Игра в процессе воспитания доклад

Обновлено: 06.07.2024


Применение игры в воспитании и обучении является одним из древнейших методов обучения, поэтому такой метод обучения является актуальной и сейчас. Игра является предметом многих исследований, т. к. ее используют в качестве одного из важнейших средств воспитания и обучения детей, особенно детей дошкольного и младшего школьного возраста. Ведь в этом возрасте ведущей деятельностью остается еще игровая деятельность.

В процессе активной игры дети так же познают окружающие предметы, приспосабливая их к своим потребностям, вследствие чего у них развивается воображение, творческие возможности. Именно игра дает ребенку через себя понимать другого и, наоборот, через другого — понимать себя [1].

С точки зрения педагога и психолога игра — это деятельность ребенка, направленная на познание, освоение и преобразование действительности, а так же средство воспитания в педагогическом процессе.

Игры-развлечения П. Ф. Каптерев делит на следующие группы:

1) игры, развивающие память(просмотр картинок с изображением известных предметов, букв, цифр);

2) игры, развивающие мышление(просмотр сюжетных картинок, сравнение предметов);

3) игры, направленные на возбуждение чувств (просмотр картинок с забавными сюжетами, с комическими выражениями).

В процессе воспитания и обучения в дошкольном учреждении, в начальной школе, а так же в воспитании в семье в первую очередь преследуется цель о повышении физических и интеллектуальных нагрузок, что характеризуется в чрезмерном разнообразии материала и впечатлений, это проявляется покупкой большого количества игрушек, картинок и книжек. Иметь надо в виду, что такие разнообразные развлечения вряд ли будут иметь воспитательную ценность. Ребенку более увлекательно играть с простыми игрушками, с легко трансформирующимися материалами: вата, пластилин, бумага и т. д. лишь в школьном возрасте наблюдается стремление к более сложным игрушкам [4].

Немаловажную роль в воспитании и обучении играют дидактические игры, т. к. с помощью таких игр решается основная цель воспитателя: развитие детей, усвоение некоторых знаний, формирование умений и навыков.

Применять игры в обучении? Существуют различные мнения. Подготовка детей к жизни — вот главная задача обучения. Но в период обучения, особенно в младшей школе, дети лишь играя могут получить возможность познания окружающего мира в соответствии со своими представлениями, желаниями. Игра для детей этого возраста является источником вдохновения, удовольствия, что способствует к адаптации ребенка к условиям социальной жизни в будущем [2].

На любом уроке, уже с постановки задач урока учитель может начать с игровыми элементами, например, обратиться к детям от имени сказочных героев: Буратино, Незнайка и т. п.

Ю. З. Гильбух уроки, с игровыми элементами характеризует только с положительной стороны: высокая мотивация деятельности, добровольность участия и подчинения правилам, заинтриговывающая неопределенность исхода, высокая развивающая и воспитательная результативность. Он разделяет игры на учебно-ролевыеисоревновательные. Учебно-ролевые игры делятся на несколько видов:

При использовании игр в учебном процессе надо учитывать структуру организации игры, которая включает четыре этапа:

1. Учитель знакомит с темой, дает характеристику и правила игры.

2. Ознакомление со сценарием, распределение ролей, подготовка к их исполнению.

3. Проведение самой игры: учитель следит за ходом игры, контролирует последовательность действий, оказывает необходимую помощь, фиксирует результаты.

Наряду с положительными сторонами применения игр на уроках и занятиях надо отметить, что их использование связано с некоторыми проблемами: по сравнению с обычной учебной деятельностью обучающий эффект игры меньше; в школах не всегда хватает оборудования и материалов для игр; постоянно надо обеспечивать дисциплину, т. к. дети очень эмоциональные и оживленные в ходе игры. Если глубоко продумать учебную цель, правильно отобрать содержание учебного материала, обеспечивать включенности всех детей в игру, конечно же, позволять преодолеть все эти проблемы и добиться высокого результата от проведенной игры.

В современном развивающемся мире на первое место выходят компьютерные технологии, в связи с этим в школьную практику внедряются компьютерные игры. Учитель, хорошо владеющий техникой работы с компьютером, может сам составлять игровые, контрольные и обучающие программы или программы с игровыми элементами.

Какие же требования должен учитывать учитель или воспитатель при организации игры? Игры можно проводить как на уроках, так и во внеурочное время и при этом педагог должен придерживаться следующих требований:

- педагог не должен навязывать игру детям, а включать детей в игру не принуждая, пробудить желание;

- каждый ребенок должен хорошо понять суть и содержание игры, ее правила, смысл каждой роли;

- по окончании игры, даже проигравший не должен себя чувствовать униженным;

- любая игра должна развивать эмоционально-волевую, интеллектуальную и рационально-физическую сфер ее участников;

- игру надо организовывать и направлять, таким образом, чтоб каждый участник игры мог проявить инициативу;

- если необходимо, то сдерживать игру, а не подавлять;

- в играх не должно быть много информации, содержание не должно быть очень объемным;

- не следует организовать излишне азартных игр, в игры на деньги и вещи, опасные для здоровья и жизни.

Из выше сказанного можно сделать вывод о том, что дети дошкольного и младшего школьного возраста обучаются, играя, что игра остается ведущим методом воспитания и обучения.

2. Менджерицкая Д. В. Воспитателю о детской игре. М., 1992.

4. Немов Р. С. Психология. Учеб. для студентов высш. пед. учеб. заведений. В 3 кн. Кн. 2. Психология образования. — 2-е изд. — М.: Просвещение: ВЛАДОС, 1995. — 496 с.

Основные термины (генерируются автоматически): игра, ребенок, младший школьный возраст, обучение, просмотр картинок, роль, средство воспитания, урок, учитель, ходя игры.

Похожие статьи

Представление о дидактической игре и её роли в процессе.

Автор данной статьи [1] считает следующее: «Дидактическая игра учителем может использоваться, и как форма обучения, и как самостоятельная игровая деятельность и, как средство воспитания различных сторон личности.

Значение игры в развитии младших школьников

Вот что говорил о роли игры в жизни ребенка А. С. Макаренко: «Игра

Г. В. Плеханов пришел к выводу, что игра средство подготовки к труду, копирование деятельности взрослых с целью овладения ею.

Значение игры в воспитании ребёнка | Статья в журнале.

Значение игры в воспитании ребёнка. Авторы : Евдокимова Ольга Анатольевна , Дунаева Ольга Викторовна.

игра , ребенок , детский сад, чувство, роль, жизнь , дошкольный возраст, игровая деятельность , кукольный театр, творческая деятельность .

Детские игры воспитывают и развивают в ребёнке всё, что составляет богатство человеческой личности.

Игровые методы как средство развития познавательных.

Особое место игры в различных системах воспитания, видимо, определялась тем, что игра в чем-то созвучна природе ребенка.

Развитию мышления в младшем школьном возрасте принадлежит особая роль.

Дидактическая игра на уроках математики как средство.

Таким образом, дидактическая игра — это игра только для детей. Для учителя — это эффективный способ обучения, воспитания и развития. На своих уроках математики я использую много интересных дидактических игр.

Игра как форма досуга младших школьников | Статья в журнале.

Игра как средство всестороннего воспитания личности младших. Игра является ведущей деятельностью дошкольников, имеет

игра, учебная деятельность, учебный процесс, ребенок, младший школьный возраст, группа игр, игровая деятельность, игровая ситуация, игровая.

Игра в жизни, воспитании и обучении детей дошкольного.

Развитие творческих музыкальных способностей детей младшего школьного возраста на начальном этапе обучения игре на фортепиано. Влияние музыкально-ритмических навыков на физическое.

Роль игры в воспитании личности | Статья в сборнике.

Роль игры в воспитании личности. Автор: Захарова Елена Александровна.

После поступления в школу, играть ребенку становиться некогда, да и интересы постепенно смещаются в сферу организованного обучения и труда.

Читайте также: