Идеи просвещения на практике образование сша и великая французская революция доклад

Обновлено: 05.07.2024

XVIII век вошел в историю европейской культуры как век Просвещения. Недавние достижения науки, прежде всего, открытия И. Ньютона, Дж. Локка, побудили европейских философов, ученых, литераторов кардинально пересмотреть прежнюю картину мира. Новая картина предполагала Бога как Творца, но не Вседержителя судеб Вселенной и человека, которые развиваются по своим естественным законам (деизм), а в отдельных случаях и вовсе обходилась без Бога (атеизм). Естественные, природные законы разумны и, в отличие от неисповедимой Господней воли, вполне доступны пониманию человеческого разума. Согласно этим законам, как подсказывает разум, человек рождается свободным, равным другим людям; ему изначально свойственны стремление к общественной жизни и благожелательность, необходимая, чтобы эту жизнь обеспечить. "Естественный человек", таким образом, представляет собой вовсе не падшее (вследствие адамова греха) существо, как значится в Библии, а некую, по определению Дж. Локка "tabula rasa" ("чистую доску"), на которой те или иные условия его существования могут "начертать" что угодно.

Дурное общественное устройство, основанное на социальном неравенстве и подчинении личности феодалам и церкви, нарушает естественные законы и извращает природу человека. Однако стоит лишь просветить разум людей, объяснив им истину, они сразу же приведут свою жизнь в соответствие с естественными законами и обретут гармонию и счастье. Таким образом, разум являлся для просветителей "альфой и омегой" всего: законом развития мира и способом его познания, единственным критерием истины, средством оздоровления общества и совершенствования человека. Не случайно XVIII век также называют веком Разума, умнейшим из всех веков.

На Америку, которая тогда была культурной и интеллектуальной "провинцией", идеи заокеанских просветителей оказали самое решительное воздействие: здесь они попали на более благоприятную, чем в Европе, почву, как бы специально "взрыхленную" для них всем ходом национальной истории. Америка с самого начала ее заселения белым человеком была своего рода "лабораторией", где апробировался сформулированный затем просветителями тезис о врожденном праве людей на свободу, равенство и стремление к счастью: она всегда была прибежищем для притесняемых (от английских пуритан, гонимых за веру, до тюремных узников, вывозимых сюда "для более активного заселения колоний"), здесь изначально отсутствовали сословные различия и имелись более широкие, чем в Старом Свете, возможности самореализации, повышения социального статуса и благосостояния для каждого. Наконец, именно здесь новоанглийские пуритане строили свой "город на вершине холма", дабы явить "свет миру". Просветительский рационализм также нашел горячий отклик у обитателей североамериканских колоний, своеобразно преломившись даже в Новой Англии, казалось бы, антагонистичной ему по духу.

XVIII век, столь радикально изменивший европейскую мысль, принес существенные перемены и в духовную, интеллектуальную и общественную жизнь Америки. Прежние идеи, идеалы и амбиции были, однако, не отвергнуты, но переосмыслены и переформулированы в соответствии с научными и философскими завоеваниями века Разума. Освоение континента связывалось теперь не с поисками сокровищ и легкой жизни, и не с Божьим водительством, а с идеями либерализма и прогресса, а также целесообразности.

Ярким воплощением переориентации американской мысли и эпохи Просвещения в целом выступает личность Бенджамина Франклина, литератора, ученого, философа, общественного и политического деятеля, дипломата. Пуританское происхождение и воспитание не воспрепятствовали очень разносторонним и абсолютно светским интересам Франклина. Для него как для деиста духовные проблемы его предков обернулись вопросами этики, устройства собственной судьбы и служения обществу. Его максимы (например, знаменитое "время — деньги") обозначают путь к самоусовершенствованию, а многочисленные эссе дают систематическую программу по улучшению человеческой природы и общества, в основе которой лежит утилитарный принцип: "Только добродетельный человек может быть счастливым".

Пуританский теоцентризм, казалось бы, получил сокрушительный удар и должен был терять приверженцев одного за другим. Этого, однако, не произошло. Напротив, в 1730—1740 годы по всей стране — от Мэйна до Джорджии прокатилась волна невиданного прежде духовного подъема. Она началась с почти одновременных спонтанных вспышек религиозного воодушевления среди представителей разных деноминаций в разных городках Америки, и обрела размах с приездом великого английского евангелиста и проповедника Джорджа Уайтфилда. Уайтфилд обращался ко всем протестантам: "Мой приход — это весь мир, и я буду проповедовать везде, где только Бог предоставит мне возможность ; не говори мне, что ты баптист, независимый, пресвитерианец , скажи, что ты христианин, это все, что мне нужно". Искренность, страсть, эмоциональность и сам тембр голоса, исключительная харизма этого человека увлекли и тех священников и прихожан, которые еще не были затронуты тем, что вскоре получило название "Великого Пробуждения". Проповеди Джорджа Уайтфилда, а также Джонатана Эдвардса, Уильяма и его сына Гилберта Теннентов, Сэмюеля Блэра, Сэмюеля Финли и многих других собирали огромное количество людей, которые переживали духовное прозрение и целыми приходами обращались ко Христу. Великое Пробуждение сопровождалось мощным движением Святого Духа, откровениями и чудесами.

Безусловно, Пробуждение отчасти было реакцией отрицания на атмосферу всеобщего материализма и рационализма века Просвещения, оно давало обильную пищу эмоциям человека, отвечало его душевным и духовным потребностям, которые, в отличие от запросов интеллектуальных и физических, долго находились в небрежении. Вместе с тем Пробуждение отчасти являлось парадоксальным и очень специфическим порождением этого века. Сознательно — ибо многие американские священники, деятели Пробуждения, были людьми образованными и часто увлеченными новыми достижениями науки — либо же чисто интуитивно они основывали свою проповедническую практику на последних открытиях в области психологии. Обращаясь непосредственно к чувствам каждого человека, они оказывали глубокое и мощное воздействие на аудиторию.

Подобно тому, как переориентация светской жизни американцев воплощена в Б. Франклине, изменение религиозного сознания ярко иллюстрируется примером Джонатана Эдвардса (1703—1758), пуританского проповедника, величайшего в Америке метафизика и теолога. Эдвардс и Франклин представляют противоположные принципы американского мышления XVIII столетия: идеализм и материализм, вместе же отражают его разнообразие. Дж. Эдвардс в его ответе современному деизму и экспериментальным наукам пошел далее своих сподвижников по Пробуждению. Его проповеди (наиболее известная из них — "Грешники в руках разгневанного Бога") и теологические сочинения были проникнуты живым интересом к физическим явлениям и признанием человеческой субъективности; и то и другое, по Эдвардсу, подтверждало Божье присутствие и возможность для человека духовного возрождения.

Студентом штудировавший Локка и не принимавший в целом его теории, которая сводила жизнь человека к одним только ощущениям и, таким образом, низводила его на уровень животного, Эдвардс тем не менее усвоил и развил многие из локковских идей. Так, он настаивал на истинности чувств, или "аффектов" как знаков Господнего расположения к человеку, видя в теории Локка своего рода "противоядие" от холодного оцепенения религии разума, в которое постепенно погружалось пуританское мышление в XVIII веке. Открытый ум Эдвардса, приведший его к изучению психологии субъективного опыта, предвосхищал оформление в следующем столетии трансцендентализма, сугубо национального философского учения, важность коего для дальнейшего развития американской мысли признается безоговорочно.

Деятельность Дж. Эдвардса и Великое Пробуждение в целом, вкупе с идеями европейских и американских просветителей (Б. Франклин), во многом подготовили американскую Революцию. Не только Просвещение, но и Пробуждение, поставившее под сомнение необходимость строгой церковной организации, призывавшее к освобождению личности от таковой, делавшее акцент на эмоциональном религиозном опыте отдельного человека, было мощным орудием индивидуализма. В политических терминах, Пробуждение предшествовало стремлению Америки выйти из-под британского владычества ради свободного и демократического общественного устройства. Как видим, в плане дальнейшего социального и культурного развития XVIII столетие значило для Америки даже больше, чем для Европы. Это был век Просвещения, Великого Пробуждения, обретения политической и духовной независимости, рождения молодой республики, оформления американской нации и первых осознанных попыток создания национальной литературы.

Эпоха Просвещения, как ее называют, была важным этапом в развитии европейской истории. Она противостоит общей философии как виду духовного образования, которое имеет свою идеологическую предпосылку. Миссия мыслителей эпохи Просвещения основывалась на признании того, что человеческая история, несмотря на все случайности, имеет внутреннюю линию развития, а именно: всеобщий прогресс разума и движение к большему совершенству. Поэтому самосознание их современности считалось истинным историческим сознанием.

Конечно, мыслители эпохи Просвещения уделяли большое внимание человеческой субъективности, то есть таким составляющим внутреннего мира индивида, как разум, эмоции и воля. Однако особое внимание они уделяли разуму, который якобы обеспечивает относительную целостность личности и отвращает ее от пороков, страстей и других проявлений эмоций. Это не позволило мыслителям Просвещения последовательно раскрыть проблему человеческой индивидуальности.

Просвещение и буржуазные революции. Решающий удар по феодализму был нанесен только в результате Французской буржуазной революции (1789-1794). Просвещение стало главным идеологом революции. Основной движущей силой этих революций было крестьянство (бедные классы). Главной темой революции был аграрный вопрос.
Одной из характерных черт буржуазной революции в Англии был союз буржуазии с новой аристократией, что объясняло ее половинчатый характер. Буржуазия и новая аристократия были ведущим классом. Движущей силой были народные массы. Революция в Англии была революцией высших классов, поскольку аграрный вопрос был решен в пользу лендлордов. Буржуазия проводила массовые огораживания и сгоняла крестьян с их земель. Результатом стала промышленная революция и первоначальное накопление капитала.

Революция во Франции была первой и единственной, которая привела к полной победе над феодальной аристократией и монархией. Во Франции не было буржуазной аристократии. Революция носила народный характер. Это привело к замене феодального угнетения капиталистическим. Террор устанавливается в Англии и Франции: диктатура Кромвеля (1652) и установление власти Бонапарта (1795). Все революции заканчивались реставрацией. Гражданская демократическая революция в Америке (1775-1783). В 1777 году, в разгар революционной войны английских колоний за независимость в Северной Америке, под давлением народа земли лоялистов (монархических землевладельцев) были конфискованы, но большая их часть была распродана в счет уплаты внешних долгов и перешла в руки спекулянтов. С 1777 года земельные сертификаты выдавались для привлечения добровольцев в армию. Конфискация земли скваттерами. Аграрный вопрос не был решен.

Философия эпохи Просвещения и Великая французская революция - Общие черты эпохи Просвещения

Общие черты эпохи Просвещения

Ученых эпохи Просвещения отличала энциклопедическая широта интересов, разработка основных научных проблем вместе с практическими задачами. Рационалисты — Р. Декарт, Г. Лейбниц, С. Спиноза — считали идеи разума отправной точкой для построения научного знания, эмпирики — Ф. Бэкон, Дж. Локк, Дж. Беркли, Д. Дидро, Ж. Ламетри, Д. Юм — рассматривали опыт как основу для построения научного знания. Органики, Лейбниц и Спиноза, рассматривали природу как единое целое, а ее элементы считали живыми организмами, в которых целое определяет свойства отдельного.

Декарт предложил свой способ решения проблем, которые решаются человеческим разумом и имеющимися фактами — скептицизм. Чувственный опыт не может дать достоверного знания, потому что человек часто сталкивается с иллюзиями и галлюцинациями. Мир, который человек воспринимает своими органами чувств, может оказаться сном. Рассуждения также ненадежны: Никто не свободен от ошибок, рассуждение — это выведение заключения из предпосылок, и если нет достоверных предпосылок, то заключение не может считаться достоверным. Декарт считал, что достоверное знание содержится в разуме.

Рационализм и эмпиризм спорили о методах получения истинного знания. Точные и естественные науки — математика, физика, химия, биология — занимали центральное место в системе знаний. Астрономия и т.д. Ньютон и Лейбниц, которые использовали математику и физику для выявления отношений между рационализмом и эмпиризмом, пришли к разработке интегральных и дифференциальных уравнений разными путями. Главной заслугой Ньютона, опиравшегося на открытия И. Кеплера — основы планетарного движения, открытие телескопа — стало создание механики земных и небесных тел, а также открытие закона всемирного тяготения. Лейбниц разработал доктрину относительности времени, пространства и движения.

Деизм — течение в философии, представители которого отвергали идею личного Бога, не соглашались с отождествлением природы и Бога и отвергали возможность вмешательства Бога в дела человека и процессы природы. Представителями деистического направления были Вольтер, Монтескье, Руссо, Кондильяк.

Атеисты отвергали саму идею существования Бога. Происхождение мира и человека объяснялось на основе материалистических и научных идей; в вопросах познания они отдавали предпочтение эмпиризму.

Утопическое социалистическое (коммунистическое) направление в философии эпохи Просвещения начало появляться в середине XVIII века, но особую популярность получило во время Великой французской революции 1789-1794 годов и после ее окончания.

Среди французских утопических социалистов (коммунистов) были Маблис, Морелли, Бабёф, Оуэн и Сен-Симон.

Главным интересом социалистов-утопистов была проблема разработки и построения идеального общества, основанного на равенстве и социальной справедливости.

Томас Гоббс (1588 — 1679), был учеником и последователем философской традиции Ф. Бэкона. Гоббс отстаивал идею о том, что формирование государства основано на социальном (общем) соглашении.

Джон Локк (1632-1704) развил многие философские идеи Бэкона и Гоббса. Он также разработал свои собственные теории, продолжая эмпирическую и материалистическую традицию английской философии Нового времени.

Основные этапы в развитии культуры Просвещения

Просвещение и культурная критика. Традиционно выделяют три этапа в развитии культуры Просвещения:

Просвещение и революционное движение

Французские мыслители эпохи Просвещения внесли огромный вклад в разработку проблем социального воспитания в обществе.

Ренессансный идеал свободной личности получил атрибут универсальности и ответственности: человек эпохи Просвещения думал не только о себе, но и о других, о своем месте в обществе. Мыслители эпохи Просвещения сосредоточились на проблеме наилучшего общественного устройства. Мыслители эпохи Просвещения верили в возможность построения гармоничного общества.
Глубокие изменения в социально-политической и интеллектуальной жизни Европы, в сочетании с зарождением буржуазных экономических отношений, определили основные доминанты культуры XVIII века.

Основными центрами Просвещения были Англия, Франция и Германия. С 1689 г. — …года последней революции в Англии началось Просвещение. Это была славная эпоха, которая началась с одной революции и закончилась тремя: промышленной — в Англии, политической — во Франции, философской и эстетической — в Германии. За сто лет — с 1689 по 1789 г. — мир изменился. Пережитки феодализма все больше выветривались, все громче заявляли о себе буржуазные условия, которые окончательно укрепились после Великой французской революции.

В восемнадцатом веке также наблюдался подъем буржуазной культуры. На смену старой феодальной идеологии пришло время философов, социологов, экономистов, писателей нового века просвещения.

Критика абсолютной монархии. Социалистическо-утопическое (коммунистическое) направление, возникшее во Франции во второй половине XVIII — начале XIX вв.

Читайте дополнительные лекции:

Помощь студентам в учёбе
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal

Образовательный сайт для студентов и школьников

© Фирмаль Людмила Анатольевна — официальный сайт преподавателя математического факультета Дальневосточного государственного физико-технического института

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тема 7.4. Война за независимость и образование США. Французская революция конца XVIII века.

Предыс­то­рия

Бри­та­ния к 1760-м гг. при­об­ре­ла зна­чи­тель­ные вла­де­ния в Се­вер­ной Аме­ри­ке и Индии. Но ра­зо­ри­тель­ная Се­ми­лет­няя война (1756–1763) вы­ну­ди­ла бри­тан­ское пра­ви­тель­ство по­пол­нять казну за счёт ко­ло­ний. Были по­вы­ше­ны и вве­де­ны новые на­ло­ги в ко­ло­ни­ях, что вы­зва­ло недо­воль­ство мест­но­го на­се­ле­ния. В Се­вер­ной Аме­ри­ке с 1770-х гг. на­ча­лось дви­же­ние со­про­тив­ле­ния, важ­ным пунк­том этого дви­же­ния был город Бо­стон.

В это время в Се­вер­ной Аме­ри­ке было 13 бри­тан­ских ко­ло­ний, они рас­по­ла­га­лись на во­сточ­ном по­бе­ре­жье се­ве­ро­аме­ри­кан­ско­го кон­ти­нен­та.

По­хо­жую по­ли­ти­ку по­вы­ше­ния на­ло­гов про­во­ди­ли и Ис­па­ния, Пор­ту­га­лия. К концу XVIII века Ис­па­ния окон­ча­тель­но утра­ти­ла вли­я­ние в Ев­ро­пе, и един­ствен­ным спо­со­бом пре­одо­леть фи­нан­со­вые труд­но­сти было изы­ма­ние средств из ко­ло­ний. В от­ли­чие от се­ве­ро­аме­ри­кан­ских ко­ло­ний, в юж­но­аме­ри­кан­ских зем­лях дви­же­ние за неза­ви­си­мость в боль­шей сте­пе­ни за­ро­ди­лось в выс­ших кру­гах мест­ных пред­при­ни­ма­те­лей.

Се­вер­ная Аме­ри­ка

Июнь 1774 г. – от­вет­ные меры бри­тан­ско­го пра­ви­тель­ства: за­крыт бо­стон­ский порт, в город на­прав­ле­ны вой­ска, упразд­не­но са­мо­управ­ле­ние ко­ло­нии Мас­са­чу­сетс.

Осень 1774 г. – за­се­да­ние I Кон­ти­нен­таль­но­го кон­грес­са в Фи­ла­дель­фии, на ко­то­ром была при­ня­та Де­кла­ра­ция прав и нужд ко­ло­ний.

Ап­рель 1775 г. – на­ча­ло войны за неза­ви­си­мость Аме­ри­ки. Сра­же­ния при Лек­синг­тоне и Кон­кор­де.

Май 1775 г. – за­се­да­ние II Кон­ти­нен­таль­но­го кон­грес­са в Фи­ла­дель­фии, на ко­то­ром было при­ня­то ре­ше­ние о со­зда­нии кон­ти­нен­таль­ной армии во главе с Джор­джем Ва­шинг­то­ном.

1775–1783 гг. – война за неза­ви­си­мость.

4 июля 1776 г. – при­ня­тие Кон­ти­нен­таль­ным кон­грес­сом Де­кла­ра­ции неза­ви­си­мо­сти. Про­воз­гла­ше­но объ­еди­не­ние в еди­ное неза­ви­си­мое го­су­дар­ство три­на­дца­ти се­ве­ро­аме­ри­кан­ских шта­тов. Яв­ля­ет­ся датой ос­но­ва­ния Со­еди­нён­ных Шта­тов Аме­ри­ки (США).

1781 г. – по­бе­да аме­ри­кан­ской армии под Йорк­та­у­ном.

1783 г. – под­пи­сан мир­ный до­го­вор США и Бри­та­нии. При­зна­на неза­ви­си­мость США.

1787 г. – при­ня­тие кон­сти­ту­ции США. Про­воз­гла­ше­ны фе­де­ра­тив­ное го­су­дар­ство, рес­пуб­ли­кан­ский строй, прин­цип раз­де­ле­ния вла­стей, фе­де­раль­ная ис­пол­ни­тель­ная власть в лице пре­зи­ден­та, двух­па­лат­ный пар­ла­мент (кон­гресс).

Участ­ни­ки

Джордж Ва­шинг­тон – аме­ри­кан­ский во­ен­ный и план­та­тор, глав­но­ко­ман­ду­ю­щий кон­ти­нен­таль­ной ар­ми­ей в войне за неза­ви­си­мость, один из раз­ра­бот­чи­ков кон­сти­ту­ции США, пер­вый пре­зи­дент США. Его име­нем на­зва­на сто­ли­ца США.

Томас Джеф­фер­сон – аме­ри­кан­ский юрист, автор про­ек­та Де­кла­ра­ции неза­ви­си­мо­сти. Тре­тий пре­зи­дент США.

Бен­джа­мин Фран­клин – один из ав­то­ров Де­кла­ра­ции неза­ви­си­мо­сти и кон­сти­ту­ции США. Сто­рон­ник от­ме­ны раб­ства.

Симон Бо­ли­вар – ре­во­лю­ци­о­нер из Ве­не­су­э­лы, Осво­бо­ди­тель Ла­тин­ской Аме­ри­ки.

Хосе де Сан-Мар­тин – один из ру­ко­во­ди­те­лей войны за неза­ви­си­мость в Ла­тин­ской Аме­ри­ке. Воз­глав­лял пер­вое пра­ви­тель­ство Перу.

Бер­нар­до О`Хиг­гинс – один из ру­ко­во­ди­те­лей войны за неза­ви­си­мость в Ла­тин­ской Аме­ри­ке.

Хосе Ан­то­нио де Сукре – один из ру­ко­во­ди­те­лей войны за неза­ви­си­мость в Ла­тин­ской Аме­ри­ке.

Ми­гель Идаль­го – сель­ский свя­щен­ник, ко­ман­ду­ю­щий вос­ста­ни­ем в Мек­си­ке.

Хосе Мария Мо­ре­лос – свя­щен­ник, ко­ман­ду­ю­щий вос­ста­ни­ем в Мек­си­ке.

За­клю­че­ние

В Се­вер­ной Аме­ри­ке воз­ник­ло новое го­су­дар­ство, став­шее одним из силь­ней­ших го­су­дарств мира. За­ло­же­ны ос­но­во­по­ла­га­ю­щие де­мо­кра­ти­че­ские прин­ци­пы этого го­су­дар­ства, дей­ству­ю­щие до сих пор.

В ре­зуль­та­те осво­бо­ди­тель­ных войн в Ла­тин­ской Аме­ри­ке были со­зда­ны новые го­су­дар­ства: Мек­си­ка, Ве­ли­кая Ко­лум­бия, Перу, Бо­ли­вия, Чили и др. Укре­пи­лась мест­ная ка­пи­та­ли­сти­че­ская вер­хуш­ка, те­перь неза­ви­си­мая от мет­ро­по­лии. Ис­па­ния в ре­зуль­та­те этих войн ли­ши­лась боль­шин­ства своих ко­ло­ний в Ла­тин­ской Аме­ри­ке.

Па­рал­ле­ли

В то время как к пер­вой чет­вер­ти XIX века боль­шин­ство ко­ло­ний от­во­е­ва­ли свою неза­ви­си­мость, на Во­сто­ке не пре­кра­ща­лась экс­пан­сия ев­ро­пей­цев. К се­ре­дине XIX века вся тер­ри­то­рия Индии ока­за­лась во вла­де­нии Бри­тан­ской им­пе­рии, ев­ро­пей­цы по­сте­пен­но пы­та­лись про­ник­нуть в Китай и Япо­нию. С конца XVIII века на­ча­лась ан­глий­ская ко­ло­ни­за­ция Ав­стра­лии. Об­ре­те­ние неза­ви­си­мо­сти США хоть и на­нес­ло удар по ко­ло­ни­аль­ным ин­те­ре­сам Бри­та­нии, всё же не по­ко­ле­ба­ли её на пути к ко­ло­ни­аль­ной ге­ге­мо­нии.

Предыс­то­рия

При­чи­ны, при­вед­шие Фран­цию к ре­во­лю­ции, на­зре­ва­ли до­ста­точ­но долго. До ре­во­лю­ции власть в стране была со­сре­до­то­че­на в руках двух при­ви­ле­ги­ро­ван­ных со­сло­вий – дво­рян­ства и ду­хо­вен­ства. Ос­нов­ная часть на­ло­гов ло­жи­лась на плечи кре­стьян, го­ро­жан, ре­мес­лен­ни­ков, тор­гов­цев и пред­при­ни­ма­те­лей.

В среде об­ра­зо­ван­ных фран­цу­зов из тре­тье­го со­сло­вия на­рас­та­ла неудо­вле­тво­рён­ность ста­рым по­ряд­ком. Боль­шую роль в рас­про­стра­не­нии ре­во­лю­ци­он­ных идей сыг­ра­ли труды фи­ло­со­фов-про­све­ти­те­лей, об­ли­чав­ших от­жив­шие по­ряд­ки.

В эпоху Про­све­ще­ния Фран­ция пе­ре­жи­ва­ла эко­но­ми­че­ский подъ­ём. На­блю­дал­ся рост тор­гов­ли, подъ­ём сель­ско­го хо­зяй­ства и про­из­вод­ства. Од­на­ко имел место фи­нан­со­вый кри­зис. Неэф­фек­тив­ная на­ло­го­вая си­сте­ма, го­су­дар­ствен­ный долг при­ве­ли стра­ну к кри­зи­су. К 1780-му году фи­нан­со­вый кри­зис пе­ре­шёл в эко­но­ми­че­ский.

Воз­му­ще­ние на­ро­да и уси­ле­ние оп­по­зи­ции вы­ну­ди­ли мо­нар­ха со­звать ста­рин­ный со­слов­но-пред­ста­ви­тель­ский орган вла­сти – Ге­не­раль­ные штаты.

5 мая 1789 г. – созыв Ге­не­раль­ных шта­тов. Ге­не­раль­ные штаты не со­би­ра­лись с 1614 года.

На за­се­да­ни­ях этого ор­га­на вла­сти сфор­ми­ро­ва­лась груп­па ре­во­лю­ци­он­но на­стро­ен­ных де­пу­та­тов, ко­то­рые объ­яви­ли себя Учре­ди­тель­ным со­бра­ни­ем и по­ста­ви­ли за­да­чу вы­ра­бо­тать кон­сти­ту­цию. Груп­па со­сто­я­ла пре­иму­ще­ствен­но из тре­тье­го клас­са, а также ли­бе­раль­но на­стро­ен­ной ари­сто­кра­тии и ду­хо­вен­ства.

14 июля 1789 г. – взя­тие Ба­сти­лии (сим­во­ла дес­по­тиз­ма). С этого со­бы­тия ве­дёт­ся на­ча­ло Фран­цуз­ской ре­во­лю­ции. В ре­зуль­та­те этого вос­ста­ния Лю­до­вик XVI при­знал власть Учре­ди­тель­но­го со­бра­ния.

На­ча­ло ав­гу­ста 1789 г. – от­ме­на фе­о­даль­ных по­вин­но­стей, от­ме­на со­слов­ных при­ви­ле­гий и огра­ни­че­ний. Кру­ше­ние фе­о­даль­но­го по­ряд­ка.

26 ав­гу­ста 1789 г. – при­ня­тие Учре­ди­тель­ным со­бра­ни­ем Де­кла­ра­ции прав че­ло­ве­ка и граж­да­ни­на. Про­воз­гла­ша­лось ра­вен­ство и неотъ­ем­ле­мость прав че­ло­ве­ка на сво­бо­ду, соб­ствен­ность, без­опас­ность и т.д.; су­ве­ре­ни­тет нации, прин­цип раз­де­ле­ния вла­стей, ра­вен­ство граж­дан перед за­ко­ном, сво­бо­да слова.

3 сен­тяб­ря 1791 г. – при­ня­тие Учре­ди­тель­ным со­бра­ни­ем пер­вой кон­сти­ту­ции Фран­ции. Уста­нов­ле­ние кон­сти­ту­ци­он­ной мо­нар­хии. За­ко­но­да­тель­ная власть в руках За­ко­но­да­тель­но­го со­бра­ния, ис­пол­ни­тель­ная – в руках ко­ро­ля и ми­ни­стров.

В новом го­су­дар­стве были про­ве­де­ны сле­ду­ю­щие ре­фор­мы:

на­ло­го­вая (все преж­ние на­ло­ги за­ме­не­ны на на­ло­ги на зе­мель­ную соб­ствен­ность, на дви­жи­мое иму­ще­ство и на пред­при­ни­ма­тель­ство);

ад­ми­ни­стра­тив­ная (де­ле­ние стра­ны на 83 де­пар­та­мен­та);

на­ци­о­на­ли­за­ция цер­ков­ных зе­мель.

1793–1795 гг. – Ван­дей­ские войны (граж­дан­ские войны в се­ве­ро-за­пад­ных про­вин­ци­ях Фран­ции). Вос­ста­ние про­тив ре­во­лю­ции под ру­ко­вод­ством контр­ре­во­лю­ци­он­ных дво­рян и ду­хо­вен­ства.

10 ав­гу­ста 1792 г. – на­род­ное вос­ста­ние в Па­ри­же. Па­де­ние мо­нар­хии. Власть пе­ре­ш­ла к жи­рон­ди­стам. Выс­ший орган вла­сти – На­ци­о­наль­ный кон­вент.

Сен­тябрь 1792 г. – сти­хий­ный тер­рор в Па­ри­же. Свя­зан со стра­хом от при­бли­же­ния прус­ской армии.

20 сен­тяб­ря 1792 г. – по­бе­да фран­цуз­ских войск над прус­ски­ми при Валь­ми.

21 сен­тяб­ря 1792 г. – про­воз­гла­ше­ние Фран­ции рес­пуб­ли­кой. Вве­де­но новое ле­то­ис­чис­ле­ние.

21 ян­ва­ря 1793 г. – казнь Лю­до­ви­ка XVI.

Март 1793 г. – со­зда­ние Ре­во­лю­ци­он­но­го три­бу­на­ла (суд над по­ли­ти­че­ски­ми пре­ступ­ни­ка­ми).

Ап­рель 1793 г. – со­зда­ние Ко­ми­те­та об­ще­ствен­но­го спа­се­ния. Стра­на в со­сто­я­нии Граж­дан­ской войны и войны почти со всей Ев­ро­пой. Про­до­воль­ствен­ный кри­зис. Угро­за вос­ста­ний.

2 июня 1793 г. – при­ход к вла­сти в Кон­вен­те мон­та­нья­ров-яко­бин­цев, то есть крайне левых путём из­гна­ния жи­рон­ди­стов из Кон­вен­та. Уста­нов­ле­ние Яко­бин­ской дик­та­ту­ры.

24 июня 1793 г. – при­ня­тие новой Кон­сти­ту­ции, ко­то­рая да­ро­ва­ла ши­ро­кие де­мо­кра­ти­че­ские сво­бо­ды, в том числе все­об­щее из­би­ра­тель­ное право (для муж­чин стар­ше 21 года). Кон­сти­ту­ция не дей­ство­ва­ла ни дня, так как после при­ня­тия её вве­де­ние тут же от­ло­жи­ли до окон­ча­ния войны.

Сен­тябрь 1793 г. – вве­де­ние все­об­ще­го мак­си­му­ма: при­ня­тие твёр­дых цен на про­дук­ты, уста­нов­ле­ние пре­дель­ных ста­вок за­ра­бот­ной платы, вве­де­ние по­со­бий для неиму­щих. За­ме­на хри­сти­ан­ства на культ ра­зу­ма.

27 июля 1794 г. (9 тер­ми­до­ра по рес­пуб­ли­кан­ско­му ле­то­ис­чис­ле­нию) – Тер­ми­до­ри­ан­ский пе­ре­во­рот. Па­де­ние Яко­бин­ской дик­та­ту­ры. На сле­ду­ю­щий день Ро­бес­пьер был каз­нён.

22 ав­гу­ста 1795 г. – новая кон­сти­ту­ция: от­ме­ня­ла наи­бо­лее ра­ди­каль­ные де­мо­кра­ти­че­ские по­ло­же­ния кон­сти­ту­ции 1793 года, но со­хра­ня­ла рес­пуб­ли­кан­ские на­ча­ла. Пе­ре­ход вла­сти к Ди­рек­то­рии.

9–10 но­яб­ря 1799 г. – раз­гон За­ко­но­да­тель­но­го кор­пу­са На­по­лео­ном Бо­на­пар­том. Окон­ча­ние Фран­цуз­ской ре­во­лю­ции.

Лю­до­вик XVI – ко­роль Фран­ции. Каз­нён во время Фран­цуз­ской ре­во­лю­ции.

Мария Ан­ту­а­нет­та – ко­ро­ле­ва Фран­ции. Каз­не­на во время Фран­цуз­ской ре­во­лю­ции.

Оноре Ми­ра­бо – граф, один из ли­де­ров Учре­ди­тель­но­го со­бра­ния, один из ли­де­ров Яко­бин­ско­го клуба.

Мак­си­ми­ли­ан Ро­бес­пьер – один из ли­де­ров Яко­бин­ско­го клуба. Фак­ти­че­ский глава го­су­дар­ства в пе­ри­од Яко­бин­ской дик­та­ту­ры.

Жиль­бер Ла­фай­ет – мар­киз, один из ли­де­ров Учре­ди­тель­но­го со­бра­ния, участ­ник войны за неза­ви­си­мость в Аме­ри­ке. Ко­ман­до­вал на­ци­о­наль­ной гвар­ди­ей Па­ри­жа в 1789 году.

Жан-Поль Марат – один из ли­де­ров яко­бин­цев. Убит Шар­лот­той Конде.

Жорж Дан­тон – один из ос­но­ва­те­лей Пер­вой Фран­цуз­ской рес­пуб­ли­ки.

Ка­миль Де­му­лен – ини­ци­а­тор по­хо­да на Ба­сти­лию в на­ча­ле Фран­цуз­ской ре­во­лю­ции.

Жорж Кутон – ре­во­лю­ци­о­нер, со­рат­ник Ро­бес­пье­ра.

Сан­кю­ло­ты – тру­до­вой народ Па­ри­жа, одна из сил Фран­цуз­ской ре­во­лю­ции.

Клуб кор­де­лье­ров – клуб ра­ди­каль­ных по­ли­ти­ков (Ж.П. Марат, К. Де­му­лен, Ж. Дан­тон).

Жи­рон­ди­сты – по­ли­ти­че­ская сила Фран­цуз­ской ре­во­лю­ции, вме­сте с яко­бин­ца­ми пред­став­ля­ли левое крыло За­ко­но­да­тель­но­го со­бра­ния после его со­зы­ва в 1791 году. На­зва­ние по де­пар­та­мен­ту Жи­рон­да. При рес­пуб­ли­ке были уже пра­вым кры­лом Кон­вен­та.

Мон­та­нья­ры пред­став­ля­ли наи­бо­лее ра­ди­каль­ную левую силу За­ко­но­да­тель­но­го со­бра­ния после его со­зы­ва в 1791 году (Ро­бес­пьер, Дан­тон, Марат).

Фран­цуз­ская ре­во­лю­ция имела огром­ное ис­то­ри­че­ское зна­че­ние.

При­ня­тая ре­во­лю­ци­ей Де­кла­ра­ция прав че­ло­ве­ка и граж­да­ни­на стала на­ча­лом пра­во­вых го­су­дарств в Ев­ро­пе, также впер­вые в Ев­ро­пе осу­ществ­лён на прак­ти­ке прин­цип раз­де­ле­ния вла­стей. В 1793 году были про­воз­гла­ше­ны (хотя и оста­лись на бу­ма­ге) идеи де­мо­кра­ти­че­ско­го со­ци­аль­но­го го­су­дар­ства, став­шие ори­ен­ти­ром для ре­во­лю­ци­о­не­ров XIX и XX века.

Су­ще­ствен­ный ущерб был на­не­сён на­се­ле­нию и эко­но­ми­ке Фран­ции.

Кроме се­рьёз­ных струк­тур­ных из­ме­не­ний в по­ли­ти­че­ском и со­ци­аль­ном строе го­су­дар­ства, Фран­цуз­ская ре­во­лю­ция – опыт на­си­лия и тер­ро­ра. Чу­до­вищ­ные со­бы­тия и тра­ги­че­ский конец яко­бин­ско­го тер­ро­ра по­ка­за­ли, что по­пыт­ка устро­ить свет­лое бу­ду­щее путём уни­что­же­ния всех, кто ме­ша­ет к нему прий­ти, об­ре­че­на.

Крас­ный флаг с се­ре­ди­ны XIX века ста­нет сим­во­лом ра­бо­че­го и со­ци­а­ли­сти­че­ско­го дви­же­ния.

Ван­дея после Фран­цуз­ской ре­во­лю­ции стала на­ри­ца­тель­ным име­но­ва­ни­ем любой контр­ре­во­лю­ции.

Если вы нашли ошибку или неработающую ссылку, пожалуйста, сообщите нам – сделайте свой вклад в развитие проекта.

Изучение Просвещения, в частности, стало одним из вариантов решения вопроса о взаимосвязи и повторяемости истории России и Европы. Помимо этого, присутствовал и собственно научный интерес освоения новой темы. И историки видели свою цель в создании научной, объективной картины прошлого, а общественный интерес к этой теме выступал в качестве стимула к изучению.

Просвещение является частью глобальной исторической трансформации. Начало этого процесса историк относит к XVI в. и разбивает на два этапа (XVI-XVII вв. и XVIII в.), связанных с постепенным утверждением новых ценностей – разума и науки, с трансформацией государственного управления: от государства как личного владения к государству централизованному и с независимым управлением.

Просвещение во Франции начинается со второй четверти XVIII в. и продолжается до 1789 г., произведя полный переворот в общественном сознании. Считая Просвещение и его идеи не произвольным явлением, а закономерным и правомерным в контексте европейской истории, в условиях французского государства того времени, а также будучи сам настроенным либерально, Герье старается подойти к данному явлению взвешенно, равноценно представить как заблуждения эпохи, так и ее великие достижения. Их совокупность и будет для него составлять образ Просвещения.

Герье указывал, что первой темой, к которой обратилось Просвещение, стала религия, выразив тем процесс замены религиозного мировоззрения научным. Плодом рационального подхода к религии явился деизм в первой половине века, наиболее ярко представленный Вольтером, но во второй половине века он был сменен материализмом энциклопедистов и атеизмом Гольбаха. Короткий век деизма, по мнению Герье, ярко демонстрирует крайности идеологии Просвещения и сложность внутриполитической ситуации во Франции. В ожидании необходимых перемен, активно проводить которые правительство не решалось, общество сильно поляризовалось, и деизм – срединный вариант, не порывающий полностью с верой как таковой, но и не становящийся на исключительно научную точку зрения, уже не удовлетворял никого. Герье трактует деизм как нереализованный срединный путь, показавший, что в будущем радикализация идеологии неизбежна.

Герье оценивает свершившиеся перемены в мировоззрении по большей части положительно, считая их великим наследием той эпохи. Особенно ценной для него представлялась перемена во взгляде на человека. Человек выступает на первый план, становится исходной точкой любых теорий и идей, становится главным мерилом. Это произошло потому, что на человека стали смотреть с верой и надеждой: его природа понималась как изначально совершенная, направленная к добру. Особенно важно, с точки зрения Герье, что эти качества человека имели социальный характер, так как человек представлялся прежде всего членом общества. И общество, и отдельные люди ставят себе поэтому высокие идеалы, считая их реально достижимыми.

Высоко оценивая идеи эпохи Просвещения, Герье осуждает их за антиисторизм, и для него это является самым серьезным недостатком, во многом перевешивающим даже достоинства этих идей. Это привело их к абсолютной оторванности от реальной почвы и повлекло в будущем многочисленные бедствия и разочарования, прежде всего в эпоху революции. Но эти идеи носили универсальный и космополитический характер, обеспечив тем широкую сферу своего распространения, перекрывающую национальные границы. В этом их роль в утверждении мировоззрения нового времени.

В 50-60-егг. XX в. английский историк А. Коббен осуществил ревизию характера французской революции и основных социальных вопросов, связанных с ним – о наличии феодализма во Франции конца XVIII в., о характере предреволюционной буржуазии и т. д. Это сделало его имя знаменитым во многих странах.

Сомнение в традиционной интерпретации возникло у А. Коббена не внезапно, так как новые ревизионистские взгляды закладывались еще с начала 30-х гг. XX в. С сомнения о влиянии Руссо на революцию и начинается исследование связи Просвещения и французской революции в творчестве А. Коббена.

Заключение

Ламетри, Гельвеций, Гольбах обосновывали в своих трудах систему материалистического понимания мира. В этой системе нашли решение вопросы, касающиеся материи как субстанции, движения как способа существования материи, детерминизма и материалистического сенсуализма.

У французских философов-материалистов были последователи (Нежон, Марешаль, Кабанис и др.), однако к началу XIX в. система их идей сошла со сцены французской философии, будучи заменена всевозможными антиматериалистическими учениями, и вплоть до последней трети XIX в., когда во Францию стали проникать идеи марксизма, существовала в естественно-научной форме. В чем причины подобной трансформации? Их можно объяснить ограниченностью метафизического способа мышления, вызванного механицизмом, а также идеалистическими взглядами на понимание истории. В дальнейшем механицизм и метафизичность мышления были преодолены в гегелевской философии, однако говорить о влиянии идей французских материалистов на представителей немецкой классической философии не приходится.

Список литературы

2. Алферов А.А. Идея общественного прогресса: содержание и становление // Философия в пространстве культуры. - Ростов н /Д.: Феникс, 2017. - С. 52-69.

3. Гобозов И.А. Социальная философия. - М.: Изд-во Савин С.А., 2013. - 528 с.

5. Ивонин Ю.Е. Проблема просвещенного абсолютизма в Германии в современной историографии // Вопросы истории. 1998. № 2. С. 149-155.

6. История Европы. Т. 4. Европа нового времени (XVII-XVIII века). М. : Наука, 1994.

7. Кондорсе Ж.А. Эскиз исторической картины прогресса человеческого разума. - М., 2014. - 233 с.

8. Мейнеке Фр. Возникновение историзма. - М., 2014. - 480 с.

9. Спиркин А.Г. Философия. - М., 2012. - 736 с.

11. Шмидт С. О., Гутнова Е. В., Исламов Т. М. Абсолютизм в странах Западной Европы и в России (опыт сравнительного изучения) // Новая и новейшая история. 1985. № 3. С. 42-54.

© 2014-2022 — Студопедия.Нет — Информационный студенческий ресурс. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав (0.005)

Читайте также: