центры ежедневно получают текущие дополнения и изменения из эталонного банка Координационного Центра Сети по системе электронных телекоммуникаций. Пользователю пополнение доставляется либо по модему, либо курьером регионального центра.

В результате процедуры обновления, занимающей несколько минут, информационный банк пользователя становится идентичным эталонному информационному банку.

Одним из приоритетных направлений работы Сети "Консультант Плюс" является сотрудничество с правотворческими органами. На настоящий момент в государственных учреждениях используется более 6 тыс. систем. Эффективность и надежность сервиса и технологии "Консультанта Плюс" позволяет обслуживать органы власти и управления вплоть до местного уровня, в том числе в самых удаленных регионах России. Объединение создает центры правовой информации в каждом регионе страны. Кроме того, установлены коммерческие и научные связи с рядом аналогичных зарубежных фирм и организаций.

Общее число источников информации — более 170.

Имеется база данных "Правовое регулирование бизнеса в России" на английском языке.

Помимо законодательных актов в правовой системе "Кодекс" содержится также консультационная информация, разъяснения отдельных положений законов, практика их применения; ответы на некоторые вопросы, возникающие в работе юриста. Собранная в этой базе информация в основном была опубликована в периодических изданиях, таких, как "Экономика и жизнь", "Финансовая газета", "Коммерсантъ". Все материалы, содержащиеся в базе, были получены в электронном виде непосредственно от их авторов и благодаря специальной технологии обработки документов не содержат ошибок.

У каждой из названных СПС имеются свои преимущества и недостатки. В целом все они друг друга в чем-то дополняют.

Компьютерные фирмы работают в тесном контакте с правотворческими органами, вследствие чего повышается их влияние на эффективность правотворческих решений.

Информационными продуктами являются компьютерные технологии, информационные ресурсы и информационные услуги. Формируется мировой рынок информационных технологий. Законы конкуренции и рынка обеспечивают неуклонное повышение качества информационных продуктов.

В нашу с вами задачу будет входить ознакомление со всеми СПС и овладение практическими навыками работы.

На практических занятиях нам предстоит изучить основные характеристики наиболее распространенных государственных и негосударственных справочных правовых систем, провести их сравнительный анализ, а также особенности обращения, поиска и получения информации при использовании этих систем. Необходимо иметь представление об условиях их приобретения и применения.

Наиболее важным направлением профессиональной деятельности юриста является справочная информационная работа. С появлением на рабочем столе компьютера изменился ее характер и содержание.

Нельзя сказать, что теперь остался только один источник правовой информации - его электронная версия. Нет, конечно, бумажные носители по-прежнему занимают свое место – особенно официальные тексты, которые будут всегда, как бы не компьютеризованна будет наша жизнь.

И тем не менее, в оперативном отношении электронная правовая информация всегда будет иметь преимущества.

Концепцией правовой информатизации, утвержденной Указом Президента РФ от 28 июня 1993 года, была поставлена задача создания

Общенациональной системе правовой информации, которая должна была автоматизировать доступ к правовой информации. Работа по ее созданию велась давно, еще со времен больших ЭВМ (с 70-х годов), когда создавались первые проекты информатизации страны в рамках общегосударственной системы ОГАС (Общегосударственной автоматизированной системы).

Проект создания аналогичной системы так и назывался Общегосударственная автоматизированная система правовой информации (ОГАСПИ).

Она должна была опираться на систему эталонных банков нормативной правовой информации различных иерархических уровней.

Российская автоматизированная система информации о нормативных правовых актах представлялась разработчиками сетью:

-эталонных банков нормативных правовых актов федеральных органов законодательной и исполнительной власти Российской Федерации;

-эталонных банков общеобязательных правовых актов высших судебных органов: Конституционного Суда Российской Федерации, Верховного Суда Российской Федерации, Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации;

-эталонных банков ведомственных нормативных правовых актов, издаваемых федеральными министерствами и другими органами федеральной исполнительной власти;

-единого интегрированного банка Российского центра правовой информации.

В составе Системы предусмотрено также создание Российского Центра правовой информации. Его основные задачи:

-информационно-правовое обеспечение деятельности федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, государственных и негосударственных организаций и граждан;

-ведение интегрированного банка правовой информации;

-формирование и распространение в машиночитаемом виде Собрания законодательства Российской Федерации и других электронных сборников официальных текстов правовых актов;

-формирование Свода законов Российской Федерации в машиночитаемом виде.

3.2.Государственные и негосударственные справочные правовые системы.Основные негосударственные справочные правовые системы "Консультант Плюс", "Гарант", "Кодекс", ЮСИС, их структура и характеристика, сравнительный анализ.

К сожалению, проекты создания крупных автоматизированных правовых систем оказались незавершенны в силу разных причин. Одними из таких причин являются их громоздкость, зависимость от телекоммуникационных систем, дороговизна и неповоротливость.

И не дело не в том, что эта структура в очередной раз реорганизована, а в тех причинах, которые мне пришлось назвать чуть выше.

Главной из них является жесткая зависимость от телекоммуникационной сети и отсутствие хорошего сервиса.

С начала 90-х годов велась аналогичная работа по созданию негосударственных справочных правовых систем (СПС).

Среди негосударственных (частных) компьютерных фирм лидирующее место занимает Научно-производственное предприятие "Гарант-Сервис" (создано в 1990 г.). Сегодня это высокотехнологическое и наукоемкое производство со штатом более 300 человек в Москве и широкой сетью представительств в России и за рубежом. Общее число работников предприятия – свыше двух тысяч. В практической и научной деятельности "Гаранта" неразрывно соединены данные юридической науки и информатики. Фирма активно сотрудничает с Государственно-правовым управлением Аппарата Государственной Думы, рядом других федеральных учреждений и организаций.

Нормативные акты поступают в "Гарант" непосредственно из Администрации Президента РФ, Правительства РФ, Министерства финансов РФ, Центрального банка Российской Федерации, Государственного таможенного комитета РФ, Государственной налоговой службы РФ, Высшего Арбитражного Суда РФ, других официальных источников.

Правовые базы и Справочники составляют справочную правовую систему "Гарант". Федеральное законодательств представлено в универсальных и специализированных правовых базах. Универсальная база – "Законодательство России".

Такой порядок дает возможность не только просто и эффективно обновлять информационный банк пользователя, но и проводить эту операцию практически с любой необходимой периодичностью.

Система "Гарант" формирует подборки основных документов по всем разделам законодательства. В системе представлено банковское, таможенное, жилищное, земельное законодательство, уголовное и административное право, международное право (Россия – СНГ), судебная и арбитражная практика. Российское законодательство представлено в сети Интернет. По заказу Государственной Думы НПП "Гарант-Сервис" разрабатывает компьютерные средства для законотворческой и законопроектной деятельности.

Главным ее достоинством является ориентированность на экономическую тематику профессиональной деятельности, поэтому она пользуется наибольшим спросом у коммерческих структур финансово-экономической направленности.

Акционерное объединение "Консультант Плюс". Ее сеть объединяет 300 региональных информационных центров, производящих поставку справочных правовых систем, сервисное обслуживание и передачу информации пользователям Информационные ресурсы "Консультант Плюс" — более 340 тыс. документов. Объединение обслуживает более 105 тыс. пользователей, из них — 20 тыс. в органах государственной власти. В его составе работает до 10 тыс. сотрудников.

Технология "Консультант Плюс" позволяет обновлять информационный банк пользователя без его полной замены, требующей больших материальных и временных затрат.

В пополнение включаются только новые документы и изменения уже находящихся в эталонном банке документов.

Региональные информационные центры ежедневно получают текущие дополнения и изменения из эталонного банка Координационного Центра Сети по системе электронных телекоммуникаций. Пользователю пополнение доставляется либо по модему, либо курьером регионального центра.

В результате процедуры обновления, занимающей несколько минут, информационный банк пользователя становится идентичным эталонному информационному банку.

Одним из приоритетных направлений работы Сети "Консультант Плюс" является сотрудничество с правотворческими органами. На настоящий момент в государственных учреждениях используется более 6 тыс. систем. Эффективность и надежность сервиса и технологии "Консультанта Плюс" позволяет обслуживать органы власти и управления вплоть до местного уровня, в том числе в самых удаленных регионах России. Объединение создает центры правовой информации в каждом регионе страны. Кроме того, установлены коммерческие и научные связи с рядом аналогичных зарубежных фирм и организаций.

Общее число источников информации — более 170.

Имеется база данных "Правовое регулирование бизнеса в России" на английском языке.

Помимо законодательных актов в правовой системе "Кодекс" содержится также консультационная информация, разъяснения отдельных положений законов, практика их применения; ответы на некоторые вопросы, возникающие в работе юриста. Собранная в этой базе информация в основном была опубликована в периодических изданиях, таких, как "Экономика и жизнь", "Финансовая газета", "Коммерсантъ". Все материалы, содержащиеся в базе, были получены в электронном виде непосредственно от их авторов и благодаря специальной технологии обработки документов не содержат ошибок.

У каждой из названных СПС имеются свои преимущества и недостатки. В целом все они друг друга в чем-то дополняют.

Компьютерные фирмы работают в тесном контакте с правотворческими органами, вследствие чего повышается их влияние на эффективность правотворческих решений.

Информационными продуктами являются компьютерные технологии, информационные ресурсы и информационные услуги. Формируется мировой рынок информационных технологий. Законы конкуренции и рынка обеспечивают неуклонное повышение качества информационных продуктов.

В нашу с вами задачу будет входить ознакомление со всеми СПС и овладение практическими навыками работы.

На практических занятиях нам предстоит изучить основные характеристики наиболее распространенных государственных и негосударственных справочных правовых систем, провести их сравнительный анализ, а также особенности обращения, поиска и получения информации при использовании этих систем. Необходимо иметь представление об условиях их приобретения и применения.

Читайте также: