Гуманизм и его влияние на философию специальной педагогики доклад

Обновлено: 04.07.2024

Принятие официальной концепции образования, принятой в стране, определяется социально-экономическими, политическими, историко-культурными, психологическими и собственно педагогическими факторами. Известно, что все эти факторы резко изменились в России в 1990-е годы. До этого времени в нашей стране общепринятой была только концепция коммунистического воспитания молодежи.

Современная Россия находится в процессе формирования демократического общества, которое руководствуется такими основными положениями и идеями, как: Права человека, гражданское общество, демократия, социально ориентированная экономика и гуманизм. Эти основные принципы должны определять жизнь людей на Земле в настоящем и в обозримом будущем. Гуманизм — это мировоззрение, основной ценностью которого является право человека на развитие, счастье, развитие своих способностей, свободное и ответственное участие в жизни мира и общества. Ученые считают, что гуманизм — это естественный результат мировой эволюции. Гуманизм как социальное, научное, культурное и этическое явление представляет собой сумму взглядов на природу, общество и человека. Гуманистические идеи известны с древних времен, но своего пика гуманистическое понимание мира достигло в эпоху Возрождения, когда деятели Ренессанса провозгласили ценность личности, безграничные возможности человека в познании и развитии, а также преобразование мира.

В педагогической литературе утверждается концепция личностно-ориентированного образования, гуманистической педагогики, воспитания в духе любви и свободы, педагогики ненасилия.

Концепция образования — это более или менее полное представление об основных компонентах образования: целях, содержании, методах, средствах и формах.

В настоящее время в России нет ни устоявшейся парадигмы (парадигма — теория, принятая в качестве образца для решения исследовательских задач, т.е. научный подход), ни целостной концепции образования, но есть большое желание либеральных ученых и педагогов оторваться от прежней советской педагогики.

Выход из жестких рамок такого социального порядка требует изучения и развития личности как целостного образования, интегрирующего основные проявления ее духовности. Индивид задумывается не как направляемый и ведомый, а как автор, создатель собственной субъективности и жизни. Данный подход связан с утверждением и развитием в российской педагогической науке и практике гуманистических идей образования, ориентированных на развитие личности.

Гуманистическое образование происходит в актах социализации, реального образования и саморазвития, каждый из которых способствует гармонизации личности и формирует новый менталитет россиян. Гуманистические перспективы возрождения делают востребованными не только такие личностные качества, как практичность, динамичность, интеллектуальное развитие, но и культуру, интеллект, грамотность, планетарное мышление, профессиональную компетентность.

Современная гуманистическая педагогика

Гуманистическая педагогика

Целью образования должно быть не приобретение знаний как набора фактов, теорий и т.д., а преобразование личности студента в результате самостоятельного обучения. Задача школы и образования — дать возможность развития личности, саморазвития, облегчить поиск своей индивидуальности, помочь человеку двигаться в направлении самореализации.

  1. учащиеся решают в процессе обучения проблемы, которые интересны и значимы для них.
  2. учитель чувствует себя конгруэнтным с учениками. То есть, он/она проявляет себя как личность и свободно выражает себя.
  3. Педагог демонстрирует безусловное позитивное отношение к ученику и принимает его таким, какой он есть.
  4. педагог проявляет эмпатию по отношению к ученику. Способность проникнуть в его/ее внутренний мир, понять его/ее и посмотреть на него/нее его глазами, оставаясь при этом самим собой.
  5. Педагог играет роль фасилитатора и стимулятора осмысленного обучения и должен создавать психологический комфорт и свободу для ученика, т.е. обучение должно быть сосредоточено на ученике, а не на предмете.

Педагог в рамках гуманистической педагогики должен побуждать учащихся к моральному выбору, предоставляя материал для анализа. Методами обучения являются дискуссии, ролевые игры, обсуждение ситуаций, анализ и разрешение конфликтов. Для родителей и педагогов ученые гуманистической школы предлагают следующие приемы общения с ребенком: Саморазговор, активное слушание, безусловная любовь к ребенку, позитивное внимание к ребенку, зрительный контакт и физический контакт.

Педагогическая поддержка и сопровождение

Педагогическая поддержка — это особая технология образования, которая отличается от традиционных методов обучения и воспитания тем, что осуществляется в процессе диалога и взаимодействия ребенка и взрослого и предполагает самоопределение ребенка в ситуации выбора и последующее самостоятельное решение его проблемы.

Автор этой концепции, О.С. Газман, определил это направление педагогики как педагогику свободы, целью которой является разработка средств формирования свободной личности.

Проблема воспитания личности в педагогике свободы предстает как проблема саморазвития личности, а педагогический процесс — как субъект-субъектные отношения, сотрудничество, со-творчество взрослого и ребенка, в котором доминирует равноправный, взаимовыгодный обмен личностными смыслами и опытом. Желательной целью образования является развитие человека как свободной индивидуальности, понимаемой не как самодостаточность, независимость каждого от всех других, а как такая свобода, реализуемая в ответственном служении другим, обретаемая в связи с другими.

Коррекционная педагогика — это настоящая педагогика понимания, которая, в отличие от педагогики влияния, может эффективно решать проблемы изменения личности как ребенка, так и взрослого, потому что оба гибко меняют свое поведение и вместе строят пространство сотрудничества.

Становление гуманистической педагогики в современной России

Гуманистическая педагогика показывает, что потеря собственной идентичности и замена ее псевдоличностью ставит человека в неустойчивое положение. Становясь зеркальным отражением чужих ожиданий, он теряет большую часть себя, а значит, и уверенность в себе. Для того чтобы преодолеть панику, вызванную этой потерей себя, он вынужден продолжать соответствовать, чтобы избежать постоянного одобрения и признания со стороны других. Если он сам не знает, кто он, то, по крайней мере, другие знают, если он ведет себя так, как должен; а если они знают, то и он узнает, если только поверит им.

Когда гуманистические психологи говорят об антропологическом подходе к обучению, они не имеют в виду культ человека. Антропологический принцип, о котором идет речь, не подразумевает потакания агрессивным и низменным потребностям человека; когда говорят о примате человека над обществом, это, конечно, подразумевает систему ответственного поведения человека, систему социально значимого поведения.

П.Й. Гальперин (1902-1988) — известный российский психолог, автор концепции поэтапного формирования умственных действий. Он трактовал психические процессы как особый вид ориентировочной деятельности и в связи с этим выделил особенности приобретения детьми социального опыта. П.Ю. Гальперин попытался показать потенциал освоения учащимися новых концепций содержания. При обычном обучении учащиеся вынуждены сами искать необходимые существенные (ориентировочные) признаки и выбирать для них соответствующие действия. Ошибки встречаются довольно часто и неизбежны. Концепции не всегда бывают правильными и полными, а процесс формирования концепций затягивается надолго. Но учитель может научить детей использовать понятия и таким образом передать поколениям опыт, закрепленный в понятиях.

В чем заключается основная задача учителя? Он должен научить детей обращаться с понятиями. Отсюда предупреждение: крайне опасно заставлять студентов искать существенные признаки вещей, заложенные в понятиях. Для того чтобы понятия укоренились в сознании учеников в кристально ясной форме, учителю лучше предложить ребенку все существенные признаки объектов и научить ученика, какие конкретные интеллектуальные операции необходимы для идентификации или воспроизведения каждого признака.

Прежде всего, учитель дает ученикам алгоритм (формулировку схемы), который исчерпывающе показывает, какие признаки объекта и в каком порядке необходимо подчеркнуть, какие действия важны при наличии того или иного признака, какие результаты могут дать эти действия, под какое понятие необходимо подвести объект при получении того или иного результата. Соответствующее понятие формируется у учащихся только после многократного применения заданного алгоритма при работе с различными конкретными объектами. П.Ю. Гальперин назвал этот вид обучения вторым видом обучения (первый вид — традиционное обучение). Однако Гальперин предложил и другой вариант этого метода. В качестве объектов ориентации студентам предлагаются не конкретные примеры, а общие принципы и структуры изучаемого класса объектов (явлений). В этом задании ученик сам, отталкиваясь от общих принципов, строит ориентировочную основу действия для конкретных объектов. Гальперин назвал это третьим видом обучения.

Ненасилие как принцип гуманистической педагогики

Прогрессивная педагогика всегда была проникнута идеями гуманизма и последовательно выступала против психического и физического принуждения. Несмотря на относительно высокий уровень развития гуманистических теорий и конкретных технологий, их все еще трудно реализовать на практике. К сожалению, насилие в его скрытой, а иногда и открытой форме присуще всей системе образования. Причин тому много, прежде всего, сложность и противоречивость общественного развития.

Тем не менее, существует значительное количество педагогических идей, связанных с реализацией принципа гуманности в теории и практике обучения и воспитания. Обратимся к некоторым из них, представляющим наибольший интерес с точки зрения рассматриваемой проблемы.

Неприятие различных форм принуждения культивировалось представителями гуманистического направления в педагогике, сторонниками свободного воспитания (Ж.-Ж. Руссо, М. Монтессори, Л.Н. Толстой, К.Н. Вентцель и др.).

Читайте дополнительные лекции:

Помощь студентам в учёбе
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal

Образовательный сайт для студентов и школьников

© Фирмаль Людмила Анатольевна — официальный сайт преподавателя математического факультета Дальневосточного государственного физико-технического института

Гуманизм является целой концепцией человека, как самой большой ценности в мире. Основное положение такой концепции – защита личностного достоинства, права человека на счастье, свободу, развитие и проявление своих возможностей.

Гуманизм – это система идей и ценностей, которые подтверждают значимость существования человека как личности и его бытия. Гуманизм считается общественным идеалом, выступая в качестве системы ценностных ориентиров и установок.

Гуманистическая педагогика – это комплекс научных фактов, который представляет ученика как сознательного, равноправного, активного участника учебного и воспитательного процесса. Каждый ученик развивается в зависимости от своих возможностей.

Каждый ребёнок является на этот свет не похожим на других, особенным. Педагоги созданы для того, чтобы этот ребёнок получил развитие по своим возможностям, достиг его максимально возможного уровня и определил своё место в жизни. Гуманистическая педагогика требует приспособления к ребёнку и ставит его в центр отношений. При этом процесс проходит так, чтобы ребёнок получил максимальное развитие.

Также гуманистическую педагогику называют инновационной, так как является инновацией для нашей страны. Что касается западных систем, то они намного раньше начали движение гуманистического подхода в педагогике и сформировали систему новых отношений педагога и ученика в несколько этапов.

С точки зрения гуманизма, главная цель воспитания – это возможность каждого ребёнка стать полноправным субъектом познания, деятельности, общения и просто свободной личностью. Уровень гуманизации процесса воспитания представлен тем, насколько такой процесс предоставляет возможность для формирования личности, раскрытия природных задатков и создания творческих начал, ответственности.

Признаки гуманистической педагогики

Главный ориентир гуманистической педагогики – это личность. Выделяют такие признаки гуманистической педагогики:

  • Изменение ценностей с овладения информацией на формирование навыков и развитие психических, интеллектуальных, нравственных, физических и других сторон личности.
  • Формирование действующей, самостоятельно думающей, свободной личности.
  • Создание организационных условий, которые способствуют успешной смене ориентации учебного и воспитательного процесса.

Роль педагога в гуманистической педагогике

Гуманизация в педагогике – это переход от авторитарной педагогики и её давления на личность человека на личностно-ориентированную педагогику, которая больше значение придает свободе личности и деятельности воспитанников. Гуманизировать такой процесс предполагает создание таких условий, в которых легко учиться и нельзя остаться в стороне от воспитательного процесса или сторонним наблюдателем жизни.

Для создания правильных условий гуманистической педагогики следует приспособиться учителю и образовательным учреждениям к ученикам, обеспечить психологическую безопасность и полный комфорт.

Учителя в гуманистической педагогике должны пробудить внутренние силы человека для решения любых проблем, а не их избегания. Не стоит навязывать ученику уже готовую идею, а стимулировать находить решение самому. Главная цель воспитания и обучения – это не приобретение знаний, как просто набора фактов и теорий, а формирование личности в результате самостоятельного обучения. Значимое для человека учение – это такое учение, в котором заинтересован сам ученик, когда идёт не просто накопление теорий, а формирование личности, изменение его поведения и Я-концепции.

Основные признаки гуманного воспитания – это обсуждение ситуаций, дискуссии, анализ, решение конфликтов и ролевые игры. Используются такие приёмы и методы в общении с ребёнком:

В древнем мире зарождаются идеи учета социальных факторов в процес­се обучения и воспитания членов общества. Со второй половины I тыс. до н.э. появляются имена творцов социально-педагогических идей.

Конфуций (551-479 гг. до н.э.), выдвигал идеи: о заботе старшего поколе­ния о младшем и ответной реакции последнего, о следовании универсальным законам общественной жизни: гуманности и этикету. Гуманность в том, чтобы не делать другим того, что не желаешь себе. Этикет воплощается в соблюдении традиций, почитании родителей, старших в семье, покорности государю. Кон-эуций рассматривал воспитание, нравственное самосовершенствование как существенные факторы человеческого бытия, непременные условия благополу­чия. Идеально воспитанный человек, по Конфуцию, должен обладать высокими качествами: благородством, стремлением к истине, правдивостью, богатой ду­ховной культурой.

Демокрит (460-370 гг. до н.э.) в своем учении обосновал тезис о необхо­димости соотнесения природы человека и воспитания. Он считал, что хотя вос­питатель формирует и изменяет человека, тем не менее его руками действует природа, ибо человек является ее частицей - микрокосмом. Таким образом, он один из первых сформулировал принцип природосообразности. Демокрит го­ворил о зависимости воспитания от общественных условий.




Марк Фабий Квинтшшан (42 г н.э. - ок. 118 г. н.э.) считал, что воспитание должно формировать свободного человека, протестовал против применения телесных наказаний и требовал индивидуализации обучения. Цель воспитания он видел в серьезной подготовке молодого человека к исполнению гражданских обязанностей. Отдавая предпочтение общественному образованию и воспита­нию, Квинтшшан подчеркивал, что здоровое семейное воспитание должно бе­речь детскую психику, не допускать присутствия детей в неблагопристойных местах.

Существовавшие в античное время системы обучения и воспитания име­ли четкую социальную и идеологическую направленность, в которой отража­лись характер государства, особенности его социально-экономической и поли­тической жизни.

Билет №2

Влияние течения гуманизма на развитие социальной педагогики

Гуманисты эпохи Возрождения с их возвратом к античным идеалам вери­ли в изначальную не испорченность человека, его глубокие внутренние силы и возможность приблизиться к совершенному состоянию. Именно через сущ­ность человека стремились они постичь закон мироздания.

Многие гуманисты XIV-XV вв. или сами были, педагогами, или обраща­лись к педагогической теории, в том числе и к ее социально-педагогическим аспектам.

В данный период религия и педагогика развивались то параллельно, то переплетаясь в реализации социально-педагогической функции. Большинство великих педагогов и мыслителей, в особенности периода феодализма, были глубоко верующими людьми и проповедовали те же идеи гуманности, что и христианство. Неслучайно их произведения изобилуют цитатами примерами из Священного писания основное предназначение видится в служении богу, что фактически означает быть глубоконравственным человеком иприносить пользу ближним.

Таким образом, первый - начальный период, который длился с древней­ших времен до второй половины XVII в., связан с осмыслением практики вос­питания и формированием педагогической и социально-педагогической мысли. В этот период происходит становление воспитания как социального явления, его преобразование из стихийного действия в осознанную деятельность, возни­кают различные теории воспитания.

Билет № 3

Билет №1

Социально-педагогические идеи Древнего мира и средневековья

В древнем мире зарождаются идеи учета социальных факторов в процес­се обучения и воспитания членов общества. Со второй половины I тыс. до н.э. появляются имена творцов социально-педагогических идей.

Конфуций (551-479 гг. до н.э.), выдвигал идеи: о заботе старшего поколе­ния о младшем и ответной реакции последнего, о следовании универсальным законам общественной жизни: гуманности и этикету. Гуманность в том, чтобы не делать другим того, что не желаешь себе. Этикет воплощается в соблюдении традиций, почитании родителей, старших в семье, покорности государю. Кон-эуций рассматривал воспитание, нравственное самосовершенствование как существенные факторы человеческого бытия, непременные условия благополу­чия. Идеально воспитанный человек, по Конфуцию, должен обладать высокими качествами: благородством, стремлением к истине, правдивостью, богатой ду­ховной культурой.

Демокрит (460-370 гг. до н.э.) в своем учении обосновал тезис о необхо­димости соотнесения природы человека и воспитания. Он считал, что хотя вос­питатель формирует и изменяет человека, тем не менее его руками действует природа, ибо человек является ее частицей - микрокосмом. Таким образом, он один из первых сформулировал принцип природосообразности. Демокрит го­ворил о зависимости воспитания от общественных условий.

Марк Фабий Квинтшшан (42 г н.э. - ок. 118 г. н.э.) считал, что воспитание должно формировать свободного человека, протестовал против применения телесных наказаний и требовал индивидуализации обучения. Цель воспитания он видел в серьезной подготовке молодого человека к исполнению гражданских обязанностей. Отдавая предпочтение общественному образованию и воспита­нию, Квинтшшан подчеркивал, что здоровое семейное воспитание должно бе­речь детскую психику, не допускать присутствия детей в неблагопристойных местах.

Существовавшие в античное время системы обучения и воспитания име­ли четкую социальную и идеологическую направленность, в которой отража­лись характер государства, особенности его социально-экономической и поли­тической жизни.

Билет №2

Влияние течения гуманизма на развитие социальной педагогики

Гуманисты эпохи Возрождения с их возвратом к античным идеалам вери­ли в изначальную не испорченность человека, его глубокие внутренние силы и возможность приблизиться к совершенному состоянию. Именно через сущ­ность человека стремились они постичь закон мироздания.

Многие гуманисты XIV-XV вв. или сами были, педагогами, или обраща­лись к педагогической теории, в том числе и к ее социально-педагогическим аспектам.

В данный период религия и педагогика развивались то параллельно, то переплетаясь в реализации социально-педагогической функции. Большинство великих педагогов и мыслителей, в особенности периода феодализма, были глубоко верующими людьми и проповедовали те же идеи гуманности, что и христианство. Неслучайно их произведения изобилуют цитатами примерами из Священного писания основное предназначение видится в служении богу, что фактически означает быть глубоконравственным человеком иприносить пользу ближним.

Таким образом, первый - начальный период, который длился с древней­ших времен до второй половины XVII в., связан с осмыслением практики вос­питания и формированием педагогической и социально-педагогической мысли. В этот период происходит становление воспитания как социального явления, его преобразование из стихийного действия в осознанную деятельность, возни­кают различные теории воспитания.

Гост

ГОСТ

Понятие гуманизма

Представление о гуманизме предполагает:

  • относиться к человеку как к высшей ценности
  • уважать достоинство каждой личности
  • свободное развитие личности
  • реализация способностей и стремление к счастью
  • признание основополагающих прав человека
  • утверждение благополучия человека

Как особенность мировой культуры, гуманизм появился еще в древнем мире. Древним египтянам удалось сформировать замечательные особенности нравственных поступков индивида.

Проявление гуманизма наблюдается на протяжении всей истории. Как направление в культуре, гуманизм появился в XIV веке в Италии, далее охватил Западную Европу в XV века. Эпоха Возрождения, или Ренессанс (от фр. renaitre - возрождаться) становится одной из ярчайших эпох в формировании европейской культуры, охвативших почти три столетия с середины XIV в. до первых десятилетий XVII в. В истории народов Европы это была эпоха перемен и нововведений. Наступает процесс рождения капиталистических отношений и распад феодализма, происходит формирование наций и появление крупных национальных государств, создается новая вид политического строя - абсолютная монархия, появляются новые социальные группы - буржуазия и наемный рабочий люд. Все это происходит в условиях высокого уровня городской цивилизации.

Изменился и внутренний мир человека. Люди в эпоху Возрождения были одержимы жаждой самоутверждения, великих побед, активно присоединялись к социальной жизни, по-новому смотрели на мир природы, тянулся к глубокому ее осмыслению, любоваться ее красотой. Для культуры Возрождения свойственно светское восприятие и постижение вселенной, установление ценности земного бытия, величественность ума и творческих возможностей человека, важность личности. Гуманизм становиться началом культуры Возрождения.

Готовые работы на аналогичную тему

Основоположником идей гуманизма считается поэт и философ Франческа Петрарка (1304-1374). Петрарка был одним из первых величайшим гуманистом, поэтом и гражданином. В его творчестве прослеживаются истоки многих путей, с помощью которых формировалась ренессансная культура в Италии.

Гуманисты формируют иной взгляд на понимание личности, в которой огромную роль играет понятие деятельности. Достоинство человеческой личности, по словам гуманистов, выражается личными заслугами и эффективной деятельностью, а не происхождением или социальной принадлежностью.

Ярким показателем этого подхода может служить, например, разносторонняя деятельность известного гуманиста Леона Баттисты Альберты. По словам Альберта, человек может одолеть все трудности лишь своей активностью.

Истинным гимном индивидуализму можно считать творчество Лоренцо Валлы. Личное благополучие выступает у него критерием нравственности.

Восхваляя мощь и величие человека, любуясь его удивительными творениями, мыслители эпохи Возрождения говорили о сближении человека с Богом.

Однако гуманисты не были ни еретиками, ни атеистами. Наоборот, в подавляющем большинстве они оставались верующими. Но если христианское мировоззрение утверждало, что на первом месте должен стоять Бог, а затем - человек, то гуманисты выдвигали на первый план человека, а затем говорили о Боге.

Развитие гуманистических идей в России

Уже у первых великих поэтов XVIII века - Ломоносова и Державина - встречается секуляризованный национализм, объединенный с гуманизмом. Уже не святая, а Великая Русь волнует поэтов; любовь к отечеству, наслаждение величием России относятся всецело к эмпирическому бытию России вне всякого историософского обоснования. В этом послании к России есть, конечно, реакция против слепого поклонения Западу и презрительного отношения ко всему русскому, что так ярко выражаются в русском вольтерианстве.

Державин, настоящий "певец русской славы", отстаивает свободу и достоинство человека.

Выступая против слепого поклонения Западу, насмехаясь над жестокими нравами русской жизни того времени, Новиков с сожалением говорит о невыносимом положении крепостных. Работа мысли шла под знаком реакции тогдашним "западникам" и выработки нового национального самосознания. Однако в гуманизме XVIII века у русских людей на первое место ставиться основное значение морали и проповедуется превосходство нравственности над разумом.

Обратимся к следующему ярому распространителю русского гуманизма XVIII века - А. Н. Радищеву. Радищев стал неким знаменем, как яркий и предприимчивый гуманист, как усердный сторонник примата социальной проблемы.

Идеи гуманизма в мировой и отечественной педагогике

В XVIII и начала XIX веков в России царствовало масонство. Привлекая большие слои русского общества, масонство, поднимало поэтические движения в душе, было школой гуманизма, и в то же время возбуждало умственные интересы. Давая свободу вольным поискам духа, масонство освобождало от бездумного и пошлого русского вольтерианства.

Гуманизм, подпитывающийся от масонства, мы знаем по фигуре Н. И. Новикова. В центре гуманизма располагалась реакция против ограниченного интеллектуализма эпохи. Основная мысль заключалась в том, что "просвещение без нравственного идеала несет в себе отраву". Прослеживается единство с проповедями Руссо, к возвеличиванию чувств, но есть и отголоски того течения в Западной Европе, которые были связанны с английскими моралистами, с созданием "эстетического человека" (особенно в Англии и Германии).

В русском гуманизме, который был связан с масонством, важную роль исполняли чисто моральные мотивы. В этом отношении гуманизм XVIII века непосредственно соединен с моральным патетизмом русской публицистики XIX века.

Особым гуманизмом нового подъема представляется философия экзистенциализма (от позднелатинского existentia - cуществование). Основателем экзистенциальной идеи для современного экзистенциализма стал Мартин Хайдеггер. Он воздействовал и на французский экзистенциализм.

В центре гуманизма находится любовь к детям и воспитание любви в детях. Все произведения знаменитых классиков педагогики и социальной педагогики пронизаны любовью к детям. И.Г. Песталоцци, организовавший приют для бездомных и стремившийся сделать его большой дружной семьей, в письме одному из своих приятелей писал:

Читайте также: