Доклад здоровьесберегающие технологии на уроках музыки

Обновлено: 02.07.2024

Автор: Мулихина Светлана Викторовна

Организация: МБОУ Урюпинская СОШ

Населенный пункт: Кемеровская область, п. Полуторник

Состояние здоровья российских школьников вызывает серьезную тревогу специалистов. Наглядным показателем неблагополучия является то, что здоровье школьников ухудшается по сравнению с их сверстниками двадцать или тридцать лет назад. При этом наиболее значительное увеличение частоты всех классов болезней происходит в возрастные периоды, совпадающие с получением ребенком общего полного образования.

Таким образом, ряд значимых заболеваний дети и подростки приобретают за период обучения в школе в результате воздействия различных неблагоприятных факторов, в том числе связанных с воздействием образовательной среды.

В территориях Кемеровской области, в системе образования ведется целенаправленная, планомерная здоровьесберегающая деятельность по сохранению и укреплению здоровья учащихся и воспитанников.

Огромную роль в формировании духовного здоровья человека играет искусство, в частности – музыка. Любое произведение искусства воздействует на человека, прежде всего психологически, формируя у него здоровую психику. Музыкальное искусство наряду с выполнением воспитательно-эстетических функций, обладает мощным оздоровительно-развивающим потенциалом.

В результате музыкально-оздоровительной работы мы наблюдаем:

  • повышение уровня развития музыкальных и творческих способностей детей;
  • стабильность эмоционального благополучия каждого ученика;
  • повышение уровня речевого развития;
  • снижение уровня заболеваемости;
  • стабильность физической и умственной работоспособности во всех сезонах года, не зависимо от погоды.

Музыкально-рациональная психотерапия в условиях общеобразовательной школы представляет собой совокупность приемов и методов, направленных на расширение и обогащение спектра доступных учащемуся переживаний и формирование мировоззрения, которое помогает ему быть здоровым и счастливым.

Таким образом, мы делаем вывод, что музыка, обладая психотерапевтическим эффектом, имеет здоровьесберегающий потенциал.

II. Основная часть

II.1 Классификация здоровьесберегающих технологий

По характеру деятельности здоровьесберегающие технологии могут быть как частные (узкоспециализированные), так и комплексные (интегрированные).

К комплексным здоровьесберегающим технологиям относят: технологии комплексной профилактики заболеваний, коррекции и реабилитации здоровья (физкультурно-оздоровительные и валеологические); педагогические технологии, содействующие здоровью; технологии, формирующие ЗОЖ.

По направлению деятельности среди частных здоровьесберегающих технологий выделяют:

  • медицинские (технологии профилактики заболеваний; коррекции и реабилитации соматического здоровья; санитарно-гигиенической деятельности);
  • образовательные, содействующие здоровью (информационно-обучающие и воспитательные);
  • социальные (технологии организации здорового и безопасного образа жизни; профилактики и коррекции девиантного поведения);
  • психологические (технологии профилактики и психокоррекции психических отклонений личностного и интеллектуального развития).

В совокупность основных элементов здоровьесберегающей технологии включены следующие составляющие:

  1. Информационная – включает концептуальные положения по обеспечению реализации цели и задач.
  2. Инструментальная – включает описание материально-технической базы и учебно-методическое обеспечение.
  3. Социальная – определяет кадровый потенциал, его компетентность, готовность к реализации технологии в образовательном процессе.
  4. Финансовая – определяет источники, объемы и систему бюджетных и внебюджетных средств.
  5. Нормативно-правовое обеспечение – использование государственных нормативных актов, ведение делопроизводства по данному направлению.

Целью ЗОТ выступает обеспечение условий физического, психического, социального и духовного комфорта, способствующих сохранению и укреплению здоровья субъектов образовательного процесса, их продуктивной учебно-познавательной и практической деятельности, основанной на научной организации труда и культуре здорового образа жизни личности.

Вместе с тем за последние годы сотрудниками НИИ ГИГИЕНЫ И ОХРАНЫ ЗДОРОВЬЯ ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ НАУЧНОГО ЦЕНТРА ЗДОРОВЬЯ ДЕТЕЙ РАМН проведена оценка влияния на функциональное состояние организма и здоровье детей ряда инноваций вздоровьесберегающей деятельности школы (Кучма В.Р, 2012). Приведем их краткую характеристику.

Школа полного дня. Впервые дано научное обоснование соответствия суммарной образовательной и воспитательной нагрузки, условий организации работы школы полного дня функциональным и возрастным особенностям детей младшего и среднего школьного возраста. Наиболее благоприятные показатели динамики умственной работоспособности, эмоционального и психосоматического состояния, физиометрических исследований выявлены у младших школьников, в режим обучения и воспитания которых была включена динамическая пауза в середине учебного дня и прогулка после уроков (1 и 4 класс), 35-минутная продолжительность уроков, их начало в 9.00, дневной сон (1 класс).

Характер недельной динамики работоспособности учащихся средних классов соответствовал физиологической кривой – оптимум показателей регистрировался в середине недели.

В школах полного дня с увеличенным объемом двигательной активности (дополнительные уроки физкультуры, единый спортивный час, посещение бассейна и тренажерного зала, большой выбор физкультурно-спортивных секций и кружков и др.) установлены более низкие показатели невротизации и более высокие физиометрические показатели.

Модульная организация учебного процесса. Предполагает сдвоенные уроки по одному предмету, состоящие из трех 30-минутных занятий для обучающихся среднего и старшего звена, при общепринятой продолжительности учебного дня и перерывов между уроками. Модульная организация занятий поддерживает высокий уровень работоспособности в течение всего учебного года, развитие менее выраженного утомления и тревожности учащихся. При этом установлено снижение веса ежедневного комплекта учебников на1,5-2 кг и уменьшение времени на приготовление домашних заданий.

Динамический урок. Существующий двигательный режим не обеспечивает физиоло-гической потребности растущего организма в движении. Сдерживающим фактором в решении этой проблемы является традиционная структура урока, при которой динамическая составляющая урока не превышает 5-10%.

Физиолого-гигиеническая оценка общеобразовательных уроков интеллектуального характера с активной динамической нагрузкой показала, что при использовании методов работы с элементами соревнования, групповыми (командными) выходами к доске, ученических конторок, обеспечивающих чередование рабочих поз сидя и стоя, динамический урок заметно снижает статическое напряжение и не только повышает двигательную активность, но и формирует позитивный эмоциональный фон учебного процесса, развивает психофизиологические функции (в частности скорость принятия решения в условиях ограниченного времени).

Интеграция образовательной, двигательной и игровой деятельности стимулирует творческое отношение к теме урока и повышает умственную работоспособность детей. Установлено, что после динамического урока не отмечено ни одного случая выраженного утомления, в то время как после традиционного урока такая степень утомления выявлена у 35% учащихся.

Гендерный подход к обучению. Установлено, что параллельно-раздельное обучение мальчиков с позиции пололичностных особенностей восприятия является здоровьесберегающей технологией, так как при большей продуктивности учебной работы учащихся гендерных классов в течение дня, рабочей недели и года отмечается меньшая распространенность случаев выраженного утомления и функциональных отклонений.

Спортивная рекреация. Основная цель этого проекта – обеспечить организованный активный отдых учащихся начальной школы на перемене за счет использования различного физкультурно-спортивного оборудования.

Результат совокупного воздействия на детей всех здоровьесберегающих технологий должен оцениваться с помощью комплекса методов медико-психолого-педагогической диагностики, мониторинга. Постоянное наличие обратной связи позволяет своевременно вносить в работу необходимые коррективы.

II.2 Здоровьесберегающий потенциал уроков музыки

II.3.Музыкотерапия
Одним из главных направлений здоровьесбережения является создание здорового психологического климата на уроках.
В современном мире медицина и искусство объединились и прекрасно помогают людям.

МУЗЫКОТЕРАПИЯ – это психотерапевтический метод, основанный на целительном воздействии музыки на психологическое состояние человека, где музыка используется как лечебное средство. В России музыкотерапию Минздрав признал официальным методом лечения в 2003 году. Музыкотерапия в мире становиться признанной наукой. При Российской Академии Музыки им. Гнесиных создано отделение музыкальной реабилитации. В ряде западных ВУЗов готовят профессиональных докторов, врачующих музыкой. Музыка и искусство врачевания неразрывно связаны друг с другом. Музыка воздействует на определенные мозговые зоны и активизирует работу мозга в целом.

ВОКАЛОТЕРАПИЯ

1. Благотворно влияет на работу почек, желез внутренней секреции;
2. Массирует гортань, щитовидную железу;
3. Влияет на работу сердца;
4. Высоко-вокальные звуки благотворно воздействуют на повышение иммунитета человека;
5. Пение помогает человеку развивать грамотное письмо, воздействуя на подкорку головного мозга.

Разработано много современных апробированных методик, истоки которых идут из общеобразовательных школ.

Музыкально-рациональная психотерапия в условиях общеобразовательной школы представляет собой совокупность приемов и методов, направленных на расширение и обогащение спектра доступных учащемуся переживаний и формирование мировоззрения, которое помогает ему быть здоровым и счастливым.

Одно из них: подтянитесь, поиграйте мышцами, распрямите плечи, высоко поднимите голову (столб достоинства), почувствуйте себя победителем и обязательно напевайте. Если учащиеся будут выполнять такое упражнение, их сознание зафиксирует горделивую позу и мозг даст команду всем системам организма её поддерживать.

Как глоссит народная пословица "Кто много поет, того хворь не берет!"

Реализация здоровьесберегающих технологий зависит от многих составляющих:

  • активного участия в этом процессе самих учащихся;
  • создание здоровьесберегающей среды;
  • высокой профессиональной компетентности и грамотности педагогов;
  • планомерной работы с родителями;
  • тесного взаимодействия с социально-культурной сферой.

Результаты музыкально-оздоровительной работы

  • повышение уровня развития музыкальных и творческих способностей детей;
  • стабильность эмоционального благополучия каждого ученика;
  • повышение уровня речевого развития;
  • снижение уровня заболеваемости;
  • стабильность физической и умственной работоспособности во всех сезонах года, не зависимо от погоды.

III. Заключение.

Таким образом, мы делаем вывод, что одним из главных направлений здоровьесбережения является создание здорового психологического климата на уроках. Целью массового музыкального образования и воспитания учащихся является формирование музыкальной культуры как неотъемлемой части их духовной культуры. Музыкальное искусство наряду с выполнением воспитательно-эстетических функций, обладает мощным оздоровительно-развивающим потенциалом. Слушание музыкальных произведений на уроках музыки в общеобразовательной школе обладает большой силой эмоционального воздействия на ребенка, и поэтому играет огромную роль в воспитании здорового подрастающего поколения. Звуки несут огромную информацию для каждого человека отдельно. Классические композиции снижают уровень содержания в крови стрессовых гормонов, ускоряют процесс лечения различных заболеваний. Аккорды в виде терций и тонических трезвучий отвечают за положительные эмоции. . Музыкальная мелодия представляет собой особое сочетание звуковых волн, входящих в резонанс с каждой клеткой нашего тела. Причем это происходит не только с теми, кого природа наградила слухом: человеческий организм устроен так, что он воспринимает звуковые волны внутренними органами, кожей и даже скелетом.

Современными учеными доказан тот факт, что посредством музыки можно влиять на интеллектуальное развитие, ускоряя рост клеток, отвечающих за интеллект человека, а также воздействовать на эмоциональное самочувствие человека. Музыка влияет на человека через ритм. Все функции организма подчинены ему: ритмично бьется сердце, дышат легкие, выполняются двигательные функции. Платон видел в музыке отличное средство для выработки характера. Музыкальные вибрации освежают ум, облегчают мышление. При помощи звука включаются механизмы высшей нервной деятельности.

Через слушание музыки на уроке идет мощное душевное внутреннее очищение. И в этом очищении и заключается психотерапевтическая суть музыкального искусства. Певческая деятельность на уроке музыки помогает формировать у каждого ребенка здоровый голосовой аппарат, развивать способность к гибкому и разнообразному его функционированию. При регулярной и правильной певческой деятельности на уроках музыки улучшается и физическое здоровье детей, а значит, пение можно рассматривать, как физиологический процесс.

Подводя итог всему вышесказанному, мы убеждаемся что урок музыки обладает мощным здоровьесберегающим потенциалом и, современный учитель, учитывая этот факт, должен применять это знание на уроках музыки, влияя тем самым на улучшение здоровья современного ученика.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

«Здоровье до того перевешивает все остальные блага,

Проблема сохранения и укрепления здоровья школьников существует уже достаточно давно. Здоровье ребенка, его физическое и психическое развитие, социально-психологическая адаптация в значительной степени определяются условиями его жизни и, прежде все го, условиями жизни в школе. Исследования Института возрастной физиологии показывают, что за последние 10 лет число школьников с хронической патологией возросло в 1,5 раза, а среди подростков – в 2,1 раза. За время обучения 70% функциональных расстройств переходят теперь в стойкую хроническую патологию к окончанию школы, в 4-5 раз возрастает заболеваемость органов зрения, в 3 раза – органов пищеварения, в 2 раза - число нервно-психических заболеваний.

Ребёнок должен овладевать искусством здоровой жизни, уметь вести здоровый образ жизни. Это понятие включает в себя следующие блоки:

режим труда и отдыха;

физическая активность и закаливание;

психогигиена и психопрофилактика;

создание благополучной для школьника окружающей среды.

На уроках музыки я использую почти все эти блоки (исключение – рациональное питание).

Ещё в давние времена люди заметили, что музыка не только развлекает их, но и оказывает исцеляющее воздействие, как на физическое здоровье человека, так и на его психику. Гиппократ использовал в своей медицинской практике воздействие музыки на больного. Пифагор считал, что музыка, как проявление космической гармонии, может создавать у человека такой же внутренний порядок и гармонию, как в космосе.

Такой же точки зрения придерживаются и более современные учёные и педагоги. Я. А. Каменский ввёл музыкальное искусство в число обязательных школьных предметов. Многие педагоги, создатели прогрессивных музыкальных методик (Б. Барток, Ш. Сузуки, Д. Кабалевский и др.), говорили о необходимости обучения всех детей музыке, независимо от их природных способностей. Венгерский композитор и педагог Золтан Кодай считал, что “без музыки человек не может быть полноценным – он всего лишь фрагмент”. Автор книги “Формирование человека посредством музыки” В. Вюнш рассматривает музыку в качестве центрального предмета преподавания, который формирует человека и позволяет ему набирать духовный опыт.

В своей педагогической деятельности мы всё больше осознаём, что именно учитель может сделать для здоровья школьника гораздо больше, чем врач.

К здоровьесберегающим технологиям можно отнести и личностно – ориентированные технологии, так как для них приоритетна индивидуальность каждого ученика, обеспечение безопасных, комфортных условий его развития и реализация его природных возможностей.

Общеизвестно, что педагогическая технология - это описание педагогического процесса, неизбежно ведущего к запланированному результату. Педагогическую технологию можно представить как более или менее жёстко запрограммированный (алгоритмизированный) процесс взаимодействия преподавателя и учащихся, гарантирующий достижение поставленной цели. (М.И. Махмутов).

Организация здоровьесберегающего пространства на уроках музыки носит комплексный характер. Он помогает решить важнейшие задачи – сохранить здоровье ребёнка, приучить его к активной и здоровой жизни.

Цель здоровьесберегающих образовательных технологий обучения – обеспечить школьнику возможность сохранения здоровья за период обучения в школе, сформировать у него необходимые знания, умения и навыки по здоровому образу жизни, научить использовать полученные знания в повседневной жизни.

На уроках музыки я использую дыхательную гимнастику А.Н. Стрельниковой. С учащимися нашей школы мы выполняем основной комплекс из 12 дыхательных упражнений этой гимнастики.

Наряду с основными формами музыкальной работы с детьми на уроках используют логоритмику, ритмотерапию, фольклорную арт-терапию, терапию творчеством, вокалотерапию, музыкально – рациональную психотерапию и др.

Логоритмическая гимнастика.

Это форма активного отдыха, наиболее благоприятная для снятия напряжения после долгого сидения. Кратковременные физические упражнения под музыку, вызывая возбуждение других отделов мозга, усиливают кровообращение и создают благоприятные условия отдыха для ранее возбужденных отделов. После такого короткого активного отдыха внимание детей повышается, а восприятие учебного материала улучшается.

Ритмотерапия.

Танец, мимика и жест являются одним из древнейших способов выражения чувств и переживаний. Музыкально – ритмические упражнения выполняют релаксационную функцию, помогают добиться эмоциональной разрядки, снять умственную перегрузку и утомление. Движение и танец, помимо того, что снимают нервно-психическое напряжение, помогают школьнику быстро и легко подружиться с другими детьми, а это также дает определенный психотерапевтический эффект.

Методика преподавания музыки К. Орфа – “Вкусный канон” - 4-хголосие. Методика З.Кодаи, который считал, что “без музыки человек не может быть полноценным – он всего лишь фрагмент” (но-ле-ви-та-зо-ра-би).

Система ручных знаков – показ. (“Я – весёлый поросёнок”, “1-5,вышел зайчик погулять”).

Пение по руке (как по нотному стану) – “Как повадился коток”, “Во поле берёза стояла”.

Музыкально – пластические движения (во время слушания или исполнения музыкальных произведений).

На уроках музыки ритмотерапия применяется тогда, когда в разучиваемом произведении не получается ритмический рисунок. В этом случае сначала необходимо трудные места разучить, применяя специальные ритмические упражнения, а уже потом разучивать произведение. Кроме того, музыкально – ритмическая минутка способствует улучшению здоровья детей, содействует выпрямлению и разгрузке позвоночника.

Фольклорная арт - терапия.

Это интегрированная арт - терапия, музыка и движение, драма и рисунок, отражение национального характера и культуры, одним словом, - русский песенный фольклор.

Относительно укрепления психической составляющей здоровья школьников необходимо отметить следующее. Большинство психологов сходятся в своих взглядах на том, что половина людей (в основном, сангвиники и флегматики) с помощью звука избавляются от ненужного балласта переживаний, которые мешают человеку стать лучше. А пение вслух – наипростейшее решение этой задачи (выброс из себя перенапряжения). Поэтому большую часть урока мы поём. Музыкальное искусство испокон веков в России выполняло незаменимую функцию. Песня сопровождала человека везде - рождение, крестины, свадьба, похороны, проводы, праздники и т.д., что весьма полно отражено в традициях народного пения. Ещё уместно вспомнить традиции русской духовной (культуру знаменитого распева, духовного концерта) и светской музыки (петровские канты, панегирики), а также революционную и советскую массовые песни. Именно пение часто ассоциируется у нас с поднятием национального духа и самосознания, воспитанием патриотизма. Таким образом, пение является для всей русской традиционной культуры явлением знаковым, обладающим большим полем семантических и архетипических смыслов.

Русский песенный фольклор – это естественная система арт-терапии, включающая в себя излечение звуком, музыкой, движением, драмой, рисунком, цветом и несущая скрытые инструкции по сохранению целостности человеческой личности. В фольклоре действительно есть врачующее начало. Традиционные детские песни развивают у детей не только музыкальный слух и память, но и легкие, дыхание, голосовой аппарат. Характерная для русских танцев релаксация рук, особенно кистей, позволяет производить сбросы накопившихся зажимов. При нетрадиционных формах урока (урок-обряд, урок-концерт, урок-праздник, урок-путешествие) значительную роль играет терапия русским костюмом и его цветовыми сочетаниями, характером узора. Под музыку народной песни развиваются музыкально – творческие способности детей. Также эти способности активно проявляются в инсценировке русских народных песен. Помимо этого, исполнение сопровождается звучанием народных инструментов, ритмическими движениями, мимикой и жестами. Фольклорная арт – терапия также способствует развитию художественно – образного и ассоциативного мышления учащихся.

Из возрастной психологии известно, что лично – значимым продуктом деятельности для младшего школьника становится только то, во что он вложил силы своей души, где проявил воображение, испытал своё терпение, реализовал свои способности.

Для младших школьников предпочтительнее использование разыгрывания русских народных песен, сказок (“Во поле берёза стояла”, “Бояре, мы к вам в гости пришли”, сказка “Баба – Яга”).

Музыкотерапия – это целительное воздействие музыки на психологическое состояние человека, при этом музыка является лечебным средством. В 2003 году Минздрав признал в России музыкотерапию официальным методом лечения. Во всём мире музыкотерапия стала признанной наукой. В России, в некоторых музыкальных заведениях, созданы отделения музыкальной реабилитации (например, в Российской Академии Музыки им. Гнесиных). А на западе, в ряде учебных заведений, готовят профессиональных докторов, лечащих музыкой. Искусство врачевания и музыка тесно связаны между собой: при воздействии музыки на определённые мозговые зоны активизируется работа мозга в целом.

Вокалотерапия - музыкальные интонации обладают не меньшей силой воздействия на мозг: диссонирующие – возбуждают, консонирующие – успокаивают. Поэтому хоровое пение также можно рассматривать как один из вариантов активной музыкотерапии. Пение оказывает благоприятное влияние на внутренние органы человека, в частности, на всю бронхолёгочную систему, оказывает массирующее действие гортани. Положительная динамика наблюдается и в лечении почек, сердца, щитовидной железы.

Голос является своеобразным индикатором здоровья человека. Крепкое здоровье имеют люди, обладающие сильным голосом. В любом случае, если нет ни голоса, ни слуха, петь полезно всем – это помогает самовыражению человека, а также снять внутреннее напряжение. Сольное или хоровое пение способствуют укреплению певческого аппарата, развивают дыхание. Существующее правило певческой установки (положение тела во время пения) способствует выработке хорошей осанки. Всё это оказывает положительное влияние на здоровье учащихся. В работе с хором идёт процесс целенаправленного развития детских голосов. Целый ряд органов участвуют в голосообразовании: устройство органов слуха, взаимодействие органов дыхания со сложной системой голосового аппарата – это единый комплекс, деятельность которого подчинена центральной нервной системе и строго согласована.

Занятие вокалотерапией восстанавливает экономное дыхание. Учёные утверждают, что от этого работоспособность человека улучшается.

Качественное функционирование сердечно - сосудистой системы зависит от правильного подбора дыхательных и голосовых упражнений. Эти упражнения оказывают большую нагрузку на мышцы брюшного пресса, за счёт которых происходит массаж внутренних органов. В это время активно работает диафрагма и межрёберные мышцы.

Испокон веков люди знали о лечебных свойствах отдельных звуков, произносимых голосом. Самые различные заболевания лечили с их помощью. С позиции вокалотерапии современная наука рекомендует петь следующие лечебные гласные звуки и звукосочетания:

У – этот звук оказывает стимулирующее влияние на работу почек и мочевого пузыря, активизирует органы дыхания.

О – оказывает активное влияние на деятельность поджелудочной железы.

А – оказывает лечебное влияние на сердце и жёлчный пузырь, снимает мышечные спазмы.

Э – при пении этого звука улучшается работа головного мозга.

Ы – этот звук оказывает лечебное действие на уши и лёгкие, улучшает дыхание.

И – лечит заболевания уха, горла, носа, органов зрения, оказывает стимулирующее воздействие на сердечную деятельность.

Внимание следует уделить и таким звукосочетаниям:

ОМ – при пении этих звуков снижается кровяное давление.

АЙ, ПА – устраняются болевые синдромы в сердце.

АХ – ОХ, УХ – эти звуки способствуют стимулированию выброса из организма негативной энергии и отработанных веществ.

Музыкально-рациональная психотерапия.

Музыкально-рациональная психотерапия в условиях общеобразовательной школы представляет собой совокупность приемов и методов, направленных на расширение и обогащение спектра доступных учащемуся переживаний и формирование мировоззрения, которое помогает ему быть здоровым и счастливым.

Автор данной методики В. И. Петрушин не является профессиональным врачом, но, будучи профессиональным музыкантом, он опробовал свою методику в общеобразовательных школах и детских больницах. В этом лечении используются приемы музыкально-образной медитативной психотерапии, специальные дыхательные упражнения, ритмические движения, танцы, групповой массаж, просмотр слайдов с красивыми картинами природы и шедевров мировой живописи, внимательное прослушивание аффективно насыщенных музыкальных произведений. Автор концепции создал формулы (установки) музыкального самовнушения, которые мо гут оказывать на мироощущение ребенка положительное воздействие, ибо оптимистическое восприятие жизни необходимо для душевного и соматического здоровья.

Также необходимо создать такие условия развития для детей, которые будут способствовать сохранению и укреплению их здоровья. На состояние здоровья влияет и стиль общения с педагогом.

Принцип предмета музыки: развлекая – обучай. Демократический стиль общения создаёт условия для развития психической активности ребёнка, даёт свободу его познавательной деятельности. Ученик, находясь в состоянии душевного комфорта, с удовольствием обращается к умственным упражнениям и интеллектуальным заданиям. Если процесс получения знаний интересен и мотивирован, то усвоение материала не создаёт эффекта перегрузки.

Терапия творчеством.

Благотворное влияние на здоровье учащихся оказывает такая терапия. С 1 по 7 класс (включительно) в уроки музыки входит инструментальное музицирование (самые известные произведения: песня “Пони” барда С.Никитина, русские народные песни “Светит месяц” и “Камаринская”).

Групповая работа (работа по группам).

Создание здоровьесберегающего пространства на уроках музыки:

1.Соблюдение санитарно – гигиенических норм (температура, свежесть воздуха, освещение класса и доски).

2.Подача учебного материала на все каналы восприятия, с опорой на ведущую модальность ребёнка (аудиалы, визуалы, кинестетики).

4.Рациональная смена видов деятельности (слушание музыки, пение, инструментальное музицирование, музыкально – пластические движения, драматизация музыкальных произведений, творческие задания).

5.Индивидуальные, парные, групповые виды работ.

6.Длительность применения ТСО в соответствии с гигиеническими нормами.

7.Наличие в содержательной части урока следующих позиций: формирование отношения к человеку и его здоровью как к ценности, выработка понимания сущности здорового образа жизни, создание потребности в здоровом образе жизни и т.д. Мотивация на сохранение и укрепление собственного здоровья.

8.Благоприятный психологический климат на уроке (психогигиена и психопрофилактика).

9.Логоритмика, ритмотерапия, вокалотерапия, музыкально – рациональная психотерапия, фольклорная арт – терапия, терапия творчеством.

10.Использование игровых технологий.

11.Дыхательная гимнастика А.Н. Стрельниковой.

1.Коваленко М.В. Школа здоровья и развития./Новокузнецк: МОУ ДПО ИПК, 2007. (Образование и здоровье).

2.Менчинская Е.А. Основы здоровьесберегающего обучения в начальной школе. – М.: Вентана-Граф, 2008. (Педагогическая мастерская).

4.Формирование здорового образа жизни. 5-11кл.: кл. часы/авт.-сост. Т.И. Магомедова, Л.Н. Канищева. – Волгоград: Учитель, 2007.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Здоровьесберегающие технологии в образовании – способ организации и последовательных действий в ходе учебно – воспитательного процесса, реализации образовательных программ на основе всестороннего учета индивидуального здоровья обучающихся, особенностей их возрастного, психофизического, духовно – нравственного состояния и развития, сохранение и укрепление здоровья.

Здоровьесберегающие технологии в образовании – способ организации и последовательных действий в ходе учебно – воспитательного процесса, реализации образовательных программ на основе всестороннего учета индивидуального здоровья обучающихся, особенностей их возрастного, психофизического, духовно – нравственного состояния и развития, сохранение и укрепление здоровья.

Цель здоровьесберегающих образовательных технологий обучения – обеспечить школьнику возможность сохранения здоровья за период обучения в школе, сформировать у него необходимые знания, умения и навыки по здоровому образу жизни, научить использовать полученные знания в повседневной жизни. И музыкальная терапия может стать эффективным методом сохранения здоровья обучающихся.

Урок музыки сам по себе – здоровьесберегающая технология. Особенностью урока музыки является организация разных форм музыкальной деятельности школьников. Каждый урок музыки содержит в себе оздоровительный эффект, препятствует развитию переутомления, не ухудшает здоровье, а способствует его сохранению, укреплению и развитию.

Одна из основных задач уроков музыки: снимать нервно-психические перегрузки, восстанавливать положительный эмоциональный энергетический тонус обучающихся.

Цель здоровьесберегающих образовательных технологий обучения – обеспечить школьнику возможность сохранения здоровья за период обучения в школе, сформировать у него необходимые знания и навыки по здоровому образу жизни, научить использовать полученные знания в повседневной жизни.

На уроках музыки большое внимание уделяется пению, где дети овладевают основными приемами вокально-хоровой техники. Это дает возможность выразительно исполнять песни,различные по характеру. Например, в песне “Почему медведь зимой спит” на слова А.Коваленкова, музыку Л.Книппера 1 куплет исполняется спокойно (идет рассказ автора), затем медленно, тяжело и переваливаясь (изображается медведь); 2куплет – громко, суетливо (медведь испугался и влез на сосну), и назидательно (дятел поучает медведя); 3 куплет – колыбельная (медведь спит в берлоге). У детей расширяется диапазон, вырабатываются ансамблевые, интонационные навыки, техника хорового пения (например, пение в быстром темпе, четкое выговаривание скороговорок, различные виды дыхания – быстрый, короткий вдох, пользование цепным дыханием). Вокально-хоровая работа способствует развитию и совершенствованию голоса каждого учащегося, и в результате повышаются чисто голосовые, звуковые качества.

Наряду с основными формами музыкальной работы с детьми в начальных классах и в среднем звене используются: логоритмика, ритмотерапия, фольклорная арттерапия и другие формы.

Логоритмическая гимнастика – это форма активного отдыха, наиболее благоприятная для снятия напряжения после долгого сидения. Кратковременные физические упражнения под музыку, вызывая возбуждение других отделов мозга, усиливают кровообращение и создают благоприятные условия отдыха для ранее возбужденных отделов. После такого короткого активного отдыха внимание детей повышается, а восприятие учебного материала улучшается.

На уроках провожу такие музыкальные физминутки, как:

1. Если нравится тебе, то делай так /приседаем/

Если нравится тебе, то делай так /приседаем/,

Если нравится тебе, ты другому покажи,

Если нравится тебе, то делай так /приседаем/.

2. Меняем движение. Например: прыгаем.

3. Меняем движение. Например: топаем.

4. Меняем движение. Например: хлопаем.

5. Все движения повторяем поочереди.

Ритмотерапия. Танец, мимика и жест являются одним из древнейших способов выражения чувств и переживаний. Вот только несколько высказываний о роли движения в музыке:

“Простым жестом – взмахом руки – можно гораздо больше объяснить и показать, чем словами. Да это и не противоречит природе музыки, в которой всегда подспудно чувствуется движение, жест…” (Г.Г.Нейгауз).

“Музыка испытывает на себе воздействие “немой интонации” пластики и движения человека, включая язык руки” (Б.В.Асафьев).

Движение под музыку является одним из приемов освоения и закрепления ключевых и частных знаний музыкального искусства, а также одним из приемов контроля этого освоения. Музыкально-ритмические движения активизируют деятельность обучающихся на уроках музыки, влияют на личность ребенка, давая выход к самовыражению, помогают добиться эмоциональной разрядки.

Это важно для младших школьников, которые при помощи движений смогут выделить главные признаки трех жанров, разрешить проблемные ситуации на уроке, определить национальный колорит музыки народов мира, а также решить другие задачи, поставленные перед ними на уроках музыки.

На уроках музыки используются простейшие движения, которые можно исполнить в стенах кабинета, за партами. Эти движения понятны и доступны всем обучающимся:

- движение рук (фразировка);

- элементарные танцевальные движения;

- игра на воображаемых музыкальных инструментах;

- условное (графическое) изображение музыки;

В основе этих движений лежат следующие музыкально-двигательные задания:

- показ пульса (одной из сторон метра);

- размера (пульса, организованного метром);

- ритмического рисунка (чередование различных длительностей);

С помощью этих заданий можно определить темп, динамику, различные штрихи. Вроде бы небольшой круг движений, но благодаря им на уроке музыки решается целый ряд важных задач воспитания, образования и развития:

- усвоение основных тем программы;

- осмысление закономерностей музыкального искусства;

- постижение музыкального языка, средств его выразительности и их значение;

- активизация процессов познания и деятельности учащихся на уроках;

- формирование двигательной сферы и т.п.

Говоря о роли музыкально- ритмических движений на уроке, нужно отметить, что их применение чаще всего превращается в эмоциональные центры, кульминации уроков, а, следовательно, исключает на занятиях равнодушие. Музыкально-ритмические движения выполняют релаксационную функцию, помогают добиться эмоциональной разрядки, снять умственную перегрузку и утомление. Движение и танец, помимо того, что снимают нервно-психическое напряжение, помогают школьнику быстро и легко подружиться с другими детьми, а также дает определенный психотерапевтический эффект.

Рассмотрим некоторые виды музыкально-ритмических движений и их значение на уроках музыки в младших классах.

- научить культуре марширования;

- четкому вступлению и завершению движения;

- помочь осознать особенности жанра “марш” и его видов;

- научить определять национальный колорит маршей разных народов и их общих черт.

На уроках используются марши С.Прокофьева, Э.Грига, Ф.Шуберта, А.Хачатуряна, Г.Эйслера. Обучающиеся не только маршируют, но и показывают динамику, разный пульс движений, разные виды марша (марш из оперы, балета, игрушечный). Ребята выделяют главную интонацию движением, определяют изобразительность и выразительность жанра. Этот вид движения – самый доступный для исполнения, поэтому на уроках музыки он используется более активно, являясь организующим началом и завершающим аккордом урока в начальной школе.

Движение рук (фразировка)

Этот вид движения требует внимания, помогает выработке навыков вокально-хоровой работы, средств выразительности (темп, динамика), изобразительности в музыке.

“Во поле береза стояла” - показ фраз руками помогает работе над высокой певческой позицией – кантиленой, дыханием, мягкой атакой, одновременным вступлением и окончанием фраз.

В песне Т.Попатенко “Скворушка прощается” движение рук подчеркивает близость разговорной и музыкальной речи.

В “Песне Сольвейг” Э.Грига и французской народной “Пастушьей песне” движение рук показывает формообразующее значение фразы.

Показ фраз в “Арагонской хоте” М.Глинки предвосхитит танцевальные и игровые движения под эту музыку.

Данный вид движения продолжается и в старших классах, т.к. там продолжается совершенствование вокально-хоровой работы, где работа над фразой помогает учителю разрешить многие проблемы при разучивании песен и слушании музыкальных произведений.

Этот вид движения на уроках музыки наиболее интересен и разнообразен. Он требует творческого подхода учителя и четкой продуманности назначения изучаемого танца, методики его преподавания.

Уже с первых уроков обучающиеся показывают движением разнообразие видов жанра. Танец “Вальс” - покачивание головы, корпуса.

“Полька” - выделение акцента хлопками, отбиванием воображаемого мяча.

Хоровод “Со вьюном я хожу” - помогает освоению особенностей народных песен-танцев.

Основные задачи при работе над танцевальными движениями следующие:

- подчеркнуть особенности жанра – танец;

- осознать разнообразие их видов и особенностей;

- подчеркнуть национальный колорит произведения;

- способствовать культуре исполнения танца.

Рассмотрим методику работы над танцем “Итальянская полька” С.Рахманинова, 1 часть (2 класс, 1 четверть, 4 урок).

- выделение главного признака жанра (акцента);

- определение инструмента, подчеркивающего характер танца (бубен или барабан).

Слушаем произведение. Определяем жанр. Делаем музыкально-педагогический анализ. Определяем фразы. Выделяем акцент хлопком.

“Уж как по мосту-мосточку”. Хор из оперы “Евгений Онегин” П.И.Чайковского (2 класс, 3 четверть, 6 урок).

- показать особенности жанра “танец” в опере;

- выделить акцент – главный признак жанра.

Слушание, определение жанров (песня-танец). Определение признаков каждого жанра. Разучивание слов, мелодии (как песни).

Исполнение акцента хлопком.

Определение завершения фразы притопом.

Делим класс пополам. Одни показывают акцент, другие – притоп.

Более сложная работа проходит над разучиванием узбекского танца “Мавриги”, “Арагонской хоты”, “Танца черных”. Все эти танцы подчеркивают национальный колорит своего народа.

Фольклорная арттерапия.

Арттерапевтические методы и приемы, применяемые на уроках музыки, направлены на регуляцию психологического состояния обучающихся средствами музыки. Русский песенный фольклор – это естественная система арттерапии, включающая в себя извлечение звуком, музыкой, движением, драмой, рисунком, цветом и несущая скрытые инструкции по сохранению целостности человеческой личности. В фольклоре действительно есть врачующее начало. Традиционные детские песни развивают у детей не только музыкальный слух и память, но и легкие, дыхание, голосовой аппарат. Характерная для русских танцев релаксация рук, особенно кистей, позволяет производить сбросы накопившихся зажимов. При нетрадиционных формах урока (урок-обряд, урок-концерт, урок-праздник, урок-путешествие) значительную роль играет терапия русским костюмом и его цветовыми сочетаниями, характером узора.

Терапия творчеством. Выполнение творческих заданий на уроке музыки является одним из наиболее эффективных приемов оптимизации психического состояния школьников. Творческие задания направлены на расширение репертуара доступных ребенку эмоциональных переживаний. В процессе музыкального творчества происходит более полное познание учеником самого себя, своих способностей, формируются навыки невербального, чувственного контакта с окружающим миром.

Сказкотерапия. Сказка открывает ребенку перспективы собственного роста, дарит надежду и мечты - предощущение будущего, становится неким духовным оберегом детства. Велико значение сказки для поддержания душевного мира детей.

Улыбкотерапия. Медики считают, что здоровье школьников станет крепче и от улыбок учителей. Как полагают врачи, в улыбающемся учителе дети видят друга, и учиться им нравится больше. Очень важна на уроке и улыбка самого ученика. Вскоре улыбка внешняя становится улыбкой внутренней, и школьник уже с ней смотрит на мир и на людей.

Музыкатерапия. Музыка издавна используется в терапевтической практике. Еще Гиппократ и Пифагор “прописывали” своим больным курсы лечения музыкой, достигая высоких целительных эффектов. Трудно назвать эпоху или страну, где музыка не использовалась бы в качестве одного из эффективных средств терапии. Человеку свойственно попадать под мощное телесное и духовное влияние музыки, так как он сам по своей природе является глубоко “ музыкальным” существом.

Музыкатерапия – это лекарство, которое слушают. Специально подобранные мелодии снимают гнев и досаду, улучшают настроение, повышают работоспособность. Самый большой эффект от музыки – это профилактика и лечение нервно-психических заболеваний. По признанию многих ученых музыка способна возбудить и успокоить, ободрить и развеселить, вдохновить и воодушевить. В конце прошлого века И.Р.Тарханов своими исследованиями доказал, что мелодии, доставляющие человеку радость, благотворно влияют на организм: замедляют пульс, увеличивают силу сердечных сокращений, способствуют расширению сосудов, нормализуют артериальное давление, стимулируют пищеварение, повышают аппетит.

Известно, что музыка содействует налаживанию контакта с человеком. Ученые установили, что приятные эмоции, вызываемые музыкой, повышают тонус коры головного мозга, улучшают обмен веществ, стимулируют дыхание, кровообращение, усиливают внимание и т.д.

Как показали современные исследования физиологов (А. Калашников, В. Сауткин и др.) использование перед контрольными и диктантами музыки, отличающейся ровным темпом, мягкими мелодичными интонациями, способствовало снижению нервного утомления и сокращало период нормализации функционального состояния организма детей. С помощью музыки можно уменьшить нервно- эмоциональное напряжение детей как во время занятий, так и во время психоразгрузочных пауз.

Говоря о многозначности музыки, психотерапевт С. Мамулов подчеркивает, что на некоторых людей она влияет острее, чем слово. Музыка может умиротворять, расслаблять, активизировать, облегчать печаль, вселять веселье; усыплять и вызывать приток энергии, будоражить, создавать напряжение, вызывать агрессивность. Излишне громкая музыка с подчеркнутыми ритмами ударных инструментов вредна не только для слуха, но и для нервной системы.

Традиционная форма работы с музыкой - это пассивное ее восприятие. Музыкальный материал здесь выступает в качестве фона, не требующего специального вслушивания, осмысления, переживания содержания звучащего сочинения. Здесь музыка выполняет функцию катализатора эмоциональных процессов. Фоновая музыка результативна во время релаксационных процедур, бесед, свободного рисования усиливает вовлеченность детей в процесс работы. Далее предлагается перечень произведений “Золотого фонда” мировой музыкальной культуры и описываются некоторые грани ее воздействия.

Непосредственно лечебное воздействие музыки на нервно-психическую сферу детей происходит при ее пассивном или активном восприятии. Музыкальная ритмика широко используется при лечении двигательных и речевых расстройств (тиков, заикания, нарушения координаций, расторможенности, моторных стереотипов), при коррекции недостаточного психомоторного развития, чувства ритма, речевого дыхания.

Музыкотерапия включает прослушивание музыкальных произведений, пение песен, выполнение ритмических движений под музыку, сочетание музыки и изодеятельности. Таким образом, музыка способствует улучшению эмоционального состояния детей, повышает качество движений (развиваются выразительность, ритмичность, координация, плавность, серийная организация движений), содействует коррекции и развитию ощущений, восприятий, представлений, стимулирует речь, нормализуете просодическую сторону (темп, тембр, ритм, интонацию, силу голоса и т.д.).

Музыка И.С.Баха, В.А.Моцарта, Л.Бетховена оказывают антистрессовое воздействие, нормализует настроение.

“Болеро” М.Равеля обладает колоссальным возбуждающим действием в работе с вялыми, паретичными детьми.

“Каприз № 24” Н.Паганини повышает тонус организма, настроение.

Пьесы из цикла “ Времена года” П.И. Чайковского (Баркарола, Осенняя песнь) уравновешивают нервную систему.

“Лунная соната” Л.Бетховена (Соната № 14) снимает раздражение и успокаивает.

Для снятия чувства тревожности рекомендуется прослушивание “Вальсов” И. Штрауса.

От головной боли в Институте традиционной медицины и музыкальной терапии

(руководитель – академик С.Шушарджан) рекомендуют прослушивание произведений А.Хачатуряна из Сюиты “Маскарад” (Галоп, Вальс)

В качестве тонизирующего средства рекомендуется прослушивание “Венгерской рапсодии” Ф.Листа, “Маленькой ночной серенады” В.Моцарта. Энергетической направленностью отличается “Революционный этюд № 12” Ф.Шопена.

Своеобразным успокоительным средством могут быть произведения Ф.Шуберта “Аве Мария” (вокальный и инструментальный варианты) и “Мелодия” Х.Глюка.

На основе наблюдений за детьми в процессе звучания музыки следует отметить:

- используйте для прослушивания произведения, которые особенно понравились детям;

- продолжительность звучания музыки должна составлять от 5-10 до 15-20 минут в зависимости от возраста детей и ситуации для ее прослушивания.

Результаты применения элементов музыкотерапии свидетельствуют о том, что обучающиеся становятся более спокойными и доброжелательными, лучше усваивают учебный материал.

Уроки музыки неразрывно связаны со здоровьесберегающими технологиями. Здоровьесберегающие технологии призваны воспитывать, стимулировать у детей желание жить, быть здоровыми, учить их ощущать радость от каждого прожитого дня; показывать им, что жизнь - это прекрасно, вызывать у них позитивную самооценку.

Благодаря исследователям, изучавшим психофизиологический аспект воздействия музыки, можно считать установленными следующие факты:

- музыка оказывает заметное воздействие на минутный объём крови, частоту пульса, кровяное давление, уровень сахара в крови;

- повышает и понижает мышечный тонус;

- стимулирует появление эмоций;

- улучшает вербальные и арифметические способности;

- стимулирует процессы восприятия и памяти;

- активизирует творческое мышление.

Эту особенность оздоравливающего воздействия музыкальных произведений на организм человека можно использовать не только на уроках музыки, а и на всех других уроках во время физминуток или в заключительной части урока.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Емельянов В.В. Развитие голоса. Координация и тренинг/ В.В Емельянов.– 3-е изд., испр. – СПб: Лань, 2010 – 192с.

Щетинин. М.Н. Дыхательная гимнастика А.Н. Стрельниковой./ М.Н. Щетинин. – 2-е изд. – М., 2005 – 367с.

Тютюнникова Т.Э. Уроки музыки. Система обучения. К. Орфа. – М.: Астрель, 2000.

Здоровье ребенка, его физическое и психическое развитие, социально-психологическая адаптация в значительной степени определяются условиями его жизни и, прежде всего условиями жизни в школе. Именно поэтому здоровьесберегающие технологии в образовании – способ организации и последовательных действий в ходе учебно–воспитательного процесса, реализации образовательных программ на основе всестороннего учета индивидуального здоровья обучающихся, особенностей их возрастного, психофизического, духовно – нравственного состояния и развития, сохранение и укрепление здоровья.

Цель здоровьесберегающих образовательных технологий обучения – обеспечить школьнику возможность сохранения здоровья за период обучения в школе, сформировать у него необходимые знания и навыки по здоровому образу жизни, научить использовать полученные знания в повседневной жизни.

Как же можно улучшить здоровье младших школьников на уроках музыки с помощью здоровьесберегающих технологий?

Одна из основных задач уроков музыки : снимать нервно-психические перегрузки, восстанавливать положительный эмоционально - энергетический тонус учащихся.

Моя задача как педагога – создать условия для сохранения здоровья учащихся, то есть внедрить здоровьесберегающие технологии в образовательный процесс.

Уроки музыки содержат в себе разные виды деятельности, в которые успешно можно включить использование здоровьесберегающих технологий.

На своих уроках музыки я применяю следующие здоровьесберегающие технологии:

Музыкотерапия, вокалотерапия, ритмотерапия, терапия творчеством, сказкотерапия, улыбкотерапия

Музыкотерапия.

Музыка издавна используется в терапевтической практике. Еще Гиппократ и Пифагор “прописывали” своим больным курсы лечения музыкой, достигая высоких целительных эффектов. Трудно назвать эпоху или страну, где музыка не использовалась бы в качестве одного из эффективных средств терапии. Человеку свойственно попадать под мощное телесное и духовное влияние музыки, так как он сам по своей природе является глубоко “ музыкальным” существом.

Итак, музыкотерапия - это психотерапевтический метод, основанный на целительном воздействии музыки на психологическое состояние человека, где музыка используется как лечебное средство. В России музыкотерапию Минздрав признал официальным методом лечения в 2003 году. Музыкотерапия в мире становиться признанной наукой. При Российской Академии Музыки им. Гнесиных создано отделение музыкальной реабилитации. В ряде западных ВУЗов готовят профессиональных докторов, врачующих музыкой.

Музыкотерапия — это контролируемое использование музыки в лечении , реабилитации, образовании и воспитании детей и взрослых, страдающих от соматических и психических заболеваний.

— системное использование музыки для лечения физиологических и психосоциальных аспектов болезни или расстройства

— средство реабилитации, профилактики, повышения резервных возможностей организма;

— средство оптимизации творческих сил и педагогико -воспитательной работы;

— одну из новейших психотехник, которая призвана обеспечить эффективное функционирование человека в обществе, гармонизировать его психическую жизнь

Музыка и искусство врачевания неразрывно связаны друг с другом. Музыка воздействует на определенные мозговые зоны и активизирует работу мозга в целом. По признанию многих ученых музыка способна возбудить и успокоить, ободрить и развеселить, вдохновить и воодушевить. Известно, что музыка содействует налаживанию контакта с человеком. Ученые установили, что приятные эмоции, вызываемые музыкой, повышают тонус коры головного мозга, улучшают обмен веществ, стимулируют дыхание, кровообращение, усиливают внимание и т.д.

Музыка действует избирательно: в зависимости от характера произведения, от инструмента, на котором исполняется. Так, игра на кларнете влияет преимущественно на кровообращение. Скрипка и фортепиано успокаивают нервную систему. Флейта оказывает расслабляющее воздействие.

С помощью музыки можно уменьшить нервно- эмоциональное напряжение детей как во время занятий, так и во время психоразгрузочных пауз.

Говоря о многозначности музыки, психотерапевт С. Мамулов подчеркивает, что на некоторых людей она влияет острее, чем слово. Музыка может умиротворять, расслаблять, активизировать, облегчать печаль, вселять веселье; усыплять и вызывать приток энергии, будоражить, создавать напряжение, вызывать агрессивность.

Излишне громкая музыка с подчеркнутыми ритмами ударных инструментов вредна не только для слуха, но и для нервной системы.

Я, как учитель, стараюсь подбирать музыкальные произведения, чтобы добиться нужного эффекта расслабления или повышения активности детей на уроке.

Любая музыка ассоциируется лично для каждого человека с каким - то событием, вызывает определенные эмоции.

Традиционная форма работы с музыкой - это пассивное ее восприятие. Музыкальный материал здесь выступает в качестве фона, не требующего специального вслушивания, осмысления, переживания содержания звучащего сочинения. Здесь музыка выполняет функцию катализатора эмоциональных процессов.

Очень хороша и результативна фоновая музыка во время релаксационных процедур, бесед, свободного рисования, так как она усиливает вовлеченность детей в процесс работы.

Я использую в эти моменты урока произведения “Золотого фонда” мировой музыкальной культуры. Следует отметить, что даже если предлагаемые произведения просто звучат на переменах, в группах, во время выполнения какой-либо деятельности обучающихся – они оказывают трофотропное (питающее) действие на детский организм.

Из опыта своей работы я составила свой список музыкальных произведений, которые несут в себе различные воздействия на организм младших школьников на уроках музыки:

- Музыка И.С.Баха, В.А.Моцарта, Л.Бетховена оказывают антистрессовое воздействие, нормализует настроение.

- “Болеро” М.Равеля обладает колоссальным возбуждающим действием в работе с вялыми, апатичными детьми.

- “Каприз № 24” Н.Паганини повышает тонус организма, настроение.

- Пьесы из цикла “ Времена года” П.И. Чайковского (Баркарола, Осенняя песнь) уравновешивают нервную систему.

- “Лунная соната” Л.Бетховена (Соната № 14) снимает раздражение и успокаивает.

- Для снятия чувства тревожности рекомендуется прослушивание “Вальсов” И. Штрауса.

- В качестве тонизирующего средства рекомендуется прослушивание Второй “Венгерской рапсодии” Ф.Листа, “Маленькой ночной серенады” В.Моцарта.

- Энергетической направленностью отличается “Революционный этюд № 12” Ф.Шопена.

- Своеобразным успокоительным средством могут быть произведения Ф.Шуберта “Аве Мария” (вокальный и инструментальный варианты) и “Мелодия” К.Х. Глюка.

На основе своих наблюдений за детьми в процессе звучания музыки я заметила, что необходимо:

- продолжительность звучания музыки должна составлять от 5-10 до 15-20 минут в зависимости от возраста детей и ситуации для ее прослушивания;

- использовать для прослушивания произведения, которые особенно понравились детям.

Проанализировав результаты применения элементов музыкотерапии на своих уроках, я выделила для себя их принципы воздействия на здоровье детей младшего школьного возраста и сделала следующие выводы:

- музыка, зачастую сопровождаемая просмотром репродукций произведений изобразительного искусства, положительно влияет на их психоэмоциональное состояние;

- музыка как ритмический раздражитель стимулирует физиологические процессы организма, происходящие ритмично как в двигательной, так и вегетативной сфере.

- ритм вальса оказывает успокоительное воздействие. Быстрые пульсирующие ритмы действуют возбуждающе, мягкие ритмы успокаивают.

- не меньшей силой воздействия, чем ритм обладает музыкальная интонация. Диссонансы возбуждают, консонансы успокаивают.

- эмоциональная окраска образов, возникающих при музицировании, различна в зависимости от индивидуальных особенностей степени музыкальной подготовки, интеллектуальных особенностей человека.

1. Упражнения по музыкотерапии.

На уроках музыки большое внимание уделяется пению, где дети овладевают основными приемами вокально-хоровой техники. И тут я применяю еще одну здоровьесберегающую технологию – Вокалотерапия.

В процессе пения – сольного или хорового – укрепляется певческий аппарат, развивается дыхание, положение тела во время пения (певческая установка) способствует воспитанию хорошей осанки. Все это положительно влияет на общее состояние здоровья учащихся.

В голосообразовании участвует ряд органов: орган слуха с его тонким устройством, сложная система голосового аппарата, органы дыхания. Они составляют одно целое, один комплекс, их деятельность строго согласована и подчинена центральной нервной системе.

Пение благотворно действует на бронхо-лёгочную систему, почки, на железы внутренней секреции, массирует гортань, щитовидную железу, сердце.

Очень часто на своих уроках музыки я использую набор специальных дыхательных и голосовых упражнений, правильный подбор которых обеспечивает более качественное функционирование сердечнососудистой системы, поскольку большая нагрузка приходится на диафрагму, межреберные мышцы, мышцы брюшного пресса, за счет которых происходит массаж внутренних органов.

Гласные звуки

А- снимает любые спазмы, лечит сердце и желчный пузырь;

Э- улучшает работу головного мозга;

О- оживляет деятельность поджелудочной железы, устраняет проблемы с сердцем;

У- улучшает дыхание, стимулирует работу почек, мочевого пузыря, предстательной железы (у мужчин), матки и яичников (у женщин);

Ы- лечит уши, улучшает дыхание.

Звукосочетания

ОМ – снижает кровяное давление;

АЙ, ПА – снижают боли в сердце;

УХ, ОХ, АХ – стимулируют выброс из организма отработанных веществ и негативной энергии.

Научно доказана целебная сила произнесения и некоторых отдельных согласных звуков (лучше их пропевать)

В, Н, М – улучшает работу головного мозга;

С – лечит кишечник, сердце, легкие;

Ш – лечит печень;

Ч – улучшает дыхание;

М – лечит сердечные заболевания.

Чтобы добиться эмоциональной разрядки, снять умственную перегрузку и утомление на уроках хорового пения можно я использую на уроках музыкально – ритмические упражнения.

Они выполняют релаксационную функцию (переключение внимания на другой вид деятельности – уже отдых).

2. Упражнения по вокалотерапии.

Голос – это своеобразный индикатор здоровья человека. Обладатели сильного голоса, как правило, имеют крепкое здоровье. Петь полезно в любом случае, даже если нет ни слуха, ни голоса. Это отличное средство для снятия внутреннего напряжения и для самовыражения.

Забота о целенаправленном развитии детских голосов – необходимая составная часть работы с хором. Вокально-хоровая работа способствует развитию и совершенствованию голоса каждого учащегося, и в результате повышаются чисто голосовые, звуковые качества.

Дыхательная терапия.

Дыхательная музыкотерапия – это тренинг дыхательной функции человеческого организма. Особое место в ней отводится пению. Ведь искусство пения – это ещё и искусство дыхания.

Ритмотерапия.

Бывает, что потребность в проведении ритмотерапии возникает и тогда, когда в разучиваемом произведении не получается тот или иной ритмический рисунок. Иногда заведомо трудное место я подготавливаю специальными ритмическими упражнениями, а уже потом разучиваю вместе с детьми.

Ритмотерапия включает в себя следующие разделы - логоритмическая гимнастика, музыкально-ритмические движения, танцевальные движения.

Логоритмическая гимнастика – это форма активного отдыха, наиболее благоприятная для снятия напряжения после долгого сидения. Кратковременные физические упражнения под музыку, вызывая возбуждение других отделов мозга, усиливают кровообращение и создают благоприятные условия отдыха для ранее возбужденных отделов. После такого короткого активного отдыха внимание детей повышается, а восприятие учебного материала улучшается.

Музыкально-ритмические движения.

Используя на своих уроках музыкально-ритмические движения, я выяснила, что они активизируют деятельность обучающихся на уроках музыки, влияют на личность ребенка, давая выход к самовыражению, помогают добиться эмоциональной разрядки.

Танец, мимика и жест являются одним из древнейших способов выражения чувств и переживаний. Движение под музыку является одним из приемов освоения и закрепления ключевых и частных знаний музыкального искусства, а также одним из приемов контроля этого освоения.

Это важно для младших школьников, которые при помощи движений смогут выделить главные признаки трех жанров, разрешить проблемные ситуации на уроке, определить национальный колорит музыки народов мира, а также решить другие задачи, поставленные перед ними на уроках музыки.

На своих уроках музыки я использую простейшие движения, которые можно исполнить в стенах кабинета, за партами. Эти движения понятны и доступны всем обучающимся марширование; движение рук (фразировка); элементарные танцевальные движения; игра на воображаемых музыкальных инструментах; условное (графическое)изображение музыки;“свободное дирижирование”.

С помощью этих заданий дети на моих уроках определяют темп, динамику, различные штрихи. Вроде бы небольшой круг движений, но благодаря им на уроке музыки решается целый ряд важных задач воспитания, образования и развития: усвоение основных тем программы; осмысление закономерностей музыкального искусства; постижение музыкального языка, средств его выразительности и их значение; развитие музыкальности; активизация процессов познания и деятельности учащихся на уроках;формирование двигательной сферы и т.п.

Терапия творчеством.

Как учитель музыки, я считаю, что выполнение творческих заданий на уроке музыки является одним из наиболее эффективных приемов оптимизации психического состояния школьников.

Такое ролевое многообразие деятельности помогает раскрыть творческий потенциал каждого ученика, а учитель лишь направляет и активизирует его, создавая атмосферу открытости, непринужденности, доверительности. Психологически комфортные условия способствуют созданию креативной (творческой) среды.

Сказкотерапия.

Сказкотерапия – это метод, использующий сказочную форму для интеграции личности, развития творческих способностей, расширения сознания, совершенствования взаимодействий с окружающим миром. Образы сказок обращаются к двум психическим уровням: к уровню сознания и подсознания.. что даёт особые возможности при коммуникации. Особенно это важно для коррекционной работы, когда необходимо в сложной эмоциональной обстановке создавать эффективную ситуацию общения.

Цветотерапия (рисуночная терапия).

Улыбкотерапия.

Очень важна на уроке улыбка учителя и улыбка самого ребенка. Если ребенок поет и улыбается, то за счет этого звук становится светлым, чистым и свободным. Постепенно его качества переходят и на личность ребенка в результате постоянной тренировки улыбки.

Вскоре улыбка внешняя становится улыбкой внутренней и ученик уже с ней смотрит на мир и на людей.

Цель моих уроков музыки состоит в создании положительного эмоционального фона; снятии фактора тревожности, возникающего у данного контингента детей; стимуляции двигательных функций; развитии и коррекции сенсорных процессов (ощущений, восприятий, представлений), их способностей; растормаживании речевой функции.

Таким образом, использование различных элементов арт- терапии открывает новые пространства для свободного творческого самовыражения. Возможности арт-терапии позволяют активно влиять на работу правого полушария головного мозга, а через него на всю структуру личности, формируя систему его духовно-нравственных ценностей и идеалов.

Раннее детство - это самый благоприятный период для развития музыкальных способностей. Развитие музыкального вкуса, эмоциональной отзывчивости в детском возрасте создаёт фундамент музыкальной культуры человека, как части его общей духовной культуры в будущем.

Читайте также: