Дактильная речь в школе глухих доклад

Обновлено: 28.06.2024

Консультация для родителей о том, что такое дактильная речь, в чем преимущества дактильной азбуки и для чего она нужна.

ВложениеРазмер
znachenie_daktilnoy_formy_rechi_kak_vspomogatelnogo_sredstva_v_obuchenii_gluhih_detey_yazyku.docx 14.59 КБ

Предварительный просмотр:

Значение дактильной формы речи как вспомогательного средства в обучении глухих детей языку

Проблема дактильной речи стала предметом специального исследования в 50-60-е гг., когда формируется новая концепция обучения глухих детей языку. Суть нового подхода – идея о необходимости предоставить ребенку возможность практического овладения словесной речью в процессе общения. Каким образом с самого начала можно организовать изучение детьми языка в его коммуникативной функции, в тесной связи с различными видами деятельности ребенка и потребностями в общении, возникающими у него в игре, на прогулке и т.д.? ведь устная речь глухих формируется медленно, и дети далеко не сразу смогут свободно вести устные беседы. Вот тут-то и должна прийти на помощь дактильная речь.

Дактильная речь – единственное средство, обеспечивающее именно на ранних этапах формирование у глухого малыша словесной речи не только на специальных занятиях, но и в общении. Применение дактильной речи, как более легкого (по сравнению с устной) для глухих детей вида словесной речи, позволяет им за сравнительно короткий срок накопить значительный объем слов и фраз, овладеть звуко-буквенным составом слов и, следовательно, аналитическим чтением.

Исходным средством является письменная речь: готовые таблички с написанными словами. Предлагая детям новый предмет, педагог сначала произносит слово – название вещи, т.е. устная речь предваряет все последующие коммуникативные акты. Устной речью взрослого сопровождается и предъявление детям карточки со словом. Однако устная речь на этом этапе очень трудна для детей, им гораздо легче постигать номинативную и сигнальную функцию слова, выступающего как некоторая глобально воспринимаемая графическая структура. Именно в этом смысле письменная речь является исходной. Затем педагог начинает пользоваться дактильной речью (дактильная речь всегда сопровождается устной). Дети учатся соотносить дактилемы с буквами на табличках, постепенно овладевают приемами дактилирования. На следующем этапе педагог все чаще говорит устно-дактильно. Дети воспринимают речевой материал с руки и читают с губ (насколько могут), учатся самостоятельно строить дактильные слова и фразы. При этом они пользуются устной речью в той мере, в какой уже владеют произносительными навыками. Ведь с самого начала с ними проводится систематическая работа по формированию устной речи. И наконец педагог обращается к детям только устно. Дети также постепенно переходят от устно-дактильной к устной речи, и она занимает все более прочные позиции в саостоятельной коммуникативной деятельности дошкольников. Таким образом, дактильная речь является опорой в работе над словесной речью, выступает в то же время в качестве вспомогательного средства, привлекаемого в целях наиболее эффективного обучения устной и письменной речи.

Автор: учитель-дефектолог Хабирова И. В.

Дактильная речь функционирует как один из компонентов межличностной коммуникативной деятельности глухих, а также в общении глухих и слышащих.

Как часто прибегают к дактилологии глухие, беседуя друг с другом, зависит от разных обстоятельств: от коммуникативной ситуации, возраста, уровня развития жестовой и словесной речи, в том числе от состояния навыков произношения и восприятия устной речи.

Слышащие люди (многие родители и родственники глухих, их друзья, учителя и переводчики) в общении с глухими достаточно часто пользуются дактильной речью.

В современной отечественной системе обучения и воспитания детей с недостатками слуха дактильная речь используется начиная с дошкольного возраста, наряду с устной и письменной речью – основными средствами сурдопедагогического процесса.

Обучение глухих дошкольников, затем школьников дактильной речи способствует достаточно быстрому накоплению словаря, более прочному усвоению структуры слова. Эти факты объясняются тем, что, пользуясь дактилологией, дети расчленяют слово на составные части, обозначая каждую из них нужной дактилемой и объединяя их в единое целое, т. е. происходит анализ и синтез слова, необходимые для запоминания речевого материала. Движения пальцев при дактилировании, при переходе от одного положения (знака) в другое, т. е. пальцевые кинестезии, играют огромную роль в овладении детьми речью. Мышечное чувство руки используется как средство компенсации недостаточно развитых и дифференцированных движений речевых органов. Движение пальцев руки помогает глухим детям контролировать правильность своей речи, так же как слух позволяет слышащих контролировать свою речь.

Параллельно с формированием дактильной речи происходит обучение детей устной и письменной речи, и опережающее развитие дактильной речи не мешает, а, наоборот, помогает развитию их. Обучение устной речи ставит детей перед необходимостью овладеть звукопроизношением слов, уже усвоенных в дактильной форме, включённых в речевое общение. С развитием артикуляции, укреплением речевых кинестезий устная речь начинает использоваться и без сопутствующего дактилирования. Исправление ошибок устной речи осуществляется показом образца произношения звука и подкрепляется показом соответствующей дактилемы, воспроизведением звукобуквенного состава слова с параллельным дактилированием его.

Владение дактильной речью помогает в овладении чтением и письмом. Говоря дактильно, дети проводят анализ и синтез слова, что составляет основу навыков чтения и письма. Воспринимая с руки (или с таблички) дактилируемое слово, глухие дети учатся читать, но не буквенный, а дактильный шрифт. Постепенно дактильные знаки заменяются буквами, и школьники начинают читать и печатные слова, фразы с опорой на собственное дактилирование.

Таким образом, использование дактильной речи в качестве исходной в процессе формирования языка у глухих школьников обеспечивает более быстрое и эффективное развитие словесной речи в качестве средства общения и способствует формированию устной, а также письменной речи.

Игровой досуг, как особая форма организации образовательного процесса. Лето – пора отпусков, но не все дети летом уезжают в отпуск, большинство остается и продолжает посещать детский сад. Лето считается порой.

Экскурсия как форма обучения детей с ОВЗ

Экскурсия как форма обучения детей с ОВЗ Экскурсия – одна из форм обучения, которой в нашем детском саду уделяется большое внимание. Прежде всего, это обусловлено своеобразием.

Доклад по дисциплине: Методика развития речи у дошкольников с нарушениями слуха.

Тема: Роль и место дактилологии в обучении языку глухих дошкольников.

Выполнила студентка 4 курса

Группа 4КП-41 Лысенко М.В.

Проверил: Заболтина В. В.

1. Из истории дактилологии……………………………………………………3.

2. Роль дактилологии в обучении языку глухих дошкольников…………….6.

1. Проблема дактильной речи стала предметом специального исследования в 50—60-е гг., когда формируется новая концепция обучения глухих детей языку. Ранее предполагалось, что изучение языка как такового (его лексики и грамматики) позволит глухим усвоить язык как средство коммуникации. Суть нового подхода — идея о необходимости предоставить ребенку возможность практического овладения словесной речью в процессе непосредственного общения. Каким образом с самого начала можно организовать изучение детьми языка в его коммуникативной функции, в тесной связи с различными видами деятельности ребенка и потребностями в общении, возникающими у него в игре, на прогулке и т. д.? Ведь устная речь глухих формируется медленно, и дети далеко не сразу смогут свободно вести устные беседы. Вот тут-то и должна прийти на помощь дактильная речь. Так утверждали Б.Д. Корсунская, создатель системы формирования речи у дошкольников,и С.А. Зыков, разработавший теоретические основы коммуникационной системы обучения языку глухих учащихся. Сначала поговорим о дактильной речи у дошкольников.

В системе Б.Д. Корсунской (1969) предусматривалось раннее использование дактильной речи. Дактильная речь, по мнению Б.Д. Корсунской, — единственное средство, обеспечивающее именно на ранних этапах формирование у глухого малыша словесной речи не только на специальных занятиях, но и — в первую очередь — в общении. Применение дактильной речи, как более легкого (по сравнению с устной) для глухих детей вида словесной речи, позволяет им за сравнительно короткий срок накопить значительный объем слов и фраз, овладеть звуко-буквенным составом слова и, следовательно, аналитическим чтением.

Принципы, заложенные в системе Б.Д. Корсунской, определяли последовательность применения педагогом различных речевых средств. Исходное средство — письменная речь: готовые таблички с написанными словами. Естественно, предлагая детям новый предмет, сурдопедагог сначала произносит слово — название вещи, т. е. устная речь предваряет все последующие коммуникативные акты. Устной речью взрослого сопровождается и предъявление детям карточки со словом. Однако устная речь на этом этапе очень трудна для детей, им гораздо легче постигать номинативную и сигнальную функцию слова, выступающего как некоторая глобально воспринимаемая графическая структура. Именно в этом смысле письменная речь является исходной. Затем педагог начинает пользоваться дактильной речью (как ты помнишь, дорогой читатель, дактильная речь всегда сопровождается устной). Дети учатся соотносить дактилемы с буквами на табличках, постепенно овладевают приемами дактилирования. На следующем этапе учитель все чаще говорит устно-дактильно. Дети воспринимают речевой материал с руки и читают с губ (насколько могут), учатся самостоятельно строить дактильные слова и фразы. При этом они пользуются устной речью в той мере, в какой уже владеют произносительными навыками. Ведь с самого начала сними проводится систематическая работа по формированию устной речи. И наконец учитель обращается к детям только устно (разумеется, пользуясь знакомым речевым материалом). Дети также постепенно переходят от устно-дактильной к устной речи, и она занимает все более прочные позиции в самостоятельной коммуникативной деятельности дошкольников. Таким образом, в системе, разработанной Б.Д. Корсунской и ее сотрудниками, дактильная речь, являясь опорой в работе над словесной речью, выступает в то же время в качестве вспомогательного средства, привлекаемого в целях наиболее эффективного обучения устной и письменной речи.

Как вспомогательное средство используется дактилология и в системе обучения и воспитания, принятой дошкольными учреждениями для детей с недостатками слуха в настоящее время. С этой системой, теоретические основы которой разработаны Л.П. Носковой (1982), рассмотрим только некоторые вопросы, связанные с дактильной речью.

Вполне возможно, что вопросы о целесообразности использования дактильной речи, времени ее включения в процесс воспитания дошкольника и др. следует решать с учетом индивидуальных особенностей глухого ребенка, его возраста ко времени начала обучения, условий педагогического процесса и т. д.

Очень интересными в этой связи представляются исследования Т.В. Пелымской и Н.Д. Шматко. Разработанная ими система коррекционной работы предусматривает организацию интенсивных занятий по развитию слуховой функции и устной речи с первых месяцев жизни детей со сниженным слухом. Дактильная речь в педагогический процесс не включается. Экспериментальное обучение по этой системе было проведено в условиях семьи. Сурдопедагог обучал родителей необходимым приемам работы с ребенком, проводил занятия в присутствии мамы и папы. Результаты оказались очень высокими. Дети уже к трем годам владели речью (конечно, в разной степени), причем звучание их речи приблизилось к речи слышащих сверстников.

Может быть, такой организации обучения малышей принадлежит будущее? Ну, а в настоящее время, еще раз повторим, в дошкольных учреждениях для детей с недостатками слуха дактилология используется начиная со второго года обучения (с четырехлетнего возраста) в качестве вспомогательного речевого средства.

2. Теперь перейдем к вопросам применения дактильной речи в работе с глухими учениками школ.

Действующая в нашей стране система обучения глухих детей получила название коммуникационной: ее реализация предполагает такую организацию педагогического процесса, при которой дети овладевают языком непосредственно в процессе общения. Мы уже говорили об этом. Тебе предстоит, дорогой читатель, основательно изучить эту систему. Наш же рассказ только о том, какое место в ней занимает дактильная речь. С.А. Зыков (1977), разработавший теоретические основы коммуникационной системы, выдвигая дактильную речь как исходную в процессе обучения языку, таким образом аргументирует свой подход:

1. Дактильная речь легко воспринимается, ребенок видит каждый элемент слова.

2. Она полностью контролируется самим говорящим. Глухой может проверить себя, сопоставляя свою речь со словом, данным учителем.

3. При дактилировании формируются пальцевые кинестезии (мышечное чувство руки), благодаря которым структура слова запоминается быстрее и прочнее.

4. Между пальцевыми кинестезиями и кинестезиями артикуляционного аппарата устанавливаются прочные нейродинамические связи, благодаря которым дактильная речь становит ся опорой для устной речи.

5. Дактильная речь помогает овладевать членораздельной речью, ее грамматическим строем, словарным составом.

6. Эта форма речи обеспечивает глухому ребенку на ранних этапах словесное общение, вытесняя жестовую речь.

Основные идеи С.А. Зыкова, а также результаты исследований его преемников нашли отражение в содержании и методах обучения, в принятых в наши дни программахвых программ учитывались, конечно, принципиальные изменения, происшедшие в сурдопедагогическом процессе в связи с внедрением в практику системы работы по развитию и использованию слухового восприятия. Последовательность использования различных речевых средств, согласно требованиями новых программ, такова.

Исходная форма речи — дактильная, как наиболее отвечающая задаче начального этапа обучения. На этом этапе учитель обращается к детям подготовительного класса устно-дактильно; используются также плакатики с написанными словами, т. е. письменная речь. Дети воспринимают весь материал слухо-зрительно, их собственная речь в это время — устно-дактиль-ное проговаривание. Обучение дактильной и устной формам речи осуществляется параллельно. Постепенно дети учатся понимать устную речь учителя без его дактилирования: новый материал сообщается устно-дактильно, затем те же высказывания произносятся только устно.

Практика показывает, что умелое и творческое выполнение педагогом требований к использованию дактильной и устной речи позволяет достигнуть хороших результатов, в том числе и в обучении учащихся устной речи. В то же время при анализе сложившейся сейчас системы речевых средств, используемых в начале обучения, возникает ряд вопросов. Впрочем, многие из них ставились и раньше, например такой важный вопрос: как влияет широкое применение дактильной речи на формирование устной речи ученика? В экспериментальном исследовании Е.Н. Марциновской (1971) были получены такие данные. Нормально слышащие и относительно хорошо владеющие техникой дактилирования люди резко замедляют темп своей устной речи, если сопровождают ее дактильной (с 795 до 300 знаков в минуту). Значит, учащиеся, привыкшие к существенно более замедленному темпу речи педагога (обращающегося к ним устно-дактильно), оказываются в весьма трудном положении, когда им предстоит воспринимать естественную речь говорящего. Е.Н. Марциновская установила также, что у тех детей, которые хорошо владеют техникой дактилирования, скорость устного и дактильного воспроизведения текста примерно одинаковая, что сопровождение устной речи дактилированием не только не замедляло темпа их устной речи, а даже несколько убыстряло его. Но ведь скорость-то была равна 270—280 знаков в минуту, что в два раза медленнее нормального темпа устной речи!

Безусловно, за прошедшие годы система обучения в школах для глухих постоянно совершенствовалась, в том числе содержание и методы формирования устной речи. Коренным образом эта работа была перестроена в связи с решением новых для школы задач: развития остаточного слуха глухих и создания на базе развивающегося слуха слухо-зрительной основы для восприятия ими устной речи, формирования произносительных навыков в условиях широкого применения звукоусиливающей аппаратуры. Вполне понятно, что произошел настоящий революционный переворот в обучении устной речи, появились невиданные ранее возможности. Поэтому в настоящее время предъявляются гораздо более высокие требования к устной речи глухого ученика, а следовательно, и сурдопедагога: учащиеся должны научиться соблюдать нормальный темп речи, учителю следует разговаривать с детьми таким образом, чтобы его речь была образцом для подражания (т.е. естественная, слитная, нормальная по темпу). Только в I—II классах допускается незначительное замедление темпа речи. Но если основываться на данных, приведенных выше, можно усомниться: возможно ли выполнить эти требования, если устная речь сопровождается дактилированием? А других данных пока, к сожалению, нет.

1. Зайцева Г.Л. Жестовая речь. Дактилология: Учеб. для студ. высш. учеб. заведений. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2000. - 192 с. - (Коррекционная педагогика)

2. Леонгард Э.И. Ранняя слухоречевая реабилитация детей с нарушениями слуха — основа их полноценного включения в общество слышащих // Проблемы младенчества. — М., 1999.

3. Носкова Л.П. Методика развития речи дошкольников с нарушениями слуха: учеб. пособие для студ. высш. учеб. Заведении.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Республики Крым

Значение дактильной формы речи как вспомогательного средства

в обучении глухих дошкольников языку

hello_html_7f9eb777.jpg

Учитель-дефектолог: Курапова Н.Г.

Проблема дактильной речи стала предметом специального исследования в 50-60-е гг., когда формируется новая концепция обучения глухих детей языку. Суть нового подхода – идея о необходимости предоставить ребенку возможность практического овладения словесной речью в процессе общения. Каким образом с самого начала можно организовать изучение детьми языка в его коммуникативной функции, в тесной связи с различными видами деятельности ребенка и потребностями в общении, возникающими у него в игре, на прогулке и т.д.? В едь устная речь глухих формируется медленно, и дети далеко не сразу смогут свободно вести устные беседы. Вот тут-то и должна прийти на помощь дактильная речь.

Речевое общение взрослого с ребенком с нарушением слуха должно осуществляться на слухозрительной основе, то есть ребенок воспринимает устную речь одновременно с губ говорящего и на слух, пользуясь при этом индивидуальным слуховым аппаратом. Но не всегда неслышащий ребенок в состоянии таким путем понять, что ему говорят. В таких случаях на помощь приходит ручная азбука (дактилология), которая в процессе обучения речи выполняет роль вспомогательного средства.

hello_html_36857358.jpg

Дактилология остается незаменимым средством анализа звукобуквенной структуры слова. Ни письмо, ни разрезная азбука не могут в этом плане сравниться с дактилологией в силу того, что пользование ими требует наличие дополнительных атрибутов (пишущего предмета, приспособления для письма, кассы разрезных букв, наборного полотна и др.).

Дактильная речь – единственное средство, обеспечивающее именно на ранних этапах формирование у глухого малыша словесной речи не только на специальных занятиях, но и в общении. Применение дактильной речи, как более легкого (по сравнению с устной) для глухих детей вида словесной речи, позволяет им за сравнительно короткий срок накопить значительный объем слов и фраз, овладеть звуко-буквенным составом слов и, следовательно, аналитическим чтением.

hello_html_m2b7f6187.jpg

Исходным средством является письменная речь: готовые таблички с написанными словами. Предлагая детям новый предмет, педагог сначала произносит слово – название вещи, т.е. устная речь предваряет все последующие коммуникативные акты. Устной речью взрослого сопровождается и предъявление детям карточки со словом. Однако устная речь на этом этапе очень трудна для детей, им гораздо легче постигать номинативную и сигнальную функцию слова, выступающего как некоторая глобально воспринимаемая графическая структура. Именно в этом смысле письменная речь является исходной. Затем педагог начинает пользоваться дактильной речью (дактильная речь всегда сопровождается устной). Дети учатся соотносить дактилемы с буквами на табличках, постепенно овладевают приемами дактилирования. На следующем этапе педагог все чаще говорит устно-дактильно. Дети воспринимают речевой материал с руки и читают с губ (насколько могут), учатся самостоятельно строить дактильные слова и фразы. При этом они пользуются устной речью в той мере, в какой уже владеют произносительными навыками. Ведь с самого начала с ними проводится систематическая работа по формированию устной речи. И наконец , педагог обращается к детям только устно. Дети также постепенно переходят от устно-дактильной к устной речи, и она занимает все более прочные позиции в саостоятельной коммуникативной деятельности дошкольников. Таким образом, дактильная речь является опорой в работе над словесной речью, выступает в то же время в качестве вспомогательного средства, привлекаемого в целях наиболее эффективного обучения устной и письменной речи.

hello_html_247ab7b8.jpg

hello_html_m2aa99bd9.jpg

Зайцева Г.Л. Жестовая речь. Дактилология: Учеб. для студ. высш. учеб. заведений

. -- М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2000. - 192 с. - (Коррекционная педагогика)

Читайте также: