Графология доклад по криминалистике

Обновлено: 16.05.2024

Понятие, сущность, криминалистическое значение графологии для проводения судебно-почерковедческой экспертизы. Установление взаимосвязи между признаками почерка и психологическими особенностями личности исполнителя документа, его эмоциональным состоянием.

Рубрика Государство и право
Вид дипломная работа
Язык русский
Дата добавления 27.07.2009
Размер файла 105,8 K

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Глава 1. Графология: понятие, сущность и криминалистическое значение

Глава 2. Использование графологических исследований при расследовании преступлений

Список использованной литературы

Одним из приоритетных направлений деятельности государства является эффективная борьба с преступностью, искоренение причин, ее обусловливающих, охрана прав и свобод личности. В обеспечении и укреплении законности и правопорядка действенную помощь правоохранительным органам оказывают судебно-экспертные учреждения, где, в частности, проводится судебно-почерковедческая экспертиза. Среди задач, разрешаемых при ее производстве, выделяется установление индивидуально-личностных характеристик исполнителя рукописного документа. Данная квалификационная работа посвящена одной из самых запутанных, сложных и неоднозначно интерпретируемых проблем, находящейся на стыке судебного почерковедения и дифференциальной психологии - установлению взаимосвязи между признаками почерка и психологическими особенностями личности исполнителя документа.

Я думаю, назрела потребность в проведении детального анализа теоретических и практических аспектов использования графологии в различных сферах социальной жизни.

Современная психологическая наука подтверждает зависимость почерка от эмоционального состояния и некоторых типологических свойств высшей нервной деятельности исполнителя текста. Отдельные приемы графологического анализа применяются в исследованиях по дифференциальной психологии и психофизиологии. Имеются данные, что при некоторых психических заболеваниях почерк больных приобретает специфические признаки, например, почерк больных шизофренией нередко отличается вычурностью, нарочитой стилизованностью. Лесовская Т.В. Особенности письма больных шизофренией. - М., 1977 - С. 89.

В настоящее время установление облика исполнителя рукописного текста по почерку является составной частью комплекса задач, решаемых автороведческой и почерковедческой экспертизой, однако до сих пор практически отсутствуют апробированные экспертные методики по установлению психологического портрета личности по особенностям почерка, а проводимые в данном направлении прикладные исследования носят отрывочный, фрагментарный характер. Несмотря на то, что перед судебными экспертами постоянно ставятся вопросы, касающиеся установления пола, возраста, профессии, национальности, роста, а также ряда психологических особенностей личности исполнителя рукописи, в судебно-экспертных учреждениях в настоящее время в основном решаются вопросы только двух типов - по установлению пола и возраста исполнителя текста большого объема, выполненного в обычных условиях. Кирсанов З.И., Рогозин А.П. Методика распознавания по почерку пола и возраста исполнителя рукописи. - М., 1974 - С. 76. В отношении остальных социально-биографических, психологических и конституциональных (физических) особенностей личности писавшего надежные методики отсутствуют, что снижает достоверность экспертных заключений. Разработка соответствующих методик позволила бы получить дополнительную информацию, необходимую для достижения однозначности в интерпретации признаков.

В следственно-судебной практике использование методов психолого-почерковедческого (графологического) анализа может оказаться полезным при установлении мотивов совершения преступного деяния, при разрешении вопроса о причастности конкретного человека к событию преступления, при изучении свойств личности в момент совершения инкриминируемого деяния (если выполнение рукописи связано с расследуемым событием), при экспресс-диагностике психологических свойств личности подсудимого, обвиняемого, свидетеля и пр., при исследовании подложных и сомнительных документов как доказательств в ходе расследования преступлений, уголовная ответственность за совершение которых предусмотрена ст.ст. 159, 160, 163, 165-168 Уголовного кодекса РФ и т.п.

В судебно-почерковедческой экспертизе графологический метод может найти применение на одной из стадий идентификационного исследования, для сужения круга предполагаемых исполнителей, если, например, идентификационная задача решена в отношении конкретного лица в отрицательной форме. Данные, полученные в ходе психолого-почерковедческого исследования, могут играть значительную роль в качестве дополнительной информации при решении задач, касающихся пределов возможностей исполнителя изменять свой почерк или подражать почерку другого лица, что необходимо в сложных случаях исследования -при дефиците полезной и однозначно интерпретируемой информации, а также при решении идентификационных и диагностических задач в вероятностной форме.

Установление свойств личности важно не только при расследовании дел в уголовном судопроизводстве, но и для своевременного и полного разрешения многих гражданско-правовых вопросов, возникающих в отношении физических и юридических лиц. Алесковский С.Ю., Комиссарова Я.В. Основы графологии - М., 2006 - С. 7.

Перспективно использование анализа почерка в кадровой работе для установления такого качества личности, необходимого оперативным сотрудникам правоохранительных органов, как стрессоустойчивость (сохранение эффективности деятельности и мыслительных процессов при влиянии неблагоприятных факторов); а также при выявлении неблагоприятного фактора тревожности, могущего способствовать развитию психической патологии при постоянной работе человека в сложных условиях.

В связи с вышеизложенным мною была предпринята попытка рассмотреть некоторые актуальные проблемы применения психолого-почерковедческого метода в целях получения криминалистически значимой информации. Я надеюсь, что конкретизация имеющихся на сегодня в исследуемой области научно-практических реалий будет способствовать активизации борьбы с преступностью за счет расширения спектра специальных знаний, используемых при расследовании преступлений. Таким образом актуальность очевидна.

1. Раскрыть сущность графологии

2. Определить криминалистическое значение графологии

3. Использование графологии при расследовании уголовных дел

4. Выявить проблемы и сформулировать рекомендации по использованию графологии при расследовании уголовных дел.

При написании выпускной квалификационной работы были использованы логические методы познания: синтез и логический анализ, а также сравнительный и метод анализа.

Глава 1. Графология: понятие, сущность и криминалистическое значение

В развитии графологии выделяют следующие этапы: этап накопления элементарных эмпирических знаний, создания классической теории; проведения экспериментальных исследований; формирования научных основ графологии. Орлова В.Ф. Теория судебно-почерковедческой идентификации - М., 1973 - С. 76.

Это был первый фундаментальный труд по графологии, трактующий зависимости между почерком человека и его психическим и физическим состоянием.

В средние века в России в качестве экспертов по почерку выступали дьяки и подьячие, боярские дети, позднее - учителя чистописания, секретари и письмоводители присутственных мест, граверы, литографы. Одно из первых исследований почерка относится к 16 веку, оно касалось определения подлинности купчей грамоты на имение князей Кемских. Интересно, что и во Франции с начала 18 века изучением почерка в основном занимались представители духовенства, в том числе, епископ Будине, кардинал Ренье, иезуит Мартен, аббат Фландрин. Кстати сказать, последним была сформирована группа исследователей, участники которой классифицировали почерки людей, отличающихся друг от друга по интересам и роду занятий.

Все перечисленные работы отличались описательностью, в них не давалось психофизиологическое объяснение наблюдаемым зависимостям, отсутствовала также систематизация исследуемых признаков.

Существовавшее с 17 века каллиграфическое направление в исследовании почерка во второй половине 19 века разделилось на приметоописательное, графологическое и графомерическое направления. Первое из них, приметоописательное, или сигналитическое, явившееся предвестником криминалистического понимания экспертизы письма, было разработано французским криминалистом Альфонсом Бертильоном. Оно состояло в выделении типовых элементов почерка, анализе их особенностей, а также в разработке для них единой системы словесного описания и единого способа измерений. А.Бертильон экстраполировал на почерк, разработанный им ранее антропометрический метод регистрации личности путем измерения и описания, внешних примет человека. Система А. Бертильона состояла в выделении некоторого числа признаков конституционного типа человека, позволяющих использовать антропометрические характеристики в целях идентификации личности. Его заслуга состоит в выделении и обосновании ряда существенных признаков почерка и их совокупности. Однако ни Бартильон, ни другие приметоописатели научно не объяснили эмпирически наблюдаемые факты, не установили зависимости признаков почерка как индивидуальных особенностей пишущего, так и от условий исполнения письма. Наиболее ярко несостоятельность этого метода обнаружилась при проведении А. Бартильоном экспертизы по делу А. Дрейфуса. Его исследование содержало надуманные и не выдерживающие серьезной критике схемы, а многочисленные доказательства, опровергающие его утверждения, им безапелляционно отвергались. Торвальд Ю. Век криминалистики. - М., 1991 - С. 64.

Взгляды А.Бертильона впоследствии были развиты С. Оттоленги, А. Рейсом, Г. Шнейкертом, А. Осборном и другими представителями приметоописательной школы.

Многие представители графометрии справедливо считали, что профессиональные навыки, психические отклонения, волевые и эмоциональные качества находят свое отражение в почерке. Однако распространению графометрии препятствовало то, что графометрический метод при ручной технике производства измерений был слишком трудоемким. Значимость графометрии, в первую очередь, заключается в попытках преодолеть субъективизм при исследовании почерка.

Многое из систематизации Крепье-Жамена нашло впоследствии развитие в работах криминалистов-почерковедов и графологов. Бастыркин А.И. Криминалистическое исследование письма. - СПб., 2002 - С. 91. Признаки пола и возраста давно и успешно определяются к криминалистическом почерковедении; психической патологией занимаются психиатры; волевые качества, темперамент, характерологические черты и даже интеллектуальные особенности изучаются несколькими поколениями графологов. В своем исследовании мы также коснемся тех психологических признаков, которые впервые систематизировал Крепье-Жамен.

В советской криминологии и криминалистике учение Ломброзо считалось реакционным. Хотя отличие между позициями антропологов и графологов объяснялось достаточно точно. Многие современные западные графологи продолжают связывать графологию с антропологией.

Графологические воззрения В. Лангенбруха незначительно отличаются от позиций представителей ранней французской графологии. Признаки почерка он во многом толкует однозначно и механически. В качестве аргумента в пользу научных основ графологии он приводит опыты с письмом под гипнозом, во время которых внушаемый пишет то как Наполеон, то как старый бедный человек. Бастыркин А.И. Криминалистическое исследование письма. - СПб., 2002 - С. 97. Начиная с В. Лангенбруха, графологи стали осознавать необходимость вероятной оценки признаков почерка. В. Лангенбрух, а также А. Осборн попытались количественно интерпретировать признаки почерка.

Особая роль в развитии графологии принадлежит ассистенту Г. Бюссе доктору Людвигу Клягесу - экспериментатору, химику, занимавшемуся также физикой и философией. Он разработал систему графологии, объединив учение о выражении, графологию и психологию личности. Клягес исходил из того, что характер человека отражается в любых его движениях. Письмо есть проекция сознания в форме различных фиксированных движений, а почерк представляет собой фиксированный след движений, и в нем должна отображаться индивидуальность личности, предопределяющая индивидуальность почерка. Движения при письме автоматизированы, поэтому в них находят свое выражение внутренние импульсы пишущего, которые могут быть распознаны по таким параметрам движений, как скорость, сила, ритм и т.п.

В отличие от ранних французских графологов, Л. Клягес считал, что природа каждого признака почерка двойственна (позднее графологи признали ее многозначной и толкование почерка стремились проводить по комплексу признаков), а каждый признак имеет негативное и позитивное значение. Выбор же значения зависит от соотношения данного признак с другим. Л. Клягес разработал двадцать подробных таблиц толкования признаков почерка, в которых они расположены соответственно чертам характера. Он сопоставлял преобладание известного психического свойства (обозначаемого плюсом) с непостоянством и слабостью другого свойства (обозначаемого минусом). Например, легкий нажим обозначает, с одной стороны, ловкость, а с другой - слабую волю. Правильное толкование, по его мнению, зависит от сочетания комплекса признаков. В соответствии с доминантным методом Клягес в исследуемом почерке выделял наиболее выразительный признак, которому может соответствовать некоторая черта характера. Такие признаки образуют структурообразующий фактор, который является информативным при диагностике того или иного свойства личности.

Таким образом, Калягес обогатил графологию тремя учениями: об уровне форм (видах выразительных движений); о двойном толковании признаков почерка и о ритме.

Мне представляются правильными и современными идеи Л. Клягеса. Касающиеся двойственности признаков почерка, доминантности выразительного признака, соотношения между ритмом и тактом, а также между экспрессивными и изобразительными движениями.

Обобщая изложенное, можно отметить, что вышеназванными исследователями были предприняты попытки на научной основе связать графику письма с некоторыми психологическими особенностями личности пишущего. Безусловно, воззрения Г. Буссе, А. Веринара, А. Генце, Л. Клягеса, Ж. Крепье-Жамена, Ч. Ломброзо, Ж.И. Мишона, В.Прейера и других отличает односторонность. По мнению И.Ф. Моргеншрна, исследователям того времени не хватало личных многолетних наблюдений за почерком. Д.М. Зуев-Инсаров отмечал единичность и несистематизированность воззрений своих предшественников и коллег. А также тот факт, что в основу их изысканий были положены различные случайные и малозначительные признаки. Однако некоторые из графологических признаков, установленных Мишоном и его современниками, не потеряли актуальности и сегодня, хотя в то время отсутствие измерительного инструментария и статистической обработки заметно снижало значимость проводимого ими графологического анализа.

Читайте также: