Гуманизм доклад по философии

Обновлено: 03.07.2024

Гумани́зм (от лат. humanitas — человечность, humanus — человечный, homo — человек) — мировоззрение, в центре которого находится идея человека как высшей ценности; возникло как философское течение в эпоху Возрождения (см. ренессансный гуманизм).

Гуманизм утверждает ценность человека как личности, его право на свободу, счастье, развитие, проявление своих способностей [1] .

Содержание

Классификация

  • гуманизм — понятие, означающее интерес к человеку или к изучению гуманитарных дисциплин (study of the humanities);
  • древний гуманизм — понятие, относящееся к системам воззрений Аристотеля, Демокрита, Эпикура, Лукреция, Перикла, Протагора или Сократа;
  • классический гуманизм — гуманизм эпохи Возрождения; понятие, относящееся к древним гуманистическим идеям, получившим развитие в эпоху Ренессанса у таких мыслителей как Бэкон, Боккаччо, Эразм Роттердамский, Монтень, Томас Мор и Петрарка;
  • теистический гуманизм — понятие, включающее в себя как христианских экзистенциалистов, так и современных теологов, настаивающих на способности человека работать над своим спасением совместно с Богом;
  • атеистический гуманизм — понятие, описывающее творчество Жан-Поля Сартра и др.;
  • коммунистический гуманизм — понятие, характеризующее убеждения некоторых марксистов (например, Фидель Кастро), полагающих, что последовательным натуралистом и гуманистом был Карл Маркс;
  • натуралистический (или научный) гуманизм — эклектический набор установок, рождённых в современную научную эпоху и сконцентрированных на вере в высшую ценность и самосовершенствование человеческой личности [2] .

Определения

По определению древнеримского политика и философа Цицерона, гуманизм — высшее культурное и нравственное развитие человеческих способностей в эстетически законченную форму в сочетании с мягкостью и человечностью.

Гуманизм — это прогрессивная жизненная позиция, которая без помощи веры в сверхъестественное утверждает нашу способность и обязанность вести этический образ жизни в целях самореализации и в стремлении принести большее благо человечеству. (англ.) [5]

Идеи гуманизма в человеческой истории

    , , , , , , , (папаПий II), , Пьетро Бембо,
  • Вивес (Испания),
  • Роберт Эствен (Франция), ,
  • Карл Бовиль, , , (Англия),
  • Джон Коле, , ,
  • кембриджская школа, , , , ,
  • Муциан Руф, , .

Неогуманизм (интерес к античности, вновь пробудившийся в конце XVIII — начале XIX века):

Марксистский (социалистический) гуманизм

Отличительные черты марксистского гуманизма:

Согласно марксистской теории, только построение коммунистического общества способно решить такие великие гуманистические задачи, как освобождение трудящихся от капиталистической эксплуатации, политического гнёта, национального порабощения, уничтожение нужды и безработицы широких народных масс, ликвидацию противоположности между умственным и физическим трудом, между городом и деревней, искоренение бесправия женщин, избавление народных масс от духовного порабощения. [6]

Гуманизм в наши дни

  • возникновение (середина XIX в. — начало 1930-х гг.);
  • становление и развитие организованного гуманистического движения (начало 1930-х гг. — начало 1980-х гг.);
  • выделение светского (секулярного) гуманизма в качестве самостоятельного идейного движения, его окончательное размежевание с религиозным гуманизмом (начало 1980-х гг. — настоящее время). [7]

Организации сторонников гуманистических течений, существующие во многих странах мира, объединены в Международный гуманистический и этический союз (МГЭС). Их деятельность строится на основе программных документов — деклараций, хартий и манифестов, наиболее известными из которых являются:

    (1933), (1973), (1980),
  • Гуманистический манифест 2000 (1999),
  • Амстердамская декларация 2002, (2003),

Видные теоретики современного гуманистического движения и сторонники идей гуманизма:

  • Яаап П. ван Прааг (Jaap P. van Praag, 1911—1981), профессор философии в Утрехте (Голландия), впоследствии первый председатель МГЭС
  • Гарольд Джон Блэкхем (Harold J. Blackham, род. в 1903), Великобритания (Paul Kurtz, род. в 1925), США (Corliss Lamont, 1902—1995), США
  • Сидни Хук (1902—1989), США (1901—1985), США (1910—1989), президент Британской гуманистической ассоциации в 1965—1970 (1863—1952), США (1910—1997), Османская империя

Критика гуманизма в русской философии

Согласно религиозному экзистенциалисту Николаю Бердяеву (1874 - 1948), атеистический гуманизм диалектически перерождается в антигуманизм, в бестиализм. В идейном плане он в конечном счёте приводит к ницшеанству и марксизму, в социальном - к бесчеловечным режимам нацистской Германии и коммунистической России, в которых человек приносится в жертву нации и классу, идеям могущества и общего блага. Это происходит из-за воли человека к абсолютному, которая или осуществляется в акте соединения с Богом, или приводит его к идолотворению и самоуничтожению. Гуманизм имеет новозаветные истоки, и его правда - в отрицании бесчеловечного бога, каковым оказался христианский Бог из-за преобладания ветхозаветных элементов в христианстве. Но "после Ницше, после дела его и судьбы его гуманизм уже невозможен, навеки преодолен". [8] Вобрать в себя опыт гуманизма и придти ему на смену должно обновлённое, очищенное атеизмом и просветлённое религиозное сознание:

Есть истинная и ложная критика гуманизма (гуманитаризма). Основная его ложь в идее самодостаточности человека, самообоготворении человека, т. е. в отрицании богочеловечности. Подъем человека, достижение им высоты, предполагает существование высшего, чем человек. И когда человек остается с самим собой, замыкается в человеческом, то он создает себе идолов, без которых он не может возвышаться. На этом основана истинная критика гуманизма. Ложная же критика отрицает положительное значение гуманистического опыта и ведет к отрицанию человечности человека. Это может вести к бестиализации, когда поклоняются бесчеловечному богу. Но бесчеловечный бог нисколько не лучше и даже хуже безбожного человека. В истории христианства очень часто утверждался бесчеловечный бог, и это и привело к появлению безбожного человека. Но нужно всегда помнить, что отрицание Бога и богочеловечности в поверхностном сознании не означает отсутствия в человеке действительной богочеловечности. В христианстве заложена высшая человечность, так как оно опирается на богочеловечность и на христианский персонализм, на признание высшей ценности всякой человеческой личности. Но в истории христианского мира можно было бы установить три стадии: бесчеловечность в христианстве, человечность вне христианства, новая христианская человечность. [9] [10]

Гуманизм в философии поддерживает концепцию человекоцентризма, свободы, самостоятельности и независимости от догматов церкви. Главным инструментом гуманистов является человеческий разум, который служит науке. Вера в его безграничность — мотивация к действию и попыткам достичь небывалых высот в научных достижениях.

Если до средневековой эпохи опыт человека исчислялся его взаимодействием с церковью и Богом, то с появления гуманистической философии к вопросам опыта подошли по-другому. Гуманисты считали, что она призывает к действиям и обучению наукам, которые дадут человеку необходимый опыт и знания.

Что такое гуманизм

фото 1088

Гуманизм — направление в философии, которое возникло, как протест существующему способу мышления — теоцентризму и его основным направлениям — патристике и схоластике. Ограничивающее влияние церкви постепенно приходит в упадок. Бог уже не есть точка отсчета и конечный результат мысли, а необходимость толкования Библии исчерпала себя.

Самые чуткие умы реагируют на дисбаланс в обществе и его потребности в саморазвитии, творчестве, реализации своего потенциала, поэтому постепенно начинают появляться произведения и рассуждения, которые превозносят человека и его роль в социуме, а также указывают на необходимость перемен в мышлении и действиях.

Эпоха гуманизма занимает в истории период, который продлился приблизительно сто лет: с середины 14 до середины 15 века. Но это было время, которое являлось пиком развития гуманистических настроений в обществе. На самом деле, первые предпосылки появились еще в середине 13 века, когда были заложены новые модели человеческого мышления, личности и свободы.

Происхождение термина

Кто такие гуманисты

Гуманисты — это ограниченный круг высокообразованных людей, которые при помощи философии, литературы, поэзии и истории пытались бороться со средневековыми пережитками — властью феодалов и ограничением простых людей в развитии.

В эпоху феодализма, было выгодно держать людей в неведении и прививать им различные страхи, чтобы избежать массовых протестов и восстаний. Работа и послушание — единственное, что устраивало помещиков. В среде народных масс, гуманизм не мог возникнуть, так как люди не владели грамотой и не читали античной литературы, тем более, не изучали ее углубленно. Поэтому направление гуманизма с его идеей продвижения человека, как личности, появилась в среде свободно мыслящих грамотных и творческих людей того времени — литераторов, поэтов и философов, опирающихся на каноны античной философии, но трактующих понятия по-новому.

Гуманисты не старались привить людям отвращение к религии или церкви, но отводили им свое место. Сделать это в темных народных массах было сложно. Привыкший к многовековому засилью религии, народ не был способен быстро переключиться на новый вид мышления и открывшиеся возможности.

В гуманизме представители по-разному пытались протестовать против феодалов и навязанной точки зрения, а вместе с ней и поведения:

Основоположником гуманистического философствования по праву считается итальянский ученый, философ и богослов Данте Алигьери. В 13 веке неизвестно, каким образом к нему в руки попали труды еретиков, но он изучил их основные понятия и принцип мышления.

фото 1089

Мужчина сделал вывод, что такая теория достойна применяться в обществе и выполнять свои функции на благо людям. Все свои гениальные произведения он написал в изгнании, так как на родине во Флоренции его было приказано казнить. Его литературные и поэтические шедевры имеют ценность, исходя из времени, в которое они были написаны. До Данте Алигьери редко кто осмеливался открыто выступать против существующего режима и высказывать мысли вслух.

Основные понятия и направление мысли

В истории выделялись несколько типов гуманистического мышления:

  1. Античный или древний гуманизм. Его представители — Аристотель, Платон, Сократ, Конфуций, Демокрит, Протагор и другие древнегреческие философы.
  2. Теистическое направление, которое не исключало Бога из жизни людей, но допускало, что человек способен развиваться и заботиться о спасении своей души самостоятельно без помощи Бога.
  3. Классическое направление. Отображалось в трудах Бэкона, Петрарки, Монтеня, Боккаччо. Являлось разработанным и дополненным вариантом трудов древнегреческих ученых.
  4. Атеистический гуманизм. Провозглашал свободу человеческого духа от божественной воли. В ранг божества был возведен человек и его разум. Особенностью атеизма является его проявление в различные эпохи под разными масками. Возникло направление из-за невозможности объяснить сущность Бога и его роль. Известен случай, когда в Париже протестующие сложили в повозку церковную утварь и повезли ее на всеобщее обозрение, объявив таким образом похороны Богу. Как потом было выяснено, хоронили люди не самого Бога, а всего лишь предметы. В этой области известны труды Сартра Ж.-П.
  5. Натуралистический или научный подход к гуманизму характерен для нового времени. Наивысшей ценностью объявлена человеческая личность и самосовершенствование. Натурфилософия впервые встречалась у римского философа Сенеки, далее, ее принципы переняли схоласты в средние века. Впоследствии, ее место заняла философия науки.
  6. Коммунистический взгляд отразился в трудах К. Маркса, который выступал за революционное решение проблем. К. Маркс нашел поддержку в сотрудничестве с Ф. Энгельсом: как во взглядах, так и в финансах.
  7. Нормативный гуманизм возвышал потребности человека над государственными интересами. Если у человека есть потребности, то государство обязано их удовлетворять. После провозглашения данной теории, начались вопросы и разногласия. Многие философы интересовались, как можно измерить человеческие потребности, например, в агрессии. Нормативисты считали всякое страдание злом, а обществу известны примеры очищения души через боль и страдание. Мировоззренческие теории нормативного гуманизма наиболее полно отражены в работах Э. Фромма.

Гуманность и человеколюбие считались высшим проявлением способностей, которые раскрывались через признание личности, ее достоинства и точку зрения. В обществе, они реализовывались через помощь ближнему и сочувствие.

Идеи позднего гуманизма

фото 1090

В противовес идеям раннего гуманизма, которые прославлялись в творчестве Дж. Мирандолла, возникали оппозиционные идеи. Мыслители вынуждены были признать, что культ человека был возвеличен настолько сильно, что это могло иметь негативные последствия. Сверхвозможности уже не представлялись таким всемогущим оружием, а человек, часто, своими действиями доказывал обратное: вредил природе и своим соотечественникам.

Гуманизм в наши дни

В 20–21 веке гуманизм соединился с идеями демократии, положения которых используют в политике для привлечения внимания к своим персонам и партиям. Большое влияние на развитие гуманистических тенденций оказали философы США, Британии, Шотландии, Индии, Германии.

Одна из проблем современной гуманистической философии — ограничение личной свободы граждан. Известно, что американский философ Корлисс Ламонт выиграл несколько судебных исков против ЦРУ, Госдепартамента, потому что они незаконно вскрывали его личную переписку с друзьями и женой, а также отказались оформить документ для выезда за границу, объясняя, что данное действие может иметь негативное последствие для государства.

За несколько тысячелетий человечество проделало огромный путь. Многие вещи, некогда считавшиеся нормой жизни, в наши дни считаются дикостью, варварством и преступлением. Современный гуманизм и его принципы ныне признаны естественными, став составной частью моральных устоев общества.

Впрочем, дискуссии вокруг данного понятия не утихают. Светски и религиозно настроенные люди, либералы, консерваторы и защитники прав различных меньшинств продолжают ожесточенно спорить о гуманности и ее критериях. Поэтому для начала обратимся к истории вопроса.


Что такое гуманизм

За последние несколько столетий разные мыслители и общественные активисты дали десятки трактовок данного понятия. Универсальное же и расширенное определение можно сформулировать следующим образом.

Гуманизм — учение, которое ставит во главу угла человеческую личность, ее жизнь, чувства, желания, права и свободы.

Происхождение слова

Долгое время понятие обозначало направление мысли, изучающей человека в целом и его земные нужды в противоположность теоцентризму — религиозному подходу, ставящему по главу угла вопросы бытия и высших смыслов.

Принято считать, что в современном понимании термин впервые был использован в 1808 году. После выхода труда немецкого историка Георга Фогта о философии Возрождения понятие плотно входит в научный дискурс. В итоге оно получило много разных формулировок.

Марк Туллий Цицерон

Определение в Библии

Евангельская проповедь говорит о наличии в каждом человеческом существе искры божьей, тем самым уравнивая всех в изначальной ценности, дарованной Богом. Нет ни эллина, ни иудея — этот постулат близок идее равенства, отраженной во Всеобщей декларации прав человека уже в наши дни.

С другой стороны, в библейской концепции род людской не является вершиной мироздания. Говорится об изначальной поврежденности человеческой природы, обусловленной первородным грехом и преодолеваемой через искупление. Это положение может пониматься по-разному — оно стало предметом ожесточенных споров и очень часто гуманным не признается.

Явление Христа народу. О картине - Могилевская областная библиотека .

Значение понятия в философии

На протяжении веков мыслители пытались сформулировать его универсально, за рамками религии либо условностей данной культуры, времени и нравов. В конечном счете возникает постулат о человечности вне границ.

Его можно описать через следующие установки:

  • ценность каждого индивида вне зависимости от происхождения, пола, религии, социальных и других отличий;
  • изначально хорошее отношение к людям в конечном счете улучшает их;
  • люди есть высшая ценность — важнее идей, материальных и других благ.

гуманизм (главный ключ)

Гуманизм и гуманность

Оба понятия тесно связаны, а потому их часто путают, ибо второе во многом формируется на следовании принципам первого, понимается как свойство характера и тип поведения в обществе. Вести себя гуманно — это значит стремиться к сочувствию, состраданию и уклонению от причинения зла и жестокости.

Также гуманность можно описать как набор личностных установок личности в картине мира, который характеризуется способностью субъекта к сопереживанию, содействию и помощи окружающим. В психологии это также называется эмпатичностью, хотя данный термин более узкий и относится прежде всего к эмоциональной, а не поведенческой сфере. Можно сказать, что гуманность есть реализация гуманистических ценностей и установок на уровне индивидуальных свойств личности, ее идентичности и поведения в социуме.

Историческая справка

Встречается мнение, что основа для гуманистических идей была заложена еще в глубокой древности и нашла свое отражение как в античной мысли, так и в мировых религиях. Но все же точкой отсчета принято считать время Ренессанса. Именно тогда в работах ученых и философов появились тезисы, из которых непосредственно выросли современные гуманистические концепции.

История появления и развития

В раннее Средневековье цивилизация Европы переживает упадок и долгое время находится на очень низком уровне. В итальянских полисах благодаря активной международной торговле и развитой городской жизни происходит культурный обмен. Кризис и падение Византии способствует концентрации уцелевшего античного наследия на Аппенинах — многие труды греческих мыслителей обретены заново в оригинале или арабских переводах. Все это в конечном итоге рождает мышление нового типа — антропоцентризм, ставший альтернативой картине мира, установленной церковью.

В Новое время гуманистичность уже понимается иначе — влияние богословия и христианской идеи промысла Бога в жизни людей теперь окончательно отходит на второй план. Схоластики и богословы постепенно проигрывают светским философам. Утверждается деизм — идея, что влияние высших сил на этот мир в действительности гораздо меньше или отсутствует вовсе. Таким образом, человек, предоставленный Богом самому себе, признается вершиной мироздания и источником нравственного закона. Он имеет право на свободу, счастье и самосовершенствование.

гуманизм (главный ключ)

Современное состояние

За последние два столетия мир переживает радикальные изменения. Колониализм, распространение и отмена рабства, отмирание сословных привилегий, мировые войны и процессы глобализации заставили людей неоднократно пересмотреть ценность личности и ее место в постоянно меняющемся обществе.

На данной стадии развития гуманистического движения можно выделить следующие этапы:

  1. Зарождение (середина XIX столетия — начало 1930-х годов).
  2. Становление и развитие (1930—1980-е годы).
  3. Возникновение и размежевания светского и религиозного направления (с 1980-х годов).

В 1933 году под руководством философа Роя Селларса и протестантского пастора Рэймонда Брэгга выходит Первый гуманистический манифест. В документе отражено стремление примирить веру с наукой и сформулировать некую новую религиозную концепцию, отвечающую нуждам времени. Так, признавалась несотворенность мира и теория эволюции, а также необходимость формулировать вопросы веры в научном ключе. Также отвергалось противопоставление священного и мирского, души и тела.

Второй манифест вышел в 1973 году и отражал реалии мира, уже пережившего ужасы Второй мировой войны и расколотого на два противоборствующих политических лагеря. Текст содержал призывы к объединению людей на основе общих принципов, борьбе с распространением оружия массового поражения, насилием и дискриминацией. Говорилось о правах и свободах людей в сфере общественной и личной жизни. Заявлялось, что не Бог спасает человека, а лишь он сам, беря на себя ответственность.

Следующий манифест был подписан в 2003 году и по объему был значительно меньше предыдущих. В нем призывается активно познавать мир, указывается неотъемлемая связь человечества с природой и его социальная сущность. Авторы призывают людей активно взаимодействовать и работать на благо общества.

Я. Б. Головин — Светский гуманизм как альтернатива религии - YouTube

Основные признаки

В целом же основу гуманистической концепции можно свести к следующим основным критериям:

  • самодостаточность — свобода от влияния иных доктрин, идеи рождаются через нравственное развитие личности;
  • первичность — гуманистические ценности есть главная основа социальной структуры общества;
  • универсальность — применимость идей к любому человеку и типу социального устройства.


Принципы и нормы

Существует множество постулатов, признаваемых гуманистическими. Однако из-за сильной сегментации этого движения многие из них оспариваются или вовсе не признаются, особенно в контексте отношения к религии.

Поэтому лучшим здесь будет универсальный подход, согласно которому можно выделить следующие принципы:

  1. Свобода развития и выбора каждого индивидуума.
  2. Уважение достоинства и личных границ всех членов общества вне зависимости от происхождения, социального положения и взглядов.
  3. Демократический подход во взаимоотношениях между людьми.
  4. Прогресс и улучшение общества для повышения качества жизни и нравственного климата.
  5. Развитие организаций для защиты прав и свобод.
  6. Стремление к мирному урегулированию конфликтов между людьми и государствами.
  7. Признание человечества неотъемлемой частью природы и экологический активизм.

гуманизм (главный ключ)

Основные виды

Изначально гуманистическое движение эволюционировало и разделялось именно в свете отношения к религии — можно проследить цепочку от сочетающих стоицизм и христианство мыслителей Ренессанса до воинствующих философов-атеистов Нового времени. Однако в прошлом столетии окончательно оформились и другие направления. Рассмотрим наиболее известные из них.

Литературный

Понимается как воплощение данных идей через литературное творчество. Авторы несут их читателю через создание образов, сюжетов, стараясь передать ему соответствующие ценности либо заставив задуматься об их актуальности.

Культурный

Так иногда именуют античное философское наследие, берущее свое начало в греко-римской цивилизации. Именно его рецепция в эпоху Ренессанса заложила базу для эволюции и утверждения гуманистических идеалов в современном понимании.

гуманизм (главный ключ)

Философский

Данным термином можно именовать мировоззренческую базу или идейный фундамент для практической реализации гуманистических идей. Первоосновой здесь принято считать работы древнегреческих философов.

Религиозный

Сторонники этого движения стремятся к созданию общечеловеческой этики, своего рода религии без откровения и мистицизма, направленной на практическое решение земных вопросов. Однако термину нередко придается и другое значение — осмысление религиозных учений как источника гуманистичности, утверждение абсолютной ценности человеческого существа как божьего творения.


Светский

Пожалуй, самое известное направление. Его сторонники считают возможным вести этический и нравственный образ жизни без опоры на религиозную мораль или заповеди. Также свойственна вера в прогресс, силу науки и последовательная борьба за секуляризм — отделение религии и ее институтов от государства.

Народный

Достаточно редко встречаемое определение. Им иногда маркируют гуманистические идеи, имеющие специфику, которая обусловлена менталитетом того или иного народа либо этнической группы. На практике может пересекаться с религиозным или литературным, отражая особенности и верования конкретного социума.

Правозащитный

Сюда относится движение за защиту прав и свобод личности в общественной, политической и частной сфере. Активисты стремятся отстаивать интересы граждан, оказывающихся в уязвимом положении в плане взаимодействия с органами власти либо притесняемых другими людьми.

Липецк | Липецкие волонтеры могут рассказать о себе на всю страну .

Известные гуманисты

Первые деятели гуманистического движения были прежде всего теоретиками — изучали философию и формулировали идеи. Но далее те воплощались в жизнь другими людьми. Среди них писатели, ученые, врачи и представители многих других профессий.

Франческо Петрарка (1304—1374)

Выдающийся итальянский поэт эпохи Проторенессанса, знаток латыни и литературы Древнего Рима. Ученик Варлаама Калабрийского, греческого мыслителя-агностика. Автор исторических и полемических трудов, философских и лирических произведений. Признан основателем гуманистического направления в литературе.

Для творчества характерно отражение острого конфликта между зарождающими идеями гуманистичности и господствовавшей теоцентричной системой ценностей, основанной на католицизме. Вместе с тем лирика Петрарки отличается глубоким интересом к внутреннему миру личности, декларирует его многогранность и ценность.

Франческо Петрарка - итальянский поэт - АЗЕРТАДЖ - Азербайджанское .

Лоренцо Валла (1407—1457)

Симпатизировал античным идеям эпикурейства — учении о жизни как источнике удовольствия. Выступал против церковного аскетизма, полемизировал со схоластами и отстаивал способность самостоятельного выбора между добром и злом. За свои взгляды одно время преследовался инквизицией.


Эразм Роттердамский (1466—1536)

Голландский ученый, мыслитель, переводчик и богослов. Считается одним из крупнейших деятелей Северного Возрождения, заложивший традиции критического анализа и исследования библейских текстов. В области теологии активно разрабатывал и отстаивал учение о свободе воли. Жил и работал в Голландии, Франции, Англии и Швейцарии.

Был новатором в области педагогики, написал ряд трудов по вопросам воспитания детей. Рано осиротев, Эразм рос в приюте и много страдал от телесных наказаний. Во многом из-за пережитого ученый активно выступал за защиту ребенка от обыденного в то время бытового и воспитательного насилия.

Эразм Роттердамский. Desiderius Erasmus Roterodamus - биография .

Джордж Якоб Холиок (1817—1906)

Английский общественный деятель и публицист, участник рабочего движения. Родился в пролетарской семье, работал учителем, активно развивал создание кооперативов и написал по этому вопросу ряд трудов.

Был последним жителем Англии, осужденным за богохульство и антирелигиозные выпады. Известен введением в активное употребление понятия секуляризма, выступал за нравственное воспитание с использованием научных достижений и без участия церкви.

File:Highgate Cemetery - East - George Holyoake 05.jpg - Wikimedia .

Пол Куртц (1925—2012)

Известный американский общественный деятель, университетский преподаватель и доктор философских наук. Придерживался скептицизма, опирался на критическое мышление и рационализм, яро критиковал описания паранормальных явлений. Куртц проявил себя как популяризатор научных знаний и был в числе ключевых фигур движения за секуляризацию общества. Он стал одним из авторов Второго гуманистического манифеста.

Remembering Paul Kurtz, a no-nonsense philosopher | The Opinion Pages

Елизавета Глинка (1962—2016)

Более известна как доктор Лиза. Российский врач, общественный деятель, филантроп и правозащитник. Была членом президентского Совета по развитию гражданского общества и правам человека, а также основателем нескольких благотворительных фондов.

Являлась одной из главных создателей отечественной паллиативной медицины — направления, занимающегося хосписами и поддержкой тяжелобольных либо неизлечимых пациентов. Активно помогала бездомным, инвалидам и детям — жертвам стихийных бедствий и военных конфликтов. Трагически погибла в авиакатастрофе.

Новый фонд доктора Лизы откроется в день ее рождения - «Life.ru .

Видео о времени заложения основ гуманизма

Эпоха Возрождения известна как время, когда были заложены основы современного гуманистического мировоззрения. Об этом видео.

Гост

ГОСТ

Гуманизм и его основные черты

Гуманизм – это философская концепция, утверждающая, что человек от рождения наделен правом самоутверждения, определения своего жизненного пути, выбора смысла своей жизни и своего существования.

Идеи гуманизма связаны с развитием общества на основе принципов гуманности:

  1. Общечеловеческие ценности и нормы поведения;
  2. Эстетическое восприятие окружающего пространства;
  3. Этические нормы поведения;
  4. Культуросообразность развития личности и социума;
  5. Духовное развитие личности;
  6. Приоритет разумных начал в человеке;
  7. Возможность свободного поиска и свободного выбора своего жизненного пути;
  8. Опора на человеческие способности и возможности в его развитии;
  9. Исключение сверх реального видения мира. Сверхъестественное и гуманизм, попросту, несопоставимы. Гуманизм отражает реальность.

Гуманизм, как концепция видения мира и его устройства, ставит в основу его функционирования личность, которая является приоритетной ценностью, и на развитие которой ориентируется все социальное устройство общества и его образовательная сфера.

Гуманизм определяет личность человека, как объект, наделенный правами и свободами, счастьем, духовно-нравственными ориентирами деятельности.

Гуманизм возник в философских учениях XIV - середине XV веков. Страной появления первых гуманистических теорий и идей стала Италия. Это объясняется тем, что гуманизм начинает развиваться в эпоху Возрождения, а основной вклад в ее развитие был принесен именно творцами Италии.

Основными чертами гуманизма являются:

  1. Антицерковный взгляд на мир и антисхоластическая направленность учений.
  2. В основе гуманистических идей заложена ценность человеческой личности и постановка самоценности человека в приоритетную позицию, устраняющую всемогущество Бога.
  3. Антропоцентрические идеи пронизывают гуманистические учения т.е. человеку уделяется особое внимание, восхваляются его способности и умения, качества, силы, величие в социальной сфере и мире.
  4. Идеи гуманизма носят жизнеутверждающий характер, его концепции пронизаны оптимистическим взглядом на мир и жизнь в нем.
  5. Вера в естественное развитие общества и его прогресс, путем экономического развития, образовательной работы и просвещения населения.

Готовые работы на аналогичную тему

Гуманизм эпохи Возрождения

Гуманизм, как философское течение, определяет человека и его сущность как меру всех вещей окружающего мира и человеческое отношение как залог межличностного взаимодействия в социальной сфере. Такой взгляд на гуманизм был принят в эпоху Возрождения.

Гуманисты эпохи Возрождения изучали человека со всех его сторон: внутреннее устройство и внешние проявления. Эти идеи противостояли схоластическим взглядам философов на устройство мира.

Идеи гуманизма эпохи Возрождения сводились к:

  1. Наличию у человека права на счастье.
  2. Духовной свободе человеческой личности.
  3. Стремлению к идеальному развитию личности.
  4. Постановке человека в центр мироздания.

В эпоху Возрождения, гуманизм становится профессиональной областью деятельности, которая проявляется в написании стихов и рассказов, изучении поэзии и грамматики, риторики, истории и философии.

Гуманистическое понимание человека принципиально от античного и средневекового. В эпоху Возрождения, человек рассматривается, как личность, неиспорченная, не имеющая грехов и, которой не нужна благодать Бога. Человек выступает творцом своей жизни и своей судьбы. Таким образом, он занимает приоритетную позицию и господствует над природой.

Идеи светского гуманизма

Светский гуманизм – это течение философии гуманизма, полностью исключающее наличие чего-то сверхестественного, высших сил т.е. Бога.

Светский гуманизм полностью исключает веру в Бога и зависимость человеческого развития от веры.

Светский гуманизм рассматривает определение данного понятия, как совокупность следующих мировоззренческих принципов:

  1. Уход от цензуры. Свобода слова и выражения своих мыслей и взглядов.
  2. Отделение церкви от государства.
  3. В основе государственного устройства и социального функционирования заложены демократические принципы.
  4. Взаимодействие морали и разума. Этические нормы поведения должны иметь разумную основу.
  5. Фундамент образования – мораль и нравственность.
  6. Религиозный скептицизм. Непринятие взглядов о наличии чего-о сверхъестественного.
  7. Проявление разумных начал во всех сферах и направлениях человеческой деятельности.
  8. Основный и достоверный метод познания мира – научный.
  9. В основе появления человека на свет лежит теория эволюции. Предполагается полный отказ от идей божественного создания мира.
  10. Человек творит себя сам. Это осуществляется в ходе образования и воспитания, когда создаются условия и возможности для саморазвития и самореализации человеческой личности.

Страны и народы становятся вынужденными начать новый этап развития их взаимоотношений, которые основаны на сотрудничестве. А это требует разработки представлений о правах и свободах человека, его чести и достоинстве, принципах существования и развития.

В этот период, происходит формирование новых концепций и теорий общечеловеческих ценностей, человеческих свойств, качества развития человека и качества его жизни.

Гуманизм становится основой наук общечеловеческой ориентации и представляет собой теорию о развитии человека в реальном мире, посредством его природных задатков и их раскрытия, самопознания и самоопределения.

Читайте также: