Гуманизм и утопия доклад

Обновлено: 05.07.2024

Министерство образования и науки Российской Федерации.docx

Министерство образования и науки Российской Федерации

Федеральное государственное автономное

высшего профессионального образования

Кафедра философии и культурологии

Реферат по дисциплине:

Исполнитель: студент группы СЦс-205

Глава 1. Утопическое общество Т. Мора

Глава 2. Сравнение утопии Т. Мора и Платона

История гуманизма и зарождение идей утопического коммунизма в Англии составляет наиболее яркую страницу культуры Возрождения. Центральной фигурой в гуманистическом движении Англии первой трети XVI века был Томас Мор, последователь Джона Колета и соратник Эразма. Но ренессансный гуманизм был идеологией переходной эпохи- от феодализма к капитализма. Поэтому в определённой исторической обстановке гуманисты могли иногда быть выразителями и более радикальных течений общественной мысли, например утопического коммунизма, как это произошло в Англии с Томасом Мором. 2

Предмет исследования: утопическое общество Т.Мора;

сравнить утопию Т.Мора с утопией

Цель работы: изучить утопическое общество Т.Мора

Глава 1.Утопия Т.Мора

Эксплуататорскому государству своей эпохи Мор противопоставил идеальное, с его точки зрения, государство, названное им Утопией. Рассказ Гитлодея об этом счастливом острове, затерянном в океане, составляет вторую часть книги Мора.

Мор глубоко убежден, что человек рожден для счастья, и в этом основная гуманистическая идея его произведения. Гениально предвосхитив некоторые существенные черты будущего коммунистического общества, Мор не верил в возможность построения этого общества в условиях феодальной Европы.

Большое внимание Мор уделял организации труда в совершенном обществе, специально рассматривая проблему продолжительности рабочего дня. Последнее всегда имело важное значение для мелкого крестьянского хозяйства. Остро стоит проблема рабочего времени в период появления капиталистической мануфактуры и фермерства. Мастера стремились как можно больше увеличить рабочий день, принуждая подмастерьев и учеников отработать от зари до зари. Предприниматели-мануфактуристы (например, в суконной промышленности) доводили продолжительность рабочего времени до 12-15 часов в сутки.

Не случайно, касаясь положения трудового люда в Англии эпохи первоначального накопления капитала, Т. Мор указывал на необычайно жестокую эксплуатацию народа. Мор устанавливает шестичасовой рабочий день. Должностные лица (сифогранты), наблюдающие, чтобы "никто не сидел в праздности", следят так же и за тем, чтобы никто не "не работал с раннего утра до поздней ночи" и не утомлялся "подобно вьючному скоту" 8 . . Оставшееся от работы время каждый занимается чем хочет: наукой, искусством и другими любимыми делами.

В Утопии нет частной собственности и все люди трудятся. И в этом, по мнению Мора, главная причина счастья и изобилия утопийцев. Все богатства острова принадлежат всем гражданам, и каждый пользуется ими по своим потребностям. Таким образом, общественный строй Утопии основан на принципах справедливости.

В концепции Т. Мора технический прогресс не является определяющим. Будучи утопистом, Мор верил, что изобилие материальных благ может быть достигнуто уничтожением социального паразитизма и системой всеобщей трудовой повинности. Однако низкий уровень техники, на которой основывалась вся хозяйственная жизнь Утопии (где преобладал ручной труд), не позволил бы полностью удовлетворить потребностей даже такого"идеального общества", о котором мечтал Т. Мор.

Проблему тяжких и неприятных работ Мор решает, используя рабство или апеллируя к религии. Например, при общественных трапезах все наиболее грязные и трудоемкие работы исполняются рабами. Рабы заняты такими видами труда, как убой и свежевание скота, ремонт дорог, очистка рвов, рубка деревьев, перевозка дров и т. д. Рабами становятся военнопленные, граждане утопии, которые совершили какие либо преступления. Но наряду с ними "рабский труд" несут и некоторые свободные граждане Утопии, делающие это в силу своих религиозных убеждений.

Достойным человека Мор считает лишь умственный труд, которому только и должно отдавать свой досуг. Именно в этом гуманисты, в частности Мор, видели смысл самого понятия "досуг", которое и в "Утопии", и в своей переписке с друзьями он всячески противопоставляет телесному рабству - negotium. В этом историческом своеобразии понимания физического труда гуманистами как телесного бремени, преодолевая которое человек только и обретает истинную свободу для духовной деятельности, направленной на совершенствование его умственной и нравственной природы, мы находим объяснение многих сторон утопического идеала Т. Мора, в частности добровольного аскетизма, способности довольствоваться самым необходимым, дабы иметь максим времени для занятия "благородными науками".

Т. Мор неоднократно подчеркивает, что отношения в семье строго патриархальные, "во главе хозяйства стоит старейший. Ремеслом занимаются все - и мужчины, и женщины. Однако женщины имеют более легкое занятия, они обычно обрабатывают шерсть и лен. Вовлечение женщин в общественное производство наравне с мужчинами, несомненно, факт весьма прогрессивный, так как именно здесь закладываются основы равноправия между полами, которое, несмотря на патриархальный характер семейно- го уклада, в Утопии все же налицо.

Создавая свой хозяйственный идеал семейной ремесленной общины, Томас Мор, естественно, вынужден был отталкиваться от современной ему господствующей формы организации городского ремесла. Автор "Утопии" определенно идеализировал ремесленную организацию средних веков с ее системой разделения труда и специализации, а также чертами семейно-патриархальной общины. В этом Т. Мор отразил настроения и чаяния городских ремесленников, для которых наступили тяжелые времена а связи с разложением цеховой системы ремесла и резким социальным расслоением внутри цехов. Возникает вопрос: почему Т. Мор отдавал предпочтение наполовину изжитой уже в то время цеховой организации ремесла перед капиталистической мануфактурой, которой, несомненно, принадлежало будущее? Ответ, на наш взгляд, следует искать в специфике мировоззрения Т. Мора как гуманиста и родоначальника утопического направления.

Главной производственной ячейкой в сельском хозяйстве Утопии является большая община, насчитывающая не менее 40 человек - мужчин и женщин и еще двух приписанных рабов. Во главе такого сельского "семейства" стоят "почтенные в летах" распорядитель и распорядительница.

Таким образом, искусственно созданный и поддерживаемый в Утопии семейно-патриархальный коллектив является, по мыслит Мора, наиболее приемлемой формой организации труда как в ремесле, так и в земледелии. В отличие от традиционного порядка вещей, когда город выступал в качестве эксплуататора и конкурента по отношению к деревенской округе, Мор исходит из того, что в Утопии жители города считают себя по отношению к деревенской округе "скорее держателями, чем владельцами этих земель".

Итак, по мысли Мора, Утопия представляет собой бесклассовое общество, состоящее из свободных от эксплуатации большинства. Однако, проектируя справедливое общество, Мор оказался недостаточно последовательным, допустив в Утопии существование рабов. Рабы на острове - бесправная категория населения, обремененного тяжелой трудовой повинностью. Они "закованы" в цепи и "постоянно" заняты работой. Наличие рабов в Утопии в значительной мере, по-видимому, было обусловлено низким уровнем современной Мору техники производства. Рабы нужны утопийцам, чтобы избавить граждан от наиболее тяжелого и грязного труда. В этом, несомненно, проявилась слабая сторона утопической концепции Мора.

Существование рабов в идеальном государстве явно противоречит принципам равенства, на основе которых Мор проектировал совершенный общественный строй Утопии. Впрочем, удельный вес рабов а общественном производстве Утопии незначителен, ибо основными производителями все же являются полноправные граждане. Рабство в Утопии имеет специфический характер; помимо того, что оно выполняет экономическую функцию, оно является мерой наказания за преступления и средством трудового перевоспитания. Главным источником рабства в Утопии было уголовное преступление, совершаемое кем-либо из ее граждан.

Что касается внешних источников рабства, то это либо захват в плен во время войны, либо (и чаще всего) выкуп иностранцев, приговоренных у себя на родине к смертной казни. Рабство - принудительный труд в качестве меры наказания заменяющий смертную казнь, - Мор противопоставил жестокому уголовному законодательству. Мор выступал решительным противником смертной казни за уголовные преступления, ибо, по его мнению, ничто в мире по ценности не может сравниться с человеческой жизнью. Таким образом, рассматривать рабство в Утопии следует конкретно- исторически, как призыв к смягчению распространенной в средневековой Европе жестокой системы уголовных наказаний и в этом смысле как меру, для того времени более гуманную. Удел рабов в Утопии, очевидно, был много легче, чем положение большинства задавленных нуждой и эксплуатацией крестьян и ремесленников в тюдоровской Англии. Поэтому Мор, по-видимому имел все основания утверждать, что некоторые "трудолюбивые" бедняки из другого народа предпочитали пойти в рабство к утопийцам добровольно и что сами утопийцы, принимая таких людей как рабов, относились к ним с уважением и обращались с ними мягко, отпуская их обратно на родину по первому желанию, да еще и награждая при этом.

— исследование проблемы человека, превращение философии в антропоцентрическую по своей направленности.

Гуманизм возрождения – обосновывает идею земной ценности человека, его конкретной действительной жизни.

Лоренцо Валла утверждает идею индивидуальности человека и ее абсолютную ценность.

-Индивидуальность формируется деятельностью человека.

-Исходно, в гуманизма возрождения утверждается антропоцентричная идея (антропоцентризм).

-Человек приобретает абсолютную значимость, утверждается идея творческой активности человека на условия саморазвития.

Данте Алигьери

Обобщения о сущности и предназначении человека в мире. Человек - результат соединения природного и божественного начал. Человек - существо, принадлежащее двум мирам. Человеком руководят две цели: следовать заповедям Бога и выполнять земное призвание. Данте был первым, кто представил человека как высоко духовное и самоценное существо, обладающее самостоятельной земной значимостью.

Марсилио Фичино

Философия - ученая религия, открывающая разуму истины, содержащиеся в вере. Бытие имеет иерархическую структуру, состоящую из пяти ступеней, высшей из которых является Бог, а низшей - телесные качества. Единство и взаимосвязь ступеней бытия обеспечивается душой. Именно она придает жизнь и движение всему космосу. Фичино обожествляет человека, считая его самым прекрасным из творений. Главным признаком человека является его стремление к свободе.

Франческо Петрарка

Обращенность к внутреннему миру человека. Критика аскетизма. Гармония физического и духовного в человеке.

Эразм Роттердамский (северный гуманизм)

Глупость – это невежество познания, нежелание знать.

(пребывание человека в своем невежестве)

Глупость – движимое начало саморазвития человека.

Политическая утопия ЭВ.

-Рабство. Рабы в утопии трудятся не на благо господина, а для всего общества в целом. Чтобы стать рабом, нужно совершить тяжкое преступление (в том числе измену или распутство). Рабы до конца дней своих занимаются тяжелой физической работой, однако в случае прилежного труда могут быть даже помилованы.Всеобщее равенство есть и у рабов: равенство между собой. Одинаково одеты, одинаково стрижены, одинаково бесправны. Не индивиды, а масса типичностей.

-Религия. Государство терпимо к вопросам религии. Свобода вероисповедания. Публичная агитация против религии запрещена. Священники выбираются народом. Основная религия на острове – католицизм, но рационализированный и освобожденный от всего, что считалось Мором лишним.




Верховный орган государства – сенат, который учитывает все, что производится в отдельных районах государства и при необходимости осуществляет перераспределение произведенного. В сенат граждане избираются не реже, чем раз в год.

-Семья. На острове построен коммунизм: от каждого по способностям, каждому по потребностям. Все обязаны трудиться, занимаясь сельским хозяйством и ремеслом.

Семья – базовая ячейка общества. Ее работа контролируется государством, а произведенное сдаётся в общую копилку. Семья считается общественной мастерской, притом не обязательно основанная на кровном родстве. Если детям не нравится ремесло их родителей, они могут перейти в другую семью. Утопийцы живут скучно и однообразно. Вся их жизнь с самого начала регламентирована. Обедать позволяется не только в общественной столовой, но и в семье. Образование общедоступно и основано на сочетании теории с практическим трудом. Детям дают стандартный набор знаний, а параллельно учат работать. Во главе хозяйства стоит старейший. Жены услуживают мужьям, дети - родителям, и вообще младшие по возрасту – старшим.

-Экономика. Чтобы не сделать кого-то из утопийцев богаче, Мор отменяет на Утопии хождение денег. Свое презрение к золоту утопийцы выражают тем, что делают из него цепи для рабов и ночные горшки.

-Война.Утопийцы решительно осуждают войну. Утопийцы воюют, когда защищают свои пределы. Но они воюют также и в том случае, "когда жалеют какой-нибудь народ, угнетенный тиранией" Кроме того, "утопийцы считают наисправедливейшей причиной войны, когда какой-нибудь народ сам своей землей не пользуется, но владеет ею как бы попусту и напрасно".

Общество утопийцев – это тоталитарное полицейское государство, где культивируется серость и ординарность, отсутствует свобода.

Основные черты философии эпохи Возрождения:

— использование материалистических произведений философов Античности (Демокрита, Эпикура);

— тесная связь с естествознанием;

— исследование проблемы человека, превращение философии в антропоцентрическую по своей направленности.

Гуманизм возрождения – обосновывает идею земной ценности человека, его конкретной действительной жизни.

Лоренцо Валла утверждает идею индивидуальности человека и ее абсолютную ценность.

-Индивидуальность формируется деятельностью человека.

-Исходно, в гуманизма возрождения утверждается антропоцентричная идея (антропоцентризм).

-Человек приобретает абсолютную значимость, утверждается идея творческой активности человека на условия саморазвития.

Данте Алигьери

Обобщения о сущности и предназначении человека в мире. Человек - результат соединения природного и божественного начал. Человек - существо, принадлежащее двум мирам. Человеком руководят две цели: следовать заповедям Бога и выполнять земное призвание. Данте был первым, кто представил человека как высоко духовное и самоценное существо, обладающее самостоятельной земной значимостью.

Марсилио Фичино

Философия - ученая религия, открывающая разуму истины, содержащиеся в вере. Бытие имеет иерархическую структуру, состоящую из пяти ступеней, высшей из которых является Бог, а низшей - телесные качества. Единство и взаимосвязь ступеней бытия обеспечивается душой. Именно она придает жизнь и движение всему космосу. Фичино обожествляет человека, считая его самым прекрасным из творений. Главным признаком человека является его стремление к свободе.

Франческо Петрарка

Обращенность к внутреннему миру человека. Критика аскетизма. Гармония физического и духовного в человеке.

Эразм Роттердамский (северный гуманизм)

Глупость – это невежество познания, нежелание знать.

(пребывание человека в своем невежестве)

Глупость – движимое начало саморазвития человека.

Политическая утопия ЭВ.

-Рабство. Рабы в утопии трудятся не на благо господина, а для всего общества в целом. Чтобы стать рабом, нужно совершить тяжкое преступление (в том числе измену или распутство). Рабы до конца дней своих занимаются тяжелой физической работой, однако в случае прилежного труда могут быть даже помилованы.Всеобщее равенство есть и у рабов: равенство между собой. Одинаково одеты, одинаково стрижены, одинаково бесправны. Не индивиды, а масса типичностей.

-Религия. Государство терпимо к вопросам религии. Свобода вероисповедания. Публичная агитация против религии запрещена. Священники выбираются народом. Основная религия на острове – католицизм, но рационализированный и освобожденный от всего, что считалось Мором лишним.

Верховный орган государства – сенат, который учитывает все, что производится в отдельных районах государства и при необходимости осуществляет перераспределение произведенного. В сенат граждане избираются не реже, чем раз в год.

-Семья. На острове построен коммунизм: от каждого по способностям, каждому по потребностям. Все обязаны трудиться, занимаясь сельским хозяйством и ремеслом.

Семья – базовая ячейка общества. Ее работа контролируется государством, а произведенное сдаётся в общую копилку. Семья считается общественной мастерской, притом не обязательно основанная на кровном родстве. Если детям не нравится ремесло их родителей, они могут перейти в другую семью. Утопийцы живут скучно и однообразно. Вся их жизнь с самого начала регламентирована. Обедать позволяется не только в общественной столовой, но и в семье. Образование общедоступно и основано на сочетании теории с практическим трудом. Детям дают стандартный набор знаний, а параллельно учат работать. Во главе хозяйства стоит старейший. Жены услуживают мужьям, дети - родителям, и вообще младшие по возрасту – старшим.

-Экономика. Чтобы не сделать кого-то из утопийцев богаче, Мор отменяет на Утопии хождение денег. Свое презрение к золоту утопийцы выражают тем, что делают из него цепи для рабов и ночные горшки.

-Война.Утопийцы решительно осуждают войну. Утопийцы воюют, когда защищают свои пределы. Но они воюют также и в том случае, "когда жалеют какой-нибудь народ, угнетенный тиранией" Кроме того, "утопийцы считают наисправедливейшей причиной войны, когда какой-нибудь народ сам своей землей не пользуется, но владеет ею как бы попусту и напрасно".

Общество утопийцев – это тоталитарное полицейское государство, где культивируется серость и ординарность, отсутствует свобода.

Министерство образования и науки Российской Федерации.docx

Министерство образования и науки Российской Федерации

Федеральное государственное автономное

высшего профессионального образования

Кафедра философии и культурологии

Реферат по дисциплине:

Исполнитель: студент группы СЦс-205

Глава 1. Утопическое общество Т. Мора

Глава 2. Сравнение утопии Т. Мора и Платона

История гуманизма и зарождение идей утопического коммунизма в Англии составляет наиболее яркую страницу культуры Возрождения. Центральной фигурой в гуманистическом движении Англии первой трети XVI века был Томас Мор, последователь Джона Колета и соратник Эразма. Но ренессансный гуманизм был идеологией переходной эпохи- от феодализма к капитализма. Поэтому в определённой исторической обстановке гуманисты могли иногда быть выразителями и более радикальных течений общественной мысли, например утопического коммунизма, как это произошло в Англии с Томасом Мором. 2

Предмет исследования: утопическое общество Т.Мора;

сравнить утопию Т.Мора с утопией

Цель работы: изучить утопическое общество Т.Мора

Глава 1.Утопия Т.Мора

Эксплуататорскому государству своей эпохи Мор противопоставил идеальное, с его точки зрения, государство, названное им Утопией. Рассказ Гитлодея об этом счастливом острове, затерянном в океане, составляет вторую часть книги Мора.

Мор глубоко убежден, что человек рожден для счастья, и в этом основная гуманистическая идея его произведения. Гениально предвосхитив некоторые существенные черты будущего коммунистического общества, Мор не верил в возможность построения этого общества в условиях феодальной Европы.

Большое внимание Мор уделял организации труда в совершенном обществе, специально рассматривая проблему продолжительности рабочего дня. Последнее всегда имело важное значение для мелкого крестьянского хозяйства. Остро стоит проблема рабочего времени в период появления капиталистической мануфактуры и фермерства. Мастера стремились как можно больше увеличить рабочий день, принуждая подмастерьев и учеников отработать от зари до зари. Предприниматели-мануфактуристы (например, в суконной промышленности) доводили продолжительность рабочего времени до 12-15 часов в сутки.

Не случайно, касаясь положения трудового люда в Англии эпохи первоначального накопления капитала, Т. Мор указывал на необычайно жестокую эксплуатацию народа. Мор устанавливает шестичасовой рабочий день. Должностные лица (сифогранты), наблюдающие, чтобы "никто не сидел в праздности", следят так же и за тем, чтобы никто не "не работал с раннего утра до поздней ночи" и не утомлялся "подобно вьючному скоту" 8 . . Оставшееся от работы время каждый занимается чем хочет: наукой, искусством и другими любимыми делами.

В Утопии нет частной собственности и все люди трудятся. И в этом, по мнению Мора, главная причина счастья и изобилия утопийцев. Все богатства острова принадлежат всем гражданам, и каждый пользуется ими по своим потребностям. Таким образом, общественный строй Утопии основан на принципах справедливости.

В концепции Т. Мора технический прогресс не является определяющим. Будучи утопистом, Мор верил, что изобилие материальных благ может быть достигнуто уничтожением социального паразитизма и системой всеобщей трудовой повинности. Однако низкий уровень техники, на которой основывалась вся хозяйственная жизнь Утопии (где преобладал ручной труд), не позволил бы полностью удовлетворить потребностей даже такого"идеального общества", о котором мечтал Т. Мор.

Проблему тяжких и неприятных работ Мор решает, используя рабство или апеллируя к религии. Например, при общественных трапезах все наиболее грязные и трудоемкие работы исполняются рабами. Рабы заняты такими видами труда, как убой и свежевание скота, ремонт дорог, очистка рвов, рубка деревьев, перевозка дров и т. д. Рабами становятся военнопленные, граждане утопии, которые совершили какие либо преступления. Но наряду с ними "рабский труд" несут и некоторые свободные граждане Утопии, делающие это в силу своих религиозных убеждений.

Достойным человека Мор считает лишь умственный труд, которому только и должно отдавать свой досуг. Именно в этом гуманисты, в частности Мор, видели смысл самого понятия "досуг", которое и в "Утопии", и в своей переписке с друзьями он всячески противопоставляет телесному рабству - negotium. В этом историческом своеобразии понимания физического труда гуманистами как телесного бремени, преодолевая которое человек только и обретает истинную свободу для духовной деятельности, направленной на совершенствование его умственной и нравственной природы, мы находим объяснение многих сторон утопического идеала Т. Мора, в частности добровольного аскетизма, способности довольствоваться самым необходимым, дабы иметь максим времени для занятия "благородными науками".

Т. Мор неоднократно подчеркивает, что отношения в семье строго патриархальные, "во главе хозяйства стоит старейший. Ремеслом занимаются все - и мужчины, и женщины. Однако женщины имеют более легкое занятия, они обычно обрабатывают шерсть и лен. Вовлечение женщин в общественное производство наравне с мужчинами, несомненно, факт весьма прогрессивный, так как именно здесь закладываются основы равноправия между полами, которое, несмотря на патриархальный характер семейно- го уклада, в Утопии все же налицо.

Создавая свой хозяйственный идеал семейной ремесленной общины, Томас Мор, естественно, вынужден был отталкиваться от современной ему господствующей формы организации городского ремесла. Автор "Утопии" определенно идеализировал ремесленную организацию средних веков с ее системой разделения труда и специализации, а также чертами семейно-патриархальной общины. В этом Т. Мор отразил настроения и чаяния городских ремесленников, для которых наступили тяжелые времена а связи с разложением цеховой системы ремесла и резким социальным расслоением внутри цехов. Возникает вопрос: почему Т. Мор отдавал предпочтение наполовину изжитой уже в то время цеховой организации ремесла перед капиталистической мануфактурой, которой, несомненно, принадлежало будущее? Ответ, на наш взгляд, следует искать в специфике мировоззрения Т. Мора как гуманиста и родоначальника утопического направления.

Главной производственной ячейкой в сельском хозяйстве Утопии является большая община, насчитывающая не менее 40 человек - мужчин и женщин и еще двух приписанных рабов. Во главе такого сельского "семейства" стоят "почтенные в летах" распорядитель и распорядительница.

Таким образом, искусственно созданный и поддерживаемый в Утопии семейно-патриархальный коллектив является, по мыслит Мора, наиболее приемлемой формой организации труда как в ремесле, так и в земледелии. В отличие от традиционного порядка вещей, когда город выступал в качестве эксплуататора и конкурента по отношению к деревенской округе, Мор исходит из того, что в Утопии жители города считают себя по отношению к деревенской округе "скорее держателями, чем владельцами этих земель".

Итак, по мысли Мора, Утопия представляет собой бесклассовое общество, состоящее из свободных от эксплуатации большинства. Однако, проектируя справедливое общество, Мор оказался недостаточно последовательным, допустив в Утопии существование рабов. Рабы на острове - бесправная категория населения, обремененного тяжелой трудовой повинностью. Они "закованы" в цепи и "постоянно" заняты работой. Наличие рабов в Утопии в значительной мере, по-видимому, было обусловлено низким уровнем современной Мору техники производства. Рабы нужны утопийцам, чтобы избавить граждан от наиболее тяжелого и грязного труда. В этом, несомненно, проявилась слабая сторона утопической концепции Мора.

Существование рабов в идеальном государстве явно противоречит принципам равенства, на основе которых Мор проектировал совершенный общественный строй Утопии. Впрочем, удельный вес рабов а общественном производстве Утопии незначителен, ибо основными производителями все же являются полноправные граждане. Рабство в Утопии имеет специфический характер; помимо того, что оно выполняет экономическую функцию, оно является мерой наказания за преступления и средством трудового перевоспитания. Главным источником рабства в Утопии было уголовное преступление, совершаемое кем-либо из ее граждан.

Что касается внешних источников рабства, то это либо захват в плен во время войны, либо (и чаще всего) выкуп иностранцев, приговоренных у себя на родине к смертной казни. Рабство - принудительный труд в качестве меры наказания заменяющий смертную казнь, - Мор противопоставил жестокому уголовному законодательству. Мор выступал решительным противником смертной казни за уголовные преступления, ибо, по его мнению, ничто в мире по ценности не может сравниться с человеческой жизнью. Таким образом, рассматривать рабство в Утопии следует конкретно- исторически, как призыв к смягчению распространенной в средневековой Европе жестокой системы уголовных наказаний и в этом смысле как меру, для того времени более гуманную. Удел рабов в Утопии, очевидно, был много легче, чем положение большинства задавленных нуждой и эксплуатацией крестьян и ремесленников в тюдоровской Англии. Поэтому Мор, по-видимому имел все основания утверждать, что некоторые "трудолюбивые" бедняки из другого народа предпочитали пойти в рабство к утопийцам добровольно и что сами утопийцы, принимая таких людей как рабов, относились к ним с уважением и обращались с ними мягко, отпуская их обратно на родину по первому желанию, да еще и награждая при этом.

Содержание работы
Файлы: 1 файл

Реферат томас мор.doc

ВВЕДЕНИЕ

Томас Мор (англ. Sir Thomas More, более известный как Saint Thomas More) известен в истории правовой и политической мысли как знаменитый английский мыслитель, писатель. Кроме того он Святой Католической церкви.

Самый образ утопийского общежития, где упразднены частная собственность, денежное обращение, привилегии, производство роскоши и т.д. стал своего рода кульминацией гуманистических мечтаний об "идеальном государстве".

Томас Мор навсегда вошел в историю человеческой культуры как философ, который поставил проблемы, не решенные человечеством и поныне. Это и объясняется то, что внимание к трудам Томаса Мора сохраняется и по сей день. Это также определяет и актуальность моего реферата.

1. Краткая биография Томаса Мора: жизнь и смерть

Томас Мор родился 7 февраля 1478 года в Лондоне, в семье сэра Джона Мора, лондонского судьи, который был известен своей честностью.

В 1494 году он вернулся в Лондон и в 1501 году стал барристером. Судя по всему, Мор не собирался всю жизнь делать карьеру юриста. В частности, он долго колебался между гражданской и церковной службой. Во время своего обучения в Линкольнз инн (одной из четырёх юридических корпораций, готовящих юристов) Мор решил стать монахом и жить вблизи монастыря. До самой смерти он придерживался монашеского образа жизни с постоянными молитвами и постами. Тем не менее, желание Мора служить своей стране положило конец его монастырским устремлениям. В 1504 году Мор избирается в Парламент, а в 1505 году – женится 2 .

Мор впервые женился на Джейн Кольт, в 1505 году. Она была почти на 10 лет его моложе, и его друзья говорили, что она была тихой и доброй нравом. Эразм Роттердамский посоветовал ей получить дополнительное образование к тому, которое она уже получила дома, и стал её личным наставником в области музыки и литературы. У Мора было четверо детей с Джейн: Маргарет, Элизабет, Сесиль и Джон. Когда Джейн умерла в 1511 году, он женился почти сразу, выбрав в качестве второй жены богатую вдову по имени Элис Мидлтон. У Элис не было репутации покорной женщины, как у её предшественницы, а наоборот она была известна как сильная и прямая женщина, хотя Эразм свидетельствует, что брак был счастливым. У Мора и Элис не было общих детей, но у Элис была дочь от первого брака. Кроме того, Мор стал опекуном молодой девушки по имени Алиса Кресакр, которая в итоге вышла замуж за Мора. Мор был любящим отцом, который писал письма своим детям, когда он был в отъезде по правовым или государственным делам, и призывал их писать ему чаще. Мора серьёзно заинтересовало образование женщин, его отношение было в высшей степени необычным в то время. Он считал, что женщины столь же способны к научным достижениям, как и мужчины, он настаивал, чтобы его дочери получили высшее образование, так же как и его сыновья.

Томас Мор был близким другом Эразма Роттердамского. Еще в студенческие годы он сблизился с кружком выдающихся оксфордских ученых-гуманистов, с увлечением и упорством изучал сочинения христианских философов, а также произведения великих античных философов и писателей: Платона, Аристотеля, Лукиана. Мор и его друзья размышляли о жизненном призвании и нравственном долге человека перед обществом, о том, как реформировать католическую церковь, погрязшую в пороках, невежестве и суевериях, как сделать жизнь менее жестокой и более справедливой. Ответы на эти вопросы гуманисты пытались найти в трудах древних философов и особенно в Евангелии, на основе которого, по их мнению, только и возможно было создать справедливое общество 3 .

С первых шагов политической карьеры показал себя бескорыстным человеком, не желающим идти на компромисс с властью. Мор состоял в парламентской оппозиции, что, конечно же, не нравилось королю Генриху VII. Однажды король потребовал от парламента утвердить новый чрезвычайно высокий налог (по случаю замужества его дочери и посвящения его сына в рыцари). Молодой депутат Мор выступил против налога. Парламент все-таки утвердил налог, но сильно сократил его размеры. Король был взбешен, готов был на скорую расправу. Но личность депутата была неприкосновенной, поэтому король обрушил свой гнев на старого Джона Мора, посадив его в тюрьму и оштрафовав на крупную сумму 5 .

Первым деянием Мора в Парламенте стало выступление за уменьшение сборов в пользу короля Генриха VII. В отместку за это Генрих заключил в тюрьму отца Мора, который был выпущен на свободу только после уплаты значительного выкупа и самоустранения Томаса Мора от общественной жизни.

Томасу Мору пришлось на время уединиться в монастыре. Он даже хотел переселиться в другую страну, но в 1509 г. Генрих VII умер, и Мор вернулся к своей деятельности. В эти годы он занимал место помощника шерифа Лондона, потом главного лондонского судьи, состоял лектором юридической школы, был в разные годы послом Фландрии и Франции. Свободное время отдавал любимому занятию – литературе, сочинял стихи и комедии. Писал по-латыни.

Особого внимания заслуживает ситуация с разводом Генриха VIII, которая привела Мора к возвышению, затем к падению и смерти.

Кардинал Томас Уолси, архиепископ Йорка и лорд- канцлер Англии, не смог добиться развода Генриха VIII и королевы Екатерины Арагонской, в результате чего в 1529 году его заставили уйти в отставку. Следующим лордом-канцлером был назначен сэр Томас Мор, который к тому моменту уже был канцлером герцогства Ланкастер и спикером Палаты общин. К несчастью для всех, Генрих VIII не понимал, что за человек был Мор. Глубоко религиозный и прекрасно образованный в области канонического права, Мор твёрдо стоял на своём: расторгнуть освящённый церковью брак может только Римский папа. Климент VII был против этого развода – на него давил Карл V Испанский, племянник королевы Екатерины.

Кстати, первым европейцем, который возвысил свой голос против смертной казни, был именно Томас Мор (1478 - 1535). Протестуя против смертной казни, он не сумел защитить самого себя: 6 июля 1535 г. он был казнен во дворе Тауэра, главной тюрьмы Англии 9 .

2. Работа над Утопией

Имя Томаса Мора вошло во всемирную историю благодаря книге "Утопия", написанной им на латыни в 1516 г. Не лишним будет напомнить, что общественная и правовая мысль тогда только-только начинали развиваться, поэтому идеи Томаса Мора способствовали формированию правовой мысли в Европе. Он смотрел вперед и опережал будущее. Исторические факты свидетельствуют: в 1513 г. знаменитый итальянский мыслитель Николо Макиавелли пишет книгу "Государь", вошедшую в историю политической и юридической мысли; в 1517 г. немецкий теолог и реформатор Мартин Лютер выпускает 95 тезисов – основных догматов католицизма; в 1534 г. испанский дворянин Игнатий Лойола основывает Общество Иисуса (иезуитов) 10 .

Само слово "Утопия" придумано Томасом Мором, составившем его из двух греческих слов: "ou" – "не" и "topos" – "место". Буквально "Утопия" означает "место, которого нет" и недаром сам Мор переводил слово "Утопия" как "Нигдея" 11 .

3. Структура и содержание Утопии

Читайте также: