Информационная обстановка места преступления доклад

Обновлено: 15.05.2024

- о функционировании органа внутренних дел, т.е. информация, характеризующая эффективность решения задач, стоящих перед органом внутренних дел.

Следовательно, под оперативной обстановкой понимаются внешние и внутренние условия, в которых органы внутренних дел выполняют задачи борьбы с преступностью, обеспечения общественного порядка и общественной безопасности, т.е. реализуют правоохранительную и правоприменительную функции.

Оперативная обстановка является основным объектом аналитической деятельности аппаратов управления, служб и подразделений органов внутренних дел и каждого из сотрудников.

В широком смысле под оперативной обстановкой понимается совокупность условий, как внешних, так и внутренних, в которых органы внутренних дел реализуют функции по борьбе с преступностью, охране общественного порядка и обеспечению общественной безопасности. Очевидно, что внешние и внутренние условия взаимосвязаны.

Так, например:

- экономическая ситуация в стране диктует внутренние условия работы сотрудников органов внутренних дел:

- организационно-штатную структуру, численность, качественный состав личного состава, материально-техническую оснащенность системы и т.д.;

- социальная среда оказывает влияние на внутренний мир сотрудников;

- очевидно, что органы внутренних дел влияют на преступность, но и преступность как часть внешней среды, в свою очередь воздействует на органы внутренних дел.

Внешние и внутренние условия не только взаимосвязаны, но и взаимообусловлены: так, от структуры преступности прямо зависит организационная структура системы органов внутренних дел и т.д.

Несмотря на взаимосвязь и обусловленность условий, внешние являются определяющими, формируют основу управления, определяют характер и направленность деятельности органов внутренних дел.

Условия, характеризующие органы внутренних дел, осуществляющие деятельность по поддержанию и укреплению правопорядка, в свою очередь, влияют на внешние условия посредством правоохранительной и правоприменительной деятельности. Внешние и внутренние условия, в которых органы внутренних дел осуществляют свою деятельность, отличаются сложностью и динамизмом, поэтому целесообразно рассматривать оперативную обстановку как систему, состоящую из множества постоянно изменяющихся элементов на (или за) определенный момент времени.

Исходя из выше сказанного, при анализе оперативной обстановки необходимо изучить два блока факторов, определяющих состояние правопорядка на обслуживаемой территории: внешних и внутренних.

К внешним факторам (условиям) в первую очередь необходимо отнести объект воздействия органов внутренних дел: преступность и правонарушения; туда же следует отнести условия концептуальной (установки органов государственной власти, нормативные документы МВД России, определяющие цели, задачи, основные направления деятельности и др.) и ситуационной внешней среды функционирования органов внутренних дел (к которой относятся территориально-административные, природно-географические, экономические, демографические, духовные, социально-культурные, национальные и другие независящие от ОВД особенности территории и населения, влияющие на обстановку в регионе в целом и на обслуживаемой территории в частности).




Внутренние факторы (условия) характеризуют саму систему органов внутренних дел – это результаты деятельности по борьбе с преступностью, охране общественного порядка и обеспечению общественной безопасности в целом органа внутренних дел и отдельных его служб и подразделений; организационная структура ОВД, характеристика сил и средств, их распределение по территории, укомплектованность, качественный состав, нагрузка сотрудников, техническая оснащенность и др. Наконец, к внутренним факторам следует отнести и состояние организаторской работы.

Таким образом, компонентами оперативной обстановки являются:

- внешняя среда функционирования (концептуальная и ситуационная);

- результаты деятельности органа внутренних дел;

- характеристика сил и средств ОВД;

- состояние управленческой работы.

Виды оперативной обстановки можно классифицировать по различным основаниям. Так, в зависимости от полноты изучаемой информации о факторах (условиях) функционирования органа внутренних дел можно выделить общую (комплексную) и частную (специализированную) оперативную обстановку. Общая оперативная обстановка предполагает изучение всех внешних и внутренних условий применительно ко всем линиям работы ОВД. Частная оперативная обстановка связана с анализом отдельных блоков оперативной обстановки.

По сложности оперативной обстановки можно выделить три ее вида: стабильная, сложная, экстремальная.

Возможна квалификация оперативной обстановки по временному признаку (за сутки, неделю, декаду, месяц, квартал, полугодие, девять месяцев, год), а так же по территориальному признаку.

Изучение и оценка оперативной обстановки являются составной частью управленческой деятельности МВД России, а так же территориальных органов внутренних дел, в ходе которой применяются различные виды анализов.

Распространенной классификацией информации в органах внутренних дел является ее деление на блоки, характеризующие оперативную обстановку:

- о состоянии правопорядка в республике, крае, области, городе, районе, т.е. информация, характеризующая объект непосредственного воздействия органа внутренних дел;

- об элементах внешней среды, т.е информация, характеризующая явления, факторы, оказывающие прямое или косвенное влияние на состояние правопорядка и деятельность органов внутренних дел;

- о состоянии организации органа внутренних дел, т.е. информация, характеризующая орган как систему, предназначенную для решения конкретных социальных задач;

- о функционировании органа внутренних дел, т.е. информация, характеризующая эффективность решения задач, стоящих перед органом внутренних дел.

Следовательно, под оперативной обстановкой понимаются внешние и внутренние условия, в которых органы внутренних дел выполняют задачи борьбы с преступностью, обеспечения общественного порядка и общественной безопасности, т.е. реализуют правоохранительную и правоприменительную функции.

Оперативная обстановка является основным объектом аналитической деятельности аппаратов управления, служб и подразделений органов внутренних дел и каждого из сотрудников.

В широком смысле под оперативной обстановкой понимается совокупность условий, как внешних, так и внутренних, в которых органы внутренних дел реализуют функции по борьбе с преступностью, охране общественного порядка и обеспечению общественной безопасности. Очевидно, что внешние и внутренние условия взаимосвязаны.

Так, например:

- экономическая ситуация в стране диктует внутренние условия работы сотрудников органов внутренних дел:

- организационно-штатную структуру, численность, качественный состав личного состава, материально-техническую оснащенность системы и т.д.;

- социальная среда оказывает влияние на внутренний мир сотрудников;

- очевидно, что органы внутренних дел влияют на преступность, но и преступность как часть внешней среды, в свою очередь воздействует на органы внутренних дел.

Внешние и внутренние условия не только взаимосвязаны, но и взаимообусловлены: так, от структуры преступности прямо зависит организационная структура системы органов внутренних дел и т.д.

Несмотря на взаимосвязь и обусловленность условий, внешние являются определяющими, формируют основу управления, определяют характер и направленность деятельности органов внутренних дел.

Условия, характеризующие органы внутренних дел, осуществляющие деятельность по поддержанию и укреплению правопорядка, в свою очередь, влияют на внешние условия посредством правоохранительной и правоприменительной деятельности. Внешние и внутренние условия, в которых органы внутренних дел осуществляют свою деятельность, отличаются сложностью и динамизмом, поэтому целесообразно рассматривать оперативную обстановку как систему, состоящую из множества постоянно изменяющихся элементов на (или за) определенный момент времени.

Исходя из выше сказанного, при анализе оперативной обстановки необходимо изучить два блока факторов, определяющих состояние правопорядка на обслуживаемой территории: внешних и внутренних.

К внешним факторам (условиям) в первую очередь необходимо отнести объект воздействия органов внутренних дел: преступность и правонарушения; туда же следует отнести условия концептуальной (установки органов государственной власти, нормативные документы МВД России, определяющие цели, задачи, основные направления деятельности и др.) и ситуационной внешней среды функционирования органов внутренних дел (к которой относятся территориально-административные, природно-географические, экономические, демографические, духовные, социально-культурные, национальные и другие независящие от ОВД особенности территории и населения, влияющие на обстановку в регионе в целом и на обслуживаемой территории в частности).

Внутренние факторы (условия) характеризуют саму систему органов внутренних дел – это результаты деятельности по борьбе с преступностью, охране общественного порядка и обеспечению общественной безопасности в целом органа внутренних дел и отдельных его служб и подразделений; организационная структура ОВД, характеристика сил и средств, их распределение по территории, укомплектованность, качественный состав, нагрузка сотрудников, техническая оснащенность и др. Наконец, к внутренним факторам следует отнести и состояние организаторской работы.

Таким образом, компонентами оперативной обстановки являются:

- внешняя среда функционирования (концептуальная и ситуационная);

- результаты деятельности органа внутренних дел;

- характеристика сил и средств ОВД;

- состояние управленческой работы.

Виды оперативной обстановки можно классифицировать по различным основаниям. Так, в зависимости от полноты изучаемой информации о факторах (условиях) функционирования органа внутренних дел можно выделить общую (комплексную) и частную (специализированную) оперативную обстановку. Общая оперативная обстановка предполагает изучение всех внешних и внутренних условий применительно ко всем линиям работы ОВД. Частная оперативная обстановка связана с анализом отдельных блоков оперативной обстановки.

По сложности оперативной обстановки можно выделить три ее вида: стабильная, сложная, экстремальная.

Возможна квалификация оперативной обстановки по временному признаку (за сутки, неделю, декаду, месяц, квартал, полугодие, девять месяцев, год), а так же по территориальному признаку.

Изучение и оценка оперативной обстановки являются составной частью управленческой деятельности МВД России, а так же территориальных органов внутренних дел, в ходе которой применяются различные виды анализов.


Осмотр места происшествия — это следственное действие, состоящее в исследовании в процессе непосредственного восприятия обстановки места происшествия с целью выявления, фиксации и при необходимости изъятия следов преступления и установления действительных обстоятельств расследуемого события, его характера и участников. Является разновидностью следственного осмотра

Место происшествия представляет собой участки открытой местности, помещения, где имеются следы преступления. Место происшествия не всегда совпадает с местом преступления. Преступление может быть совершено на одной территории, а его следы выявлены на другой. Например, убийство было совершено в квартире, а затем труп был вывезен в лес, где захоронен. Квартира будет местом преступления и местом происшествия (если там будут обнаружены следы), место захоронения трупа будет являться местом происшествия.

Содержание

Цели и задачи осмотра места происшествия

Цели осмотра заключаются в обнаружении следов преступления и других вещественных доказательств, в выяснении обстановки и иных обстоятельств, имеющих значение для дела.

Определяя в целом задачи осмотра места происшествия можно сказать, что они состоят в собирании и исследовании доказательств.

Общей задачей осмотра места происшествия является установление механизма происшествия во всех деталях, то есть ответить на вопрос о том, что именно и каким образом произошло на месте происшествия.

Общая задача осмотра места происшествия разбивается на ряд частных задач:

  • изучение и фиксация обстановки осмотра места происшествия;
  • установление характера воздействия преступника на окружающую среду;
  • обнаружение, фиксация и изъятие следов преступления и преступника;
  • выявление преступника и мотивов преступления;
  • установление причин и условий, способствующих совершению преступлений;
  • получение необходимых данных для осуществления последующих следственных действий и оперативно-розыскных мероприятий.

Этапы осмотра места происшествия

Подготовительный этап

В ситуациях, когда полученные данные подтверждают необходимость выезда на место происшествия, составляется план предстоящего осмотра. В большинстве случаев следователи ограничиваются мысленным планированием осмотра места происшествия. Однако этого явно недостаточно, когда предстоит осмотр обширных территорий со множественными следами, а также в случаях разрушения крупных зданий, сооружений, причинения смерти и вреда здоровью большому количеству пострадавших. В перечисленных и некоторых других ситуациях рекомендуется составление письменного плана, хотя бы в форме перечня мероприятий, проведение которых необходимо на подготовительном и поисково-исследовательском этапах.

Планирование осмотра места происшествия осуществляется с учетом выдвинутых версий об обстоятельствах, характере и участниках предполагаемого события. Построение версий начинается уже в момент получения следователем исходной информации. Поскольку на этой стадии подготовки нередко возникают проблемные ситуации, характеризующиеся дефицитом данных об основных обстоятельствах происшествия, выдвигаться должно несколько взаимоисключающих версий. При существенных пробелах в информации используются типичные версии о характере, обстоятельствах и участниках события. При получении дополнительных сведений выдвинутые версии конкретизируются.

Построение и уточнение версий осуществляется с учетом данных об известных обстоятельствах события, условиях обстановки, локализации и характере выявленных изменений, типичных следах различных действий и т.п. Из версий выводятся логические следствия, представляющие собой предположения о расположении, форме и характере следов возможных действий участников события. С учетом этого определяются объем предстоящей работы, последовательность операций на месте происшествия, состав участников и их задачи.

Количество и характер выявленных следов позволяют определить, какие специалисты понадобятся при осмотре места происшествия. Ведомственными нормативными актами предусмотрен выезд на место совершения тяжких и особо тяжких нераскрытых преступлений постоянно действующих следственно-оперативных групп.

До выезда на место происшествия должны быть приняты меры к привлечению всех субъектов, помощь которых потребуется следователю. Иногда необходимо побеспокоится и о приглашении понятых. На этой стадии также решается вопрос о том, какие технические средства, упаковочные материалы понадобятся следователю. В ситуациях, когда неустановленные или известные субъекты предполагаемого преступления скрылись с места его совершения, организуется их розыск. В этих целях органам дознания дается поручение о преследовании указанных лиц по горячим следам, блокировании и прочесывании прилегающих к месту происшествия территорий, поиске субъектов, сходных по приметам с разыскиваемыми, у которых на теле, одежде, находящихся при них предметах, имеются признаки причастности к совершению преступления.

На месте происшествия следователь заслушивает доклад прибывших первыми сотрудников органов дознания. Выясняется, какую новую информацию удалось получить, в каком объеме выполнены указания следователя. В случае если необходимость в выполнении указаний следователя не отпала, он должен добиться их исполнения. Далее требуется убедиться в надлежащем обеспечении охраны места происшествия и сохранности имеющихся следов. При необходимости проводятся дополнительные мероприятия по ограждению места происшествия, организации оцепления, выставлению постов и т.п. Кроме того, на месте происшествия проводятся опросы очевидцев и свидетелей, обнаруживших следы происшествия.

С учетом полученной информации план, составленный до выезда на место происшествия, корректируется. В частности, иногда возникает необходимость приглашения дополнительных специалистов, доставки технических средств, использование которых ранее не предусматривалось.

Действия членов следственно-оперативной группы на месте происшествия

Действия оперуполномоченного уголовного розыска

1. Обзор места происшествия с целью уяснения и ознакомления с обстановкой.

2. Краткий устный опрос потерпевших, очевидцев преступления для получения исходной информации о преступлении и преступниках.

4. Проведение подворно-поквартальных обходов с целью установления очевидцев и подозреваемых.

6. По поручению следователя допрос установленных очевидцев и свидетелей.

7. Проведение розыскной работы среди посторонних лиц, находившихся на месте происшествия.

Действия специалиста-криминалиста

1. Обзор места происшествия.

2. Определение объектов фотосъемки (киносъемки и видеозаписи) по правилам криминалистической фиксации на месте происшествия.

3. Выбор исходных точек и производство фотосъемки (видеозаписи) по правилам криминалистической фиксации на месте происшествия.

4. Совместно со следователем определение границ, способа осмотра и мест возможного нахождения следов преступления.

5. Совместно со следователем поиск, обнаружение, фиксация, изъятие следов преступления, применение научно-технических средств.

6. Упаковка изъятых следов преступления, принятие мер к их сохранности.

Действия участкового инспектора полиции

1. Обеспечение охраны места происшествия.

2. Удаление посторонних лиц.

3. Подбор понятых (по заданию следователя).

5. Проверка подучетного контингента, проживающего на территории его участка.

Поисково-исследовательский этап

Поисково-исследовательский этап начинается со стадии общего осмотра. Прежде всего место происшествия ориентируется относительно не менее чем двух постоянных объектов. Участки открытой местности ориентируются относительно ближайших населенных пунктов, линий электропередач и т.п. Территории, значительно удаленные от поселений и каких-либо объектов, могут ориентироваться с помощью GPS-навигаторов. После ориентировки осуществляется обзор, в ходе которого следователь получает общее представление о структуре места происшествия. По общему правилу границы определяются в пределах расположения видимых следов происшествия (например, от начала следов подхода субъекта преступления). В ситуациях, когда такие следы не обнаружены, названные границы и точки начала осмотра избираются с учетом индивидуальных характеристик обстановки места происшествия.

В помещениях границами, как правило, являются стены квартиры, комнаты, служебного кабинета и т.п. Осмотр этих объектов обычно начинается от входа. На участках открытой местности границы можно определять исходя из особенностей рельефа и структуры обстановки. Например, границы подлежащей осмотру поляны можно установить по краям ограждающих ее растений.

В качестве точки начала осмотра возможно избрание территорий, на которых вероятна локализация невидимых следов. Таковой может оказаться единственная тропа, дорожка, ведущая к месту происшествия. В тех случаях, когда обследованию подлежат территории, на которых в ходе общего обзора не удалось выявить видимые следы или определить участки наиболее вероятной их локализации, осмотр рекомендуется начинать от центра. К ним относятся участки, на которых протекала основная стадия события. При совершении криминального деяния центром является место выполнения действий, с которыми связывается окончание преступления. Допустим, на месте кражи это хранилище, из которого похищены ценности.

При осмотре малогабаритных жилых помещений в основном используется концентрический прием осмотра места происшествия, заключающийся в обследовании элементов обстановки при движении по спирали от периферии к центру. Эксцентрический прием предполагает осмотр от центра к периферии. Этот прием применяется, когда отсутствует возможность определения последовательности развития события, разделения следов участников события и других лиц, установления причины и времени изменений обстановки места происшествия.

Линейно-фронтальный прием рекомендуется при осмотре значительных по площади территорий, а также помещений, обстановка которых исключает или существенно затрудняет движение по спирали. Содержание рассматриваемого приема составляют действия по разбивке осматриваемых площадей на квадраты и сектора и их обследованию. Выделяются также методы сплошного осмотра места происшествия и выборочного. Выборочный метод заключается в обследовании территорий, где развивались события, которые охватываются версией следователя. При применении выборочного метода во избежание неполноты осмотра рекомендуется проверять максимально возможное в данных условиях количество версий об обстоятельствах, характере и участниках исследуемого события.

На стадии детального осмотра первоначально используется статический метод исследования объектов. При этом объекты осматриваются в том же положении, в котором они обнаружены. Затем применяют динамический метод, т.е. изменяется первоначальное положение осматриваемых предметов: они могут раскрываться, разбираться и т.п.

В ходе исследования обстановки места происшествия следователь дополняет и конкретизирует ранее выдвинутые версии. При обнаружении любого изменения объективной обстановки необходимо определить, связано ли оно с исследуемым происшествием или вызвано не имеющими к нему отношения действиями и событиями. Для этого рекомендуется мысленно моделировать действия и события, в результате которых образовались обнаруженные изменения. Предположив, что они являются следами преступления, следователь организует поиск отражений других действий субъектов посягательства. Известно, что способ совершения преступления представляет собой систему взаимосвязанных действий по подготовке, совершению и сокрытию общественно-опасного деяния. Связи между отдельными элементами способа преступления проявляются в том, что выполнение одного или нескольких из них позволяет в дальнейшем совершать не любые, а только некоторые операции. Зная типичные способы совершения преступления, следователь, выявив следы одних действий, может предположить, какие еще операции мог совершить субъект посягательства, а также какие при этом могли образоваться следы и в каких местах. Несомненно, должны выдвигаться несколько подобных предположений. С их учетом организуется поиск возможных следов преступления.

При осмотре места происшествия возможно обнаружение таких признаков сокрытия преступления, как негативные обстоятельства. Под негативными обстоятельствами понимаются данные, противоречащие версии об обстоятельствах, характере и субъектах предполагаемого деяния. Названные обстоятельства противоречат прежде всего картине, которую стремились создать субъекты сокрытия преступления с целью уклонения виновных от ответственности. Среди негативных обстоятельств выделяются данные: противоречащие версии об отсутствии скрываемого события; опровергающие версию о некриминальном характере события; об отсутствии следов, без возникновения которых не могло развиваться инсценированное событие; о следах более тяжкого преступления по сравнению с предполагаемым; о невозможности события в условиях исследуемой обстановки или моделируемой ситуации; являющиеся основаниями для сомнений в достоверности версии о личности субъектов преступления и их количестве, об идеальном характере выявленных следов. Существуют и другие классификации негативных обстоятельств, являющихся признаками сокрытия преступлений разных видов и групп. Предположение о том, что полученные данные являются негативным обстоятельством, проверяется в ходе дальнейшего осмотра путем исследования источников и носителей вызывающей сомнение информации и сопоставления ее с другими сведениями.

Заключительный этап

На заключительном этапе производится изъятие необходимых объектов, составляется протокол осмотра, с которым знакомятся участники данного следственного действия.

Во вводной части протокола осмотра места происшествия фиксируются число, месяц, год, место (город, село) производства этого следственного действия, время его начала и окончания, сведения об участниках, точное место и условия проведения (адрес, освещенность, погода и т.п.).

В соответствии с ч. 2 ст. 180 УПК в описательной части протокола осмотра места происшествия фиксируются все действия следователя в той последовательности, в которой они выполнялись. В этой же очередности описываются и все выявленные следы и обстоятельства. Обстановку места происшествия рекомендуется фиксировать от общего к частному. Первоначально в протоколе указываются ориентиры, к которым привязывается место происшествия, его общие признаки. Затем описываются отдельные элементы обстановки места происшествия, выявленные при этом следы и негативные обстоятельства.

Последовательность фиксации названных объектов дает представление о приемах осмотра места происшествия. Допустим, когда описание участка местности начинается с указания его расположения относительно прилегающего населенного пункта, а также ведущих к нему пешеходных дорожек, выявленных на них следах волочения, понятно, что следователь двигался от периферии к центру. При использовании линейно-фронтального приема осмотра в протоколе указывается, какие объекты и следы найдены на территориях, выделенных в границах осматриваемого участка. Аналогичным образом в протоколе отражаются и другие использованные следователем приемы.

Фиксации в протоколе подлежат все выявленные следы, как подтверждающие, так и опровергающие версию следователя. Описание следов рекомендуется начинать с указания их локализации, расположения относительно других следов и объектов, наличия или отсутствия связей с элементами окружающей обстановки.

Следы описываются с соблюдением технико-криминалистических рекомендаций, предусматривающих фиксацию общих и частных признаков, выявленных в ходе осмотра места происшествия. Перечисляются изымаемые объекты с указанием использованных методов и средств упаковки. К протоколу осмотра могут прилагаться графические изображения места происшествия. Среди них традиционно выделяются планы и схемы.

План представляет собой графическое изображение всех объектов с одинаковой кратностью уменьшения и использованием специальных обозначений для фиксации элементов обстановки места происшествия. Для составления схем избираются произвольные обозначения и размеры фиксируемых объектов, расшифровывающиеся с помощью пояснительных надписей.

В некоторых ситуациях изготавливается комбинированное изображение. Например, на карту, план местности вносятся обозначения обнаруженных следов и иных объектов.

В заключительной части также делается отметка о материалах видеозаписи, если она использовалась. Участники осмотра знакомятся с протоколом и материалами видеозаписи. В случае если в ходе осмотра осуществлялось фотографирование с помощью цифровой камеры, рекомендуется ознакомление участников с полученными изображениями, хранящимися в памяти фотоаппарата. Внимание понятых обращается на показатели счетчика кадров, а также количество сделанных снимков. Оптимальным вариантом является перенос в присутствии понятых изображений на электронные носители: флэшкарты, диски, дискеты, которые упаковываются и приобщаются к протоколу. В дальнейшем они используются для изготовления фототаблиц.

Читайте также: