Идеальность в триз доклад

Обновлено: 04.07.2024

В результате своего развития ТРИЗ вышла за рамки решения изобретательских задач в технической области, и сегодня используется также в нетехнических областях (бизнес, искусство, литература, педагогика, политика и др.).

1. ВВЕДЕНИЕ

Возможно ли научиться изобретать более успешно, направленно, как-то учитывать весьма богатый изобретательский опыт предшественников (и если да, то в чём этот опыт состоит?). Каково действительно соотношение в успешном изобретательстве изобретательской техники (которую можно и должно выявлять и осваивать) и соответствующих природных (то есть врождённых, не поддающихся новообразованию) способностей изобретателя? Советский инженер-патентовед, изобретатель, писатель и учёный Генрих Альтшуллер был убеждён в возможности выявить из опыта предшественников устойчиво повторяющиеся приёмы успешных изобретений и возможности обучить этой технике всех заинтересованных и способных к обучению. С этой целью было проведено исследование более 40 тыс. авт. свидетельств и патентов и на основе выявленных закономерностей развития технических систем и приёмов изобретательства разработана Теория решения изобретательских задач (ТРИЗ), знаменем которой стал призыв превратить искусство изобретательства в точную науку.

2. ИСТОРИЯ

Г. С. Альтшуллер начал изобретать с раннего возраста. В 17 лет он получил своё первое авторское свидетельство (9 ноября 1943), а к 1950 году число изобретений перевалило за десять. Широко распространено мнение, что изобретения приходят неожиданно, с озарением, но Альтшуллер, будучи учёным и инженером, задался целью выявить, как делаются изобретения, и есть ли у творчества свои закономерности. Для этого он за период с 1946 по 1971 исследовал свыше 40 тысяч патентов и авторских свидетельств, классифицировал решения по 5-ти уровням изобретательности и выделил 40 стандартных приёмов, используемых изобретателями. В сочетании с алгоритмом решения изобретательских задач (АРИЗ), это стало ядром ТРИЗ.

В дальнейшем Альтшуллер продолжил развитие ТРИЗ и дополнил его теорией развития технических систем (ТРТС), в явном виде сформулировав главные законы развития технических систем [3] . За 60 лет развития, благодаря усилиям Альтшуллера, его учеников и последователей, база знаний ТРИЗ-ТРТС постоянно дополнялась новыми приёмами и физическими эффектами, а АРИЗ претерпел несколько усовершенствований. Общая же теория была дополнена опытом внедрения изобретений, сосредоточенном в его жизненной стратегии творческой личности (ЖСТЛ). Впоследствии этой объединённой теории было дано наименование общей теории сильного мышления (ОТСМ).

3. СТРУКТУРА И ФУНКЦИИ ТРИЗ


  1. Законы развития технических систем (ТС)

  2. Информационный фонд ТРИЗ

  3. Вепольный анализ (структурный вещественно-полевой анализ) технических систем

  4. Алгоритм решения изобретательских задач — АРИЗ

  5. Методы развития творческого воображения

4. ОСНОВЫ ТРИЗ

4.1. Изобретательская ситуация и изобретательская задача

Когда техническая проблема встаёт перед изобретателем впервые, она обычно сформулирована расплывчато и не содержит в себе указаний на пути решения. В ТРИЗ такая форма постановки называется изобретательской ситуацией. Главный её недостаток в том, что перед инженером оказывается чересчур много путей и методов решения. Перебирать их все трудоёмко и дорого, а выбор путей наудачу приводит к малоэффективному методу проб и ошибок.

Поэтому первый шаг на пути к изобретению — переформулировать ситуацию таким образом, чтобы сама формулировка отсекала бесперспективные и неэффективные пути решения. При этом возникает вопрос, какие решения эффективны, а какие — нет?

На практике идеальный конечный результат редко достижим полностью, однако он служит ориентиром для изобретательской мысли. Чем ближе решение к ИКР, тем оно лучше.


  • Из каких частей состоит система, как они взаимодействуют?

  • Какие связи являются вредными, мешающими, какие — нейтральными, и какие — полезными?

  • Какие части и связи можно изменять, и какие — нельзя?

  • Какие изменения приводят к улучшению системы, и какие — к ухудшению?

4.2. Противоречия

После того, как мини-задача сформулирована и система проанализирована, обычно быстро обнаруживается, что попытки изменений с целью улучшения одних параметров системы приводят к ухудшению других параметров. Например, увеличение прочности крыла самолёта может приводить к увеличению его веса, и наоборот — облегчение крыла приводит к снижению его прочности. В системе возникает конфликт, противоречие.

4.3.1. Система приёмов

Анализ многих тысяч изобретений позволил выявить, что при всём многообразии технических противоречий большинство из них решается 40 основными приёмами.

Работа по составлению списка таких приёмов была начата Г. С. Альтшуллером ещё на ранних этапах становления теории решения изобретательских задач. Для их выявления понадобился анализ более 40 тысяч авторских свидетельств и патентов. Приёмы эти и сейчас представляют для изобретателей большую эвристическую ценность. Их знание во многом позволяет облегчить поиск ответа.

Но эти приёмы показывают лишь направление и область, где могут быть сильные решения. Конкретный же вариант решения они не выдают. Эта работа остаётся за человеком.

Система приёмов, используемая в ТРИЗ, включает простые и парные (прием-антиприем).

Простые приёмы позволяют разрешать технические противоречия. Среди простых приёмов наиболее популярны 40 основных приёмов.

Парные приёмы состоят из приёма и антиприёма, с их помощью можно разрешать физические противоречия, так как при этом рассматривают два противоположных действия, состояния, свойства.

4.3.2. Стандарты на решение изобретательских задач

Стандарты на решение изобретательских задач представляют собой комплекс приёмов, использующих физические или другие эффекты для устранения противоречий. Это своего рода формулы, по которым решаются задачи. Для описания структуры этих приёмов Альтшуллером был создан вещественно-полевой (вепольный) анализ.

Система стандартов состоит из классов, подклассов и конкретных стандартов. Эта система включает 76 стандартов. С помощью этой системы можно не только решать, но выявлять новые задачи и прогнозировать развитие технических систем.

4.3.3. Технологические эффекты


Технологический эффект — это преобразование одних технологических воздействий в другие. Могут требовать привлечения других эффектов — физических, химических и т. п.

4.3.3.1. Физические эффекты


Известно около пяти тысяч физических эффектов и явлений. В разных областях техники могут применяться различные группы физических эффектов, но есть и общеупотребительные. Их примерно 300—500.

4.3.3.2. Химические эффекты


Химические эффекты — это подкласс физических эффектов, при котором изменяется только молекулярная структура веществ, а набор полей ограничен в основном полями концентрации, скорости и тепла. Ограничившись лишь химическими эффектами, зачастую можно ускорить поиск приемлемого решения.

4.3.3.3. Биологические эффекты


Биологические эффекты — это эффекты, производимые биологическими объектами (животными, растениями, микробами и т. п.). Применение биологических эффектов в технике позволяет не только расширить возможности технических систем, но и получать результаты, не нанося вреда природе. С помощью биологических эффектов можно выполнять различные операции: обнаружение, преобразование, генерирование, поглощение вещества и поля и другие операции.

4.3.3.4. Математические эффекты


Среди математических эффектов наиболее разработанными являются геометрические. Геометрические эффекты — это использование геометрических форм для различных технологических преобразований. Широко известно применение треугольника, например, использование клина или скользящих друг по другу двух треугольников.

4.3.4. Ресурсы


Вещественно-полевые ресурсы (ВПР) — это ресурсы, которые можно использовать при решении задач или развитии системы. Использование ресурсов увеличивает идеальность системы.

4.4. Законы развития технических систем

Основная статья: Законы развития технических систем


  • Статика — законы 1-3, определяющие условия возникновения и формирования ТС;

  • Кинематика — законы 4-6, 9 определяют закономерности развития вне зависимости от воздействия физических факторов. Важны для периода начала роста и расцвета развития ТС;

  • Динамика — законы 7-8 определяют закономерности развития ТС от воздействия конкретных физических факторов. Важны для завершающего этапа развития и перехода к новой системе.

4.5. Вещественно-полевой (вепольный) анализ

Основная статья: Веполь Вепольный анализ

Веполь (вещество + поле) — модель взаимодействия в минимальной системе, в которой используется характерная символика.

Ещё одна техника, которая широко используется изобретателями, заключается в анализе веществ, полей и других ресурсов, которые не используются, и которые находятся в системе или рядом с ней.

4.6. АРИЗ — алгоритм решения изобретательских задач

основная статья: АРИЗ

Алгоритм решения изобретательских задач (АРИЗ) — пошаговая программа (последовательность действий) по выявлению и разрешению противоречий, то есть решению изобретательских задач (около 85 шагов).


  • собственно программу,

  • информационное обеспечение, питающееся из информационного фонда

  • методы управления психологическими факторами, которые входят составной частью в методы развития творческого воображения (РТВ).

5. АЛЬТЕРНАТИВНЫЕ ПОДХОДЫ


  1. Метод проб и ошибок

  2. Мозговой штурм

  3. Метод синектики

  4. Морфологический анализ

  5. Метод фокальных объектов

  6. Метод контрольных вопросов

6. КРИТИКА ТРИЗ


  1. Когда разговор заходит о ТРИЗ, то обычно говорят о методологии ТРИЗ,уходя от факта, что с помощью неё было создано множество мелких изобретений и производственных улучшений, рационализаций. В то же самое время, ни одно серьезное открытие мирового уровня не было сделано методами ТРИЗ.

  2. В ТРИЗ была предпринята попытка сформулировать законы развития технических систем, которые должны были лечь в основу ТРИЗ и в основу общей методологии решения задач. Однако большинство из сформулированных законов таковыми не являются. Их скорее следовало бы назвать закономерностями развития техники, причём далеко не полными. По этой причине стройной методологии решения задач, основанной на законах развития, так и не появилось. А сформулированные законы в основном использовались в качестве методических обоснований к приводимым примерам изобретений.

  3. Усовершенствование АРИЗ (создание новых модификаций от АРИЗ-77 до АРИЗ-85В) шло не по пути устранения допущенных неточностей в процедурах выявления противоречия, а по пути усложнения алгоритма. В результате последняя официальная модификация алгоритма АРИЗ-85В превратилась в чрезвычайно громоздкую и малопригодную для практического использования конструкцию.

  4. В ТРИЗ так и не были найдены чёткие механизмы перехода от сформулированного противоречия к его практическому разрешению. Это создавало серьёзные сложности в решении реальных задач с помощью АРИЗ.

  5. ТРИЗ декларировала отказ от методологии активизации перебора вариантов, однако часть так называемых инструментов ТРИЗ представляли собой именно такие методы (метод маленьких человечков, оператор РВС, вепольный анализ).

  6. Вепольный анализ представлялся в ТРИЗ научным подходом, в основе которого заложен анализ закономерностей структурного развития технических объектов. Однако допущение использования в веполях несуществующих физических полей, а также возможность неоднозначной трактовки вепольных конструкций и правил их преобразования позволяют отнести вепольный анализ скорее к методам активизации перебора вариантов, чем к научному анализу.

  7. Наиболее близким к идее формализации процедуры решения изобретательских задач было создание в ТРИЗ таблицы и приёмов разрешения технических противоречий. Этот подход был основан на статистическом анализе существующих на то время описаний изобретений. Однако, несмотря на имеющиеся перспективы, он не получил в ТРИЗ дальнейшего развития и по причине ряда имевшихся недостатков и морального устаревания статистических выводов утратил свою актуальность для практического использования.

  8. Распространено мнение о возможности внедрения ТРИЗ в реальное производство. Однако по своей сути ТРИЗ является индивидуальным методом решения задач, применение которого является личным выбором для человека. По этой причине сделать ТРИЗ частью того или иного производственного процесса затруднительно, хотя предприятие может организовать обучение ТРИЗ своих сотрудников с целью повышения их творческих возможностей.

7. СОВРЕМЕННАЯ ТРИЗ

Современная ТРИЗ включает в себя несколько школ, развивающих классическую ТРИЗ и добавляющих новые разделы, отсутствующие в классике. Глубоко проработанное техническое ядро ТРИЗ (приёмы, АРИЗ, вепольный анализ) остаётся практически неизменным, и деятельность современных школ направлена в основном на переосмысление, реструктурирование и продвижение ТРИЗ, то есть имеет больше философский и рекламный, чем технический, характер. В связи с этим современные школы ТРИЗ нередко упрекаются (как со стороны, так и взаимно) в бесплодии и пустословии. ТРИЗ активно применяется в области рекламы, бизнеса, [14] искусства, раннего развития детей и так далее, хотя изначально был рассчитан на техническое творчество.

Классическая ТРИЗ является общетехнической версией. Для практического использования в технике необходимо иметь множество специализированных версий ТРИЗ, отличающихся между собой номенклатурой и содержанием информационных фондов. Некоторые крупные корпорации применяют элементы ТРИЗ, адаптированные к своим областям деятельности.

В настоящее время отсутствуют специализированные версии ТРИЗ для стимуляции открытий в области наук (физики, химии, биологии и так далее).

- Формула идеальности
- Функция системы
- Примеры формулирования идеальных систем
- Принцип стремления к идеальности
- Примеры реализации принципа идеальности в ТРИЗ
- Коэффициент полезности (идеальности) в ТРИЗ
- Улучшаем важные параметры
- Степень идеальности
- Формула желаемого результата
- Работоспособность системы
- Прогноз на будущее
- Задача на идеальность

Идеальность - это то, к чему стремятся все системы. Например, на этом построена эволюция. И многие системы животного мира в сотни раз эффективнее чем то, что придумал человек. Они гораздо ближе к идеальности. Крыло птицы имеет в 10 раз больше подъемную силу, чем у самого современного самолёта.

Основная формула звучит так:

Идеальная система та, которой нет, но её функция выполняется.

Здесь важно отметить понятие функции, так как у одной и той же системы в зависимости от контекста будут разные функции. Например, система банк может иметь функцию хранения денег, либо выдачи кредитов. Формулировать стоит ту функцию, которая для решения задачи является главной.

Еще пример: идеальный работник тот, которого нет, но его функция общения с клиентами и информировании их о времени работы компании выполняется. Сформулировав так, мы сразу понимаем, как это реализовать. Например, автоответчик на телефоне или чат-бот.

Стремление к идеальности мы можем видеть вокруг. Если взять пример жёсткого диска для компьютера, то одна из первых моделей весила около тонны, а вмещала всего 4.4 мегабайта информации. Сейчас у каждого есть смартфон, вес которого 150 грамм, а вмещает он в тысячи раз больше информации. Размеры диска уменьшались, его вес снижался, при этом объём информации, который он вмешал, постоянно рос и растёт по сей день.

Отсюда выводится коэффициент полезности (идеальности):

К = Польза / Вред

Система стремится к идеальности, когда вред отсутствует, а польза максимальна. Польза - это как раз выполнение главной функции, а вред - это затраты на ее выполнение. Например, себестоимость смартфона - это вред.

Поэтому, когда мы двигаемся к идеальности, то наращиваем пользу и снижаем вред. Но часто есть предел целесообразности, когда достаточно немного улучшить систему, чтобы решить текущую задачу. Тогда стоит делать именно так, а не пытаться сразу приблизить ее к идеалу. Гораздо лучше делать это постепенно, улучшая шаг за шагом.

Бывает достаточно для решения задачи сформулировать и реализовать желаемый результат (ЖР). Тогда можно обойтись без идеальности, хотя это и будет шаг к ней. Формула решения задачи (РЗ) будет звучать так: РЗ = ЖР + С (Система).

Например, нам нужно охладить двигатель машины (ЖР), для этого у нас есть система вентилятор (С). Порой этого достаточно, чтобы понять, куда двигаться. А уже далее, добавляя принципы идеальности, можно совершенствовать систему и повышать ее эффективность.

Сюда же относится понятие ИКР (Идеальный Конечный Результат), когда мы задействуем ресурсы самой системы для решение задачи. Тогда мы гарантированно повышаем пользу и снижаем вред. В данном случае ИКР звучит так: двигатель сам себя охлаждает. Тогда идеальный вентилятор тот, которого нет, а охлаждение выполняется.

Единственное ограничение в идеальности - это чтобы система уже работала. То есть она должна выполнять какую-то функцию, тогда есть что улучшать. Если система не работает, то сначала стоит решить задачу, почему она не работает и добиться, чтобы она заработала. В ТРИЗ есть инструменты, которые позволяют это делать. О них я расскажу в следующих уроках.

И самое интересное, так как мы знаем, что все системы стремятся к идеальности, то можем прогнозировать их развитие на много лет вперед, тем самым выстраивая верную траекторию своего развития. Это может относиться как к технике, так и к бизнесу и любым процессам, которые мы планируем улучшать.

И как всегда, в завершении немного практики!

Задача на идеальность:

- Выберите любую знакомую вам систему
- Сформулируйте ее функцию
- Запишите систему через формулу идеальности

Например: идеальный банк тот, которого нет, но деньги на счет можно положить в любой точке мира.

Вступайте в международный клуб ТРИЗ, получайте самую актуальную информацию раньше других и решайте нерешаемые задачи!

Урок 1. Введение в ТРИЗ

Первый урок данного раздела является введением в основы классической Теории решения изобретательских задач. В нем даются ответы на такие главные вопросы: как и когда возникла ТРИЗ, каковы ее цели и какие проблемы она решает, в каких областях применяется?

Система методик ТРИЗ, как и другие теории творчества и креативности, имеет свою базу и функции, и для того, чтобы понять ее и научиться применять, нужно, в первую очередь, детально изучить методы и принципы решения изобретательских задач, предлагаемые данной теорией. Об этом и будет рассказано ниже.

Содержание:

Краткая история ТРИЗ

Именно заинтересованность Г. Альтшуллера всеми аспектами изобретательства, а не деталями конкретных разработок, стала причиной поиска алгоритма, который давал бы практическое руководство к тому, как сделать изобретение более легким. Автор будущей теории вместе со своим другом Рафаилом Шапиро в 1946 г. решили, что должна существовать некая методика изобретательства и постарались ее найти. Но анализ научной литературы того времени показал, что проблемами творчества интересовалась в основном психология, причем большинство работ имели предметом метод проб и ошибок.

Сегодня снова наблюдается возрастание интереса к теории и практике ТРИЗ не только в России и странах СНГ, но и в США, Канаде, странах Европы, Юго-Восточной Азии и Южной Америки. Во всем мире создаются компании, которые внедряют практику ТРИЗ в различные сферы деятельности. Особенно это касается промышленности, где методика Альтшуллера используется для получения перспективных решений производственных проблем. Теорию решения изобретательских задач изучают студенты многих специальностей и школьники всех возрастов, существуют обучающие ТРИЗ курсы подготовки для педагогов. В 1989 г. в Петрозаводске Г. Альтшуллер создал и возглавил Ассоциацию ТРИЗ, которая в 1997 г. стала международной.

Цели, задачи и функции

Основная цель ТРИЗ (или даже миссия) – выявление и использование законов, закономерностей и тенденций развития технических систем. ТРИЗ призван организовать творческий потенциал личности так, чтобы способствовать саморазвитию и поиску решений творческих задач в различных областях. Главная задача ТРИЗ – предложение алгоритма, позволяющего без перебора бесконечных вариантов решений проблемы найти наиболее подходящий вариант, отбросив менее качественные. Или, говоря более простыми словами, ТРИЗ позволяет решить изобретательскую задачу так, чтоб на выходе получить наиболее высокий КПД.

Основные функции ТРИЗ:

Дополнительные функции ТРИЗ:

  • Решение научных и исследовательских задач.
  • Выявление проблем, трудностей и задач при работе с техническими системами и при их развитии.
  • Выявление причин брака и аварийных ситуаций.
  • Максимально эффективное использование ресурсов природы и техники для решения многих проблем.
  • Объективная оценка решений.
  • Систематизирование знаний любых областей деятельности, позволяющее значительно эффективнее использовать эти знания и на принципиально новой основе развивать конкретные науки.
  • Развитие творческого воображения и мышления.
  • Развитие творческих коллективов.

Теперь давайте поговорим о принципах ТРИЗ.

Принципы теории

Как говорилось выше, Г. С. Альтшуллер одной из главных проблем такой теории изобретательства, как метод проб и ошибок, считал многочисленный перебор вариантов решения. Поэтому в ТРИЗ ключевая роль отводится пониманию того, как избежать подобного и сразу находить сильные решения. Для этого предложены следующие принципы теории:

Принцип объективности законов развития систем. Строение, функционирование и смена поколений систем подчиняются объективным законам. Таким образом, сильные решения – это решения, соответствующие объективным законам, закономерностям, явлениям, эффектам. Любая система развивается заранее определенным способом.
Принцип противоречия. Под воздействием внешних и внутренних факторов возникают, обостряются и разрешаются противоречия. Системы эволюционируют, преодолевая противоречия. Соответственно, сильные решения – это решения, преодолевающие противоречия. Дихотомию нужно усилить максимально. В системе нужно искать противоречие.
Принцип идеальности. При решении задачи следует стремиться к идеальному результату (решению), когда достигается максимальный результат при минимальных усилиях (затратах). Таким образом, сильные решения – это решения, использующие внутренние ресурсы, уже имеющиеся в системе, – близкие к идеальному решению. Методология решения проблем строится на основе изучаемых ТРИЗ общих законов эволюции, общих принципов разрешения противоречий и механизмов приложения этих общих положений к решению конкретной проблемы.
Принцип конкретности. Каждая решаемая задача конкретна (конкретные ресурсы, конкретные решения). Принцип конкретности – каждый класс систем, как и отдельные представители внутри этого класса, имеют конкретные особенности, облегчающие или затрудняющие изменение конкретной системы. Эти особенности определяются ресурсами: внутренними – теми, на которых строится система, и внешними – той средой и ситуацией, в которой находится система. Сильные решения – это решения, учитывающие конкретные особенности конкретных систем, а также индивидуальные особенности, связанные с личностью конкретного человека, решающего проблему.

Усвоив эти принципы, можно идти дальше.

Место ТРИЗ среди других теорий творчества

ТРИЗ занимает особое место среди других теорий творчества. И дело здесь не только в разнице методов (и в том, что ТРИЗ – это скорее не метод, а целая система). Теория Г. Альтшуллера родилась как альтернатива методу проб и ошибок и бесконечно долгому перебору возможных вариантов решения задач. Задача ТРИЗ – находить сильное решение практически сразу. Это ее первая особенность.

Еще одной является то, что ТРИЗ изначально была основана на изучении технического опыта, опыта точных наук. Точность передалась и самой теории, которая предполагает четкую пошаговую схему действий, которая направлена на достижение идеального (конечно, в зависимости от условий) конечного результата. Этим обусловлено то, что в основе методики лежит применение специального алгоритма – АРИЗ. Другие приемы поиска творческого решения, такие, как мозговой штурм, синектика, латеральное мышление, содержат элемент неопределенности, более того, только латеральное мышление указывает на необходимость точной фокусировки на проблеме. ТРИЗ же, в свою очередь, конкретная и строгая.

Важным отличием ТРИЗ от других теорий является место, отводимое человеческому фактору. В системе Г. Альтшуллера воздействие на техническую систему личности человека сведено к минимуму. Этим отчасти объясняется еще одна особенность – ТРИЗ не способствует активизации творческого потенциала, она, скорей, организовывает его. Поэтому данная методика подходит в значительно большей мере для решения существующих проблем, а не создания чего-то принципиально нового.

Применение

Изначально ТРИЗ имела дело только с технологическими проблемами, попросту говоря, с вещами материальными, и была разработана для решения проблем в технических системах. Основу методики составляли выявленные Альтшуллером закономерности, поэтому можно сказать, что в отдельных проявлениях ТРИЗ, как объективный ответ на требование к развитию технических систем, существовал до его научного описания. Один из центральных принципов теории – принцип противоречия – является необходимым условием поступательности и изобретательства в целом. Так, в начале ХХ в. было выявлено противоречие между классической механикой, основанной на постулатах Галилея об относительности и классической электродинамикой, которая отвергала этот принцип. Это стимулировало работу А. Энштейна, который в качестве решения предложил свою теорию относительности.

Теория решения изобретательских задач поспособствовала появлению ряда технических инноваций еще в советское время, особенно в области радиоэлектроники и вычислительных машин. В частности, это разработки удаленных и обычных дисплеев, систем индикации, блоков питания и др.

Оказала влияние ТРИЗ и на сферу создания программного обеспечения. Принцип противоречия можно рассматривать как основу для написания таких программных инструментов как оптимизаторы и средства рефакторинга, призванные анализировать технические противоречия на уровне программного кода с использованием приемов разрешения противоречий. Эта отрасль довольно активно развивается.

Методика продолжает совершенствоваться, и, поскольку, она не является строгой научной теорией и представляет собой обобщенный опыт закономерностей развития не только техники, но и науки в целом, применение ТРИЗ возможно и в других сферах.

Педагогика

  1. Педагогика должна быть направлена на подготовку универсалов, которые все знают и умеют делать всё.
  2. Обучение начинается в раннем возрасте (5 лет) и заканчивается в 13, 15, 16 лет.
  3. Специализация происходит сама собой. Выбор специальности студент делает сам.
  4. Обучение производится с максимальной скоростью (принцип форсажа).
  5. Программа подготовки должна постоянно обновляться и дополняться.
  6. Учебные группы должны быть малыми (четверки) для учета индивидуальных особенностей ребенка.
  7. ТРИЗ-педагог сам должен быть универсальной творческой личностью.

Детальнее читайте в Википедии.

Новейший взгляд предлагает Анатолий Гин, специалист в области ТРИЗ, который разработал пять принципов современной ТРИЗ-педагогики:

Принцип свободы выбора. В любом обучающем или управляющем действии предоставлять ученику право выбора.
Принцип открытости. Не только давать знания, но еще и показывать их границы. Использовать в обучении открытые задачи – задачи, стимулирующие самостоятельное генерирование идей.
Принцип деятельности. Освоение учениками знаний, умений навыков преимущественно в форме деятельности.
Принцип обратной связи. Регулярно контролировать процесс обучения с помощью развитой системы приемов обратной связи.
Принцип идеальности. Максимально использовать возможности, знания, интересы самих учащихся с целью повышения результативности и уменьшения затрат в процессе образования.

Но педагогикой собласть применения ТРИЗ, конечно, не ограничивается.

Бизнес и маркетинг

Так или иначе, нашла свое применение ТРИЗ и в этих областях. Все промышленные предприятия в своей деятельности вынуждены обращаться к информационному фонду ТРИЗ. В нем собраны указатели применения физических, химических и геометрических эффектов, банк типовых приемов устранения технических и физических противоречий, который постоянно пополняется.

Многие компании обращаются к услугам ТРИЗ-консультантов с целью развития навыков поиска решений своими сотрудниками, повышения их эффективности и продуктивности. В этом призван помочь особый раздел ТРИЗ, посвященный развитию творческого потенциала человека.

Теория решения изобретательских задач будет полезна и многим управленцам – в 90-е гг. разработчики ТРИЗ пришли к выводу, что законы развития технических систем схожим образом проявляют себя и в развитии других организованных систем, в том числе социальных. Прогрессивным в планировании деятельности также является использование инструментов ТРИЗ в SWOT-анализе. В маркетинговых исследованиях всегда применяется принцип характерный для ТРИЗ – дробление целевой аудитории на категории по социальным, демографическим и другим характеристикам. Он же лежит в основе диаграммы Кано, которая отображает, как предпочтения клиента распределяются в зависимости от категорий качества.

Теория находит свое применение и в других областях, таких как юриспруденция, искусство, литература и другие. Чтобы подробнее познакомиться со спектром задач, решаемых при помощи ТРИЗ, вы можете перейти на страницу с заданиями и примерами ТРИЗ.

Проверьте свои знания

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Выберите документ из архива для просмотра:

Выбранный для просмотра документ Борисова Е. В.ppt

Технология ТРИЗ, как фактор развития творческого потенциала личности «Каждый.

Описание презентации по отдельным слайдам:

Технология ТРИЗ, как фактор развития творческого потенциала личности «Каждый.



Актуальность

Применение ТРИЗ – технологии на уроках

Применение ТРИЗ – технологии на уроках


Урок с элементами ТРИЗ ТРИЗовское мышление Углубление понимания предмета Изб.

Урок с элементами ТРИЗ ТРИЗовское мышление Углубление понимания предмета Избавление от психологической инерции раскрепощаются мыслительные функции способствует усвоению материала развивается творческое мышление повышается успешность в учебе

Урок в технологии ТРИЗ. Что даёт такой урок детям? Что даёт такой урок учител.

Урок в технологии ТРИЗ. Что даёт такой урок детям? Что даёт такой урок учителю? помогает находить варианты решения проблемного вопроса, генерировать оригинальные дизайнерские идеи. регулярная тренировка творческого мышления обеспечивает профессиональный рост воспитывает готовность к восприятию нового развивает творческие способности учителя, гибкость и системность мышления знание ТРИЗ вооружает мышление учителя набором инструментов по решению проблем вырабатывается способность применять знания в реальных ситуациях

Практическое использование приемов ТРИЗ Модель “элемент - имя признака - знач.

Модель “Элемент - имя признака - значение признака” Школа – здание из кирпича.

Модель “Элемент - имя признака - значение признака” Школа – здание из кирпича, дерева, бетона, место, где учатся. Парта – предмет мебели, сделан из дерева, за ней сидят в школе. Учебник – книга, по которой учатся в школе.


Верите ли вы, что… …ветер может разрушить горы? …опавшие осенью листья вредят.

Верите ли вы, что… …ветер может разрушить горы? …опавшие осенью листья вредят почве? …1 см почвы образуется за 300 лет? …норы животных, живущих в почве разрушают её? …растения участвуют в образовании почвы? …почва и камень родственники? …почва – наша кормилица? 1234567 +-?

ЧТЕНИЕ С ОСТАНОВКАМИ Текст читается дозировано. После каждой смысловой части.

ЧТЕНИЕ С ОСТАНОВКАМИ Текст читается дозировано. После каждой смысловой части обязательно делается остановка, во время которой идет обсуждение или проблемного вопроса, или коллективный поиск ответа на основной вопрос темы, или дается какое-то задание, которое выполняется в группах или индивидуально.

Таблица ЗХУ З- что мы знаем Х- хотим узнать У- что мы узнали и что нам остало.

Таблица ЗХУ З- что мы знаемХ- хотим узнатьУ- что мы узнали и что нам осталось узнать 1.Растения – часть живой природы. 2.Растения выделяют в воздух кислород. 3.Животные и люди не смогли бы жить на Земле без растений. 4. Растения делятся на несколько групп: деревья, кустарники, травыПочему? Какие ещё есть группы растений? Что такое виды растений? Какие названия дают им учёные? Растения делятся на несколько групп. В каждой группе растений много видов. Науку о растениях называют ботаникой. Существует 350 тысяч видов растений. Названия видов дают им учёные. Растения выделяют в воздух кислород: если бы не было растений, не было бы и нас. Нужно заботиться о растениях, беречь их, как можно больше садить растения и ухаживать за ними. 8. Охранять растения-значит заботиться о живом.

Концептуальная таблица Линии сравнения Тайга Смешанный лес Широколиственный.

Концептуальная таблица Линии сравненияТайгаСмешанный лесШироколиственный лес Климатические условия Растительный мир Животный мир

Сводная таблица Название Основные свойства Использование Гранит Зернистый, тв.

Сводная таблица НазваниеОсновные свойстваИспользование ГранитЗернистый, твёрдый и прочныйСтроительство фундаментов зданий, набережных, дорог, памятников ПесокВ виде крупинок, сыпучий, жёлтый, серыйСтроительство, стекло ГлинаМельчайшие частички, скреплённые между собой, пластична.Строительство, кирпич, посуда

Модель “Создай паспорт” Имя – Иван Автор (создатель) – П.П. Ершов Прописка –.

Рыбья кость

Метод мозгового штурма Метод маленьких человечков Бином фантазии Морфологичес.

Метод мозгового штурма Метод маленьких человечков Бином фантазии Морфологический ящик / копилка Прием РАФТ: Р – роль А – аудитория Ф - форма Т – тема Да-нетка Беречь, туч, ключ, ночь, дочь, задач, свеч, вещь, лещ, мышь, карандаш, молодёжь, багаж, испечь, стеречь

СИСТЕМА подсистема подсистема подсистема подсистема

СИСТЕМА подсистема подсистема подсистема подсистема

СИСТЕМА подсистема подсистема подсистема подсистема НАДСИСТЕМА

СИСТЕМА подсистема подсистема подсистема подсистема НАДСИСТЕМА

Системный лифт «Класс → первый этаж → школа → улица → город Мичуринск → Тамбо.

класс 1 этаж школа улица Советская город Мичуринск область Тамбовская Российс.

класс 1 этаж школа улица Советская город Мичуринск область Тамбовская Российская Федерация материк Евразия планета Земля Солнечная система галактика Млечный путь Вселенная

Системный оператор 6 Надсистема в прошлом 3 Надсистема 9 Надсистема в будущем.

Системный оператор 6 Надсистема в прошлом3 Надсистема9 Надсистема в будущем 4 Система в прошлом1 Система Выбранный объект, его функция7 Система в будущем 5 Части систем в прошлом2 Подсистема Части системы8 Подсистема в будущем

Елка Новогодняя ель Ствол, крона На празднике Ель Корневая система. ствол, кр.

Елка Новогодняя ель Ствол, крона На празднике Ель Корневая система. ствол, крона В лесу Линейка, карандаш Части новых объектов Фабрика по переработке древесины

Математика

Репка Весна, лето Дом, дерево, земля, воздух Всё под снегом, зима. Росток реп.

Репка Весна, летоДом, дерево, земля, воздухВсё под снегом, зима. Росток репкиРепкаКусочки репки на тарелке ?Ботва, корень, тело репки?


Ручка Предмет для письма Школьные принадлежности Офисные приборы. Гусиное пер.

Ручка Предмет для письмаШкольные принадлежностиОфисные приборы. Гусиное пероРучкаСкоростное записывающее устройство Перо птицы, наконечникКорпус, паста, колпачоксоставляющие в будущем полностью зависят от фантазии и воображения детей

Учительство – это искусство, труд не менее творческий, чем труд писателя или.

Учительство – это искусство, труд не менее творческий, чем труд писателя или композитора, но более тяжелый и ответственный. Учитель обращается к душе человеческой не через музыку, как композитор, не с помощью красок, как художник, а впрямую. Академик Дмитрий Лихачев

Выбранный для просмотра документ И бог создал все живые существа.docx

СЛАЙД 1 Тема выступления Технология ТРИЗ,
как фактор развития творческого потенциала личности.

И бог создал все живые существа, какие до сих пор двигаются по земле, и одно из них было человеком. И только этот ком глины, ставший человеком, умел говорить. И бог наклонился поближе, когда созданный из глины человек привстал, оглянулся и заговорил. Человек подмигнул и вежливо спросил:– А в чем смысл всего этого? – Разве у всего должен быть смысл? – спросил бог. – Конечно, – сказал человек. – Тогда предоставляю тебе найти этот смысл! – сказал бог и удалился.

В педагогической литературе часто встречаются предложения по усовершенствованию педагогических систем и процессов. Постоянный поиск новых средств и методов приводит к тому, что традиционная методика обновляется. На уроках создаются такие ситуации, которые побуждают ученика мобилизовать свои интеллектуальные ресурсы.
Решать задачи современной школы помогают инновационные технологии, среди которых ЩЕЛЧОК (теория решения изобретательских задач) ТРИЗ. Могу вас уверить, что это очень интересная деятельностная технология, такая, о которых сейчас говорят в свете ФГОС. Данная технология представляет собой уникальный инструмент для развития, творческого мышления, формирования творческой личности, позволяет самостоятельно находить выход из сложившейся ситуации.

Очень эффективно включать различные модели ТРИЗ в обучение, показывая материал под неожиданным углом, выделяя возможность его практического применения. Использование методов и приемов ТРИЗ на любом школьном уроке делает его интересным и познавательным, заставляет учащихся познавать и удивляться, находить решение в нестандартных ситуациях.

Изобретательские задачи имеют множество вариантов решения, причем не всегда можно определить, какое их них самое удачное. Многое зависит от того, в каких условиях данное решение будет использовано. Поэтому, решение любого ученика может стать изобретением. Практически любой человек, если он сам того твердо желает, может стать изобретателем, научиться творчески мыслить. Каждое изобретение способствует повышению самооценки школьников. Начинать этому учиться необходимо как можно раньше.

Содержание уроков с элементами ТРИЗ работает на формирование ТРИЗовского (сильного, активного) мышления, а ТРИЗовское мышление – на углубление понимания предмета. Происходит избавление от психологической инерции мышления, а это способствует усвоению материала, раскрепощаются мыслительные функции, развивается творческое мышление, повышается успешность в учебе. Т. е уроки с использованием моделей ТРИЗ-технологии являются средством формирования успешности учения младших школьников.

Кроме того ТРИЗ имеет ряд ценностей.

Многие модели ТРИЗ -технологии хорошо ложатся на программный материал по основным предметам.

На сегодняшний день я использую в своей педагогической деятельности следующие приемы ТРИЗ. Остановлюсь кратко на некоторых из них.

модель “Элемент - имя признака - значение признака” для рассмотрения составных частей изучаемого явления и их значений.

Читайте также: