Игра в процессе воспитания доклад
Обновлено: 06.07.2024
Применение игры в воспитании и обучении является одним из древнейших методов обучения, поэтому такой метод обучения является актуальной и сейчас. Игра является предметом многих исследований, т. к. ее используют в качестве одного из важнейших средств воспитания и обучения детей, особенно детей дошкольного и младшего школьного возраста. Ведь в этом возрасте ведущей деятельностью остается еще игровая деятельность.
В процессе активной игры дети так же познают окружающие предметы, приспосабливая их к своим потребностям, вследствие чего у них развивается воображение, творческие возможности. Именно игра дает ребенку через себя понимать другого и, наоборот, через другого — понимать себя [1].
С точки зрения педагога и психолога игра — это деятельность ребенка, направленная на познание, освоение и преобразование действительности, а так же средство воспитания в педагогическом процессе.
Игры-развлечения П. Ф. Каптерев делит на следующие группы:
1) игры, развивающие память(просмотр картинок с изображением известных предметов, букв, цифр);
2) игры, развивающие мышление(просмотр сюжетных картинок, сравнение предметов);
3) игры, направленные на возбуждение чувств (просмотр картинок с забавными сюжетами, с комическими выражениями).
В процессе воспитания и обучения в дошкольном учреждении, в начальной школе, а так же в воспитании в семье в первую очередь преследуется цель о повышении физических и интеллектуальных нагрузок, что характеризуется в чрезмерном разнообразии материала и впечатлений, это проявляется покупкой большого количества игрушек, картинок и книжек. Иметь надо в виду, что такие разнообразные развлечения вряд ли будут иметь воспитательную ценность. Ребенку более увлекательно играть с простыми игрушками, с легко трансформирующимися материалами: вата, пластилин, бумага и т. д. лишь в школьном возрасте наблюдается стремление к более сложным игрушкам [4].
Немаловажную роль в воспитании и обучении играют дидактические игры, т. к. с помощью таких игр решается основная цель воспитателя: развитие детей, усвоение некоторых знаний, формирование умений и навыков.
Применять игры в обучении? Существуют различные мнения. Подготовка детей к жизни — вот главная задача обучения. Но в период обучения, особенно в младшей школе, дети лишь играя могут получить возможность познания окружающего мира в соответствии со своими представлениями, желаниями. Игра для детей этого возраста является источником вдохновения, удовольствия, что способствует к адаптации ребенка к условиям социальной жизни в будущем [2].
На любом уроке, уже с постановки задач урока учитель может начать с игровыми элементами, например, обратиться к детям от имени сказочных героев: Буратино, Незнайка и т. п.
Ю. З. Гильбух уроки, с игровыми элементами характеризует только с положительной стороны: высокая мотивация деятельности, добровольность участия и подчинения правилам, заинтриговывающая неопределенность исхода, высокая развивающая и воспитательная результативность. Он разделяет игры на учебно-ролевыеисоревновательные. Учебно-ролевые игры делятся на несколько видов:
При использовании игр в учебном процессе надо учитывать структуру организации игры, которая включает четыре этапа:
1. Учитель знакомит с темой, дает характеристику и правила игры.
2. Ознакомление со сценарием, распределение ролей, подготовка к их исполнению.
3. Проведение самой игры: учитель следит за ходом игры, контролирует последовательность действий, оказывает необходимую помощь, фиксирует результаты.
Наряду с положительными сторонами применения игр на уроках и занятиях надо отметить, что их использование связано с некоторыми проблемами: по сравнению с обычной учебной деятельностью обучающий эффект игры меньше; в школах не всегда хватает оборудования и материалов для игр; постоянно надо обеспечивать дисциплину, т. к. дети очень эмоциональные и оживленные в ходе игры. Если глубоко продумать учебную цель, правильно отобрать содержание учебного материала, обеспечивать включенности всех детей в игру, конечно же, позволять преодолеть все эти проблемы и добиться высокого результата от проведенной игры.
В современном развивающемся мире на первое место выходят компьютерные технологии, в связи с этим в школьную практику внедряются компьютерные игры. Учитель, хорошо владеющий техникой работы с компьютером, может сам составлять игровые, контрольные и обучающие программы или программы с игровыми элементами.
Какие же требования должен учитывать учитель или воспитатель при организации игры? Игры можно проводить как на уроках, так и во внеурочное время и при этом педагог должен придерживаться следующих требований:
- педагог не должен навязывать игру детям, а включать детей в игру не принуждая, пробудить желание;
- каждый ребенок должен хорошо понять суть и содержание игры, ее правила, смысл каждой роли;
- по окончании игры, даже проигравший не должен себя чувствовать униженным;
- любая игра должна развивать эмоционально-волевую, интеллектуальную и рационально-физическую сфер ее участников;
- игру надо организовывать и направлять, таким образом, чтоб каждый участник игры мог проявить инициативу;
- если необходимо, то сдерживать игру, а не подавлять;
- в играх не должно быть много информации, содержание не должно быть очень объемным;
- не следует организовать излишне азартных игр, в игры на деньги и вещи, опасные для здоровья и жизни.
Из выше сказанного можно сделать вывод о том, что дети дошкольного и младшего школьного возраста обучаются, играя, что игра остается ведущим методом воспитания и обучения.
2. Менджерицкая Д. В. Воспитателю о детской игре. М., 1992.
4. Немов Р. С. Психология. Учеб. для студентов высш. пед. учеб. заведений. В 3 кн. Кн. 2. Психология образования. — 2-е изд. — М.: Просвещение: ВЛАДОС, 1995. — 496 с.
Основные термины (генерируются автоматически): игра, ребенок, младший школьный возраст, обучение, просмотр картинок, роль, средство воспитания, урок, учитель, ходя игры.
Похожие статьи
Представление о дидактической игре и её роли в процессе.
Автор данной статьи [1] считает следующее: «Дидактическая игра учителем может использоваться, и как форма обучения, и как самостоятельная игровая деятельность и, как средство воспитания различных сторон личности.
Значение игры в развитии младших школьников
Вот что говорил о роли игры в жизни ребенка А. С. Макаренко: «Игра
Г. В. Плеханов пришел к выводу, что игра средство подготовки к труду, копирование деятельности взрослых с целью овладения ею.
Значение игры в воспитании ребёнка | Статья в журнале.
Значение игры в воспитании ребёнка. Авторы : Евдокимова Ольга Анатольевна , Дунаева Ольга Викторовна.
игра , ребенок , детский сад, чувство, роль, жизнь , дошкольный возраст, игровая деятельность , кукольный театр, творческая деятельность .
Детские игры воспитывают и развивают в ребёнке всё, что составляет богатство человеческой личности.
Игровые методы как средство развития познавательных.
Особое место игры в различных системах воспитания, видимо, определялась тем, что игра в чем-то созвучна природе ребенка.
Развитию мышления в младшем школьном возрасте принадлежит особая роль.
Дидактическая игра на уроках математики как средство.
Таким образом, дидактическая игра — это игра только для детей. Для учителя — это эффективный способ обучения, воспитания и развития. На своих уроках математики я использую много интересных дидактических игр.
Игра как форма досуга младших школьников | Статья в журнале.
Игра как средство всестороннего воспитания личности младших. Игра является ведущей деятельностью дошкольников, имеет
игра, учебная деятельность, учебный процесс, ребенок, младший школьный возраст, группа игр, игровая деятельность, игровая ситуация, игровая.
Игра в жизни, воспитании и обучении детей дошкольного.
Развитие творческих музыкальных способностей детей младшего школьного возраста на начальном этапе обучения игре на фортепиано. Влияние музыкально-ритмических навыков на физическое.
Роль игры в воспитании личности | Статья в сборнике.
Роль игры в воспитании личности. Автор: Захарова Елена Александровна.
После поступления в школу, играть ребенку становиться некогда, да и интересы постепенно смещаются в сферу организованного обучения и труда.
Читайте также: