Судостроение в санкт петербурге доклад

Обновлено: 02.07.2024

Портал Sudostroenie.info продолжает цикл обзорных публикаций о работе судостроительных предприятий в разных регионах страны. Ранее шла речь о корабелах Ленинградской области. В этот раз расскажем о том, как петербургские верфи оценивают итоги минувшего года, и с какими планами начали 2020 год.

По данным администрации Санкт-Петербурга, продукция судостроения составляет около 20% от всего промышленного производства города. В Северной столице насчитывается более 40 предприятий судостроительной отрасли, на которых трудятся около 50 тысяч человек. В это число входят конструкторские бюро, научно-исследовательские организации, производители судового комплектующего оборудования и, разумеется, верфи, которые являются конечными точками сборки. В сходящих со стапелей кораблях и судах объединены усилия тысяч людей и значительные финансовые средства из различных источников. Поэтому при разговоре о судостроительной промышленности в первую очередь на ум приходят верфи.

Безусловно крупнейшим игроком на рынке постройки судов и кораблей в Санкт-Петербурге является "Объединённая судостроительная корпорация" (ОСК). В условную "большую тройку" корпорации входят расположенные не так далеко друг от друга Адмиралтейские верфи, Балтийский завод и Северная верфь. Также производственные мощности корпорации в Северной столице включают в себя Средне-Невский судостроительный завод. Крупные независимые игроки представлены Судостроительной фирмой "Алмаз".

Адмиралтейские верфи

В минувшем году Адмиралтейские верфи отметили 315-летие. Итоги юбилейного года корабелы оценивают исключительно как положительные. Как сообщили Sudostroenie.info в пресс-службе предприятия, особенностями производственного плана 2019 года стали увеличение доли гражданского судостроения до 40% и рост объёмов работ по сервисному обслуживанию более чем на 15%. Предприятие успешно выполнило все взятые на себя контрактные обязательства.

По данным предприятия, в 2019 году в строительстве и модернизации на верфях находилось 15 надводных и подводных заказов. В их числе – две серии неатомных подводных лодок, серия патрульных кораблей, серия рыболовных траулеров, платформа "Северный полюс" и дизель-электрический ледокол "Виктор Черномырдин".

Следует отметить, что строительство ледокола "Виктор Черномырдин" проекта 22600 началось в 2012 году на Балтийском заводе. К противоположному берегу Большой Невы судно было переведено в сентябре 2017 года.

Ледокол

Кроме того, в минувшем году на Адмиралтейских верфях активными темпами продолжались работы по модернизации производства и созданию комплекса замкнутого цикла по строительству неатомных подводных лодок.

Из важных событий прошедшего года "адмиралтейцы" отмечают подписание контракта с Минобороны на строительство двух серийных подводных лодок четвёртого поколения проекта 677 "Лада". Именно за 677-м проектом видят будущее неатомного подводного флота на Адмиралтейских верфях.

При этом корабелы не забывают об уже отработанном проекте 636.3. 25 ноября 2019 года ВМФ была передана первая из шести подводных лодок в серии для Тихоокеанского флота – "Петропавловск-Камчатский". 26 декабря спущен на воду второй корабль – "Волхов", а 1 ноября состоялась закладка третьей и четвертой подлодок тихоокеанской серии – "Уфа" и "Магадан".

В части строительства патрульных кораблей ледового класса проекта 23550, на верфи отмечают прошедший в ноябре спуск на воду корабля "Иван Папанин" и закладку второго заказа серии – "Николай Зубов".

Участвуют Адмиралтейские верфи и в обновлении рыбопромыслового флота. В январе прошлого года был заложен первый в серии из шести (+4 в опционе) траулеров проекта СТ-192. В апреле было заложено второе судно, в сентябре началась резка металла на третий, а в декабре – на четвертый заказ серии.

Важным гражданским заказом стала заложенная в апреле 2019 года по заказу Росгидромета ледостойкая самодвижущаяся платформа "Северный полюс".

Что касается планов, то в 2020 году Адмиралтейские верфи намерены продолжить развитие в качестве центра неатомного подводного кораблестроения России, ведя строительство серии подлодок для Тихоокеанского флота и двух подлодок проекта 677 – "Кронштадт" и "Великие Луки". Ещё один подводный заказ в работе – модернизация автономного глубоководного аппарата "Русь".

Помимо этого, предприятие продолжит работу над заложенными ранее надводными кораблями и судами. По данным пресс-службы, портфель заказов предприятия, сформирован до 2027 года.

Балтийский завод

Ледоколы проекта 22220

Из значимых событий на Балтийском заводе выделяют спуск на воду второго серийного атомного ледокола проекта 22220 "Урал". Не менее важным на верфи считают подписание контракта на строительство ещё двух атомных ледоколов проекта 22220 (четвёртого и пятого по счёту).

Что касается планов Балтийского завода, то предприятие сосредоточится на ледоколах проекта 22220. На данный момент портфель заказов завода включает в себя пять атомоходов данного проекта. На второй квартал 2020 года запланирована закладка третьего серийного ледокола ЛК-60. Главным же событием для завода, как отметили в конце января в пресс-службе верфи, должна стать передача заказчику головного ледокола "Арктика".

Северная верфь

Фрегат

Для Северной верфи 2019 год оказался очень насыщенным и прошёл в ударном темпе. Важнейшим событием стала отправка на испытания первого серийного фрегата проекта 22350 "Адмирал флота Касатонов" и головного корвета проекта 20385 "Гремящий".

Впрочем, испытания заняли больше времени, чем планировалось. Как рассказал Sudostroenie.info генеральный директор предприятия Игорь Пономарев, стрельбы и взаимодействие с авиацией несколько раз приходилось переносить из-за погодных условий. Кроме того, корабли были задействованы в представительских мероприятиях – Международном военно-морском салоне и Главном военно-морском параде, что с учётом передислокации и подготовки заняло около месяца. При этом на Северной верфи подчёркивают, что количество отказов изделий заводского производства на "Адмирале Касатонове" и "Гремящем" минимально.

В апреле 2019 года важным событием для Северной верфи стала закладка фрегатов проекта 22350 "Адмирал Амелько" и "Адмирал Чичагов". В прошедшем событии корабелы видят заинтересованность в продолжении серии данных кораблей, отмечая при этом несовершенство процедуры финансирования, которая пока не в полной мере учитывает специфику работы судостроителей и контрагентов.

В части гражданских заказов у Северной верфи ситуация также достаточно оживлённая. На разных стадиях строительства находятся четыре ярусолова-процессора проекта MT1112XL. Головное судно "Гандвик 1" было спущено на воду в декабре 2019 года. Кроме того, продолжается работа над серией морозильных траулеров-процессоров проекта 170701. Из десяти судов данного проекта четыре уже заложены, а в конце января 2020 года началась резка металла для пятого траулера.

Примечательно, что на Северной верфи готовы говорить не только об успехах, но и о сложностях в работе с промысловыми заказами. По словам Игоря Пономарева, работу замедляет отсутствие полностью проработанной документации, что на данный момент является "главным бичом отечественного судостроения". Для решения проблемы верфь рассматривает вариант создания специального подразделения, которое займётся производством рабочей конструкторской документации.

Что касается запланированных событий, то в 2020 году Северная верфь планирует спустить на воду корвет проекта 20380 "Ретивый" и фрегат "Адмирал Головко". Последний примечателен тем, что станет первым фрегатом проекта 22350 с полностью отечественной энергоустановкой.

В части сдачи заказов планы также большие. Помимо фрегата "Адмирал Касатонов" и корвета "Гремящий", Минобороны должно получить второе судно тылового обеспечения проекта 23120 "Всеволод Бобров". Рыбаки ожидают от корабелов ярусолов "Гандвик-1" и траулер "Капитан Соколов".

Средне-Невский судостроительный завод

Спуск на воду корабля ПМО

Для Средне-Невского судостроительного завода (СНСЗ) прошедший год также оказался насыщенным. В течение одного года верфь передала ВМФ два корабля противоминной обороны (ПМО) проекта 12700 "Александрит" – "Иван Антонов" и "Владимир Емельянов". Кроме того, был заложен еще один заказ линейки "Александрит" – корабль ПМО "Анатолий Шлемов", рассказали Sudostroenie.info в пресс-службе верфи.

Помимо этого, в минувшем году СНСЗ приступил к строительству научно-исследовательского судна "Пионер-М", закладка которого состоялась в мае 2019 года. Передовое для российского судостроения судно предназначено для выполнения широкого спектра комплексных научно-исследовательских работ в прибрежных районах Черного моря.

Из других значимых событий на заводе выделяют победу в конкурсе "Сделано в Санкт-Петербурге". Городское правительство оценило СНСЗ за существенный вклад в инновационную деятельность. Также в минувшем году был подписан ряд стратегических соглашений о сотрудничестве.

Что касается планов, то в 2020 году СНСЗ продолжит работу по строительству кораблей противоминной обороны проекта 12700 "Александрит". Ожидается, что к концу года верфь передаст заказчику два корабля проекта и заложит ещё один, восьмой по счёту. По данным разработчика ЦМКБ "Алмаз", с данного корпуса "Александриты" будут строиться по модернизированному проекту.

В части гражданского судостроения Средне-Невский завод намерен продолжить строительство пассажирских катамаранов проекта 23290 и его модификаций. По данным предприятия, в настоящее время ведутся соответствующие переговоры. При этом пилотное судно проекта 23290 – катамаран "Грифон" уже второй сезон находится в опытной эксплуатации на линии "Медный всадник – Петергоф".

В то же время на СНСЗ не забывают о корпоративных мероприятиях. Одним из самых знаковых событий для верфи в 2020 году станет шестая спартакиада работников предприятий ОСК. Как рассказали в пресс-службе, это масштабное спортивное мероприятие, объединяющее крупнейшие верфи страны, в этом году пройдёт именно на СНСЗ.

Судостроительная фирма "Алмаз"

Достроечная набережная СФ

Судостроительная фирма "Алмаз" является на данный момент крупнейшим игроком на рынке кораблестроения Санкт-Петербурга, не входящим в контур управления ОСК. В 2019 году предприятие продолжило работу над заказами для силовых ведомств.

В частности, вспомогательному флоту ВМФ был передан самоходный плавучий кран СПК-54150 проекта 02690. Помимо этого, в минувшем году на "Алмазе" спустили на воду три очередных заказа. В июле на воду был спущен сторожевой корабль проекта 22120 "Таймыр". В следующем месяце настала очередь самоходного плавучего крана СПК-57150 проекта 02690. В декабре 2019 года состоялся спуск на воду пограничного сторожевого корабля проекта 22460 "Расул Гамзатов". В настоящее время все три заказа находятся у достроечной набережной "Алмаза".

Вместе с тем в эллинге верфи продолжается строительство дизель-электрического ледокола "Евпатий Коловрат" проекта 21180М. Закладка судна для вспомогательного флота Тихоокеанского флота состоялась в декабре 2018 года.

Военно-морской Петербург: от Петра Великого до наших дней

Судьба Петербурга, с первых дней его существования и до современности, тесно переплетается со славной историей русского флота, корабельного дела и судьбой непосредственно Военно-Морского Флота.

Становление Петербурга как военно-морской столицы

Больше 300 лет назад Петр I, основав новый город на берегах Невы и Финского залива, рассчитывал превратить его в полноценную военно-морскую базу на Балтике. В итоге эта роль досталась Кронштадту. Город основан в 1704 году – его история началась со строительства крепости Кроншлот и целой цепочки фортов вокруг острова Котлин. Это уникальное фортификационное сооружение, идея которого принадлежала Петру Великому, а в воплощении приняли участие несколько поколений правителей, лучших инженеров и строителей России. Сегодня Кронштадт – военно-морская база Балтийского флота.

Именно Петр Великий положил начало регулярному военному флоту России, уделял огромное внимание его развитию.

В 1704 году Петр I в одном из своих писем впервые упомянул Санкт-Петербургскую модель-камеру. Спустя всего век с небольшим она превратится в Морской музеум. Сегодня мы знаем его как Центральный военно-морской музей Санкт-Петербурга – один из самых больших музеев в мире, посвященных военно-морскому делу и кораблестроению.

От парусников до подводных лодок, от пароходов до крейсеров, от танкеров до атомных ледоколов. Всего на Адмиралтейских верфях построено более 2500 судов и кораблей. Одно из старейших судостроительных предприятий страны и сегодня отвечает за проектирование, производство и модернизацию судов, как военных, так и гражданских.


Одна из главных архитектурных доминант Петербурга – Адмиралтейство. Золотой кораблик на высоком позолоченном шпиле по праву считается одним из символов города, наряду с Медным всадником и ангелом на шпиле Петропавловского собора.

В разные годы в здании Адмиралтейства располагались уже упомянутая верфь, Морское министерство, Главный морской штаб, гидрографическое управление, Военно-морской музей. В наши дни здание находится в ведении ВМФ России.

Современный Петербург и Военно-Морской Флот России

Петербург XXI века связан с военно-морским флотом неразрывными узами. Стоит лишь упомянуть, что два важнейших события проходят именно в нашем городе:

  • Главный парад в честь Дня ВМФ РФ. Проводится в акватории Невы и на Кронштадском рейде, где участие принимают огромные корабли, которые по своим габаритам не могут зайти в город.
  • Международный военно-морской салон – одна из крупнейших мировых выставок в сфере кораблестроения, морских вооружений и судостроения.

Кронштадт остается главным портом Краснознаменной Ленинградской военно-морской базой. Здесь базируется порядка 20 кораблей. Помимо прямых обязанностей – защиты и охраны рубежей и акватории, подготовки кадров, снабжения, мероприятий по научно-исследовательским изысканиям, тестированию орудий и техники – Кронштадт как военно-морская база выполняет и представительские функции: принимает визиты иностранных кораблей, проводит регаты, парады, торжественные мероприятия в памятные дни и праздники.


Корабли в Кронштадте

Серьезное внимание уделяет Петербург воспитанию и подготовке кадров для флота. Самые известные учебные заведения:

  • Санкт-Петербургский военно-морской институт – преемник Морского корпуса, старейшего в России военно-морского учебного заведения, история которого началась в 1701 году с создания Петром навигацкой школы для обучения мореходным наукам;
  • Военно-морской политехнический институт;
  • Нахимовское военно-морское училище.

Если говорить о военно-морском Петербурге с точки зрения туризма, то каждый гость города может убедиться самостоятельно – достопримечательностей, связанных с судьбой русского флота, не счесть. Морская тема заметно отразилась в городской топонимике, огромное количество памятников архитектуры и культуры, учреждений связаны с историей военного флота и его современностью.


Вот лишь самые известные из них:

Впрочем, прогулка по памятным местам морской славы – это отдельная тема, о которой мы обязательно расскажем.


Морской Никольский собор в Кронштадте

Сегодня, 5 ноября, одному из самых известных отечественных судостроительных предприятий, заводу "Адмиралтейские верфи", исполняется 315 лет. С чего начиналась история старейшего российского завода и что здесь строится в настоящее время? Ответы на эти вопросы в нашем материале!


Как же появилось это уникальное предприятие? Заглянем в глубь истории:

XVIII век

История предприятия ведет отсчет с 5 ноября 1704 года. Именно эта дата была указана в "Журнале путешествий Петра I (1696-1709 гг.)" как день закладки предприятия, получившего тогда название "Адмиралтейский дом".


















Ледокол "Иван Папанин"


Это уникальный и универсальный корабль: по сути своей военный, но созданный для мирной работы. Он совмещает в себе функции патрульного ледокола и научного судна. Благодаря заложенным конструкторским решениям, будет работать в арктическом регионе максимально эффективно. Уверен, что у этого корабля, как и у российской Арктики – большое будущее!

Председатель совета директоров АО "ОСК" Георгий Полтавченко










Новая серия подводных лодок для Тихоокеанского флота станет достойным вкладом в укрепление дальневосточных рубежей нашей страны. Корабли, построенные на "Адмиралтейских верфях", всегда отличало высокое качество и надежность, и я уверен, что эта традиция будет продолжена!

Судостроительная промышленность

Судостроение – это ответвление тяжёлой промышленности, одна из суботраслей военно-промышленного комплекса. Включает в себя производство судов, лодок, яхт, а также их ремонт, модернизацию и техническое обслуживание.

Вклад отрасли в экономику страны

Судостроение как отрасль промышленности занимается изготовлением плавучих средств разных габаритов и целевого назначения. Все выпускаемые судостроительными заводами корабли можно условно разделить на несколько категорий:

  • военные суда;
  • подводные лодки;
  • катера;
  • ледоколы;
  • сухогрузы;
  • танкеры;
  • промышленные суда;
  • пассажирские корабли;
  • специальные суда (плавкран, буксир, спасатель);
  • другие корабли, не попадающие в общую классификацию (десантные, тральщики, разведывательные).

Экономисты называют судостроение одной из главных площадок для улучшения экономической ситуации в Российской Федерации. Известно, что один человек, который трудится в судостроении, обеспечивает работой 4-5 специалистов в смежных отраслях.

Для России судовое строение – это не только создание новых рабочих мест, но и производство конкурентоспособного на международном рынке продукта. Количество закупаемых у РФ судов гражданского пользования, по данным Росстата, с каждым годом возрастает в среднем на 2%.

Историческая справка

Судостроение России берёт своё начало от Петра I, который в 1693 году основал в Архангельске первую промышленную государственную верфь. К 1714 году Российская империя получила свой полноценный парусный флот.

В СССР отрасль активно развивалась и расширялась. Были основаны специальные комиссариаты и ведомства для контроля и модернизации. Рыбопромысловый флот Советского Союза считался первым в мире.

В Российской Федерации новый виток развития начат с момента основания Объединённой судостроительной корпорации. Производство кораблей в этот период времени носит нестабильный характер. С 2010 по 2018 год ежегодно изготавливалось от 22 до 72 гражданских судов и от 22 до 208 военных кораблей.

Наиболее заметные предприятия отрасли

Военное и гражданское производство судов в Российской Федерации производится на 168 предприятиях, большая часть которых расположена в Санкт-Петербурге, Нижнем Новгороде, Северодвинске и Калининградской области. Наиболее заметные предприятия отрасли:

Другие компании, работающие в данной отрасли, представлены в разделах Судостроительные заводы и Судоремонтные заводы.

Технологические процессы

Современное судостроение работает по принципу блочного метода. Этот способ подразумевает модульную сборку корабля на месте постройки. Изготовление модулей производится на отдельных технических линиях.

У каждого предприятия могут быть свои секреты и нюансы производственного процесса, но основные моменты остаются неизменными на каждом судостроительном заводе. Главные этапы:

  • закладка судна;
  • заготовительный;
  • блочный;
  • стапельный;
  • достроечный;
  • сдаточный.

Закладка судна – это формирование корпуса корабля. Традиционно начинается с киля, но при наличии современного стапеля может осуществляться и секционным методом из уже готовых частей.

Судостроительная промышленность

Заготовительный этап – это сборка необходимых деталей и материалов. Все ресурсы, необходимые для постройки, должны быть привезены и укомплектованы заранее.

Блочный этап – сборка деталей в модульные блоки, которые в дальнейшем могут быть транспортированы в ангар и собраны там в отдельное судно. Части свариваются и обрабатываются, но не окрашиваются.

Стапельный этап подразумевает сборку судна из заранее заготовленных блоков. Здесь корпус проходит первые технические испытания на прочность, изоляцию и водонепроницаемость.

Достроечный этап требует спуска судна на воду. Теперь все технические процессы будут осуществляться уже на поверхности воды. Погружается тяжёлое оборудование, заканчивается изоляция корпуса. Завершается достроечная фаза покраской судна.

Сдаточный этап – это последний шаг перед выпуском корабля в воду. Осуществляется швартовка, ходовые работы, ревизия судна.

Судостроение является приоритетной отраслью тяжелой промышленности. Так, больше 90% грузов до сих пор переправляются между континентами на кораблях из-за низкой стоимости и высокой надёжности этого метода.

Перспективы развития

Правительство РФ считает судостроение одной из самых перспективных отраслей тяжёлой промышленности. В 2019 году была разработана и принята стратегия развития судостроения до 2035 года. Государство ставит цель увеличить экспорт судов российского производства на международный рынок.

Развитие судостроения в России в основном связано с военно-промышленным комплексом. Так, около 70% государственных заказов сконцентрированы именно в этой сфере производства. При этом пятая часть возводимых кораблей ориентирована на экспорт.

Читайте также: