Групповые защитные механизмы доклад

Обновлено: 05.07.2024

Одним из наиболее интересных свойств живого мира является его способность к адаптации: организмы гибко приспосабливаются к внешней и внутренней среде, в которой они существуют. Эта врожденная способность каждой здоровой особи живого мира обусловливает сохранение данного биологического вида и выживание конкретного его представителя.

В современной психологии существуют теории, предполагающие, что многие свойства человеческой психики сформировались на основе биологических свойств организма. Так, инстинкты в процессе социализации личности превращаются в человеческие чувства. Например, гнев является проявлением агрессии, в основе которой лежит инстинкт самосохранения; страх – другая форма инстинкта самосохранения, берущая начало в стремлении к бегству от более сильного противника. Инстинкт размножения преобразуется в чувство любви к человеку противоположного пола или ребенку (родительский инстинкт).

Подобная трансформация биологического в психологическое может происходить не только в сфере инстинктов. Возможно, способность адаптироваться к физической среде преобразовывается в способность приспосабливаться к психологической. Тогда методами приспособления становятся механизмы психологической защиты, о которых пойдет речь в данной работе.

1. Понятие и функции психологической защиты

В психоанализе личность человека рассматривалась как состоящая из трех подструктур: Ид (Оно), Эго (Я) и Супер-Эго (Сверх-Я):

Согласно психоаналитической теории, с точки зрения Супер-эго, многие инстинкты и влечения, входящие в структуру Ид (особенно агрессивные и сексуальные), являются иррациональными, недопустимыми к проявлению в условиях жизни в обществе, и поэтому часто Супер-эго не позволяет Ид выражать свои импульсы. Ид, в свою очередь, стремится свои тенденции удовлетворить. Таким образом, между Ид и Супер-Эго возникает конфликт, устранить который, не ущемив интересов того или другого, практически невозможно.

Психологическая защита построена таким образом, что имеет возможность оказывать воздействие на содержимое Ид двумя путями:

  1. Блокированием выражения импульсов в сознательном поведении;
  2. Искажением их до такой степени, чтобы изначальная их интенсивность заметно снижается или отклоняется в сторону.

В современной психологии понимание основной функции психологической защиты остается неизменным: психологическая защита призвана избавлять личность от психологического дискомфорта, которого другими способами избежать невозможно. Однако сущность психологической защиты в настоящее время понимается более широко.

Если поведенческий акт не достигает своей цели, то потребность остается неудовлетворенной, человек продолжает испытывать ощущение дефицита, сохраняется напряжение, нацеленное на удовлетворение потребности, и возникают отрицательные эмоции или эмоциональные состояния, приводящие к общему психологическому дискомфорту [1].

Механизмы психологической защиты позволяют создать иллюзию отсутствия либо удовлетворения потребности, избавить тем самым человека от чувства дефицита, вызывающего психологический дискомфорт, и снять потребностное напряжение. Поэтому в определенных ситуациях (например, когда существуют объективные непреодолимые препятствия для удовлетворения потребности) психологическая защита играет положительную, конструктивную роль в регуляции психологического состояния и поведения человека.

Однако в других случаях психологическая защита оказывает крайне неблагоприятное воздействие на функционирование психики человека: непрерывно действующая психологическая защита порождает формирование и укрепление искаженных, неадекватных представлений человека о самом себе и об окружающем мире и тем самым нарушает процесс психологической адаптации человека, для эффективности реализации которого наиболее целеесообразной, как правило, является объективность.

Таким образом, психологическая защита является, с одной стороны, позитивным потенциалом человеческой психики, способствующим разрешению внутренних конфликтов и снятию психологического дискомфорта, а с другой стороны, негативной силой, порождающей возникновение ложных представлений о себе и об элементах окружающей среды, нарушающей процесс психологической адаптации и приводящей к развитию психосоматических заболеваний.

2. Основные механизмы психологической защиты

2.1. Вытеснение

Однако постоянное стремление вытесненного материала к открытому выражению может получать кратковременное удовлетворение в сновидениях, шутках, оговорках и т.п.

Вытеснение часто является источником телесных заболеваний психогенной природы (головные боли, артриты, язва, астма, сердечные болез­ни, гипертония и т. п.). Психическая энергия подавленных желаний присутствует в теле человека независимо от его сознания, находит свое болезненное телесное выражение.

В процессе вытеснения может забываться не только реальный стимул, но также и все объекты, факты и обстоятельства, ассоциативно связанные с ним, а потому могущие напомнить о нем и вызвать соответствующие переживания. Нередко вытеснение является причиной провалов в памяти, невозможности вспомнить что-либо.

По отношению к другим защитным механизмом вытеснение является первичным, т.к. обеспечивает прямой уход от травмирующей информации и дает возможность на своей основе формироваться более сложным механизмам. Элементы вытеснения присутствуют в структуре всех более сложных защитных механизмов.

2.2. Сублимация

Сублимация является защитным механизмом, дающим человеку возможность в целях адаптации изменить свои внутренние иррациональные импульсы таким образом, чтобы их можно было выражать посредством социально приемлемых мыслей или действий. Сублимация заключается в перенаправлении энергии потребностей, которые по каким-либо причинам человек не может удовлетворить, в социально приемлемое русло: созидательную творческую деятельность, спортивную деятельность и т.п.

Каждое произведение искусства отражает в своей сути конфликт между мотивами, который дает жизнь этому произведению, а также в большей степени определяет его форму и содержание. Художественное произведение предоставляет возможность придать нашим фантазиям символическую форму, в результате чего мы можем в некоторой мере освободиться от них.

Хотя все механизмы психологической защиты помогают человеку свести до минимума чувство тревоги, сублимация является наиболее продуктивной, так как она приводит к социально одобряемым результатам. Сублимация рассматривается как единственно здоровая, конструктивная стратегия обуздания нежелательных импульсов, т.к. она позволяет изменить цель или объект импульса без сдерживания самого проявления этого импульса [10].

С точки зрения З. Фрейда, понимавшего сублимацию как выход энергию либидо через другие каналы, значение сублимации в развитии цивилизации является первостепенным: наука и культура человечества были созданы людьми, находящимися под воздействием данного механизма [9].

Классический пример сублимации – реализация агрессивных импульсов в силовых видах спорта (бокс, борьба и т.п.)

2.3. Проекция

Проекция является одним из наиболее распространенных механизмов психологической защиты и предполагает приписывание окружающим различных негативных качеств, присущих в действительности самому себе. При этом наличие этих качеств у себя не осознается.

Сущность проекции заключается в возможности с ее помощью возлагать вину за что-либо на других, освобождая себя от мучительного чувства вины. Поэтому человек склонен искать виновников или причины своих проблем в окружающем мире.

Многие из нас совершенно не критичны к своим недостаткам и с легкостью замечают их только у других. Когда что-то осуждается в других, именно это не принимает человек в себе, но не может признать это, не хочет понять, что эти же качества присущи и ему. Проекция лежит в основе негативно окрашенных стереотипов и предрассудков, паранойяльности.

Действие защитного механизма проекции, как правило, связано с действием механизма рационализации (п.2.5).

2.4. Регрессия

Механизм регрессии состоит в использовании человеком в ситуации неудовлетворения потребности способов, которые содействовали ее удовлетворению на более ранних этапах онтогенеза, а возможно и филогенеза. При помощи регрессии человек переходит на какой-либо из предшествующих уровней психического развития и актуализирует успешные в прошлом способы реагирования.

Кроме того, при регрессии устранению тревоги способствует возврат к раннему периоду жизни, более безопасному и приятному.

Различают два вида регрессии [4]:

  1. Ретрорегрессивное поведение (онтогенетическое) – возврат к переживаниям и способам поведения, имевшим место в прошлом в ходе индивидуального развития (онтогенеза) человека;
  2. Филогенетическая регрессия – возврат к формам поведения, которые были свойственны далеким предкам человека (например, воспитанный, выдержанный и бесконфликтный человек в результате стресса вступает в драку).

Регрессия может быть частичной, полной или символической. Большинство эмоциональных проблем имеют регрессивные черты. В норме регрессия проявляется в играх, в реакциях на неприятные события, в ситуациях повышенной ответственности, при заболеваниях. В патологических формах регрессия проявляется при психических болезнях, особенно при шизофрении.

Классической формой регрессии взрослого человека является плач, свойственный в норме преимущественно детям: у новорожденного ребенка, не научившегося говорить, нет иного способа дать матери сигнал о том, что одна из его потребностей не удовлетворена, так же он не может удовлетворить свои потребности самостоятельно. Поэтому плач является естественным поведенческим проявлением для ребенка. В свою очередь, плач взрослого – это проявление защитного механизма регрессии.

2.5. Рационализация

Рационализация – это защитный механизм, действующий, главным образом, после совершения человеком какого-либо поступка, неприемлемого с его точки зрения. Рационализация состоит в ложной аргументации этого поступка и представляет собой самооправдание. С помощью рационализации субъект стремится дать логически связанное и морально приемлемое объяснение той или иной установки, чувства, поведения. В ходе рационализации человек выдает мнимое рациональное и уважительное объяснение своих поступков, истинной причины которых он не осознает.

Бессознательный механизм рационализации не следует смешивать с преднамеренными ложью, обманом или притворством. Рационализация помогает сохранять самоуважение, избежать ответственности и вины. В любой рационализации имеется хотя бы минимальное количество правды, однако в ней больше самообмана, поэтому она и опасна.

Рационализация может быть рассмотрена как механизм психологической защиты, связанный с использованием в мышлении только части воспринимаемой информации, благодаря которому собственное поведение предстает человеку как хорошо контролируемое и не противоречащее объективным обстоятельствам [Грановская Р.М., 4].

2.6. Реактивное образование

Реактивное образование носит двуступенчатый характер. Сначала вытесняется неприемлемое желание, а затем усиливается его антитеза. Например, преувеличенная опека может маскировать чувство отвержения, преувеличенное слащавое и вежливое поведение может скрывать враждебность и т.п.

Характерными особенностями проявлений этого механизма являются их явная преувеличенность и негибкость, иногда – демонстративное безраз­личие к данной сфере реальности.

2.7. Отрицание

Если отрицание приводит к возникновению пробелов в картине мира, то нередко эти пробелы заполняются воображением [8]. Некоторые авторы [11] выделяют фантазию или фантазирование как отдельный защитный механизм.

Отрицание – один из главных механизмов профилактики чувства страха, поскольку отрицание позволяет игнорировать существование опасности [4].

Механизм отрицания является примитивным, одним из онтогенетически ранних и наиболее характерен для детей.

2.8. Замещение

Механизм замещения (вымещения, смещения) распространяется на объекты потребностей следующим образом: проявление побуждения переадресовывается с менее доступного объекта на более доступный, с более угрожающего на менее угрожающий объект. Замещающий объект может быть одушевленным и неодушевленным, а также замещение может осуществиться путем переноса побуждений на самого себя. Эта защита включается тогда, когда человек стремится совершить модели поведения, которые он, однако, не может осуществить, исходя из личных принципов, социально одобряемых норм или других требований ситуации. Тогда человек заменяет запрещенную или невозможную форму поведения доступной.

Замещение позволяет разрядить напряжение, созданное неудовлетворенной потребностью. Но обычно исходная потребность продолжает существовать, и напряжение, разряженное вследствие замещения, спустя некоторое время образуется снова.

Менее распространена форма замещения, при котором замещающим объектом становится сам субъект, т.е., например, враждебные импульсы, адресованные другим, переадресуются самому себе, что вызывает самоосуждение, самообвинения и т.п. вплоть до суицида.

Замещение имеет две формы: замещение объекта и замещение потребности [4]. Обычно под замещением подразумевают замещение объекта, но в некоторых случаях невозможность удовлетворить одну потребность приводит к повышенной актуализации другой потребности (как правило, замещающей является потребность более низкого уровня). Например, замещение потребности может стать основой булимии – нарушения пищевого поведения, заключающегося в неумеренном повышении аппетита.

2.9. Идентификация

Идентификация осуществляется на основе эмоциональной связи с другим лицом, группой, образом и представляет собой отождествление себя с этим объектом. Человек наделяет себя качествами этого объекта и представляет их присущими самому себе.

Идентификация – это символическая интернализация (включение в себя) человека или объекта. Действие механизма противоположно проекции. В основе идентификации лежат те же процессы, на которых базируется проекция, только в этом случае происходит перенос не своих качеств вовне, а, наоборот, качеств внешнего объекта на себя.

Идентификация может выступать как защита от объекта, вызывающего отрицательные эмоции (главным образом, такого, который представляет собой то, к чему стремится сам субъект), путем уподобления ему, заимствования его соответствующих качеств. Путем идентификации достигается избавление от отрицательных эмоций, например, путем идентификации с агрессором – избавление от страха перед ним.

Идентификация с объектом, вызывающим положительные эмоции, позволяет избавиться от чувства неполноценности. Как правило, в таких случаях осуществляется идентификация с объектом, обладающим положительными качествами, которые отсутствуют у самого субъекта, но субъект хотел бы обладать этими качествами. Так, мальчики-подростки, желая быть сильными и смелыми, идентифицируются с киногероями из боевиков; дети младшего возраста, воспринимая родителей как всемогущих, а себя – слабыми и беспомощными, идентифицируются с родителями [4].

Благодаря идентификации достигается также символическое владение недоступным объектом.

Идентификация выполняет очень важную роль в раннем развитии личности, поскольку на ее основе усваиваются родительские ценности и идеалы.

2.10. Изоляция

Таким образом, механизмы психологической защиты носят иррациональный, преимущественно неосознаваемый характер. Под влиянием механизмов психологической защиты происходит искажение восприятия реальности и, соответственно, адекватности поведения субъекта.

В качестве альтернативы психологической защиты выступают так называемые копинг-стратегии – способы совладания со стрессом и отрицательными эмоциями, реализующиеся в гибком и целенаправленном адаптивном поведении, ориентированном на объективную реальность без искажения ее восприятия.

Рассмотрение сущности психологической защиты и основных ее механизмов позволяет заключить, что человек наделен широким ассортиментом многообразных способов, позволяющих избавляться от психологического дискомфорта, вызванного отрицательными эмоциями, которые, в свою очередь, возникают по причине блокирования каких-либо потребностей. Механизмы психологической защиты универсальны, как и механизмы функционирования потребностей, а потому позволяют сохранять психическое равновесие практически в любой ситуации, спасая человека от нервного срыва. В этом состоит конструктивный аспект психологической защиты.

С другой стороны, каждый из перечисленных механизмов каким-либо образом приводит к ошибочной интерпретации реальности, содействует искажению восприятия окружающей действительности и самого себя, а следовательно, способствует неадекватности мышления и поведения. В этом деструктивный аспект психологической защиты.

В известных пределах психологическая защита играет позитивную роль, регулируя эмоциональное содержание душевной жизни личности. Однако за счет психологической защиты не получают разрешения те проблемы, которые ее вызвали. Оградив себя от конфликтных переживаний, человек не устраняет причины их возникновения. Таким образом, посредством психологической защиты невозможно достижение полной душевной гармонии. Более того, бессознательно избрав для себя тот или иной защитный механизм, человек уклоняется от решения реальной проблемы, значимость которой со временем может смягчиться, а может и усугубиться. Становление зрелой личности состоит в обретении способности конструктивно решать возникающие проблемы, а не самоустраняться от них.

Таким образом, психологическая защита носит двойственный характер: играет как положительную, так и отрицательную роль в жизни человека.

Субъектом защитной формы поведения может стать группа в остро конфликтной ситуации или при длительном сохранении тяжелого психологического климата, связанного, к примеру, с невозможностью влияния на принятия решений и поведение лидера с авторитарным стилем руководства. Постулируется возмож­ность активизации системных психоэмоциональных внутригрупповых процессов (Штроо В.А., 2001), функции которых анало­гичны функциям индивидуальных эгозащитных механизмов, пред­ставленных выше. Групповые формы функционируют как на уровне внутригрупповых отношений, так и на уровне межгрупповых свя­зей. Конкретными функциями групповой психологической защиты являются: самоподдержание и самосохранение группы; воспроизве­дение целостности группы; сохранение и поддержание положитель­ного самоотношения.

В настоящее время выделяют довольно много конкретных форм групповой психологической защиты (11 — 12 форм), среди кото­рых чаще всего рассматриваются семейный миф и групповой дух. Семейный миф формируется на основе неразрешимого внутри­семейного конфликта и включает в себя такие частные психо­эмоциональные процессы, как искажение социальных ролей и отношений, формирование скрытых от посторонних глаз жестких семейных правил и традиций и наличие многочисленных запрет­ных для обсуждения тем. Групповой дух аналогичен семейному мифу, но проявляется в поддержании положительного образа груп­пы, не совпадающей с семьей, в ситуации внешнего конфликта.

Кроме этих основных форм описаны еще несколько известных ва­риантов групповой психологической защиты:

1) табуирование — запрет обсуждения опасных тем, которые могут обострить отно­шения и нарушить хрупкое равновесие, привести группу к распа­ду;

2) ритуализация, которая служит целям консервации стилей отношений между членами группы и создает иллюзорные пред­ставления о групповом благополучии;

3) фиксация иерархических связей как консервация групповой структуры и стремление затор­мозить начало групповой динамики;

4) информационная изоля­ция, вступающая в действие в случае, когда новые сведения и знания несут угрозу разрушения старых связей и отношений меж­ду членами группы, а также угрожают власти лидера.

Все формы групповой психологической защиты по своим функ­циям и результатам входят в состав единой стратегии реагирова­ния отдельных членов и группы в целом, когнитивно-аффектив­ной стратегии на арене межгрупповых отношений в кризисных ситуациях. Когнитивно-аффективная стратегия не способна ме­нять объективные условия развития группы, но приводит к транс­формации важной для нее информации и изменению мотивационно-ценностных и смысловых аспектов общения и совмест­ной деятельности. Характерная особенность указанной стратегии заключается в детерминации поведения всех членов группы, ко­торые воспринимают доминирующую форму групповой защиты как норму поведения и реакции для себя и остальных. Если кто-нибудь из членов группы не признает этих способов поведения

Стратегия групповой психологической защиты противопостав­ляется другой — организационно-деятельностной, которую мож­но рассматривать в качестве аналога овладевающей формы пове­дения личности в трудных для нее обстоятельствах.

Выбор группы между этими двумя стратегиями в пользу за­щитной провоцируется вынужденной и длительной изоляцией от связей с внешним миром, а также условиями острого внешнего конфликта и конкуренции, что все вместе формирует проявления избранной стратегии. Конкретная стратегия детерминирована в значительной степени стилем лидерского руководства и степенью развития внутренней структуры группы. Как правило, к защитной стратегии в большей степени склонны аморфные бесструктурные группы при наличии властного авторитарного лидера.

Обычно выбор какой-либо определенной стратегии — это от­клик группы на изменение внешних и (или) внутренних условий существования группы или на наличие угрозы. Угрозы, подразу­мевающие ликвидацию группы или дискриминацию отдельных членов и результатов деятельности группы, могут быть внешними. Допускается возможность внутренней угрозы, перед лицом кото­рой группа проявляет защитные гомеостатические механизмы. В этом случае проявление угрозы выглядит как наличие актуальных внутригрупповых конфликтов и распад группы на отдельные ком­поненты, а также возможность неподконтрольной руководству профессиональной или иной деятельности. Таким образом, в со­циально-психологических исследованиях последних лет описаны определенные черты группового поведения, характерные для от­дельной личности.

В широком смысле под психологической защитой понимается специальная система стабилизации личности, направленная на ограждение сознания от неприятных, травмирующих переживаний, сопряженных с внутренними и внешними конфликтами, состояниями тревоги, дискомфорта.

В условиях, когда внешние воздействия резко нарушают жизненное пространство человека и он воспринимает их как опасность, угрозу своему Я и всему, что он считает своим (своей жизни, целостности, ценностям, значимым отношениям, дорогим для него вещам), или как катастрофу, автоматическим ответом психики может стать психологическая защита.

Цель защиты – ближняя (сохранить позитивное состояние) и дальняя (удержать такое состояние как можно дольше).

Существуют деструктивные и конструктивные психологические защиты. Критериями являются степень осознанности, уровень примитивности, общей напряженности использования.

Психологическая защита противоречива: с одной стороны, она способствует адаптации человека к собственному внутреннему миру, но при этом, с другой стороны, может ухудшить приспособленность к внешней социальной среде.

Функции психологической защиты:

1) Достижение потребностей уровня самодостижения, самоуважения, самоодобрения;

3) Сохранение от сознания истинных мотивов и желаний возможность не знать ту правду, которую не хочешь знать про себя);

4) Возможность предстать пред миром таким, каким он хочет видеть тебя;

Единой сколько-то общепризнанной классификации защитных механизмов нет.

Анна Фрейд упоминает 10 способов защиты: вытеснение, регрессия, реактивное образование (формирование реакций), изоляция, проекция, интроекция, обращение против самого себя, превращение в противоположность и сублимация. По ее мнению, все упомянутые механизмы, за исключением сублимации, играют негативную роль для психически здорового человека, так как использование защиты не снимает конфликт, страхи сохраняются и, в конечном счете, велика вероятность появления болезней.

Причина невротических нарушений, неадекватности, аномалий поведения – в нарушении баланса м/у бессознательными влечениями и культурно-нормативными требованиями, что случается при неэффективных защитных механизмах. Таким образом – все трудности, возникающие в жизни человека, непременно основаны на каком-нибудь невысказанном внутреннем конфликте, гнездящемся в его подсознании.

Первичные защиты: примитивная изоляция, отрицание, всемогущий контроль, примитивная идеализация и обесценивание, расщепление Эго, проекция, интроекция, проективная идентификация. Их характерная особенность – автоматический бессознательный характер и отсутствие связи с принципом реальности.

Вторичные: вытеснение, регрессия, изоляция, интеллектуализация, рационализация, морализация, раздельное мышление, смещение, отреагирование, реактивное образование, сублимация.

Защитные механизмы личности появляются в ходе развития и действуют бессознательно на протяжении дальнейшей жизни, защищая Эго от какой-либо (внешней или внутренней) угрозы. Предпочтительное автоматическое использование отдельной защиты или набором защит является результатом сложного взаимодействия таких факторов: 1. Врожденного темперамента; 2. Природы стрессов, пережитых в раннем детстве; 3. Защит, образцами для которых были родители и другие значимые фигуры; 4. Усвоенных опытным путем последствий использования отдельных защит.

Считается, что возраст до одного года – это предстадия защиты. У З. Фрейда раннее младенчество – оральная стадия. Интроекция, проекция, отрицание, сонливость, идентификация, смещение, обращение против себя.

1-2 года – опасности преодолеваются ребенком посредством отрицания (отказ, оппозиция), а также проекции и имитации (связаны с выделением ребенком себя из окружающей среды). У З. Фрейда – анальная стадия. Изоляция, реактивные образования, отмена, интеллектуализация, регрессия.

До 3-х лет – вытеснение (вначале в форме подавления), замещение и интеллектуализация.

После 5-ти лет – вследствие формирования половой идентичности и потребности в самопринятии, появляется сублимация, которая связана с усвоением ценностей.

У З. Фрейда (2-6 лет) – фаллическая стадия. Эдипов комплекс (Электры). Отрицание, появление болезней. Эдипов комплекс разрешается посредством идентификации себя с родителем своего пола. Неразрешенный Э.К. ведет к неврозу.

Младший школьный возраст – (развитие речи и логического мышления) тенденция к присоединению, развивается компенсация как незрелая форма рационализации.

У З. Фрейда (6-10 дев., 6-12 мал) –латентная стадия. Завершение развития Сверх-Я (10-11лет). Подавление, чрезмерная регрессия, фиксация.

10-21,12-23 – генитальная стадия. Усиление сексуальных и агрессивных тенденций. Критический период для возникновения нарушений характера.

По Р. Плутчику: в числе первых возникают механизмы, связанные с перцептивными процессами (процессы ощущения, восприятия и внимания несут ответственность за защиты, связанные с невидением, непониманием информации(перцептивные защиты): отрицание, регрессия. Они наиболее примитивные. Затем возникают защиты, связанные с процессами памяти, а именно с забыванием информации (вытеснение, подавление). Последние – по мере развития процессов мышления и воображения, более сложные и зрелые защиты, связанные с переработкой и переоценкой информации (рационализация)

Существуют деструктивные и конструктивные психологические защиты. Критериями конструктивности/деструктивности являются степень осознанно­сти, уровень примитивности, общей напряженности использования.

Психологическая защита противоречива: с одной стороны, она способ­ствует адаптации человека к собственному внутреннему миру, но при этом, с др. стороны, может ухудшить приспособленность к внешней социальной среде.

К механизмам психологической защиты, как правило, относят: отрицание, вытеснение, проекцию, идентификацию, рационализацию, замещение, отчуждение и некоторые другие.

Отрицание сводится к тому, что информация, которая тревожит, не воспринимается. Этот способ защиты характеризуется заметным искажением восприятия действительности. Отрицание формируется еще в детском возрасте и часто не позволяет людям адекватно оценивать происходящее вокруг, что ведет к затруднениям в поведении.

Вытеснение — наиболее универсальный способ избавления от внутреннего конфликта путем активного выключения из сознания неприемлемого мотива или неприятной информации. Интересно, что быстрее всего вытесняется и забывается человеком не то плохое, что ему сделали окружающие, а то плохое, что он причинил себе или другим. С этим механизмом связана неблагодарность, все разновидности зависти и великое множество комплексов собственной неполноценности, которые вытесняются со страшной силой. Имеет значение, что человек не делает вид, а действительно забывает нежелательную, травмирующую его информацию, она полностью вытесняется из его памяти.

Проекция — бессознательный перенос на другое лицо собственных чувств, желаний и влечений, в которых человек не хочет себе сознаться, понимая их социальную неприемлемость. Например, когда человек проявил агрессию в отношении другого, у него нередко возникает тенденция снизить привлекательные качества пострадавшего.

Идентификация — бессознательный перенос на себя чувств и качеств, которые присущи другому человеку и недоступны, но желательны для себя. У детей — это простейший способ усвоения норм социального поведения и этических норм. Например, мальчик бессознательно старается походить на отца и тем самым заслужить его любовь и уважение. В широком смысле идентификация — это неосознаваемое следование образам, идеалам, которое позволяет преодолеть свою слабость и чувство неполноценности.

Рационализация — обманное объяснение человеком своих желаний, поступков, которые в действительности вызваны причинами, признание которых грозило бы потерей самоуважения. Например, переживая какую-либо психическую травму, человек защищает себя от ее разрушительного воздействия тем, что оценивает травмирующий фактор в сторону понижения значимости, т.е. не получив страстно желаемого, убеждает себя, что “не очень-то и хотелось”.

Замещение — перенос действия, направленного на недоступный объект, на действие с доступным объектом. Данный механизм разряжает напряжение, созданное недоступной потребностью, но не приводит к желаемой цели. Замещающая деятельность отличатся переводом активности в иной план. Например, из реального осуществления в мир фантазии.

Изоляция, или отчуждение — обособление внутри сознания травмирующих факторов для человека. При этом неприятные эмоции блокируются сознанием, т.е. нет связи межу эмоциональной окраской и событием. Этот вид защиты напоминает синдром отчуждения, для которого характерно чувство утраты эмоциональной связи с другими людьми, ранее значимыми событиями или собственными переживаниями, хотя их реальность и осознается.

Таким образом, необходимо знать, что психологическая защита может способствовать сохранению внутреннего комфорта человека, даже при нарушении им социальных норм и запретов, так как она создает почву для самооправдания. Если человек, относится к себе в целом положительно, допускает в сознании представление о своем несовершенстве, о недостатках, то он становится на путь преодоления возникающих противоречий.

Стресс – это всего лишь новые названия давно известных явлений и состояний. Например, нарушения надежд, глубокого недовольства жизнью или собой и ощущения бессилия. И нам, людям, страдающим от стрессов, предстоит овладеть двумя науками: справляться с обстоятельствами жизни, ведущими и стрессам, и со свойствами нашей натуры.

Приведем некоторые, наиболее часто встречающиеся ошибочные представления относительно стресса. После каждого ошибочного утверждения другое, поправляющее его утверждение.

Это утверждение верно только наполовину. Многие люди, могут легко распознать причину стрессов путем осознания стрессовых симптомов и быстрого обнаружения внешних причин. У некоторых людей признаки стресса не развиваются до тех пор, пока не исчезнет стрессор. В таких ситуациях стрессовые симптомы проявляются в форме психического или физического истощения.

Читайте также: