Идеи просвещения на практике образование сша и великая французская революция доклад
Обновлено: 05.07.2024
XVIII век вошел в историю европейской культуры как век Просвещения. Недавние достижения науки, прежде всего, открытия И. Ньютона, Дж. Локка, побудили европейских философов, ученых, литераторов кардинально пересмотреть прежнюю картину мира. Новая картина предполагала Бога как Творца, но не Вседержителя судеб Вселенной и человека, которые развиваются по своим естественным законам (деизм), а в отдельных случаях и вовсе обходилась без Бога (атеизм). Естественные, природные законы разумны и, в отличие от неисповедимой Господней воли, вполне доступны пониманию человеческого разума. Согласно этим законам, как подсказывает разум, человек рождается свободным, равным другим людям; ему изначально свойственны стремление к общественной жизни и благожелательность, необходимая, чтобы эту жизнь обеспечить. "Естественный человек", таким образом, представляет собой вовсе не падшее (вследствие адамова греха) существо, как значится в Библии, а некую, по определению Дж. Локка "tabula rasa" ("чистую доску"), на которой те или иные условия его существования могут "начертать" что угодно.
Дурное общественное устройство, основанное на социальном неравенстве и подчинении личности феодалам и церкви, нарушает естественные законы и извращает природу человека. Однако стоит лишь просветить разум людей, объяснив им истину, они сразу же приведут свою жизнь в соответствие с естественными законами и обретут гармонию и счастье. Таким образом, разум являлся для просветителей "альфой и омегой" всего: законом развития мира и способом его познания, единственным критерием истины, средством оздоровления общества и совершенствования человека. Не случайно XVIII век также называют веком Разума, умнейшим из всех веков.
На Америку, которая тогда была культурной и интеллектуальной "провинцией", идеи заокеанских просветителей оказали самое решительное воздействие: здесь они попали на более благоприятную, чем в Европе, почву, как бы специально "взрыхленную" для них всем ходом национальной истории. Америка с самого начала ее заселения белым человеком была своего рода "лабораторией", где апробировался сформулированный затем просветителями тезис о врожденном праве людей на свободу, равенство и стремление к счастью: она всегда была прибежищем для притесняемых (от английских пуритан, гонимых за веру, до тюремных узников, вывозимых сюда "для более активного заселения колоний"), здесь изначально отсутствовали сословные различия и имелись более широкие, чем в Старом Свете, возможности самореализации, повышения социального статуса и благосостояния для каждого. Наконец, именно здесь новоанглийские пуритане строили свой "город на вершине холма", дабы явить "свет миру". Просветительский рационализм также нашел горячий отклик у обитателей североамериканских колоний, своеобразно преломившись даже в Новой Англии, казалось бы, антагонистичной ему по духу.
XVIII век, столь радикально изменивший европейскую мысль, принес существенные перемены и в духовную, интеллектуальную и общественную жизнь Америки. Прежние идеи, идеалы и амбиции были, однако, не отвергнуты, но переосмыслены и переформулированы в соответствии с научными и философскими завоеваниями века Разума. Освоение континента связывалось теперь не с поисками сокровищ и легкой жизни, и не с Божьим водительством, а с идеями либерализма и прогресса, а также целесообразности.
Ярким воплощением переориентации американской мысли и эпохи Просвещения в целом выступает личность Бенджамина Франклина, литератора, ученого, философа, общественного и политического деятеля, дипломата. Пуританское происхождение и воспитание не воспрепятствовали очень разносторонним и абсолютно светским интересам Франклина. Для него как для деиста духовные проблемы его предков обернулись вопросами этики, устройства собственной судьбы и служения обществу. Его максимы (например, знаменитое "время — деньги") обозначают путь к самоусовершенствованию, а многочисленные эссе дают систематическую программу по улучшению человеческой природы и общества, в основе которой лежит утилитарный принцип: "Только добродетельный человек может быть счастливым".
Пуританский теоцентризм, казалось бы, получил сокрушительный удар и должен был терять приверженцев одного за другим. Этого, однако, не произошло. Напротив, в 1730—1740 годы по всей стране — от Мэйна до Джорджии прокатилась волна невиданного прежде духовного подъема. Она началась с почти одновременных спонтанных вспышек религиозного воодушевления среди представителей разных деноминаций в разных городках Америки, и обрела размах с приездом великого английского евангелиста и проповедника Джорджа Уайтфилда. Уайтфилд обращался ко всем протестантам: "Мой приход — это весь мир, и я буду проповедовать везде, где только Бог предоставит мне возможность ; не говори мне, что ты баптист, независимый, пресвитерианец , скажи, что ты христианин, это все, что мне нужно". Искренность, страсть, эмоциональность и сам тембр голоса, исключительная харизма этого человека увлекли и тех священников и прихожан, которые еще не были затронуты тем, что вскоре получило название "Великого Пробуждения". Проповеди Джорджа Уайтфилда, а также Джонатана Эдвардса, Уильяма и его сына Гилберта Теннентов, Сэмюеля Блэра, Сэмюеля Финли и многих других собирали огромное количество людей, которые переживали духовное прозрение и целыми приходами обращались ко Христу. Великое Пробуждение сопровождалось мощным движением Святого Духа, откровениями и чудесами.
Безусловно, Пробуждение отчасти было реакцией отрицания на атмосферу всеобщего материализма и рационализма века Просвещения, оно давало обильную пищу эмоциям человека, отвечало его душевным и духовным потребностям, которые, в отличие от запросов интеллектуальных и физических, долго находились в небрежении. Вместе с тем Пробуждение отчасти являлось парадоксальным и очень специфическим порождением этого века. Сознательно — ибо многие американские священники, деятели Пробуждения, были людьми образованными и часто увлеченными новыми достижениями науки — либо же чисто интуитивно они основывали свою проповедническую практику на последних открытиях в области психологии. Обращаясь непосредственно к чувствам каждого человека, они оказывали глубокое и мощное воздействие на аудиторию.
Подобно тому, как переориентация светской жизни американцев воплощена в Б. Франклине, изменение религиозного сознания ярко иллюстрируется примером Джонатана Эдвардса (1703—1758), пуританского проповедника, величайшего в Америке метафизика и теолога. Эдвардс и Франклин представляют противоположные принципы американского мышления XVIII столетия: идеализм и материализм, вместе же отражают его разнообразие. Дж. Эдвардс в его ответе современному деизму и экспериментальным наукам пошел далее своих сподвижников по Пробуждению. Его проповеди (наиболее известная из них — "Грешники в руках разгневанного Бога") и теологические сочинения были проникнуты живым интересом к физическим явлениям и признанием человеческой субъективности; и то и другое, по Эдвардсу, подтверждало Божье присутствие и возможность для человека духовного возрождения.
Студентом штудировавший Локка и не принимавший в целом его теории, которая сводила жизнь человека к одним только ощущениям и, таким образом, низводила его на уровень животного, Эдвардс тем не менее усвоил и развил многие из локковских идей. Так, он настаивал на истинности чувств, или "аффектов" как знаков Господнего расположения к человеку, видя в теории Локка своего рода "противоядие" от холодного оцепенения религии разума, в которое постепенно погружалось пуританское мышление в XVIII веке. Открытый ум Эдвардса, приведший его к изучению психологии субъективного опыта, предвосхищал оформление в следующем столетии трансцендентализма, сугубо национального философского учения, важность коего для дальнейшего развития американской мысли признается безоговорочно.
Деятельность Дж. Эдвардса и Великое Пробуждение в целом, вкупе с идеями европейских и американских просветителей (Б. Франклин), во многом подготовили американскую Революцию. Не только Просвещение, но и Пробуждение, поставившее под сомнение необходимость строгой церковной организации, призывавшее к освобождению личности от таковой, делавшее акцент на эмоциональном религиозном опыте отдельного человека, было мощным орудием индивидуализма. В политических терминах, Пробуждение предшествовало стремлению Америки выйти из-под британского владычества ради свободного и демократического общественного устройства. Как видим, в плане дальнейшего социального и культурного развития XVIII столетие значило для Америки даже больше, чем для Европы. Это был век Просвещения, Великого Пробуждения, обретения политической и духовной независимости, рождения молодой республики, оформления американской нации и первых осознанных попыток создания национальной литературы.
Эпоха Просвещения, как ее называют, была важным этапом в развитии европейской истории. Она противостоит общей философии как виду духовного образования, которое имеет свою идеологическую предпосылку. Миссия мыслителей эпохи Просвещения основывалась на признании того, что человеческая история, несмотря на все случайности, имеет внутреннюю линию развития, а именно: всеобщий прогресс разума и движение к большему совершенству. Поэтому самосознание их современности считалось истинным историческим сознанием.
Конечно, мыслители эпохи Просвещения уделяли большое внимание человеческой субъективности, то есть таким составляющим внутреннего мира индивида, как разум, эмоции и воля. Однако особое внимание они уделяли разуму, который якобы обеспечивает относительную целостность личности и отвращает ее от пороков, страстей и других проявлений эмоций. Это не позволило мыслителям Просвещения последовательно раскрыть проблему человеческой индивидуальности.
Просвещение и буржуазные революции. Решающий удар по феодализму был нанесен только в результате Французской буржуазной революции (1789-1794). Просвещение стало главным идеологом революции. Основной движущей силой этих революций было крестьянство (бедные классы). Главной темой революции был аграрный вопрос.
Одной из характерных черт буржуазной революции в Англии был союз буржуазии с новой аристократией, что объясняло ее половинчатый характер. Буржуазия и новая аристократия были ведущим классом. Движущей силой были народные массы. Революция в Англии была революцией высших классов, поскольку аграрный вопрос был решен в пользу лендлордов. Буржуазия проводила массовые огораживания и сгоняла крестьян с их земель. Результатом стала промышленная революция и первоначальное накопление капитала.
Революция во Франции была первой и единственной, которая привела к полной победе над феодальной аристократией и монархией. Во Франции не было буржуазной аристократии. Революция носила народный характер. Это привело к замене феодального угнетения капиталистическим. Террор устанавливается в Англии и Франции: диктатура Кромвеля (1652) и установление власти Бонапарта (1795). Все революции заканчивались реставрацией. Гражданская демократическая революция в Америке (1775-1783). В 1777 году, в разгар революционной войны английских колоний за независимость в Северной Америке, под давлением народа земли лоялистов (монархических землевладельцев) были конфискованы, но большая их часть была распродана в счет уплаты внешних долгов и перешла в руки спекулянтов. С 1777 года земельные сертификаты выдавались для привлечения добровольцев в армию. Конфискация земли скваттерами. Аграрный вопрос не был решен.
Общие черты эпохи Просвещения
Ученых эпохи Просвещения отличала энциклопедическая широта интересов, разработка основных научных проблем вместе с практическими задачами. Рационалисты — Р. Декарт, Г. Лейбниц, С. Спиноза — считали идеи разума отправной точкой для построения научного знания, эмпирики — Ф. Бэкон, Дж. Локк, Дж. Беркли, Д. Дидро, Ж. Ламетри, Д. Юм — рассматривали опыт как основу для построения научного знания. Органики, Лейбниц и Спиноза, рассматривали природу как единое целое, а ее элементы считали живыми организмами, в которых целое определяет свойства отдельного.
Декарт предложил свой способ решения проблем, которые решаются человеческим разумом и имеющимися фактами — скептицизм. Чувственный опыт не может дать достоверного знания, потому что человек часто сталкивается с иллюзиями и галлюцинациями. Мир, который человек воспринимает своими органами чувств, может оказаться сном. Рассуждения также ненадежны: Никто не свободен от ошибок, рассуждение — это выведение заключения из предпосылок, и если нет достоверных предпосылок, то заключение не может считаться достоверным. Декарт считал, что достоверное знание содержится в разуме.
Рационализм и эмпиризм спорили о методах получения истинного знания. Точные и естественные науки — математика, физика, химия, биология — занимали центральное место в системе знаний. Астрономия и т.д. Ньютон и Лейбниц, которые использовали математику и физику для выявления отношений между рационализмом и эмпиризмом, пришли к разработке интегральных и дифференциальных уравнений разными путями. Главной заслугой Ньютона, опиравшегося на открытия И. Кеплера — основы планетарного движения, открытие телескопа — стало создание механики земных и небесных тел, а также открытие закона всемирного тяготения. Лейбниц разработал доктрину относительности времени, пространства и движения.
Деизм — течение в философии, представители которого отвергали идею личного Бога, не соглашались с отождествлением природы и Бога и отвергали возможность вмешательства Бога в дела человека и процессы природы. Представителями деистического направления были Вольтер, Монтескье, Руссо, Кондильяк.
Атеисты отвергали саму идею существования Бога. Происхождение мира и человека объяснялось на основе материалистических и научных идей; в вопросах познания они отдавали предпочтение эмпиризму.
Утопическое социалистическое (коммунистическое) направление в философии эпохи Просвещения начало появляться в середине XVIII века, но особую популярность получило во время Великой французской революции 1789-1794 годов и после ее окончания.
Среди французских утопических социалистов (коммунистов) были Маблис, Морелли, Бабёф, Оуэн и Сен-Симон.
Главным интересом социалистов-утопистов была проблема разработки и построения идеального общества, основанного на равенстве и социальной справедливости.
Томас Гоббс (1588 — 1679), был учеником и последователем философской традиции Ф. Бэкона. Гоббс отстаивал идею о том, что формирование государства основано на социальном (общем) соглашении.
Джон Локк (1632-1704) развил многие философские идеи Бэкона и Гоббса. Он также разработал свои собственные теории, продолжая эмпирическую и материалистическую традицию английской философии Нового времени.
Основные этапы в развитии культуры Просвещения
Просвещение и культурная критика. Традиционно выделяют три этапа в развитии культуры Просвещения:
Просвещение и революционное движение
Французские мыслители эпохи Просвещения внесли огромный вклад в разработку проблем социального воспитания в обществе.
Ренессансный идеал свободной личности получил атрибут универсальности и ответственности: человек эпохи Просвещения думал не только о себе, но и о других, о своем месте в обществе. Мыслители эпохи Просвещения сосредоточились на проблеме наилучшего общественного устройства. Мыслители эпохи Просвещения верили в возможность построения гармоничного общества.
Глубокие изменения в социально-политической и интеллектуальной жизни Европы, в сочетании с зарождением буржуазных экономических отношений, определили основные доминанты культуры XVIII века.
Основными центрами Просвещения были Англия, Франция и Германия. С 1689 г. — …года последней революции в Англии началось Просвещение. Это была славная эпоха, которая началась с одной революции и закончилась тремя: промышленной — в Англии, политической — во Франции, философской и эстетической — в Германии. За сто лет — с 1689 по 1789 г. — мир изменился. Пережитки феодализма все больше выветривались, все громче заявляли о себе буржуазные условия, которые окончательно укрепились после Великой французской революции.
В восемнадцатом веке также наблюдался подъем буржуазной культуры. На смену старой феодальной идеологии пришло время философов, социологов, экономистов, писателей нового века просвещения.
Критика абсолютной монархии. Социалистическо-утопическое (коммунистическое) направление, возникшее во Франции во второй половине XVIII — начале XIX вв.
Читайте дополнительные лекции:
Образовательный сайт для студентов и школьников
© Фирмаль Людмила Анатольевна — официальный сайт преподавателя математического факультета Дальневосточного государственного физико-технического института
Тема 7.4. Война за независимость и образование США. Французская революция конца XVIII века.
Предыстория
Британия к 1760-м гг. приобрела значительные владения в Северной Америке и Индии. Но разорительная Семилетняя война (1756–1763) вынудила британское правительство пополнять казну за счёт колоний. Были повышены и введены новые налоги в колониях, что вызвало недовольство местного населения. В Северной Америке с 1770-х гг. началось движение сопротивления, важным пунктом этого движения был город Бостон.
В это время в Северной Америке было 13 британских колоний, они располагались на восточном побережье североамериканского континента.
Похожую политику повышения налогов проводили и Испания, Португалия. К концу XVIII века Испания окончательно утратила влияние в Европе, и единственным способом преодолеть финансовые трудности было изымание средств из колоний. В отличие от североамериканских колоний, в южноамериканских землях движение за независимость в большей степени зародилось в высших кругах местных предпринимателей.
Северная Америка
Июнь 1774 г. – ответные меры британского правительства: закрыт бостонский порт, в город направлены войска, упразднено самоуправление колонии Массачусетс.
Осень 1774 г. – заседание I Континентального конгресса в Филадельфии, на котором была принята Декларация прав и нужд колоний.
Апрель 1775 г. – начало войны за независимость Америки. Сражения при Лексингтоне и Конкорде.
Май 1775 г. – заседание II Континентального конгресса в Филадельфии, на котором было принято решение о создании континентальной армии во главе с Джорджем Вашингтоном.
1775–1783 гг. – война за независимость.
4 июля 1776 г. – принятие Континентальным конгрессом Декларации независимости. Провозглашено объединение в единое независимое государство тринадцати североамериканских штатов. Является датой основания Соединённых Штатов Америки (США).
1781 г. – победа американской армии под Йорктауном.
1783 г. – подписан мирный договор США и Британии. Признана независимость США.
1787 г. – принятие конституции США. Провозглашены федеративное государство, республиканский строй, принцип разделения властей, федеральная исполнительная власть в лице президента, двухпалатный парламент (конгресс).
Участники
Джордж Вашингтон – американский военный и плантатор, главнокомандующий континентальной армией в войне за независимость, один из разработчиков конституции США, первый президент США. Его именем названа столица США.
Томас Джефферсон – американский юрист, автор проекта Декларации независимости. Третий президент США.
Бенджамин Франклин – один из авторов Декларации независимости и конституции США. Сторонник отмены рабства.
Симон Боливар – революционер из Венесуэлы, Освободитель Латинской Америки.
Хосе де Сан-Мартин – один из руководителей войны за независимость в Латинской Америке. Возглавлял первое правительство Перу.
Бернардо О`Хиггинс – один из руководителей войны за независимость в Латинской Америке.
Хосе Антонио де Сукре – один из руководителей войны за независимость в Латинской Америке.
Мигель Идальго – сельский священник, командующий восстанием в Мексике.
Хосе Мария Морелос – священник, командующий восстанием в Мексике.
Заключение
В Северной Америке возникло новое государство, ставшее одним из сильнейших государств мира. Заложены основополагающие демократические принципы этого государства, действующие до сих пор.
В результате освободительных войн в Латинской Америке были созданы новые государства: Мексика, Великая Колумбия, Перу, Боливия, Чили и др. Укрепилась местная капиталистическая верхушка, теперь независимая от метрополии. Испания в результате этих войн лишилась большинства своих колоний в Латинской Америке.
Параллели
В то время как к первой четверти XIX века большинство колоний отвоевали свою независимость, на Востоке не прекращалась экспансия европейцев. К середине XIX века вся территория Индии оказалась во владении Британской империи, европейцы постепенно пытались проникнуть в Китай и Японию. С конца XVIII века началась английская колонизация Австралии. Обретение независимости США хоть и нанесло удар по колониальным интересам Британии, всё же не поколебали её на пути к колониальной гегемонии.
Предыстория
Причины, приведшие Францию к революции, назревали достаточно долго. До революции власть в стране была сосредоточена в руках двух привилегированных сословий – дворянства и духовенства. Основная часть налогов ложилась на плечи крестьян, горожан, ремесленников, торговцев и предпринимателей.
В среде образованных французов из третьего сословия нарастала неудовлетворённость старым порядком. Большую роль в распространении революционных идей сыграли труды философов-просветителей, обличавших отжившие порядки.
В эпоху Просвещения Франция переживала экономический подъём. Наблюдался рост торговли, подъём сельского хозяйства и производства. Однако имел место финансовый кризис. Неэффективная налоговая система, государственный долг привели страну к кризису. К 1780-му году финансовый кризис перешёл в экономический.
Возмущение народа и усиление оппозиции вынудили монарха созвать старинный сословно-представительский орган власти – Генеральные штаты.
5 мая 1789 г. – созыв Генеральных штатов. Генеральные штаты не собирались с 1614 года.
На заседаниях этого органа власти сформировалась группа революционно настроенных депутатов, которые объявили себя Учредительным собранием и поставили задачу выработать конституцию. Группа состояла преимущественно из третьего класса, а также либерально настроенной аристократии и духовенства.
14 июля 1789 г. – взятие Бастилии (символа деспотизма). С этого события ведётся начало Французской революции. В результате этого восстания Людовик XVI признал власть Учредительного собрания.
Начало августа 1789 г. – отмена феодальных повинностей, отмена сословных привилегий и ограничений. Крушение феодального порядка.
26 августа 1789 г. – принятие Учредительным собранием Декларации прав человека и гражданина. Провозглашалось равенство и неотъемлемость прав человека на свободу, собственность, безопасность и т.д.; суверенитет нации, принцип разделения властей, равенство граждан перед законом, свобода слова.
3 сентября 1791 г. – принятие Учредительным собранием первой конституции Франции. Установление конституционной монархии. Законодательная власть в руках Законодательного собрания, исполнительная – в руках короля и министров.
В новом государстве были проведены следующие реформы:
налоговая (все прежние налоги заменены на налоги на земельную собственность, на движимое имущество и на предпринимательство);
административная (деление страны на 83 департамента);
национализация церковных земель.
1793–1795 гг. – Вандейские войны (гражданские войны в северо-западных провинциях Франции). Восстание против революции под руководством контрреволюционных дворян и духовенства.
10 августа 1792 г. – народное восстание в Париже. Падение монархии. Власть перешла к жирондистам. Высший орган власти – Национальный конвент.
Сентябрь 1792 г. – стихийный террор в Париже. Связан со страхом от приближения прусской армии.
20 сентября 1792 г. – победа французских войск над прусскими при Вальми.
21 сентября 1792 г. – провозглашение Франции республикой. Введено новое летоисчисление.
21 января 1793 г. – казнь Людовика XVI.
Март 1793 г. – создание Революционного трибунала (суд над политическими преступниками).
Апрель 1793 г. – создание Комитета общественного спасения. Страна в состоянии Гражданской войны и войны почти со всей Европой. Продовольственный кризис. Угроза восстаний.
2 июня 1793 г. – приход к власти в Конвенте монтаньяров-якобинцев, то есть крайне левых путём изгнания жирондистов из Конвента. Установление Якобинской диктатуры.
24 июня 1793 г. – принятие новой Конституции, которая даровала широкие демократические свободы, в том числе всеобщее избирательное право (для мужчин старше 21 года). Конституция не действовала ни дня, так как после принятия её введение тут же отложили до окончания войны.
Сентябрь 1793 г. – введение всеобщего максимума: принятие твёрдых цен на продукты, установление предельных ставок заработной платы, введение пособий для неимущих. Замена христианства на культ разума.
27 июля 1794 г. (9 термидора по республиканскому летоисчислению) – Термидорианский переворот. Падение Якобинской диктатуры. На следующий день Робеспьер был казнён.
22 августа 1795 г. – новая конституция: отменяла наиболее радикальные демократические положения конституции 1793 года, но сохраняла республиканские начала. Переход власти к Директории.
9–10 ноября 1799 г. – разгон Законодательного корпуса Наполеоном Бонапартом. Окончание Французской революции.
Людовик XVI – король Франции. Казнён во время Французской революции.
Мария Антуанетта – королева Франции. Казнена во время Французской революции.
Оноре Мирабо – граф, один из лидеров Учредительного собрания, один из лидеров Якобинского клуба.
Максимилиан Робеспьер – один из лидеров Якобинского клуба. Фактический глава государства в период Якобинской диктатуры.
Жильбер Лафайет – маркиз, один из лидеров Учредительного собрания, участник войны за независимость в Америке. Командовал национальной гвардией Парижа в 1789 году.
Жан-Поль Марат – один из лидеров якобинцев. Убит Шарлоттой Конде.
Жорж Дантон – один из основателей Первой Французской республики.
Камиль Демулен – инициатор похода на Бастилию в начале Французской революции.
Жорж Кутон – революционер, соратник Робеспьера.
Санкюлоты – трудовой народ Парижа, одна из сил Французской революции.
Клуб кордельеров – клуб радикальных политиков (Ж.П. Марат, К. Демулен, Ж. Дантон).
Жирондисты – политическая сила Французской революции, вместе с якобинцами представляли левое крыло Законодательного собрания после его созыва в 1791 году. Название по департаменту Жиронда. При республике были уже правым крылом Конвента.
Монтаньяры представляли наиболее радикальную левую силу Законодательного собрания после его созыва в 1791 году (Робеспьер, Дантон, Марат).
Французская революция имела огромное историческое значение.
Принятая революцией Декларация прав человека и гражданина стала началом правовых государств в Европе, также впервые в Европе осуществлён на практике принцип разделения властей. В 1793 году были провозглашены (хотя и остались на бумаге) идеи демократического социального государства, ставшие ориентиром для революционеров XIX и XX века.
Существенный ущерб был нанесён населению и экономике Франции.
Кроме серьёзных структурных изменений в политическом и социальном строе государства, Французская революция – опыт насилия и террора. Чудовищные события и трагический конец якобинского террора показали, что попытка устроить светлое будущее путём уничтожения всех, кто мешает к нему прийти, обречена.
Красный флаг с середины XIX века станет символом рабочего и социалистического движения.
Вандея после Французской революции стала нарицательным именованием любой контрреволюции.
Если вы нашли ошибку или неработающую ссылку, пожалуйста, сообщите нам – сделайте свой вклад в развитие проекта.
Изучение Просвещения, в частности, стало одним из вариантов решения вопроса о взаимосвязи и повторяемости истории России и Европы. Помимо этого, присутствовал и собственно научный интерес освоения новой темы. И историки видели свою цель в создании научной, объективной картины прошлого, а общественный интерес к этой теме выступал в качестве стимула к изучению.
Просвещение является частью глобальной исторической трансформации. Начало этого процесса историк относит к XVI в. и разбивает на два этапа (XVI-XVII вв. и XVIII в.), связанных с постепенным утверждением новых ценностей – разума и науки, с трансформацией государственного управления: от государства как личного владения к государству централизованному и с независимым управлением.
Просвещение во Франции начинается со второй четверти XVIII в. и продолжается до 1789 г., произведя полный переворот в общественном сознании. Считая Просвещение и его идеи не произвольным явлением, а закономерным и правомерным в контексте европейской истории, в условиях французского государства того времени, а также будучи сам настроенным либерально, Герье старается подойти к данному явлению взвешенно, равноценно представить как заблуждения эпохи, так и ее великие достижения. Их совокупность и будет для него составлять образ Просвещения.
Герье указывал, что первой темой, к которой обратилось Просвещение, стала религия, выразив тем процесс замены религиозного мировоззрения научным. Плодом рационального подхода к религии явился деизм в первой половине века, наиболее ярко представленный Вольтером, но во второй половине века он был сменен материализмом энциклопедистов и атеизмом Гольбаха. Короткий век деизма, по мнению Герье, ярко демонстрирует крайности идеологии Просвещения и сложность внутриполитической ситуации во Франции. В ожидании необходимых перемен, активно проводить которые правительство не решалось, общество сильно поляризовалось, и деизм – срединный вариант, не порывающий полностью с верой как таковой, но и не становящийся на исключительно научную точку зрения, уже не удовлетворял никого. Герье трактует деизм как нереализованный срединный путь, показавший, что в будущем радикализация идеологии неизбежна.
Герье оценивает свершившиеся перемены в мировоззрении по большей части положительно, считая их великим наследием той эпохи. Особенно ценной для него представлялась перемена во взгляде на человека. Человек выступает на первый план, становится исходной точкой любых теорий и идей, становится главным мерилом. Это произошло потому, что на человека стали смотреть с верой и надеждой: его природа понималась как изначально совершенная, направленная к добру. Особенно важно, с точки зрения Герье, что эти качества человека имели социальный характер, так как человек представлялся прежде всего членом общества. И общество, и отдельные люди ставят себе поэтому высокие идеалы, считая их реально достижимыми.
Высоко оценивая идеи эпохи Просвещения, Герье осуждает их за антиисторизм, и для него это является самым серьезным недостатком, во многом перевешивающим даже достоинства этих идей. Это привело их к абсолютной оторванности от реальной почвы и повлекло в будущем многочисленные бедствия и разочарования, прежде всего в эпоху революции. Но эти идеи носили универсальный и космополитический характер, обеспечив тем широкую сферу своего распространения, перекрывающую национальные границы. В этом их роль в утверждении мировоззрения нового времени.
В 50-60-егг. XX в. английский историк А. Коббен осуществил ревизию характера французской революции и основных социальных вопросов, связанных с ним – о наличии феодализма во Франции конца XVIII в., о характере предреволюционной буржуазии и т. д. Это сделало его имя знаменитым во многих странах.
Сомнение в традиционной интерпретации возникло у А. Коббена не внезапно, так как новые ревизионистские взгляды закладывались еще с начала 30-х гг. XX в. С сомнения о влиянии Руссо на революцию и начинается исследование связи Просвещения и французской революции в творчестве А. Коббена.
Заключение
Ламетри, Гельвеций, Гольбах обосновывали в своих трудах систему материалистического понимания мира. В этой системе нашли решение вопросы, касающиеся материи как субстанции, движения как способа существования материи, детерминизма и материалистического сенсуализма.
У французских философов-материалистов были последователи (Нежон, Марешаль, Кабанис и др.), однако к началу XIX в. система их идей сошла со сцены французской философии, будучи заменена всевозможными антиматериалистическими учениями, и вплоть до последней трети XIX в., когда во Францию стали проникать идеи марксизма, существовала в естественно-научной форме. В чем причины подобной трансформации? Их можно объяснить ограниченностью метафизического способа мышления, вызванного механицизмом, а также идеалистическими взглядами на понимание истории. В дальнейшем механицизм и метафизичность мышления были преодолены в гегелевской философии, однако говорить о влиянии идей французских материалистов на представителей немецкой классической философии не приходится.
Список литературы
2. Алферов А.А. Идея общественного прогресса: содержание и становление // Философия в пространстве культуры. - Ростов н /Д.: Феникс, 2017. - С. 52-69.
3. Гобозов И.А. Социальная философия. - М.: Изд-во Савин С.А., 2013. - 528 с.
5. Ивонин Ю.Е. Проблема просвещенного абсолютизма в Германии в современной историографии // Вопросы истории. 1998. № 2. С. 149-155.
6. История Европы. Т. 4. Европа нового времени (XVII-XVIII века). М. : Наука, 1994.
7. Кондорсе Ж.А. Эскиз исторической картины прогресса человеческого разума. - М., 2014. - 233 с.
8. Мейнеке Фр. Возникновение историзма. - М., 2014. - 480 с.
9. Спиркин А.Г. Философия. - М., 2012. - 736 с.
11. Шмидт С. О., Гутнова Е. В., Исламов Т. М. Абсолютизм в странах Западной Европы и в России (опыт сравнительного изучения) // Новая и новейшая история. 1985. № 3. С. 42-54.
© 2014-2022 — Студопедия.Нет — Информационный студенческий ресурс. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав (0.005)
Читайте также: